На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимосвязь системы права и системы законодательства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Введение  …………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Система права и система законодательства…………………………...4 


1.1. Общая характеристика системы права……………………………………...4 

1.2. Общая характеристика системы законодательства………………………11 

Глава 2. Взаимосвязь системы права и системы законодательства………….16 

      Соотношение и взаимосвязь системы права  и системы законодательства………………………………………………………….16
 
      Проблемы  законодательного развития………………………………….19
 
Заключение  ………………………………………………………………………24 

Список  используемых источников и литературы……………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

      Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового  характера. Одновременно с формированием  новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; увеличение массива технико-юридических предписаний.
      Четкость, логичность и последовательность нормативных  актов говорит о характере  государственного режима, существующего в стране. Несомненна актуальность данной проблемы. Особую важность она приобретает в процессе построения правового государства, потому что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека. Свободным и защищенным чувствует себя человек, который знает, что существующие нормативно-правовые акты закрепляют его права и обязанности, что законы не имеют обратной силы и т.п.
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Система права и система законодательства. 

1.1. Общая характеристика системы права 

     Право того или иного государства по своей сущности представляет собой  совокупность огромного количества правовых норм, регулирующих различные  правоотношения. Однако во избежание  правового и смыслового хаоса, все эти нормы должны быть внутренне согласованы, организованы, структурированы, приведены в логически непротиворечивую систему. Само понятие “система” предполагает некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (координации, соподчинении, функциональной зависимости и т.д.). Именно системность права является одним из главных критериев его развитости, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания.
     Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений1. Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом. Последнее, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содержания и формы, имеет собственное содержание и источники развития. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности.
     Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации.
       Не следует смешивать понятие  «система права» и «правовая  система». В первом случае речь  идет  внутреннем строении права,  взятом в качестве отдельного  явления, а во втором – о правовой организации общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система прав выступает лишь одной из слагаемых правовой системы, ее центральным элементом.
     Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм, при этом это строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. В любом типе права между конкретными его нормами всегда присутствуют элементы общего и единичного, сходства и отличия, самостоятельности и зависимости.
          Система права характеризуется следующими чертами:
      а) единством и согласованностью норм, ее составляющих. Все нормы, из которых складывается система права, представляют собой части целого права. Они тесно связаны друг с другом, согласованы и взаимодействуют между собой. Это обусловлено единством целей и задач, решаемых государством с помощью права, единой волей государства, выраженной в праве.
      б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права. Это объясняется определенными различиями, которые и обусловливают группировку норм права по отраслям. Различия норм единого права неизбежны, ибо нормы каждой отрасли регулируют разные по содержанию и характеру общественные отношения и разными методами.
      в) объективностью строения. Она образуется в соответствии с объективно существующими общественными отношениями. Система права отражает структуру (систему) реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права.
      г) иерархичностью. Она складывается из норм разной юридической силы. Есть нормы высшего иерархического порядка с высшей юридической силой и нормы низшего иерархического уровня, подчиненные нормам высшего уровня. Иерархичность норм системы права обусловлена иерархичностью органов государства, издающих нормы права.
          д) непротиворечивостью.
        Законодатель может вносить в  систему права известные коррективы, изменения, но в принципе система  права от него не зависит,  нельзя ее заново создать, отменить, «перестроить». Плохо “вписанный” в систему права нормативно-правовой акт будет не просто бездействовать, но даже способен оказать разрушительное воздействие на правовой механизм в целом.
       Чтобы познать и освоить право как систему, необходимо выявить основания построения юридических норм, для этого нужно использовать следующие подходы и измерения, раскрывающие основные формы существования и логику развития правовой материи.
        С позиции генетического подхода  можно выделить первичные и производные от них критерии. В качестве первичного, т.е. естественного критерия по отношению к праву выступает человек. Производным выступает, прежде всего, государство и общество. Отсюда берется разделения права на позитивное и естественное. Под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа, т. е. те права и обязанности, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе.  Позитивное право представляет, собой систему норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих  от государства и общества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах. При этом все правовые системы современного позитивного права основаны на естественном праве, то есть содержат естественно-правовые начала.
      Также на основе этих критериев  происходит деление права на  частное (направленное на удовлетворение  потребностей и защиту интересов  отдельных лиц) и публичное  (охраняет интересы государства).
     В частном праве выражаются частные интересы отдельных лиц, в публичном — интересы государства. В частном имеет место децентрализованное регулирование общественных отношений, в публичном — централизованное регулирование общественных отношений государственной властью. В частном инициатива защиты прав исходит от заинтересованного лица, в публичном — от государства. В частном действует презумпция “Все, что не запрещено, разрешено”, в публичном “Все, что не разрешено законом непосредственно запрещено”.
     Итак, система права в целом состоит из систем публичного и частного права. Система публичного права состоит, в свою очередь, из конституционного, административного, финансового, уголовного, экологического, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права, а также части международного публичного права, которая выступает источником российского права. Система частного права состоит из гражданского, семейного, трудового, земельного, международного частного права.
     В любой отрасли частного права  присутствуют публично правовые моменты, в любой отрасли публичного права — моменты частноправовые.
        Исторический подход позволяет  проследить весь путь становления  права как системы. Общим видимым  критерием здесь выступает источник  права, анализ которой дает  возможность обозначить преимущественные системаобразующим начала, характерные для той или иной системы права. В соответствии с этим различают традиционное право, прецедентное право, договорное право и право законов.
       Системно-структурный срез обозначает  пространственное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Первичным и структурным элементом права выступает – норма права, которая имеет свои социокультурные характеристики, свои специфические признаки. Норма права – это правило не только единичного случая, но для всей органической суммы таких однотипных случаев. И в этом заключается ее большая социальная ценность.
     Признаками нормы права является:
- общеобязательность;
- неперсонифицированность;
- формальная  неопределенность;
- системность;
- неоднократность;
- государственное  принуждение.
       Норма права самостоятельно регулирует  какую-то одну сторону общественного  отношения. Для правового регламентирования   отношения требуется воздействие  комплекса норм.
     Следующим структурным элементом выступает институт права.
     Институт  права — это центральный элемент системы права, состоящий из совокупности правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Ему свойственна однородность фактического содержания, юридическое единство правовых норм, нормативная обособленность и полнота регулируемых отношений.
     Правовой  институт призван обеспечить беспробельность  регулируемых им отношений. По этой причине  любой институт права выполняет  свойственную только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.
     По  своему содержанию институты права  бывают простые и сложные. Простой  институт включает в себя правовые нормы только одной отрасли права. Например, институт заключения брака, институт алиментных обязательств в семейном праве, институт поручительства, исковой давности в гражданском праве, институт преступления, наказания, необходимой обороны в уголовном праве.
     Сложный институт права представляет собой  совокупность норм из различных отраслей права, регулирующих родственные и взаимосвязанные отношения. Например, институт собственности является одновременно предметом регулирования конституционного, административного, гражданского, семейного и иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты. Так, институт ренты включает в себя субинституты — постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением.
     Институты права можно также разделить  на материальные и процессуальные, регулятивные и охранительные.
         Критериями деления права на  отрасли и институты выступают  предмет и метод правового  регулирования.
      Предмет правового регулирования  – это фактические отношения  людей, объективно нуждающиеся  в правовом опосредовании. Им  присущи следующие черты:
      это жизненно важные для человека и его объединений отношения;
      это волевые, целенаправленные отношения;
      это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;
      отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль.
       Метод правового регулирования – это совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету процессуальных характер.
     При регулировании общественных  отношений используются такие  методы, как императивный и диспозитивный,  альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит о содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Данные методы могут действовать как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом. Часто используемыми методами являются императивный метод – построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим, диспозитивный метод – применяется в отраслях частного права.
     Также выделяются такие структурные элементы системы права как:
    отрасль права;
    подотрасль права;
    субинституты
        Именно структурные элементы  образуют юридическую ткань рассматриваемого  явления.
       Система права представляет собой  сложное, полиструктурное  динамическое  образование, в котором четко выделяются четыре степени:
    структура отдельного нормативного предписания;
    структура правового института;
    структура правовой отрасли;
    структура права в целом.2
        Все эти уровни субординарны, логически и функционально предполагают  друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную  конструкцию.
     В итоге систему права можно  кратко определить как совокупность  взаимосвязанных между собой  юридических норм, институтов и  отраслей, характеризующихся внутренним  единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений. 
 
 
 
 
 
 

1.2. Общая характеристика  системы законодательства. 
 

     Во  многих нормативных актах употребляются  термины «законодательство», «система законодательства», а в юридической литературе – также «систематизация законодательства». Хотелось бы отметить что, эти понятия не идентичны. Если первое определяет внутреннее построение всего права вообще, разграничение его норм по отдельным институтам, подотраслям и отраслям, то второе имеет отношение к внешним формам выражения права.
         Обычно под законодательством понимают совокупность законов и подзаконных нормативных актов. Законодательство - это система нормативно-правовых актов, построенная на принципах координации и субординации ее структурных элементов. Данная система является внешним выражением системы права.
         Нормативно-правовые акты являются результатом правотворческой деятельности. Нормативно-правовые акты - это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы. Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовали правовой обычай и судебный прецедент.
      Нормативно-правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; имеет установленную форму и реквизиты; порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.
      Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Во-первых, они имеют государственно-властный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-правовые акты. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций.
      Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются  строго определенными субъектами, специально уполномоченным на то государством. При  этом каждый субъект правотворческой  деятельности связан рамками своей  компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.
      В-третьих, указанные акты принимаются с  соблюдением определенной процедуры, а также требований к содержанию и форме и представляют собой  акт - документ.
      В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия.
      В-пятых, нормативные акты всегда содержат юридические  нормы, т.е. правила поведения общего характера (отсюда и название – нормативный  акт).
      Нормативно-правовые акты классифицируются по следующим основаниям:
      По  юридической силе различают законы (акты, обладающие высшей юридической  силой) и подзаконные акты, принимаемые  на основе и во исполнение законов  и им не противоречащие. Абсолютно  все нормативно-правовые акты, кроме  законов, являются подзаконными.
     В зависимости  от оснований можно  выделить следующие системы законодательства: горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную.
       Горизонтальное (отраслевое) строение  системы обусловлено предметом  правового регулирования – фактическими общественным отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права.
     Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.
     Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:3
     • федеральное законодательство (Конституция  РФ, основы законодательства, федеральные  законы, указы Президента, постановления  Правительства РФ и иные нормативные  акты Федерации);
     • законодательство субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);
     • законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).
        Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).
       В связи с усилением роли закона в регулировании общественных отношений и необходимостью подчинить закону ведомственное нормативное регулирование нередко в специальной (юридической) и публицистической литературе высказывается мысль о том, что под законодательством следует понимать только совокупность законов. Именно их предлагается называть законодательными актами.
      Слово «закон» в специальной и популярной литературе, в бытовой речи зачастую обозначает общеобязательное правило, обеспеченное принудительной силой государства. В таком понимании закон отождествляется, по существу, с правом. Но в строгом юридическом смысле закон это правовой акт, обладающий специфическими, только ему присущими признаками.
      Во-первых, закон - акт высших представительных органов Российской Федерации. Законы, принимаемые представителями всего населения, в наибольшей степени выражают интересы народа, являются актами первичного характера, формулируя и закрепляя отправные начала для всей системы законодательства.
     Во-вторых, законы регулируют наиболее важные общественные отношения. Посредством законов и, прежде всего конституции, закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, структура, функции государственной власти и управления и т.д. Законами определяются формы и виды собственности, основы налоговой политики, предпринимательской деятельности, приватизации, образования и другие важные направления жизнедеятельности общества и государства.
      Высшая  юридическая сила законов выражается в том, что все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов, в соответствии с ними и им противоречить не могут. Верховенство закона проявляется не абсолютно, а применительно к конкретным нормативным актам, в сопоставлении с ними. Свое практическое выражение оно находит в подчиненности всех нормативных и правоприменительных актов закону, в соответствии актов нижестоящих органов вышестоящим. Закон создает возможность для подразделения всех нормативных актов на собственно законы и другие акты, объединяемые понятием «подзаконные». Последние не могут изменить или отменить закон, а наоборот, должны соответствовать законодательным нормам.
      Закон - это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Законы, как и другие нормативно-правовые акты, представляют собой результат правотворчества. Но их разработка и принятие имеют свои особенности, обусловленные местом и ролью закона в правовой системе общества.
     Таким образом, законодательство - это система нормативно-правовых актов, построенная на принципах координации и субординации ее структурных элементов. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Взаимосвязь системы  права и системы законодательства. 

2.1. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства. 
 

     Систему права и систему законодательства можно соотнести между собой  как внутреннее содержание и внешнюю  форму. Система законодательства — это объективное, конкретное выражение системы права. Система права — это прежде всего научно-доктринальная основа, концептуальная модель правоустанавливающей деятельности, она носит относительно объективный характер и в минимальном отношении зависит от воли законодателя. Система законодательства наоборот — полностью является детищем законодателя, она подвержена не только воздействию субъективного фактора во всем его многообразии.
     Вместе  с тем структура системы права  не может быть раскрыта с достаточной  полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство- это форма существования, прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но законодательство не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними возникает за счет предмета регулирования и интереса законодателя в рациональном, комплексном построении источников права. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражение объективно существующей структуры права.4
     Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.
     Однако, не смотря на взаимосвязь, система права  и система законодательства не тождественны, они имеют  существенные различия и несовпадения.
     Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом  системы законодательства выступает  нормативно-правовой акт.
     Среди отраслей законодательства можно выделить: во-первых, одноименные с отраслями права (уголовное, гражданское, семейное); во-вторых, комплексные отрасли, состоящие из комбинации норм различных отраслей права; гражданского, уголовного, конституционного и др. (хозяйственное, аграрное законодательство, законодательство об охране здоровья, об образовании, науке и т.д.); в-третьих, отрасли, связанные с определенными сферами государственного управления (законодательство о водном транспорте, о таможенной деятельности и т.д.). По этой причине количество отраслей законодательства превышает количество отраслей права.
     Система права несколько шире системы  законодательства, у нее значительно  больше источников — она находит  свое отражение не только в позитивном праве, но также в обычном праве, в принципах права, в правовых доктринах, в договорах, содержащих нормы права, в судебных прецедентах, в правосознании.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.