На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основы маркетинга

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

         СОДЕРЖАНИЕ

 
 
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием 
1.2  Организация маркетинга на предприятии 10
1.3 Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии 17
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕЛВИНО» 26
2.1.  Общие сведения о деятельности предприятия 26
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия 27
2.3. Анализ  финансового состояния предприятия ООО «Люкс» 28
   2.4. Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров
    ООО   «Белвино»………………………………………………………………...29
   2.5 Анализ  сбытовой сети………………………………………………………..30
2.6. Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного целевого рынка 32
2.7. Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления 34
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ООО «БЕЛВИНО» 37
3.1. Совершенствование системы управления маркетингом 37
3.2. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложение 1 48
Приложение 2 49
 

          ВВЕДЕНИЕ

 
           Маркетинговая деятельность на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс маркетинговой деятельностью подразумевает под собой систему различных мероприятий, которые необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.
           Проблемы   маркетинговой деятельности в условиях перехода к рынку являются весьма актуальными, так как большинство государственных и частных предприятий не имеют оптимальной системы организации маркетинга или вообще не имеют ее.
           Поэтому я выбрала тему курсовой работы «Маркетинговая  деятельность на производственном предприятии».
       Целью работы является изучение и освоение методических основ   управления маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка. Объектом исследованием является ООО «Белвино», региональное представительство в г. Белгород – предприятие, выпускающее слабоалкогольную и безалкогольную продукцию.
     В соответствии с целью определен  и круг задач:
     1) раскрыть теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности предприятий - производителей товаров народного потребления;
     2) рассмотреть организацию маркетинга на предприятии;
     3) определить методику планирования маркетинговой деятельности на предприятии системы маркетингового контроля;
     4) охарактеризовать ООО «Белвино», провести анализ его технико-экономических показателей и финансового состояния;
     5) провести анализ конкурентной  и сбытовой среды, а также  конкурентоспособности товаров  фирмы;
     6) определить и проанализировать  целевые сегменты рынка и рекламу  как основной инструмент продвижения  товаров;
     7) разработать предложение по совершенствованию  управления маркетинговой деятельностью  ООО «Белвино».
     В курсовой работе будет использован ряд схем организованных структур применяемых в маркетинговой деятельности, проанализировав которые можно выбрать оптимальный вариант.
 

          1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

      Сущность  и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием
     Обеспечение эффективного развития и функционирования, как больших предприятий, так  и молодых фирм в условия рыночной системы хозяйствования в настоящее  время является сложной комплексной  проблемой. В первую очередь это  касается  таких ее сторон, как  менеджмент и маркетинг.
     Как показывает практика, в условиях трансформации  отечественной экономики в рыночную маркетинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной  маркетинговой системе невостребованными  остаются гибкость и ресурсные возможности  производственной, финансовой и других подсистем фирм.
     Маркетинговый подход – общепризнанное направление  в создании и реализации фирмами  продукции и услуг различного направления. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой  сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая  система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но  и прямым убыткам. Маркетинговая  система  как подсистема организационного управления существует в любой фирме, однако, степень ее развития и эффективности  может иметь значительные различия. В организационном отношении  в крупных  и средних фирмах управляющее звено маркетинговой  системы – специальные службы и подразделения. В малой фирме  это может быть непосредственно  один из руководителей.
     На  многих отечественных предприятиях в настоящее время медленно реализуются  настоящие маркетинговые мероприятия и исследования. Однако, наряду с этим отсутствует нередко отсутствует правильно понимание самого понятия «маркетинговая деятельность», «маркетинговая система», «управление маркетингом», «маркетинговой управление», как о целостной подсистеме управления фирмой. Объективные причины этого связаны с тем, что маркетинг соприкасается и пересекается с самыми различными сторонами деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их. Маркетинг, в широком смысле этого понятия, понимается как система реализации следующих принципов: ориентация на потребителя, экономическая эффективность как основа деятельности фирмы; координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей. Здесь маркетинг берет на себя некоторые функции менеджмента.
     Маркетинг и менеджмент являются основой любой  деятельности любого предприятия или  фирмы. Функции менеджмента и  маркетинга отражают разные объекты  их приложения (персонал, финансы, строительство, страхование, торговля, производство, инвестиции, инновации, проекты, информация, знания и др.), а так же различные  концепции, отражающие технологические  аспекты самого менеджмента и  маркетинга как способа управления (методологические, организационные, инструментальные, информационно-правовые, информационные и др.). Мы знаем, что в менеджменте  один из подходов в управлении носит  название «маркетинговый», что подразумевает  маркетинговое управление фирмой, предприятием, то есть это такое управление, которое  ориентировано на потребителя, в  соответствии с их нуждами, потребностями, запросами. Но, к сожалению, не во многих учебных пособиях, статьях можно  найти четкое определение понятий  «маркетинговой управление» и «управление  маркетингом».
     По  логике приведенных выше рассуждений  будет целесообразно дать определения  этим двум понятиям:
    управление маркетингом;
    маркетинговое управление.
     В теории и практики ведения маркетинговой  деятельности эти два понятия  нередко наделяются равноправными  характеристиками и выполняют одинаковые функции. Итак, попытаемся разобраться, в чем же сходство и отличие  этих понятий.
     Таблица 1.1
     Сравнительные характеристики

           Управление  маркетингом
      
           Маркетинговое управление
 
Объект  управления – маркетинг, а именно позиционная деятельность на рынке с учетом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды      Субъект управления – деятельность конкретного  владельца данного предприятия, либо по его поручению деятельность менеджера.
 
 
 
 
среда
     Объект  управления - предприятие, рынок, сегмент, существующие потребители и потенциальные покупатели.      Субъект управления – деятельность конкретного  владельца данного предприятия, либо по его поручению деятельность менеджера.
     Анализ, планирование, претворение в жизнь  и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов  с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка   
 
 
 
 
средства
     Совокупность  действий человека, ведущих к достижению поставленной цели (повышение имиджа, увеличение прибыли и др.), которые  включают в себя управление совместной деятельностью, методы воздействия  на деятельность людей, изменение их мотивации, отношения к труду, к  товару, услуге...
     Проведение  мероприятий, чтобы найти оптимальное количество клиентов, необходимое для реализации всего производимого фирмой в данный момент объема продукции. Это означает не только создание и расширение спроса, но и проблемы его изменения, а иногда и сокращения.      Процесс управления маркетингом охватывает такие стороны деятельности фирмы, как организация сбыта и его  стимулирование, рекламные кампании и исследование маркетинга, управления товарами и ценообразование.
 
 
 
 
 
действия
     Формирование  у сотрудников предприятия, партнеров  «маркетингового образа мышления», следование маркетинговой идеологии, то есть полная ориентация на рынок, обеспечение  «маркетингового микроклимата»  на предприятии. Плюс все те мероприятия, которые входят в понятие «управление  маркетингом»
     Следовательно, задача управления маркетингом заключается " в воздействии на уровень, время  и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации  в достижении стоящих перед ней  целей". Т.е. "управление маркетингом  это управление спросом". Исходя из этого, управление маркетингом касается вопросов изучения желательного уровня спроса на товары конкретной фирмы; анализа  ситуации превышения реального спроса над желаемым, их соответствия и  ситуации, когда реальный спрос ниже желаемого.      
      ВЫВОД
     Следовательно, маркетинговое управление – это  одна из форма управления предприятием, при которой предприятие полностью  ориентируется на рынок, отвечает на сегодняшние запросы поставленные рынком, тем самым удовлетворяя нужды  потребителей и потенциальных покупателей.
 
     
Итак, управление маркетингом – это целенаправленная деятельность по регулированию позиций  фирмы на рынке, по средствам планирования, организации, учета, контроля, исполнения каждой фазы позиционно - деятельностного  поведения фирмы, с учетом влияния  закономерностей развития рыночного  пространства, конкурентной среды для  достижения прибыльности и эффективности  деятельности субъекта на рынке.[1,99]
     
Сфера управления маркетингом, занимая определенное место в общей системе маркетинговых  знаний, включает анализ, планирование, контроль за проведением мероприятий, рассчитанных  на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов  посредством решения определенных задач организации, таких как  получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.д. В  сфере менеджмента, непосредственно соприкасающейся с управлением маркетингом на фирме и маркетинговым управлением фирмой, выступают мотивация фирмы, оценка хозяйственных решений, стратегическое планирование, выбор формы хозяйствования, структура управления, управление персоналом, имитационное моделирование и др.
     
Следовательно, функции менеджмента представляют собой виды деятельности, необходимые  для осуществления управления (воздействия).
     
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что понятия «управление маркетингом» и «маркетинговое управление» входят в набор инструментов менеджмента  и вытекают из общего понятия управления предприятием.[8,117]
     
Такие функции  управления, как целеполагание, прогнозирование, планирование, представляют собой, по сути, обоснование и принятие управленческих решений, реализуемых в рамках информационно–аналитических задач  маркетинга. Не все менеджеры способны самостоятельно решить эти вопросы, и в сложных случаях  это маловероятно. На крупных и средних предприятиях эти задачи возлагаются на специальные организационные звенья – маркетинговые подразделения, службы. Они выполняют роль внутренних консультантов, осуществляя подготовку решений (для этого могут привлекаться и внешние консультанты). Взаимоотношения менеджмента и маркетинга определяются следующим образом. С одной стороны, к ним можно относиться как к двум отдельным смежным сферам. С другой стороны, маркетинг можно рассматривать как часть менеджмента, ориентированную на отслеживание макроэкономической среды, внешних факторов, внутренних изменений, выработку адекватной  реакции на них в виде индикативных управленческих решений. Чем сложнее система управления предприятием, тем целесообразнее четкое разделение задач менеджмента и маркетинга. Тогда процесс принятия решений становятся более наблюдаемыми и управляемыми, а сами решения обоснованными и адекватными.
     
Менеджмент может  быть ориентирован на человека и на проблему. В первом случае важнейшей  стороной менеджмента как вида профессиональной деятельности субъектов (менеджеров) является умение управлять персоналом. Во втором случае речь идет о деловой интуиции, которая определяется умением менеджеров осуществлять (самостоятельно или при  поддержке специалистов) постановку и решение задач управления. При  этом менеджмент фирмы может рассматриваться как адекватная и своевременная ее реакция на изменения макроэкономической ситуации, внешние и внутренние перемены в фирме. В частности, если менеджмент понимают как управление бизнесом, то в любых условиях он должен быть нацелен на извлечение прибыли.
     
Маркетинг в  широком понимании связан именно со вторым случаем. При этом различие между менеджером и специалистом по маркетингу имеет конкретный смысл: специалист принимает индикативные (рекомендательные) решения, а менеджер – директивные (непосредственно  исполняемые). Таким образом, в конкретных случаях один и тот же субъект  может выступать в разном качестве.[2,166]

         1.2  Организация маркетинга  на предприятии

 
     
Термин «маркетинг»  – в буквальном смысле процесс  продвижения на рынок – не отражает в полной мере внутренней двойственности процесса и акцентирует более  «активную» строну маркетинга в сравнении  с «аналитической». Чтобы охарактеризовать эту двойственность, применяют термины  «стратегический» и «операционный» маркетинг. Стратегический маркетинг  представляет собой процесс анализа, который включает в себя анализ потребностей, сегментацию рынка, анализ конкурентоспособности, и в заключении, выбор стратегии  развития предприятия.[9,181] Операционный маркетинг представляет собой процесс выбора целевого сегмента с последующим составлением плана маркетинга и применением комплекса маркетинговых коммуникаций на выбранных сегментах рынка, исходя их бюджета маркетинга.

    1.2.1. Служба маркетинга на предприятии: задачи, функции, взаимодействие с другими службами

 
     
Основные задачи отдела маркетинговой информации в  соответствии с основными стратегическими  целями фирмы и ее текущими задачами, отраженными в бизнес планах и  документах об учреждении данного предприятия  отдел маркетинговой информации в своей повседневной деятельности обязан реализовывать следующие  основные задачи:
     
Обеспечение руководства  фирмы необходимой маркетинговой  информацией в интересах разработки стратегии и тактики развития и рыночного поведения фирмы. Отдел обязан при необходимости  уточнять и дополнять указанную  информацию, а также выполнять  все необходимые работы по анализу  и оценке различного рода текущих  и перспективных рыночных ситуаций.
     
Проведение всего  комплекса рыночных исследований, связанных  с рынком, товаром и потребителями  как по утвержденному плану исследований маркетинга, так и по специальным  указаниям руководства и по заданиям других подразделений фирмы. Для  определения целей и функций  отдела маркетинга необходимо провести полный анализ деятельности фирмы и  выявить узкие места и диспропорции в ее функционировании. На основании  полученных данных построить гипотезу разрешения данных проблем силами создаваемого отдела маркетинга, т.е. разработать  план маркетинга. Исходя, из стратегии  маркетингового развития и из целей  отдела маркетинга мы можем построить  гипотезу о рациональной структуре  отдела маркетинга. В данном случае она будет выглядеть так: директор отдела маркетинга подчиняется непосредственно  генеральному директору и/или Совету Директоров. Он координирует и несет  ответственность за работу отдела в  целом. Оптимальный размер отдела - 7 сотрудников. [4,69]
         
         Рис. 1.1.  Структура отдела маркетинга
 
     
Постоянное участие  в разработке стратегии и тактики  рыночного поведения фирмы посредством: формирования товарной, ценовой, сбытовой, рекламной и сервисной стратегии  маркетинга; консультационной помощи руководству фирмы и другим подразделениям, участвующими в разработке стратегии  и тактики рыночного поведения  фирмы. Организация рекламной деятельности, а также разработка комплекса  мероприятий по формированию и поддержанию связей с общественностью, обеспечивающих как необходимую доходность и прибыльность деятельности фирмы, так и поддержание ее доброго имени в глазах общественности. Постоянный анализ и оценка эффективности маркетинга в фирме и соответственное развитие службы. Оказание помощи и обеспечение консультаций по маркетингу всем подразделениям фирмы. Методическое руководство (и частичное осуществление собственными силами) и обучение всего персонала фирмы основам маркетинга. Оценка психологического соответствия, принимаемых на работу в фирму сотрудников претендуемой должности. Анализ общего психологического состояния групп, коллективов и отдельных работников фирмы. Разработка новых изделий на основе получаемой маркетинговой информации, дизайнерских разработок и стоимостно-функционального анализа.
     
Структура отдела маркетинговой информации.
     
1. Отдел маркетинговой  информации является самостоятельным  структурным подразделением и  подчиняется непосредственно генеральному  директору фирмы.
     
2. Руководитель  отдела маркетинговой информации  назначается и освобождается  от должности приказом генерального  директора фирмы.
     
3. Отдел маркетинговой  информации состоит из следующих  подразделений, непосредственно  подчиненных руководителю отдела маркетинговой информации: а) сектор исследований маркетинга; б) сектор дизайна; в) сектор рекламы; г) сектор психоанализа.
     
4. Сектор исследований маркетинга в составе: а) руководитель отдела маркетинговой информации; б) экономист; в) помощник руководителя отдела маркетинговой информации; г) программист. Техническое обеспечение: а) компьютер - 2 штуки; б) факс-модем; в) телефон; г) принтер.
     
5. Сектор дизайна  состав: дизайнер.
     
6. Сектор рекламы состав: создатель маркетинговых рекламно- пропагандистских программ; техническое обеспечение: обеспечивает сектор исследований маркетинга.
     
7. Сектор психоанализа состав: психолог-аналитик по кадрам. Техническое обеспечение: компьютер.[10,159]
     
Основные работы, выполняемые отделом маркетинга. В соответствии с поставленными  задачами и исходя из принятой организационной  структуры, отдел маркетинговой  информации выполняет следующие  виды работ:
     
1. Сектор исследований  маркетинга: сегментация рынков; изучение  нужд потребителей и формирование «карт потребностей»; анализ и оценка товаров и рыночной политики конкурентов; комплексное исследование рынка; разработка прогнозов развития рынков с выделением и оценкой основных групп потребителей; «технологические прогнозы» и исследование отраслевых тенденций; анализ и оценка эффективности рекламы; анализ и оценка эффективности сбыта (включая исследования эффективности организации сбыта, а также изучение различных систем стимулирования сбыта). Сектор исследований маркетинга проводит также комплексную оценку новых товаров и услуг и разрабатывает основные элементы стратегии маркетинга (товара, цен, сбыта и рекламы).
     
2. Сектор рекламы  осуществляет разработку всех  рекламных и пропагандистских  кампаний фирмы и организует  их проведение. Оно также оказывает  помощь сектору исследований  маркетинга в выполнении работ  по анализу и оценке фирменной  рекламы.
     
3. Сектор дизайна  осуществляет разработку дизанерско-конструкторских  параметров новых изделий на  основе получаемой маркетинговой  информации, дизайнерских разработок  и стоимостно-функционального анализа.
     
4. Сектор психоанализа  проводит оценку психологического  соответствия, принимаемых на работу  в фирму сотрудников претендуемой  должности, а также анализ общего  психологического состояния групп,  коллективов и отдельных работников  фирмы.
     
5. Все работы  отдела маркетинговой информации  выполняются по утвержденному  плану-графику, а разовые (внеплановые)  работы выполняются в соответствии  с распоряжениями генерального  директора фирмы и записками,  согласованными с начальником  отдела.
     
Финансирование  деятельности отдела маркетинговой  информации:
     
1. Для выполнения  своих функциональных задач отдел  маркетинговой информации наделяется  финансовыми ресурсами, объем  и направление использования  которых регламентируется бюджетом  отдела маркетинговой информации, ежегодно разрабатываемым в рамках  финансового плана фирмы и  утверждаемым главным бухгалтером  и генеральным директором фирмы.
     
2. В бюджете  отдела маркетинговой информации  по каждому из направлений  финансирования выделяется специальная  сумма, идущая на оплату приглашенных  консультантов и приглашение  работ контрагентов в интересах  службы маркетинга. Объем финансирования  планируется, исходя из цен  и принятых коммерческих уровней  оплаты труда консультантов. Руководитель  отдела маркетинговой информации  имеет право самостоятельно перераспределять  средства, выделяемые на оплату  консультационные работы, в пределах 25% суммы, установленной по каждому  направлению.
     
3. По представлению  начальника отдела маркетинговой  информации и в зависимости  от результатов сбыта продукции  и услуг фирмы, бюджет отдела  маркетинговой информации может  быть пересмотрен. Такие пересмотры  могут осуществляться по истечении  каждого квартала.
     
4. Штатные сотрудники  подразделений, временно откомандированные  на работу в отдел маркетинговой  информации, оплачиваются из бюджета  соответствующих подразделений.
     
Отдел маркетинговой  информации имеет право:
     
1) участвовать в разработке всех программ, планов и графиков, связанных с планированием новой продукции и оказанием услуг, а также контролировать их выполнение.
     
2) требовать от соответствующих подразделений фирмы представления всей необходимой информации, обеспечивающей работу отдела маркетинговой информации;
     
3) вносить предложения о привлечении к работе в отделе маркетинга штатных сотрудников других подразделений фирмы, а также самостоятельно определять состав консультантов и контрагентов, выполняющих работы в интересах отдела маркетинговой информации;
     
4) требовать от производственного подразделения соблюдения всех стандартов, разрабатываемых моделей;
     
5) требовать от подразделения сбыта соблюдения маркетинговых норм, установленных для продажи как испытываемых, так и серийных моделей, разработанных сектором дизайна. [11,147]

    1.2.2. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях маркетинга

     
Анализ деятельности предприятия проводится по трем направлениям его деятельности: снабжение, производство и сбыт. Должны быть изучены и  сферы деятельности, которые обеспечивают нормальную работу предприятия: финансы, служба информации, кадровая политика.
     
Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную  деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции - это затраты предприятия в  денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как  в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны  деятельности предприятия: степень  технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования  производственных мощностей; экономичность  использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную  деятельность.
     
В зависимости  от объема включаемых затрат различают  цеховую, производственную и полную себестоимость. В цеховую себестоимость  входят затраты отдельных цехов  на изготовление продукции. Она является исходной базой для определения  промежуточных внутризаводских  планово-расчетных цен при организации  внутризаводского хозяйственного расчета. Производственная себестоимость охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости  в нее входят общезаводские расходы. Полная себестоимость продукции  включает все затраты, связанные  с ее производством и реализацией. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных  расходов и исчисляется только по товарной продукции. [12, 122]
     
Снижение себестоимости  планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в  общем объеме выпуска удельный вес  сравнимой с предыдущим годом  продукции невелик. К сравнимой  товарной продукции относят все  ее виды, производимые на данном предприятии  в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.
     
Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе следующих расчетов.
     
По  показателю сравнимой  товарной продукции. Сначала определяется абсолютный размер экономии по формуле (1.1):
     
                                           Эабс.ср.т.п =     NniCbi -     NniCni.                           (1.1)
     
Определив размер абсолютной экономии в планируемом  периоде, рассчитывают искомый процент  снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т.п):
     
                                       Sср.т.п = Эабс.ср.т.п  .  100,                                    (1.2)
     
                                                      NniCbi
     
где Эабс.ср.т.п - абсолютная экономия от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции, тыс. руб.;       
     
NniCbi - плановый выпуск сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода;      
     
NniCni - то же, по себестоимости планового периода;
     
n - число видов  сравнимой товарной продукции.
     
По  показателю затрат на 1 руб. товарной продукции. Абсолютная экономия от снижения себестоимости товарной продукции в планируемом периоде рассчитывается по формуле:
     
                                   Эабс.т.п = Зтнб - ЗтппТП .                                        (1.3)
     
                                                    100
     
Исходя из тех  же данных определяют процент снижения затрат на 1 руб. товарной продукции  в планируемом периоде в сравнении  с отчетным периодом (S’т.п):
     
                                          S’т.п= Зтпб - Зтпп  .  100,                                 (1.4)
     
                                                       Зтпб
     
где Зтпб - затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде, коп.; Зтпп - то же, в плановом периоде;
     
ТП - стоимость  товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.
     
Следует иметь  в виду, что на уровень затрат оказывает влияние целый ряд  факторов, в том числе изменение  норм расхода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение  объема производства и др. В связи  с этим при расчете необходимо определить влияние каждого из них  в общем эффекте.[3,99]

    1.3 Методика планирования  маркетинговой деятельности  на предприятии

    1.3.1. Планирование целей предприятия

     
Каждое предприятие работает для достижения какой-либо цели в своей деятельности. Планирование целей предприятия состоит из нескольких этапов. Чтобы правильно выбрать путь, необходимо знать исходное положение предприятия. Для этого на первом этапе планирования проводится всесторонний анализ его текущей деятельности (ситуационный анализ). Такой анализ дает возможность оценить внутренние возможности и ресурсы предприятия, его сильные и слабые стороны, определить тенденции изменения внешней среды и степень адаптации предприятия к этим изменениям. Проведя все исследования и ответив на интересующие вопросы, можно переходить ко второму этапу – выработке целей предприятия. Цели должны характеризоваться: 1) конкретностью и измеримостью; 2) достижимостью; 3) ориентацией во времени; 4) избирательностью; 5) участием сотрудников в их постановке.
     
Конкретность  и измеримость целей предполагает установление точных заданий в различных  аспектах деятельности. Цели должны быть количественно выражены, что необходимо для проверки их исполнения.
     
Достижимость  целей – принципиальное требование при планировании. Цели должны быть выполнимыми и подсказывать направление  действий. Они должны допускать расчленение  на частные задачи, выполнение которых  можно поручить конкретным подразделениям или сотрудникам.[5,111]
     

Ориентация во времени определяет соотношение  целей разного временного горизонта (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные). Это позволяет знать не только результат, но и сроки его достижения. 

     
Рис. 1.2. Соотношение целей фирмы во времени 

     
К выбору целей  необходимо подходить избирательно. Из множества задач, стоящих перед  предприятием, в качестве целей необходимо выделить самые существенные, чтобы  на них можно было сосредоточить  ресурсы предприятия. Должны быть определены приоритеты целей. Для этого рекомендуется  использовать метод построения дерева целей, который заключается в  следующем: исходя из главной цели и  для ее достижения формируются более  низкие по уровню основные цели, затем  промежуточные и т.д. При определении  целей предприятия, фирмы особое внимание следует уделить тому, чтобы  они отражали цели его сотрудников, усиливали их заинтересованность в  успехе общего дела. Основными базовыми целями, исходя их опыта зарубежных фирм, являются: объем продаж, тепы роста (объем продаж или прибыли), доля на рынке, структура капитала, конкурентоспособность, использование ресурсов (прибыль  на вложенный капитал, прибыль на суммарные затраты). [6,141]

    1.3.2. Выбор стратегии маркетинга

     
Для реализации целей маркетинга формируется маркетинговая  стратегия, которая самым тесным образом связана с общей стратегией. Стратегия маркетинга – принципиальные, средние или долгосрочные решения, дающие ориентиры и направляющие отдельные мероприятия маркетинга на достижения поставленных целей. Стратегия  разрабатывается на основе поставленных целей, прогноза долгосрочных перспектив развития рынка (рынков), анализ потребностей покупателей, оценки ресурсов и возможностей предприятия. /19/
     
Разработка стратегии  маркетинга – программно-целевой  подход к деятельности предприятия. Глобальными базовыми направлениями  маркетинговой стратегии являются:
     
Стратегия сегментации – углубление степени насыщения предлагаемыми товарами и услугами всех групп потребителей, выбор максимальной глубины рыночного спроса;
     
Стратегия диверсификации – освоение производства новых товаров, новых рынков, включая не просто диверсификацию товаров, но и распространение предпринимательской деятельности на совершенно новые и не связанные с основными видами деятельности фирмы области;
     
Стратегия интернационализации – освоение новых, зарубежных рынков.
     
В рамках  общей  стратегии разрабатываются более  конкретные частные стратегии, которые  могут быть различными. Для их описания используются следующие стратегические определяющие:
    пространственное выделение рынка (локальный, региональный, национальный);
    знакомство с рынком (старый рынок, родственный рынок, новый рынок);
    степень обработки рынка (дифференцированный, недифференцированный);
    отношение к конкурентам (пассивное, нейтральное, агрессивное);
    отношение к темпам роста (быстрый рост, умеренные темпы, сокращение производства). [12,102]

    1.3.3. Планирование программы маркетинга

     
На этапе планирования идет выбор элементов маркетинга, которые объединяются в наиболее оптимальный, с точки зрения поставленных целей, комплекс («4 Р»), а также распределение  финансовых средств в рамках бюджета  маркетинга.
     
В зависимости от адресата программа маркетинга может быть для высшего руководства или низовых звеньев. Для высшего руководства программы коротки и сжаты, выделяют только наиболее важные направления последующей работы. Для низовых звеньев они детализированы, подробны и включают конкретные системы маркетинговых мероприятий.
     
По  срокам маркетинговые программы могут быть краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
     
В зависимости от круга  охватываемых задач программы делятся на обычные и целевые. Обычные предусматривают решение вопросов по всем направлениям маркетинговой деятельности фирмы. Целевые программы направлены на реализацию отдельно выделенной, особой задачи (например, разработку нового товара или освоения нового сегмента рынка). Маркетинговая программа составляется после завершения серьезного научно-практического исследования: анализ маркетинговой среды, комплексного изучения рынка, требований потребителей к товару, конъюнктуры рынка, его емкости и рыночного спроса, системы ценообразования, уровня и динамики цен, фирм-конкурентов, контрагентов и нейтралов, форм и методов сбыта, особенностей поведения покупателей и мотивов принятия решения при покупке, оценки производственных ресурсов и сбытовых возможностей предприятия. [13,159]
     
Структура маркетинговых  программ может быть различной, однако, суть ее, как правило, типичная.

    1.3.4. Бюджет маркетинга

     


Программа маркетинга не может быть реализована без  соответствующего бюджета. В практике маркетинга используются различные  методы определения бюджета маркетинга. Наиболее распространенные из них представлены на рис. 1.3.
     

     
Рис. 1.3.  Методы определения бюджета маркетинга
     
Финансирование  от возможностей осуществляется по принципу «сколько вы можете выделить».  Такой метод применяется фирмами, ориентированными на производство, а не на маркетинг. Абсолютная произвольность выделений конкретных сумм, их непредсказуемость из года в год и как следствие – невозможность разработки долгосрочных маркетинговых программ, планирования комплекса маркетинга и всей деятельности фирмы.  [14,97]
      
Метод фиксированного процента. Определение бюджета путем соответствия с прошлогодним процентом продаж, с уровнем предполагаемых продаж на следующий год. Это процент в основном основан на уровне продаж в целом по отрасли, на опыте компании или устанавливается произвольно.  
      
Процент прибыли. Используется подобно методу «процента от продаж», за исключением того, что процентное выражение приобретает прибыль – за минувший год или предполагаемая на следующий год.
     
Метод соответствия конкуренту. Деньги распределяются в количестве, соответствующем затратам главных конкурентов. Иначе этот метод называется методом самообороны.
     
Метод максимальных расходов предполагает, что на маркетинг необходимо расходовать как можно больше средств.
     
Метод на основе целей и  задач требует четкой системы точно сформулированных целей и задач. Суть метода сводится к подсчету затрат, которые предстоит произвести в рамках отдельных мероприятий, обеспечивающих достижение соответствующих целей.
     
Метод учета программы  маркетинга предполагает тщательный учет издержек на достижение конкретных целей, но не самих по себе, а в сравнении с затратами при других возможных комбинациях средств маркетинга, т.е. при реализации других «цепочек» альтернатив» маркетинговой стратегии.
     
Рассмотрим причины  неудач в маркетинговом планировании.
     
Практика работы фирм на принципах маркетинга свидетельствует, что неудачи в маркетинговом  планировании обусловлены в основном четырьмя группами причин, представленными на рис. 1.4.  

     
 

     
Рис. 1.4. Основные причины неудач в маркетинговом планировании [7,168]

    1.4. Система маркетингового контроля

 
     
Деятельность  любого предприятия направлена на достижение стоящих перед ним целей. Эти  цели являются исходным моментом при  разработке планов и программ маркетинга, процесс выполнения которых должен обеспечить точное продвижение к намеченным рубежам. Оценка же степени выполнения намеченных целей и программ обеспечивается при помощи системы маркетингового контроля.
     
Контроль маркетинга – постоянная, систематическая и  непредвзятая проверка и оценка положения  и процессов в области маркетинга. Процесс контроля обычно протекает  в 4 стадии:
    установление плановых величин и стандартов – цели и нормы;
    выяснение реальных значений показателей;
    сравнение;
    анализ результатов сравнения.
     
Этапы процесса маркетингового контроля направлены на своевременное выявление всех проблем  и отклонений от нормального продвижения  к поставленным целям, а также  на соответствующую корректировку  деятельности предприятий, чтобы имеющиеся  проблемы не переросли в кризис. Конкретными же его задачами и  целями могут быть: установление степени  достижения цели, выяснение возможностей улучшения, проверка того, насколько  приспособляемость предприятия  к изменениям условий окружающие среды соответствует требуемой.
     
Система маркетингового контроля предполагает осуществление  отдельных видов контроля, предназначенных  для наблюдения и оценки эффективности  деятельности фирмы, выявление всех недостатков и принятия соответствующих  мер. [15,125]
     
Контроль результатов  направлен на установление совпадения или несовпадения основных запланированных  показателей реально достигнутым  результатам по экономическим (сбыт, доля рынка) и неэкономическим (отношение  потребителей) критериям. Контроль может  быть направлен как на комплекс маркетинга в целом, так и на отдельные  составляющие его элементы.
     
Динамичность  рынка, структурные изменения в  экономике, новые общественные ориентиры, например, на повышение качества жизни, социально – этические нормы  производства и потребления товаров, экологические аспекты  - все эти  и многие другие важные для предприятия  факторы могут привести к отказу от ранее намеченных целей, смене  моделей развития, к существенной корректировке ранее намеченных планов. Каждое предприятие должно периодически проводить оценку своего подхода к маркетинговой деятельности и его соответствия меняющимся условиям внешней среды. Этот вид контроля называется ревизией маркетинга. Это комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы, ее задач, стратегии и оперативно – коммерческой деятельности. Цель этого контроля – выявление возникающих проблем и открывающихся возможностей для выработки рекомендаций по усовершенствованию маркетинговой деятельности фирмы.
     
В рамках ревизии  маркетинга проводится детальный анализ информационной базы планирования, контроль цели и стратегии, мероприятий маркетинга, организационных процессов и  структур.
     
Аудит текущих  конкурентов – одна из форм маркетингового контроля. Большинство компаний не в состоянии предпринять всесторонний анализ своих конкурентов, их преимуществ  и недостатков. Но отдельные конкуренты заслуживают пристального внимания, поскольку становится очевидным, что  именно они претендуют на захват существующей рыночной доли компании. Выявление  наиболее активных конкурентов требует  предварительного определения тех  соперников, за счет кого вы выигрываете, или тех конкурентов, за счет кого проигрываете. Этот анализ покажет  вам тех непосредственных конкурентов, которые, возможно, используют аналогичную  вашей технологию. [16]
     
Создавая новое  предприятие, полезно изучить опыт типичной преуспевающей крупной  компании, а также опыт небольшой, но быстро растущей компании. Время, усилия и средства, вложенные в аудит  конкурента, могут дорого обойтись компании, но все это должно рассматриваться  как капиталовложение. В результате на исследуемого конкурента будет заведено досье и создаваемые на его  основе письменные отчеты будут из года в год пополняться новыми подробностями.
     
Анализ конкурента следует начать с общей оценки позиционирования выпускаемого конкурентом  товара, его текущих задач, стратегий, главных достоинств и недостатков  и предположительных последующих  шагов. Наиболее уязвимые места конкурентов, проявляющиеся в период планирования стратегии, а также возможные  причины, препятствующие росту конкурента и снижающие его способности  реагировать на изменения, также  должны быть приняты во внимание. Собранная информация даст возможность предсказать поведение будущего конкурента и его реакцию.
     
В сферу контроля включаются действия фирмы по оценке ее собственной деятельности и при  необходимости изменения стратегического  курса фирмы. Помимо указанных выше видов контроля предприятие должно осуществлять контроль экономического стимулирования, контроль за производственной деятельностью и входной контроль.
     
Рассмотрим ситуационный анализ как инструмент самоконтроля и самоанализа.
     
Объектами ситуационного  анализа являются рынок, предприятие, покупатели (физические и юридические  лица), конкуренты. Теперь рассмотрим другие составляющие ситуационного анализа. Покупатели различаются большим  количеством признаков, поэтому  очень сложно удовлетворить запросы  всех без исключения потребителей. Но с помощью сегментирования  рынка можно получить группы потребителей, более или менее однородные по интересующим предприятие характеристикам. В качестве критериев сегментирования  обычно принимаются пол, возраст, семейное положение, профессия, доход (годовой, ежемесячный на члена семьи и  т.д.), психологические особенности (мнения, впечатления), место проживания. Также необходимо знать: где покупается товар, в каких магазинах, когда (день, месяц, сезон, погодные условия и  т.д.); имеются ли какие-то определенные поводы для покупки товара, в каких  количествах, периодичность покупок, в какой упаковке и т.д.
     
Анализ конкурентов  и выработка конкретных действий в отношении главных соперников помогают предприятию занять более  прочную позицию на рынке. Проведение анализа деятельности конкурентов  связано с систематическим накоплением  информации. Прежде всего, необходимо выявить конкурентов, которые оказывают  или вероятно окажут значительное влияние  на осуществление деятельности данного предприятия. Для определения конкурентов могут применяться следующие критерии.[18]
    Существующие прямые конкуренты – фирмы, производящие изделия, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, а также товары-заменители».
    Потенциальные конкуренты – это: 1) существующие предприятия, которые расширяют ассортимент или применяют новую технологию, совершенствуют продукцию, чтобы лучше удовлетворять потребности покупателя и в результате стать прямыми конкурентами; 2) новые фирмы, вступающие в конкурентную борьбу.
     
Работу по данным о фирмах – конкурентах следует  проводить систематически. При этом на практике необходимо использовать следующие методы: опрос отдельных  лиц, вырезки из печатных источников, оформление специальных формуляров по конкурентам, сведение информации в  доклады.
 

    2. ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕЛВИНО»

      2.1.  Общие сведения о деятельности предприятия

 
     
ООО «Белгородский вино-безалкогольный комбинат «Белвино» региональное представительство в г. Белгород – филиал Краснодарского завода, образованного в марте 1999 г. В г. Белгороде  представительство было открыто в июле 2005 г.
     
Продукция «Люкс» представлена в крупнейших российских городах: Воронеж, Курск, Липецк, Томбов.
     
Холдинг «Белвино» – это одно из самых современных предприятий не только в России, но и в Европе. Компания уверенно держит высшую планку качества в производстве и постоянно расширяет ассортимент.
     
Форма собственности: коллективное предприятие, 100 % акций  принадлежит коллективу предприятия.
     
Организационная структура предприятия представлена в приложении 1.
     
Общая численность  работающих составляет 86 человек. Из них менеджеры, служащие, рабочие.
     
На данный момент в Белгороде выпускается следующая продукция:
    вино;
    безалкогольная продукция (квасы брожения, сокосодержащие напитки, холодный чай, лимонады, питьевая вода);
    слабоалкогольные напитки (слабоалкогольные коктейли, винные коктейли);
    алкогольная продукция (коньяк, ликер, бальзам, водка);
    вина ЮВК (выдержанные, сухие, полусладкие вина).

         2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия

     
Данные для  анализа взяты приблизительные, так как основные показатели являются секретной информацией.
     
Таблица 2.1
     
Основные технико-экономические  показатели деятельности предприятия «Люкс»
     Основные  показатели 2009 2010 Отклонение Темп роста, %
Реализовано продукции, в т.ч.: 1)безалкогольные напитки
2)вино
 
7 241 957
 
8803 995
 
1 562 38
 
121,5 103,9
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. 20784 34984 14200       168,32
Товарная  продукция, тыс.руб. 12002 13566 1564 113
Себестоимость товарной пордукции, тыс.руб. 11692 12516 824 107
Среднесписочная численность, чел. 84 86 2 102
Сумма материальных затрат, тыс.руб. 10 712 20 972 10260 195,8
Затраты на 1 руб. товарной продукции 98,06 91,62 -6,44 93,4
Затраты на 1 руб. реализованной продукции 95,82 96,23 0,41 101
Производительность  труда, тыс.руб. 77,68 159,45 81,77 205,2
Прибыль от реализации, тыс.руб. 869 1049 180 120,7
Балансовая  прибыль, тыс.руб. 7 686 16 140 8454 209,9
Рентабельность  продаж, % 4,37 8,3 3,93 189,9

         Из таблицы видно, что на рост реализации безалкогольной продукции и пива   с 2009 г. по 2010 г. на 1562 т. повлияло значительное увеличение  количества новых потребителей и потребности в данной продукции.

         За отчетный период предприятие обновило ассортимент  с учетом потребительского спроса.

     
Реализация  продукции увязана со спросом  и изменяется в соответствии с  заказами торгующих организаций. Заявки предприятий на   безалкогольную продукцию и вино выполняются полностью.
     
Прибыль является важнейшим показателем деятельности предприятия, отражает различные стороны  производственно-хозяйственной деятельности. Она обусловлена объемом реализованной  продукции, ее качеством, ассортиментом, уровнем себестоимости и другими  факторами.
     
Прибыль отчетного  периода по предприятию составила 1049 тыс. р., что на 180 тыс. р. больше соответствующего периода 2009 г.
     
Затраты на рубль  реализованной продукции – один из важнейших показателей эффективности  производства. Затраты на рубль реализованной продукции в 2010 г. составили 96,23 коп., что на 4,1 коп. выше уровня 2009 г. Затраты на производство на предприятии меньше рубля, т.е. предприятие окупает затраты и работает с прибылью.

         2.3. Анализ  финансового состояния предприятия «Люкс»

     
Рассмотрим финансовое положение предприятия за последние два года.
     
Таблица 2.2
     
  Исходные данные для анализа финансового состояния, тыс. руб.
         Статья      На 01.01.07      На 01.01.08
         АКТИВ              
    1. Оборотные  активы              

      2. Денежные  средства и их эквиваленты

    117,755 63,102

      3.Расчеты  с дебиторами

          0,298       61,371
      Запасы и прочие оборотные активы
    - -

      Итого по разделу 1

    118,053 124,473
      2. Внеоборотные активы
       
      Основные  средства
         31,792       30,067
      Прочие внеоборотные активы
    - -

      Итого по разделу 2

       31,792       30,067
      Всего активов
       1095,502     1374,536

                      ПАССИВ

       
      1. Привлеченный  капитал
       
      Краткосрочные пассивы 
    721,769 857,160
      Долгосрочные пассивы
    - -

      Итого по разделу 1

    721,769 857,160

      Собственный капитал

       

      Уставной  капитал 

    55,970 55,970

      Фонды и резервы

    - -

      Итого по разделу 2

    55,970 55,970

      Всего источников

       1095,502     1374,536
 
     
Данная таблица  является основой для расчета  ряда аналитических показателей  – коэффициентов ликвидности  и платежеспособности. Основными  коэффициентами ликвидности являются: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности:
     
Экономическую результативность управленческой деятельности                     предприятия «Люкс» показывает коэффициент КЭР, рассчитываемый как отношение дохода Д к общей сумме издержек на производство и реализацию продукции за год ЗПР:
     
КЭР2000 = Д / ЗПР = 10 303 / 326 = 31,6     (2.1)
     
КЭР2001 = Д / ЗПР = 15 839/ 402 = 39,4      (2.2)
     
Коэффициенты  КЭР2000 и КЭР2001 > 1, это означает то, что предприятие работает с прибылью, и имеются возможности для расширения производственной и коммерческой деятельности.
     
Соотношение численности  аппарата управления ЧВУ к численности промышленного, производственного, коммерческого персонала ЧППК показывает коэффициент КЭ:
     
КЭ = ЧВУ / ЧППК = 35/415 = 8,4       (2.3)
     
Показатель данного  коэффициента остается неизменным в  течение последних двух лет, что  говорит о стабильности численности  персонала предприятия «Люкс» и об отсутствии текучести кадров. 

     
2.4. Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров ООО «Белвино» 

     
Проблема качества и  конкурентоспособности носит  в современном мире универсальный  характер. От того, поскольку успешно  она решается, зависит многое в  экономической и социальной любой  стране, практически любого потребителя.
     
Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины  наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономоического  развития за последнее десятилетие  с одной стороны и причины  повышения эффективности производства  уровня жизни в развитых странах  Запада, с другой - это качество создаваемой  и выпускаемой продукции.
     
Конкурентоспособность и качество концентрированное выражение  всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать  и сбывать товары.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.