На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая политика государства и ее влияние на микроэкономические процессы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

Кафедра Бухгалтерского учета  и аудита

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
на тему: 

«Экономическая  политика государства  и ее влияние на микроэкономические процессы» 
 
 

                              Студент               

 
                Научный 
                руководитель     
           
           
           

Дата  сдачи курсовой работы: 

Дата  защиты курсовой работы: 
 

               Москва  2011
Содержание 

Введение                                                                                                                       3
1. Роль государства в экономике                                                                               5
   1.1. Конкуренция  и рынок                                                                                     5
   1.2. История  развития антимонопольной политики                                            8
2. Антимонопольное законодательство РФ                                                           12
   2.1. Цели  антимонопольного законодательства России и средства их
          достижения                                                                                                     12
   2.2. Антимонопольная  политика в отношении естественных  монополий     15

   2.3. Особенности  антимонопольной политики в России                                  20

   2.4. Область  проблем антимонопольного регулирования  в России                24

Заключение                                                                                                                 30
Список использованной литературы                                                                       32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Проблема  взаимоотношения государства и  хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.
      Особенно  сильно проявляется роль государства  в так называемые переломные, переходные периоды. Поэтому исключительную роль в формировании инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. Он привёл к тому, что объём производства в главных странах упал вдвое, замерла международная торговля. Поэтому государства вынуждены были взять на себя широкие экономические функции в борьбе с кризисами. Оказалось, что рыночный механизм объективно должен быть дополнен мерами государственного регулирования.
      Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-административная.
      В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-административной экономике. 
      Одним из важных видов государственного регулирования  является регулирование монополий.
      Актуальность  избранной темы для написания курсовой работы заключается в том, что проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
      Здоровая  рыночная экономика основывается на капитализме свободного предпринимательства. Однако при появлении монополии, на лицо неэффективное распределение ресурсов и взвинчивание цен. Одной из основных функций государства является сохранение конкуренции как ключевого экономического механизма, поэтому в целях преодоления монополии в ряде случаев требуется государственное вмешательство.
      В данной работе речь пойдет об антимонопольном законодательстве России, которое является ответной мерой государства на дефекты рынка, причиной которых является власть монополий.
      Целью написания курсовой работы является изучение влияния экономической  политики государства на микроэкономические процессы.
      В связи с поставленной целью в  работе необходимо решить следующие  задачи:
      1) определить роль государства в экономике;
      2) раскрыть цели антимонопольного законодательства России и средства их достижения;

      3) охарактеризовать область проблем антимонопольного регулирования в России.

      В данной работе представлены различные  взгляды специалистов на антимонопольное регулирование и поддержку конкуренции. Из зарубежной литературы необходимо выделить работы таких авторов как Смит А., Самуэльсона П. А., Нордхауса В. Д., Шерера Ф. и Эванс Д. С. Современная литература по проблеме российской антимонопольной политики включает работы таких авторов как Кушлина В. И., Слуцкого А. Г., Бабашкиной А. М., а также статьи Авдашевой С., Розановой Н., Дернового В., Балацкого Е. и других авторов.  
 
 
 

      1. Роль государства  в экономике 

      1.1. Конкуренция и  рынок
      Основным  регулятором рыночной экономики является соотношение спроса и предложения. Как правило, количество потребителей и производителей товара, особенно массового спроса, в реальной экономике достаточно велико. Если же товар по своему характеру является товаром узкого применения, то количество его изготовителей ограничено, и возможность монополизации рынка возрастает. Возрастает она и при укрупнении товаропроизводителей на основе слияний, поглощений или объединения предприятий, создания ассоциаций, сговора и т.д.
      На  количество товаропроизводителей и их поведение оказывают влияние условия формирования рынка, эффективность производства и сбыта товаров, эффективность воспроизводственных процессов на крупных, средних и малых предприятиях. Количество участников рынка отдельного товара может быть также ограничено эффективностью его производства на отдельных предприятиях или поведением отдельных фирм на рынке [7, c. 149].
      В классической рыночной экономике, которой  в целом соответствует «рынок свободной конкуренции», товаропроизводители и продавцы вступают в конкурентную борьбу за увеличение сбыта. Успех в ней обеспечивает увеличение прибыли. Конкурентная борьба является объективной движущей силой экономического развития. В условиях совершенной конкуренции стремление увеличить прибыль создает стимулы к росту объемов производства, повышению качества товаров, что означает более полное удовлетворение требований потребителей, поднимает стимулы к насыщению рынка.
      Ограничение конкуренции (несовершенная конкуренция) приводит к монополизации рынка, создает преимущества отдельным товаропроизводителям. Вследствие этого уменьшается количество товаров, происходит необоснованное повышение цен, снижается качество изделий. Монополизация рынка ограничивает возможности приобретения товара, отрицательно сказывается на удовлетворении потребностей, нарушает права потребителей.
      Степень монополизации рынков в значительной степени зависит от степени государственного регулирования экономических процессов и народнохозяйственной эффективности монополизации или демонополизации рынков. В каждый момент времени их взаимное влияние может быть различно. Например, централизованная экономика привела к исключению конкуренции как фактора экономического роста. Результатом этого была накопленная низкая конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешних рынках, замедление технологического развития производства и технологическое отставание, проявляющиеся и в настоящее время. Свободная конкуренция предусматривает значительное число товаропроизводителей. Это означает экономическую ориентацию на развитие среднего и малого бизнеса, который имеет преимущества в достаточно быстром удовлетворении потребностей рынков. Вместе с тем, технологическое обновление небольших предприятий связано с высокими капитальными затратами, которые для малого и среднего бизнеса затруднительны. Широкое использование кредитов для технического развития производства для значительного числа небольших предприятий приводит к последующим финансовым сложностям, которые могут стать причиной банкротства.
      Монополизация рынков - объективная экономическая тенденция, возникающая в недрах товарного производства и отражающая интересы крупных товаропроизводителей. Она имеет отрицательные последствия для удовлетворения потребностей общества. Цель монополий - ограничение конкуренции для получения монопольно высокой прибыли за счет потребителей. Поэтому, во всех экономически развитых странах действует антимонопольное законодательство. Это может ослабить монополизм, но не устраняет преимуществ крупного производства. Издержки на крупных предприятиях ниже, чем на мелких. Это создает им дополнительные благоприятные условия для получения сверхприбыли и технологического развития [7, c. 151].
      Экономический результат ограничения конкуренции  состоит в сокращении массы товаров на рынке. Происходит рост их цен, снижается заинтересованность в улучшении потребительских свойств и качества товаров. Следствием этого бывает замедление роста ВВП и поступлений в бюджет. С позиций нормализации состояния рынка принципиальное значение имеет формирование конкурентной среды. Речь идет о включении механизмов саморегуляции отношений между наибольшим числом производителей и потребителей товаров при обшей тенденции к увеличению сбыта и массы прибыли. Исходя из положений теории экономического роста, одной из важнейших функций государства как раз и является создание конкурентной среды на рынках.
      Отношения монополии, олигополии и конкурентной монополии присутствуют в экономике любой страны с рыночной экономикой. Поэтому нужна максимизация экономических результатов для потребителя. Она создает эффективное поле отношений конкуренции, свое для каждой страны, что зависит от уровня концентрации производства товаров и услуг. Последнее в свою очередь зависит от типов и отношений хозяйственных структур на каждом рынке. В различных сферах реальной экономики присутствуют все типы хозяйственных структур. Эффективное поле их отношений на рынке заключено между свободной конкуренцией и чистой монополией. Оно определяется типом доминирующих хозяйственных структур от мелких и средних предприятий (в условиях свободной конкуренции и монополистической конкуренции) до чистой монополии, определяемой доминирующим положением на рынке очень ограниченного количества крупных хозяйственных структур.
      Объективное развитие национальных рынков показывает существование на них некоторого «структурного оптимума», отражающего среднее отношение между крупными (разрешенными) товаропроизводителями и свободно конкурирующими как правило мелкими и средними предприятиями. Учитывая государственный контроль за монополизированными рынками, накладывающий определенные ограничения на их развитие, можно сказать, что объективной тенденцией будет укрупнение предприятий до разрешенного уровня и существование малых и средних предприятий. Это говорит о перспективной эффективности для ряда товаров олигополических рынков, предусматривающих конкуренцию достаточного числа крупных товаропроизводителей.
      На  рынках России присутствуют все отмеченные выше хозяйственные структуры. Вместе с тем, на поле эффективной конкуренции пропорции еще не установились. На основных рынках доминируют монополистические и монопольно-олигополистические конструкции. В случае проведения ими общей политики последние превращаются в монополии. Монополия может оформляться на основе слияний или поглощений, или существовать неявно на основе сговора. Примером разрешенной монополии может служить компания «Сибирский алюминий», занимающая около 70% названного рынка. Такие корпорации попадают в сферу юрисдикции Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (далее -МАП РФ). Оно без веских причин не должно разрешать их создания. Но если они уже созданы, оно не должно допускать их ценового давления на внутренний рынок.
      Олигополические рынки открывают широкие возможности  сговоров хозяйствующих субъектов, контролировать которые достаточно сложно. В России опыта их обнаружения  практически нет. Для выявления необходимо проведение экономического исследования рынка. Эту работу призван выполнять МАП РФ [7, c. 153].
      1.2. История развития  антимонопольной  политики
      Основные приемы монополизации рынков и меры, применяемые государством к нарушителям антимонопольного законодательства, рассмотрим на примере США, имеющих наибольший опыт государственной поддержки конкуренции.
      Тенденция монополизации рынка и ее отрицательные  экономические последствия были отмечены в США во второй половине XIX веке, когда начали создаваться крупные национальные монополии (например, United Steel или Standard Oil). В это время стали выявляться отрицательные экономические и социальные проявления монополизации рынков и были приняты первые законодательные акты по защите конкуренции. В США это был Закон Шермана, принятый в 1890 г. В соответствии с ним запрещается тайный сговор между компаниями и все соглашения, ограничивающие предпринимательскую деятельность, а также - монополизация рынка и попытки его монополизации.
      Дальнейшим  развитием антимонопольной деятельности было принятие Закона Клейтона (1914 г.), в соответствии с которым воспрещены все попытки «ограничительной» практики корпораций на рынке. Так, считается нарушением закона дискриминация потребителей с помощью цен (установление для различных потребителей неодинаковых цен). Не допускаются переплетающиеся директораты компаний, позволяющие координировать экономическую политику различных компаний, действующих на одном рынке. Запрещено приобретение одной корпорацией прямо или косвенно всего или части акционерного капитала другой (в какой-либо сфере деятельности или рынка). Находятся под запретом другие операции, если их результатом может быть существенное ослабление конкуренции в какой-либо сфере коммерческой деятельности.
      Следующий законодательный акт в сфере  антимонопольного регулирования был принят в 1950 г. в виде поправки к Закону Клейтона. Он был вызван к жизни развитием фондовых рынков. Поправка содержит запрещение использования рынка ценных бумаг для монополизации рынков. Она, в частности, гласит: «Никакая корпорация, занятая в той или иной области не может приобретать все или часть акций или активов другой компании, если последствия могут ослабить конкуренцию или привести к развитию монополии».
      Этими актами были выработаны основные направления  деятельности, на которых строится антимонопольная политика всех экономически развитых стран. В соответствии с ними принимаются необходимые меры против компании как организационной структуры, занимающей монопольное положение на рынке, а также против отдельных приемов монополизации рынка, ограничения конкуренции (слияние, поглощение и т.д.).
      Был образован орган государственного контроля за деятельностью монополий - Федеральная торговая комиссия США (ФТК). Закон о ее создании был принят в 1914 г. После Второй мировой войны аналогичные органы образуются в других странах. Такова, например, Комиссия по справедливой торговле в Великобритании.
      В процессе государственного противодействия  монополиям возникла необходимость  в административной и юридической  самостоятельности антимонопольных органов, в их независимости от других органов государственного управления. Они должны быть проводниками экономической политики государства только на основе принятых законов. Правда, на практике это положение в полной мере не соблюдается.
      С введением законодательных актов для упорядочения отношений между антимонопольными органами и участниками рынка появилась необходимость сформулировать определения, дать оценки монополистической деятельности и выработать критерии монополизации рынков. Среди них следует отметить категории границ рынков. Прежде всего, рынков товарных, представляющих собой перечень взаимозаменяемых товаров, имеющих целью удовлетворение конкретной потребности потребителей. Взаимозаменяемость оценивается самими потребителями. Введено понятие географического рынка. В нем указывается географическая зона реализации товара, имеющая равные условия реализации. В антимонопольной практике США эта зона определяется, исходя из возможностей покупателей в приобретении товара на соответствующих территориях по цене, не превышающей 5% в пределах границ и отсутствия таких возможностей за их пределами.
      Для оценки степени монополизации рынков в установленных товарных и географических границах в мировой и отечественной практике чаще всего используются коэффициент Хиршмана-Херфиндаля и коэффициент концентрации.
      Коэффициент Хиршмана-Херфиндаля (HHI) рассчитывается по формуле: 

                  n       2  
      HHI = S (A),                                                                                                  (1.1)
                         i=1   

      где: А - доля i-ой компании в % на рынке определенного товара;
      n - количество компаний на рассматриваемом рынке [7, c. 155].
      Для верхнего уровня монополизации, когда  на рынке работает один товаропроизводитель, ННI составляет 10000. Критерием допустимой монополизации рынка в США принят HHI = 1000, что соответствует 10 участникам рынка с равными долями.
      Из  других показателей чаще всего используется коэффициент концентрации, представляющий собой сумму долей (в процентах) 3-х (CR-3), 4-х (CR-4), 7-и (CR-7), 20-и (CR-20) или другого принятого количества крупнейших компаний на рынке данного товара.
      Для оценки степени монополизации рынка  на практике чаше используется трехпороговая  оценочная шкала Бейна. В соответствии с ней выделяются 4 типа рынка:
      а) высококонцентрированные олигополии, где CR-4 выше 65% и CR-8 выше 85%;
      б) умеренно концентрированные олигополии при 50%<CR-4<65% и 70%<CR-8<85%; ,
      в) низкоконцентрированные олигополии при 35%<CR-4<50% и        45%<CR-8<70%;
      г) неконцентрированный рынок при CR-4<35% и CR-8<45% [7, c. 156]. 
 

      2. Антимонопольное  законодательство  РФ 

      2.1. Цели антимонопольного законодательства России и средства их достижения
     Масштабность  трансформации российской политической системы привела к смене политического  режима, правящих элит, формированию многопартийной системы и определению новых направлений и приоритетов государственной политики. Одним из таких направлений стала политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование хозяйственных процессов вошли в число приоритетных направлений экономической политики страны, а органом осуществляющим контроль за монополистами является ФАС – Федеральная антимонопольная Служба.
     Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 26.07.2006 г.         № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 29.11.2010 г. № 313-ФЗ).
     Целями  настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения  товаров, свободы экономической  деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков [1].
     Закон содержит ограничения свободы предпринимательской  деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые  занимают доминирующее положение. Наличие  последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.
     Таким субъектам при некоторых исключениях  запрещается:
     1) установление, поддержание монопольно  высокой или монопольно низкой  цены товара;
     2) изъятие товара из обращения,  если результатом такого изъятия  явилось повышение цены товара;
     3) навязывание контрагенту условий  договора, невыгодных для него  или не относящихся к предмету договора;
     4) экономически или технологически  не обоснованные сокращение или  прекращение производства товара, если на этот товар имеется  спрос или размещены заказы  на его поставки при наличии  возможности его рентабельного  производства;
     5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;
     6) экономически, технологически и  иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
     7) установление финансовой организацией  необоснованно высокой или необоснованно  низкой цены финансовой услуги;
     8) создание дискриминационных условий;
     9) создание препятствий доступу  на товарный рынок или выходу  из товарного рынка другим  хозяйствующим субъектам;
     10) нарушение установленного нормативными  правовыми актами порядка ценообразования.
     Наряду  с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.
     Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.
     В таблице 1 рассмотрим главные цели антимонопольного законодательства в России и средства их достижения.
     Таблица 1
     Цели  антимонопольной политики в России
№ п/п Цели антимонопольной  политики Средства достижения целей
1 2 3
1 Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации Посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)
2 Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке Выполнение  поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации. В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений
3 Снижение барьеров входа на товарные рынки Обеспечение более  эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства. В целях ограничения  возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль
4 Создание эффективных  правовых механизмов Которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской  деятельностью представителями  органов власти, в том числе  через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий
Продолжение таблицы 1
1 2 3
5 Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках Особое внимание при этом предполагается уделять  нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности
6 Упорядочение  оказания государственной помощи  
7 Создание условий  для развития производительной деятельности малых предприятий В том числе  за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств
8 Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке Необходимо  разработать процедуры определения  продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям. Повышение качества и объемов предоставляемых финансовых услуг как результат эффективной антимонопольной политики будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов
9 Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня С этой целью  необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом
 
      2.2. Антимонопольная  политика в отношении  естественных монополий
     Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.
     В соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 г.) к категории естественных монополий отнесены:
     - транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
     -
     транспортировка газа по трубопроводам;
     -
     железнодорожные перевозки;
     -
     услуги  в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
     -
     услуги  общедоступной электросвязи и общедоступной  почтовой связи;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.