На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая стратегия развития Казахстана

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
Введение 3
I глава.  Теоретические основы экономического развития 6
1.1. Понятие и виды экономических стратегий 6
1.2 Принципы реализации экономической стратегии 8
1.3Мировой опыт экономических стратегий 11
II глава. Стратегия экономического развития Республики Казахстан 16
2.1.Законодательные основы стратегии экономического развития 16
2.2. Проблемы развития экономики Казахстана в настоящее время 20
III Перспективы стратегического развития экономики Казахстана 26
3.1 Экономический рост – главная стратегическая цель 26
3.2. Программа совершенствования стратегического развития Казахстана 28
Заключение 32
Список литературы 34 

 

     

       Введение

 
     Казахстан унаследовал монополизированную, милитаризованную, центрально управляемую экономику. Среди важнейших задач на сегодняшний  момент является отказ от жесткого административного регулирования  и демилитаризация экономики, ее структурная перестройка на началах  приоритетности производства социально  значимой продукции.
     Пропорции между частным и государственным  секторами будут постепенно изменяться в пользу первого, но все таки предстоит  длительный период их сосуществования. Этот симбиоз с его всевозможными  конфликтами и трениями будет  неизбежен в течение довольно долгого срока.
     Хотя  попытки смоделировать новую  парадигму казахстанской экономики  на основе смешанной экономики и  социально ориентированного рыночного  хозяйства можно признать некоторым  нарушением классического подхода, такое обвинение нам просто некому предъявить. Ибо большинство цивилизованных стран состояние постсоциалистической экономики никогда не переживали. Наши же соседи по бывшему социалистическому  содружеству демонстрируют подчас такие экстравагантные способы  переустройства экономики, что предлагаемый вариант представляется, чуть ли не образцом экономического классицизма. К тому же все без исключения модели экономического развития являются настолько  динамичными и быстротрансформирующимися, что зачастую в стадии своей зрелости весьма отдаленно напоминают исходное состояние.
     Более того, в настоящее время специалисты  в области теории и практики рынка, говоря о наиболее цивилизованных его  формах, имеют в виду, прежде всего  так называемый социально ориентированный  рынок. Представляется, что “под крышей”  этого определения уже сегодня  успешно уживаются модифицированные неолиберализм и кейнсианство, социальное рыночное хозяйство и смешанная  экономика.
     Именно  социально ориентированный рынок  сможет, с одной стороны, “удержать” казахстанскую экономику в русле  общецивилизационных закономерностей  рынка, а с другой - оптимально учесть ее постсоциалистические особенности.
     За  эти годы проведены коренные преобразования в экономике, обеспечившие становление  рыночных отношений и последовательную интеграцию страны в мировую экономику. Казахстан стал одним из лидеров  в СНГ и Восточной Европе по привлечению иностранных инвестиций. Идет процесс реформирования социальной сферы, осуществлена пенсионная реформа.
     Республика  располагает богатыми запасами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными  угодьями, квалифицированными кадрами, значительным промышленным потенциалом.
     В настоящее время выпуск промышленной продукции осуществляют более 2700 предприятий, где трудится 812 тысяч человек, или  около трети всех занятых в  сфере материального производства.
     К числу ведущих отраслей промышленности относятся цветная и черная металлургия. Благодаря своему высокому уровню качества пользуются спросом и конкурентоспособны на мировом рынке казахстанская  медь, свинец, цинк и кадмий.
     Казахстан является крупным топливно-энергетическим регионом. Развитие электроэнергетической  отрасли предусматривает достижение в ближайшие 5-10 лет экономически обоснованного уровня энергетической независимости Казахстана и опережающего развития собственных генерирующих мощностей.
     По  запасам нефти Казахстан опережает  многие нефтедобывающие страны. В  республике сейчас имеются 172 нефтяных, 42 конденсатных и 94 газовых месторождения  с разведанными извлекаемыми запасами нефти и кондентсата 2,8 млрд.тонн, газа - 1,9 трлн.кубических метров.
     Ускорение развития нефте- и газопроводных  систем с целью обеспечения республиканских  нефтеперерабатывающих заводов  казахстанской нефтью, крупных промышленных и административных центров газом, строительство экспортных нефтепроводов  для создания возможности экспорта казахстанской нефти на мировой  рынок позволит увеличить производство нефти с 20 млн. тонн в 1995 году до почти 40 млн. тонн в 2004 году и 120-170 млн.тонн в 2014 году.
     Рост  объемов производства наблюдается  в 7 регионах республики: Западно-Казахстанской (106,6%), Карагандинской (106,5%), Мангистауской (102,9%), Кызылординской (102,1%), Южно-Казахстанской (101,4%), Атырауской (101,1%), областях и г.Алматы (100,1%).1
     В переработке сельскохозяйственных продуктов обеспечен рост производства мясных консервов (в 6,4 раза), мяса птицы (в 3,4 раза), масла растительного (в 2,1 раза), фруктовых и овощных соков (в 1,7 раза), сыра и творога (в 1,4 раза), молока и сливок (на 14,5%), кондитерских изделий (на 10,6%), сливочного масла (на 9,2%), маргарина (на 6,8%), минеральной воды (на 3,1%).2
     В текстильной и швейной промышленности в этот же период возросло производство шерстяной пряжи (в 4,9 раза), предметов  одежды из меха (в1,5 раза).
     В химической промышленности возобновлен  выпуск кислоты фосфорной, полимеров  стирола, увеличено производство фосфорных (в 2 раза) и азотных (в 1,2 раза) удобрений, лаков и красок (в 1,2 раза).
     В строительной индустрии обеспечен  рост производства кирпича - в 2 раза, камня  для строительства - в 1,6 раза, стеклотекстолита - в 1,4 раза, труб асбестовых - в 1,2 раза.
     В металлургической промышленности и  обработке металлов произошел рост производства ферросплавов на 34,2%, слитков  из нержавеющей стали на 29,7%, чугуна на 19%, плоского проката из железа и  стали на 5,9%.3
     В цветной металлургии увеличен выпуск сплавов на основе меди и олова  в 1,9 раза, свинца необработанного на 17,1%, аффинированной меди на 5,7%, черновой меди на 3,4% цинка на 4,8%.
     В производстве машин и оборудования увеличился выпуск жаток рядковых в 3,4 раза, огнетушителей в 1,4 раза.
     В производстве электрического и электронного оборудования наблюдается рост производства электродвигателей малой мощности в 3,5 раза, электрических аккумуляторов  в 1,6 раза, светильников и осветительных  устройств в 1,3 раза.
     Целью данной работы является анализ стратегии  экономического развития Казахстана как  суверенного государства.
     Для достижения данной цели, в работе поставлены слудующие задачи:
    ракрыть понятие, сущность иринципы реализации экономической стратегии
    рассмотреть мировой опыт эконмиечских стратегий
    изучить законодательные основы экономической страгии Республики Казахстан
    проанализировать стратегию экономического развития Казахатсна
     Структура работы составлена в соответствии с  поставленными задачами. Работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка                                                                                                                                              использованной литературы и приложений.
     В ходе написания работы использовались нормативные акты РК, статистические данные, работы зарубежных и отечественных  авторов, специальные исследования в данной области.
 

     

       I глава.  Теоретические основы экономического развития

      Понятие и виды экономических  стратегий
 
     Макроэкономическая  стратегия, прежде всего, предусматривает  соотнесение целей и средств  экономического развития в долгосрочном аспекте. Характеристику макроэкономической стратегии страны дают, прежде всего, поставленные цели, которые соответствуют  потребностям общества на конкретном этапе развития. Оценка важности целей  производится в соответствии с политикой  приоритетов. Определение приоритетных направлений осуществляется экспертными  методами на основе выбранных критериев. Основными критериями выбора являются социально–экономическая эффективность, скорость получения положительных  результатов, минимум необходимых  ресурсов для реализации и т.д.
     Стратегией  социально–экономического развития Республики Казахстан на современном этапе определены следующие приоритеты:
     - создание необходимых условий для ускоренного роста экономики;
     - разработка и реализация государственной политики, направленной на развитие инновационной модели экономического роста, становление Казахстана как высокотехнологического государства;
     - осуществление активной аграрной политики;
     - перестройка социальной сферы, направленной на преодоление существующего занижения стоимости рабочей силы, а также низкого уровня социальных затрат.
     Важнейшими  средствами формирования и реализации стратегии социально–экономического развития являются макроэкономическое прогнозирование, макроэкономическое планирование и государственное  программирование.
     Макроэкономическое  прогнозирование представляет собой  выявление  и анализ закономерностей  и тенденций развития национальной экономики, предвидение изменений  и создание научной базы для разработки экономической политики и государственного регулирования экономики.
     В системе реализации стратегии социально–экономического развития страны макроэкономическое прогнозирование  выполняет следующие функции:
     - научный анализ развития национальной экономики;
     - оценка возможных последствий принятых решений;
     - оценка объекта прогнозирования на основании выбранных альтернатив;
     - подготовка рекомендаций правительственным структурам для принятия оптимальных решений.
     2. Стратегической целью макроэкономического  планирования развития национальной  экономики является обеспечение  экономического роста согласно  критериев конкурентоспособности  и стабильности развития.
     Таким образом, макроэкономическое планирование – это:
     1)    деятельность государства, направленная  на достижение желаемого состояния  национальной экономики;
     2)    разработка модели достижения  желаемого и ожидаемого состояния  национальной экономики при условии  одновременного определения путей,  способов, средств и сроков обеспечения  этого состояния будущего развития  национальной экономики.
     Выделяют  четыре типа (формы) государственного планирования: двумя основными формами  являются директивное и индикативное планирование, в качестве промежуточных  выступают индирективное и регулятивное планирование.
     Директивное планирование – способ управления экономикой страны с помощью разработки обязательных для исполнения заданий  для производства и распределения  продукции и услуг.
     Индирективное планирование имеет много черт директивного, но, в то же время, использует не только административные, но и экономические  рычаги: цены, процентные ставки, налоги, валютные курсы.
     Регулятивное  планирование – сходно с индикативным планированием. Главная функция  плана – координация деятельности субъектов экономики: управление государственным  сектором, активное влияние на работу частных предприятий.
     Индикативное  планирование – способ регулирования  экономических процессов с помощью  постановки определенных целей, определения  приоритетов развития национальной экономики и использования финансовых и других стимулов для их реализации.
     Стратегическое  макроэкономическое планирование –  определение основных приоритетов  развития национальной экономики, основное значение в реализация которых отводится  государству. Эти направления получают статус целевых государственных  программ.
     3. Макроэкономические программы классифицируются:
     1)    по срокам:
     -краткосрочные (1-2 года);
     -среднесрочные (до 5 лет);
     -долгосрочные (10-25 лет);
     2)    по масштабу:
     -общехозяйственные – охватывают проблемы национальной экономики в целом (национальные планы, бюджет, инфляция и др.);
     -программы ограниченного характера (развитие отдельных отраслей, подотраслей, регионов) – соответственно программы отраслевые, региональные и др.
     3)    по целям:
     -конъюнктурные – регулирование экономических процессов путем манипулирования хозяйственной конъюнктурой;
     -структурные – смена соотношений между разными отраслями и сферами национальной экономики.
     4)    по объектам:
     - экономические;
     - научно-технические;
     - социальные;
     -экологические;
     -региональные.
     Основными средствами реализации государственных  планов и программ являются госконтракт  и госзаказы, льготное кредитование, ценовые льготы, государственное  страхование, гарантирование рынков сбыта, государственное финансирование научных  исследований, государственная поддержка  в продвижении товаров на внешних  рынках, институт социального партнерства: государственная система научно-технической  и социально-экономической экспертизы.

1.2 Принципы реализации экономической стратегии

 
 
     Далее рассмотри основные принципы экономической  стратгии Казахстана Как известно, одним из главных принипов экономического развития Казахстана в посткризисный период является развитие инфраструктуры. Это – долгосрочные и очень масштабные инвестиции. Концепция развития финсектора ставит задачу вовлечь банки в процессы перераспределения капитала. Документ предполагает, что механизмы государственно-частного партнерства с вовлечением в него банков станут основой модернизации стратегически важных отраслей экономики – таких как транспортная и телекоммуникационная инфраструктура, химическая промышленность, металлургия, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство. Модель позволит, как отметил на совещании г-н Марченко, активно привлекать в приоритетные отрасли средства институциональных инвесторов, в то же время сохраняя стабилизирующие функции государства в социально значимых секторах экономики.
     Во-вторых, концепция развития финсектора вводит принцип контрцикличности регулирования  банковской сферы. Смысл такого подхода  состоит в том, чтобы в период экономического роста регулирование  и надзор финансового сектора  ужесточались, а в период спада  – напротив, становились более  либеральными. Эта практика взята  из «кейнсианской» модели управления экономикой, к которой сейчас тяготеют финансовые власти практически всех развитых государств. Один из ключевых выводов, который извлекает из кризиса  мировое банковское сообщество, состоит  в необходимости свести к минимуму «процикличность» в регулировании, отметил г-н Марченко. Во многом именно это сделало возможным тот спекулятивный перегрев, когда банки и инвестфонды накачивали глобальный финансовый рынок многократно переоцененными долговыми обязательствами.
     Вредность «процикличного» перекоса в регулировании  банковского сектора мировой  финансовый рынок хорошо продемонстрировал  в течение нескольких кризисов последних  десятилетий. Когда либерализация  правил игры совпадает с ростом экономики, возникают многочисленные предпосылки  к появлению «пузырей». Видя это, правительства в какой-то момент спохватываются и начинают «закручивать гайки», пытаясь снизить риски  системы. Однако риски уже накоплены, «пузыри» начинают лопаться, и в  этой ситуации банки сталкиваются с  необходимостью преодолевать последствия  кризисного спада. И тут выясняется, что в этом им мешают введенные  недавно жесткие регламенты. Именно так было в Казахстане в 2008 – 2008 годах: когда внешние займы закрылись, банкам срочно требовались дополнительные свободные средства для поддержания ликвидности, но повышенные незадолго до этого более чем втрое требования к резервам вынуждали их «замораживать» значительную долю своих ликвидных активов. Сведение к минимуму таких накладок в регулировании, по мнению авторов концепции, позволит добиться модернизации банковской системы на качественно ином уровне, а главное – не допустить формирования «пузырей» в будущем.
     Третий актуальный принцип– это поиск надежного механизма государственного вмешательства в ход экономических процессов, который бы позволил упреждать и предотвращать накапливание опасных дисбалансов внутри экономики. Именно на основе дисбалансов, возникших, например, в секторе недвижимости и земли, постепенно формируются «пузыри» на товарных рынках, затем – на рынках ценных бумаг и других финансовых активов. В среднесрочной перспективе новая концепция развития финансового сектора ставит цель не просто фиксировать, но и заблаговременно гасить подобные тренды в экономике. В широком смысле, цель состоит в минимизации системных рисков не только самого банковского сектора, но и финансируемых им секторов экономики.
     Будущая модель государственной политики в  этом направлении будет ориентирована  на воплощение принципов макропруденциального регулирования. То есть речь идет о  тонком, «точечном» управлении процессами – о модели, в которой принятие упреждающих ключевых решений возможно и по субъектам экономики (институтам), и по объектам (рынкам), и по возникающим  зонам риска, которые имеют общесистемный  характер. Например, если бы такая модель работала у нас в ситуации бума 2005 – 2008 годов, то государство еще на ранней стадии выявило бы зону чрезмерного и рискованного роста (недвижимость), ее источник (спекулятивный капитал и привлекаемый банками внешний кредит) и задействовало бы «макрорычаги», остудив будущий «пузырь» еще на ранней стадии его развития. Сделать это можно разными способами – скажем, жестко ограничить внешний кредит. Или, как в свое время поступили в Китае, убрать с рынка спекулянтов, играющих на повышение, введя законодательный запрет перепродавать купленную недвижимость в течение определенного срока (например, пяти лет). Скорее всего, разные рычаги задействовались бы одновременно.4
     Наконец, четвертый принцип новой концепции  предполагает весьма широкий пересмотр  законодательства, регулирующего отношения  в финансовом секторе. Ограничений  здесь не будет. Банкам послан недвусмысленный  сигнал о том, что возможны перемены системного плана: исходя из уроков кризиса  действующие регламенты будут меняться настолько, насколько это будет  стратегически необходимо для развития финансового рынка. Например, в Нацбанке дают понять, что ситуация слишком  высокой рыночной концентрации в  банковском и пенсионном секторе  должна быть постепенно изменена. Когда  пять самых больших банков контролируют более 75 процентов кредитного рынка, а пять крупнейших НПФ – почти 90 процентов накопленных пенсионных активов, это достаточно опасно. Последствия  кризиса для финансового сектора  Казахстана подтвердили давнее наблюдение экспертов: риски крупнейших финансовых институтов могут оказывать давление на состояние всей финансовой системы  страны. Причем чем больше концентрация рынка, контролируемого «грандами», тем выше риски. Поэтому в новой  концепции развития финансового  сектора Казахстана авторы предусмотрели  специальный раздел, где речь идет о поэтапном увеличении уровня конкуренции  в финансовом секторе. Финансовые организации  будут стимулировать к слияниям: концепция предусматривает необходимость  постепенного увеличения минимального размера капитала. В первую очередь, как заметил глава Нацбанка, это  коснется банков. Их укрупнение, консолидация или реорганизация в другие виды финансовых институтов будут способствовать росту рыночной доли средних банков, и как следствие – увеличению внутренней конкуренции на рынке.
       В течение предыдущего десятилетия Казахстан заложил основы будущего развития страны с диверсифицированной экономикой, хорошо образованным и здоровым населением, живущим в условиях безопасности и демократии, которая использует свои природные ресурсы на благо всех граждан. В значительной степени этому способствовали увеличивающиеся доходы от экспорта в условиях стремительно растущих цен на нефтяные и другие минеральные ресурсы. Такие же условия для дальнейшего развития страны не гарантируются в ближайшем десятилетии.
     Важнейшим уроком текущего мирового кризиса стало  понимание того, что будущее развитие глобальной экономики крайне неопределенно и непредсказуемо. Иэтот факт необходимо учитывать при планировании экономического развития страны в дальнейшем.
     Лидирующие  экономики мира будут функционировать в более сложных, конкурентных условиях и предпримут превентивные меры по подготовке к следующему экономическому циклу, наращивая производительность рабочей силы, инвестирование в инфраструктуру и телекоммуникации, укрепляя финансовые системы, повышая эффективность государственного управления, а также создавая благоприятные условия для развития бизнеса. Такие же задачи являются стратегическими константами для Казахстана, заданными Стратегией «Казахстан-2030». В течение следующего десятилетия в Казахстане будет проводиться работа по достижению указанных задач.5
     Казахстан останется одним из крупнейших производителей углеводородного сырья. Вместе с тем республика примет участие в решении проблемы глобального потепления, ускоряя технологическую модернизацию энергетики и развитие энергосбережения. В целях обеспечения продовольственной безопасности страны дальнейшее развитие получит сельское хозяйство, особенно переработка сельскохозяйственной продукции. Система здравоохранения Казахстана будет способна противостоять новым видам заболеваний. Эффективность использования природных ресурсов страны, в особенности водных, возрастет за счет модернизации инфраструктуры и формирования политики рационального использования природных ресурсов с учетом задачи по защите окружающей среды.
     Имея  стабильную политическую среду, значительный экономический и человеческий капитал, богатые природные ресурсы, основную производственную инфраструктуру, устойчивую финансовую систему, Казахстан способен трансформировать вызовы, созданные текущим мировым экономическим кризисом, в новые возможности для достижения сбалансированного и устойчивого развития.
     Учитывая, что реализация масштабных планов столкнется с ужесточением бюджетных ограничений, будет обеспечен высокий уровень доходности государственных инвестиций и повышена эффективность реализации принимаемых программ.

    1.3Мировой опыт экономических стратегий

 
     Исторический  опыт человечества богат примерами, когда передовые страны вступали в полосу затяжного кризиса, а  более отсталые занимали их место. На протяжении многих столетий государства, движимые волей социальных реформаторов, осуществляли смелые прорывы, достигая лидирующих позиций и удерживая их долгие годы.
     Голландия XVI века, Англия XVII, Германия XIX века, Япония после окончания Второй мировой  войны - вот далеко не полный перечень примеров успешного "догоняющего" развития, позволившего этим странам  не только проделать за десятилетия  путь, на который у других уходили  столетия, но и оказаться в авангарде  мирового хозяйственного прогресса, закрепить  доминирующее положение в своем  регионе.6
     Экономический прорыв стремится совершить и  Казахстан. Наша республика уже сумела стать лидером в своем регионе. Теперь стоит задача - войти в  число 50 наиболее конкурентоспособных  стран мира. Первым шагом в этом направлении должна стать реализация новой госпрограммы - форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) Казахстана до 2014 года. Уверенности  в достижении поставленной цели нам  придает и успешный мировой опыт.
     К разработке ПФИИР привлечены высококвалифицированные  зарубежные эксперты, которые в своих  странах успешно реализовали  подобные программы. В качестве консультантов, кроме авторитетных казахстанских  экспертов, выступают экономисты из Южной Кореи, Германии, и других стран. Изучается опыт ряда развитых азиатских  и европейских государств, так  как многие развитые страны мира проходили  данный этап. Впрочем, Казахстан не старается копировать вслепую стратегии  их развития, а опирается на успешный опыт по отдельным направлениям. В  одной стране это могут быть инновации, в другой - создание специальных  зон и т.д.
     В связи с ускоренным становлением и развитием автомобильной отрасли  в 1934 году в США создавались зоны внешней торговли. В американской экономике функционируют и такие  образования, как предпринимательские  зоны и технологические парки, связанные  с внутренним региональным развитием, нацеленные на оживление малого и  среднего бизнеса в депрессивных регионах.
     Многолетняя подготовка зональных образований, их эффективное функционирование позволили  решить многие проблемы в экономике  США, в частности, преодолеть отсталость отдельных регионов, выравнять экономический  потенциал. Среди ведущих зон  наиболее известна Силиконовая долина, где производится более 20 процентов  мирового объема средств вычислительной техники и компьютеров.
     Сингапур  является примером успешного развития так называемых точечных зон, ориентированных  на экспорт товаров. Либеральный  экспортно-импортный режим позволяет  рассматривать этот город-государство  фактически как единую экспортно-производственную зону. Для организации экспортного производства правительство объявило ряд районов промышленными зонами.
     Их  создание осуществлялось в рамках специальной  программы, реализация которой началась в 1970 году, когда парламент Сингапура  принял закон "О стимулировании развития экономики". Согласно этому закону крупные предприятия, которые инвестировали  не менее 710 тысяч долларов, получают статус "пионерных" и освобождаются  от уплаты налогов в течение пяти лет. А если они производят экспортную продукцию, то действие этой льготы продлевается до срока в 10 лет. Предприятия, которые  не имеют такого статуса, но производят продукцию стоимостью не менее 71 тысячи долларов, более 20 процентов которой  идет на экспорт, также освобождаются  от налогов в течение пяти лет. При этом все предприятия, в которые  предприниматели инвестировали  более 106 млн долларов, и крупные  предприятия с иностранными инвестициями в объеме не менее 710 млн долларов освобождаются от уплаты налогов  в течение 15 лет. В конце 1980-х годов  в Сингапуре было организовано 25 промышленных зон.7
     1 января 1970 года одной из первых  в мире Южная Корея приняла  закон об учреждении свободной  экономической зоны. С целью привлечения  иностранных инвестиций, стимулирования  увеличения экспорта, роста занятости,  усовершенствования промышленных  технологий, ускорения экономического  развития страны в рамках данного  закона была создана СЭЗ в  прибрежных районах Южной Кореи,  которая стала одним из лидеров  "азиатского чуда".
     В 90-е годы по темпам экономического роста  мировым лидером стал Китай, в  котором сегодня успешно работают 6 особых экономических регионов, которые  еще в 1980 году получили льготы СЭЗ. Кроме  этого, 14 городов КНР имеют статус открытых приморских территорий. Всего  в Китае создано 32 зоны технико-экономического развития, по статусу близкие СЭЗ. На их территории в настоящее время  размещаются технопарки, где разрабатываются  новейшие технологии с привлечением иностранного капитала, функционирует  производство, ориентированное на экспорт, активно работают торговые предприятия.
     Основная  цель, которую преследовало правительство  КНР, открывая СЭЗ, - привлечение иностранного капитала, технологий и менеджмента. Для этого в СЭЗ создавались  максимально благоприятные условия  для ведения бизнеса. На территориях  названных зон гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растут занятость, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих.
     В Объединенных Арабских Эмиратах каждый из семи эмиратов имеет несколько  свободных экономических зон, предлагающих льготные условия для иностранных  инвесторов, где оперируют более 5 тысяч компаний. Крупнейшей из них и третьей по размеру в мире является СЭЗ Джебел Али в эмирате Дубай. Более того, эта СЭЗ - один из наиболее удачных примеров развития подобных зон. Свободная экономическая зона Джебел Али входит в десятку самых лучших портов мира. Она создана на территории 100 тысяч кв. метров и включает в себя порт, таможню и непосредственно свободную зону. Мировая практика показывает, что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов.
     Технопарки
     Бурное  развитие научных парков в Европе, так же как и в США, началось в 1980-е годы. Научный парк имеет  здание, предназначенное для размещения в нем малых фирм, что является одной из особенностей, которая способствует формированию малых и средних  компаний, пользующихся коллективными  услугами. Научные парки стали  создаваться в Бразилии, Индии, Малайзии, а также в Восточной Европе, СНГ и Китае. В мире сегодня  насчитывается около 400 научных парков. Множество других находится на стадии создания.8
     Привлечение инвестиций
     Опыт  Ирландии подтверждает, что привлечение  инвестиций - один из ключевых аспектов реализации госпрограмм развития. Большой  интерес к развитию ее экономики, не имеющей значительных природных  ресурсов, вполне оправдан, поскольку  она является ярким примером того, как продуманная макроэкономическая и внешнеэкономическая политика государства за относительно небольшой  отрезок времени способна превратить аграрную страну в развитую постиндустриальную державу. И здесь наиболее значительными  факторами были внешние: устойчивые инвестиционные вложения в экономику  страны; выгоды, получаемые от участия  в интеграционных процессах в  рамках ЕС, ВТО, ОЭСР; развитие партнерских  отношений с другими странами мира; рост участия в международной  торговле товарами и услугами и международном  производстве в результате либерализация  экономики; привлечение внешних  источников развития производств сферы  высоких технологий и повышение  качества человеческого капитала.
     Япония  заняла первое место в мире по производству ряда электро- и радиотоваров, стали, при этом не имея ни руды, ни угля и  т.д. С 1950 по 1970 год среднегодовые  темпы роста промышленного производства здесь составили около 15 процентов. К 2000 году промышленное производство Страны восходящего солнца выросло по сравнению  с уровнем 1938 года в 21,6 раза.
     В 1980-1990-е годы в ВВП Японии сократилась  доля продукции сельского хозяйства, пищевой, текстильной, перерабатывающей промышленности, металлообработки. Высокими темпами начали развиваться электроника  и сфера услуг. Производство компьютеров, телекоммуникационных сетей, текстообрабатывающих систем, бытовой электроники, промышленных роботов стало основным направлением капитальных вложений японских предпринимателей. Цель инвестиционной политики Японии - не расширение производства, а модернизация оборудования на основе научных исследований. В основной капитал направляется примерно 19 процентов ВВП.
     Экономика Южной Кореи вплоть до 1945 года являлась не более чем сырьевым придатком  Японии. После Второй мировой войны  страна оказалась отброшенной далеко назад в своем экономическом  развитии, а война на Корейском  полуострове довершила разрушение ее промышленного потенциала. Республика Корея испытала трудности из-за ограниченности природных ресурсов. Однако эта проблема избавила страну от соблазна реализовывать  свои ресурсы на внешнем рынке  и не позволила стать сырьевым придатком развитых государств, заставила  корейцев искать более интенсивные  пути развития. Необходимо было разработать  четкую стратегию экономического развития. Именно тогда в Южной Корее  утвердилось мнение, что только государство  сможет аккумулировать имеющиеся в  малом количестве ресурсы и рационально  распределить их в пользу ограниченного  числа предприятий. Смелая и продуманная  стратегия позволила в кратчайшие сроки провести индустриализацию страны.
     Сегодня уровень экономического развития Южной  Кореи позволяет ей успешно конкурировать  не только с другими "азиатскими драконами", но и с развитыми  индустриальными странами Европы и  Северной Америки.
     У каждой страны - свой путь развития. И  копирование вслепую чьих-то стратегий  может привести к негативным последствиям, поскольку у каждой экономики  есть свои особенности. Впрочем, речь не идет о том, что Казахстан идет по пути одного из государств. Мы только анализируем стратегии развития передовых государств, консультируемся  у экспертов этих стран и просчитываем все риски, чтобы исключить вероятность  допущения ошибок при разработке собственной госпрограммы в сфере  индустриализации.
 


       II глава. Стратегия экономического развития Республики Казахстан

2.1.Законодательные основы стратегии экономического развития

 
      В октябре 1997 года в Послании Президента Республики Казахстан народу страны «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» была представлена Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года (далее – Стратегия «Казахстан-2030»). Стратегия «Казахстан-2030» обозначила долгосрочный путь развития суверенной республики, направленный на трансформацию страны в одну из самых безопасных, стабильных, экологически устойчивых государств мира с динамично развивающейся экономикой.
     В Стратегии «Казахстан-2030» определены семь долгосрочных приоритетов: национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство. Эти приоритеты стали основой для разработки конкретных планов действий по дальнейшему развитию страны.
     Первым долгосрочным этапом реализации Стратегии «Казахстан-2030» стал Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года (далее – Стратегический план-2010), утвержденный Указом Президента Республики Казахстан в декабре 2001 года.
     Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года (далее – Стратегический план-2020) станет следующим этапом реализации Стратегии «Казахстан-2030» в период с 2010 по 2019 год.9
     Ко времени завершения реализации Стратегического плана-2010 и в период разработки Стратегического плана-2020 существенно изменились внешние условия развития. Казахстан вошел в противостояние самому серьезному глобальному кризису за последние семьдесят лет.
     Воздействие экономической цикличности, в первую очередь влияние текущего финансово-экономического кризиса определяет необходимость осуществления мер, направленных на повышение устойчивости национальной экономики к негативным последствиям мировых или региональных кризисов.
     Первоочередные меры, создающие условия для посткризисного развития страны, будут сфокусированы на улучшение делового и инвестиционного климата, укрепление финансовой системы страны и повышение эффективности государственного управления.
     Качественный рост экономики будет основан на модернизации физической инфраструктуры, развитии человеческих ресурсов и укреплении институциональной базы, способствующих форсированному индустриально-инновационному развитию страны.
     Вопросы социальной защищенности, внутренней стабильности и сбалансированной внешней политики останутся в числе приоритетов развития страны на ближайшее десятилетие.
     Повышение благосостояния граждан страны на основе диверсифицированной экономики станет главным достижением реализации Стратегического плана-2020.
     Высокоэффективный государственный аппарат является основой для успешной реализации пяти ключевых направлений развития Казахстана до 2020 года.
     Опираясь на реформы государственного сектора, начатые в период реализации Стратегического плана-2010, государство выстраивает качественно новую модель государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу. Эта модель будет полноценно функционировать к 2015 году, а основные ее элементы будут внедряться в первые годы реализации Стратегического плана-2020.
     Реформирование государственного сектора будет осуществляться по пяти основным направлениям:
     1) определение четкого круга полномочий и ответственности государственных органов, в том числе на различных уровнях государственного управления;
     2) повышение качества государственных услуг через разработку стандартов и совершенствование процессов, способствующих эффективному оказанию государственных услуг;
     3) ускорение реформы государственной службы, включая совершенствование обучения государственных служащих;
     4) внедрение элементов, необходимых для полноценного функционирования системы государственного управления, ориентированного на результат;
     5) улучшение управления административными реформами и усиление ответственности за процесс реформирования государственного сектора.
     С целью установления подотчетности и создания стимулов для повышения эффективности и результативности государственного сектора будут четко определены полномочия (роли) и ответственность органов государственного управления.
     С 2011 года будут проводиться на системной основе функциональные обзоры деятельности государственных органов, целью которых станет оценка эффективности политики в соответствующих отраслях (сферах) государственного управления. Определение оптимального объема полномочий в каждом конкретном государственном органе позволит установить в целом адекватную роль государства как в отдельных секторах, так и на разных уровнях государственного управления путем ликвидации излишних функций, исключения дублирующих полномочий, закрепления недостающих функций и расширения использования рыночных механизмов.
     Такие обзоры позволят обеспечить целостность государственного аппарата и последовательность проводимой государственной политики.
     Эффективность работы государственного аппарата будет обеспечиваться оказанием доступных и качественных государственных услуг.
     К2011 году будет:
     развита сеть центров обслуживания населения по принципу «одного окна». Функционирование этих центров будет предусматривать механизм обратной связи с населением для оценки качества оказываемых государственных услуг;
     расширен реестр государственных услуг и разработаны стандарты по каждому виду государственных услуг, включенных в реестр;
     на постоянной основе осуществляться контроль качества оказания государственных услуг (соблюдения утвержденных стандартов).
     Реформирование государственной службы будет сфокусировано на ее профессионализации через совершенствование системы обучения государственных служащих, повышение привлекательности государственной службы и совершенствование управления человеческими ресурсами на государственной службе.
     Основой для формирования профессиональной государственной службы станет новая система должностей государственных служащих, эффективные процедуры отбора кадров на государственную службу и качественная программа обучения государственных служащих, ориентированная на лучшую международную практику государственного управления.
     К2012 году будет:
     внедрен реестр должностей государственной службы, основанный на трех корпусах: корпус политических государственных служащих, корпусы А(управленческий) и Б(исполнительный) административной государственной службы;
     улучшены процедуры поступления на государственную службу и формирования кадрового резерва государственной службы;
     внедрены обновленные программы обучения государственных служащих, основанные на современных образовательных технологиях и принципах системы государственного управления, ориентированного на результат;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.