На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности оценки предприятий как имущественных комплексов в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ
      «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ  И СОЦИАЛЬНЫХ
      ТЕХНОЛОГИЙ БГУ»
Кафедра управления финансами и недвижимостью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    КУРСОВАЯ  РАБОТА
    на  тему: Особенности оценки предприятий как имущественных комплексов в Республике Беларусь 
 
 
 
 
 
 

    Студентка 4 курса ГИУСТ БГУ
        специальности «Менеджмент»
    гр. 741- з      ________________ О. Л. Буко  
 

    Научный руководитель -
    доцент, кандидат технических наук  _________________ Т. В. Борздова  
 
 
 

 
 
 
Минск 2010

РЕФЕРАТ

     Курсовая  работа объемом 46 страниц, в том числе 6 таблиц.

 
          Ключевые слова: СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОЦЕНКУ, СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ. 

         Объект исследования – предприятия  и их оценки как имущественные  комплексы.
     Цель  данной работы - на основании литературных источников,
методических  материалов, журнальных статей изучить особенности оценки предприятий как имущественных комплексов в Республике Беларусь.
     Предметом данной работы является анализ особенностей оценки предприятий.
     В курсовой работе исследуются проблема оценки предприятий как имущественных комплексов в Республике Беларусь.
            Проведен анализ особенностей оценки предприятий для конкретных целей, а также приведена специфика оценки предприятий в Республике Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            4                                                                                                                 

ГЛАВА 1 ОЦЕНКА СТОИМОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ:
  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  И ЦЕЛИ                                                                  6                 
      Суть оценки предприятия                                                                               6
      Факторы, влияющие на оценку предприятия                                              12
      Особенности оценки стоимости предприятия для конкретных целей      16
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЙ В 
РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ                                                                              25
      Специфика оценки белорусских компаний в настоящее время                   25
      Структура отчета по оценки бизнеса (предприятия)                                   27
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА СТОИМОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ
  НА ПРИМЕРЕ ООО  «СЛАДКИЙ РАЙ»                                                      32
3.1 Общая характеристика ООО «Сладкий рай»                                               32
3.2 Оценка стоимости предприятия ООО «Сладкий рай»                               35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                42
Список  использованных источников                                     45 
 
 
 

                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Тема  данной курсовой работы: «Особенности оценки предприятий как имущественных комплексов в Республике Беларусь» - чрезвычайно актуальна. Переход страны к рыночной экономике потребовал углубленного развития ряда новых областей науки и практики. Процесс приватизации, возникновение фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков к выдаче кредитов под залог имущества формируют потребность в новой услуге – оценки стоимости предприятия (бизнеса), определении рыночной стоимости его капитала.
      Актуальность темы состоит в том, что потребность в определении рыночной стоимости предприятия не исчерпывается операциями купли-продажи. Возрастает потребность в оценки бизнеса предприятий при многочисленных и сложных вариантах реализации стоимости имущественных прав – акционировании, привлечении новых пайщиков и выпуске дополнительных акций, страховании имущества, получении кредита под залог имущества, исчислении налогов, использовании прав наследования и т. д.
            Определение рыночной стоимости предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкурентном рынке, дает реалистичное представление о потенциальных возможностях предприятия. Процесс оценки бизнеса служит основанием для выработки ее стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечит компании максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену.
            Объект исследования – предприятия и их оценки как имущественные комплексы.
            Предметом данной работы является анализ особенностей оценки предприятий.
     Цель  данной работы - на основании литературных источников,
методических  материалов, журнальных статей изучить особенности оценки предприятий как имущественных комплексов в Республике Беларусь.

Задачи  курсовой работы:

    Рассмотреть теоретические основы организации и проведения работ по оценке предприятия.
    Проанализировать методологию оценки стоимости отдельных активов предприятия.
    Сформулировать особенности оценки бизнеса для конкретных целей (налогообложения, инвестирования, ликвидации и т. д.).
При написании данной работы были использованы такие методы как анализ и синтез, научная абстракция, статистический метод и другие.
        Источниками данной курсовой  работы являются литературные  источники таких авторов как  Есипов В. Е., Маховикова Г. А., Терехова В. В.
      Курсовая  работа состоит из 3 глав. В Главе 1 рассмотрены понятия и цели стоимости предприятия. Во главе 2 показана специфика оценки предприятий в Республике Беларусь. В Главе 3 рассмотрена оценки стоимости предприятия на конкретном примере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЦЕЛИ 

1.1 Суть оценки предприятия 

    В современной экономике можно выделить множество укладов, порожденных различными формами собственности. Среди них преобладающий удельный вес занимают:
    частный сектор;
    коллективное хозяйствование (коллективная частная собственность);
    государственный сектор;
    натуральное (не рыночное) хозяйство (садово-огородные участки);
    теневой сектор (теневая экономика);
    иностранный капитал.
    Каждый  из секторов порождает множество отличий в формах собственности и в их юридическом оформлении, поэтому изучение правовых основ собственности на доходы и определение рыночных условий их купли-продажи имеет центральное значение при проведении оценки бизнеса. В связи с этим возникает необходимость определения содержания категории «бизнес», его видов и правовых основ.
 Бизнес - это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли. Для достижения такой цели должно быть создано предприятие.
 Предприятие - производственно-экономический и  имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской  деятельности. При осуществлении оценочной деятельности предприятие рассматривается как единое целое (товар), в состав которого входят все виды имущества, функционирующие в его организационно-правовых рамках при осуществлении предпринимательской деятельности, и права на это имущество. Предприятие рассматривается как юридическое лицо, самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию (товары), оказывающий услуги и занимающийся различными видами коммерческой деятельности [2].
 Оценка  бизнеса является функцией (деятельностью), которую в разных ситуациях часто приходится осуществлять в рыночной экономике. Ею необходимо заниматься и при оценке подлежащего продаже предприятия-банкрота, и при определении того, на какую сумму нормально работающее открытое акционерное общество имеет право выпустить новые акции (на сумму, превышающую балансовую стоимость собственного капитала предприятия), и при исчислении цены, по которой любое акционерное общество (открытое либо закрытое) должно выкупать акции выходящих из него акционеров.
 В подобном наиболее широком смысле предмет  оценки бизнеса понимается двояко.
 Первое  его понимание сводится к традиционному  сейчас в нашей стране пониманию  оценки бизнеса как оценки фирмы  в качестве юридического лица. При таком подходе характерно отождествление оценки бизнеса фирм с оценкой имущества этих фирм.
 Второе - и наиболее распространенное в  мире - понимание оценки бизнеса  заключается в том, чтобы выяснить, сколько стоят не фирмы, зарабатывающие те или иные доходы, а права собственности, технологии, конкурентные преимущества и активы, материальные и нематериальные, которые дают возможность зарабатывать данные доходы. Причем эти права, технологии и активы могут принадлежать не юридическим, а физическим лицам. Это не лишает такие права привлекательности в качестве объектов купли-продажи на рынке. Следовательно, актуальной остается проблема их оценки.
 Бизнес - это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, обладающим всеми признаками товара. Но это товар особого рода.
 Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник, представляет собой верхний предел рыночной цены со стороны покупателя.
 Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. В этом случае элементы бизнеса становятся основой формирования иной, качественно новой системы, т. е. товаром становится уже не бизнес, а отдельные его составляющие.
 В-третьих, потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в обществе приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в самом обществе. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара - потребность в регулировании купли-продажи.
 В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе, необходимо участие государства не только в регулировании механизма купли-продажи бизнеса, но и в формировании рыночных цен на бизнес, в его оценке.
Оценку бизнеса проводят в целях:
    повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;
    определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить собственность предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от бизнеса;
    определения стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям. Часто бывает необходимо оценить предприятие для подписания договора, устанавливающего доли совладельцев в случае расторжения договора или смерти одного из партнеров;
    реструктуризации предприятия. Проведение рыночной оценки предполагается в случае ликвидации предприятия, слияния, поглощения либо выделения самостоятельных предприятий из состава холдинга;
    разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;
    определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
    страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;
    налогообложения;
    принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому необходима периодическая переоценка имущества предприятия независимыми оценщиками;
    осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.
 Если  же объектом сделки купли-продажи, кредитования, страхования, аренды или лизинга, внесения пая является какой-либо элемент имущества предприятия, а также если определяется налог на имyщество и т. п., то отдельно оценивается необходимый объект, например недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.
    Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости имущественного комплекса во многом зависит от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и т. д.
   При этом один и тот же объект, оцененный  в один и тот же момент, будет обладать разной стоимостью в зависимости от целей его оценки, поскольку стоимость будет определяться разными методами и со стороны различных субъектов. Примерная классификация целей оценки бизнеса представлена в таблице 1. 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.1 - Примерная классификация целей оценки бизнеса со стороны различных субъектов [2] 

   Субъект оценки Цели  оценки
Предприятие как юридическое лицо Обеспечение экономической  безопасности; Разработка планов развития предприятия;
Выпуск акций;
Оценка эффективности  менеджмента
Собственник Выбор варианта распоряжения собственностью; 
Составление объединительных  и разделительных балансов при реструктуризации; 

Обоснование цены купли-продажи предприятия или его доли; 

Установление  размера выручки при упорядоченной ликвидации предприятия
Кредитные учреждения Проверка финансовой дееспособности заемщика; Определение размера  ссуды, выдаваемой под залог
Страховые предприятия Установление  размера страхового взноса; Определение суммы  страховых выплат
Инвесторы Проверка целесообразности инвестиционных вложений; 

Определение допустимой цены покупки предприятия с целью включения его в инвестиционный проект
Государственные органы Подготовка  предприятия к приватизации; Определение облагаемой базы для различных видов налогов; Установление  выручки от принудительной ликвидации через процедуру банкротства;
Оценка для  судебных целей
 
 
1.2 Факторы, влияющие на оценку предприятия
    Для того чтобы определить стоимость предприятия, необходимо иметь представление о совокупности факторов, влияющих на стоимость, а также о влиянии каждого конкретного фактора.
  Важнейшей совокупностью факторов, влияющих на стоимость предприятия, являются факторы со стороны спроса. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые, в первую очередь, зависят от полезности товара, т. е. его будущих прибылей, времени их получения, степени риска, с которым сопряжено их получение; возможности присвоения и, при необходимости, перепродажи.
  Прибыль, которую может получить собственник от реализации предприятия, зависит от характера его операционной деятельности, определяемой соотношением доходов и расходов, и возможности получить прибыль от самой продажи данного предприятия.
  На  доход предприятия влияют объем  продаж и цены реализации, которые также зависят от платежеспособности спроса и его эластичности. Эластичность спроса определяется отраслевой принадлежностью продукции и наличием товаров-заменителей и дополняющих товаров. На цены оказывают влияние также уровень конкуренции на рынке, степень монополизации рынка и доля оцениваемого предприятия на нем. На величину платежеспособного спроса влияют уровень доходов потребителей, состояние экономики, прогноз на будущее. Спрос на продукцию зависит от стадии его жизненного цикла.
 На  величину выручки влияет качество продукции, определяемое состоянием активов предприятия и технологией производства.
 Объем сбыта предприятия ограничивается его производственными мощностями, и при их недостатке для того, чтобы предприятие вышло на возможный с точки зрения потребностей рынка сбыт, нужны дополнительные инвестиции в расширение производственных мощностей.
 Расходы предприятия зависят от того, что  и как производит предприятие, какова потребность предприятия в факторах производства, их цены и условия оплаты.
 Одним из важнейших факторов, влияющих на рыночную стоимость предприятия, является степень контроля, которую получает новый собственник. Предприятие может быть куплено в индивидуальную частную собственность или приобретается контрольный пакет акций. В первом случае рыночная цена будет выше, чем во втором.
 Другим  важным фактором, определяющим рыночную цену, является ликвидность собственности. Рынок предполагает премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском
      потери  стоимости.
  Стоимость акций ликвидных предприятий (а значит, и стоимость самих предприятий), как правило, выше, чем акций неликвидных. С этим положением связано правило: акции открытых акционерных обществ стоят выше акций закрытых. Разница порой весьма значительна, что обусловлено многими причинами, в том числе и большими затратами на публичное размещение акций [8].
  Рыночная  цена реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то рыночная цена на такое предприятие будет ниже, чем на предприятия, не имеющие таких ограничений.
  Стоимость предприятия в значительной степени  зависит от квалификации управленческого персонала, и это учитывается экспертом-оценщиком при выборе оценочного мультипликатора либо при подборе коэффициента капитализации, либо на этот фактор делается специальная корректировка (скидка или премия) к общей расчетной стоимости предприятия.
  Отсутствие  вертикальной производственной интеграции значительно влияет на стабильность функционирования предприятия. Например, если предприятие производит какой-либо элемент для сборки оборудования или машины и покупатель этого элемента, осуществляющий сборку, принимает решение организовать собственное производство данного элемента, то первое предприятие рискует лишиться всех доходов. Данное обстоятельство отражается на стоимости предприятия и должно учитываться при его оценке.
 Наличие научной базы, масштабы и качество активов, в том числе прогpeссивностъ и изношенность машин и оборудования, также влияют на стоимость предприятий, что следует учесть при его оценке.
 И, конечно  же, рыночная цена предприятия зависит  от того, каковы перспективы предприятия: будет ли оно развиваться, или  будет закрыто в силу своей  неэффективности. При определении рыночной цены предприятия учитывается только та часть его капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. Поэтому анализ рыночной конъюнктуры при оценке бизнеса имеет существенное значение [8].
 Большинство профессионалов сходятся во мнении о существовании трех подходов к определению стоимости предприятия (бизнеса): затратного, сравнительного и доходного. Анализ достоинств и недостатков всех подходов представлен в таблице 1.2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Таблица 1.2 - Сравнительный анализ подходов к оценки стоимости предприятия [9]
    Подход
      Преимущества
      Недостатки
Затратный Учитывает влияние  производственно-хозяйственных факторов на изменение стоимости активов; Дает оценку уровня развития технологии с учетом степени износа активов; Расчеты опираются на финансовые и учетные документы, т. е. результаты оценки более обоснованы
Отражает прошлую стоимость; 
Не учитывает  рыночную
ситуацию на дату оценки;
Не учитывает  перспективы развития предприятия;
Не учитывает  риски;
Статичен;
Отсутствуют связи  с настоящими и будущими результатами деятельности предприятия
Доходный Учитывает будущие  изменения доходов, расходов; Учитывает уровень  риска (через ставку дисконта);
Учитывает интересы инвестора
Сложность прогнозирования  будущих результатов и затрат; Возможно несколько  норм
доходности, что  затрудняет
принятие решения;
Не учитывает  конъюнктуру рынка;
Трудоемкость  расчетов
Рыночный  (сравнительный) Базируется  на реальных рыночных данных; Отражает существующую практику продаж и покупок;
Учитывает влияние  отраслевых (региональных) факторов на цену акций предприятия
Недостаточно  четко характеризует особенности организационной, технической, финансовой подготовки предприятия; В расчет принимается  только ретроспективная информация;
Требует внесения множества поправок в анализируемую  информацию;
Не принимает  во внимание будущие ожидания инвесторов
 
    Из  анализа можно сделать вывод о том, что ни один из них не может быть использован в качестве базового. При этом каждый из них может давать разные, порой противоположные, результаты оценок и представлять интересы различных сторон, например владельцев и потенциальных инвесторов. 

1.3 Особенности оценки  стоимости предприятия  для конкретных  целей
    В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь «предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором» [4].               Особенности оценки ликвидационной стоимости предприятия
    Ситуация  банкротства и ликвидации предприятия  является чрезвычайной. Вероятность позитивного решения проблемы неплатежей, которая обычно сопровождает данную ситуацию, зависит от ценности имущества, которым обладает данное предприятие. И не только проблемы неплатежей, но и решение вопросов, связанных с материальным благополучием работников предприятия, в определенной степени зависят от ценности имущества ликвидируемого предприятия [11].
   Однако  оценка стоимости предприятия необходима не только в случае ликвидации предприятия. Она важна во многих других случаях, например: при финансировании предприятия-должника; при финансировании реорганизации предприятия; при санации предприятия, осуществляемой без судебного разбирательства; при выработке плана погашения долгов предприятия-должника, оказавшегося под угрозой банкротства; при анализе и выявлении возможности выделения отдельных производственных мощностей предприятия в экономически самостоятельные организации; при оценке заявок на покупку предприятия; при экспертизе мошеннических сделок по передаче прав собственности третьим лицам; при экспертизе программ реорганизации предприятия.
   Оценка  ликвидационной стоимости предприятия  в ситуации банкротства обладает рядом особенностей, обусловленных в основном характером самой чрезвычайной ситуации. Эти особенности должны учитываться экспертом-оценщиком, заказчиком и другими сторонами, заинтересованными в результатах оценки ликвидационной стоимости [11].
   Этот  вид оценки относится к так  называемым активным видам, когда на основе полученных результатов многими заинтересованными сторонами принимаются соответствующие управленческие решения.           
   Другая  особенность оценки ликвидационной стоимости предприятия — это высокая степень зависимости третьих сторон от результатов оценки.
   Оценка  ликвидационной стоимости предприятия  осуществляется в следующих случаях:
    компания находится в состоянии банкротства или есть серьезные сомнения относительно ее способности оставаться действующим предприятием;
    стоимость компании при ликвидации может быть выше, чем при продолжении деятельности.
 
    Ликвидационная  стоимость подразделяется на три вида:
    упорядоченная ликвидационная стоимость — распродажа активов предприятия осуществляется в течение разумного периода времени, чтобы можно было получить высокие цены за продаваемые активы. Для наименее ликвидной недвижимости предприятия этот период составляет около 2 лет.
    принудительная ликвидационная стоимость. Активы распродаются настолько быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном аукционе.
    ликвидационная стоимость прекращения существования активов предприятия. В этом случае активы предприятия не распродаются, а списываются и уничтожаются, а на данном месте строится новое предприятие, дающее значительный экономический либо социальный эффект. В этом случае стоимость предприятия является отрицательной величиной, так как требуются определенные затраты на ликвидацию активов предприятия.
   На  основании общих правил о ликвидации юридических лиц, главное отличие ликвидации юридического лица (предприятия) от его реорганизации в любой форме заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т. е. перехода прав и обязанностей ликвидируемого предприятия к другим субъектам.
    Добровольная  ликвидация юридического лица (предприятия) возможна по решению его участников. Предусматриваются следующие основания ликвидации юридического лица по решению его участников: а) истечение срока, на который создано юридическое лицо; б) достижение цели, ради которой оно создавалось; в) признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов при условии, что эти нарушения имеют неустранимый характер, а также по иным основаниям, которые могут определяться как усмотрением акционеров, так и указанием закона.         
    Законодательство  не ограничивает и усмотрение участников юридического лица при определении оснований принятия решения о его ликвидации. Поэтому, следует полагать, акционеры — владельцы голосующих акций вправе в установленном порядке принять решение о ликвидации предприятия в связи с нецелесообразностью продолжения его деятельности по любым, определяемым ими, причинами.
   Расчет  ликвидационной стоимости предприятия  включает несколько основных этапов.
    берется последний балансовый отчет.
    разрабатывается календарный график ликвидации активов, так как продажа различных видов активов предприятия требует различных временных периодов.
    определяется валовая выручка от ликвидации активов.
    оценочная стоимость активов уменьшается на величину прямых затрат (комиссионные оценочным и юридическим фирмам, налоги и сборы). Скорректированные стоимости оцениваемых активов дисконтируются на дату оценки по ставке дисконта, учитывающей связанный с этой продажей риск.
    ликвидационная стоимость активов уменьшается на расходы, связанные с владением активами до их продажи, включая затраты на сохранение запасов готовой продукции й незавершенного производства, сохранение оборудования, машин, механизмов, объектов недвижимости, а также управленческие расходы по поддержанию работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации. Срок дисконтирования соответствующих затрат определяется по календарному графику продажи активов предприятия.
    прибавляется (вычитается) операционная прибыль (убытки) ликвидационного периода.
    вычитаются преимущественные права на выходные пособия и выплаты работникам предприятия, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия, задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, расчеты с другими кредиторами.     
           Таким образом, ликвидационная стоимость предприятия рассчитывается путем вычитания из скорректированной стоимости всех активов баланса суммы текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия, а также величины всех обязательств [11].
      При формулировании окончательного вывода относительно ликвидационной стоимости предприятия еще раз анализируются факторы, приведшие к банкротству предприятия. Если ситуация банкротства обусловлена низким уровнем управления, то корректировка полученной в результате расчетов величины ликвидационной стоимости не производится. Если же причиной банкротства явилось местоположение объекта, внешние условия, как-то: общая экономическая ситуация, налоговая политика и т. п., то полученная величина ликвидационной стоимости корректируется в сторону уменьшения. 

Оценка  стоимости  предприятия  в целях инвестирования
    Инвестициями  принято называть вложение средств  с целью получения дохода в  будущем. Инвестиционный проект может  выступать либо как самостоятельный объект оценки, либо как один из элементов собственности, выделяемых в затратном подходе наряду с машинами и оборудованием, интеллектуальной собственностью и т. д.
    Инвестиционный  проект может быть оценен по большому числу факторов: ситуация на рынке инвестиций, состояние финансового рынка, геополитический фактор и т. п. Однако на практике существуют универсальные методы определения инвестиционной привлекательности проектов, которые дают формальный ответ: выгодно или невыгодно вкладывать деньги в данный проект, какой проект предпочесть при выборе из нескольких вариантов. Проблема оценки инвестиционной привлекательности состоит в анализе предполагаемых вложений в проект и потока доходов от его использования.
   Теория  и практика инвестиционных расчетов имеет в своем арсенале множество разнообразных методов и практических приемов оценки реальных проектов. С течением времени техника инвестиционного анализа все более совершенствуется. Если в 1950-е гг. лишь небольшой процент фирм использовал сложные методы, основанные на схеме дисконтированного денежного потока, то в 1970-1980-е гг. около 80% опрошенных менеджеров реально применяли эти методы для оценки проектов и принятия решений.
    Несмотря  на большое разнообразие различных  методов, их можно разделить на две группы:
    динамические, то есть методы, основанные на дисконтировании:
      метод расчета чистого приведенного эффекта
Данный  метод (в литературе его также  называют методом чистой сегодняшней ценности) получил наиболее широкое распространение при оценке капиталовложений. Чистая сегодняшняя ценность характеризует абсолютный результат процесса инвестирования;
      метод расчета индекса рентабельности инвестиции
В отличие  от чистого приведенного эффекта  индекс рентабельности является относительным показателем. Благодаря этому он очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных;
      метод расчета нормы рентабельности инвестиции
Норма рентабельности показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение нормы рентабельности показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которой делает проект убыточным;
      метод расчета срока окупаемости инвестиции
Срок, в  течение которого инвестор сможет вернуть  первоначальные затраты, обеспечив при этом требуемый уровень доходности, получил название дисконтированного срока окупаемости. Этот метод — один из самых простых и широко распространен в мировой учетно-аналитической практике, но его принято использовать в качестве метода, который дает возможность получить дополнительную информацию о проекте [7].
   Для удобства применения методов, основанных на дисконтированных оценках, разработаны специальные статистические таблицы, в которых табулированы значения сложных процентов, дисконтирующих множителей, дисконтированного значения денежной единицы и тому подобное в зависимости от временного интервала и значения коэффициента дисконтирования.
    простые (статистические) методы, то есть методы, не учитывающие изменение ценности денег во времени:
      простой срок окупаемости
   Срок  окупаемости как метод оценки проектов настолько прост и нагляден, что, несмотря на присущие ему серьезные недостатки, довольно часто используется при оценке проектов. Сроком окупаемости является период, в течение которого первоначальные инвестиции окупаются доходами от реализации проекта.
    Часто этот метод  используется для экспресс-анализа  проектов.
   Срок  окупаемости не может являться единственным методом оценки проектов, он не учитывает доходы за пределами окупаемости и не соизмеряет доходы, относящиеся к разным периодам. Но как дополнительная характеристика проекта, предоставляющая важную для инвестора информацию, срок окупаемости часто используется в практических расчетах. Многие фонды и кредитные организации используют срок окупаемости как метод первичного отбора проектов, например, отказываясь рассматривать проекты со сроком окупаемости выше или ниже определенного периода. Проекты, удовлетворяющие этому условию, проходят дальнейшую проверку с помощью других методов;
      бухгалтерская норма доходности
Этот  метод также является простым и доступным. Бухгалтерская норма доходности показывает, сколько процентов в год в среднем зарабатывает фирма на свои инвестиции [7]. 

Оценка  стоимости предприятия  в целях реструктуризации
         Складывающиеся рыночные отношения открывают большие перспективы для бизнеса, но в то же время большинство предприятий имеют мало шансов на дальнейшее существование без реструктуризации. Под реструктуризацией можно понимать процесс, обеспечивающий эффективность использования производственных ресурсов, приводящий к увеличению стоимости бизнеса. Главная цель реструктуризации — поиск источников развития предприятия (бизнеса) на основе внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы основаны на выработке операционной, инвестиционной и финансовой стратегии создания стоимости предприятия за счет собственных и заемных источников финансирования, а внешние основаны на реорганизации видов деятельности и структуры предприятия [7].
Взаимосвязь оценки с налогообложением предприятия
   Одной из основных особенностей при формировании рыночной стоимости предприятия является ее зависимость от налогообложения. К сожалению, в практике оценки этому моменту не уделяется должного внимания. Оценщик, определяя стоимость объекта, почти никогда не учитывает того, как отражаются на этой стоимости налоги, которые придется уплатить заказчику исходя из конкретных направлений использования оцененного объекта [9].
   Вместе  с тем заказчика интересует не «чистая» стоимость объекта, а реальные финансовые последствия его использования — затраты на приобретение объекта, выручка от его продажи или эффективность его использования (доходы, отнесенные к стоимости приобретения), изменение стоимости и размера доли в результате внесения объекта в качестве вклада в уставный капитал другой компании, изменение стоимости имущества собственной компании в результате получения объекта в качестве взноса в уставный капитал и тому подобное. Во всех этих случаях необходимо учесть и оплатить все расходы, связанные с данными операциями. Значит влияние налогового фактора на результаты реальной оценки является непосредственным.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.