На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность международной конкуренции и отличительные черты от конкурентоспособности фирмы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: Сущность международной конкуренции и отличительные черты от конкурентоспособности фирмы 

Содержание 

1. Введение 3
2. Глава 1. Особенности проявления международной конкуренции в современных условиях. 5
3 Глава 2. Конкурентоспособность  фирмы 16
4 Глава 3. Отличительные черты международной конкуренции от конкуренции фирм 23
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
6 Список используемой литературы 26
7 Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
     Современный мировой рынок представляет собой  сложную систему, постоянно меняющуюся от спроса и предложения товаров и услуг. На эти процессы оказывают влияние возникновение новых потребностей, новые технологические связи, новые организационные формы сотрудничества, новые методы конкуренции. Конкуренция — это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике Конкуренция образует диалектическое единство с монополией, они постоянно противостоят друг другу на рынке. Понятие конкуренции настолько многозначно, что не охватывается каким-либо одним определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, при котором один капитал соперничает с другим. Выступая главной сущностной чертой, свойством товарного производства, способом его развития, конкуренция выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса (НТП).[1, с.734]
       Однако в современной экономике все чаще термин «конкурентоспособность» используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли национальной экономики и др. и, наконец, конкурентоспособность государства. Системно это может быт представлено в виде многоуровневой модели, упрощенная схема которой представляет собой «пирамиду конкурентоспособности».
     Надо  отметить неразрывную связь современной  внутринациональной конкуренции с международной, а современные процессы глобализации обуславливают тот факт, что международная конкуренция не только усиливает проявление национальной конкуренции, но часто влияет на характер ее проявлений.
     Сущность, формы и методы конкуренции со временем претерпевают изменения. Произошел переход от свободной конкуренции к монополистической (олигополистической) конкуренции. Произошло смещение "центра тяжести" от ценовой к неценовой конкуренции (соперничество за достижение наиболее высокого качества товаров и услуг). При неценовой конкуренции главным инструментом борьбы становится качество товара, услуги. Важным средством конкуренции стала политика интенсивного внедрения в производство различных нововведений, изобретений, промышленных образцов.[2,с.727]
     Но  самым важным событием в эволюционном развитии мировой экономики в  течение XX столетия явилась интернационализация  конкуренции во многих ее сферах —  не только в обрабатывающих отраслях, но и — во все возрастающих размерах — также в сфере услуг. Конкурирующие фирмы проводят поистине глобальную стратегию: продают свою продукцию по всему миру; ищут материалы и компоненты также по всему миру; в целях экономии размещают производство во многих странах.
     На  международном рынке конкурируют  фирмы, а не страны. На современном этапе возможности фирм не ограничены пределами их страны базирования.
     Для понимания природы конкуренции  основной единицей является отрасль, то есть группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно  соперничающих между собой.[3,с. 605] 

     Целью работы является:
     1. Рассмотрение сущности международной  конкуренции в современных условиях. А именно: масштабность конкуренции,  роль НТР в конкуренции, ценовая  конкуренция   и факторы конкурентоспособности. 
     2.Определить  отличительные черты её от конкуренции фирм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Особенности проявления международной конкуренции в современных условиях. 

     1.1 Конкуренция ее развитие и особенности в современное время
     Усиление  конкурентной борьбы на мировом рынке  и выдвижение на первый план проблемы конкурентоспособности в начале 21 века прямо и косвенно сопряжены с объективными сдвигами в производстве на современном этапе научно-технической революции.
       Структурные сдвиги, за счет которых  происходит рост производства, могут быть внешними по отношению к отдельной фирме-производителю и внутренними, если они происходят внутри ее самой.
     Внешний эффект масштаба – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы  в результате роста масштабов  производства в отрасли в целом. Он предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. Обычно в этом случае рынок остается в достаточной степени конкурентным, что сближает закономерности торговли на базе этой модели с классическими теориями международной торговли, предполагавшими наличие совершенной конкуренции. Это означает, что экспортеры могут продать сколько угодно много товара по текущей цене, на которую они не могут оказать влияния.
     Внутренний  эффект масштаба – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее производства. Он предполагает, что объем производства товара остался прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. В большинстве случаев это ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечить увеличение объема продаж за счет снижения цены.
     Экстремальным случаем внутреннего эффекта  масштаба является чистая монополия – ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своих товаров.
     Масштабность  конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный  обмен под воздействием МРТ, международной  специализации и кооперации в самых различных областях.[4, с. 256]
     Интернационализация хозяйственной жизни расширяет  базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами  в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К  соперничеству стран с традиционно  развитым экспортом присоединяются новые, предпринимающие решительные попытки изменения ситуации на мировом рынке в свою пользу. Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций.
     Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов: идет быстрое обновление ее форм и методов, усиливается поиск новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта. Особый динамизм конкуренции придает НТР. Везде, где развертывается соперничество за снижение издержек производства, повышение качества и максимизацию прибыли, НТР выступает не только действенным средством конкурентной борьбы, но и ее мощным катализатором. Активное и многоплановое воздействие НТР на формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения имеет место на всех уровнях мирохозяйственных отношений. Столь универсальное присутствие НТР объясняется ее непосредственной связью с процессом развития производительных сил, с материальной основой жизни современного общества.
     Использование достижений НТР открывает широкие возможности для обновления товарной номенклатуры, для оперативного реагирования на изменение рыночного спроса, на удовлетворение растущих требований к качественным характеристикам изделий. Сегодня новизна стала одним из ключевых факторов конкурентоспособности.
     Анализ  мирового экспорта промышленной продукции  показывает, что среди товаров, экспорт которых растет наиболее быстрыми темпами, преобладают товары, быстро обновляющиеся под воздействием НТР, а именно: интегральные схемы, ЭВМ, коммуникационное электронное оборудование, бытовое и промышленной электротехническое оборудование, авиадвигатели и др.
     У компаний, успешно освоивших выпуск принципиально новых товаров, в  течение 5-10 лет после их внедрения  в производство темпы роста прибыли в два раза выше, чем у конкурентов, продолжавших выпуск традиционной продукции. Рыночный успех новых товаров, в отличие от традиционных, может достигаться при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товара. Это является убедительным аргументом в поддержку концепции возрастания роли неценовых форм конкуренции.[5, с. 3-9]
     Сегодня ценовая конкуренция в значительной степени ограничена. Мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления товаров. Снижение цен становится возможным благодаря использованию достижений НТР, обеспечивающих резкое снижение издержек производства. Но снижение цен – обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя.
     Переносу акцентов конкурентной борьбы в область неценовых факторов в известном смысле способствует и появление большого числа технически сложных изделий, что ведет к практически повсеместной трансформации понятия цены как таковой в многоэлементную цену потребителя, отражающую всю сумму расходов покупателя, необходимую для полноценного потребления товаров на протяжении всего срока его службы. Лежащие за пределами цены, но имеющие стоимостную основу элементы цены потребления все больше становятся объектами конкурентной борьбы, которая уже не может быть прямо отнесена к ценовой. Значение цены как центра, вокруг которого долгое время колебались покупательские предпочтения, относительно падает, уступая место таким ценовым параметрам, как качество, новизна, прогрессивность и надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации и т.п. Эти параметры, формируя новую систему потребительских ценностей, образуют новые «эпицентры» конкурентной борьбы.
     Чем шире спектр потребительских требований и выше их уровень, тем жестче требования к экспортерам, к их конкурентоспособности. Ведь конкурентоспособный товар может производить только конкурентоспособная фирма, для которой необходимо такое условие, как конкурентоспособность ее страны.
     Конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.
     Проблемой оценки конкурентоспособности национальной экономики западных стран занимаются многие научно-исследовательские организации — как региональные (например, "Европейский форум по проблемам управления" с центром в Женеве), так и международные (например, Всемирный экономический форум со штаб-квартирой в Женеве, Международный институт менеджмента и развития в Лозанне). При этом понятие "конкурентоспособность" определяется ими в целом как '[реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов". Для определения конкурентоспособности используются более 300 показателей и свыше 100 оценок международных экспертов-экономистов.
     Факторы конкурентоспособности
     Для определения конкурентоспособности  страны используется около 340 показателей и более 100 оценок экспертов-экономистов. Данные анализа группируются в 10 факторов, а именно:
     1) экономический потенциал и темпы роста экономики;
     2) эффективность промышленного производства;
     3) уровень развития науки и техники,  темпы освоения научно- технических достижений;
     4) участие в МРТ;
     5) динамичность и емкость внутреннего  рынка;
     6) гибкость финансовой системы;
     7) воздействие государственного регулирования  экономики;
     8) уровень квалификации трудовых  ресурсов;
     9) обеспеченность трудовыми ресурсами;
     10) социально-экономическая и внутриполитическая  ситуация.
     Так, в конце 2010 г. Всемирный экономический  форум и Международный институт менеджмента и развития подготовили доклад об уровне конкурентоспособности 48 стран мира. Он основан на данных, предоставленных 23-мя международными экономическими институтами. При распределении стран по уровню конкурентоспособности были использованы 380 критериев экономической, социальной и политической сфер, а также мнения международных экспертов.
     Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия, Швейцария. При  этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис конкурентоспособности этих стран, но и степень адаптации экономики к эволюции мирового спроса; точный выбор национальной специализации, соответствующий внутренним возможностям; умение избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых рынков. В понимании глобальной структуры мирового спроса, в способности динамично на него реагировать, одновременно активно формируя его в нужном направлении и состоит секрет рыночного успеха ведущих мировых экспортеров. .[6, с. 36-49]
     1.2. Модели национальных конкурентных  преимуществ зарубежных стран на рубеже XX-XXI веков
     В развитии конкурентоспособности национальных экономик ряда ведущих стран Запада в конце XX столетия произошли поразительные изменения, связанные с отраслями, которые добились успехов на мировом рынке. Экономический рост представляет собой движение в сторону усложнения источников конкурентных преимуществ и укрепления позиций в высокоэффективных сегментах и отраслях. Данный процесс сопровождается быстрым ростом эффективности всей экономики. Некоторые страны продемонстрировали удивительно высокие темпы роста, другие столкнулись с большими трудностями в попытках удержаться на восходящей линии, и повышение эффективности здесь замедлилось. Чтобы разобраться в процессах экономического развития с точки зрения интересов конкуренции, необходимо использовать методологические и теоретические подходы, в основу которых положены методики изучения национальной экономики как единого целого. Хотя основной единицей анализа конкурентоспособности экономики страны являются отрасль или группа сопряженных отраслей (кластер), по существу, подъем экономики достигается одновременным развитием множества различных отраслей.[7, с. 69]
     Уровни  экономического развития различных стран можно представить в виде некоторого ряда стадий конкуренции. Эти стадии различаются по специфическим источникам достижения конкурентоспособности на мировом рынке, а также по видам и степени развития успешно функционирующих отраслей и кластеров. Выделение таких стадий представляет собой один из методов построения абстрактной модели национальной экономики. При отнесении национальной экономики к той или иной стадии за основу принимают уровень развития отраслей, участвующих в международной конкуренции. Прохождение каждой страной всех стадий не является неизбежным. Ни одна страна не проходит всех стадий развития конкуренции в точном соответствии с рассматриваемой здесь теоретической моделью, а отдельные из них могут даже миновать некоторые стадии. Поэтому прежде всего необходимо определить характерные признаки, оказывающиеся наиболее существенными для роста экономического благосостояния нации, которыми обладают отдельные отрасли экономики страны.
     Любая национальная экономика включает широкий  спектр отраслей, обладающих различными ресурсами для повышения своей конкуренто-способности. Даже в таких разных странах, как США и Германия, имеются отрасли, сохраняющие свои позиции в конкурентной борьбе исключительно благодаря природным богатствам, в то время как конкурентоспособность передовых отраслей опирается на более устойчивый и сложный фундамент.
     В соответствии с теоретическими подходами, сформулированными М. Портером в  его труде "Международная конкуренция", выделяются четыре особые стадии конкурентоспособности национальной экономики, соответствующие четырем основным движущим силам, или стимулам, определяющим ее развитие в отдельные периоды времени, — это фактор производства, инвестиции, нововведения и богатство. На трех первых стадиях происходит рост конкурентоспособности национальной экономики, что, как правило, сочетается с ростом благосостояния. На четвертой стадии рост постепенно замедляется и в конечном счете наступает спад. Выделение данных стадий позволяет показать, хотя и весьма схематично, как развивается экономика, какие специфические проблемы встают перед национальными фирмами на каждом этапе ее развития и каковы основные силы, обеспечивающие рост или застой экономики.[8, с. 45-50]
     Развитие  конкуренции на основе факторов производства
     На  данной стадии практически все национальные отрасли, успешно действующие на мировом рынке, достигают своих преимуществ в конкурентной борьбе почти исключительно благодаря основным факторам производства: природным, ресурсам, благоприятным условиям для выращивания урожаев различных сельскохозяйственных культур или избыточной и дешевой полуквалифицированной рабочей силе.
     В такой экономике конкуренция  между фирмами внутри страны ведется  исключительно на основе снижения цен  на продукцию в отраслях, где требуется  несложная или недорогая и доступная технология.
     Экономика на этой стадии весьма чувствительна  к мировым экономическим кризисам и изменению валютных курсов, которые  приводят к колебаниям спроса и относительных  цен. По существу, ни одна страна не миновала данной стадии развития конкурентоспособности экономики. Она характерна почти для всех развивающихся стран, а также стран с плановой экономикой. То же самое можно сказать о некоторых странах с высоким уровнем благосостояния, обладающих значительными природными богатствами, таких как Канада и Австралия. В то же время немногие страны преодолевают стадию факторов производства.
     В экономике, опирающейся на факторы  производства, круг отраслей, ориентированных  на внутренний рынок, расширяется путем  создания отечественных заменителей импортных товаров, что часто становится возможным благодаря мерам по защите внутреннего рынка от иностранных конкурентов. Однако уровень конкурентоспособности отечественных отраслей, производящих товары-заменители, недостаточно высок для выхода на мировой рынок, а при некоторых импортных ограничениях эффективность экономики может неуклонно снижаться.[9, с. 34-35]
     Развитие  конкуренции на основе инвестиций
     На  данной стадии конкурентное преимущество экономики базируется на готовности и способности национальных фирм к агрессивному инвестированию. Фирмы вкладывают средства в современное, эффективное оборудование и лучшую технологию, которые можно приобрести на мировом рынке. Инвестиции также направляются на покупку лицензий, создание совместных предприятий и другие средства повышения конкурентоспособности более современных и специализированных отраслей и сегментов.
     Способность национальной индустрии 'воспринять и  улучшить зарубежную технологию является решающим условием достижения данной стадии конкурентоспособности.[10, с. 243]
     Страны, их граждане и фирмы — все выступают  инвесторами экономики на данной стадии. Рост объема инвестиций приводит к созданию новых передовых факторов и развитию современной инфраструктуры. Увеличение численности технически ориентированного персонала и рост квалификации рабочих, все еще получающих относительно низкую заработную плату, дают возможность использовать более сложное оборудование и совершенствовать технологию. В дополнение к уже имеющимся управленческим связям с иностранными фирмами национальные фирмы устанавливают собственные каналы сбыта продукции на внешних рынках, а также прямые контакты с покупателями. Интенсивная внутренняя конкуренция в отраслях, добившихся выхода на мировой рынок, побуждает фирмы наращивать инвестирование с целью модернизации производственных процессов, снижения издержек, улучшения качества продукции и введения нового ассортимента. Существенным условием достижения этой стадии является то, что национальные фирмы легко предпринимают действия, связанные с риском, а также то, что рост числа аутсайдеров вызывает усиление внутренней конкуренции во многих отраслях.
     Принципиальным  отличием данной стадии от предыдущей является, как следует уже из ее названия, возможность и желание  инвестировать в развитие экономики, а эти факторы составляют более устойчивую базу конкурентоспособности.[11, с.428]
     Повышение конкурентоспособности на основе инвестиций возможно только в отраслях определенного  класса, для которых обычно характерны: высокая капиталоемкость, значительная экономия за счет масштабов производства, все еще большая доля ручного труда, стандартизированная продукция, слабое развитие вспомогательных служб и технологий. Развитие экономики на данной стадии характеризуется быстрым ростом занятости, заработной платы и стоимости факторов производства. Отрасли и сегменты, чувствительные к изменению цен, начинают терять свои конкурентные позиции. В целом же экономика становится менее уязвимой к мировым кризисам и изменению валютных курсов, чем на предыдущей стадии, хотя и остается еще довольно неустойчивой. В ряде отраслей неизбежны убытки, банкротства, потеря конкурентоспособности в связи с неудачным выбором зарубежных технологий, крупномасштабным производственным строительством и вытеснением национальных фирм из более развитых стран. Правильная экономическая политика государства на данной стадии содействует укреплению ресурсной базы конкурентных преимуществ. В условиях, когда конкуренция ведется главным образом на факторных издержках и требуется рост инвестиций в экономику, роль государства может быть весьма существенной. Она может выражаться в таких практических мерах, как направление капитала в определенные отрасли, поддержка фирм, действия которых связаны с риском, обеспечение временной защиты аутсайдеров в целях поощрения внутренней конкуренции и оснащения предприятий современным оборудованием, стимулирование приобретения иностранной технологии, поощрение экспорта. Государство на этой стадии играет ведущую роль в направлении инвестиций на создание и подъем факторов, хотя активность фирм в этой сфере также должна возрастать.[12, с. 333]
     Активное  инвестирование экономики может  происходить только при условии  общенационального признания приоритетности направления средств в производство и устойчивого экономического роста  перед текущим потреблением и распределением доходов. Такое признание было достигнуто, например, в последние десятилетия в Японии и Южной Корее. Эффективная экономическая политика на этой стадии, вероятно, требует принятия четких и жестких решений, а также установления целей на длительную перспективу. Требуются также настойчивые действия по улучшению качества факторов производства и направление средств прежде всего в те области, которые обеспечивают рост конкурентоспособности национальной экономики. Развитие некоторых отраслей может быть признано приоритетным. Часто требуются меры, ограничивающие власть крупных корпораций с целью обеспечения благоприятных условий для внутренней конкуренции.
     Предпосылки достижения "инвестиционной" стадии роста конкурентоспособности сложились уже давно. Значительные переливы капитала между странами — не новое явление, так же как и использование зарубежной технологии и специалистов. Например, в XIX веке в Германии тщательно изучали английские и французские технологии, приглашали специалистов из этих стран, чтобы обеспечить подъем ряда отраслей. Американская экономика тоже прошла через эту стадию. Однако гораздо быстрее, чем когда-либо раньше, переход в данную стадию происходил в послевоенный период. Она стала более доступной благодаря образованию гигантского мирового рынка сырья, технологий и капитала, а также благодаря более агрессивной экономической политике ряда стран.
     Лишь  немногие развивающиеся страны совершили  скачок к этой стадии. В послевоенный период это удалось только Южной  Корее. В экономике Тайваня, Сингапура, Гонконга, Испании и в меньшей степени Бразилии присутствуют некоторые признаки достижения стадии инвестиций, однако отсутствуют другие, не менее важные, как то: местные фирмы, успешно конкурирующие на международных « рынках; возможности самостоятельно совершенствовать зарубежные технологии на собственных предприятиях; международные каналы сбыта, контролируемые национальными фирмами; некоторые новые прогрессивные факторы производства и др.[13, с. 114-115]
     Развитие  конкуренции на основе нововведений
     На  данной стадии обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики  за счет факторных издержек становится все более и более редким явлением. Теперь не обладание факторами, а, напротив, нехватка их способствует возрастанию конкурентоспособности, стимулируя введение новых техники и технологии, Происходит рост числа и усложнение структуры университетов, научных учреждений и организаций инфраструктуры. Возникают новые механизмы формирования и непрерывного совершенствования факторов производства, все в большей степени ориентированных на потребности конкретных отраслей.
     На  данной стадии национальные фирмы не только применяют и улучшают заимствованные иностранные технику и технологии, но и создают новые их виды. Номенклатура продукции, производственные процессы, система организации сбыта — все аспекты конкурентной борьбы находятся в постоянном развитии. Благоприятное состояние спроса, налаженная система поставок, специализированные факторы и развитие родственных отраслей позволяют фирмам обеспечить устойчивость процесса нововведений. В этом процессе возникают новые отрасли хозяйства.
     Кроме того, данная стадия характеризуется  внушительным объемом прямых инвестиций в зарубежную экономику.
     Конкуренция на основе нововведений может иметь место в странах, находящихся на разных уровнях развития экономики. Первоначально несколько отраслей проявляют инициативу в достижении конкурентных преимуществ более высокого уровня путем внедрения нововведений. Затем этот процесс распространяется на другие отрасли. Развитие вширь создает потенциал для перелива капитала и перекрестного финансирования отраслей, что весьма существенно для стимулирования экономического роста.
     Еще одна характерная черта стадии нововведений, отражающая рост конкурентоспособности индустрии,— укрепление международных позиций в сфере услуг, формирование высокоразвитой национальной сферы услуг, стимулируемой сложной структурой спроса. Страны, экономика которых находится на одной из предшествующих стадий, редко достигают успеха на международных рынках услуг. На стадии нововведений передовые фирмы проявляют весьма разнообразные потребности в создании и совершенствовании сервисных подразделений, включая службы маркетинга, организацию производства и контроля.
     Роль  государства на данной стадии заметно отличается от той роли, которая характерна для предшествующей стадии. Изменяются сам способ, или тип государственного вмешательства в экономику и философия такого вмешательства.
     На  этой стадии наиболее эффективны мероприятия, связанные с косвенным государственным воздействием, такие как стимулирование создания новых, более прогрессивных факторов, повышения качества внутреннего спроса; поощрение внутренней конкуренции и др.
     Из  развитых стран Великобритания достигла стадии нововведений в первой половине XIX века, США, Германия и Швеция — в пределах нескольких десятилетий на рубеже XIX-XX столетий, Италия и Япония достигли этой стадии только в 70-е годы XX столетия.[14, с. 231]
     Конкуренция на основе богатства
     Стадия  конкуренции на основе богатства, в отличие от трех первых, в конечном счете ведет к спаду производства.
     Движущей  силой экономики является уже  достигнутое изобилие. Главная проблема состоит в том, что экономика, приводимая в движение богатством, созданным раньше, начинает утрачивать способность к упрочению завоеванных позиций и преимуществ. Это происходит главным образом потому, что заинтересованность инвесторов, менеджеров и индивидов смещается в направлении, подрывающем устойчивость процессов инвестирования и нововведений, и, следовательно, экономический рост. На данной стадии фирмы начинают уступать свои позиции в международной конкуренции. Это происходит главным образом потому, что они больше внимания уделяют сохранению своих прежних позиций, нежели их усилению; уменьшается заинтересованность компаний в наращивании инвестиций. Замедление нововведений ведет к снижению привлекательности вложения денег в индустрию; инвестирование финансовых средств вытесняет инвестирование средств производства.
     Иностранные компании, во все большей степени  овладевающие конкурентными преимуществами, начинают скупать национальные фирмы и подчинять их деятельность своим глобальным стратегиям. Помимо этого иностранные фирмы размещают в стране свои филиалы, что создает неблагоприятные условия для отечественных конкурентов в данной сфере производства и в итоге ведет к уменьшению их доли.
     Как только фирмы теряют конкурентные преимущества высокого порядка, происходит падение  национального производства в отраслях, и тогда местные фирмы обращаются к ценовой конкуренции. В то время как стадия нововведений создает условия для устойчивого роста конкуренто-способности в относительно большом числе отраслей, стадия богатства, напротив, сужает круг отраслей, которые могут поддерживать свои конкурентные преимущества на высоком уровне.[15, с. 15]
     Однако  пока страна не достигнет определенного  уровня дохода и накоплений, главная  опасность, стоящая перед ней, —  не переход в стадию богатства, а  постепенное откатывание назад. Угасание конкуренции, запаздывание с  созданием новых факторов, падение мотивации и ухудшение качества спроса — все эти явления ведут к снижению скорости модернизации и обновления. Характерным примером страны, стоящей перед лицом такой опасности, является современная Дания. Как только теряются позиции в передовых отраслях и сегментах, неизбежно следует понижение заработной платы и уровня жизни.
     Анализ  экономического развития промышленно  развитых зарубежных стран в первой половине 21 столетия обнаруживает большие  расхождения в моделях национальных-конкурентных преимуществ. Так, Германия имеет давно установившиеся позиции лидера в химической промышленности, во многих видах машиностроения и производстве автомашин высокого качества; Швеция — в специальных сортах стали, тяжелых грузовиках и горнодобывающем оборудовании; Швейцария — торговле, текстильном машиностроении, фармацевтике  и производстве часов шоколада; Италия — в производстве шерстяных тканей; изделий из кожи и роботов; Соединенные Штаты — в производстве моющих средств, медицинского оборудования и  самолетов. Эти различия не новы. Некоторые национальные конкурентные преимущества имеют столетнюю историю.[16, с. 456]
     Можно сделать вывод, что различия в  национальных конкурентных преимуществах  разных стран ныне стали более  ощутимыми. Возрастающая интернационализация производства предоставляет все больше и больше национальных отраслей (как производственных, так и обслуживающих) "в распоряжение" наиболее удачливых соперников на мировых рынках. При этом следует учитывать, что национальные преимущества установились в определенных отраслях промышленности, даже скорее в сегментах отраслей промышленности, а не в целых секторах.
     Национальное  экономическое процветание, однако, зависит не только от установившейся модели конкурентных  преимуществ, но в большей мере от способности экономики страны совершенствоваться с течением времени. А совершенствование экономики — это прежде всего результат  расширения и улучшения конкурентных преимуществ фирм страны. Такое совершенство-вание способствует росту продуктивности, сохраняя в то же время полную занятость. И наоборот: низкий темп или отсутствие совершенствования ведут к замедлению роста продуктивности в традиционных отраслях промышлен-ности и к потере конкурентных позиций в некоторых новых высоко-продуктивных отраслях без достаточного возмещения потерь в других.
     Высказанные выше положения и выводы, вытекающие даже из такого краткого рассмотрения динамики развития национальной экономики  зарубежных стран в современную  эпоху, полезно учитывать в разработке экономической политики российского правительства по переводу страны на рыночные условия хозяйствования и более глубокой ее интеграции во всемирное хозяйство, выбору направлений и определению факторов, способствующих повышению ее международной конкурентоспособности.
     1.3 Особенности конкуренции в России
     В годы плановой экономики в нашей  стране конкуренция не играла той  роли, которая ей отводится при  рыночных методах хозяйствования. С  точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.[17, с. 23]
     С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в  экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
     Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
     Сейчас  в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий  и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется  монополизм, который выражается в  нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики?
     В первую очередь – благоприятная  конкурентная среда. Формирование конкурентной среды – сложный процесс с  точки зрения практики и четкости определения ее содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально – экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно – денежный обмен, организованный по законам товарного производства. 

     Глава 2. Конкурентоспособность фирмы
     Конкурентоспособность фирмы - понятие относительное. Она  может быть выявлена и оценена  только путем сравнения фирм, выпускающих  аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.[18, с. 91]
     Теория  конкурентоспособности фирмы и  ее конкурентных преимуществ разработана  в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции  в развитии мировой экономики  потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.[19, с. 79]
     2.1. Механизм обеспечения конкурентоспособности фирмы
     Конкурентные  преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с  так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с  другими продавцами аналогичной продукции, фирмами - потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы. Аналитическую концепцию взаимодействия основных конкурентных сил можно представить в виде следующей схемы (рис. 1)
     Модель  пяти сил (направлений) конкуренции - это  эффективный метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение  фирмы на рынке. Эта модель дает возможность  более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ.
     Каким образом фирма отстаивает свои преимущества в противодействии основным конкурентным силам? Каковы особенности этого  процесса в современных российских условиях?
     Конкурентная  сила поставщиков  в экономических  ресурсах  определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В свою очередь, усилению конкурентных позиций фирм - потребителей ресурсов способствует расширение круга поставщиков, включая возможность переключения фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.
     Одним из наиболее эффективных методов  усиления позиции фирм - покупателей  ресурсов является проведение стратегии, направленной на установление контроля над фирмами - производителями сырья или поставщиками комплектующих изделий путем создания вертикально-интегрированных компаний. К положительным моментам вертикальной интеграции относятся: большая защищенность от колебаний цен на ресурсы, большая надежность поставок, а также более эффективная координация различных этапов производства, объединенных в единую технологическую цепочку.
     В условиях современной России вертикальная интеграция получает значительное развитие посредством создания холдингов или финансово-промышленных групп.
     Конкурентная  сила покупателей возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия - потребители инвестиционных товаров, а также физические лица - конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействие на фирмы-производители через влияние на цены потребляемых товаров и услуг, требования к их качеству и послепродажному обслуживанию. Для обеспечения устойчивого гарантированного спроса на свою продукцию и реализацию ее на благоприятных условиях фирмы-производители во многих случаях стремятся углубить дифференциацию производимой продукции с тем, чтобы занять новые ниши на рынке и снизить свою зависимость в первую очередь от покупателей крупных партий товаров.
     Немаловажное  значение, особенно в условиях России, имеет расширение прямых поставок с  предприятий, минуя торгово-посредническую сеть, предоставление отсрочек по платежам за приобретенную покупателями продукцию, применение различных схем льготного кредитования физических лиц - конечных потребителей товаров.
     Одним из наиболее эффективных средств  усиления позиций фирм-производителей в отношении покупателей является применение стратегии расширения сферы  деятельности фирм за счет : приобретения торгово-посреднических компаний или установления контроля над структурами, находящимися между фирмами и конечными потребителями их продукции, т.е. сбытовой сетью (каналами сбыта).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.