На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Взаимосвязь систем управленческого и финансового учета производственной деятельности предприятия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
               Д И П Л О  М Н А Я       Р А Б О Т  А      
 
 

На тему:
  «Взаимосвязь систем  управленческого   и финансового  учета производственной  деятельности предприятия» 
 
 
 
 

Москва, 2002г. 
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.
    Введение…………………………………………………………….. 3 стр.
    Глава I. Место и роль управленческого учета в системе управления предприятием.
    1.1. Классификация систем управленческого  учета…………………………………………………………………….       5 стр.
    1.2. Система  «директ-костинг» как  важнейшая характеристика управленческого  учета……………………………………………………………………….   15 стр.
    1.3. Организация управленческого учета  на предприятии.……………………………………………………….………..19 стр.
    Глава II.Функционирование системы бухгалтерского учета.
    2.1. Бухгалтерская информация как  информационная основа менеджмента.  …………………………..……………………………………….…………..25 стр.
    2.2. Реализация функций бухгалтерского  учета в системах финансового  и управленческого учета……………………………………………………. .33 стр.
    2.3. Сравнительная характеристика финансового  и управленческого учета.…………………………………………………………………………39 стр.
    Глава III. Организационно-нормативные принципы взаимосвязи управленческого и финансового учета.
    3.1. Организационные аспекты взаимосвязи  управленческого и финансового  учета………………………………………………………………………….44 стр.
    3.2. Нормативное регулирование финансового  учета и принципы его организации на предприятии……………………….. ……………………………………51стр.
    3.3. Элементы управленческого и налогового  учета в практике финансового  учета…………………………………………………………………………57 стр.
    Заключение……………………………………………………….  ….72 стр.
    Нормативная база……………………………………………………..76 стр.
    Список  использованной литературы…………………………………77 стр.
    Приложения. …………………………………………………………...79 стр.  
 
 
 
 

       Введение. 

    Тема  дипломной работы очень актуальна  в наши дни, в связи с тем, что  в условиях рыночной экономики ведение  финансового и управленческого учета представляют собой объективную необходимость.
      Особенный интерес она представляет  для  развивающихся фирм, в  связи с тем, что методики  учета не разработаны, а требования  к финансовому, управленческому  учету повышаются с каждым  днем.
      Пока на российских предприятиях не существует двух достаточно самостоятельных систем учета, как это принято в странах с развитой рыночной экономикой, - для собственно управленческих нужд и для работы с налоговой инспекцией. В результате уровень управленческого учета неадекватен потребностям предприятия, а бухгалтерский учет, ориентированный на цели налогообложения в ряде случаев просто искажает реальное положение дел. Он направлен, скорее, на сокрытие информации, чем на ее ясное и четкое представление. Стремление скрыть истинное состояние дел от налоговых структур зачастую приводит к тому, что управленческие решения принимаются на основе искаженной информации, сама природа которой не допускает эффективного управления финансами. Таким образом, именно несовершенство существующей системы учета и отчетности очень часто оказывается основной причиной принятия неэффективных, а иногда и просто ошибочных решений в области финансов.
    Для эффективного функционирования предприятие  должно обладать бухгалтерской информацией, чтобы в условиях  жесткой конкуренции, правильно выбрать направления своего развития, виды выпускаемой продукции, оптимальные объемы производства, политику сбыта продукции.
    На  основе накопленной информации владельцы  и руководители  предприятия, акционеры, инвесторы, кредиторы и другие заинтересованные лица  должны  принимать  обоснованные решения по данному предприятию.
    По  данной теме дипломной работы много  написано, и много авторов обращались к ней (М.И. Баканова, Т.П. Карпова,  В.В. Глущенко, Николаева С.А. и др.). Но ряд вопросов остался неизученным.
    Объектом  исследования является первичное звено (предприятие, фирма) промышленного  строительства или другого сектора  экономики. Сюда прежде всего  относятся  предприятия малого и среднего бизнеса, которые на сегодняшний день является наиболее мобильными и гибкими, способными наиболее эффективно адаптироваться в быстро меняющейся экономической ситуации.
    Целью данной работы является теоретическое  и практическое исследование всех участков учета  (управленческого и финансового), их взаимосвязь,  на основе изучения  научной и специальной литературы, периодических изданий, различных методологий, нормативного регулирования (Законов, положений и других законодательных актов).  
    При написании данной работы поставлена задача: изучить финансовый и управленческий учет, их сходство и различия, задачи, принципы организации с тем, чтобы предприятие  (организация, фирма) могли использовать данные финансового и управленческого учета в своей хозяйственной деятельности.
    В связи с тем, что управленческий учет (в отличие от финансового) используется для внутренних потребностей предприятия, в работе рассматриваются Центры финансовой ответственности и места возникновения затрат. Те и другие возглавляются ответственными лицами (менеджерами), которые наделены правом принятия управленческих решений в рамках руководимых ими подразделений.
    В качестве самостоятельного в работе выделен  финансовый учет, так как  руководители предприятия (фирмы, компании) через финансовую отчетность должны показать своим акционерам, кредиторам, потенциальным инвесторам, что вложение капитала в их предприятия выгодно и надежно.
    Данная  дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
       Место и роль управленческого учета  в системе управления предприятием изложено в первой главе. Здесь также рассмотрены такие вопросы как классификация систем управленческого учета, особенности системы «директ-костинг», а также организация управленческого учета на предприятии.
       Вторая  глава затрагивает ряд вопросов, касающихся особенностей функционирования современной системы бухгалтерского учета.
       В  третьей главе рассматриваются  организационно-нормативные взаимосвязи  управленческого и финансового  учета.    
 
 

    Глава I. Место и роль управленческого учета в системе управления предприятием. 

    1.1. Классификация систем  управленческого  учета.  

    Важнейшими  задачами современной практики управления являются  выработка и исполнение решений, направленных на  достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности  функционирования предприятия.
    Успешная  реализация задач управления предприятия  в системе рыночных отношений  требует от руководителей, менеджеров и организаторов производства не только высокой компетентности и  опыта в конкретных сферах производственной деятельности, но и умения экономически правильно, адекватно оценить и в реальном режиме времени  реагировать как на динамические внешние условия развития экономических процессов, так и на  смену режима функционирования предприятия, связанную с изменением номенклатуры и объема производства продукции, структурными перестройками и т.д.
    Проведение  обследования ряда предприятий показывают, что во многих случаях в значительной мере при решении  управленческих задач  испытывается недостаток данных, характеризующих  реальные  финансовые и производственно-экономические процессы на момент принятия решений на различных уровнях управления.
    В западной практике управления особая роль отводится управленческому  учету. При этом большое внимание  уделяется расширению и усилению функций бухгалтерского учета, использованию его аналитического потенциала в качестве основного и достоверного источника управленческой информации, методам ее анализа  с целью формирования  управленческих решений.
    Отечественные менеджеры и руководители предприятий также проявляют значительный интерес к управленческому учету, стремятся выделить в  контуре управления новую информационную систему. Однако в этом отношении существуют определенные трудности, связанные как  с пониманием сущности  и возможностей управленческого учета, так и с его организацией.
    Если  понятие «бухгалтерский учет» определено законодательно, то термин «управленческий  учет» в России  не регламентирован  и допускает много разных толкований.
    Управленческий  учет – это составная часть информационной системы предприятия. Эффективность управления производственной деятельности обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Эту информацию управленческий учет формирует для руководителей разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими правильных управленческих решений.
    Содержание  управленческого  учета определяется целям управления: оно может быть изменено по решению администрации  в зависимости от интересов и  целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.
    Сущность  управленческого учета заключается  в том, что это интегрированная  система учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.
    Установлению  сущности управленческого учета  способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его  как целостную информационно-контрольную  систему предприятия: непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение использования объективных экономических законов общества, воздействие на  объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.
    Кроме того, управленческий учет – это область знаний, которая необходима каждому, кто занимается предпринимательством. Менеджмент несет ответственность за выполнение целей, поставленных администрацией или учредителями предприятия. Результаты деятельности менеджера во многом зависят от информации, которую он использует для планирования, контроля и регулирования управленческой  деятельности и принятия решений.
    Производственные  мощности предприятий и фактические  объемы производства определяют применение систем управленческого учета.
    Система управленческого учета характеризуется объемом информации, поставленными перед ней целями, критериями и средствами достижения целей, составом элементов и их взаимодействием.
    Классификация систем управленческого учета представлена на рис.1. 
 

Широта охвата информации
Систематический подход                                                       проблемный учет
Степень взаимосвязи  финансового и  управленческого  учета
Монистическая                                                                       автономная
Оперативность
Фактических (прошлых  исторических) затрат             стандартных затрат
Полнота включения  в себестоимость
Полных затрат                                                               частичных затрат 

Рис. 1. Классификация Систем управленческого учета *
    Признаками  классификации являются: широта охвата информацией, степень взаимосвязи финансового и управленческого учета, оперативность затрат на производство, полнота включения затрат в себестоимость продукции.
    По  широте охвата информацией видов деятельности, организационной структуры предприятия, продукции различают полные системы, состоящие из совокупности систематического и проблемного учета, и системы с целевым набором их составных частей.
    Систематический учет затрат — есть финансовый учет затрат на производство с его регламентацией по составу затрат, способам регистрации, идентификаций и группировки, представления в отчетности. Элементами систематического учета являются:
    1) измерение и оценка затрат  по приобретению и использованию производственных ресурсов;
    2) контроль процессов снабжения,  производства, реализации в натуральных измерителях;
    3) группировка затрат по статьям  расхода и элементам, по местам  возникновения, по видам продукции,  работ и услуг, сюда же относится порядок включения затрат в себестоимость; 

    ______________
    Карпова Т.П. «Управленческий учет»,  М.: ЮНИТИ  – 2000, стр. 42
 

     4) внутренняя и внешняя отчетность, удовлетворяющая своих пользователей  по срокам, содержанию и частоте  представления.
    Проблемный  учет формирует информацию об экономической, технологической, конструкторской и организационной подготовке производства; о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расхода производственных ресурсов.
    Задачи  проблемного учета решаются с помощью методов программирования, нормирования, планирования, прогноза, системного экономического анализа, контроля и регулирования на основе фактических данных производственного учета и статистики.
    Содержание  понятия "проблемный учет" показывает, что данные этого учета используются для решения будущих экономических и производственных проблем предприятия.
    Данные  проблемного учета используются для:
    • планирования и прогнозирования  затрат и доходов, нормирования и составления смет (бюджетов);
    • анализа расходов и отклонений от нормативов (стандартов) и анализа доходности производства продуктов;
    • оценки деятельности структурных подразделений  и предприятия по критерию величины затрат и доходов, получаемых в процессе производства и сбыта;
    • принятия многовариантных управленческих решений на ближайшую и дальнюю  перспективу в области производства и сбыта, кооперирования, импорта и экспорта, ассортимента продукции и др.;
    • разработки моделей управления запасами и затратами, которые бы обеспечивали оптимизацию затрат и доходов.
    По  степени взаимосвязи между финансовым (систематический учет затрат и доходов) и управленческим учетом в практике зарубежных стран применяют две системы: монистическую и автономную.
    Монистическая — интегрированная система, объединяющая систематический и проблемный учет на основе прямой и обратной связи на счетах бухгалтерского учета. Систематический учет путем отражения на счетах бухгалтерского учета производственных издержек, готовой продукции и ее реализации дает возможность оценить деятельность предприятия, его финансовое положение. Дополняя финансовую информацию данными внутренней отчетности, администрация может оценить рациональность организации производства на любом его участке. Из оперативных сведений и отчетности материально-ответственных лиц определяются положительные и отрицательные отклонения от действующих стандартов. Тем самым создаются предпосылки организации действующей системы контроля за издержками и доходами.
    Думается, что предприятия небольших по объему производства размеров или выпускающие однородную по своему составу продукцию будут применять интегрированную систему учета.
    Автономная  система — обособленное создание систематического и проблемного учета. Связь между финансовым и управленческим учетом осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования.
    По  оперативности затрат системы разделяют: на систему учета фактических (прошлых, исторических) затрат и систему учета стандартных (нормированных) затрат. Оперативность затрат — один из критериев действенности системы, ориентированной на увеличение эффективности.
    Система учета фактических (прошлых) затрат состоит в формировании информации для расчета себестоимости реализованной продукции и прибыли, для определения фактической себестоимости и дохода от реализации единицы готовой продукции конкретного наименования.
    Система учета стандартных  затрат включает: разработку стандартов на затраты по приобретению и использованию материалов, основных фондов, на затраты труда, накладных расходов; составление калькуляций себестоимости по нормативным затратам и учет фактических затрат с выделением отклонений от нормативов и смет.
    В мировой практике такая система  называется ^стандарт-кост". Она ориентирована на оперативность контроля за ходом формирования себестоимости и при возникшей необходимости регулирование ее процесса.
    Полнота включения затрат в себестоимость - один из признаков классификации систем учета, применяемый в практике. Существует система учета полных затрат и система учета частичных затрат — две системы, отвечающие в управленческом учете различным целям.
    Система учета полных затрат представлена традиционным учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости. Основной группировкой затрат является их деление на прямые (относимые прямо на объект калькулирования) и косвенные (распределяемые между объектами калькулирования пропорционально какой-либо базе).
    Под системой частичных затрат понимается подход, когда производится подбор отдельных элементов затрат, которые носят прямой характер и включаются в себестоимость отдельных видов продукции. Затраты при этой системе зависят от объемов производства и потому их называют переменными. Калькуляция ограниченных затрат включает только производственные расходы, связанные с выпуском калькулируемого продукта.
    Часть затрат, которые носят косвенный  характер, имеет отношение ко всей продукции. Такого рода затраты возмещаются из общей суммы выручки. В зарубежной практике этот вариант учета называется "директ-костинг".
    Управленческий  учет характеризуется:
    - отсутствием стандартизации – способы и формы ведения управленческого учета не ограничены нормативным регулированием; формы представления отчетных данных могут быть любыми; применяемые термины могут использоваться в различных смыслах, удобных для внутренних целей;
    - конфиденциальностью  – информация  управленческого учета предназначена  исключительно для внутреннего потребления;
    - плановым характером - управленческий учет призван давать прогнозы по различным аспектам деятельности организации (объему реализации, эксплуатационным расходам, расходам на персонал и пр.);
    - измерением показателей как в денежном, так и в натурально-вещественном выражении, например, измерение количества производственных запасов в штуках, погонных метрах, тоннах и т.п.  Подобное измерение применяется и в аналитическом учете;
    - актуальностью предоставленной информации (за счет использования приблизительных оценок, неполного набора данных). Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени – сутки, пятидневку, декаду и пр. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами производства и реализации продукции;
    индивидуальной периодичностью отчетов;
      расширенным составом объектов учета – в качестве объектов могут выступать отдельные изделия, виды деятельности, центры ответственности.
    В управленческом учете формируется  внутренняя информация о деятельности организации для конкретных нужд управления (совершенствование производства, снижение затрат и т.п.). Данные управленческого учета составляют коммерческую тайну и не подлежат оглашению. Это, в первую очередь, информация о затратах на производство по конкретным подразделениям, видам производимой продукции, статьям затрат, центрам ответственности и т.п. Понятие управленческого учета значительно шире производственного учета,  в него помимо чисто бухгалтерского учета затрат на производство входит и оперативный  учет, элементы анализа, планирования, прогнозирования и др.
    Необходимо  различать функции управления и  функции управленческого учета.
    Функции управления обычно состоят из: планирования,  контроля, оценки, непосредственно  организационной работы, внутренних информационных связей и стимулирования. Функции представлены в таблице 1.

    Табл. 1  *

    Управленческие  функции.
    

     ПРОИЗВОДСТВО

    ВНУТРЕННИЕ

    
    
    
    
    
    

    

     ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЯЗИ

 
    Процесс планирования включает: постановку цели, формулировку задач, изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели, выбор вариантов альтернативных действий.
    __________________
    * Карпова Т.П. «Управленческий  учет», М.: ЮНИТИ – 2000 г., стр. 39 
 

    На  этой стадии руководитель должен иметь  информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения. Хорошо составленные планы бывают настолько гибкими, что позволяют руководителю их изменять при определенных  производственных ситуациях. 
    Контроль  – проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджеров.
    Любое управленческое решение основывается на оценке деятельности, где управленческое планирование  и система контроля полностью взаимодействуют.
    На  этой стадии управления руководитель имеет информацию в виде отчетов  исполнителей, в которых  собрано  количественное измерение фактического состояния объекта. Часто в отчете сравниваются фактические и бюджетные данные, выявляются отклонения. Это позволяет руководителю  концентрировать внимание на негативных процессах и выявлять проблемы, требующие решения в будущем, например,  пересмотр обязательств по поставке продукции некоторым покупателям.
    Оценка  – понимается как заключительный процесс анализа всей системы принятия решений. В этом  случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь), и выясняются причины отклонений: недостатки планирования; неоптимальный набор действий, который привел к увеличению количества оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели.
    Операционная  работа – состоит в создании  организационной структуры предприятия, предназначенной для практической  реализации  поставленных целей – отделов, бюро, групп, подразделений и т.п.; распределении обязанностей между исполнителями; координации действий исполнителей на основе внутренних информационных  связей, объединяющих разные уровни управления.
    Стимулирование  – это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающее  уяснить  цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом  качестве выступают сметы и исполнительские отчеты об их выполнении.
    Сметы содержат сбалансированные плановые показатели и ориентируют менеджеров на выполнение конечной цели предприятия.
    Внутренняя  информационная связь  – это  обмен информацией и отчетностью. Она позволяет скоординировать  действия различных структурных подразделений для выполнения конечной цели; конкретизирует задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период;  определяет условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений. Исполнительные отчеты предоставляют любому менеджеру данные для анализа и оценки своих действий, разработки мероприятий по устранению действий, которые привели к снижению эффективности.
    Функции управления и информация, обеспечивающая их действенность, позволяют  стимулировать  функции управленческого учета. Ими являются:
    обеспечение информацией руководителей всех уровней управления, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений;
      формирование информации, которая служит средством внутренней коммуникационной связи между уровнями  управления и различными  структурными подразделениями одного уровня;
    оперативный контроль и оценка деятельности внутренних подразделений и предприятия в достижении цели;
    перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности.
    Таким образом, в условиях рыночной экономики ведение управленческого учета представляет собой объективную необходимость. Поскольку каждая коммерческая организация самостоятельно выбирает направления развития, виды выпускаемой продукции, объемы производства, политику сбыта продукции социальную  и инвестиционную политику и т.п., то возникает потребность по всем этим параметрам  накапливать информацию, получать необходимые учетные данные. Ведение управленческого учета является одним из основных условий, позволяющих руководству организации принимать правильные управленческие решения. В этом заключается одна из важнейших целей  управленческого учета.
    Поскольку под управленческим учетом понимается система сбора, обработки и предоставления учетной информации для нужд  управления, то, естественно, целью  управленческого учета является создание и поддержание информационной системы организации. Это вместе с тем является важнейшей предпосылкой функционирования управленческого учета. Другой предпосылкой является  разработка необходимой системы показателей управленческого учета и внутренних форм отчетности.
    Использование системы управленческого учета  способствует совершенствованию всего  процесса управления предприятием, создает  реальные возможности для его  оптимизации. При внедрении системы  управленческого учета необходимо решить следующие  задачи:  определение целей, которые при этом должны решаться, подготовка и принятие управленческих решений; установление уровня ответственности отдельных работников; текущий и последующий контроль за исполнением решений; учет полученных результатов; анализ отклонений; совершенствование текущего и последующего контроля. Решение всех этих задач обеспечивает наиболее оптимальную систему принятия и реализации соответствующих управленческих решений.
    При постановке системы управленческого учета, как правило, решаются следующие важнейшие задачи:
    формирование полной себестоимости и на ее основе определение прибыли – обеспечивает ведение рационального учета и контроль за уровнем затрат;
    формирование сокращенной себестоимости, на основе которой исчисляется маржинальный доход, - в большей  степени создает условия  для подготовки управленческих решений благодаря возможностям показателя маржинального дохода (определение наиболее эффективной отрасли производства внутри организации, оставление оптимальной  производственной программы, проведение анализа безубыточности и др.)  
    Следовательно, основная задача управленческого учета  – подготовка необходимой информации для принятия управленческих  решений  по совершенствованию  процесса  производства и тем самым оптимизация самого процесса управления. 
 
 

    1.2.  Система «директ-костинг»  как важнейшая  характеристика управленческого  учета
 
    Под другим вариантом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимается подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать в себя только прямые затраты, только переменные, т. е. зависящие от изменения объемов производства. Она может калькулироваться на основе только производственных расходов, связанных с изготовлением данной продукции, выполнением работ или оказанием услуг, даже если они носят косвенный характер. Но, несмотря на различную полноту включения в себестоимость объекта калькулирования различных видов расходов, общим для этого подхода является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляционные, а возмещаются общей суммой из выручки (или валовой прибыли). В этом состоит основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости (Direct-Costing-System — англ., амер. — система «директ-костинг» (система учета прямых затрат), Deckungs-beitragsrechnung, или Grenzkostenrechnung, — нем. — система учета сумм покрытия, или система учета граничных (предельных) затрат).
    Непростые рыночные процессы, определяющие усложнение ориентации отдельного товаропроизводителя, влияющие на колебания объемов производства и реализации продукции, с одной стороны, а также на увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме, с другой стороны, существенно сказываются на поведении себестоимости изделий, а значит, и на прибыли. По мере усиления этих тенденций увеличивается потребность товаропроизводителей в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части прямых, переменных или всех производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) — разнице между ценой продажи (выручкой от реализации) и
    неполной  себестоимостью изделия или реализованной  продукции в целом — и дает система «директ-костинг».
    В условиях постоянно развивающегося рынка администрация и менеджеры  всегда должны иметь под рукой  оперативную информацию о том, во что же в действительности обходится предприятию производство того или иного вида продукции, оказание услуг, осуществление того или иного вида деятельности независимо от того, каков на сегодняшний день размер оклада у директора или главного бухгалтера, каковы затраты на содержание офисов или другие подобные управленческие расходы. Поэтому сегодня в теории и практике управления себестоимостью и прибылью на Западе декларируется и применяется следующий принцип оценки точности калькуляции:
     - самая точная калькуляция изделия  не та, которая наиболее полно  после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
    Важно, что применяя систему «директ-костинг» (систему учета сумм покрытия или маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимосвязи и зависимости между объемом производства и затратами (себестоимостью, выручкой, прибылью, маржинальным доходом). Эту взаимосвязь можно изучать и графически, и аналитически. Строится так называемый график точки критического объема производства (К), т. е. такого его объема, при котором выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости. Формула ее расчета имеет вид:
    К=Зпост / МД изд.
    где Зпост — величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода; МД изд. — величина маржинального дохода на единицу продукции (разница между ценой реализации изделия и его себестоимостью, исчисленной по условно-переменным расходам).
    Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по каждому виду продукции.
    Система «директ-костинг» заостряет внимание руководства предприятия на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) по предприятию в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с высокой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на их себестоимость.
    За  счет сокращения статей себестоимости  упрощаются ее нормирование, учет, контроль и, к тому же, улучшаются учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.
    Основное  достоинство системы учета сумм покрытия заключается в том, что  на основе информации, получаемой с  ее помощью, можно принимать различные оперативные решения по управлению предприятием. В первую очередь это касается возможности проводить эффективную политику цен. Традиционные классические методы ценообразования, основанные на калькуляции полной фактической себестоимости, не всегда обеспечивают эффективность ценовой политики предприятия, работающего на рынке
    В настоящее время на Западе популярны  подходы к ценообразованию, при которых прежде всего учитываются факторы, относящиеся к спросу, а не к предложению, т. е. оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый ему товар. После того, как установлена цена равновесия, предприятие должно проанализировать все свои затраты и постараться максимально сократить их.
    Помимо  информации о величине затрат, связанных непосредственно с производством того или иного изделия, менеджерам предприятия необходимо иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов. Поэтому в западном управленческом учете существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт товара. Он равен полной себестоимости изделий. Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь прямые (переменные) затраты. Он равен себестоимости в части только прямых (переменных или производственных) затрат.
    С учетом по системе «директ-костинг» связана также возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.
    Частыми для предприятий, работающих в условиях рынка, являются ситуации, связанные с недогрузкой производственных мощностей. Возникают так называемые «холостые издержки» — часть постоянных затрат, приходящихся на долю неиспользованных производственных мощностей. В таких случаях к правильным решениям может привести только информация, получаемая в системе учета «директ-костинг».
    Имея  учетные данные об ограниченной себестоимости и суммах покрытия (маржинальном доходе) по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продукции при наличии узких мест, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычных, производство комплектующих внутри предприятия или закупка их на стороне, определение оптимального размера партии или серии деталей (продуктов), выбор и замена оборудования и др.
 

    1.3. Организация управленческого  учета на предприятии.  

    Как отмечалось ранее, управление хозяйственной  деятельностью является сложным  и комплексным процессом. Система  учета, отвечающая требованиям управления, также сложна  и состоит из множества процедур. К  тому же состав элементов системы управленческого  учета может меняться в зависимости от целей управления. Между тем любая система учета, организованная на конкретном предприятии, отвечает общепринятым принципам.
    К принципам управленческого учета  относятся:
    непрерывность деятельности предприятия;
    использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения;
    оценка результатов деятельности подразделений предприятия;
    преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;
    формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей  между уровнями управления;
    применение бюджетного метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью;
    полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета;
    периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой.
      Совокупность перечисленных принципов  обеспечивает действенность   системы управленческого учета.
    Непрерывность деятельности предприятия выражается отсутствием намерений самоликвидироваться и сократить масштабы производства. То есть, предприятие будет развиваться в будущем. Этот принцип нацеливает бухгалтеров на создание информационного обслуживания решений долгосрочных проблем: анализ конкурентоспособности производства продукции, поставок сырья и материалов, изменения ассортимента и освоение новых продуктов, инвестиций и т.д.
    Использование единых планово-учетных единиц измерения  в планирования и учете производства обеспечивает между ними прямую и обратную связь.
    Планово-учетные  единицы раскрывают сущность систем оперативно -производственного планирования на разных его уровнях;  с их помощью  возникает  реальная возможность  для разработки методологии системы  учета, основанной на тесной взаимосвязи показателей управленческого учета производства и бухгалтерского учета затрат, определения результатов хозяйствования отдельных структурных подразделений.
    На  разных уровнях оперативно-производственного  планирования планово-учетные единицы  или более укреплены, или, напротив, детализированы. В основе детализации заложен принцип перехода от более крупных единиц на уровне предприятия (изделие, производственный заказ, серия изделий и т.п.) к более мелким на уровне цеха, участка, бригады (деталь, операция, машинокомплект, узловой комплект и др.).
    Следует  отметить, что планово-учетные единицы  управленческого учета производства и единицы измерения готовой  продукции, сданной на склад, применяемые  в бухгалтерском учете, идентичны. Через них прослеживается связь  управленческого и финансового учета выполненных заказов. При этом возможна любая  группировка данных в том или ином виде учета по объектам управления,  будь  то группировка по видам продукции, производственным заказам или структурным подразделениям. Кроме того,  на уровне предприятия планово-учетные единицы совпадают с объектами калькулирования или являются их частью. На уровне структурных подразделений планово-учетные единицы могут быть использованы при выборе объектов учета затрат.
    Оценка  результатов деятельности структурных подразделений предприятия – один из основополагающих принципов построения системы управленческого учета. При    всем различии организационных форм на предприятии управленческий учет должен быть связан с оперативно - производственным и технико-экономическим планированием.  В совокупности с системой планирования и контроля управленческий учет  представляет собой механизм хозяйствования цеха, участка, бригады. Оценка результатов деятельности предусматривает определение тенденций и перспектив каждого подразделения в формировании прибыли предприятия от производства до реализации продукта.
    Хозяйственный механизм предприятия должен быть приспособлен к нуждам оперативного управления подразделениями  и внутри них.
    В процессе сбора, обработки и транспортирования первичных данных проявляется принципа преемственности и многократного использования, что упрощает систему  учета и делает ее эффективной (меньше затрат – больше значимости в решении поставленной менеджером перед бухгалтером – аналитиком цели).
    При оперативном управлении информация управленческого учета подкрепляется и иногда дополняется бухгалтерскими данными. В свою очередь данные финансового учета детализируются, дополняются информацией, поступающей от управленческого учета. Иногда его называют принципом комплексности. Сущность принципа заключается в разовой фиксации данных в первичных документах или производственных расчетах и многократно их использования при всех видах управленческой  деятельности без повторной фиксации, регистрации и расчетов.
    Данный  принцип позволяет создать на предприятии рациональную и экономическую  систему учета сообразно его  размерам и масштабам производственной деятельности. Его реализация означает, что из минимального количества данных получают максимально необходимое  для управленческих решений количество информации. Тогда управленческий учет выполняет свои функции.
    Управленческий  учет обладает способностью так формировать  показатели  внутренней  отчетности по данным первичного учета, что они  становятся системой коммуникаций внутри  предприятия. На нулевом уровне возникает учетная информация в первичных документах, отчетах основных и вспомогательных цехов; на первом уровне группируется информация в сводных документах отдела снабжения, внешней кооперации, производственных подразделений, сбытового и финансового отдела, бухгалтерии, складского хозяйства; на последующих уровнях производится объединение и формирование отчетной сводной документации в функциональных отделах заводоуправления (главного конструктора, главного технолога, главного механика, отдела кадров, производственного и т.п.).
    На  самом верхнем уровне управления происходит обобщение информации, поступившей  из структурных подразделений, и  преобразование ее в результирующую отчетную документацию отделам -  производственно-диспетчерским, планово-экономическим и бухгалтерией. Содержание отчетов зависит от их целевого назначения или должности руководителя, для которого они предназначены. Бухгалтеры – аналитики составляют: отчеты по анализу себестоимости в целях определения себестоимости продукции;  сметы для планирования будущих расходов; текущие оперативные отчеты производственных подразделений для оценки результатов работы; отчеты о  затратах на производство для принятия оперативных решений; а также проводят анализ смет капитальных вложений для долгосрочного планирования или прогнозирования.
    Принцип полноты и аналитичности информации заключается в том, что показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитичной обработки, не предусматривать обратных (от низших до высших уровней управления) процедур. Нарушение этого принципа приводит к удорожанию системы и потере оперативности управления.
    Принцип периодичности  отражает производственный и коммерческий циклы предприятия. Информация для руководителей необходима тогда, когда это целесообразно – ни раньше, ни позже. Сокращение времени можно значительно уменьшить точность информации, подготовленной управленческим учетом.  Как правило, аппарат управления устанавливает график сбора первичных данных, их обработки и группировки в итоговой информации.
    Особую  значимость представляет принцип бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельности. Он используется на крупных предприятиях как инструмент планирования, контроля и регулирования. Бюджетный цикл состоит из процедур планирования всех сфер деятельности, подразделений; суммирования проектных решений всего коллектива;  расчета проекта бюджета; расчетов вариантов плана и внесения коррективов; окончательного планирования и учета  изменяющихся условий и отклонений от запланированного.
    Сметами (бюджетом) охватывают производство, реализацию, распределение и финансирование.  В сметах  находят отражение  затраты на производство всего предприятия и его подразделений, доходы от видов деятельности, подразделений, предприятий в целом, прибыль.
    Место и роль управленческого учета  в системе управления предприятием можно проследить на примере работы Санкт – Петербургского обувного ЗАО «Лен-Вест». Первоначально деятельность этого предприятия, не отличалась особой эффективностью:  поступления от реализации продукции едва покрывали затраты. Предприятие оказалось на грани закрытия, так как инвесторы не хотели более вкладывать свои капитаны в развитие данного  предприятия. А средства эти были значительными: производство развивалось практически заново на базе новых автоматических линий, закупленных  за рубежом. Российская сторона предоставила  лишь производственные площади одного из  старых российских обувных предприятий, снабженных всеми интересными коммуникациями (энергоснабжение, водопровод, газоснабжение). Однако, в связи с ветхостью инженерных сетей, их также пришлось модернизировать и реконструировать, что потребовало дополнительных расходов.
    Все затраты на производство обуви, включая как прямые, так и косвенные, вошли в состав цены выпускаемого продукта. Изготовленная обувь оказалась чрезвычайно дорогой.  В таких ценах Запад ее не принял. Российский же покупатель хотел ее приобрести, но в силу ограниченной платежеспособности не мог покупать в количестве, необходимом для развития предприятия.
    Исправить сложившуюся ситуацию удалось с  помощью управленческого учета. Была собрана информация о затратах на производство отдельных видов  обуви по всей технологической  цепочке, по всем структурным подразделениям, службам и отделам предприятия.
    В ходе анализа собранной информации  выявились слабые стороны внутрифирменной  системы управления и ее менеджмента. Была сокращена и усилена служба управления производством, пересмотрен порядок составления сметы расходов и плановых калькуляций. Новая  команда менеджеров заменила ранее действующую затратную методику ценообразования.
    Суть  затратного метода ценообразования  состоит в том, что основная часть  цены (себестоимость единицы продукции + прибыль) – калькуляция рассчитывается по фактическим (с небольшой корректировкой) затратам, которые, как известно, включают в себя как положительные, так и отрицательные ситуации при расчете отдельных ее статей. Например, величина затрат на основные материалы (кожа и др.) зависит от метода их раскроя (ручной, компьютерный) или вспомогательные  материалы можно посчитать по факту, либо по экономически обоснованным нормативам и т.п. Затратный метод ценообразования был заменен на изготовляемую продукцию. При этом методе проводится сбор информации, учитывающей спрос (а не предложение) на конкретный вид продукции. Более того, проводится оценка того, сколько покупатель может и захочет заплатить за предлагаемый ему товар. После этого предприятие проанализировало все свои затраты и постаралось их минимизировать. То есть была установлена цена равновесная, учитывающая интересы покупателя и изготовителя.
    Одновременно, была решена управленческая задача по оптимизации ассортимента выпускаемой  продукции, и ежеквартально проводится оценка результатов деятельности структурных подразделений предприятия. Фирма  по сей день работает эффективно.
 

    Глава II. Функционирование системы бухгалтерского учета.
    2.1. Бухгалтерская информация  как информационная  основа  менеджмента. 

    Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального  учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
    Бухгалтерский учет это система, которая осуществляет измерение, обработку и передачу финансовой информации об определенном хозяйствующем субъекте (организации, предприятии).
    В предпринимательской деятельности от качества информации зависят возможности  получения прибыли, принятие решений, выбор клиентов, поставщиков,  возможных партнеров по развитию своего бизнеса. При этом большое значение придается полноте и достоверности информации.
    Бухгалтерский учет часто называют языком бизнеса. Он широко  используется для описания сделок между различными организациями (предприятиями). Терминами и понятиями бухгалтерского учета оперируют менеджеры, собственники, инвесторы, банкиры, юристы, бухгалтеры – все, кто так или иначе вовлечен в деловую жизнь.
    Бухгалтерский учет  служит связующим звеном между  хозяйственной деятельностью и  людьми, принимающими решения. Он измеряет хозяйственную деятельность путем регистрации данных о ней для дальнейшего использования; обрабатывает данные, сохраняя их до нужного момента, а затем перерабатывает таким образом, чтобы они стали полезной информацией; передает  посредством отчетов информацию тем, кто использует ее для принятия решений.
    Причем  бухгалтерский учет не следует понимать как счетоводство. Счетоводство –  это процесс ведения бухгалтерского учета, средство регистрации хозяйственных  операций и хранения учетной документации. Эта механическая и многократно повторяемая работа является частью бухгалтерского учета, который включает создание информационной системы, удовлетворяющей пользователя. Его главная цель – анализ, интерпретация и использование информации. Бухгалтеров интересует выявление тенденций на основе обрабатываемой ими информации и эффект различных альтернатив в хозяйственной деятельности.
    Управленческая  информационная система состоит  из взаимосвязанных подсистем, которые  выдают информацию, необходимую для управления фирмой, при этом бухгалтерская  подсистема является наиболее важной, так как она играет ведущую роль в управлении потоком экономических данных и направлении их во все подразделения фирмы,  а также  заинтересованным   лицам вне фирмы. Бухгалтерский учет – это финансовый центр управленческой информационной системы. Он позволяет как управленческому аппарату, так и другим пользователям  иметь полную картину хозяйственной деятельности на предприятии.
    Учетная информация является основой для таких решений как внутри фирмы, так и вне ее. Она обеспечивает количественную информацию для реализации трех функций: планирования, контроля и оценки.
    1. Планирование (planning) – процесс формулирования порядка действий. Он включает: постановку цели, изыскание путей ее достижения и выбор наилучшей альтернативы. На этой стадии  бухгалтер должен представить ясный отчет об имеющихся финансовых альтернативах. Для планирования на будущее важна информация о предполагаемой прибыли и потребностях в денежных средствах.
    2. Контроль (control) – процесс отслеживания фактического выполнения планов. Другими словами, определение того, насколько действия соответствуют плану. На этой стадии бухгалтера могут ожидать предоставления информации, которая содержит сопоставление фактических затрат и доходов с плановыми.
    3.  Оценка (evaluation)   - процесс изучения всей системы принятия решений с целью ее улучшения. На этом этапе важно понять, была достигнута поставленная цель (обратная связь), и если нет, то выясняется, что было причинами: недостатками планирования или контроля, или сама цель была выбрана неправильно. Оценочная информация может содержаться в годовом и других финансовых отчетах на основе бухгалтерской информации.
    Бухгалтерская информация используются широким кругом лиц, принимающих решения в различных целях и сферах деятельности. Пользователи бухгалтерской информации – юридические и физические лица, заинтересованные в информации о финансовом и имущественном состоянии предприятия (организации), обладающие минимальными знаниями о порядке формирования этой информации и имеющие навыки ее использования.
      Пользователи информации могут  быть разделены на три группы:
    внутренние пользователи с прямым финансовым интересом;
    внешние пользователи, имеющие прямые финансовые интересы;
    -непрямые  внешние пользователи.
    К пользователям первой группы относятся  руководители предприятий, которые  несут полную ответственность за управление деятельностью предприятия  и достижение целей, стоящих перед  ним. Предприятия  имеют много  целей, но успех и выживание их в жестких условиях конкуренции требуют от администрации  сосредоточить  все усилия  на двух главных целях: прибыльности и ликвидности. Прибыльность – способность зарабатывать прибыль, достаточную для привлечения и удержания инвестиционного капитала. Ликвидность – означает наличие достаточных платежных средств для оплаты долгов в установленные сроки.
    Успешно работающие менеджеры часто принимают  решения, основываясь на данных бухгалтерского учета и их анализе. Поэтому администрация  является одним из главных пользователей бухгалтерской информации. Менеджеры могут  поставить  перед бухгалтером следующие вопросы: какова чистая прибыль компании за последний квартал, является ли норма прибыли владельцев адекватной их ожиданиям, имеет ли компания достаточно денежных средств, какие продукты являются наиболее прибыльными, какова себестоимость каждого произведенного продукта и другие.
      Таким образом, пользователей  первой группы – владельцев  и руководителей  предприятия  интересуют два вопроса: во-первых, будет ли их предприятие давать прибыль, во-вторых, в состоянии ли оно выполнить взятые обязательства и не приведет ли такое выполнение к закрытию предприятия в связи с недостатком ресурсов. Ответ на эти вопросы содержится в информации бухгалтерской  отчетности предприятия.
    Одной из главных задач бухгалтерского учета является исчисление финансового  результата, т.е. прибыли, полученной предприятием, или убытков, понесенных им. Прирост  капитала за счет прибыли является главной целью создания предприятия. Владелец (собственник) предприятия интересуется размерами полученной прибыли. В первую очередь его  будет интересовать соотношение размеров полученной прибыли с предполагавшейся. Информация о размерах прибыли может понадобиться владельцу предприятия также для того, чтобы разработать обоснованные планы на будущее, чтобы легче получить ссуду в банке или у частного лица, чтобы представить данные  потенциальному партнеру или покупателю предприятия, чтобы рассчитать собственный подоходный налог.

    Табл. 2

    Классификация пользователей бухгалтерской информации.
      

    
    
    
      
 
 
 
 
 
 
 

      Каждая  из групп пользователей имеет  собственные интересы. Назначение же бухгалтерской отчетности как раз  и состоит в том , чтобы в  максимально возможной степени  сгладить противоречия между интересами различных пользователей.
      Одно  из основных достоинств бухгалтерской  отчетности как средства коммуникации - ее аналитические возможности. Анализ годового отчета компании входит в  число основных разделов текущей  деятельности финансового менеджера. Важность его предопределяется тем обстоятельством, что в условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов, являющаяся по сути единственным средством коммуникации, достоверность которого весьма высока и при
определенных условиях подтверждена независимым аудитом, становится важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Именно бухгалтерская отчетность в совокупности со статистической и текущей информацией финансового ____________
    *) Андерсон Х., Нидлз Б., «Принцыпы бухгалтерского учета», М.: «Финансы и статистика» - 1993 

характера, публикуемой соответствующими агентствами в виде аналитических обзоров о состоянии рынка капитала, позволяет получить первое и достаточно объективное представление о состоянии и тенденциях изменения экономического потенциала возможного контрагента или объекта инвестиций.
    К первой группе, как видно из табл. 2, относятся собственники фирмы, совладельцы, совет директоров, высший  управленческий  персонал, менеджеры,  руководители  и другие пользователи, для которых необходимо знать реальное состояние предприятия и его дел, для  того, чтобы решить все проблемы  и спланировать новые планы на будущее .  
      Ко второй группе относятся  пользователи  с прямым  финансовым  интересом. Таковыми являются инвесторы и кредиторы, для которых (и не только для них) в последние годы во многих регионах РФ предприятиями составляются финансовые отчеты общего назначения, в которых содержатся данные о том, насколько успешно ими достигнуты цели в плане прибыльности, и какова действительная ликвидность (платежеспособность) предприятия.
    Инвесторы (настоящие и потенциальные) по финансовым отчетам общего назначения делают для  себя заключения о финансовых перспективах предприятия в будущем и о  том, стоит ли вкладывать в него средства. Кроме того, инвесторы как лица, представляющие капитал, и их консультанты обеспокоены риском, сопутствующим инвестициям, и заинтересованы в доходе на инвестиции. Им нужна информация, которая поможет определить, следует ли покупать, держать или продавать акции. Акционеры также заинтересованы в информации, которая позволит им оценить способность организации выплачивать дивиденды. Кредиторы (настоящие и потенциальные) делают выводы о кредитоспособности предприятия, т.е. имеет ли оно деньги для выплаты процентов  и может ли своевременно погашать долги по кредитам.
    В третью группу входят пользователи с  непрямым (косвенным) финансовым интересом. К ним, в частности,  относятся  налоговые органы, работники, кредиторы, поставщики и другие коммерческие  контрагенты, клиенты, правительственные учреждения, общественность  и другие заинтересованные  лица и организации. С помощью бухгалтерской отчетности  они могут удовлетворить различные потребности в информации, которая позволит им оценить способность организации выплачивать дивиденды.  
    Налоговые органы контролируют правильность уплаты налогов в федеральный  и местный  бюджеты, налог на зарплату, отчисления во внебюджетные фонды.
    Работники и их представители заинтересованы в информации о стабильности и рентабельности, которая дает возможность оценить способность предприятия обеспечивать их заработной платой, социальными пособиями и возможностью дальнейшей работы.
    Кредиторы заинтересованы в информации, которая  позволяет определить, будут ли займы и причитающиеся проценты выплачены вовремя.
    Поставщики  и другие  коммерческие контрагенты  заинтересованы в информации, которая  дает возможность определить, будет  ли сумма, которая им причитается, выплачена  вовремя.
    Клиенты заинтересованы в информации о непрерывности  деятельности организации, особенности, особенно когда они имеют долгосрочные соглашения или зависят от данной организации.
    Правительства и правительственные учреждения заинтересованы в информации о распределении  ресурсов и, следовательно, деятельности организации.  Им также нужна информация для регулирования деятельности организаций, определения политики налогообложения и в качестве основы для расчета национального дохода и других побочных статистических показателей.
    Предприятия и организации влияют на членов общества различными способами. Они могут внести существенный вклад в местную экономику, обеспечивая работой значительное число людей или патронируя местных поставщиков.
    Профессиональные  союзы  изучают финансовые отчеты своих предприятий при подготовке к заключению коллективных договоров. Кроме того, консультанты инвесторов и кредиторов также имеют непрямой интерес к финансовой деятельности и перспективам бизнеса.  Группы потребителей, покупатели и общество в целом все больше интересуются финансовым состоянием и прибылями корпораций, поскольку это влияет на инфляцию, окружающую среду, социальные проблемы и качество жизни.
    В нашей работе выделены  три группы пользователей бухгалтерской информации, однако, в литературе часто приходится сталкиваться с двумя группами: пользователи внутренние и  внешние. 
    В законе «О бухгалтерском учете» (принят в ноябре 1996 года), в котором отражен  опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву, также выделяются две группы пользователей бухгалтерской информации.
    Закон предполагает, что бухгалтерский  учет методически рассматривается  как информационная система, функционирующая  непрерывно со дня регистрации организации  в качестве юридического лица до ее реорганизации или ликвидации в полном соответствии с правилами  и порядком, установленными законодательством. Системность бухгалтерского учета обеспечивается в законодательном порядке   требованием своевременной регистрации всех хозяйственных операций без каких-либо пропусков и изъятий путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Системность бухгалтерского учета подтверждается и нормой, требующей, чтобы данные аналитического учета соответствовали оборотам и сальдо по счетам синтетического учета.
      Изучение зарубежного опыта   показывает, что  для внешних  пользователей основными источниками  бухгалтерской информации о предприятиях (организациях) и компаниях являются  публикуемые ими годовые отчеты, информация Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям, периодические издания деловых кругов и фирм по оказанию консультационных услуг в вопросах кредитов и инвестиции.
    В российской экономике опыта такого мало, хотя  в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» определен порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами. Лишь в последние несколько лет коммерческие баки обязаны публиковать свои годовые отчеты с тем, чтобы акционеры видели, куда и на что расходуются полученная прибыль. Выявление нарушений в использовании прибыли дает право общему собранию требовать санкции против руководства банка. Информация о дивидендах  должна быть открыта и доступна. С этой целью в Москве, начиная с 01.01.1999 года для предприятий с долей города в уставном капитале, вменено в обязанность предоставлять в городской комитет  по статистике дополнительную информацию о финансовой деятельности в части направлений распределение прибыли отчетного года, о величине и периодичности начисленных и выплаченных дивидендов и др.
    Внешние пользователи бухгалтерской информации зависят от того, насколько правильно  применялись бухгалтерские концепции  при подготовке отчетности. Преднамеренное искажение данных в отчетности для  внешних пользователей называется подделкой финансовой отчетности. Ответственность за составление правдивой отчетности лежит на руководстве фирмы. Бухгалтер также отвечает за соблюдение этических стандартов при выполнении своих обязанностей, чтобы не оказаться замешанными в подделке отчетов.  
2.2.  Реализация функций бухгалтерского учета в системах финансового и управленческого учета. 

    При построении эффективной системы  управления предприятием следует выделять в его деятельности две сферы: внешнюю и внутреннюю. 
    Внешняя сторона деятельности предприятия  характеризует такие общие факторы, как действующее законодательство, специфические местные условия, и, самое главное, особенности покупательского поведения на рынке товаров и услуг. Конечным результатом внешней стороны является создание имиджа как самого предприятия, так и его товара.
    Внутренняя  сторона – это то, что определяет, насколько эффективно налажена работа. В самом общем виде к внутренним факторам можно отнести структуру  предприятия, существующие бизнес - процессы и бизнес – операции, ресурсы, используемые в процессе работы предприятия.
    Внешняя и внутренняя стороны деятельности предприятия неразрывно связаны  и служат достижению одной цели –  повышению эффективности работы предприятия, а именно: росту объемов  продаж и увеличению прибыли.
    Объем продаж зависит от внешних факторов, которые предприятие зачастую не может изменить. С прибыльностью продукции ситуация другая: получаемая предприятием прибыль на единицу продукции не только может, но и должна контролироваться.
    В данной дипломной работе рассмотрим организационную структуру экономического блока предприятия ЗАО «Х» (Приложение 1).
    Руководство предприятия принимает решения  относительно обеих этих сторон.
    Рациональной  основой принятия правильных решений  является наличие необходимой для  корректного анализа достоверной информации. Однако на многих предприятиях руководители полагаются больше на интуицию. Причина этого зачастую не в том, что получить  информацию  сложно и невозможно.  Просто у многих руководителей  даже высокого уровня не всегда есть понимание  того, какая информация может быть им полезна, и каким образом эту информацию можно получить. Поэтому многие консалтинговые  проекты начинаются с того, что руководителям предприятия подробно объясняется, какую информацию, в каких   видах и с какой регулярностью они должны получать от подчиненных и как эта информация  может быть использована для работы.
    Поскольку предприятие осуществляет свою деятельность в двух сферах, то и сбор информации также осуществляется в двух направлениях. Сбор и анализ внешней информации является одной из главных функций маркетинга. Получение внутренней информации, как правило, осуществляется на основе управленческого учета, обеспечивающего руководство предприятия данными, необходимыми для анализа текущего  положения и принятия управленческих решений. Руководство предприятия получает необходимые данные, если на предприятии существует рационально построенная система управленческой отчетности.  Поэтому построение такой системы является первым необходимым шагом  на пути повышения эффективности работы предприятия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.