На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Становление и деятельность советской милиции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Восточно-Сибирский филиал
     государственное образовательное учреждение высшего  профессионального     образования

        РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 
     ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
     ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
     (ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ)

                                             КУРСОВАЯ РАБОТА

     «Становление  и деятельность советской  милиции»
 
                                                                                                                      Дисциплина
     История Отечества
     Государства и Права
                                                                                                        Форма обучения
                                                                                                   дневная очная
                                                                                                     Специальность 
                                                                                                          «Юриспруденция»                                    
Кафедра Теории и Истории 
Права и  Государства                                                                                                                 студент ВСФ Юо/10-103                                                                                                                                                                                                       
Юлташев Роман Ильич
 
Научный руководитель
кандидат  юридических наук, доцент
Грибунов Олег Павлович
Работа  защищена
Оценка______________________
Подпись научного руководителя
____________________________
«____»_______________2011 г.                                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
  ИРКУТСК      
     2011
 
                                                      
 
 
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Милиция на пути становления (НКВД)…………………………………...4
1.1 Милиция   в механизме обеспечения государственной власти Советов……...4
1.2 Борьба с административными правонарушениями …………………………..10
Глава II. Милиция в советский период……………………………….....................13
2.1 Приход  к власти Сталина и реорганизация милиции………………………...13
2.2 Милиция в годы Великой Отечественной войны, развитого социализма и перестройки ………………………………………………............................................19
Заключение…………………………………………………………………………..23
Список  используемой литературы………….……………………………………...25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение.
     Органы  внутренних дел входят в структуру  исполнительной власти государства и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений.
     Предметом исследования  является деятельность милиции СССР по обеспечению государственной безопасности, правовые и организационные основы их деятельности, формы и методы борьбы с преступниками.
     Репрессивная  сторона политического режима в  Советском Союзе обычно связывается  с деятельностью ВЧК - ОГПУ. Милиции оставляется «благородная роль» борьбы с общеуголовной преступностью и охраны общественного порядка. Разумеется, значительная часть милицейских полномочий была ориентирована именно на это. Но «не подлежит сомнению тот факт, что милиция сыграла значительную роль в осуществлении так называемой “насильственной стороны диктатуры пролетариата” и становлении советского политического режима, у которого “расстрел всегда остается в запасе”»1.
     Цель  данной работы заключается в том, чтобы раскрыть основные направления деятельности советской милиции с начала её основания и по сей день.
     Задачи  работы:
    Рассмотреть деятельность милиции в начальном этапе становления советской власти.
    Рассмотреть милицию в Сталинский период.
    Рассмотреть милицию в годы Великой Отечественной войны.
    Рассмотреть милицию в послевоенный период.
    Рассмотреть милицию в годы перестройки.
 
 
     Глава I. Милиция на пути становления (НКВД).
      Милиция в механизме обеспечения государственной власти
    Советов.
     23 октября 1917 года по телеграфу  вводился в действие нормативный  акт НКВД «о рабочей милиции», который предписывал всем Советам  рабочих и солдатских депутатов  учреждать рабочую милицию. Она должна была «всецело и исключительно» находиться в ведении СРСД. Военные и гражданские власти обязаны были содействовать рабочей милиции в снабжении её оружием и «техническими силами». В этом документе не раскрывались структура, компетенция, порядок формирования рабочей милиции.
     Для большинства исследователей постановление  НКВД от 28 октября 1917 года являлось правовой базой, на основе которой стали формироваться  местными Советами отряды рабочей милиции, о чем свидетельствуют  как опубликованные, так и архивные документы. В первые месяцы Советской власти деятельность Красной  гвардии и милиции мало чем отличались. Поэтому на местах иногда ликвидировали либо милицию, либо Красную гвардию.
     Широкий круг административно-управленческих полномочий и сложность организационной  структуры дореволюционного Министерства внутренних дел не позволили сразу  же после революции издать правовой акт о его ликвидации в целом, хотя уже в декабре 1917 – марте 1918 года приказом по Народному  комиссариату внутренних дел были упразднены управление главного врачебного инспектора Министерства внутренних дел и Медицинский совет, ветеринарное управление по делам воинской повинности и ряд других структурных звеньев, а некоторые подразделения бывшего министерства были переданы в другие ведомства2.
     Характерно  и то, что формирование правового  статуса и предметов ведения Наркомата внутренних дел ( НКВД) фактически повторяло досоветский период и Наркомат осуществлял функции общего административного управления. Более того, по умолчанию ВЦИК и СНК РСФСР Наркомату внутренних дел было предоставлено право издавать нормативные акты, в общих чертах закрепляющие круг ведения и организационное построение Советов. Таким образом, НКВД выступал как исполнительный аппарат Президиума ВЦИК, хотя юридически это, как и компетенция Наркомата в сфере советского строительства, было закреплено позже.
     Правом  законотворчества НКВД воспользовался и при создании советской милиции, издав 28 октября ( 10 ноября ) 1917 года постановление, имевшее силу закона, « О рабочей милиции »3. Постановление носило скорее политико – юридический характер, поскольку устанавливало лишь то, что все советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию, рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских  депутатов, а военные и гражданские власти обязаны всячески содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению её техническими силами вплоть  до снабжения казенным оружием .
     23 ноября 1917 года Петроградский ВРК  принял постановление о разработке « проекта  охраны города и ликвидации старой милиции ». 14 декабря коллегия НКВД приняла постановление об упразднении уголовно – розыскного отделения Петрограда и передачи его функций комитету по охране города. В Москве межрайонное совещание Советов создало комиссию для реорганизации старой милиции, которая 11 января 1918 года доложила Московскому комитету партии, что старую милицию нельзя реорганизовать, а « нужно её уничтожить совсем ». 22 января 1918 года коллегия НКВД  рассмотрела вопрос  « Об устранении милиции » и приняла решение «выработать проект об охране населения», предусматривающий не реорганизацию старой милиции, а создание новых милицейских аппаратов.
     Ликвидация  милиции Временного правительства  осуществлялась двумя способами: если сотрудники милиции занимали откровенно враждебную позицию по отношению к Советской власти, она упразднялась сразу, если же основная часть сотрудников оставалась лояльной к новой власти, то из милиции удалялись только те сотрудники ( в первую очередь руководители ), которые были враждебно настроены к ней4.
     Какого  – либо организационного единства в строительстве новой милиции  не было. В Петрограде были созданы  Комитеты революционной охраны, их вооруженной силой являлись отряды Красной  гвардии и резервы комиссариатов милиции. В Москве для организации охраны революционного порядка был создан Совет московской милиции. В Кронштадте охрана революционного порядка осуществлялась  на основе всеобщей милицейской повинности.
     В апреле 1918 года НКВД направил на места  циркуляр, в котором подчеркнул, что « при постановке дела советской народной охраны (милиции ) решительно отделять это дело от военного. Дело милиции должно всецело находиться в ведении отдела управления при Совете (отдел по внутренним делам) ». В июне НКВД утвердил Декрет СНК о народной рабоче-крестьянской (советской милиции) и Положение о народной рабоче-крестьянской охране (советской милиции)5.
     Строительство советской милиции в период гражданской войны осуществлялось по нескольким направлениям: уточнялся её правовой статус, происходила централизация милицейских подразделений и управления ими, вводилась специализация милицейских аппаратов по решению конкретных задач.
     Так, инструкция НКВД от 12 октября 1918 года « Об организации рабоче-крестьянской милиции » определяла милицию как исполнительный орган центральной власти на местах, находящийся в двойном подчинении: в непосредственном ведении местных Советов и общего руководства НКВД РСФСР. Центральным органом милиции являлось Главное управление милиции РСФСР, в губерниях создавались управления милиции, которые осуществляли руководство всеми органами и отделами милиции на территории губернии. Территория каждого уезда делилась на участки, возглавляемые начальниками милиции.
     Основными задачами милиции являлись предупреждение и пресечение нарушений общественного  порядка, оповещение граждан о законах, декретах и распоряжениях органов  власти и наблюдение об их исполнении, выдача удостоверений личности, трудовых книжек, справок, свидетельств, проведение дознаний по уголовным преступлениям6.
     В июле 1918 года « для поддержания  порядка и охраны безопасности граждан на водных путях сообщения… охраны водных путей и сооружений… для борьбы со спекуляцией, преступлениями уголовного характера и т. д. » учреждается речная милиция.При Главном управлении милиции был создан отдел речной милиции, в губернских и уездных управлениях милиции, на территории обслуживания которых протекали судоходные реки, формировались районные управления и участки речной милиции.
     В феврале 1919 года для « поддержания  революционного порядка и единства управления на железных дорогах РСФСР, для защиты железнодорожных путей и сооружений, пассажиров и грузов » Постановлением ВЦИК РСФСР учреждается « железнодорожная милиция и железнодорожная охрана »7. Первоначально управление железнодорожной милицией строилось по территориальному принципу. Однако при таком построении её работа оказалась неэффективной, поскольку нарушался тесный контакт с железнодорожной администрацией,  действующей по линейному принципу. Этот принцип был взят за основу построения и железнодорожной милиции. При Главном управлении милиции НКВД РСФСР был создан железнодорожный отдел, на каждой из железных дорог создавались линейные управления милиции, которым подчинялись районные и участковые управления железнодорожной милиции.
     В мае 1920 года на межведомственном совещании, проведенном НКВД, принято решение  о создании промышленной милиции, которая  должна «заменить все виды ведомственной охраны, является специальным видом милиции, имеет специальную задачу – охрану экономического достояния Республики ». В составе ГУМ НКВД РСФСР был создан промышленный отдел, в губернских управлениях милиции и уезда – соответственно отделения и участки промышленной милиции8.
     Одновременно  с организационно – правовым строительством милиции происходит формирование уголовно – розыскных подразделений, которые  первоначально не рассматривались как составная часть милицейских сил. В феврале 1918 года для борьбы с уголовной преступностью при Народном комиссариате юстиции был создан уголовный розыск, однако неэффективность его работы и необходимость повышения уровня руководства привели к реорганизации угрозыска и передачи функций руководства им в НКВД.
     В утвержденном наркоматом положении  предусматривалось, что в городах для охраны революционного порядка путем негласного расследования  преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом, при губернских и городских управлениях милиции создаются отделения уголовного розыска. Общее руководство уголовным розыском осуществляет Центральное управление уголовного розыска ( Центророзыск ) НКВД. Задачи городских ( уездных и посадских ) отделений уголовного розыска– « вести борьбу с бандитизмом, кражами, грабежами и прочими преступными явлениями в пределах своего района ». В городах с населением менее 40 тысяч человек создавались уголовно- розыскные столы со штатом в 4 – 6 человек, подчиненных непосредственно начальнику уездной милиции9.
     Совместным  решением Наркомюста и НКВД в апреле 1920 года было проведено слияние уголовного розыска и следствия, поскольку следственные комиссии при местных Советах из – за слабости следственного аппарата не справлялись с расследованием уголовных дел. Вскоре НКВД издал Положение о следственно – розыскной милиции, в котором определил её основные задачи: предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование уголовно наказуемых деяний и дальнейшее направление произведённых расследованиях10.
     10 июля 1920 года Декретом ВЦИК и  СНК РСФСР утвердили первое  Положение о рабоче-крестьянской милиции11. Оно фактически подводило итоги строительства милиции за предшествующие годы, закрепляло сложившуюся структуру милиции, её обязанности, компетенцию центрального аппарата и местных органов милиции. В соответствии с положением начальники милиции губерний, уездов и городов должны были избираться исполкомами местных Советов. Основными звеньями аппарата советской милиции являлись: городская и уездная, промышленная, железнодорожная, водная (речная и морская ) , розыскная милиция. Наряду с охраной общественного порядка и борьбой с уголовной преступностью в деятельности милиции большое место занимала адресно-справочная работа, контроль за поддержанием санитарного состояния городов, содействие органам социального обеспечения в ликвидации нищенства и попрошайничества, обеспечения безопасности дорожного движения.
     Положение подводило и некий итог поисков  приемлемого статуса милиции в системе государственной власти, наделенный широкими охранными функциями. Для такой констатации были все основания:во – первых, условий военного времени, во – вторых, необходимости решения задач советского строительства и откровенной слабости местных органов власти. В этих условиях милиция, располагая определенными людскими ресурсами, скрепленная по существу воинской дисциплиной, оказалась наиболее подготовленным отрядом советской власти, способным  реализовывать её принудительные полномочия.
       
     1.2.Борьба с административными правонарушениями.
     Ещё в конце 1925 года НКЮ и НКВД РСФСР  « в связи с чрезвычайным развитием  уличного хулиганства и бесчинства лиц, появляющихся в пьяном виде на улицах и иных общественных местах, неподчинением со стороны этих лиц законным требованиям и распоряжениям милиции » предлагали органам РМК не только немедленно удалять их и штрафовать на месте, но и задерживать и направлять в дежурные камеры нарсудов с возбуждением дела по п. 2 ст. 105 УПК РСФСР. В декабре 1926 года СНК РСФСР принял постановление, определяющее порядок привлечения граждан к содействию органам милиции при задержании ими сопротивляющихся хулиганов и пьяных12. Работникам милиции предоставлялось право привлекать к этому всех совершеннолетних граждан обоего пола. Лица, не исполняющие требований милиции о содействии, подлежали привлечению к уголовной ответственности по ст.75 УК РСФСР, а те, кто публично оскорблял граждан, поддерживающих сотрудников милиции при задержании хулиганов, подлежали уголовной ответственности по ст. 76 УК РСФСР. Был введен и упрощенный порядок возбуждения и производства дел этой категории.
     Меры  в области административной и  уголовно – правовой борьбы с хулиганством не оказали заметного влияния на положение дел. Не только отдельные улицы и районы, но даже целые города советской России во второй половине 30-х годов объявлялись « пораженными уголовным хулиганством ». Позднее, в 1938 году, Главное управление рабоче-крестьянской милиции пыталось объяснить слабость работы своих подразделений на местах « результатом прямой вредительской деятельности пробравшихся в милицию, ныне разоблаченных врагов народа », хотя и признавало, что ежесуточно на посты в места, наиболее пораженные уголовными проявлениями, по стране выставлялось только от 15 до 30% личного состава13.
     В декабре 1932 года хулиганы попали под  категорию « социально-вредных  элементов », а специальный приказ НКВД СССР требовал рассматривать дела о них милицейскими « тройками » НКВД и осуждать к заключению в исправительно-трудовых лагерях. Выполняя приказ, органы милиции к 1ноября 1935 года изъяли по стране около 266 тыс. социально-вредных элементов, более трети из них были осуждены « тройками » к лагерной изоляции14. Вскоре хулиганству придали статус « политического преступления » и ответственность за него возросла уже многократно15.
     В 1938 году в состав отделов уголовного розыска республик, краев и областей введены негласные штаты разведок и установочных групп, через год создаются отделения (группы) оперативного розыска, в чьи обязанности входили поиск бежавших заключенных, в том числе «политических» и скрывавшихся «от агентурной разработки». Подразделения уголовного розыска все чаще и чаще выполняли оперативные задания УГБ НКВД.
     Учитывая  деятельность органов внесудебной  расправы – «милицейских троек», мы с полным основанием можем рассматривать  милицию того времени как мощный репрессивный аппарат реализации государственной власти. Его эффективное функционирование как органа противодействия уголовной преступности, охраны общественного порядка, и как специфического инструмента политико-правового режима обеспечивалось рядом специализированных функций, выполняемых органами милиции.
     В первую очередь это касается обеспечения  паспортного режима и реализации постановления СНК СССР от 27 декабря 1932 года «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов»16. Паспортизация населения и введение института прописки не только «привязывали» граждан к конкретным административно-территориальным единицам, но и способствовали формированию разветвленной системы сыска и учета преступников и потенциально опасных  для режима людей, установления тотального гласного административного надзора за гражданами страны и иностранцами17.
     Одной из таких функций милиции было приведение в исполнение приговоров судов о ссылке и высылке, ведение учета высланных и сосланных и осуществление специального надзора за ними. Только в феврале-марте 1935 года в ходе проведения специальной операции в Ленинграде сотрудники милиции совместно с органами госбезопасности выселили из города 11 тыс. человек18. Ведение учета высланных и сосланных, надзор за ними давал фактически неисчерпаемый источник пополнения агентурной сети, а также возможность проведения масштабных оперативно-розыскных мероприятий в этой специфической среде.
     С начала 30-х годов милиция сопровождала и продолжает сопровождать в настоящее  время (ныне как полиция) все призывные  компании в армию и флот, а массовые уклонения от этой «почетной обязанности  граждан СССР» побудило ЦИК и  СНК СССР в 1937 году специальным постановлением ввести в паспортах фотографические  карточки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Глава II. Милиция в советский период.
     2.1 Приход к власти Сталина и реорганизация милиции.
     С 1923 года, в связи с изъятием из ведения НКВД вопросов советского строительства, в издаваемом Наркоматом журнале  « Власть Советов » стали появляться многочисленные публикации о целесообразности ликвидации НКВД и передаче его функций в центре и республиках другим государственным органам19.
     В мае 1931 года СНК СССР утверждает первое общесоюзное Положение о рабоче-крестьянской милиции, в октябре 1931 года СНК РСФСР юридически закрепляет задачи органов милиции Советской России и общие принципы их организации в Положении о Главном управлении РКМ при СНК РСФСР20. В Положении милиция конструировалась как административно – распорядительный  орган советской власти, а её основная задача определялась следующим образом – охрана революционного порядка и общественной безопасности, необходимых для социалистического строительства.
     Положение устанавливало, что милиция подразделяется на общую и ведомственную. Центральными органами милиции являются главные управления милиции союзных республик, состоящие при советах народных комиссаров этих республик. Местными органами милиции являются управления милиции краевые ( областные ) и автономных республик, районные и городские. Предусматривалось, что ведомственная милиция организуется на основе соглашений главных управлений милиции союзных республик или управлений милиции краев ( областей ) и автономных республик с государственными и общественными органами для специальной охраны отдельных предприятий, сооружения и иного имущества этих органов.
     Устанавливалось, что « начальники местных органов  милиции непосредственно подчиняются начальникам вышестоящих органов милиции и несут перед ними полную ответственность за состояние и работу соответствующего органа милиции. В то же время в своей работе они руководствуются указаниями СНК автономных республик, местных исполнительных комитетов и городских советов, при которых состоят соответствующие органы милиции». Ведомственная милиция « действует на основе общих положений и уставов милиции  и дополнительных инструкций, необходимых ввиду особых условий её службы». Милиции предоставлялось право иметь в своем составе учебные заведения для подготовки, переподготовки работников милиции, а также строевые части.
     Раздел  3 Положения содержал обязанности общей милиции, которые были сгруппированы в четыре блока: обязанности по охране революционного порядка в общественной безопасности, по борьбе с преступностью, по оказанию услуг населению, по обороне страны.
     Устанавливалось, что милиция выполняет следующие  обязанности по охране революционного порядка в общественной безопасности:
     а) наблюдает за порядком на улицах, в  садах, парках и других местах общественного пользования; предупреждает и прекращает нарушение порядка в этих местах;
     б) наблюдает за выполнением установленных правил по организации шествий и демонстраций;
     в) наблюдает за содержанием улиц, садов, парков и других мест общественного пользования в чистоте и исправном состоянии;
     г) наблюдает за санитарным состоянием домов и дворов;
     д) надзирает за соблюдением правил уличного движения, а также правил пользования трамваями, автобусами и т. п.;
     е) надзирает за соблюдением правил общественной безопасности при производстве строительных, дорожных и других работ;
     ж) оповещает надлежащие органы и население  о наступивших стихийных бедствиях, принимает меры к их ликвидации, устанавливает порядок и охраняет имущество во время стихийных бедствий и оказывает необходимую помощь пострадавшим;
     з) оказывает первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений и несчастных случаев, а также больным и лицам, находящимся в беспомощном состоянии в местах общественного пользования; направляет этих лиц, в случае необходимости, в ближайшее лечебное заведение и вызывает скорую помощь;
     и) надзирает за соблюдением правил об обществах, не преследующих цели извлечения прибыли
     к) надзирает за соблюдением правил о публичных зрелищах, играх и  увеселениях;
     л) надзирает за соблюдением правил о собраниях верующих;
     м) надзирает за соблюдением административных правил о порядке открытия и производства торговли и промыслов; выдает в случаях, предусмотренных законом, разрешение на торговлю специальными предметами ( охотничьим оружием, боевыми припасами и т. п.) и производство этих предметов и надзирает за их производством;
     н) охраняет государственное и общественное имущество;
     о) надзирает за соблюдением домоуправлениями и гражданами правил прописки и выписки, а также ведет учет населения  по особым правилам об адресных столах;
     п) надзирает за соблюдением обязательных постановлений по вопросам, относящимся к задачам милиции; привлекает нарушителей обязательных постановлений к ответственности в порядке, установленном этими постановлениями, а в подлежащих случаях непосредственно налагает административные взыскания; приводит в исполнение административные взыскания, наложенные местными исполнительными комитетами и городскими советами, содействует другим органам, имеющим право налагать административные взыскания, в принудительном исполнении этих взысканий;
     р) оказывает содействие должностным лицам всех ведомств при исполнении ими служебных обязанностей в тех случаях, когда отдельные граждане или группы отказываются подчиняться законным требованиям этих должностных лиц или оказывают им сопротивление.
     Статья 18 устанавливала, что общая милиция  выполняет следующие обязанности по борьбе с преступностью:
     а) предупреждает и прекращает преступления;
     б) обнаруживает и расследует совершенные  преступления;
     в) разыскивает лиц, скрывающихся от расследования, суда  и исполнения приговора;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.