На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
    Атмосферно-климатические ресурсы…………………………………….2
    Экологическая политика государства…………………………………...17
    Рыночные регуляторы природопользования …………………………...31
    Стандарт ИСО – 14000……………………………………………………38
    Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения………………………….46
    Список использованной литературы ……………………………………51
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Атмосферно-климатические  ресурсы.
Природные ресурсы 1- совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.

В данной работе мы рассмотрим неисчерпаемые  ресурсы. А именно – климатические  ресурсы, без которых существование  человека было бы невозможным на планете.
Климатические ресурсы - неисчерпаемые природные ресурсы, включающие солнечную энергию, влагу и энергию ветра. Имеют зональный характер. Играют важную роль в сельскохозяйственном производстве, градостроительстве, при освоении необжитых районов и рекреационном использовании территорий.
Известно, что климат оказывает существенное влияние на многие отрасли экономики. Под влиянием климатических условий  валовой национальный продукт может  изменяться на несколько процентов.
Каждый  удачный прогноз серьезных изменений  климата без дополнительных затрат позволяет экономить значительные суммы бюджетных средств.
В зависимости  от климатических изменений могут  наблюдаться возникновения или обострение сердечнососудистых и респираторных заболеваний. Эпидемиологические исследования свидетельствуют о влиянии экстремальных условий (жара, мороз, загрязнение воздуха, угнетающая погода) на заболеваемость и смертность.
 Приведенные  примеры свидетельствуют о том,  что адаптированная климатологическая  информация и прогностическое  обслуживание приносят прибыль  самым разным секторам экономики  и здравоохранения.
Существуют  убеждения и соответствующие  доказательства того, что человеческое сообщество само усугубляет некоторые  климатические явления.
 Признаки  потепления планетарного климата  воспринимаются как явное антропогенное  воздействие на окружающую среду.
 Теперь  даже возникла дилемма: либо  решительно и быстро вводить  квоты на выброс в атмосферу  промышленных загрязнений, либо  поступившись климатом, дать дальнейшую  свободу промышленному загрязнению  ради экономических успехов.
Климатические ресурсы подразделяются на:
    атмосферный воздух
    энергия ветра
    энергия солнца
Атмосферный воздух является существенной частью природной  среды. В соответствии со ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Из этого определения видно, что основным признаком атмосферного воздуха служит его непосредственная связь с остальной природой. Соответственно, атмосферный воздух, в отличие от воздуха помещений, постоянно находится под воздействием стихийных сил природы.
Объектами правовой охраны и компонентами природной  среды являются согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое  пространство. Под атмосферным воздухом в качестве предмета правового регулирования  понимается естественная смесь газов  атмосферы, находящаяся за пределами  помещений. Атмосферный воздух служит основой климатических и погодных условий, используется в качестве транспортной, звуковой коммуникации, является защитой  от космических излучений и средой для выброса газообразных отходов.
Главное – без атмосферного воздуха и  его кислорода не существует ничего живого на Земле и человек без  него не может прожить и нескольких минут.
Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и  околоземное космическое пространство тесно связаны друг с другом, образуя  некое экологическое единство; законодательства о регулировании их использования  в комплексе пока не существует в  целостном виде. Задачей законодательства об охране атмосферного воздуха является регулирование общественных отношений  в этой области.
Цели  регулирования – сохранение в  чистоте и улучшение состояния  атмосферного воздуха; предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий  на атмосферу, вызывающих неблагоприятные  последствия для населения, народного  хозяйства страны, растительного и животного мира; укрепление законности и правопорядка в области охраны атмосферного воздуха.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется, согласно законодательству, Правительством РФ непосредственно  или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной  власти субъектов РФ. К полномочиям  органов государственной власти РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся формирование и проведение единой государственной  политики на территории России, формирование единой нормативно-методической базы, установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воз­действий на атмосферный воздух.
Правительством  РФ утверждены: постановление о порядке  установления и пересмотра экологических  и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий  на атмосферный воздух и государственной  регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных  веществ, Положение о государственном  учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников. МПР России предусмотрены Базовые  нормативы платы за выброс в атмосферу  загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.
Органы  государственной власти субъектов  РФ в области охраны атмосферного воздуха участвуют в организации  и проведении государственного мониторинга  и государственного контроля, регулируют передвижение транспортных средств  на соответствующих территориях  в целях уменьшения выбросов, информируют  население о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха.
В случаях  нарушения условий и требований, предусмотренных разрешениями, либо возникновения угрозы здоровью населения  выброс вредных веществ, согласно законодательству РФ, должен быть ограничен, приостановлен  или запрещен по решению органа, осуществляющего государственный  контроль за охраной атмосферного воздуха. Для этого может быть прекращена деятельность отдельных промышленных установок, цехов, предприятий.
Одним из основных загрязнителей атмосферы  является транспорт, создающий в  крупных городах неблагополучную  ситуацию из-за своих вредных выхлопов от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому при проектировании, производстве и эксплуатации автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств  и установок разрабатываются  и осуществляются в соответствии с законодательством РФ меры по предотвращению и сокращению выбросов в атмосферу  этими средствами и установками. Количество вредных веществ, выбрасываемых  транспортными средствами, не должно превышать нормативов ПДВ.
Все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, подвергаются контролю органами ГИБДД  и другими органами, ответственными за соблюдение ПДВ. Не допускается производство и эксплуатация транспорта, в выбросах которого содержание вредных веществ  превышает установленные нормативы. В противном случае наступает  юридическая ответственность за загрязнение атмосферного воздуха. Соблюдение нормативов вредных воздействий  обеспечивается при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий  и сооружений, при совершенствовании  существующих и внедрении новых  технологических процессов и  оборудования. При этом предусматриваются  улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов, полное исключение выбросов. 

Предприятия и организации, деятельность которых  связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, независимо от времени ввода их в действие должны быть оснащены сооружениями, оборудованием  и аппаратурой для очистки  выбросов и средствами контроля за количеством и составом выбрасываемых  веществ. При планировании размещения и развития городов должны учитываться  состояние в них атмосферного воздуха и прогнозы его изменения.
Проектирование, застройка и реконструкция городов  проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами; должны приниматься меры к улучшению благоустройства  и озеленению территорий населенных пунктов и производственных площадей. Размещение в населенных пунктах  терриконов, отвалов, складирование  промышленных отходов, производственного, бытового мусора, являющихся источниками  загрязнения воздуха пылью, вредными газообразными и дурно-пахнущими веществами, сжигание отходов на территориях запрещаются, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с соблюдением требований по охране атмосферного воздуха.
Нередко принимаются акты об упорядочении транспортного  движения в крупных городах в  целях уменьшения выбросов вредных  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух. В городе Москве разработан и осуществляется план приостановления  деятельности предприятий, наиболее загрязняющих атмосферу, на случай повышения температуры  и усиления юго-восточного ветра  в целях предупреждения угрозы для  жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха. Договорные формы приобретают все  большее значение: договоры заключаются  между различными государствами, между  органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти ее субъектов, между субъектами РФ. 

Вывод:
Атмосфера является существенным фактором определения  климатических и погодных условий  на Земле. Ресурсы атмосферы занимают большое место в экономической  деятельности человека. Атмосфера интенсивно эксплуатируется как транспортная коммуникация. Воздух является неотъемлемым компонентом производственных процессов, получения тепловой энергии, иной хозяйственной деятельности человека.
Атмосферный воздух является одним из важнейших  жизненно важных элементов природы, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Эти  обстоятельства предопределяют необходимость  правового регулирования общественных отношений по поводу его охраны от разнообразных вредных химических, физических и биологических воздействий. Основная полезная функция атмосферы  заключается в том, что она  служит незаменимым источником кислорода, необходимого для существования  всего живого на Земле. Все функции  атмосферного воздуха, выполняемые  им по отношению к растительному  и животному миру, человеку и обществу, являются важнейшей предпосылкой для  обеспечения всестороннего правового  регулирования охраны атмосферного воздуха.
Головным  нормативным правовым актом является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с ним изданы иные акты законодательства РФ и субъектов РФ. Ими регулируются компетенция государственных и  иных органов в области охраны атмосферного воздуха, государственный  учет вредных воздействий на него, наблюдение, контроль, разрешение споров и ответственность в области  охраны атмосферного воздуха. Государственное  управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется, согласно законодательству, Правительством РФ непосредственно  или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной  власти субъектов РФ.
Энергия ветра.
Уже очень  давно, видя, какие разрушения могут  приносить бури и ураганы, человек  задумывался над тем, нельзя ли использовать энергию ветра.
Ветряные  мельницы с крыльями-парусами из ткани  первыми начали сооружать древние  персы свыше 1,5 тыс. лет назад. В  дальнейшем ветряные мельницы совершенствовались. В Европе они не только мололи муку, но и откачивали воду, сбивали масло, как, например в Голландии. Первый электрогенератор был сконструирован в Дании в 1890 г. Через 20 лет в стране работали уже сотни подобных установок.
Энергия ветра очень велика. Ее запасы по оценкам Всемирной метеорологической  организации, составляют 170 трлн кВт·ч  в год. Эту энергию можно получать, не загрязняя окружающую среду. Но у  ветра есть два существенных недостатка: его энергия сильно рассеяна в  пространстве и он непредсказуем  – часто меняет направление, вдруг  затихает даже в самых ветреных районах  земного шара, а иногда достигает  такой силы, что ломают ветряки.
Строительство, содержание, ремонт ветроустановок, круглосуточно  работающих в любую погоду под  открытым небом, стоит недешево. Ветроэлектростанция  такой же мощности, как ГЭС, ТЭЦ  или АЭС, по сравнению с ними должна занимать большую площадь. К тому же ветроэлектростанции небезвредны: они мешают полетам птиц и насекомых, шумят, отражают радиоволны вращающимися лопастями, создавая помехи приему телепередач  в близлежащих населенных пунктах.
Принцип работы ветроустановок очень прост: лопасти, которые вращаются за счет силы ветра, через вал передают механическую энергию к электрогенератору. Тот  в свою очередь вырабатывает энергию  электрическую. Получается, что ветроэлектростанции  работают как игрушечные машины на батарейках, только принцип их действия противоположен. Вместо преобразования электрической энергии в механическую, энергия ветра превращается электрический ток.
Для получения  энергии ветра применяют разные конструкции: многолопастные «ромашки»; винты вроде самолетных пропеллеров  с тремя, двумя и даже одной  лопастью (тогда у нее есть груз противовес); вертикальные роторы, напоминающие разрезанную вдоль и насажанную на ось бочку; некое подобие «вставшего дыбом» вертолетного винта: наружные концы  его лопастей загнуты вверх и  соединены между собой. Вертикальные конструкции хороши тем, что улавливают ветер любого направления. Остальным  приходится разворачиваться по ветру.

Чтобы как-то компенсировать изменчивость ветра, сооружают огромные «ветреные фермы». Ветродвигатели там стоят рядами на обширном пространстве и работают на единую сеть. На одном краю «фермы»  может дуть ветер, на другом в это  время тихо. Ветряки нельзя ставить  слишком близко, чтобы они не загораживали друг друга. Поэтому ферма занимает много места. Такие фермы есть в США, во Франции, в Англии, а в Дании «ветряную ферму» разместили на прибрежном мелководье Северного моря: там она никому не мешает и ветер устойчивее, чем на суше.
Чтобы снизить зависимость от непостоянного  направления и силы ветра, в систему  включают маховики, частично сглаживающие порывы ветра, и разного рода аккумуляторы. Чаще всего они электрические. Но применяют также воздушные (ветряк нагнетает воздух в баллоны; выходя оттуда, его ровная струя вращает  турбину с электрогенератором) и  гидравлические (силой ветра вода поднимается на определенную высоту, а, падая вниз, вращает турбину). Ставят также электролизные аккумуляторы. Ветряк дает электрический ток, разлагающий  воду на кислород и водород. Их запасают в баллонах и по мере необходимости  сжигают в топливном элементе (т.е. в химическом реакторе, где энергия  горючего превращается в электричество) либо в газовой турбине, вновь  получая ток, но уже без резких колебаний напряжения, связанного с  капризами ветра.
Сейчас в мире работает более 30 тысячт ветроустановок различной мощности. Германия получает от ветра 10% своей электроэнергии, а всей Западной Европе ветер дает 2500 МВт электроэнергии. По мере того как ветряные электростанции окупаются, а их конструкции совершенствуются, цена воздушного электричества падает. Так, в 1993 г. во Франции себестоимость 1 кВт·ч электроэнергии, полученной на ветростанции, равнялась 40 сантимам, а к 2000 году она снизилась в 1,5 раза. Правда энергия АЭС обходится всего в 12 сантимов за 1 кВт·ч.
Ветровая  энергия неисчерпаемая, дешевая, не загрязняет окружающую среду, но создает  шумовое загрязнение. Препятствием в освоении ветровой энергии является ее непостоянство. Однако на побережьях Северного, Балтийского и арктических  морей ветры дуют с постоянством и достаточной силой. Ресурсы  ветровой энергии, в отличие от солнечной, сосредоточены главным образом  в умеренном поясе.
Современные ветроустановки – очень высокотехнологичные  конструкции. В них воплощен весь современный опыт и знания из многих отраслей промышленности. Одним словом – шедевр технического творчества человека.
Но использовать современные ветроустановки в городской  черте невозможно, по многим причинам:
• Вибрация. В городе ветроустановки, как правило, устанавливают на крышах зданий. Повышенная вибрация может приводить к разрушению здания и создания дискомфорта его жильцам.
• Повышенный уровень шума. В первую очередь  это касается ВЭУ в районах  с малоэтажной застройкой.
• Потенциальная  угроза разрушения ВЭУ во время сильного ветра. Представьте, что произойдет, если на жилые дома упадет конструкция  высотой более 100 м и весом сотни тонн.
• В  городе, с его плотной застройкой, отсутствуют свободные площади  для размещения ветроустановок.
Солнечная энергия. Солнце изливает на Землю океан энергии. Человек буквально купается в этом океане, энергия везде. А человек, словно не замечая этого, вгрызается в землю за углем и нефтью, чтобы добыть энергию для заводов и фабрик, для освещения и отопления. И ведь добывает-то он всю ту же энергию Солнца, которую «впитали» растения былых времен, ставшие потом углем. Растения способны уловить меньше одного процента падающей на листья солнечной энергии, а после сжигания угля ее выделяется и того меньше. Солнечная энергия доступна всем и каждому. Ее практически сколько угодно. Она экологична – ничего не загрязняет, ничего не нарушает, она дает жизнь всему сущему на Земле. Больше того, эта энергия даровая, но при всех своих достоинствах и самая дорогая. Именно поэтому солнечные электростанции не так распространены, как электростанции других видов. 

На острове  Сицилия недалеко от известного своим  неспокойным характером вулкана  Этна еще в начале 80-х годов  дала ток солнечная электростанции мощностью 1 МВт. Принцип ее работы –  башенный. Зеркала фокусируют солнечные  лучи на приемнике, расположенном на высоте 50 м. Та м вырабатывается пар  с температурой более 500? С, который  приводит в действие традиционную турбину  с подключенным к ней генератором  тока. При переменной облачности недостаток солнечной энергии компенсируется паровым аккумулятором. Неоспоримо доказано, что на таком принципе могут работать электростанции мощностью 10-20 МВт, а также и гораздо больше, если группировать подобные модули, присоединяя  их друг к другу. 

Несколько иного типа электростанция в Альмерии на юге Испании. Ее отличие в том, что сфокусированное на вершину  башни солнечное тепло приводит в движение натриевый круговорот (как в атомных реакторах на быстрых нейтронах), а тот уже  нагревает воду до образования пара. У такого варианта ряд преимуществ. Натриевый аккумулятор тепла  обеспечивает на только непрерывную  работу электростанции, но дает возможность  частично накапливать избыточную энергию  для работы в пасмурную погоду и ночью. Мощность испанской станции  всего 0,5 МВт. Но на ее принципе могут  быть созданы куда более крупные  – до 300 МВт. В установках подобного  типа концентрация солнечной энергии  настолько высока, что КПД паротурбинного процесса ничуть не хуже, чем на традиционных тепловых электростанциях.
Такой принцип работы заложен еще в  одном варианте солнечной электростанции, разработанном в Германии. Ее мощность тоже невелика – 20 МВт. Подвижные зеркала по 40 м2 каждое, управляемые микропроцессором, располагаются вокруг 200-метровой башни. Они фокусируют солнечный свет на нагреватель, где помещается сжатый воздух. Он нагревается до 800?C и приводит в действие две газовые турбины. Затем теплом этого же отработавшего воздуха нагревается вода, и в действие вступает уже паровая турбина. Получаются как бы две ступени выработки электричества. В результате КПД станции поднят до 18%, что существенно больше, чем у других гелиоустановок.
А в  бывшем СССР недалеко от Керчи сооружена  станция мощностью в 5МВт. Вокруг башни концентрическими зеркалами  размещены 1600 зеркал, направляющих солнечные  лучи на паровой котел, который венчает 70-метровую башню. Зеркала площадью 25 м2 каждое с помощью автоматики и электроприводов следят за Солнцем  и отражают солнечную энергию  точно на поверхность котла, обеспечивая  ее плотностью потока в 150 раз большую, чем Солнце на поверхности Земли. В котле при давлении 40 атмосфер генерируется пар с температурой 250?С, поступающий на паровую турбину. В специальных емкостях-аккумуляторах  под давлением содержится вода, накапливающая  тепло для работы по ночам и  в пасмурную погоду. Благодаря  этим аккумуляторам станция может  работать еще 3-4 часа после захода Солнца, а на половинной мощности – около  полусуток.
Солнечная энергия используется также в  небольших автомобилях на солнечных  батареях, на космических станциях и спутниках.
Идет  работа, идут оценки. Пока они, надо признать, не в пользу солнечных электростанций: сегодня эти сооружения все еще  относятся к наиболее сложным  и самым дорогостоящим техническим  методам получения гелиоэнергии. Но может создаться такое положение  в мире, когда относительная дороговизна  солнечной энергии будет не самым  большим ее недостатком. Речь идет о  «тепловом загрязнении» планеты  вследствие гигантского масштаба потреблении  энергии. Необратимые последствия, утверждают ученые, наступят, если потребление энергии превысит сегодняшний уровень в сто раз. Упускать этого из виду никак нельзя. Вывод же ученых таков: на определенном этапе развития цивилизации крупномасштабное использование экологически чистой солнечной энергии становится полностью необходимым. Но это не значит, что у гелиоэнергетики нет противников. Вот их резоны: из-за низкой плотности солнечного излучения установка аппаратуры для его улавливания приведет к изъятию из землепользования огромных полезных площадей, не считая крайней дороговизны оборудования и материалов.
Пока  же предстоит еще долгий путь, прежде чем удастся вырабатывать из солнечных  лучей электроэнергию, сравнимую  по стоимости с производимой за счет сжигания традиционного ископаемого  топлива. Разумеется, нереально в  таких условиях рассчитывать хотя бы в обозримом будущем перевести  всю энергетику на гелиотехнику. Пока ее удел – набирать мощности и снижать  стоимость своего киловатт-часа. При  этом не стоит забывать, что с  точки зрения экологии солнечная  энергия действительно идеальна, поскольку не нарушает равновесия в  природе.
Энергия солнца - прекрасный источник чистой энергии. Для выработки электрической энергии не требуется топливо. Достаточно установить солнечные панели на освещаемую солнцем площадку (крыши и стены домов).
Но есть и ряд существенных недостатков:
• Высокая  себестоимость получаемой электроэнергии. Срок окупаемости солнечной панели часто превышает срок ее службы;
• Низкий коэффициент преобразования энергии. Требуется много свободных площадей под установку панелей.
Хотя  климатические  ресурсы  и  названы  неисчерпаемыми,  но  проблема заключается в качестве,  которое  соответствует  влиянию  этих  ресурсов  на
человека. Из-за увеличения озоновых дыр, вместе с солнечным теплом и  светом мы стали получать огромное число различных излучений, от которых страдают  и животный мир, и  сами  люди.  Разрушение  озонового  слоя  происходит  из-за влияния промышленных отходов, выбрасываемых в воздушное пространство.  После того, как человек почувствовал  гарь  от  заводов,  он  начал  строить  выше и заводские трубы, разрушая защиту планеты от космических невзгод.
    В последние девятилетие появилось  множество цветных дождей,  которые  в равной степени отрицательно влияют на здоровье людей и на почву,  ведь  яды, содержащиеся в воде, попадают в растения, которыми питается  человек  и  они становятся несъедобными или погибают.
    Загрязнение атмосферы наносит  огромный вред здоровью людей, приводит  к значительному ущербу в сельском и лесном хозяйствах,  в  различных  отраслях промышленности.
    Воздействие  современного  экономического  пространства  на  окружающую среду  приобретает  все  более  угрожающие  масштабы,  создавая  тем   самым определенные ограничения как в сфере экономического, так и  в  любой  другой сфере  жизнедеятельности.  Актуальность  проблемы  требует  их разрешения максимально возможным рациональным  способом.  Таким образом,  в совокупность знаний и навыков  современного  экономиста  должны,  входить  и сведения об основах экологического нормирования и способах их реализации. 
 
 

Экологическая политика государства.
Экологическая политика — это система мероприятий, связанных с влиянием общества на природу.
Экологическая политика — это определенная организацией совокупность намерений и принципов  относительно экологических показателей  её деятельности, которая создает  основу для разработки конкретных целей  и задач. В толковом словаре по охране природы приводится такое  определение: «Политика экологическая  — это совокупность способов достижения поставленных экологической стратегией целей и задач». При этом экологическая  стратегия определена как совокупность конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и термины  их достижения, в сфере охраны окружающей природной среды и использование  природных ресурсов.
Виды  экологической политики:
Глобальная  — проведение международных, политических и внешнеэкономических акций  с расчетом экологических ограничений  в социально-экономическом развитии, запасов имеющихся в мире природных  ресурсов и их распределение между  с странами.
Государственная — социально-экономическая политика, в том числе международная, построенная  на понимании эффектов и недостатков, связанных с экологическим состоянием территорий и акваторий.
Региональная  экополитика — политика государства, относительно регионов, а также экополитика, осуществляемая самими регионами.
К местной  экополитике относят проведение локального и объективного мониторинга;осуществление  государственного контроля соблюдения природоохранных законодательств;организация  разработки местных экологических  программ и проектов.
Корпоративная экологическая политика. После получения  экологией доминирующего статуса  в системе общественных ценностей  предприятие уже не может обойтись без отображения своей экополитики  в долгосрочных планах. Экополитику  сельско-хозяйственного объекта необходимо рассматривать как стратегический элемент долгосрочного планирования.
Принимаемые в нашей стране экологические  программы были изначально неэффективны. В числе прочим причин стоит выделить тот факт, что проводимая экологическая  политика не была направлена на формирование у человека особого типа мышления -экологического, не способствовала развитию у индивида экологической этики. Главными критериями общественного  прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности. Социальным и экологическим факторам уделялось  второстепенное значение, хотя задачи экологизации и социальной ориентации производства постоянно декларировались  в программных правительственных  документах. Долгое время развитие у нас осуществлялось за счет экстенсив-аых  факторов. Страна обладала огромными  запасами природного сырья, поэтому  создавалась иллюзия, что оно  никогда не иссякнет. В производство вовлекалось большое количество природных ресурсов, технологические  процессы практически не изменялись. Хозяйственная и природоохранительная деятельность предприятий были разделены. Причем последняя носила, как правило, компенсационный характер. Экологические  и социальные программы были обречены на остаточный принцип инвестирования. В результате всего этого антропогенное  воздействие на окружающую среду  достигло уровня, превышающего самовосстановительные силы природы.
Необходимо  пересмотреть отношение человека к  природе. Еше в прошлом веке проблема обеспечения сбалансированного  взаимодействия человека и природы  рассматривалась как основная проблема общественного прогресса. Карл Маркс отмечал, что не следует слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит, каждая.победа имеет непредвиденные последствия. На каждом шагу факты напоминают о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как кто-либо, находящийся вне природы, мы принадлежим ей и находимся внутри её, а наше отличие от других существ - в способности познавать её законы и правильно их применять.
Сейчас  очевидна острая необходимость в  сохранении и улучшении окружающей природной среды. Качественные изменения  в масштабах и глубине энерговещественного  обмена между обществом и природой достигли такой степени, что природная  среда уже не может собственными сипами справиться с восстановлением  нарушенных экологических связей. Деградирующая  природа препятствует нормальному  ходу воспроизводства как общественного  продукта, так и рабочей сипы, ухудшая условия хозяйствования.
Загрязненные  воздух, вода, почва ускоряют физический износ средств производства, снижают  продуктивность ряда отраслей. По данным исследователей, в результате повышения  коррозии материалов из-за загрязнения  атмосферы износ промышленного  оборудования увеличивается на 20-30%. Годовой ущерб основных фондов загрязнения  среды достигает 0,8% их стоимости. Вследствие изменения состояния природной среды издержки промышленного производства по стране с 1930 по 1980 год выросли на 30%. Среднегодовой показатель недобора урожая под воздействием вредных промышленных выбросов по зерновым культурам составлял в конце 80-х годов 2,7 ц/га, по овощным - 32,3, по кормовым -41,4 ц/га. В прилегающих к Донбассу сельскохозяйственных районах при сильном загрязнении воздуха урожайность зерновым снижается на 20-25%.
Загрязнение окружающей среды ухудшает в первую очередь физические условия существования  людей, кроме того, обусловливает  и прямые потери рабочего времени - невыход на работу из-зa ухудшения здоровья работников, и косвенные - общество вынуждено отвлекать часть рабочей сипы на предотвращение либо ликвидацию последствий загрязнения. 

Остро стоит и проблема ресурсосбережения. Потери материальных ресурсов исчисляются  сотнями миллиардов рублей. В конечное потребление поступает менее трети вовлекаемых в народно-хозяйственный оборот материальных ресурсов. По расчетам специалистов, примерная структура потерь материальных ресурсов в стоимостном выражении такова: 40% теряется у производителя, около 20% - в процессе транспортировки и хранения и 40% - у потребителя. По оценкам одного из руководителей японского "мозгового треста" "Торей" Тадао Моримото, наша страна могла бы обойтись без атомной энергетики, если бы удалось сократить потери энергии в одной только металлургической отрасли, поскольку эти потери по своим объёмам превышают производительность всех наших АЭС вместе взятых.
Необходимость осуществления экологической программы  должна быть осознана и принята всеми, от кого зависит её выполнение, иначе  она обречена на провал. Достижению этой цели способствовало бы в частности  развитие системы мониторинга, а  также обеспечение не только всеохватывающей, но и доступной экологической  информации. Данные по загрязнению  окружающей среды должны быть известны каждому. Немаловажное значение в процессе формирования экологической нравственности имеет и экологическое образование, так как для того, чтобы правильно  применять законы природы, нужно  прежде всего знать их. Осознание  необходимости перемен в сфере  экологии не обязательно должно быть продиктовано нравственными принципами, но не исключается и расчет на получение  определенных выгод: либо материальных, либо таких, как приобретение репутации  в деловом мире и т. п. В любом  случае каждый человек должен быть заинтересован в данных экологических преобразованиях. 

Региональная  экологическая политика
Защита  окружающей среды - проблема общегосударственная. Но практические конкретные меры по ее решению ложатся главным образом  на регионы. Ведь они непосредственно  страдают от нарушения нормального  состояния среды обитания и, к  тому же, обладают необходимой информацией  для отслеживания обстановки и принятия мер. За "центром" остаются научное  обоснование предельно допустимых уровней загрязнения окружающей среды с учетом особенностей отдельных  климатических зон и освоенности  территорий, экологическая оценка и  согласование проектов строительства  крупных объектов межрегионального значения, а также разработка экологически чистых технологий для малых предприятий.
Поэтому говоря о единой системе экологической  защиты, нужно прежде всего иметь  в виду региональную организацию  экологической службы. Основными  направлениями ее деятельности являются :
- контроль  за соблюдением природопользователями  (предприятиями, организациями, физическими  лицами) экологических требований  в соответствии с действующими  нормативами;
- обязательная  экологическая оценка новых объектов  строительства и в случае недостаточной  экологической надежности запрет на их строительство;
- содействие  развитию предпринимательства, способствующего  оздоровлению окружающей среды.
В то же время реализация программ и мероприятий  по нормализации обстановки в зонах  экологического бедствия требует объединенных усилий центра, республик и территориальных образований, поэтому статус, условия, размеры и источники финансирования и ресурсообеспечения по данным зонам нуждаются в урегулировании верхнего уровня управления. 

Роль  предпринимательской  деятельности в улучшении  экологической обстановки.
Важнейшее направление работы органов экологической  службы:
- содействие  созданию и стимулированию деятельности  предприятий, обеспечивающих оздоровление окружающей среды.
Отрицательное воздействие на окружающую среду  может быть полностью или в  значительной степени нейтрализовано путем;
- переработки  отходов в товарную продукцию  с применением экологически чистых технологий;
- повышения  степени использования природных  ресурсов; Небольшие объемы отходов  и недоиспользованных сырьевых  ресурсов могут быть успешно  освоены малыми и средними  предприятиями. Например, отравляющие  вещества можно перерабатывать  в чистый мышьяк. Заместитель  начальника управления Министерства  РФ по сотрудничеству с государствами  - членами СНГ по проблемам  финансирования Ал. Цыганков утверждает, что "если нас с этим мышьяком  пустят на мировой рынок, мы  завалим им всю электронную  промышленность планеты. Но на  создание опытной установки необходимо  как минимум 20 млрд. рублей." Другой  пример
- производство  чистой питьевой воды. Можно организовать  серийный выпуск недорогих очистных  установок. В России есть хорошие  опытные образцы такой техники. В экологии немало направлений, способных принести доход.
Для успешного  содействия развитию предпринимательства, ориентированного на оздоровление экологической  обстановки необходимо создать благоприятную  для предпринимателей среду. Помимо финансовых и правовых льгот, которые  предусмотрены для малого бизнеса  независимо от характера его деятельности, предприятиям, способствующим оздоровлению природной среды, необходимо предоставить льготное налогообложение вплоть до полного освобождения от муниципальных  налогов. Только при такой поддержке  малые и средние предприятия, часто работающие в неблагоприятных  производственных условиях (низкокачественное  сырье, плохие транспортные связи и  т.п.) смогут достичь рентабельности продукции, достаточной для того, чтобы привлекать потенциальных  предпринимателей. Наряду с этим, следует  создавать региональные фонды поддержки предпринимательства. Они должны обеспечивать льготное кредитование и безвозвратное субсидирование строительства и реконструкции таких предприятий, в частности и за счет поступлений в виде штрафных платежей за экологические нарушения, а также добровольных взносов предприятий, общественных организаций, местных органов власти, заинтересованных в экологической чистоте среды обитания.
Помимо  финансовых льгот, непременным условием широкого привлечения предпринимательства  к природоохранной деятельности является создание в регионе экологического информационного центра, располагающего подробными сведениями об экологически неблагополучных объектах и возможных  профилях промышленных предприятий, обеспечивающих оздоровление окружающей среды.
Мало освоена, но перспективна в нашей стране такая сфера деятельности как страхование в области экологии. Система страхования заключается в следующем. Местные власти выделяют на своей территории несколько промышленным предприятий, представляющих наибольшую экологическую   угрозу. Они должны выплачивать страховой компании определенную сумму. Деньги начинают работать, и часть из них идет на природоохранные нужды. Сложность заключается в том, что кто-то должен определить перечень страховых сумм на случай аварии. Если на предприятии произойдет какое-либо ЧП, убытки будет оплачивать страховая компания. поэтому в компании должен быть солидный уставный капитал. Страхование является одним из немногих способов, позволяющих выйти из финансового кризиса, в котором находится российская экология. Деньги, накопленные за счет страхования, можно было бы выделять на развитие таких областей, которые никогда не принесут прибыли.
Кроме того, необходимо утвердить систему  штрафов для тех предприятий, которые не выполняют экологических  требований. По данным контроля за окружающей средой на нарушителей установленных  правил налагаются сейчас различные  штрафные санкции. Однако в существующей форме они малоэффективны и не всегда стимулируют устранение экологически неблагополучных технологических  процессов. Предприятиям обычно проще  уплатить предусмотренный штраф, чем  идти на значительную реконструкцию  производства, Сохранению такой ситуации способствует то, что штрафные платежи  относятся на себестоимость продукции  и не влияют на прибыль предприятия.
Поэтому необходимо изменить систему штрафных санкций за нарушение экологических  нормативов - ввести подвижную шкалу  штрафов - чем дольше во времени предприятие  загрязняет окружающую среду, тем больше размер штрафа. При увеличении выбросов сверх нормы должна прогрессивно расти и плата. При этом источником выплаты штрафов должна быть прибыль. Установленную систему платежей целесообразно пересматривать в сторону ужесточения хотя бы раз в два—три года.
Финансирование  природоохранных  мероприятий в  Российской Федерации.
В условиях децентрализации управления природоохранной  деятельностью, углубления процесса суверенизации  субъектов Рoc-сийской Федерации, перехода к рыночным отношениям, дефицита бюджете процесс гарантированной  финансовой поддержки природоохранной  деятельности на территории страны осложняется. 

Сегодня основными источниками финансирования мероприятий по охране окружающей природной  среды является республиканский  бюджет России, бюджеты республик  в составе РФ, бюджеты автономной области, автономных округов, областей, краев и местный бюджет, а также  Федеральный и территориальный  экологические фонды, собственные средства предприятий.
 Бюджетное финансирование.
Анализ  действующих правовых документов, в  той или иной мере отражающим проблему финансирования природоохранной деятельности, показал, что в формировании бюджетной  системы РФ активную роль начинает играть сфера природопользования и  охраны природы. 8 доходную часть бюджета  всех уровней зачисляются соответствующие  налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами  и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в доходной части  средства согласно законодательным  актам РФ предполагается целевым  назначением использовать на финансирование природоохранной деятельности. В 1995 г., например, на воспроизводство минерально-сырьевой базы были выделены бюджетные ассигнования в размере 337,5 млрд. руб., на финансирование лесоохранных и лесовосстановительных  мероприятий -71,4 млрд. руб.; программ и  инвестиций эколого-ресурсного комплекса - 42,6 млрд. руб., что составляет соответственно 1,8%, 0,38% и 0,22% в общих расходах республиканского бюджета.
Средства  в региональный и местный бюджет поступают за счет платежей в сфере  природопользования и охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать  дотации, субсидии, субвенции, которые  предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ "О  субвенциях республикам в составе  Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу" на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из Федерального бюджета и внебюджетных фондов. Порядок  и условия предоставления и использования  этих субвенций регламентируются указанным  законодательным актом. За период 1987-1992 гг. доля централизованных капиталовложений из бюджетов всей уровней имеет тенденцию  к снижению. Так, если в 1987-1988 гг. они составляли 100% в общем объеме инвестиции, то с 1989 г. из доля снизилась в целом по территории России до 65,7%, в 1991 г. — до 38,5%. По отдельным субъектам Российской Федерации эта доля колебалась от 13% (в Ивановской области) до 83% (в Пензенской).
 Внебюджетные фонды.
Другим  источником финансирования природоохранной  деятельности стали внебюджетные целевые  фонды, создаваемые для исключения остаточного принципа выделения  средств на выполнение природоохранных  мероприятий, перехода к экономическим  методам управления природопользованием  и охраной природы. В настоящее  время формируются следующие  государственные внебюджетные фонды:
- воспроизводства  минерально-сырьевой базы;
- воспроизводства, охраны и защиты лесов;
- восстановления  и охраны водных объектов. Новым  элементом современного экономического  механизма природопользования являются  и внебюджетные экологические  фонды. Последние созданы для  финансирования неотложных природоохранных  задач, восстановления потерь  в окружающей природной среде,  компенсации причиненного вреда  и др. Федеральный, республиканские,  краевые, областные и местные  экологические фонды образуют  единую систему внебюджетных  фондов, формирующихся за счет  средств предприятий-природопользователей (платежи за загрязнение окружающей  природной среды, штрафы и возмещение  по искам за ущерб вследствие  нарушения природоохранного законодательства .
В период, характеризуемый экономической  нестабильностью, сокращением централизованных инвестиций из бюджета, экологические  фонды превращаются в важный источник финансирования природоохранной деятельности. Анализ формирования и использования  средств этих фондов в 1992 г. показал, что большинство регионов использует средства по целевому назначению в  соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и нормативно-правовыми документами. Однако, нередки и случаи нецелевого использования средств экологических  фондов. Так в упомянутом голу из средств экологического фонда было израсходовано; в Балахнинском районе Нижегородской области на строительство  дорог, гаражей, выдачу беспроцентных  ссуд коммерческим структурам - 3,5 млн.руб. (46% средств фонда); Чукотском АО на оплату коммунальных услуг — 1 млн., Омской области на строительство  мостовых переездов — 1,7 млн. руб. и  т.д. Это обусловливает необходимость  четкого контроля со стороны государственных  органов власти и территориальных  органов Министерство природы РФ за поступлением и целевым использованием средств экологических фондов. Кроме того, следует укрепить механизм управления экологическими фондами, придав им статус юридического лица с обязательным утверждением дирекции и правления фонда (сегодня на правах юридического лица действует лишь 24% территориальных фондов).
Наблюдается тенденция возрастания доли инвестиций за счет средств экологических фондов. Объем капиталовложений, используемых на строительство природоохранных  объектов, составил в 1993 г. примерно 1,4% общего объема инвестиций за счет всех форм собственности, в 1992 г. - 1%. Сокращение объема финансирования природоохранных  мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней повышает роль экологических  фондов. Однако сложное экономическое  положение предприятий, снижающее  их платежеспособность, стремительный  рост цен на работы и услуги, значительно  опережающий темпы накопления средств  в фондах, их девальвация вследствие длительного промежутка времени  между начислением платежей, их поступлением и использованием, низкая финансовая дисциплина приводят к малой эффективности  использования этих средств. Наибольшая доля капиталовложений на строительство  природоохранных объектов зa счет средств  экологических фондов в общем  объеме финансирования природоохранных  мероприятий составила в 1993 г. в  Саратовской области 32,5%, Иркутской - 22,6%, Брянской - 16%.
Собственные средства предприятий.
В нынешних условиях значительно возрастает роль предприятии, которые являются основными  исполнителями природоохранных  мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами. Например, по данным территориальных  комитетов по охране природы, финансовое обеспечение реализации экологических  программ в г.Фокино Брянской области, в городах Шахты, Белая Капитва и Таганрог Ростовской области полностью осуществляется зa счет собственных средств местных предприятий.
Доля  средств предприятий и организаций в общем объеме капиталовложений, направляемых в природоохранную деятельность имеет тенденцию к увеличению. В 1989 г. она составляла 34,3%, а в 1991 г. - 56,3%. Наибольшая их доля наблюдалась в Архангельской области (88%), Самарской (82,5%), Тюменской и Челябинской (79,2%). Для сравнения: в США частный сектор финансирует около половины ассигнований на природоохранные мероприятия. 

Конечно, на практике спектр привлекаемых средств  из различных каналов разнообразнее. Источниками ресурсов финансирования природоохранной деятельности также  могут быть различные сочетания  средств бюджетов всех уровней , собственные  средства предприятий, внебюджетные экологические  фонды, кредиты банков, займы в  инвалюте, средства населения. Однако действия территориальных органов  в регионах по инвестированию природоохранных  мероприятий из различных источников финансирования не всегда должным образом  координируются, и это ведет к  дублированию, распылению материальных, трудовых и денежных средств. Вот  почему должны быть четко разграничены функции, выполняемые соответствующими органами управления при осуществлении природоохранной деятельности на территории.
По данным Госкомстата Российской Федерации, в 1993 г. объём капиталовложений на природоохранные  мероприятия за счет всех источников финансирования составил 592,8 млрд. руб., примерно столько же в 1992 г. Против 1990 г. эти объёмы сократились на 20%. На уменьшение объёма этих вложений повлияла дестабилизация бюджетно-финансовой системы  РФ, неплатежеспособность предприятий, рост инфляции, сокращение производства, а также процесс становления  и упорядочения деятельности территориальных  экологических внебюджетных фондов.
Тенденцию изменения источников финансирования природох-ранной деятельности в среднем  по территории России при сохранении существующей инвестиционной политики можно охарактеризовать следующим  образом. В ближайшие годы не следует  ориентироваться на выделение средств  из бюджетов всех уровней. Строить политику инвестирования природоохранной деятельности нужно, используя собственные средства предприятий и организаций, средства экологических фондов, а также  привлекая различных инвесторов .
Вывод.
Единственный  путь кардинального снижения выбросов,  приемлемый  для развивающихся стран, в том числе и для России – радикальное преобразование технологической  структуры  российской  экономики  на  основе   экологизации производства.  Желаемая  перестройка  воспроизводственной  структуры   будет возможна, если западные инвесторы  будут  финансировать  распространение   в развивающихся странах экологически чистых технологий. К сожалению, по  опыту России большинство инвестиционных проектов со стороны зарубежных  партнеров предполагает наращивание нагрузки на природно-ресурсный потенциал. 
 
 
 
 
 
 
 

Рыночные  регуляторы природопользования.
В соответствии с теоремой Р. Коуза рыночная экономика  добивается эффективного использования  природных ресурсов благодаря четкой системе прав собственности, закрепленной законодательно. В процессе переговоров  между собственником и лицом, осуществляющим природопользование, определяется объем выплаты компенсаций собственнику за нанесение ущерба его собственности. Этот приведет к уменьшению производства и загрязнения до уровня, при котором  чистая прибыль производителя не превышает компенсируемых им предельных экстернальных издержек. В противном  случае соответствующие расходы  вынужден нести собственник, компенсируя  производителю сокращение объемов  его производства до уровня социального  оптимума.
Положения теоремы Коуза построены в  рамках общих представлений классической школы. Поэтому они в значительной степени абстрактны. В частности, теорема не учитывает особенностей институциональной структуры общества; различий в уровнях жизни и  затрат в различных странах, регионах, социальных группах (это особенно важно  в связи с невозможностью транспортировать многие природные ресурсы); сложности  идентификации природопользователя; высокий уровень трансакционных издержек при реализации прав собственности  как собственником, так и пользователем  ресурсов; различный уровень монополизации  производства и реализации продукции. 

К основным причинам провалов рынка в сфере  природопользования следует отнести:
    наличие экстерналий (внешних эффектов);
    локализация рынков природных ресурсов, препятствующая установлению мировых и даже национальных цен;
    урегулированность прав собственности на многие природные ресурсы;
    долгосрочность воспроизводственных процессов, существенно превышающая период воспроизводства индивидуальных капиталов.
К мероприятиям с четко выраженной экологической  ориентацией относятся:
    введение "экологических" налогов;
    установление штрафов за загрязнение окружающей среды;
    введение платности природопользования; принятие природоохранных стандартов и нормативов;
    разработка и реализация отраслевых и региональных экологических программ.
 
Следует отметить существенное, хотя и косвенное  воздействие макроэкономической политики на характер природопользования. Например, сокращение бюджетного дефицита, как  правило, приводит к уменьшению планируемых  природоохранных мероприятий. Понижение  курса национальной валюты приводит к стимулированию экспорта, но в  то же время поощряет дополнительную эксплуатацию природных ресурсов. Стимулирование иностранных инвестиций приводит к  расширению, как правило, природоемких, экологически опасных производств.
Своеобразную  проблему представляет собой антимонопольное  регулирование в отраслях, связанных  с эксплуатацией природных ресурсов. Монополистические структуры, располагающие  большими возможностями лоббирования своих интересов, уделяют проблеме восстановления природной среды  минимальное внимание, уменьшая издержки и присваивая монопольную ренту. В то же время государство не может  осуществлять в сфере природоемких производств стандартные антимонопольные  инструменты: принудительное расчленение, ограничение слияний и поглощений, ограничение капитала предприятий некоторой максимальной величиной, поскольку данные производства требуют больших капитальных затрат, высокой степени концентрации капитала.
В современной  системе государственного регулирования  природопользования можно выделить:
    введение и расширение практики платного природопользования;
    систему экономического стимулирования природоохранной деятельности;
    установление платы за загрязнение окружающей среды;
    развитие рынка природных ресурсов;
    совершенствование ценообразования с учетом экологической целесообразности продукции и ее природоёмкости;
    создание экологических фондов;
    реализацию экологических программ;
    продажу прав на загрязнение;
    внедрение системы экологического страхования;
    введение "зеленых" налогов;
    совершенствование системы субсидий.
 
Введение  платного природопользования направлено на обеспечение учета экологического фактора в экономике, рациональное использование природных ресурсов.
Среди платежей за природные ресурсы можно  выделить плату за право пользования  природными ресурсами и за воспроизводство  и охрану природных ресурсов. Плата  за право пользования природными ресурсами направлена на реализацию прав собственника (государства или  частного лица, организации). Она представляет собой способ изъятия ренты. 

Другим  способом реализации платности природопользования является введение штрафов, иных санкций  за нерациональной использование природных  ресурсов и загрязнение окружающей среды. Штрафы и другие санкции налагаются за несанкционированное складирование  отходов, почворазрушающую обработку  земель, загрязнение почвы, воздушной  и водной среды токсичными материалами  сверх допустимых нормативов.
К системе  экономического стимулирования рационального  природопользования относят: налогообложение, субсидирование, льготное кредитование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию основных фондов, используемых в целях охраны природы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.