На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Культура Узбекистану

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Міністерство  освіти і науки України
Запорізький національний технічний університет
                                                Факультет міжнародного туризму та управління
                                                       Кафедра «Журналістики» 
 
 

Контрольна  робота
з дисципліни
Культурологія
Тема: «Культура  Узбекистану» 
 
 
 
 

Виконала:                                           
                                                             
 
 
 

Перевірила:                                          
 
 
 
 

Запоріжжя 2008
    План 
 
 

    1.Архитектура. Народное зодчество.
    Декоративно – прикладное искусство…………………………..3- 6 

    2.Архитектура конца 19— начала 20 в.в…………………………6-10 

    3.Изобразительное искусство…………………………………….10 -13 

    4.Изобразительное искусство У. 2-й пол. 50—60-х гг
    Декоративно – прикладное искусство Советского Узбекистана.15-17 

5.Литература. ………………………………………………………17-18
  Узбекская  советская литература 

    6.Музыка. Вывод……………………………………………………18
    7.Список  литературы………………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    В19 в. Территория Узбекистана входила  в состав позднефеодальных государств – Бухарского, Хивинского и Кокандского  ханств, между которыми велись беспрерывные войны. 
     Архитектура
    С конца 18 в. Вновь застраивались города, разорённые в 1-й половине 18 века междоусобицами и набегами кочевников. Монументальная архитектура в оснавном следовала традиционным схемам (медресе Хивы, Коканда, Андижана, Ташкента). Дворцы правителей (Таш-Хаули в Хиве, Худояр-хана в Коканде, Ситораи-Махи-хаса в Бухаре) отличаются пышным многоцветным декором (резьба по дереву и ганчу, иногда с подкраской; орнаментальные росписи). В разнообразии и сложности узоров (геометрические плетёнки, растительные арабески, надписи) и виртуозности исполнения с применением различных техник резьбы и росписи появились неудержимая фантазия и накопленное веками мастерство народных орнаменталистов, искусство которых находило широкое применение также в оформлении богатых жилых домов, квартальных и сельских мечетей.
    Народное  зодчество
     В типологии народной жилой архитектуры Узбекистана различается несколько региональных школ. В ферганских хилых домах большую роль играют раздвижные стены и ставни, позволяющие трансформировать помещение в любое время года; украшением жилища служат стенные ниши, резьба по ганчу, потолочные росписи. В самаркандских городских домах выделяются айваны с фигурными колоннами, настенными орнаментальными росписями и резьбой по ганчу; сельские усадьбы («курганча»), огражденные пахсовыми стенами с башенками и зубцами, имитируют формы крепостной архитектуры; их декор составляют резанные по глине геометрические орнаменты символического характера. Аналогична сельская усадьба («хаули») Хивинского оазиса.  Хивинские городские дома, украшенные богатой деревянной резьбой (колонны, двери, решетки), имеют замкнутый дворик с 1-2 полузамкнутыми айванами на строенных колонах. В бухарском жилище выделены зимние и летние помещения и гостиная («михманхана»), оформленная нишами, сталактитовыми карнизами, орнаментальной резьбой и росписью; на продольной стороне двора расположен высокий колонный айван, а на крыше – небольшая крытая терраска («айванча»).
    Декоративно – прикладное искусство
    Узбекистан  в 19 веке продолжало  сохранять многообразие видов и преемственность традиций, локальные особенности и черты  общности. Лаконизму, целесообразности и пластической выразительности произведений сопутствовало искусное соподчинение формы и декора, которой отличался орнаментальной насыщенностью. В орнаменте преобладали изображения вьющегося цветущего побега («ислими»), а также растительные, эпиграфические, геометрические, космогонические, зооморфные (стилизованные изображения рогов, звериных и птичьих лап и следов) и предметные (чайник, нож, кувшин, пиала) мотивы. Разработанности и богатству орнаментальных форм соответствовали виртуозный рисунок, красочность цветовой палитры, музыкальная плавность линий и живопись.
    Широкое распространение получило ткачество (гл. центры – Бухара, Маргилан, Андижан, Самарканд, Хива, Ташкент). Изготовлялись  хлопчатобумажные ткани: одноцветные гладкие, белые или окрашенные (например пурпурный «кумач» или «ренген»; окраска достигалась длительной обработкой растительными красителями), шёлковые парча, атлас, «абришим»,»шохи» и др. ткани, среди которых выделялись материи с радужным узором «абр» (результат окраски нитей основы способом резервации), в расплывчатых стрельчатых формах и живописной игре цветовых пятен которого можно угадать изображение дерева, куста, цветка или плода, пиявки, солнца и др.
     Вышивкам присущи живопись и гармония многоцветья (выполненные тамбурным швом шёлковые сюзане из Шахрисабза с тонкой проработкой деталей растительного узора). Из письменных источников известно о существовании в 18 в. Расшитых красочных тюбетеек. В художественных изделиях 19 в. Орнамент становится несколько строже, сдержаннее, утонченнее. Вышивка как традиционное домашнее производство дольше удерживает черты искусства 18 века. Изделия 1-й половины и сер. 19 века с богатым цветочным узором (иногда с изображениями птиц среди ветвей) создавали лирический образ пышно цветущего сада (Бухара, Самарканд, Нурата). В Шахрисабзе разрабатывался радужный узор абр. В 19 веке в Ташкенте наряду с графической изящной вышивкой «гулкурпа» выполняли т.н. поляки с многочисленными малиновыми розетками в окружении сине-зеленой листвы. Изготовляли тюбетейки, расшитые яркими шелковыми нитями по разноцветной ткани (зеленые или лиловые с фигурным медальоном – в Коканде, Маргилане; черные с мотивом миндаля («бодом»)- в Чусте; сплошь вышитые крестом многоцветные («ироки») – в Шахрисабзе; украшенные редкими малиновыми цветами и белым узором с тонким  черным контуром на белом, зашитом шелком фоне («уткур») в Ташкенте).
    Золотое шитье ( парадные одежды, убранства  коня, предметы роскоши) предназначалась  для узкого круга знати.  В18 в., по свидетельству письменных источников центрами золотошвейного искусства были Бухара (известно имя одного из золотошвеев – Фитрата- зардуза, 1664 – 1721, поэта и философа), Самарканд и Ташкент. В19 веке  наиболее искусные золотошвеи работали в придворных мастерских Бухары. Лучшие произведения отличалось удачно найденным соотношением фона ( матовый глубокий тон бархата) и мерцающего ажурного золотого и серебряного узора, умением выявить декоративные свойства драгоценного материала.
    Ковроделие, как и вышивка, носила характер домашнего женского производства ( ворсовое и паласное ткачество; во 2-ой половине 19 века было распространено в р-нах  городов Андижана, Самарканда, рек Кашкандарии, Сурхандарии и др.). В ворсовых  коврах преобладала раппортная симметричная с диагональной расцветкой композиция узора центрального поля обведенного каймой. В Палансах композиция часто оставалась незамкнутой; узор размещался рядами или полосами. Рисунок включал геометризованные растительные (цветок яблони, виноградная лоза, лечебные и кормовые травы), зооморфные (рога, следы тигра и верблюда, хвост собаки) и предметные (щит) мотивы; родовые знаки («тамги»). Колорит строился на полихромной гамме с преобладанием красного цвета.
     Большее развитие получила художественная обработка кожи. Разнообразные по фактуре замшу, юфть, лосину, саур окрашивали и покрывали теснением, тамбурной вышивкой, строчкой, аппликацией из цветной кожи, металлическими накладками, обшивали ярким бархатом, кисточками, колокольчиками. Особым изяществом отличалось теснение кожаных переплетов книг и папок для бумаг; излюбленный узор – фигурный медальон и кайма с тонким растительным орнаментом, нередко с надписью (переплет «Бустана» Саади, мастер Ахмед Бен Садык, сер.18 в.)    
     Художественные изделия из металла (б. ч. красная и жёлтая медь; Бухара, Коканд, Самарканд, Ташкент, Карши) — посуда разных форм с чеканным, прорезным или гравированным орнаментом (ислими, изредка с надписями арабской вязью), иногда расцвеченная вставками из бирюзы, сердолика к др. камней. Самаркандские изделия отличались невысоким рельефом пластично моделированного чеканного узора, бухарские — графическим рисунком плоскорельефной чеканки (уста Шакир, нач. 18 в.; уста Баратбай и Шади Мухаммед — оба конец 18—нач. 19 вв.), 2-слойные сосуды городов Ферганской долины— ажурным прорезным узором. Расставленная в нишахх михманханы орнаментированная медная посуда служила также украшением богатого жилого дома.  
        Ювелирное искусство 19 в. развивало многовековые традиции. По сведениям письменных источников, златокузнецы 19 в. изготовляли царские венцы, парадное оружие и конское снаряжение, женские украшения из золота и серебра с вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. Высоким мастерством исполнения выделялись печати-инталии (из сердолика и др. камней) круглой, овальной, миндалевидной, многоугольной или фигурной формы, с искусно вырезанными, орнаментально оформленными надписями (сохранились оттиски в рукописях). Ювелирные изделия 19 в. отличались богатством форм, многообразием технических приёмов и назначения изделий. Богатству пространственно-пластических решений (напр., многоярусность висячих украшений, чередование филигранного или тиснёного медальона с каскадом колышущихся подвесок) соответствовали разнообразие и сочность цветовой палитры; дымчато-розовый лал, светлый изумруд, кораллы, бирюза, сердолик, лазурит, жемчуг и перламутр создавали яркие сочетания с золотом или более мягкие с серебром — излюбленным материалом ювелиров 1-й половины к середины 19 в.  
           Для керамики 1-й пол. 19 в. характерны традиционных форм блюда, чаши, кувшины с подглазурной росписью (цветочный орнамент) преимущественно синими, бирюзовыми, зелёными  к марганцевыми красками по белому фону (уста Бокыджан, 2-я  
нол. 1$ в). С сер. 19 в. одним из ведущих центров керамического искусства  
Уздекистана был кишлак Риштан. Здесь работали мастера — уста Абдуджамлл (сер. 19 в.), уста Тохта (1810—90), уста Абдулло (1797— 1872), которые выработали свой стиль росписи кистью, отличавшийся особым лиризмом и свободой исполнения. Изящный по рисунку узор  
из окружённых вьюнками цветов, исполненный тонкими линиями прозрачной лазури по белому фону, лёгким кружевом покрывал поверхность сосуда; матовая поташная глазурь приглушала краски, придавала им дымчатость. Во 2-й пол. 19 в. в среду местного населения начали проникать образцы русского изобразительного искусства (лубок, рекламная графика, книжная и журнальная иллюстрация). В Самарканде, Бухаре и Коканде как редкое явление сохранилось традиционное искусство миниатюры (Ахмад Дониш, (1826—97).

    Архитектура конца 19— начала 20 вв. С присоединением территории У. к России (1860—1880-е гг.) началось внедрение русской культуры. новые сорода (Скобелев, ныне Фергана)  
реконструируемые старые (Ташкент, Самарканд, Андижкан) застраивались по регулярному плану; прокладывались прямые озеленённые улицы, возводились благоустроенные жилые дома. В проектировании и строительстве отдельных зданий принимали участие известные русские архитекторы Л. Н. Бенуа (см. РСФСР; дворец великого князя в Ташкенте), Ф. 11. Лидваль (1870—1945; здание Азовско-донского банка в Ташкенте); работали архитекторы К. М. Тильтин, Г. М. Сваричевский (1871—1935) и др. Русская архитектура в целом незначительно повлияла на местное зодчество. Стиль некоторых торговых зданий и ханских дворцов отличался эклектичным наслоением различных форм европейской архитектуры. Большинство городов сохраняло средневековую хаотичность улиц и кварталов с домами традиционного типа.  
       Изобразительное искусство. В конце 19 — нач. 20 вв. в У. наездами работали русские и украинские художники В. В. Верещагин (см. РСФСР), С. М. Дудин (1863—1929), Р. К. Зоммер (1866—1939), Н. Н. Каразин (1842—1908), С. И. Светославский (см. УССР). С их деятельностью связан начальный этап развития узбекского изобразительного искусства (живописи и графики) с характерными для него этнографизмом и бытописательством, которые объяснялись исследовательским интересом художника к быту, жизни, истории и архитектурным памятникам Туркестана. С. П. Юдин (1858—1953), л. л. Бурэ, И. С. Казаков (1873—1935), Т. М. Никифоров (1885—1958), работавшие в У. с нач. 20 в., отчасти сохранили этнографический подход, но по своей живописной манере приблизились к установкам Союза русских художников (см. РСФСР). На художников, творческий путь которых начался в предреволюционные годы (А. II. Волков, О. К. Татевосян) заметное влияние оказали М. А.Врубель и П.В. Кузнецов (оба — см. РСФСР).

     Параллельное существование двух культурных укладов — русского и  местного, связанного с догматами  ислама, — значительно ограничивало культурно-просветительскую деятельность художников. Отсутствовали художественные объединения, выставки устраивались крайне редко, что затрудняло творческое общение художников. Всё это обусловило замкнутый, пассивно-созерцательный характер до революционного изобразительного искусства У. декоративно-прикладное искусство конца 19 — нач. 20 вв. противоречиво и стилистически разнородно. С одной стороны, приходило более свободное, творческое отношение к традициям, орнамент обогащался новыми конкретно-изобразительными мотивами (напр., изображение архитектурных памятников и животных в кокандской и бухарской чеканке, мастера — С. Атауллаев, 1846—1926, Ф. Атауллаев, 1856—1931, М. Мукаррамов, 1886—1936). С другой стороны, наблюдалось эклектичное заимствование мотивов с русских тканей, фарфора, линолеума, из привозных и местных иллюстрированных изданий. Стилевые изменения сказались в укрупнении элементов орнамента, большей обобщенности и условности традиционных мотивов, монументализации всего образного строя произведения (самаркандские и ташкентские вышивки, бухарские абровые ткани; в ювелирном  искусстве в преобладании золота и золочения, в укрупнении украшений и некоторой потере чувства меры (перегруженность узора. кричащая многоцветность стёкол), а ткаже в появлении компактных, слитных форм (европейское влияние). В ряде богатых заказных изделий появилось стремление к гиперболизации формы и перенасыщенности орнамента (например золотое шитьё наносили на уже орнаментированную ткань).  
             Керамика этого периода, благодаря возобновлению производства свинцовых глазурей и расширению палитры красок, отличалась богатой многоцветной росписью (керамика Каттакургана с пышными узорами из цветов и пальметт, мастер Хидоят и др.).  
              Анилиновые красители, отрицательно сказавшиеся на развитии ковроделия и вышивки, нашли удачное применение в окраске абровых тканей, мастера которых разработали богатую палитру — от мажорных сочетаний красных, зелёных, алых и бирюзовых тонов до нежно пастельных бело-голубых.

    После Великой Октябрьской социалистический  революции Узбекистан входил в состав Туркестанской АССР (основана в 1918). В 1924 была образована Узбекская ССР, столицей которой  в 1930 стал 
    Ташкент. В советское время в Узбекистане  высокое развитие получили современные архитектура изобразительное и декоративно-прикладное искусство; новый расцвет переживает народное творчество.
    Архитектура. В первые годы Советской власти строительство У. было связано с восстановлением народного хозяйства, развитием хлопководства, ирригации (строительная организация Дальверзинстрой), сооружением первых электростанций ни промышленных предприятий. В 20—30-е гг. в У. приезжают работать молодые архитекторы из Москвы, Ленинграда и др. городов РСФСР (С. Н. Полупанов; А. Н. Сидоров, р. 1901; А. И. Петелин, р. 1889; К.В. Бабиевский, р. 1896). Гражданская архитектура 20-х гг. стилистически разнородна: одни издания сохраняют черты дореволюционного строительства («дом динамо» в Ташкенте), другие со конструктивизма («дом ВСНХ» в Ташкенте), третьи представляют собой попытку сочетания форм современной архитектуры с элементами средневекового среднеазиатского зодчества (здание Управления амударьинскими изысканиями в Ташкенте).
    В 30-е гг. развернулись значительные градостроительные  работы (генеральные планы реконструкции городов — Ташкента, Самарканда, Бухары, Ферганы, Андижана, колхозных посёлков — им. Турсункулова, «Полярная звезда»). Закладывались новые города социалистического типа, с 2—З — 4-этажными благоустроенными домами, с дворцами культуры, магазинами, детскими учреждениями (Чирчик; городок Ташкентского текстильного комбината). Большое значение придавалось озеленению и обводнению городов, развитию новых городских транспортных магистралей (Ташкент). В архитектуре общественных зданий сосуществовали различные направления — конструктивизм (Дом правительства Узбекской ССР в Ташкенте), эклектическое использование форм неоклассицизма (Ташкентский педагогический институт), поиск синтеза форм современной архитектуры i национального зодчества, причём одни архитекторы использовали элементы монументальной средневековой архитектуры (К. В. Бабиевский), другие — народного жилища (Л. II. Сидоров). Для оформления фасадов и интерьеров широко привлекались узбекские народные мастера-орнаменталисты. В жилищном строительстве складывался тип многоэтажного жилого дама с 2-квартирной секцией, летним помещением (терраса, лоджия) и обеспечивающей сквозное проветривание планировкой.
                  30-е гг. отмечены интенсивным ростом  национальных кадров и созданием республиканского Союза архитекторов, первым председателем которого был старейший зодчий республики Г. М. Сваричевский. В эти и последующие годы плодотворно работал архитектор С. Н. Полупанов, начинали свой творческий путь А. Б. Бабаханов, М. С. Булатов, Л. Г. Караш.
                        В годы Великой Отечественной  войны 1941—45 в связи с эвакуацией  предприятий из центральных районов  страны и резким увеличением  населения в У. развернулось  интенсивное промышленное и жилищное  строительство; разрабатывались  генеральные планы Ташкента и вновь возникших промышленных центров (Алмалык, Ангрен, Ахангаран, Бекабад, все — в Ташкентской обл.). В архитектуре общественных зданий продолжались поиски национального стиля (музыкальный театр км. Мукими в Ташкенте).
    После1945 завершилось строительство Фархадской ГЭС, Бекабадского металлургического
    завода, прокладка Ташкентского и Южно-Голодтностепского  каналов. Разрабатывались типовые  проекты жилых домов, детских  садов и школ. Значительное влияние  на развитие зодчества У.  40 — 1-й пол. 50-х гг. оказала архитектура Узбекского театра оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте, неоклассическая композиция которого (архитектор А. В. Щусев) сочетается с традиционным Среднеазиатским декором (резьба по ганчу, дереву, камню).
               В архитектуре 1-й пол. 50-х гг. преобладали тяжеловесные формы, неоклассические элементы (здание Министерства строительства в Ташкенте, А. Д. Петросов, р. 1914). Увлечение национальным архитектурным орнаментом иногда приводило к украшательству и стилизаторству (жилые дома на проспекте Навои в Ташкенте, 1954—55).
          Со 2-й пол. 50-х гг. в градостроительстве  стали утверждаться новые принципы, которые нашли выражение в  проектировании микрорайонов с  повышенной этажностью зданий  и комплексной застройкой (Чиланзар в Ташкенте). Разрабатывались генеральные планы новых социалистических городов (Янгиер, 1957; Навои.), реконструировались старые; создавались архитектурные ансамбли, интенсивно застраивались жилые массивы. Архитекторы обращались к современным формам и композициям, сдержанно используя элементы традиционного среднеазиатского зодчества (аэропорт и гостиница «Ташкент» в Ташкенте).
    В б0—70-е гг. совершился переход к  индустриальным методам строительства, освоено каркасное крупноблочное  многоэтажное домостроение, позволяющее возводить благоустроенные здания с учетом жаркого климата к высокой сейсмичности. Яркий образец градостроительства У. 60-х г. Навои. Художественный облик города формируют живописные ансамбли общественных центров и жилых районов, построенных на свободном сочетании конструктивно четких архитектурных  объемов. При возведении новых и реконструкции старых городов комплексная типовая застройка нередко обретает живописное разнообразие за счёт композиционного сопоставления зданий разной этажности (архитектор С. Р. Адылов, р. 1932, и др.). Новые принципы советской архитектуры нашли яркое выражение в процессе восстановления и строительства Ташкента после землетрясения 1966 (институты «Ташкенплан», «Ташгипрогор», проектные организации Москвы, Киева, Ленинграда и др.). При активном участии архитекторов и строителей др. союзных республик было обеспечено преобразование города в короткие сроки на уровне требований современного градостроительства. Создан новый центр города, в котором доминирует ансамбль площади Ленина. В 1977, в канун 60-летия Октября, вступила в строй первая очередь ташкентского метрополитена (авторские коллективы проектных институтов Москвы и Ташкента). Совхозные и колхозные посёлки застраиваются 2-зтажнмми 1 —2-квартирными жилыми коттеджами, клубами, магазинами, детскими учреждениями, хорошо озеленяются (посёлок совхоза №            17 в Голодной степи).
               Архитектура общественных зданий 60—70-х гг. отличается чёткой функциональностью пространственных композиций, монументальностью объёмов, использованием традиционных форм архитектурного декора, широким привлечением монументально-декоративной живописи и скульптуры (дворец искусств, здания Совета министров Узбекской ССР, филиала Центрального музея  В. И. Ленина м гостиницы «Узбекистан» в Ташкенте).
    Изобразительное искусство. Победа Великой Октябрьской революции ознаменовала коренной перелом в сознании народных масс. Однако процесс освобождения местного населения от традиционных мусульманских представлений был длительным и затруднил развитие изобразительного искусства У. В первые годы Советской власти в Ташкенте и Самарканде были открыты школы, в которых наряду с художниками-профессионаламми (живописцы, графики) преподавание вели народные мастера (керамисты и др.), устраивались выставки. Большое значение имели рождённые Октябрём агитационно-массовые виды искусства — оформление революционных празднеств, агитационные плакаты, сатирические рисунки. В эту работу активно включились профессиональные художники (Л. Л. Бура; Г. Н. Никитик, 1898—1963; И. С. Казаков, 1873—1935; О. К. Татевосян; В. Н. Еремян; Б. А. Лавренёв, 1891—1959; О. М. Мануилова, см. Киргизская ССР). Знаменательным было обращение к агитплакату бухарского народного мастера орнаментальной росписи уста Наби Хафизова (1893—1959), плакаты которого отличались наивной простотой, но ясно выражали заложенную в них революционную идею.
    Ведущее значение в 20—30-е гг. имела графика, обладавшая высокой общественной активностью. Рассчитанные на широкие слои населения (б. ч. неграмотного) плакаты отличались повествовательностью и наглядностью изображений (Л. Л. Бурэ), нередко сопровождаемых пояснительными текстами, высокой графической культурой исполнения (А. Н. Николаев), сатирической заостренностью (М. И. Курзнн), монументальностью и оригинальностью цветовых решений (А. Н. Волков). В газетно-журнальную графику У. большой вклад внесли художники (М. II. Курзин, А. Н. Николаев, С. А. Мальт, р. 1900), объединённые во 2-й пол. 20-х гг. В. Л. Рождественским вокруг журнала «Муштум». В этом журнале прошли первую школу узбекские графики И. Икрамов, М. Хакимджанов и др. Значение муштумовцев — в формировании коллектива художников-реалистов  заложивших основысоветской книжной и станковой Графики У.
    Живопись  У. послереволюционных лет и 20—нач. 30-х гг. отражает напряжённую борьбу направлений в сложный период становления советского изобразительного искусства. В эти годы работали II. С. Казаков и М. Е. Новиков (р. 1886) — последователи русской реалистической школы; яркий, темпераментный живописец А. Н. Волков, остро переживавший столкновение старого и нового в жизни У.; О. К. Татевосян, автор декоративно-плоскостных пейзажей с элементами Жанровой живописи, и А. Н. Николаев, темперной живописи которого свойственны тонкое чувство цвета, гармоническая ясность композиции и созерцательность персонажей. Поиск национальной художественной формы и самобытности характеризует раннее творчество Н. Г. Карахана и У. Тансыкбаева.
        Для художественно-идеологической направленности и развития искусства У. 30-х гг. большое значение имело постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций». На выставке изобразительного искусства У. в Москве в 1934 и на республиканских выставках высокую оценку получили вдохновлённые социалистическими преобразованиями произведения П. П. Бенькова, А. Н. Волкова, У. Тансыкбаева, Н. Г. Карахана, М. И. Курзина, Н. В. Кашиной, В. Н. Еремяна, С. А. Мальта, ч. г. Ахмарова. Выставки свидетельствовали о сплочении творческих сил республики. 2-я пол. 30 — нач. 40-х гг. ознаменованы стремлением художников У. овладеть методом социалистического реализма. Ведущее развитие получили тематическая картина, портрет, пейзаж; большое внимание  уделялось индустриальной теме.
    В развитие живописи У. в эти годы большой  вклад внесли художники и педагоги П. П. Беньков— мастер пленэрной живописи, тонко чувствовавший особенности  среднеазиатской природы, и З. М. Ковалевская, лейтмотивом творчества которой стал образ новой женщины Востока. В пейзаже плодотворно работали У. Тансыкбаев, для произведений которого характерно гармоническое слияние образов человека и природы, и Н. Г. Карахан. Историко-революционной теме посвятил свои полотна В. И. Уфимцев. Над тематической картиной работали живописцы Ц. В. Кашина, О. К. Татевосян, М. А. Аринин (1897—1967), а также представители молодого поколения национальных художественных кадров А. А. Абдулаев, Л. А. Абдуллаее, Ч. Г. Ахмаров, Р. М. Тимуров. 
          Со 2-й пол. 30—х гг. многие художники обращаются к станковой графике, развивают жанры портрета, пейзажа, бытового рисунка, осваивают художественно-тематические возможности литографии, офорта, гравюры на дереве (В. Е. Кайдалов, В. II. Кедрин, р. 1899, и др.). Боевой агитационный характер сохраняли карикатура, плакат, газетно-журнальный рисунок. Острые сатирические (М. И. Курзин) и выразительные жанровые композиции (В, Л. Рождественский), направленные на борьбу со старым укладом жизни, обнажали язвы дореволюционного прошлого, обличали пережитки байской морали. Размах социалистического строительства отражают серии рисунков-репортажей, созданных графиками непосредственно на ударных стройках республики.
        Значительных успехов достигла книжная графика (А. Н. Николаев, И. Икрамов); некоторые художники обращались к опыту средневековых среднеазиатских мастеров оформления рукописной книги и к богатейшему орнаментально-декоративному наследию народов Средней Азии (И. Икрамов).
      В годы Великой Отечественной  войны 1941—45 гг. резко возросло  значение агитационной и политической  графики. В Ташкенте, Самарканде, Фергане и других городах У.  бригады художников выпускали  «Окна УзТАГа», создавали пронизанные  ненавистью к фашизму гневные обличительные плакаты (И. Я. Вальденберг, 1906—65; В. Е. Кайдалов; Н. Б. Кашина; С. А. Мальт; М. В. Рейх, 1904—66; В. И. Уфимцев; Б. Хамдами), сатирические рисунки (Г. Н. Карлов, р. 1905).
      Живописцы и графики выезжали  на крупнейшие стройки республики и в колхозы, писали портреты передовиков производства, оформляли клубы и полевые станы. Фронтовые зарисовки делали ушедшие в действующую армию Б. Хамдами, И. В. Ужинский (1893—1954), С. Ф. Абдуллаев (р. 1917) и др. Героике фронта и тыла, патриотизму советского народа посвящали свои полотна живописцы Л. Ч. Балкон («Партизаны»). Л А. Абдуллаев («Агитатор на канале»), З. М. Ковалевская (<Возвращайся с победой»). У. Тансыкбаев (серия пейзажей «По следам войныо»), В. Е. Уфимцев («Землякка»). На развитие узбекского изобразительного искусства военных лет большое влияние оказала деятельность в Узбекистане крупных советских художников — И. З. Грабаря, д. С. Моора, С. В. Герасимова, В. А. Фаворского (все — см. РСФСР) и др.
          Военная тематика была характерна и для искусства У. первых послевоенных лет («Встреча демобилизованных» Л. А. Абдуллаева; «На Сахалянском направлении» В, Е. Кайдалова; «В фашистском застенке» М. А. Аринина, 1949, Музей искусств Узбекской ССР, Ташкент).
        В живописи конца 40 — 50-х гг. ведущее место занимали портрет, жанровая и историческая картина, пейзаж. Заметных успехов добились портретисты А. А. Абдуллаев и Ю. И. Елизаров (р. 1920), пейзажисты Н. Г. Карахан и Р. Тимуров. У. Тансыкбаев от камерных пейзажных этюдов перешёл к созданию панорамных тематических картин, пейзажей. Оптимизмом, радостным ощущением мира, покоя проникнуты полотна П. П. Бенькова, жанровые картины З. М. Ковалевской, красочные натюрморты Н. В. Кашиной. Тонким психологизмом и изысканным колоритом отличаются поздние произведения А. Н. Волкова и А. Н. Николаева. Пафос победы, героика мирового строительства, знаменательные события в жизни республики вдохновляли Л. А. Абдуллаева, В. Е. Кайдалова, О. К. Татевосяна, В. И. Уфимцева. Первые опыты монументальной живописи Советского У. связаны с деятельностью Ч. Г. Ахмарова (росписи фойе Большого театра оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте). В сер. 1950-х гг. в художественную жизнь У. активно включились молодые живописцы Р. Ахмедов, Т. А. Оганесов (р. 1922), М. А. Саидов (р. 1923), Н. М. Кузыбаев (р. 1929).
           В графике этих лет, особенно в станковой, сохранялась фронтовая тематика (литографии В. Л. Рождественского, акварели Н. М. Герасимова, р. 1897, и С. А. Мальта). Дальнейшее развитие получило искусство оформления книги (И. Икрамов; В. Е. Кайдалов; К. П. Чепраков, р. 1907; С. М. Марфин, 1913—65; А. М. Венедиктов, р. 1913; А. К. Ошейко, р. 1913). Художники-иллюстраторы стремились к развитию среднеазиатской  изобразительной традиции (И. Икрамов), к соответствию оформительского решения книги, её идейно—художественному смысловому содержанию (В. Е. Кайдалов). В 50-е гг. в У. успешно работали скульпторы А. Н. Иванов (надгробие поэту Хамиду Алимджану), Ф. И. Грищенко (р. 1915), Н. К. Крымская (горельефы «Балерины»).
      Изобразительное искусство У. 2-й пол. 50—60-х гг.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.