На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Упрвление государственным долгом

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ 
 

     Работа 46 с., 4 рисунка, 6 таблицы, 28 источников 
 

     Государственный долг, внутренний долг, внешний долг, управление государственным долгом, реструктуризация государственного долга 

     Привлечение заемных средств для финансирования расходов государственного бюджета главным образом связано с одной из экономических функции государства распределение ресурсов.
     Целью внутренних заимствований является обеспечение сбалансированности и  бездефецитности федерального бюджета, а также стимулирование развития национального финансового рынка.
     Государственный долг сопровождает деятельность любого государства и требует внимания к управлению и своевременному возврату.
     От  этого зависит престиж государства, по показателям государственного долга  судят о степени зрелости и мощи национальной экономики.
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 4
1. Государственный долг: понятие, сущность  и виды 6
    1.1 Понятие и виды государственного  долга 4
    1.2 Управление государственным долгом: понятие и методы 6
    1.3 Зарубежный опыт управления государственным долгом 12
2. Современное состояние, проблемы и перспективы госдолга 20
    2.1 Современное состояние государственного долга 20
2.1.1 Внешний государственный  долг 20
2.1.2 Внутренний  государственный долг 30
    2.2 Проблемы и перспективы управления государственным долгом 32
Заключение 41
Библиографический список 44
 
 

     
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И УПРАВЛЕНИЕ
 
     1.1 Понятие и виды государственного долга
     Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации «государственный долг - это долговые обязательства России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации». 1
     Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
      Долговые  обязательства – это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств.
     Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:
     – кредитные соглашения и договоры Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредиторов;
     – государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;
     – договоры о предоставлении государственных гарантий России, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
     – переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе федеральных законов;
     – соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.
     Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.
     По  целям использования государственный  долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
     По  срокам государственные долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.
     По  уровню управления государственный  долг делится на государственный долг России, государственный долг субъекта Федерации, муниципальный государственный долг. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам России, если они не были ими гарантированы.2
     Государство может привлекать денежные средства на условиях срочности, платности, возвратности на внешних рынках, в том числе у правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков, международных экономических организаций, а также размещать свои ценные бумаги среди иностранных институциональных и индивидуальных инвесторов.
      Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
      В настоящих условиях государственный  долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
      Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов — как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.
      Однако  госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
     1.2 Управление государственным долгом: понятие и методы
      Значительный  рост государственных заимствований  в условиях снижения темпов экономического роста, неудовлетворительной структуры  платежного баланса и т.д. обусловливает  необходимость разработки определенных мер по урегулированию задолженности, уменьшению отрицательного влияния госдолга на бюджет страны. Эти действия необходимы для того, чтобы предотвратить банкротство страны и избежать так называемого долгового периода, когда новые займы и кредиты идут на финансирование ранее полученных займов.
      В общем виде финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного внешнего долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества.
     В последнем десятилетии Россия попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, что привело к увеличению расходов на их обслуживание.
      Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.3
     Элементами  системы управления государственным  долгом являются:
     1) правовое обеспечение кредитных  отношений;
     2) согласование долговой политики  социально-экономической и бюджетной  политикой государства; 
     3) подсистема контроля и учета долговых обязательств;
     4) конструирование заимствований;
     5) обслуживание и погашение долга  (в том числе составление графика платежей по долгу);
     6) урегулирование долга.
     Под обслуживанием государственного долга  понимаются операции по выплате доходов  по государственным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.
     В мировой практике выделяют следующие  основные параметры государственного долга, требующие экономического регулирования:
     1) объем долга и его соотношение  с основными макроэкономическими параметрами;
     2) стоимость обслуживания долга и ее составляющие;
     3) структура долга (в том числе  соотношение внутреннего и внешнего  долга);
     4) параметры долга (в том числе объем привлеченных ресурсов, стоимость привлечения, срок обращения);
     5) направления использования заемных ресурсов.4
     Существует зависимость роста государственного долга от роста экономики, которая сформулирована в экономической модели, разработанной Е. Домаром в 1944 г. Эта модель увязывает размер государственного долга с размером валового национального продукта, а прирост государственной задолженности – с ростом экономики. Чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем более беспроблемно использование государством займов для финансирования своих расходов. В случае стагнирующей экономики государство сталкивается со значительными трудностями при обслуживании и управлении государственным долгом.
      В процессе управления государственным  долгом решаются такие основные задачи, как:
      - оптимизация размера долга;
      - недопущение переполнения рынка  заемными государственными обязательствами и значительных колебаний их курса;
      - обеспечение своевременного возврата  кредитов;
      - эффективное использование мобилизованных  государством средств;
      - контроль за целевым использованием  полученных кредитов.
     Существуют  различные формы управления государственным долгом:
     – изменение доходности займов; примером может служить изменение доходности ГКО;
     – увеличение срока действия и изменение других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем их стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);
     – объединение нескольких займов в один;
     – обмен облигаций по регрессивному соотношению - несколько облигаций старого займа приравниваются к одной новой облигации;
     – отсрочка погашения займа;
     – аннулирование государственного долга - государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам; эта форма управления государственным долгом используется, когда политическая власть меняется или когда государство признает себя банкротом;
     – реструктуризация задолженности - изменение структуры долга. Для России актуальна проблема замены коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые.
     Эти формы управления государственным  долгом относятся и к внутреннему, и к внешнему долгу. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает национальной безопасности страны, означает фактическое ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление долгом на стадии привлечения внешних кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в законе о бюджете на соответствующий финансовый год.
     Управление  государственным долгом осуществляется посредством применения целого ряда специальных методов, к которым, в частности, относятся:
     – досрочное погашение – погашение государственного долга ранее срока, установленного кредитным договором или условиями выпуска цепных бумаг;
     – рефинансирование – погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
     – конверсия – изменение доходности займа;
     – консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
     – новация – соглашение между заемщиком и кредиторами но замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством;
     – унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпушенных займов;
     – отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в ранее установленные сроки;
     – дефолт – отказ государства от уплаты государственного долга.
     В зависимости от оснований для  применения методы управления государственным  долгом могут быть разделены на административные и финансовые. При использовании административных методов все операции с долговыми обязательствами государства осуществляются на основании прямых директив уполномоченных органов государственной власти и управления. Как правило, в этом случае оценка экономической эффективности и результативности действий по управлению государственным долгом не производится. Финансовые методы базируются в первую очередь на анализе финансовых показателей и нацелены па получение максимально возможного эффекта от привлекаемых займов при минимизации связанных с ними издержек.
     На  практике в процессе проведения операций с долговыми обязательствами  государства одновременно используются и административные и финансовые методы. При этом основной задачей органов, ответственных за формирование и реализацию долговой политики, является нахождение их оптимальной комбинации, которая позволила бы осуществлять максимально эффективное управление государственным долгом.
     Эффективное управление государственным долгом включает в себя:
     1) наличие четких целей управления  государственным долгом;
     2) взвешивание аспектов, связанных  с риском, относительно затрат;
     3) разграничение и координация  целей и функций в области управления государственным долгом и денежно-кредитного регулирования;
     4) ограничение роста государственного долга;
     5) осмотрительное управление рисками рефинансирования и рыночными рисками, а также затратами на выплату процентов по накопленному долгу;
     6) создание надежной институциональной структуры и разработку мер по снижению операционного риска, в том числе четкое распределение обязанностей и связанной с этим ответственности между государственными органами, занятыми в сфере управления государственным долгом;
     7) тщательное выявление рисков, связанных  с условными обязательствами  (гарантиями), и управление ими.
     В более широком макроэкономическом контексте государственной политики органы государственного управления должны стремиться обеспечить фундаментальную устойчивость как уровня, так и темпов роста государственного долга во времени и возможность обслуживания этого долга в самых разных условиях при одновременном достижении целей в отношении затрат и риска. Необходимо сохранять устойчивую динамику задолженности государственного сектора и иметь надежную стратегию снижения чрезмерно высоких уровней долга.5  

     1.3 Зарубежный опыт управления государственным долгом
     В современных условиях общей для  многих стран причиной дефицитности бюджетов и связанного с этим роста государственного долга считается необоснованная экономическая политика, которая приводит к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств. Подобная ситуация складывается и в России, что делает для нас полезным многообразный опыт управления госдолгом в западных странах.
     Одним из подходов в управлении госдолгом  является согласование общей установки в отношении допустимых пределов его роста. Как следует из практики большинства стран, не вызывает обычно опасений задолженность порядка 50-70 % ВВП. В 11 странах, первыми обеспечивших условия для вступления в Европейский валютный союз, госдолг находится в целом на уровне свыше 60 % ВВП, в т.ч. Финляндии – 56, Франции – 58, Германии – 61, Испании – 69, в Бельгии и Италии – по 122 %; при этом две последние страны обязались вдвое снизить свой долг – Бельгия к 2011 г. и Италия – к 2016 г. В США долг федерального правительства составляет в настоящее время свыше 5,3 трлн. дол., или около 70 % ВВП. В условиях длительного благоприятного в основном состояния экономики и государственного бюджета предусматривается добиться к середине следующего десятилетия ежегодных превышений федеральных доходов над расходами на уровне одного процента ВВП. При этом имеется в виду использовать положительное сальдо бюджета на погашение долга. Считается, что это будет оказывать понижающее воздействие на долгосрочные процентные ставки и тем способствовать увеличению частных инвестиций, производительности труда и экономическому росту.
     Обоснованность  и эффективность использования  государственных займов для распределения  военного финансового бремени между  несколькими поколениями налогоплательщиков подтверждается опытом стран, принимавших участие в двух мировых войнах. С аналогичной целью менее масштабные программы дефицитного финансирования применяются странами и в послевоенные годы для целей экономической реконструкции и финансовой стабилизации. В России при определенных условиях через механизм госкредита также может быть реализована обоснованная создавшейся ситуацией программа финансовой солидарности поколений. Речь идет о стратегическом маневре с разработкой долгосрочной программы относительного снижения на начальном этапе уровня налогообложения через механизм государственного кредита. В историческом процессе преобразования распределительной экономики в рыночную современный переходной этап следует считать наиболее напряженным и ответственным, и этим в принципе оправдан перенос определенной части налогового бремени на будущие поколения с благополучной экономикой. Представляется, что при этом, в зависимости от обстоятельств, надежное и эффективное функционирование механизма госкредита может предусматривать сохранение на протяжении одного-двух поколений государственного долга России и на уровне порядка 82-100 % ВВП, при этом абсолютные размеры долга могут возрастать в меру увеличения национального производства и налогового потенциала страны.
     Что касается резервной функции госкредита, то, по опыту ряда стран, она может реализовываться при необходимости и без какой-либо регламентации. Хотя для российских условий по завершении финансовой стабилизации надежнее было бы заранее обозначить определенные размеры и условия использования специального госкредитного резерва на случай непредвиденных бюджетных расходов или снижения доходов.
     Что касается соотношения между внутренним и внешним долгом, то отдельные  страны, в зависимости от обстоятельств, придерживаются различных подходов. Так, в Новой Зеландии, следуя принятой в 1994 г. программе, внешний долг будет полностью погашен в этом году. Отказавшееся от внешних заимствований правительство становится крупнейшим заемщиком на внутреннем финансовом рынке. Считается, что при этом повышается ликвидность гособлигаций, все выпуски которых выступают как базовые и при этом снижаются затраты по обслуживанию долга. В ряде же других стран, наоборот, стремятся переместить госзаимствования с внутреннего на международный финансовый рынок. И делается это, зачастую, не столько из-за разницы в уровнях процентных ставок, сколько для того, чтобы не создавать на национальном рынке конкуренции для заемщиков из негосударственного сектора и тем способствовать увеличению внутренних капиталовложений. Подобной позиции придерживается, в частности, Бразилия. Здесь при всех изменениях в финансовой политике и экономических реформах учитывается необходимость снижения государственных заимствований внутри страны. В результате бразильские корпорации получают возможность размещать на внутреннем финансовом рынке свои облигации на более благоприятных условиях.
     Вместе  с тем, как следует из опыта  западных стран, все меньшую значимость имеет деление госдолга на внутренний и внешний. Этому способствует устойчивая конвертируемость национальных валют, а также сближение базовых условий на рынках внутреннего долга с состоянием и динамикой мировых финансовых рынков. Тем самым обеспечиваются условия общего полхода к управлению внутренним и внешним долгом, что ускоряет также процесс оперативного принятия необходимых решений.
     В ряде стран, таких как Ирландия, Дания, Швеция, Новая Зеландия, используются не совсем обычные, усложненные, методы управления государственным долгом, нацеленные на снижение затрат и риск в его обслуживании. Новые подходы к управлению портфелем долговых обязательств в какой-то мере аналогичны обычной практике управления портфелем ценных бумаг. Но если в последнем случае ставится задач повышения их доходности, то при управлении долговым портфелем стремятся к сокращению затрат. При этом для оценки эффективности управления долгом обычно используется теоретически сконструированная базовая модель долгового портфеля с подразделениями по видам валют, срокам погашения, структуре процентных ставок и относительно равномерным графиком долговых платежей.
     Прежде  всего, ставится задача по возможности  сблизить фактическую структуру долгового портфеля с базовой, используя продажу и покупку облигаций, также операции с производными инструментами. 3атем могут предприниматься определенные отклонена от базовой структуры, исходя из собственной прогнозной оценки динамики процентных ставок и курсовых изменений по отдельным валютам. Стремление к аналогичным подходам в управлении долгом наблюдается также в Бельгии, Португалии, Италии, Австралии, Колумбии, Аргентине.
     Отмечаются  определенные успехи отдельных стран  по совершенствованию системы обслуживания государственного долга путем ее коммерциализации. Для этого, в частности, может использоваться особое агентство по управлению долгом при казначействе с лицензией от министерства финансов. Агентство ведет операции как бы с позиций инвестиционного банка, зарплата его сотрудников зависит от результатов деятельности по управлению долгом. Кроме того, какая-то часть государственного долгового портфеля может временно передаваться в контролируемое определенным образом управление нескольким независимым менеджерам, что позволяет министерству финансов сопоставлять методы и результаты их деятельности с операциями собственных сотрудников. В целом использование новых подходов в управлении долгом считается более продуктивным, чем простое составление и исполнение обычных программ внешних заимствований.
     В то же время нужно учитывать и  предостережения в отношении  распространившейся установки на коммерциализацию и предпринимательское поведение государства, поскольку действия последнего должны быть не только эффективными, но и политически ответственными.
     Одним из новых моментов зарубежного опыта  обслуживания государственного долга  становится ее увязка с приватизацией, можно указать на два аспекта такой увязки. С одной стороны, доходы от приватизации зачастую используются для снижения госдолга. В других случаях при проведении приватизации предусматривается выпуск государственных конвертируемых облигаций.
     Полезным  для других стран считается опыт управления госдолгом в Мексике. После случившегося в этой стране финансового краха в конце 1994 г. ей удалось сравнительно быстро и  эффективно вернуться на международные финансовые рынки. При этом важно было на практике реализовать стратегию осторожного выхода на эти рынки, не допустить неудачи на начальном этапе, что могло надолго задержать восстановление доверия кредиторов. Удачным был выбор и чередование форм заимствований, включавших краткосрочные эмиссии с плавающей процентной ставкой, среднесрочные и долгосрочные облигации с фиксированным процентом. Постепенно восстанавливались базовые эмиссии в долларах и других главных валютах. Чтобы избежать неудачи, правительство следовало правилу выступать с такими объемами облигационных выпусков, которые были значительно ниже ожидаемого спроса на них, а также не устанавливать слишком высоких цен по своим облигациям. Мексике удалось досрочно погасить значительную часть своего долга из пакета экстренной помощи. Особенно удачным считается выпуск облигаций пятилетнего займа на сумму в 6 млрд. долл., который был размещен под обеспечение валютных доходов крупной государственной нефтяной компании, с зачислением их на счет в Федеральном резервном банке Нью-Йорка. В Мексике намечается также выпуск на внутреннем рынке новых долгосрочных гособлигаций, номинированных в единицах с инфляционной индексацией, со сроками погашения от 5 до 10 лет. Дальнейшее развитие рынка долгосрочных облигаций здесь помимо прочего связывают с начатой в 1997 г. реформой пенсионной системы, предусматривающей ее приватизацию, а также участие иностранцев в управлении пенсионными фондами. Теперь пенсионным фондам разрешается инвестировать 65 % их ликвидных ресурсов в гособлигации, 51 % которых должны быть в упомянутых единицах с инфляционной индексацией: они могут, кроме того, приобретать долларовые облигации мексиканского правительства.
     Среди стран с развивающимся рынком отмечается также активная позиция  Аргентины в использовании определенных нововведений во внешних заимствованиях. Речь, в частности, идет об облигационном займе, на сумму 500 млн. дол. сроком на 5 лет, который был размещен на финансовом рынке США, и считается смелым решением Аргентины – одной из первых прибегнуть к внешним заимствованиям в условиях неблагоприятных последствий мирового финансового кризиса. При этом был использован не совсем обычный метод определения суммы платежа по купону с изменяющейся доходностью, что обеспечивает для инвесторов сохранение в будущем реального рыночного уровня доходности облигаций. Доход по первому полугодовому купону был установлен на уровне 9,5 % (в форме надбавки в 3,75 % к купону в 5,75 % по облигациям казначейства США). Доходность по следующим купонам определяется на аукционах, где держатели облигаций и любые новые инвесторы могут подавать заявки на покупку облигаций. Первоначальным инвесторам, проигравшим на аукционе, облигации оплачиваются по цене указанных базовых облигаций казначейства США. Имеется в виду, что колебания цен в любом направлении будут здесь меньшими, чем по обычным бумагам с твердым процентом, и это повышает спрос на такие облигации со стороны пенсионных фондов и страховых компаний.
     Наряду  с описанием успешных выпусков гособлигаций на внешнем рынке, обращается внимание также на случающиеся неудачи в их размещении, и такой опыт служит для других уроком на будущее. Из крупных эмиссий неудачной, например, оказалась попытка Центрального банка Филиппин разместить облигации долгосрочного займа на сумму свыше 1 млрд. дол., хотя этому и предшествовала длительная подготовка. Осложнения были связаны с рядом обстоятельств, среди которых, в частности, отмечают возникшие разногласия и элементы соперничества между Центральным банком и Минфином страны, а также необычный подбор ведущих менеджеров. Поскольку закон запрещает Минфину выпускать от имени республики займы на срок свыше 25 лет, Центробанк хотел в данном случае подтвердить свою роль в управлении внешним долгом страны и превзойти финансовое ведомство по условиям заимствований. Мандат на размещение займа был предоставлен шести инвестиционным банкам, хотя обычно на этом рынке в подобных случаях используют одного или двух ведущих менеджеров. В этой связи высказывались предположения, что назначение большого числа менеджеров, между которыми возникли, разногласия, отражало стремление Центробанка отблагодарить многие фирмы, помогавшие организовать этот крупный заем.
     Из  опыта стран с переходной экономикой представляет интерес организация  и практика внешних заимствований  в Китае, в особенности при  использовании их для инвестиционных целей. Здесь внешние займы традиционно проводились десятью уполномоченными заемщиками, часть которых принадлежит центральному и местным правительствам. Используя свое имя и репутацию, уполномоченные заемщики привлекают на выгодных условиях инвалютные заемные ресурсы, которые затем передаются в кредит для отдельных корпораций и проектов. В основном внешние заимствования осуществлялись государственными учреждениями, такими как Банк Китая и Китайская международная трастовая и инвестиционная корпорация, с кредитными рейтингами на уровне суверена они могут также производить заимствования из валютного резерва страны. Государственная администрация по валютному контролю, координируя и контролируя внесение заимствования, определяет для разных групп заемщиков уровни доходности выпускаемых облигаций с учетом необходимости обеспечения их нормального первичного размещения и последующего обращения на вторичном рынке В будущем основным заемщиком, как полагают, станет министерство финансов, которое уже смогло, например, успешно разместить в США сверхдолгосрочные облигации на 100 млн. дол. с погашением через 100 лет. Внешние заимствования для инвестиционных целей осуществляют также три новых государственных банка – Государственный банк развития, Эспортно-импортный банк и Банк сельскохозяйственного развития. Основанный в 1994 г. Государственный банк развития финансирует инфраструктуру и ключевые проекты, которые обычно направляются ему правительством, однако, он в праве и отклонить их. Все акции банка принадлежат государству, и он отчитывается перед Госсоветом. Хотя банк не производит заимствования под прямые гарантии правительства, его международный кредитный рейтинг установлен на уровне суверена. По закону банк не может быть объявлен банкротом и имеет неограниченную безотзывную кредитную линию у Центробанка. Считается, что иностранные инвесторы готовы приобретать долгосрочные облигации банка на весьма выгодных для него условиях, без учета кредитного рейтинга страны.
     Отмечаются  специфические последствия воздействия мирового финансового кризиса на внешние заимствования восточноевропейских стран, включая Россию. Одна из новых актуальных проблем для стран региона — восприятие его иностранными инвесторами как единого целого, когда неудача с облигационным выпуском одной из стран распространяется на весь регион. Считается, что в подобной ситуации заемщикам следует проявлять большую гибкость в отношении формы и условий облигационных выпусков, приспосабливаясь к опасениям и ограниченному спросу инвесторов. В качестве временной меры предлагают использовать возможности промежуточных заимствований, а также синдицированные банковские кредиты.
 

      2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
             ГОСУДАСТВЕННОГО ДОЛГА 

     2.1 Современное состояние  государственного долга
      Государственный долг выступает в двух видах: внутреннем и внешнем.
      Государственный внутренний долг – задолженность  федерального правительства гражданам  и организациям своей страны.
      Внешний государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства владельцам ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за минусом бюджетных излишков.
    2.1.1 Внешний государственный долг
      Внешний долг является важнейшей характеристикой  экономики долгового типа, имеющей  не только экономическое, но и большое геополитическое и социальное значение. Для такой экономики характерно отвлечение значительной части создаваемого богатства на выплаты по обслуживанию внешнего долга.
      Государственный внешний долг формируется за счет государственных внешних заимствований. К их числу относятся привлекаемые из иностранных источников кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика или гаранта.
      Россия  имеет большой опыт кредитных  взаимоотношений с другими странами. Еще до революции царское правительство получало крупные займы из Франции, Германии, США, Англии и других государств. Однако после революции 1917 г. все долги иностранным кредиторам были аннулированы. Этот отказ был провозглашен в декрете ВЦИК от 21 января (3февраля) 1918 г. В наименьшей степени от этого декрета пострадали США, претензии которых сводились лишь к незначительной сумме в 187,7 млн. долл., ассигнованных Временному правительству.
      Кредитные отношения РСФСР со странами Запада восстановились лишь к 1923 г., когда многие иностранные банки и промышленные фирмы изменили свои позиции в отношении кредитования советских закупок. Это, в свою очередь, было связано с процессом восстановления народного хозяйства. С 1924 г. отрицательное сальдо платежного баланса стало покрываться за счет привлечения иностранных кредитов.
      Систематическое погашение прежней задолженности  началось еще в 30-х годах. Сумма  этой задолженности, составлявшая в  конце 1931 г. 1400 млн. руб. (по курсу того времени), уменьшилась к концу 1933 г. до суммы 450 млн. руб. (по тому же курсу), т.е. более чем в 3 раза. Это говорит о том, что СССР не только привлекал, но и активно погашал существующую задолженность.
      Активные  сальдо платежного и торгового балансов СССР в 1935 – 1937 гг. существенно улучшили валютное положение страны. Это давало возможность отказаться от использования новых кредитов и погасить задолженность по кредитам, ранее полученным. В первую очередь были погашены наиболее дорогие и обременительные фирменные кредиты по импортным и экспортным операциям. Некоторые из них пришлось погасить досрочно.
      Период  с 1935 по 1940 гг. характеризуется в  области кредитных отношений  СССР не только дальнейшим погашением задолженности, но и предоставлением  кредитов нового типа – относительно долгосрочных финансовых целевых кредитов. Примером может служить чехословацкий кредит 1935 г. на общую сумму 275 млн. чешских крон, предназначенный для оплаты товаров чехословацкого производства и только в самой Чехословакии.
      Во  время великой Отечественной  войны страна продолжала получать кредиты  от зарубежных стран, но после окончания войны в результате дискриминационных мер по отношению к СССР, предпринятых некоторыми капиталистическими странами, предоставление иностранных кредитов прекратилось приблизительно на десятилетие. Первый шаг к восстановлению экономических связей предприняла Англия в 1964 г., подписав соглашение о строительстве в СССР завода териленового волокна стоимостью 30 млн. фунтов стерлингов, причем 80 % стоимости завода было прокредитовано английским Мидленд-банком сроком на 15 лет.
      Вслед за Англией финансовые кредиты СССР стали предоставлять и другие развитые страны. Так начался новый этап в развитии кредитных отношений со странами Запада. В период с середины 60-х годов до середины 80-х гг. на полученные кредиты (включая кредиты социалистических стран) в СССР были построены: автомобильный завод в г. Тольятти, Усть-Илимский целлюлозно-бумажный комбинат, Киембайский асбестовый комбинат, предприятия железорудной промышленности, получено оборудование для КамАЗа и т.д.
      Таким образом, на протяжении всей своей истории Советский Союз осторожно прибегал к заимствованиям на международных финансовых рынках (лишь для целей, определенных интересами производства) и имел на них репутацию первоклассного заемщика. Выполнение обязательств по погашению задолженности и поступление финансовых ресурсов извне строго контролировалось союзным правительством и соотносилось с текущей и перспективной внутренней экономической политикой.
      Новая волна заимствований началась во второй половине 80-х гг., в период перехода от тоталитаризма и командно-административной системы к демократии и внедрению элементов рыночного хозяйства. Необходимость кредитов была вызвана также нехваткой продуктов питания и промышленных товаров потребления, которая приобрела особую остроту к концу 80-х гг. западные страны, в свою очередь, проявили готовность способствовать преобразованию СССР, и предоставили крупные займы в надежде на их своевременный возврат. Кредитный рейтинг СССР был в то время еще высок, хотя стали очевидными нарастающие негативные явления в динамике и структуре внешней задолженности. В конце 80-х гг. по средне- и долгосрочным кредитам СССР приходилось выплачивать примерно 8 % ежегодно, а рассрочка составляла в среднем около 8 лет. Кроме того, существенно возросла доля краткосрочных заимствований, несмотря на стремление СССР получить средне- и долгосрочные кредиты для модернизации оборудования. Общий объем выплат по внешнему долгу возрос с 1986 по 1991 гг. в 2,5 раза.
      Начало 90-х гг. характеризуется пиком платежей по накопленной задолженности. Фактическое обслуживание государственного долга оказалось значительно ниже того, что намечалось по графику, и осуществлялось главным образом за счет увеличения продаж Советским Союзом золота и драгоценных металлов, а также использования валютных вкладов в зарубежных банках (к концу 1991 г. золотой запас государства составил лишь около 240 т. против 2,5 тыс. т. на середину 80-х гг.). В этих условиях, начиная с 1990 г. внешнее финансирование направлялось преимущественно на погашение ранее взятых кредитов, и лишь незначительная часть его оформлялась в виде товарных кредитов на закупку по «критическому» импорту (продовольствие, медикаменты, сырье).
      Невыполнение  в полном объеме и в срок обязательств, которые Советский Союз имел по внешним  займам и кредитам, сокращение экспортного потенциала и золотовалютных резервов не замедлили сказаться на изменении кредитного рейтинга страны.
      Хотя  с 1970 г. по 1980 г. внешняя задолженность  страны выросла в 16 раз (с 1,6 до 25,2 млрд. дол.), по сравнению с рядом стран  объем долга был умеренным. Ситуация стала угрожающей после 1985 г.: в начале 1986 г СССР занимал 12-е место по размеру внешнего долга (после Польши, Аргентины, Египта, Индии, Мексики, Бразилии, Китая, Венесуэлы, Индонезии, Южной Кореи и Турции), а к 1992 г. второе после Бразилии. Отношение внешнего долга к экспорту поднялось на с 52 % в 1987 г. до 164 % в 1993 г., а к объему ВВП – с 8 до 29 %. Увеличивались заимствования у правительств иностранных государств. Доля кредиторов – правительств других стран выросла с 3,9 % в 1987 г. до 14,3 % в 1991 г. и 65,4 % в 1993 г. Это было обусловлено сокращением коммерческого кредитования, переоформлением части обязательств, в том числе просроченной кредиторской задолженности перед бывшими соцстранами, в задолженность перед государством. В связи с этим несколько улучшилась структура долга (табл. 1)
      В 1975-1985 гг. внешний долг СССР возрос в 2 раза, тогда, как за более короткий период 1986 – 1992 гг. – в 2,5 раза. В целом после 1985 г. темп роста задолженности удвоился и составил в 41,7 % в среднем за год (при падении ВВП).
Таблица 1 – Структура внешнего долга  СССР по видам задолженности6
                                                                                                                    в млрд. дол.
  1987 г. 1989 г. 1991 г.
Весь  долг 38,3 53,9 67,9
% 100 100 100
Долгосрочный  долг 29,8 35,7 55,3
В том  числе кредиторам:  
Официальным 1,7 2,2 9,7
% 4,4 4,08 14,1
частным 28,1 33,5 45,6
% 73,3 62,32 67,3
 
      Поскольку Россия не смогла после распада Советского Союза «распределить» между республиками его внешний долг и стала его правопреемницей, общая величина формирующегося суверенного государственного долга включала и это наследие. Углубление кризиса потребовало новых заимствований. Для них была создана институциональная основа – в 1992 г. Россия вступила в МВФ и могла обслуживаться Всемирным Банком (МБРР), а также Европейским Банком реконструкции и развития (вместо СССР). Поэтому история суверенных интенсивных заимствований России у названных международных организаций связывается с 1992 г. После 1992 г. полученные Россией кредиты состоят из кредитов международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов.
      Заимствования Всемирного Банка включают следующие группы задолженности: компенсирующее снижение доходов бюджета реабилитационные займы (14,7 % общей суммы портфеля); займы: на структурную перестройку (23,3 %), для развития нефтяной промышленности, энергетики и строительства (19,6 %), транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства (21,0 %)
      Меньшими  по объему являются займы для развития рыночной инфраструктуры (5,0 %), здравоохранения (5,0 %), образования (3,8 %), сельского хозяйства (3,6 %), на нужды государственного управления (2,0 %), охраны окружающей среды (1,3 %), социальной политики (0,7 %). Около половины портфеля займов приходится на связанные кредиты (для финансирования заранее обусловленных проектов). В общей сложности на 1 января 1999 г. России было предоставлено по этой линии 37 займов на общую сумму 9 млрд. дол. (табл. 2).
Таблица 2 – Кредиты МВФ России
Условия получения Сумма, млрд. долл. Выборка квоты Года
Удержание дефицита госбюджета в определенных рамках и контроль за приростом денежной массы 1,0 16,7 1992г.
Те  же 1,54 25 1993г.
Те  же, а также либерализация внешнеэкономической  деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.