На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Структурная политика государства и ее основные направления

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра «Основ экономической теории»

Реферат

На тему:

Структурная политика государства и ее основные направления 

по дисциплине
«Государственное регулирование экономикой» 
 

                                    
         Студент              ________________                           ст.гр. ЭЭТВ-102  Леонидова А.Ю.
                                                                 (Подпись)                                                                (ФИО)
         Руководитель           ________________                     к.э.н, доцент, Ковалева Е.В.
                                                                       (Подпись)                                                            (ФИО)
 
              
                 Новокузнецк
                 2011
 
                 Содержание
 Введение 3
    Понятие структурной политики государства 4
    Цели и методы структурной политики  4
    Структура экономики государства в России 11
    Основные направления структурной политики в России 17
Заключение 25
Список литературы 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:
           По определению структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния. Следует отметить, что государство в этом случае влияет на каждую часть структуры народного хозяйства, формирует наиболее оптимальное их соотношение.
     Таким образом, модернизация страны в решающей мере зависит от структурной перестройки  её экономики. При этом следует учитывать, что подобные реформы не могут  быть осуществлены на основе исключительно  механизмов рыночного саморегулирования. Это объясняется многими причинами: рынок не решает социальных проблем, он не в состоянии обеспечить достаточно глубокий прорыв в области науки  и технологий, не может справиться с экологическими проблемами.
     Следовательно, структурная политика играет очень  важную роль в общей экономической  политике государства. Те страны, которые  действительно совершили экономический  прорыв и превратились из развивающихся в экономически развитые, совершили это при помощи успешной структурной (промышленной) политики.
     Целью реферата является рассмотрение понятия структурной политики государства, и изучить ее основные направления. Также необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в настоящее время.
     В современной России, где целью  экономических реформ является переход  к социально-ориентированной модели рынка, способной обеспечить подъем и развитие экономики, весьма актуальным стал вопрос о проведении необходимых  преобразований в каждом секторе  национального хозяйства, что и  является сутью структурной политики.
    Понятие структурной политики государства
 
       Структурная политика представляет собой процесс соучастия государства в адаптации экономики к изменяющимся условиям. Задача государства — оказывать поддержку определенным структурным элементам экономики и сглаживать возникающие издержки. Если конъюнктурная политика помогает приспособить экономику к краткосрочным переменам, то задача структурной — поддержать адаптацию экономики к переменам долгосрочного характера.1
       Интерес представляет и сама история структурной  политики. Наибольшее развитие меры правительства  в области структуры экономики  получили в XX в., во второй половине которого и сложилось само понятие «структурная политика». Правда, степень активности государства в этой сфере в различных странах мира неодинакова. Наиболее активен данный вид регулирования в Западной Европе (особенно в ФРГ, во Франции). Сказались последствия войны и потребность в сжатые сроки восстановить и обновить производственный потенциал. В англо-американском экономическом пространстве, где на протяжении XIX и XX вв. бизнес не переживал аналогичных потерь и разрушений, сложилась установка: структурные перемены — сфера частной экономики. Само понятие «структурная политика государства» воспринимается в этих обществах негативно.  

    Цели  и методы структурной  политики
 
   В отношении  структурной политики можно обозначить цели, методы, инструменты. При этом отметим, что в странах с развитой экономикой государство комплексно подходит к проведению структурных мер. Отобразим их в виде таблицы 1:
   Таблица 1 – Цели, методы и инструменты  структурной политики2
Структурная политика — - ~ - ¦
          Цели               Методы           Инструменты
1. Усиление адаптационности национальной экономики к требованиям времени Ускорение структурных перемен (для успеха в национальной и международной конкуренции)
    Субсидии на стартовом этапе формирования бизнеса.  Помощь частному сектору в осуществлении научных исследований
2. Сглаживание издержек, связанных  с негативными последствиями  структурных сдвигов в экономике Замедление  структурных изменений в отсталых регионах (для смягчения неизбежных потерь)
    Поддержка спроса на продукцию ряда отраслей
    Воздействие на цены ряда отраслей (без такой поддержки фирмы данных отраслей могли бы быстро разориться)
 
        Как видно из таблицы 1, цели структурной политики государства обладают противоречивой природой. С одной стороны, государство стремится ускорить развитие наиболее перспективных секторов экономики для обеспечения экономического роста и высокой конкурентоспособности. В то же время, стремясь сохранить оптимальную структуру всей совокупности регионов в стране, государство вынуждено иногда замедлять структурные сдвиги в отсталых регионах (отраслях), с тем, чтобы определенные производства не были «вымыты» конкуренцией (что неизбежно увеличивает численность безработных). Данное противоречие структурной политики решается путем выстраивания определенной иерархии в списке целевых задач.
        Инструменты структурной  политики связаны с предоставлением бюджетных ресурсов, направляемых:
    для стимулирования исследований и развития определенных технологий;
    оказания помощи в формировании рискового капитала фирм;
    предоставления льготных кредитов фирмам;
    осуществления взносов в Европейский фонд структурных изменений (для стран — членов ЕС);
      выделения субсидий (для проблемных отраслей и регионов).
     В России структурная проблема экономики  носит свой, специфический характер. Но при этом острота этой проблемы обращает на себя внимание. Проанализируем реальную ситуацию с помощью методического приема case study.
     Проблемы  структурной политики в России. По материалам статьи директора Института экономики РАН, чл.-корр. Р. Гринберга (Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестностью // Вопросы экономики. 2008, № 3. с 56—63).
     Как отмечается в статье, положение в российской экономике крайне противоречиво. С одной стороны, в последние годы высокими темпами увеличиваются валовые показатели экономического роста. Есть, однако, и другая сторона (представленная в структурированной форме в таблице 2). 

     Таблица 2 - Экономика России: противоречивые черты
Проблемная  ситуация Характеристика
1. Сильная зависимость экономики от энерго- сырьевых отраслей. Примитивизация промышленности По  степени новизны  оборудования страна все больше теряет свои шансы. К середине текущего десятилетия более половины производственного оборудования промышленности работало свыше 20 лет, и средний его возраст продолжает увеличиваться (с 18,7 года в 2000 г. до 21,2 года— в 2004 г.).
 
  Как следствие, в стране ухудшаются перспективы перехода к инновационному типу развития: инновации внутри страны не востребованы; исчезают отрасли, способные трансформировать их в продукцию конечного потребления. Неизбежно возникновение технологической несовместимости российской экономики с индустриально развитыми странами. Сегодня Россия вплотную приблизилась к опасной черте — утрате собственной технологической базы машиностроения и промышленности, выпускающей товары народного потребления. По имеющимся расчетам, в перспективе наша страна будет вынуждена приобретать за рубежом до 60% технологий. Модернизация страны в решающей степени зависит от структурной перестройки ее экономики. Без радикального обновления сферы материального производства Россию нельзя вернуть в «клуб» развитых стран. При этом модернизация экономики, диверсификация ее реального сектора не могут быть осуществлены спонтанно, на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования. Ставка на эти механизмы в 1990-е гг. оказалась ошибочной. Она не только не привела страну в «постиндустриальную цивилизацию» и не просто заблокировала решение задач позднеиндустриальной модернизации, но и предопределила стремительную деиндустриализацию одной из ведущих промышленных держав XX в.
    Чрезмерно либеральная позиция государства
В сложившихся обстоятельствах  у страны еще есть выбор между двумя вариантами дальнейшего развития. Вариант первый: продолжение  тренда качественного застоя («рост без развития») с перспективой дальнейшей потери национальной конкурентоспособности.
Вариант второй: государство  принимает на себя функции субъекта целенаправленной и  динамичной структурной модернизации и пытается посредством определенной системы мер преодолеть эти системные недостатки и сформировать необходимые экономические и институциональные условия для перевода экономики в новое качественное состояние. Проверенный способ обновления материальной базы экономики — структурная политика, суть которой сводится к установлению государством приоритетных направлений экономического развития и приме- пению адекватных средств их реализации. Страны, которым удалось совершить экономический прорыв и превратиться из развивающихся в экономически развитые, осуществили это исключительно при помощи успешной промышленной политики (Япония, Южная Корея, Китай, Малайзия, Тайвань). В условиях современной России крупные хозяйствующие субъекты сырьевой специализации (нефтегазовый комплекс) и первичной переработки сырья (металлургия, химия) не имеют достаточной экономической мотивации для серьезной отраслевой диверсификации бизнеса. Это обусловлено сложившимся разрывом в уровнях рентабельности деятельности в экспортно-ориентированном сырьевом секторе и обрабатывающих отраслях, прежде всего в машиностроении. Одновременно в машиностроении, в наукоемком производстве не сформировались мощные хозяйствующие структуры, способные конкурировать с соответствующими зарубежными гигантами на глобальном уровне. И надежд на их стихийное формирование практически нет. Общий вектор экономической политики по-прежнему направлен исключительно на финансовую стабилизацию.
Между тем следует понимать, отмечается в статье, что как нет совершенного рынка, обеспечивающего оптимальную аллокацию ресурсов, так нет и идеального, «научно обоснованного» государственного механизма выявления потребностей общества в той или иной структуре экономики. Однако чем демократичнее общество, тем при прочих равных условиях быстрее будет замечена ошибка в расстановке приоритетов.
Хуже всего, если государство вообще отказывается от выстраивания структурных приоритетов по соображениям ложно понятой экономической свободы. Тогда за счет средств налогоплательщиков зачастую реализуются, в сущности, ошибочные предпочтения, формируемые главным образом в соответствии с лоббистским потенциалом представителей тех или иных групповых либо в буквальном смысле частных интересов.
3 Цели  структурной политики, которые должны  быть реализованы в России Необходимо  формировать у  сырьевых корпораций сильную мотивацию к диверсификации и переливу капитала в высокотехнологичные сферы: перерабатывающие и машиностроительные. С учетом инерционности и политического «веса» сырьевого сектора — задача непростая, но решаемая. Для ее выполнения необходимо разработать применительно к национальной экономике в целом перспективные (на 5—10 лет) приоритетные направления развития техники, технологии и НИОКР. Важно также составлять индикативные планы и немногочисленные, но ресурсно-обеспеченные федеральные целевые программы с соответствующими стимулами и гарантиями для предприятий-участников.
Когда речь идет о товарах  и услугах, составляющих основу жизнедеятельности общества и его безопасности, критерий конкурентоспособности в сравнении с мировым уровнем утрачивает свое значение. В этом случае приоритеты структурной политики определяются иерархией иных целей и критериев, которые еще в меньшей степени поддаются квантификации. Здесь целенаправленная государственная поддержка должна быть ориентирована на производство не отдельных товаров и услуг, а целостных систем, обеспечивающих жизнедеятельность общества и минимизацию возможных угроз для него со стороны окружающего мира. Для России в качестве таковых могли бы, например, рассматриваться:
    ВПК в целом;
    аграрный комплекс;
    энергообеспечение населения и промышленности;
    транспортная инфраструктура;
    коммунальное хозяйство;
    производство лекарственных средств и медицинской техники
 
 
    Структура экономики государства в России
  Структура экономики — совокупность пропорций и отношений между всеми элементами хозяйственной системы обеспечивающей ее целостность. Динамика и структура экономики - две кардинальные и взаимообусловленные проблемы. С одной стороны, высокие темпы экономического роста при консервативной структуре экономики не делают экономику эффективной. С другой стороны, переход от сложившихся пропорций к новой, более прогрессивной структуре экономики возможен лишь на базе более высоких темпов развития отраслей, определяющих необходимые структурные сдвиги.
  Существующей  структуре экономики, сложившейся  в условиях административно-командной  системы, присущи глубокие деформации, низкая конкурентоспособность гражданских отраслей обрабатывающей промышленности, высокий уровень монополизма. Формирование в России структуры, отвечающей критериям рыночной экономики, объективно требует повышения роли государства, проведения им активной политики перестройки структуры, используя методы рыночной экономики.
  Структура экономики — многоплановое понятие, ее можно рассматривать с разных точек зрения, характеризующих соотношение различных элементов хозяйственной системы. Структура экономики складывается под влиянием длительных процессов общественного разделения труда, научно-технического прогресса, роста и усложнения потребностей людей, масштабов и ограничений первичных производственных ресурсов, учета внешнеэкономических факторов.
  Оптимальная структура национального хозяйства, развитие и сбалансированность отдельных видов производств, их соотношение друг с другом служат решению конечных целей развития любого государства — повышению уровня жизни населения.
  Относительно  устойчивые, количественно определенные соотношения называются пропорциями. Они необходимы для нормальной деятельности экономической системы и предполагают соответствие между ее сопряженными элементами — отраслями, предприятиями, регионами и т.п. Совокупность пропорций образует  структуру экономики.
  Структура национального хозяйства — это  сложившиеся пропорции отдельных отраслей и территорий, производств, комплексов соответствующим уровнем хозяйственных связей между всеми элементами экономики страны. Согласно определению французского экономиста Ф. Перру, структура экономической единицы есть совокупность пропорций и отношений, которые характеризуют эту единицу в данных условиях и в данный момент.
Экономика должна изучать домашнее, семейное хозяйство, компании, а также комплексные единицы: отрасли, группы отраслей - комплексы, сектора, сферы (например, сфера услуг или банковская).
Экономическую структуру государства представляют следующие параметры:
    вид производственной деятельности (промышленная, сельскохозяйственная, торговая и т.п.);
    размеры экономических единиц - крупные, средние, малые;
    экономические системы — капиталистический (частный) сектор, некапиталистический (государственный) и т.п.;
    тип экономической организации — рыночная, плановая, переходная;
    распределение населения между секторами — реальным (или нефинансовыми предприятиями), финансовым, теневым;
    распределение национального дохода между социальными группами, значимость которых определяется экономической (производственной) функцией;
    ориентация экономической деятельности — внутренний или внешний рынок.
Существуют  различные структуры экономики. Рассмотрим некоторые из них.
    Воспроизводственная или функциональная структура экономики. Конечной целью производства является удовлетворение потребностей населения, повышение уровня его жизни. Исходя из этого, по направлениям использования ВВП структура состоит из трех элементов. Первый характеризует текущие потребности - расходы на конечное потребление материальных благ и услуг. Второй относится к созданию материальных предпосылок для поддержания и повышения необходимого развития и связан с образованием валового накопления в национальной экономике, благодаря которому осуществляется процесс расширенного воспроизводства. Третий отражает чистый экспорт товаров и услуг.
    Отраслевая структура экономики определяется как доля отрасли в ВВП, основных производственных фондах, численности работающих и др. Структура формируется под влиянием общественного разделения труда, межотраслевых и внутриотраслевых процессов. К последним относятся состояние внутренней сырьевой базы, ограниченность невоспроизводимых ресурсов.
    Укрупненная отраслевая структура национальной экономики включает торговлю, различные услуги, промышленность, сельское хозяйство и др. отрасли.
        Доля  услуг в ВВП составляет более  половины. Доля промышленности (производство товаров и услуг) в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет по разным источникам 27 %. Структура производства промышленной продукции по отраслям свидетельствует, что наиболее мощными в России являются топливная промышленность (19,6 % общепромышленного производства), машиностроение (19,5 %), пищевая промышленность (14,3 %), электроэнергетика (11,7 %), черная (8,2 %) и цветная (7,8 %) металлургия. Динамика общего объема промышленного производства за последние несколько лет демонстрирует общую тенденцию к росту.3
    Технологическая структура экономики. Такая структура представляет собой совокупность технологических укладов, определяющих технологическую базу производства. Она отражает уровень преобразования веществ, энергии и информации. Отставание России по ряду приоритетных направлений делает технологическую структуру экономики в условиях технологической революции в мировом хозяйстве особо важной.
      На  основе разработок русского экономиста Н.Д. Кондратьева, экономиста и социолога  И. Шумпетера и других ученых установлено, что социально-экономическое развитие осуществляется по воспроизводственным циклам различной продолжительности. Длинноволновые циклы связаны с последовательными переходами от господства одного, устаревающего технологического уклада к доминированию более прогрессивного технологического уклада.
      В экономической науке дано описание пяти основных технологических укладов, сменивших друг друга в ходе индустриальной и последующей эпох. Доминирующий сейчас в мире пятый уклад начал складываться в 1950—1960-е гг. В качестве определяющих компонентов этого уклада называют достижения микроэлектроники, программного обеспечения, вычислительной техники, информационные услуги, космическую и оптоволоконную связь и др. Современную развитую мировую экономику называют информационной.
      В России преобладают третий и четвертый  технологические уклады. В структуре  российской экономики должен быть осуществлен переход от сырьевой направленности к высокотехнологичной экономике.
    Региональная структура определяется размещением производительных сил. Региональные пропорции базируются на территориальном разделении труда, использовании ресурсного потенциала регионов, исторических традициях. Региональная структура в большой степени структуре, — валовой региональный продукт .определяется отраслевой структурой. Обобщающий показатель, отражающий место региона в региональной структуре, - валового национального продукта.
    Социально-экономическая структура зависит от форм собственности. Многообразие форм собственности в рыночных условиях привело к радикальным изменениям доли государственной и частной собственности. В 1998 г. доля государственной собственности в общем объеме производства составляла 9 %, доля частной - 75 остальные (16 %) - смешанную российскую, смешанную иностранную собственность.
    Структуру, отражающую процесс концентрации, кооперации и централизации капитала, условно можно было бы назвать размерной структурой. Она характеризует долю малых, средних, крупных предприятий, финансово-промышленных групп (ФПГ), транснациональных корпораций (ТНК) в общем объеме производства.
      Произошедшие  в 1990-е гг. слияния и поглощения усилили влияние ТНК в мире. Усиливается интернационализация хозяйственной деятельности. На рубеже XX и XXI вв. мировая экономика все в большей мере испытывает растущее влияние процессов, обобщенно называемых «глобализация». В России недостаточна по сравнению с развитыми странами роль малых и средних предприятий — всего 10—12 % ВВП против 50-60 % за рубежом.
    Одной из задач государственного регулирования, как известно, является сознательное поддержание скоординированного развития национального хозяйства в определенных пропорциях, поэтому нельзя разрывать пропорции и темпы развития, которые диалектически едины. Такой цели мы придерживаемся, когда рассматриваем проблему экономического роста (падения). Часто быстрые темпы развития национальной экономики приводят к диспропорциям. Неоправданно высокие темпы не могут быть продолжительными, и потом, как учит мировой опыт, наступает спад производства.
    Экономические теории, экономика конкретных отраслей знают множество пропорций, которые теоретически обоснованы или эмпирически выведены в процессе функционирования национальных хозяйств. Перечислим лишь некоторые из них - это пропорции между: сферой производства и сферой услуг; производством и потреблением; промышленностью и сельским хозяйств производством средств производства и производством средств потребления; топливно-энергетическим комплексом и другими отраслями экономики; добывающими (сырьевыми) отраслями и обрабатывающей промышленностью и т.п.
    В хозяйстве страны также необходимо учитывать пропорции между экономическим  ростом и ростом уровня жизни населения, финансовым сектором и сектором нефинансовых корпораций (реальным), оказанием информационных услуг, дифференциацией в развитии регионов, между развитием отдельных  отраслей сельского хозяйства, производственной инфраструктуры и др.
    Если  государство, правительство при  формировании механизмов управления национальным хозяйством не найдет рычагов, которые  бы устраняли и смягчали диспропорции, то экономика будет постепенно испытывать снижение объемов производства, циклические  спады и депрессии.
    Однако  такие требования, применяемые при  анализе рыночного хозяйства, очень сложно использовать при изучении и регулировании развития хозяйств стран с переходной экономикой. Традиционно в отечественной статистике использовались другие подходы к рассмотрению структуры национального хозяйства, иное деление на производственную и непроизводственную деятельность, в соответствии с которым управление в основном применяло группировку' предприятий, производящих конечный материальный продукт, по отраслевому принципу.
    Оптимальная структура хозяйства в советской  экономической системе предполагала прежде всего увеличение доли отраслей материального производства, и в соответствии с этим руководящими структурами применялись цели и задачи развития экономики, которые уменьшали долю услуг (в том числе финансово-кредитного сектора) и ликвидировали малые предприятия на основе частной собственности под предлогом их неэффективной деятельности. В условиях рыночной экономики эти диспропорции приходится исправлять. 

    Основные  направления структурной  политики

     В мировой экономике выработан  стереотип оптимальной структуры  национального хозяйства: в индустриально  развитом государстве происходит сокращение в ВВП доли добывающих отраслей, увеличивается производство со значительной частью добавленной стоимости и  наукоемких отраслей, растет выпуск потребительских  товаров, резко увеличивается доля информационных услуг. Также должна повышаться значимость различных инфраструктур: производственной, социально-бытовой (жилищно-коммунального хозяйства), социальной (образования, здравоохранения), рыночной (кредитных, страховых организаций и т.п.).

     При идеальной структуре экономики  уменьшается доля сельского хозяйства  на основе повышения его эффективности. Для достижения такой структуры  любое общество должно пройти сложные  периоды экономического роста при  полном использовании природных, географических, национальных и прочих факторов, чтобы  переход к такой структуре  был как можно короче.

     Оптимальная структура национального хозяйства  страны создается в результате эффективной  многолетней экономической политики, учитывающей как государственные  условия развития экономики, так  и особенности развития мирового хозяйства. Для российской государственной  политики данное направление трансформации  федерального хозяйства оказалось  одним из самых сложных и малорезультативных.

     В начале 1990-х гг., когда произошла смена целей и задач функционирования экономики России, ее структура имела гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса (ВПК) и сопряженных с ним отраслей промышленности, непропорционально низкий уровень производства товаров народного потребления и сферы услуг. Сырьевые отрасли во многом компенсировали слабость этих отраслей, частично это достигалось за счет низких запросов населения, частично — за счет минимальной дифференциации общества, не характерных для развитого хозяйства. Провозглашенные в 1992 г. меры по улучшению структуры народного хозяйства — развитие передовых отраслей промышленности, увеличение производства потребительских товаров и услуг, уменьшение доли ВПК, сырьевых отраслей в общем объеме ВВП — реализовать не удалось. Создание элементов рыночной инфраструктуры — одно из немногих позитивных изменений.

     За  годы реформирования изменились основные макроэкономические пропорции страны. С 1990 по 2007 г. производство товаров сократилось с 60,5 до 40 % в ВВП, а производство услуг выросло с 32,6 до 60 %. Удельный вес промышленности снизился с 35,92 до 27 %; сельского хозяйства — с 15,6 до 6%; изменения в строительстве — с 8,9 до 7 %. Доля торговли (включая оптовую, розничную, торговлю продукцией производственно-технического назначения) и общественного питания в структуре ВВП выросла с 1,1 до 23 %. Доля транспорта в ВВП с 1990 г. незначительно снизилась — с 8,2 до 8 %. Таким образом, появление новых услуг, резкое повышение значимости торговли обусловили изменение роли базовых отраслей по производству товаров (промышленности, сельского хозяйства, строительства): переход их на второе место по сравнению с услугами.

     Необходимо  более подробно остановиться на проблеме устойчивого, пропорционального развития в переходный период. Решение этой проблемы достигается за счет оптимального соотношения фондов накопления и  сбережения, из которых состоит национальный доход, наилучшему взаимодействию различных  отраслей, секторов экономики, регионов.

     Промышленный  спад в России был обусловлен главным  образом структурными особенностями  российской экономики — прежде всего  наличием в ней обширного неэффективного сектора и гипертрофированным развитием  военных производств. Спад производства в России носил общий характер, т.е. затронул все отрасли промышленности. В то же время динамика производства по основным секторам промышленности существенно различается. Наиболее высокие уровни производства сохраняются  в топливно-энергетическом комплексе.

     Это объясняется рядом факторов:

    сохранением относительно высокой энергоемкости  экономики из-за крайне медленной  технологической перестройки производства в условиях высокой инфляции и  резкого сокращения производственных инвестиций;
    сохранением достигнутых уровней энергопотребления;
    относительно  меньшим падением производства в  энергоемких отраслях промышленности (в частности, в металлургии) по сравнению  с неэнергоемкими (машиностроение, легкая промышленность);
    сохранением затрат энергии на технологически необходимое  поддержание работы оборудования, отопление  и освещение производственных помещений  в условиях снижения загрузки производственных мощностей и временных остановок  производства;
    существованием  теневого сектора экономики, потребление  энергии в котором учитывается официальной статистикой, в то время как производство продукции и услуг в этом секторе статистически не фиксируется.

     Наибольшее  падение производства отмечается в  машиностроении. Главной причиной сокращения машиностроительного производства явилось резкое падение инвестиционной активности в экономике, связанное, прежде всего, с сильными инфляционными  процессами. Существенное влияние оказало  также падение инвестиционной активности в экономике стран СНГ и  связанное с этим снижение спроса с их стороны на российскую машиностроительную продукцию. При этом в отличие  от сырьевых отраслей отрасли машиностроения не способны переориентировать производство на рынки других зарубежных стран  из-за неконкурентоспособности производимой продукции. Основной причиной сокращения производства в потребительском  секторе является неконкурентоспособность  отечественного производства потребительских  товаров как на внешнем, так и внутреннем рынке. В результате резко возрос удельный вес импортной продукции в структуре продаж, и произошло свертывание соответствующих промышленных производств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.