На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мотивация и личность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1 Вступление 2
2 Характер в  структуре личности 4
3 Понятие мотивации 7
4 Вывод 13
5 Список использованной литературы 15
 
                               Вступление.                              
Проблема мотивации  является актуальной как в отечественной, так и в
зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что
необходимость внедрения  в практику психологических исследований, выход к
реальному поведению  человека, к его регуляции требует  сегодня познания
закономерностей поведения человека и особенно в  отношении побуждений и их
реализации. С другой стороны, назрела необходимость  раскрытия связей
внутренних мотивационных  тенденции человека к действию с  социальной
детерминации его  психики.
Обзор работ отечественных  психологов показывает, что в настоящее  время в
психологии накоплены  данные, как для уточнения некоторых  исходных позиций,
так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем
мотивации.
Многочисленные  исследования проведены  отечественными психологами по вопросам
мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной  деятельности. Так,
Л.И.Божович и  её сотрудники, и последователи длительное время изучают мотивы
школьников. При  анализе направленности личности (понимая  под направленностью
относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены широкие
социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные  самой учебной
деятельностью.
Исследуя отношение  школьников к учению, Л.И. Божович  установила, что одним из
важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения,
является та совокупность мотивов, которая определяет учебную  деятельность
школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости
личности есть прежде всего проблема становления  социальных по своему
происхождению и  нравственных по содержанию мотивов  поведения. Работы Божович
и её сотрудников  имели большое значение для развития проблемы мотивации
учения. Вместе с  тем перспективным для дальнейшего  развития этой области
психологии является её положение о взаимосвязи мотивов  с направленностью
личности и с  её отношением к окружающей действительности, а также о
структурности мотивации.
Божович и её сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности.
Придя к выводу о том, что одним из важнейших  моментов, раскрывающих сущность
отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: " При этом под
мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его
учиться".
В зарубежных исследованиях  изучению мотивов уделяется большое  внимание.
Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные  работы по вопросам
побуждений в  поведении человека и животных. Разработка вопросов мотивации
ведется интенсивно в различных областях психологической  науки с
использованием  множества методов.
Своеобразное понимание  мотивации характерно для гештальтской психологической
школы.        К.Левин разработавший методику экспериментального изучения
мотивов, понимал  их как нечто самостоятельное. Как  представителями
гештальтпсихологии  понималась категория образа, так    К.Левиным в "теории
поля" понималась категория мотива. Поведение К.Левин  объяснял, исходя из
отношений, складывающихся у личности с непосредственной конкретной средой в
данный временной  микроинтервал.   Левин, перейдя  от фрейдистского понимания
мотива как сжатой в организме энергии к представлению  о системе "организм -
среда", сделал важный шаг вперёд в развитии учения о мотивах. Его несомненной
заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при
исследовании мотиваций.
В теории Д.К.Маккеланда говорится о том, что все без  исключения мотивы и
потребности человека приобретаются, формируются при  его онтогенетическом
развитии. Мотив  здесь "стремление к достижению некоторых  довольно общих
целевых состояний", видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения
рассматривается как первопричина человеческого  поведения.
Г.Олпорт в своей  книге " Личность" как представитель "персоналистического"
направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации  человека. В его
теории самореализации личность рассматривается как первопричина человеческого
поведения.
В теории мотивации  Э.Даффи поведение описывается  через его направленность
(подход, общая  линия поведения) и интенсивность  (внутреннее возбуждение и
активность).   При определении мотивации необходимо определить активацию и её
направление.
Д.Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которой потребность
определяет ответы организма. Но сама потребность у  него тесно связана с
потенциалом возбуждения  первичных структур, и поэтому  его теория
физиологична.
В теории мотивации  И.Аткинсона и К.Бёрча Аткинсон выделяет несколько "языков"
мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий,
математический. Основываясь  на взглядах К.Левина и Э.Толмена  Аткинсон
рассматривает поведение  как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых,
ценности, превращающейся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и
Бёрч рассматривают  не реакции, а действия (в том числе  и вербальные).
Воздействующие  стимулы преобразуются в зависимости  от мотивов, их значимости
и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий.
В теории мотивации  А.Маслоу отмечается  стремление индивида к непрерывному
развитию как  ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют
несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей
самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и
определяется внутренними  и внешними мотивами.
Таким образом, среди  отечественных и зарубежных психологов существует
несколько пониманий  сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре
личности.
                      ХАРАКТЕР В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ                     
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально-
иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур
высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.
В психологии понятие  ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”),
означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,
складывающихся  и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая
типичные для  нее способы поведения.
ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно
взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся  в различных видах
деятельности свойства личности. Характер - “каркас”  и  подструктура личности,
наложенная на ее основные подструктуры.
Характерными можно  считать не все особенности человека, а только существенные
и устойчивые.
СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА
     Выступая как прижизненное образование человека, характер,
определяется и  формируется в течение всей жизни  человека. Образ жизни включает
в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по
мере того, как  формируется определенный образ  жизни человека, формируется Я,
сам человек. Большую  роль здесь играют общественные условия и конкретные
жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на
основе его природных  свойством в результате его деяний и поступков. Однако
непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню
развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда,
трудовой коллектив  и пр.). В зависимости от того, какая  группа является для
личности референтной  и какие ценности поддерживает и  культивирует в своей
среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты
характера также  будут зависеть от позиции индивида  в группе, от того как  он
интегрируется в  ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются
наиболее благоприятные  возможности для становления  лучших черт характера. Этот
процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив,
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния,
составляет жизненную  направленность личности, т.е. ее материальные и
духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность
личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной
активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для
него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его
действий,  которые  он себе ставит.
Решающим для  понимания характера является взаимоотношение  между общественно и
личностно значимым для человека каждом обществе имеются  свои важнейшие и
существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется  характер людей.
Поэтому понятие  «характер» относится в большей  степи к отношению этих
объективно существующих задач. Поэму характер — это не просто любое,
проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто
упрямством), а  направленность на общественно значимую деятельность. Именно
направленность  личности лежит в основе единства, цельности, силы характера.
Обладание целями жизни — главное условие образования  характера.
Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или  разбросанность целей.
Однако характер и направленность личности — это  не одной то же, добродушным и
веселым может  быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек
с низкими, нечистоплотными  помыслами. Направленность личности накладывает
огромный отпечаток  на все поведение человека. И хотя поведение определяется
не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой- системе всегда
что-то выдвигается  на первый план, доминируя в ней, придавая характеру
человека своеобразный колорит.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом  является система убеждения.
Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его
непреклонность  В достижении поставленных целей, уверенность  в справедливости
и важности дела, которое  он выполняет. Особенности характера тесно связаны с
интересами человека при том условии,  что  эти  интересы устойчивые и
глубокие. Поверхностность  и неустойчивость интересов нередко  сопряжены с
большой подражательностью, с недостатком самостоятельности  и цельности.,
личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность  интересов
свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости  личности. Сходство
интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди
рационализаторов  можно обнаружить людей веселых  и грустных, скромных и
навязчивых, эгоистов и альтруистов.
Показательными  для понимания характера могут  быть также привязанности и
интересы человека, связанные с его досугом. Они  раскрывают новые особенности,
грани характера: например, Л.Н.Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П.Павлов
— городками, Д.И.Менделеев  — чтением приключенческих романов. Доминируют ли
у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не
только помыслы  и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не
менее важно и  соответствие действий человека поставленным целям, так как
личность характеризуется  не только тем, что она делает, но и тем, как она это
делает. Характер возможно понять только как определенное единство
направленности  и образа действий.
Люди со сходной  направленностью могут идти совершенно разными путями к
достижению целей  и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это
несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера,
обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются  в ситуации выбора
действий или  способов поведения. С такой точки  зрения в качестве черты
характера можно  рассматривать степень выраженности у индивида мотивации
достижения —  его,  потребности в достижении успеха. В зависимости от этого
для одних людей  характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление
инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и  т.д.), в то
время как для  других более характерно стремление просто избегать неудач
(отклонение от  риска и ответственности, избегание  проявления активности,
инициативы и т.д.).
                            Понятие мотивации                           
Предпосылкой поведения  человека, источником его деятельности является
потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек  стремится к устранению
возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное
возбуждение (соответствующих  нервных центров) и побуждает  организм к
определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые
механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии  внешних условий и на основе
этого формируется  целенаправленное действие. Итак, актуализированная
потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние  – мотивацию.
Таким образом, Мотивация – обусловленное потребностью возбуждение
определенных  нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную
активность  организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или
иных сенсорных  возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность
внешнего стимула  зависит не только от его объективных  качеств, но и от
мотивационного  состояния организма (Утолив страсть, организм не станет
реагировать на самую  привлекательную  женщину)
Отсюда, обусловленные  потребностью мотивационные состояния  характеризуются
тем, что мозг при  этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для
удовлетворения  потребности и схемы деятельности по овладению требуемым
объектом. Эти схемы  программы поведения – могут  быть или врожденными,
инстинктивными, или  основанными на индивидуальном опыте, или заново
созданными из элементов опыта.
Осуществление деятельности контролируется путем сравнения  достигнутых
промежуточных и  итоговых результатов с тем, что  было заранее запрограммировано.
Удовлетворение  потребности снимает мотивационное  напряжение и, вызывая
положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности  (включая его в фонд
полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию,
усиление мотивационного напряжения и вместе с этим –  поисковой деятельности.
Таким образом, мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения
внешних и внутренних факторов, определяющий способы  поведения данного  индивида
.
В животном мире способы  поведения определяются рефлекторным соотнесением
внешней обстановки с актуальными, насущными органическими  потребностями. Так,
голод вызывает определенные действия в зависимости от внешней  ситуации. В
человеческой жизнедеятельности  сама внешняя обстановка может актуализировать
различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек
руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого
доминирует потребность  выполнения гражданского долга, у третьего – проявить
удаль в схватке, отличиться и т.д. Все формы и  способы сознательного
поведения человека определяются его отношениями к  различным сторонам
действительности. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от
мотивационного  состояния животных тем, что регулируются второй сигнальной
системой –  словом. Отсюда перейдем к видам  мотивационных состояний человека.
К мотивационным  состояниям человека относятся: установки, интересы, желания,
стремления  и влечения.
     Установка – это  стереотипная готовность  действовать в  соответствующей
ситуации  определенным образом. Эта готовность к стереотипному
поведению возникает  на основе прошлого опыта. Установки  являются
неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель
действия, ни потребность, ради которого оно совершается. Различаются  следующие
виды установок
1.Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность  шейного
отдела позвонков  к движению головы)
2.Сенсорно-перцептивная  установка (ожидание звонка, выделение  значимого
сигнала из общего звукового фона)
3.Социально-перцептивная  установка – стереотипы восприятия  социально значимых
объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак
криминализованной личности)
4.Когнитивная –  познавательная установка (предубеждение  следователя в
отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию  в его сознании
обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают  на
второй план)
5.Мнемическая установка  – установка на запоминание  значимого материала.
Мотивационное состояние  человека является психическим отражением условий,
необходимых для  жизнедеятельности человека как  организма, индивида и
личности. Это отражение  необходимых условий осуществляется в виде интересов,
желаний, стремлений и влечений.
Интерес – избирательное  отношение к предметам и явлениям в результате
понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций.
Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов
с потребностями  не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с
потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные)
по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и
устойчивые). Различаются  также непосредственные и косвенные  интересы (так,
например, проявленный  продавцом к покупателю интерес  является интересом
косвенным, тогда  как прямым его интересом является продажа товара). Интересы
могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют
человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С  интересами человека
тесно связаны  его желания.
Желания – мотивационное  состояние, при котором потребности  соотнесены с
конкретным предметом  их удовлетворения. Если потребность  не может быть
удовлетворена в  данной ситуации, но эта ситуация может  быть создана, то
направленность  сознания на создание такой ситуации называется стремлением.
Стремление с  отчетливым представлением необходимых  средств и способов
действия является намерением. Разновидностью стремления является страсть –
стойкое эмоциональное  стремление к определенному объекту, потребность в
котором доминирует над всеми остальными потребностями  и придает
соответствующую направленность всей деятельности человека.
Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются
его склонностями, а состояние навязчивого тяготения  к определенной группе
объектов –  влечениями.
Мотивационные состояния  мобилизуют сознание на поиск соответствующих  целей и
принятие конкретного  решения. Принятие же решения о конкретном действии связано
с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего
результата.     Мотив – это довод в пользу избираемого действия,
осознанное  побуждение к достижению конкретной цели, необходимый  элемент
сознательного, волевого, преднамеренного  действия.
Итак, понятие мотивации  включает в себя все виды побуждений человеческого
поведения. Мотив  – сознательный элемент мотивации.
Сознательное поведение  характеризуется сознательной его  регуляцией,
пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной
обусловленности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.