На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие и перспективы антидемпингового механизма защиты внутреннего рынка в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………...……..…...…………..…… 3
1. Нетарифные ограничения внешнеторговых операций.………….... 5
1.1. Понятие и сущность нетарифных ограничений ……… …….……. 6
1.2. Классификация нетарифных ограничений ……. …………………. 7
2. Природа и сущность антидемпинговых мер в составе нетарифных ограничений ……...………………………………………...  
13
2.1. Нормальная  стоимость, как ключевое понятие  демпинга ……….. 13
2.2. Сущность антидемпинговых  мер …………..……………………… 15
2.3. Мировые проблемы применения антидемпинговых мер …..…….. 16

3. Развитие и перспективы  антидемпингового механизма защиты внутреннего рынка в России ……………...………………… …………..

 
18
Заключение ………………………………………………………………… 20
Список  использованной литературы ……………...……………….…... 22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
      В современной мировой экономике, в эпоху активного международного товарообмена, в условиях обострения конкуренции и связанных с  ней торговых конфликтов между ее субъектами, все чаще проявляется  потребность в диверсификации средств  регулирования внешней торговли. Практика развитых стран способствовала постепенной либерализации торговых отношений, в том числе за счет снижения таможенных пошлин и применения нетарифных ограничений при проведении экспортно-импортных операций. Системный  кризис, охвативший мировое хозяйство  в конце текущего десятилетия  усилил роль нетарифного регулирования  международной торговли и в целом, государственного участия в экономических  процессах.
      В посткризисный период, который является ближайшей перспективой развития мирового хозяйства, прогнозируется активизация  применения средств нетарифного  регулирования, которые также как  и таможенные пошлины, могут существенно  сказываться на динамике, товарной и географической структуре международной  торговли.
     В начале текущего десятилетия сформировалась глобальная тенденция усиления легализованных в рамках ВТО мер ограничения  импорта: антидемпинговых разбирательств, ответных мер на субсидирование иностранными государствами своих экспортеров, а также так называемых защитных мер. В 2000-е годы глобальный торговый протекционизм достиг беспрецедентного уровня. В течение первой декады 2000-х было инициировано рекордное  количество антидемпинговых и защитных расследований, а также дел, возбужденных в связи с предоставлением  иностранными правительствами экспортных субсидий. В результате увеличилось  количество споров и конфликтов между  странами-членами ВТО. В последние  годы проблема защиты национальной экономики  в процессе интеграции страны в мировое  хозяйство приобрела для России особое значение в связи с планируемым  присоединением к ВТО, в условиях образования Таможенного союза. Кроме того, перед Россией стоят масштабные задачи формирования нетарифной ограничительной системы, отвечающей ее национальным интересам на этапе модернизации экономики.
     Характер  применения нетарифных ограничительных  мер сегодня коренным образом  отличается от ситуации конца прошлого века. В последнее десятилетие, и  особенно в связи с нестабильностью  мирового хозяйства, предмет настоящего исследования претерпел значительные изменения. Вместе с тем учеными-экономистами недостаточно полно обосновано экономическое  содержание нетарифной ограничительной  практики в сфере международной  торговли. В значительной мере это  затрагивает внешнюю торговлю России, где отсутствует четкое определение  сущности антидемпингового и других нетарифных регуляторов, не завершено  обоснование научных положений, учитывающих российскую специфику  объекта и субъекта регулирования. Используемый понятийный аппарат в  ряде случаев нуждается в уточнении.
      Исключительно важная роль нетарифных ограничительных  мер в международной торговле в целом и, в частности, во внешней  торговле России, а также растущая необходимость разработки методов  эффективного их применения  в современных  условиях. 
 
 
 
 
 
 
 

    НЕТАРИФНЫЕ  ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
     Многие  процессы, происходящие в мировой  экономике, такие как неравномерность  развития отдельных стран, экономические  и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры товаров, требуют жесткого регулирования. В то же время «открытые» меры таможенно-тарифного регулирования  приводит к тому, что любое одностороннее  действие страны по изменению тарифных ставок немедленно выявляется и вызывает ответные действия противоположной  стороны, результатом чего становится потеря ожидаемых выигрышей. Взаимное повышение импортных тарифов, например, может привести к общему спаду  производства, как это происходило  в начале 30-х годов во время  «Великой депрессии».
     Несомненно, таможенные тарифы остаются важнейшим  инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия  постепенно ослабла. Следовательно, в  тех случаях, когда возможности  таможенно-тарифного регулирования  оказываются недостаточно эффективными в регулирования внешней торговли, применяются другие административные методы. Так, возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование - нетарифные ограничения.
     Очевидно, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам  преимущества в регулировании внешней  торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.
      Понятие и сущность нетарифных ограничений.
     Во  всех странах регулирование внешней  торговли осуществляется в той или  иной мере государством, в зависимости  от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство  в мировой экономике стремится  защитить свои интересы, интересы отечественных  производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты  торговой политики, тарифного и нетарифного  регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального  производителя. В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые – как часть своей политики протекционизма. Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.
     Большинство из нетарифных методов, в отличие  от таможенных тарифов, слабо поддаются  количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность  правительствам использовать отдельные  из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в  области торговли в рамках политики протекционизма. 
     К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
     Нетарифные  ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает  альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически  они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым  бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в  достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует  себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими  эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация).
      Классификация нетарифных ограничений
Нетарифные барьеры подразделяются на 3 группы:
    Меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;
    Меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;
    Прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.
   Существует  также распространенная классификация  нетарифных барьеров по механизмам действия, по которой они подразделяются на 7 категорий:
- Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие.
- Меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).
- Финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли.
- Количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров.
- Автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.
- Государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами.
- Технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в т.ч. качества и безопасности.
     Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты равной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара.
     Экспортные  квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.
     Основными видами лицензий являются:
а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой  разрешается беспрепятственный  ввоз или вывоз товара, включенного  в соответствующий список, в течение  определенного периода;
б) неавтоматическая, или разовая, лицензия, по которой  разрешается импорт либо экспорт  определенного товара с указанием  его количества, стоимости, страны происхождения  или назначения, а в ряде случаев  и таможенного пункта, через который  должен быть осуществлен экспорт  или импорт.
     Важное  место в современном арсенале нетарифного регулирования отводится особым видам пошлин:
- антидемпинговым пошлинам, устанавливаемым для противодействия демпинговому импорту, т.е. импорту товаров по цене ниже нормальной стоимости такого товара;
- компенсационным пошлинам, применяемым для нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль национальной экономики;
- специальным пошлинам, вводимым в качестве защитной меры, если будет установлено, что товар импортируется в таких возросших количествах, которые способны нанести ущерб отрасли национального производства, выпускающей подобные или аналогичные конкурирующие товары.
     Порядок применения специальных видов пошлин, унифицированный в рамках ВТО, позволяет  четко отграничить антидемпинговые, компенсационные и специальные  пошлины (особые виды пошлин) как разновидность  нетарифных мер от инструментов таможенно-тарифного  регулирования - таможенных пошлин. Особые виды пошлин представляют собой индивидуализированные  платежи, размеры и сроки взимания которых устанавливаются в каждом конкретном случае. В отличие от таможенной пошлины особые виды пошлин не имеют универсального характера, то есть не могут применяться ко всем внешнеторговым операциям, а используются только применительно к конкретным торговым отношениям и устанавливаются  на определенный период времени (то есть имеют временный характер). Обязательным условием введения специальной, антидемпинговой  или компенсационной пошлины  является проведение специального расследования, в ходе которого доказывается наличие  оснований для введения данных защитных мер. 
Основаниями введения особых пошлин могут быть: наличие возросшего импорта и обусловленного этим серьезного ущерба (угрозы причинения серьезного ущерба) отрасли национальной экономики, наличие демпингового или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба (угрозы причинения материального ущерба) отрасли национальной экономики. 
По своей природе антидемпинговые, компенсационные и специальные виды пошлин ближе к восстановительной штрафной санкции и тем отличаются от таможенной пошлины и иных видов косвенных налогов. Сравнение специальных видов пошлин со штрафными пошлинами имеет под собой историческое основание, поскольку прототипом антидемпинговой пошлины явилась именно штрафная пошлина.

     Импортные депозиты — это взносы определенной суммы на специальный счет в некоторой пропорции к стоимости импорта. Через определенное время эти суммы возвращаются (без процентов). В результате у импортеров возникают дополнительные затраты, так как им обычно приходится брать кредит для депозитов. Стремление компенсировать дополнительные затраты приводит к росту цен на импортируемые товары, а в конечном счете — к сокращению спроса и, соответственно, импорта.
     К дополнительным платежам относятся различные административные, таможенные, гербовые, статистические, пограничные сборы, которые, так же как и пошлины, способствуют ограничению импорта. Они применяются в тех случаях, когда использование пошлин политически невыгодно, и устанавливаются автономно в отличие от пошлин, которые в основном являются договорными.
     В развитых странах принято, что налоги должны применяться так, чтобы они  были нейтральными по отношению к внешней торговле, т. е. импортируемые товары должны облагаться внутренними налогами, так же как и национальная продукция. Однако на практике это условие выполняется далеко не всегда. Общепринято, что взимаются налоги только в стране-импортере, а налогообложение не может быть больше, чем налогообложение аналогичных национальных товаров. Но в то же время экспортные товары не могут быть освобождены от налогов в большей степени, чем если бы они направлялись на внутренний рынок. Эта проблема осложняется еще и тем, что возвращаются только косвенные налоги, а прямые не возвращаются.
     Государство может устанавливать валютные ограничения, т. е. определять способ использования валюты (принудительная продажа валюты государству и т. п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия те же, что и при количественных ограничениях.
     Могут применяться и иные нетарифные ограничения внешней торговли, например государственная монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается спрос на импортное сырье и др.
     Под экспортными субсидиями понимаются пособия, преимущественно в денежной форме, предоставляемые государством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности снижать экспортные цены без сокращения прибыли. Различают несколько видов субсидий:
    прямые субсидии, непосредственно выплачиваемые государством экспортеру в трех формах:
- выплата некоторой суммы в определенной пропорции к экспорту;
- возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами, если первая выше;
- финансирование государством некоторых затрат экспортера, например затрат на исследование внешних рынков, рекламу, транспорт и т. д.
    косвенные субсидии, предоставляемые в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им дополнительных доходов в иных сферах:
- налоговые льготы (государство может предоставлять различные льготы по налогу на прибыль, по подоходному налогу, по выплатам с заработной платы, исключать некоторые затраты из суммы, подлежащей налогообложению, разрешать ускоренную амортизацию, возвращать пошлины на импортное сырье при последующем экспорте продукции, произведенной из этого сырья);
- государственное кредитование. Государство может предоставлять кредиты экспортерам на льготных условиях по процентам и срокам, кредиты заграничным государствам для закупки товаров на отечественном рынке, а также осуществлять государственное страхование экспортных кредитов по пониженным ставкам. В этом случае государство берет на себя риск неплатежа.  
 
 
 

    ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР В СОСТАВЕ НЕТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
      Нормальная стоимость, как ключевое понятие демпинга.
     Конкурентная  борьба на мировом рынке породила специфические антидемпинговые  меры нетарифного ограничения, которые  часто используются страной-импортером для оказания давления на экспортеров  других стран с целью защиты своего рынка от иностранной продукции.
      Основанием  для применения антидемпинговых  пошлин является наличие демпинга и  ущерба, таким демпингом наносимого.
      Ключевым  понятием, необходимым для определения  демпинга является нормальная стоимость (normal value), которая может быть установлена на основе:
      - цены на национальном рынке  экспортера и/или производителя  товара
      - цены товара, поставляемого в  третью страну
      - составной цены.
     Основным  критерием демпинга является сравнение  фактических цен ввезенных товаров  с ценами внутреннего рынка в  стране экспортера и установление факта  продажи товара по искусственно заниженной цене.
     Величина  демпинга – есть разница между экспортной ценой и ценой, принятой за базу сравнения. Примером демпинга: ввоз товара поставщиком, чье государство освободило его от налога на экспорт (через государственные субсидии), что позволило ему снизить цену.
      При определении нормальной стоимости  основным ориентиром выступает цена товара на внутреннем рынке (domestic price) экспортирующей страны между независимыми сторонами. Эта цена должна быть сопоставимой, обычно уплаченной или подлежащей уплате (что исключает применение прайс-листов, не отражающих действительные цены) в обычных условиях торговли для идентичного или подобного товара. Если экспортер в экспортирующей стране не торгует подобным товаром, нормальная стоимость может быть определена на основе цены, используемой  иными продавцами или производителями. Действует презумпция, что страны в торговле независимы, поэтому если они действуют совместно или имеют компенсационное соглашение (compensatory agreement), любая иная нормальная стоимость может использоваться только если не затрагивает положений такого соглашения.
      Продажи аналогичного товара, предназначенного для потребления на внутреннем рынке  экспортирующей страны обычно используются для определения нормальной стоимости, если объем таких продаж составляет 5% или более от продаж данного  товара в импортирующую страну.
      Когда данные о продаже товара в обычных  условиях торговли отсутствуют, или  имеющихся данных недостаточно, нормальная стоимость рассчитывается на основе стоимости производства в стране происхождения плюс обоснованные расходы  по продаже, общие и административные издержки и прибыли, или на базе экспортных цен, в обычных условиях торговли, для третьей страны, где эти  цены представлены.
      Продажи подобного товара на внутреннем рынке  экспортирующейся страны или продажи  в третью страну по ценам ниже стоимости (удельных издержек) производства с  добавлением административных, торговых и общих издержек могут рассматриваться  как осуществляемые не в обычных  условиях торговли по причине цены и могут игнорироваться при определении  обычной цены.
      Для определения стоимости расходы  обычно рассчитывается на базе учетной  документации  стороны, находящейся под расследованием при условии, что эти документы надежны. Расходы по продаже и прибыль основываются на фактических данных, относящихся к производству и продаже экспортером или производителем по результатам расследования. Когда такие объемы не могут быть определены таким путем, они основываются на:
      а) среднесоставных фактических сумм (the weighted average), определенных для других экспортеров или производителей в отношении которых ведется расследование в связи с производством или продажами аналогичного товара на внутреннем рынке страны происхождения;
      б) фактические сумм, уплаченных или  полученных при производстве или  продаже той же категории товаров (same category of products) на внутреннем рынке страны происхождения;
      в) любого другого приемлемого метода, при условии, что установленная  сумма дохода не превышает дохода, получаемого обычно другими экспортерами или производителями от продажи  товаров той же категории на внутреннем рынке страны происхождения.
      Сущность антидемпинговых мер.
     Сущность  антидемпинговых мер состоит  во взимании с экспортера компенсации  за ущерб национальной промышленности и производителю, обычно в пользу последнего, часто в виде дополнительной пошлины. Для констатации демпинга используются два основных критерия: ценовой, или стоимостной, и критерий экономического ущерба.
     Ставка  антидемпинговой пошлины устанавливается  в каждом случае индивидуально. Назначение такой пошлины не носит автоматического  характера: она взимается только после расследования на предмет  подтверждения факта демпинга и, что важно, – выявления экономического ущерба предпринимателю импортирующей страны.
     Временные антидемпинговые пошлины являются предупреждением о возможности  принятия более суровых мер в  отношении экспортера.
     Постоянные  меры являются более серьезными и  вызывают значительные потери экспортера, а возможно, и его полный уход с рынка. Существует также принятие экспортером обязательств по соблюдению минимального уровня цен или ограничению  количества поставляемого товара.
     Поскольку антидемпинговые пошлины на порядок  превышают средний уровень таможенно-тарифного  обложения промышленно развитых стран, то даже угроза применения таких  защитных мер, как правило, приводит к сокращению объемов импорта. По этой причине роль окончательных мер в общем объеме начатых расследований постоянно снижается, и торговая политика корректируется уже на этапе расследования либо принятия предварительных мер. Нередко расследование прекращается вследствие добровольного принятия экспортером обязательств, которые предполагают пересмотр экспортной цены или сокращение объема импорта по демпинговым ценам и т.д.
      Мировые проблемы применения антидемпинговых мер.
     Проблема  антидемпинговых мер продолжает оставаться довольно сложной, а способы  борьбы – недостаточно эффективными. Так, среди десятков противодемпинговых и компенсационных исков, предъявляемых  ежегодно в министерство торговли США  и Международную торговую комиссию, имеют место дела о несообразных приговорах, о правилах, которые легко обойти, о бездеятельности органов в реализации решений. Это приводит к нежелательным экономическим последствиям. Так, Мексика, не создавшая собственной телевизионной технологии, долгое время поставляла на американский рынок 70% импортируемых телевизоров по заниженным ценам только потому, что она обошла таможенные пошлины на цветные кинескопы, введенные в США для борьбы с демпингом товаров из Японии, Кореи, Сингапура и Канады.
     Претензии со стороны западных государств к  виновникам демпинга таят большую угрозу, прежде всего введением количественных ограничений в отношении такие  экспортеров. Много претензий возникает  к России из-за демпинговых обвальных  поставок сырьевой продукции. Инициаторами антидемпинговых обвинений, как  правило, выступают национальные производители  конкретной продукции. Примером служит достигнутый в начале 1999 г. компромисс между США и Россией в отношении  демпинга российских черных металлов и стали на американском рынке, объем  поставок которых в 1998 г. вырос на 92%, и завершившийся установлением  квоты и уровня цены.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.