На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Структура органов управления и контроля потребительских обществ и их союзов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.Законодательство  и кооперация 

     Правовые  основы потребительских обществ  и их союзов — это правовые положения, которые обеспечивают деятельность потребительских обществ и потребительских  союзов как равноправных юридических  лиц рыночной экономики в единой системе — системе потребительской  кооперации.
     Правовые  основы потребительской кооперации формировались одновременно с разработкой правовых основ деятельности разных коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе кооперативных.
     В настоящее время основой правового  регулирования всех организаций  страны, в том числе организаций  потребительской кооперации, являются:
     — Конституция Российской Федерации;
     — Гражданский кодекс Российской Федерации;
     другие  законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты общеобязательного характера: торговое, налоговое, трудовое право, законодательство о конкуренции и банкротстве.
     Правовое  регулирование кооперативных организаций  осуществляется на основе кооперативных  законов Российской Федерации:
     — «О сельскохозяйственной кооперации» (1995 г.);
     — «О производственных кооперативах» (1996 г.);
     — «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (1997 г.);
     Правовое  регулирование всех организаций, в  том числе и потребительской  кооперации, осуществляется также на основе законов и других правовых актов субъектов Российской Федерации.
     Важное  значение для правового регулирования имеют уставы кооперативов и их объединений (союзов, ассоциаций).
     Конституция Российской Федерации, Гражданский  кодекс Российской Федерации, другие федеральные  законы, в том числе кооперативные, законы субъектов Российской Федерации и кооперативные уставы обеспечивают развитие кооперативов и их союзов (юридических лиц) как равноправных субъектов рыночной экономики.
     Важно, что законы гарантируют кооперативам и их союзам, с учетом их социальной значимости, а также гражданам  и юридическим лицам, создающим  кооперативы и их союзы (ассоциации), государственную поддержку.
     Таким образом, правовые основы потребительской  кооперации формировались одновременно с формированием правовых основ деятельности разных организационно-правовых форм организаций, в том числе кооперативов разных видов.
     Значение  и содержание Закона Российской Федерации  «О потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской Федерации»
     Правовые  отношения, возникающие в области  создания и деятельности потребительских  обществ и их союзов, регулируются системой законов и иными нормативно-правовыми  актами, рассмотренными на предыдущем уроке.
     Особое  значение для потребительской кооперации имеет Закон «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
     Значение  закона состоит в том, что он наиболее полно определяет правовые, экономические  и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую  кооперацию Российской Федерации.
     Закон Российской Федерации «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» состоит из преамбулы и девяти глав.
     В преамбуле определены цели и задачи потребительской кооперации.
     Глава 1  — «Общие положения».
     Глава 2 — «Образование потребительского общества».
     Глава 3 — «Членство в потребительском  обществе».
     Глава 4 — «Органы управления потребительского общества».
     Глава 5 — «Имущество потребительского общества».
     Глава 6 — «Основы деятельности потребительского общества».
     Глава 7 — «Реорганизация и ликвидация потребительского общества».
     Глава 8 — «Союз потребительских обществ».
     Глава 9 — «Переходные положения».
     Содержание  закона. Закон определяет цели и  задачи потребительской кооперации, принципы деятельности; регулирует членские, управленческие, имущественные отношения, отношения по созданию, реорганизации  и ликвидации потребительских обществ  и потребительских союзов.
     По  закону потребительские общества и  потребительские союзы являются юридическими лицами и им предоставлены  широкие права: право заниматься коммерческой деятельностью (торговой, производственной, заготовительной  и др.), направленной на удовлетворение потребностей своих членов; право  создавать хозяйственные общества, медицинские и образовательные  учреждения, филиалы и представительства, а также другие права.
     Потребительские общества создают союзы. Союзам дано право осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении потребительских обществ.
     В законе предусмотрено, что отношения  между государством и организациями  потребительской кооперации строятся на принципе независимости, что определяет самостоятельность и свободу  деятельности организаций системы. Потребительские общества и их союзы  самостоятельно разрабатывают программы  своего экономического и социального  развития; самостоятельно решают вопросы  о расходовании средств, максимальных размерах заработной платы, размерах выплат пайщикам и другие вопросы.
     Устав потребительского общества — это  организационно-правовой документ, который  в соответствии с законами определяет правовые, организационные, социальные и экономические основы создания и деятельности потребительского общества.
     В потребительской кооперации применяются  две формы устава потребительского общества:
     1) примерный устав потребительского общества;
     2) конкретный устав каждого потребительского общества.
     В соответствии с примерными уставами разрабатываются конкретные уставы каждого потребительского общества.
     В потребительской кооперации в настоящее  время насчитывается около 3 тыс. потребительских обществ, каждое из которых осуществляет деятельность на основе своего конкретного устава.
     На  основе конкретного устава каждое потребительское  общество регистрируется органами государственной  власти и приобретает статус юридического лица. Устав — это признак юридической  самостоятельности любой организации, в том числе потребительского общества.
     В содержание устава потребительского общества должны включаться следующие положения: наименование потребительского общества; место его нахождения; цели, задачи и принципы деятельности общества; порядок вступления пайщиков в потребительское общество и выхода из него; права и обязанности пайщиков; положения, определяющие управленческие, имущественные и трудовые отношения; другие необходимые положения.
     Каждое  потребительское общество с учетом конкретных условий, в которых оно осуществляет свою деятельность, разрабатывает свой устав.
     В уставе потребительского общества более  детально, по сравнению с законом, определены права и обязанности  пайщиков, органов управления и контроля, порядок распределения доходов  и другие отношения.
     Каждый  союз потребительских обществ как  юридическое лицо имеет свой конкретный устав.
     Кооперативные уставы обеспечивают потребительским  обществам и их союзам, а значит, и всей системе потребительской  кооперации, более широкое правовое поле.
     Правительство способствует улучшению правового  положения потребительских обществ  и потребительских союзов как  юридических лиц, содействует их социально-экономическому развитию.
     В первые годы экономических реформ значительное влияние на укрепление правового  и экономического положения потребительской  кооперации оказало Постановление  Правительства Российской Федерации  «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации» от 24 января 1994 г. В данном постановлении признано необходимым строить взаимоотношения организаций потребительской кооперации как юридических лиц с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на основе соглашений. Соглашения стали заключаться между:
     — Правительством Российской Федерации и Центросоюзом Российской Федерации;
     — областным (краевым, республиканским) исполнительным органом государственной власти и областным (краевым, республиканским) союзом потребительских обществ;
     — районной администрацией (администрацией национального округа) и районным (окружным) союзом потребительской кооперации1.
     Соглашение  — двухсторонний договор, по которому каждая из сторон берет на себя определенные обязательства. Соглашения заключаются  на один год.
     Организации потребительской кооперации берут  на себя обязательства обеспечить за год соответствующий экономическим  расчетам объем розничного товарооборота (продажи товаров населению), объем  производства, закупок, услуг. Правительство, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы самоуправления регионов берут на себя обязательства по оказанию финансовой помощи: предоставлению кредитов, снижению налогов, снижению платежей за тепловую и электрическую энергию и другой помощи для развития потребительской кооперации.
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения  товарами и услугами» от 31 мая  1996 г. было принято Постановление Правительства такого же содержания.
     Эти документы способствовали укреплению социальной базы потребительской кооперации—восстановлению  в правах пайщиков потребительских  обществ. Предусматривалось, чтобы  в потребительских обществах  были восстановлены пайщики, исключенные впервые годы реформ.
     Пайщики потребительских обществ — это  в основном жители сельских населенных пунктов. Сами пайщики заинтересованы в улучшении обеспечения своих  семей и других жителей сельских территорий товарами и услугами. Поэтому, чем больше пайщиков в потребительских  обществах, тем лучше система  потребительской кооперации сможет решить вопросы обеспечения сельского  населения товарами и услугами.
     Постановлением  Правительства Российской Федерации  «О повышении роли потребительской  кооперации в обеспечении населения  продовольствием» от 7 января 1999 г. система потребительской кооперации привлечена к решению продовольственной проблемы страны.
     В постановлении предусмотрены меры государственной поддержки организаций  потребительской кооперации. Органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано оказывать  потребительским обществам и  их союзам поддержку в деятельности по увеличению закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, переработки этой продукции, продажи населению и поставок для государственных нужд.
     3 декабря 2002 г. Постановлением  Правительства РФ утверждена  Федеральная целевая программа  «Социальное развитие села до 2010 года», в которой предусмотрена  государственная поддержка в  инвестировании и кредитовании  субъектов хозяйствования, осуществляющих  торговое и бытовое обслуживание  сельского населения.
     Таким образом, правительство содействует  укреплению правовых основ потребительской  кооперации, развитию ее социально-экономической  деятельности в интересах пайщиков и общества.
     Развитие  законодательства, регулирующего сферу  экономики, способствовало формированию правовых основ деятельности кооперативов и их объединений как равноправных юридических лиц в рыночной экономике. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» регулирует правовые отношения непосредственно потребительских обществ и их союзов, действующих в единой системе — системе потребительской кооперации. Качественно разработанные уставы потребительских обществ и потребительских союзов закрепляют правовое положение каждой организации. Правительство содействует развитию потребительской кооперации и укреплению ее правового положения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Потребительская  кооперация – система потребительских  обществ и союзов 

     Потребительская кооперация — система потребительских  обществ и союзов потребительских  обществ
     В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее  определение потребительской кооперации:
     Потребительская кооперация — система потребительских  обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
     Таким образом, законом установлено, что  система потребительской кооперации состоит из организаций двух видов: потребительских обществ и союзов потребительских обществ.
     В потребительской кооперации могут  создаваться и другие организации, например хозяйственные товарищества, образовательные учреждения, однако их единственными учредителями являются потребительские общества и потребительские  союзы.
     Потребительское общество — добровольное объединение  граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем  объединения его членами имущественных  паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
     В этом пространном определении отражены следующие черты потребительского общества:
     — потребительское общество — коллективная организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства;
     — начальный капитал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;
     — потребительское общество осуществляет совместную торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность;
     — цель потребительского общества — его социальная миссия — удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов.
     Следует подчеркнуть, что потребительские  общества создаются по территориальному признаку и являются местными организациями. Члены каждого потребительского общества знают друг друга, знают  семьи и их социальные нужды. Это в значительной степени способствует реализации социальной миссии потребительского общества на основе кооперативных ценностей и принципов.
     Потребительские общества классифицируются на виды:
     а) по территориальному признаку:
     — сельское потребительское общество — сельпо;
     — городское потребительское общество — горпо;
     — районное потребительское общество — райпо;
     б) по социальному или профессиональному составу членов:
     — рабочее потребительское общество (рабочий кооператив) —рабкооп;
     — рыболовецкое потребительское общество (рыболовецкий кооператив) — рыбкооп;
     — студенческое потребительское общество — студпо;
     — ученическое потребительское общество — учпо.
     Потребительские общества — первичные основные организации  системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают  союзы. Если не будут образованы потребительские  общества, то не будет и их союзов, значит, не будет системы потребительской  кооперации.
     Союз  потребительских обществ — это добровольное объединение потребительских обществ разного уровня: районного, областного, краевого, республиканского, центрального.
     Объединение потребительских обществ в союзы  обеспечивает им более прочное правовое положение в регионе и в  стране, а их социально-экономическая  деятельность становится более организованной и защищенной в условиях рыночных отношений.
     Система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую организационную структуру.
     Рассмотрим  организационную структуру системы  потребительской кооперации.
     В основу организационного построения системы  потребительской кооперации положен  принцип административно-территориального деления страны. Каждая организация  и группа организаций находится  на определенном вертикальном уровне системы потребительской кооперации.
     Первый  уровень системы образуют потребительские  общества как добровольные объединения  граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).
     Второй  уровень системы занимают районные (окружные) союзы потребительских  обществ — добровольные объединения  потребительских обществ на территории районов (национальных округов).
     Третий  уровень системы составляют областные, краевые, республиканские союзы  потребительских обществ — добровольные объединения потребительских обществ  областей, краев, республик.
     Четвертый уровень системы представлен  Центральным союзом потребительских  обществ Российской Федерации (Центросоюзом РФ), который является добровольным объединением потребительских обществ страны.
     Большинство районных союзов (райпотребсоюзов) и их потребительские общества преобразованы в районные потребительские общества — райпо (рис. 1)
     

      Рис. 1 преобразование райпотребсоюзов и их потребительских обществ в райпо 

     Основное  преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений — это концентрация капитала, а значит, упрочение положения потребительских обществ. Районные потребительские общества — это крупные конкурентоспособные организации рыночной экономики.
     Райпо, как любое потребительское общество, объединяет пайщиков, поэтому образует первый уровень системы потребительской кооперации.
     Образование райпо способствует формированию трехуровневой системы потребительской кооперации.
     Потребительская кооперация является крупной системой, объединяющей около 3000 потребительских  обществ, свыше 200 районных и окружных потребсоюзов, 77 областных, краевых, республиканских потребсоюзов и Центросоюз РФ.
     Переход с четырехуровневой на трехуровневую  организационную структуру способствует сокращению числа потребительских  обществ и их укрупнению, улучшает управляемость системы.
     Потребительские общества и потребительские союзы образуют четырехуровневую или трехуровневую организационную структуру системы потребительской кооперации (рис. 2)
    
     Рис. 2 схема трехуровневой организационного построения потребительской кооперации РФ 

     Таким образом потребительские общества учреждают союзы – районные, национальных округов, областей, краев, республик и центральный союз. Совершенствование организационного построения потребительской кооперации способствует формированию трехуровневой организационной структуры кооперативной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Структура органов управления  и контроля потребительских обществ  и их союзов 

     В Гражданском кодексе Российской Федерации указано, что юридическое  лицо приобретает гражданские права  и принимает на себя гражданские  обязанности через свои органы управления, действующие в соответствии с  законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
     Потребительские общества и потребительские союзы  как юридические лица имеют специфические  органы управления и контроля.
     При изучении органов управления следует  учитывать, что в зависимости  от количества пайщиков и территориального размещения различают: потребительские  общества без кооперативных участков (небольшие) и потребительские общества с кооперативными участками (крупные). Их органы управления отличаются.
     Потребительское общество без кооперативных участков создается в тех случаях, когда  количество пайщиков невелико и можно  всех пайщиков привлечь для участия  в общем собрании. Потребительское  общество с кооперативными участками  создается тогда, когда пайщиками  потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и  количество пайщиков велико.
     Причем  максимальное количество пайщиков в  потребительском обществе не ограничено: на одно потребительское общество может  приходиться и несколько сотен, и несколько тысяч пайщиков. В  потребительской кооперации преобладают  крупные потребительские общества. В таких потребительских обществах  созыв общего собрания пайщиков невозможен. Поэтому в крупных потребительских  обществах для обеспечения участия  всех пайщиков в принятии решений  создаются кооперативные участки, высшим органом управления которых  являются собрания пайщиков кооперативных  участков.
     Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пункта, одна улица города или другая территориальная  структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 200 человек).
     Органы  управления потребительского общества без кооперативных участков (небольшого потребительского общества) следующие:
     — высший орган управления — общее собрание пайщиков потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в год;
     — представительный орган управления — совет потребительского общества; совет избирается общим собранием пайщиков и осуществляет управление в период между общими собраниями пайщиков;
     — исполнительный орган управления — правление потребительского общества; назначается советом как орган профессионального менеджмента для осуществления руководства финансово-хозяйственной деятельностью;
     — контрольный орган управления — ревизионная комиссия потребительского общества, которая избирается общим собранием пайщиков и контролирует соблюдение устава потребительского общества, его финансовую и хозяйственную деятельность.
     В потребительском обществе с кооперативными участками (т. е. в крупном потребительском  обществе) органы управления следующие:
     — высший орган управления — общее собрание уполномоченных потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в год;
     — высший орган управления кооперативного участка — собрание пайщиков кооперативного участка, созывается не реже 1 раза в год;
     — представительный орган управления — совет потребительского общества;
     — исполнительный орган управления — правление потребительского общества;
     — контрольный орган управления — ревизионная комиссия потребительского общества.
     Правомочия  органов управления и контроля потребительского общества предусмотрены законом  Российской Федерации « О потребительской  кооперации (потребительских обществах  и их союзах) в Российской Федерации  »и уставом потребительского общества.
     В каждом потребительском союзе (районном, национального округа, областном, краевом, республиканском, Центральном) создаются  следующие органы управления:
     — высший орган управления — общее собрание представителей потребительских обществ союза;
     — представительный орган управления — совет союза и президиум совета союза;
     — исполнительный орган управления — правление союза;
     — контрольный орган управления — ревизионная комиссия союза.
     Управление  в организациях потребительской  кооперации осуществляют органы самоуправления (собрания, советы, ревизионные комиссии) и профессионального управления (правления). Таким образом, структура  органов управления позволяет качественно, профессионально управлять организациями  потребительской кооперации и реализовывать  право пайщиков на управление и контроль.
     Структура органов управления потребительских  обществ и их союзов представлена в таблице 1.
Таблица 1
     Структура органов управления организаций потребительской  кооперации
     
Миссия системы  потребительской кооперации: удовлетворение материальных и иных потребностей своих  членов  
Уровни  управле- ния
Органы управления Органы  кооперативного самоуправления Исполнитель- ные
органы
профессиональ-
ные управления
Органы Кооператив-
ного
контроля
 
Организации
Высшие  органы Представитель- ные органы
 
 
Четвертый уровень
Структура органов управления союзов потребительских  обществ  
 
Центральный союз
потребитель-
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.