На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Диагностика темперамента и характера

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Диагностика темперамента и характера
Батаршев Анатолий Васильевич  
 

6. Взаимосвязь темперамента  с другими свойствами личности 

Рассмотренные выше свойства и особенности темперамента показывают тесную связь темперамента с другими свойствами личности и  прежде всего с характером. Под  характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся  в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения. 

Более подробно о  характере см. в части 2. 

Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между  собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов  высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен  генетически и в процессе жизнедеятельности  индивида в основном постоянен, то этого  нельзя сказать о характере. Он формируется  и изменяется на протяжении всей жизни  человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно  плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию. 

Наряду с характером определенная связь темперамента существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности и мотивация. В совокупности эти свойства определяют (наряду с  темпераментом) индивидуальные различия, которые, по выражению А. Анастази, порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой [2]. 

Темперамент и способности. Как для темперамента, так и  для способностей характерна высокая  стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания, сенситивный  возраст (если этот возраст правильно, целесообразно использовать для  развития обнаруженных в детском  возрасте специальных способностей). Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков  в условиях конкретной деятельности. 

Б. М. Теплов, признанный авторитет в области исследования проблем способностей, так определил  основные их признаки [39]: 

индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого; 

не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые  имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности; 

способность не сводима  к психологическим образованиям, т. е. к знаниям, умениям, навыкам. 

Исходя из данных признаков, дается следующее определение  способностей. Способности — это  индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. 

Способности делятся  на общие, специальные и способности  к общению. Под общими способностями  понимается система индивидуально-психических  свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и  навыками для осуществления различных  видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах. 

К специальным способностям относится такая система свойств  личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. п.). 

Способность к общению  предполагает развитую степень социально-психологической  адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать  психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать  к себе. 

Я. Стреляу исследовались взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента [37, с. 111]. Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных связей между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов либо различные комбинации этих типов темперамента. 

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей  направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности. 

Темперамент и направленность личности. Направленность личности —  это совокупность устойчивых, независимых  от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих  деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В качестве устойчивых, основных мотивов выступают  интересы, склонности, убеждения, идеалы и др. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности. Немаловажную роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, одним из которых является психологическая  установка. Психологическая установка  — это не осознаваемая личностью  готовность действовать определенным образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности. Проявляется  в целенаправленной избирательной  активности человека при предвосхищении им определенного объекта или  ситуации (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили). 

Темперамент и мотивация. Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. В мотивационной  сфере поведение индивида объясняется  совокупностью внутренних и внешних  причин психологического характера. Когда  говорят о внутренних причинах, то имеют в виду психологические  свойства субъекта поведения (мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы и т. п.) и мотивацию называют диспозиционной. Когда говорят о  внешних причинах, то имеют в виду внешние условия и обстоятельства деятельности субъекта поведения (ситуационные стимулы) и мотивацию называют ситуационной. 

О том, каким образом  мотивационная сфера личности проявляется  в учебной деятельности, можно  судить из следующего примера, описанного Я. Стреляу в его книге «Роль темперамента в психическом развитии» [37, с. 149]: «Часто мы убеждаемся в том, что оценка темперамента в одной конкретной ситуации не соответствует оценке того же свойства в других условиях. Например, работоспособность ученика, диагностированная по поведению на уроках математики, может сильно отличаться от оценки того же свойства на уроках истории. 

Так, в первом случае ученик проявляет большую деловитость, быстро, почти без отдыха решает задачи, полностью сосредоточивается  на своих действиях и может  так работать в течение длительного  времени, без перерыва. Анализируя все  эти проявления, следует признать, что мы имеем дело с выносливым, низкореактивным индивидом. Однако совершенно иной является оценка поведения того же ученика на уроках истории. Он не может сосредоточиться на предмете, постоянно выглядит усталым, работает медленно, поминутно отвлекается, вследствие чего, естественно, не достигает таких результатов, как по математике». 

Из этого примера  можно заключить, что свойства темперамента ученика, выявленные на уроках истории, являются типичными для высокореактивных индивидов. Такое несоответствие в особенностях поведения ученика на уроках математики и истории Я. Стреляу назвал «маскировкой» свойств темперамента. Однако здесь следует говорить скорее всего не о «маскировке», а о мотивации ученика. Мотивационная сфера его целиком направлена на развитие специальных (математических) способностей. Этот предмет является для него самым любимым. Он мечтает в будущем овладеть профессией, требующей математических знаний.  

Разновидностью мотивации  деятельности является мотивация достижений. Она связана с потребностью индивида добиваться успехов или избегать неудач. 

Теория мотивации  достижения успехов в различных  видах деятельности разработана  Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном. Согласно этой теории люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерна мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей. Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, мотивированный на избегание неудачи, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи. 

Из сказанного следует, что индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно  оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивая себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на избегание неудачи, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистическим притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется  в отборе лишь трудных или слишком  легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в силах, в тенденции  избегать соревнования, соперничества, они некритичны в оценке достигнутого. 

* * * 

Темперамент и отчасти  способности (если рассматривать способности  во взаимосвязи с задатками) относятся  к тем особенностям индивидуальных различий, которые в значительной степени обусловлены наследственностью, изначально закреплены генетически. Как  для темперамента, так и для  способностей характерна относительно высокая стабильность. Однако если свойства темперамента практически  не поддаются изменению, то способности  и характер формируются на протяжении всей жизни индивида, особенно в  сенситивном возрасте и на первых стадиях социализации личности. Формирование же направленности и мотивационной  сферы личности происходит в основном на более поздних стадиях социализации, в процессе становления личности и под влиянием воспитания, жизненного уклада и образа жизни. 

В общем, темперамент, характер, способности и мотивация  личности относятся к тем же индивидуально-психологическим  особенностям, по которым люди существенно  отличаются друг от друга. В совокупности эти индивидуально-психологические  особенности составляют предмет  психологии индивидуальных различий. 

7. Темперамент и  личность 

Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын [38], изучая проблемы индивидуальных различий, высказали мысль о том, что люди различаются между собой не конечными результатами действий, а способами достижения этих результатов. Приемы же и способы работы у разных людей различны и во многом зависят от особенностей темперамента. Е. А. Климов и B. C. Мерлин [10; 14] разносторонне изучив индивидуальный стиль деятельности, показали, что этот стиль вырабатывается и совершенствуется в процессе активного поиска приемов и способов действий с целью достижения наилучших результатов работы применительно к своему темпераменту. Здесь под индивидуальным стилем деятельности понимается обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему выполнению возложенных на него обязанностей. Были выработаны общие рекомендации для овладения индивидуальным стилем деятельности, исходя из следующих положений. 

Представителям инертного  типа темперамента лучше не отрываться от начатого дела. Они легко осуществляют плавные движения, предпочитают стереотипные способы решения задач. Монотонную работу чаще всего выполняют обладатели слабой нервной системы, инертных нервных  процессов с преобладанием внешнего торможения. Представители же подвижных  типов темперамента обладают противоположными чертами. 

На основе выявления  свойств темперамента и особенностей характера определяют профессиональную пригодность человека к той или  иной деятельности. Например, зная характерологические  особенности нервной деятельности и темперамента (степень эмоциональной  возбудимости и впечатлительности, скорости принятия решений, быстроты смены  настроений и т. п.), необходимо подбирать  такие виды деятельности, которые  человеку наиболее соответствуют. Так, в работе водителя и оператора  важны скорость сенсомоторных реакций, для слесаря и станочника —  легкая приспособляемость к однообразным и повторяющимся действиям, способность  к длительной концентрации внимания, глазомер и др. 

Темперамент оказывает  влияние и на формирование индивидуального  стиля деятельности учащихся, студентов. По данным И. В. Дубровиной [21], одни юноши  и девушки решают учебные задачи быстро и правильно, другие — быстро, но не всегда правильно, третьи — медленно и правильно, четвертые — медленно и с ошибками. Представители медленных, инертных типов (флегматики и меланхолики) тратят больше времени на подготовительную работу (сбор и обдумывание материала, написание черновиков и т. п.), подвижные  индивиды (сангвиники и холерики) этот этап проходят в свернутом виде, сразу стремясь выполнить задание набело. Из этого следует, что значительные индивидуальные различия учащихся требуют нахождения оптимальных вариантов сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы обучаемых. А это невозможно без учета типов темпераментов школьников и студентов, их психологических индивидуальных особенностей. 

Весьма показательны закономерности, которые были выявлены М. Р. Щукиным [41], между подвижностью нервных процессов и стилем работы на токарных станках учащихся профтехучилищ. Эти закономерности в обобщенном виде сводятся к следующему. 

У инертных учащихся познавательные действия, связанные  с инструктажем, регулярно влияют на исполнительные действия в большей  степени, чем у подвижных. 

Подвижные учащиеся отводят гораздо меньше времени  на знакомство с техническим рисунком, чем инертные. Они знакомятся с  ним быстро и поверхностно, немедленно приступая к исполнительным действиям. В ходе обработки деталей они  также реже, чем инертные, сверяются  с чертежом. 

Инертные проявляют  склонность заранее приготовить  и разложить инструменты, подготовить  материал, который может пригодиться  во время работы, старательно подбирают  резец, соответствующий данному  заданию, и т. п. Такие действия занимают у учащихся значительное время. Противоположная  картина наблюдается у подвижных. Не тратя времени на подготовку соответствующих инструментов и материалов, они достают и пользуются ими, когда возникает конкретная потребность. Например, ставят «первый с краю» резец, заменяя его потом в процессе обработки. 

В ходе исполнительных действий у подвижных учащихся преобладают  ориентировочно-познавательные действия, что обусловлено меньшим временем, которое они тратят на подготовительные действия, по сравнению с инертными. При обработке деталей «подвижные» часто прибегают к прикидке «на глазок», что приводит к снижению точности и аккуратности работы. «Инертные», наоборот, часто останавливают станок для измерения детали, благодаря чему быстрее обнаруживают дефекты в обработке. 

«Подвижные» отличаются от «инертных» быстротой движений. Задания, требующие медленных движений, выполняются более успешно, равномерно и плавно «инертными» учащимися. Обратная картина наблюдается при  выполнении быстрых движений. 

Указанные выше группы резко различаются и по степени  изменяемости исполнительских действий. «Инертные» учащиеся в ходе шестичасовых занятий редко отходят от своих  станков. Делают это лишь тогда, когда  этого требует выполняемое задание. Они неохотно меняют режим обработки, частоту оборотов и т. п., с неохотой переделывают неправильно выполненную  деталь. Подвижные учащиеся часто  останавливают свои станки, прерывая работу, подходят к своим товарищам, манипулируют рукоятками других станков  и т. п. 

Выявленные различия в исполнении действий учащихся скорее всего обусловлены тем, что «инертные» компенсируют свои ограниченные моторные возможности более развитой и систематической ориентировочно-познавательной деятельностью, начинающейся раньше, чем моторная деятельность. 

Проявление темперамента зависит также от особенностей эмоционально-волевой  сферы личности. На основе флегматического  темперамента, как отмечает А. Г. Ковалев [12, c. 342], скорее может сформироваться методическая, интеллектуальная форма  воли; на основе холерического —  эмоционально-порывистая воля. Образующиеся волевые качества характера, в свою очередь, позволяют регулировать проявления темперамента в процессе деятельности. 

Восприятие реального  времени у представителей различных  типов темперамента также отличается многообразием. Н. Н. Обозов, ссылаясь на исследование Б. И. Цуканова [40], приводит на этот счет следующие данные [20, с. 21–22]. У холерика субъективно переживаемое время сильно опережает течение реального времени. Поэтому он всегда устремлен вперед, в будущее (прошлое его не интересует). Субъективно переживаемое время у него сильно спрессовано. Если на пути движения возникает препятствие, то оно вызывает у холерика агрессию и ярость. 

У сангвиника субъективно  переживаемое время также опережает  течение реального времени. Однако не настолько, как это выражено у  холерика. Сангвиник спешит жить, испытывает постоянный дефицит времени. 

У флегматика субъективно  переживаемое время отстает от объективного. Времени у него всегда хватает, даже есть некоторый его излишек. Он ориентирован в прошлое, медленно привыкает к изменениям. 

У меланхолика нет  ни опережения, ни отставания времени. Движение времени для него как  бы не существует. Обездвиженность  времени во многом соответствует  внешней обездвиженности, замкнутости, тревожности. Меланхолик, как и флегматик, привязан к прошлому. 

Cвойства темперамента играют важную роль и в процессе сработанности и совместимости людей в совместной деятельности. Н. Н. Обозовым выявлено [20, с. 29], что наибольшая совместимость людей на производстве достигается в звеньях и бригадах, а также в семейно-брачных отношениях при сочетании людей с противоположными темпераментами. Так, при прочих равных условиях флегматику легче работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, а меланхолику — с флегматиком. 

Выявлен и так  называемый равновесный тип личности. По показателям двухфакторной модели Г. Айзенка такой тип личности находится как бы на условном нуле (на отметке 12 по показателям экстравертированности и нейротизма). У такого типа личности средние уровни возбуждения и торможения, которые уравновешивают друг друга, нет ориентации в будущее (как у холериков и сангвиников) или в прошлое (как у флегматиков и меланхоликов). Он живет настоящим («здесь и сейчас»). Отличительная черта его — осторожность. 

В дипломной работе Д. Воробьева, выполненной под нашим  руководством, исследовались особенности  психологической подготовки спортсменов  к ответственным соревнованиям. В его психодиагностическом исследовании определялись поведенческие характеристики спортсменов в стрессовых ситуациях. Было выявлено, что спортсмены эмоционально возбудимые, со слабой нервной системой (меланхолики) имели низкий уровень  притязаний, в условиях стресса даже при тренировках испытывали определенные трудности в принятии самостоятельных  решений. Они постоянно обращались за помощью и советами к тренеру, товарищам по команде. Спортсмены сильного типа нервной системы, малотревожные, эмоционально устойчивые (сангвиники), отличались повышенным уровнем притязаний, высокой степенью саморегуляции. В аналогичных стрессовых ситуациях решения принимали самостоятельно и добивалиcь высоких результатов. Поведенческие характеристики спортсменов с другими типами высшей нервной деятельности, адекватными холеристическому и флегматическому типам темперамента, во многом согласовывались с данными Б. А. Вяткина [7; 8] В спорте диагностика темперамента и свойств высшей нервной деятельности является важнейшим элементом в деятельности тренера. Методика определения основных свойств ВНД в спортивных коллективах описана в приложении 3. 

Своеобразны проявления темперамента в общении. Типы темперамента, как отмечает P. M. Грановская [9, с. 385–386], накладывают свой отпечаток на способы  общения, определяя степень активности в налаживании контактов. 

Так, сангвиники быстро устанавливают социальные контакты. Они не способны предаваться мрачным  мыслям и страхам. В общении они  являются инициаторами, легко вступают в компании, способны занимать в  них лидирующее положение. 

Холерики, отличающиеся чрезмерной подвижностью и импульсивностью, также быстро устанавливают межличностные  контакты. Однако если партнеры по общению  по своим данным не соответствуют  ожиданиям холерика, то он скоро  теряет к ним всякий интерес, завязывает новые знакомства. Холерика следует  постоянно загружать полезной работой, в противном случае он может стать  источником межличностных конфликтов в коллективе. 

Флегматики социальные контакты устанавливают медленно. В  новом окружении скорее всего замыкаются в себе. Свои чувства флегматики проявляют мало, долго не замечают, что кто-то ищет повод познакомиться с ними, зато они устойчивы и постоянны в своем отношении к человеку, любят находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. 

Меланхолики отличаются робостью, осторожностью в контактах, повышенным интуитивным восприятием  отношения к себе окружающих людей. Чрезмерная чувствительность вызывает у них постоянную потребность  в сопереживании. Именно чувство  сопереживания становится для меланхолика  своеобразным стимулом к установлению контактов с людьми.  

8. Два подхода  к исследованию темперамента 

В изучении темперамента выявились два подхода к его  исследованию — структурный и  типологический. 

Структурный подход 

Представители структурного подхода описывают темперамент  через набор признаков, характерологических  черт личности. Отдельные характерологические  черты личности применительно к  четырем типам темперамента по Гиппократу — Галену приводятся в 3-й главе  данного пособия. Если, к примеру, для сангвинического темперамента позитивными характерологическими чертами являются высокая подвижность, легкая социальная приспособляемость (социабельность), общительность, жизнерадостность, выразительность мимики и пантомимики, то для меланхолического темперамента — высокая чувствительность, сердечность, восприимчивость. Иными характерологическими чертами личности обладают представители холерического и флегматического темпераментов. Таким образом, каждый из четырех типов темперамента (в классическом его варианте) обладает определенными признаками, которые в структурированном виде описаны Г. Айзенком (см. рис. 3 — «круг Айзенка»). 

Структурный подход к изучению темперамента наиболее ярко проявляется в опытно-экспериментальных  исследованиях сторонников структурно-динамической теории черт (Г. Олпорт, Р. Кэттелл, Г. Айзенк и их последователи). Логика рассуждений при разработке теории черт сводилась к следующему: если попытаться установить основные характеристики, по которым люди существенно отличаются друг от друга, то станет возможной разработка тестов, позволяющих определить количественные значения выявляемых параметров для каждого человека и сравнить эти параметры между собой. 

Под чертой личности следует понимать устойчивые особенности  человека, проявляющиеся на протяжении длительного времени и мало изменяющиеся в различных житейских ситуациях. Основными особенностями черт личности являются степень выраженности (у  разных людей степень выраженности черт различна), трансситуативность (проявление черт в различных ситуациях) и измеряемость (черты личности доступны измерению с помощью специализированных опросников и стандартизированных тестов). В экспериментальной психологии личности наиболее исследованы такие черты личности, как экстраверсия — интроверсия; конформизм — доминантность; застенчивость — смелость; тревожность; ригидность; импульсивность и др. Эти черты личности в той или иной степени присущи каждому человеку. Количественная их выраженность различна в различных темпераментах. 

Таким образом, согласно теории черт, поведение людей детерминировано  в основном не жизненными ситуациями, а личностными характеристиками индивидуумов. Люди различаются между  собой по степени выраженности определенных личностных черт, которые оказывают  значительное влияние на их поведение. 

Один из создателей теории черт Г. Олпорт сделал попытку разложить чрезвычайно сложную составляющую личности на измеряемые опытным путем элементы. Им разработаны и опубликованы еще в 1931 г. тесты измерения ценностных ориентации людей. Представленные как основные альтернативные направления ценностных ориентаций, эти ценности присущи в различной мере всем людям и являются, по мнению Г. Олпорта, стержневыми в человеческой жизни. У разных людей наблюдаются различные комбинации ценностных ориентаций как черт личности. Количественная выраженность этих выделенных Г. Олпортом черт (теоретическая, экономическая, социальная, политическая, религиозная) может быть изображена графически в виде профиля ценностных ориентаций испытуемых. 

Существенно иное направление  в психологии черт личности открылось  благодаря статистическому методу, известному как факторный анализ. Под факторным анализом понимается комплекс аналитических методов, позволяющих  выявить скрытые признаки и преобразовать их в более простую и содержательную форму. Для применения в исследовании факторного анализа были приняты следующие допущения:  

элементы, из которых  формируется структура личности, универсальны, являются общими для  всех людей;  

основные параметры  личности имеют упорядоченную иерархическую  структуру;  

люди обладают стойкой  предрасположенностью реагировать  определенным образом на ситуации;  

черты личности количественно  измеряемы.  

Выдающимися представителями  данного количественного научного метода являются Р. Кэттелл, Г. Айзенк и их сторонники. 

Р. Кэттеллом разработан многофакторный личностный опросник 16PF, впервые опубликованный в 1950 г. Последнее переработанное руководство тест-опросника 16PF вышло в 1970 г. (Р. Кэттелл с соавторами). Опросник предназначен для измерения 15 факторов и интеллекта (16 личностных черт). Каждый из факторов (черт) опросника получил двойное название, характеризующее степень его выраженности — сильную и слабую. Например: комформность — доминантность; суровость, жесткость — эмоциональность, нежность и т. д. 

Вопрос о том, какое  количество факторов необходимо и достаточно для адекватного психологического описания личности, остается открытым. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно учесть всего три  фактора (Г. Айзенк), другие полагают, что необходимо оценить 5 независимых черт (Р. МакКрае), третьи утверждают, что недостаточно и 20 черт (Р. Мейли).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.