На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура общения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Культура  общения как социальный и личностный феномен  

В настоящее время  наблюдается повышенный  интерес к проблемам человеческого взаимодействия, в том числе его совершенствования, который обусловлен, на наш взгляд, повышением самоценности общения в современной действительности. Научно-технический прогресс, развитие средств массовой коммуникации и информации, процесс урбанизации приводят к невиданному ранее расширению контактов между людьми и  превращаютобщение в специфическую деятельность, выступающую в качестве условия и подсистемы практически любой предметной деятельности.
Вопросы межличностных  отношений, человеческих коммуникаций стали объектом пристального внимания представителей различных наук: философии, культурологии, психологии, языкознания, педагогики и др. Каждая наука исследует свое проблемное поле общения.
С нашей точки  зрения, первоначальным и центральным  понятием среди всех прочих, характеризующих  общение человека, является «культура  общения».
Поиск его смыслового значения зиждется на определении точек  пересечения двух ее основополагающих понятий –  культуры и общения.
Культура (от «cultura» – «возделывать, обрабатывать») как сложный феномен не имеет однозначного  толкования и предстает у различных авторов в виде совокупности материальных и духовных ценностей,  «второй» природы, человеческого мира,  результата и/или способа человеческой деятельности, системного качества общества  и др. 
В антропологии культура – это образ жизни, которому следует  община или племя; социологическое  обозначение для наученного поведения, т.е. поведения, которое не дано человеку от рождения, а должно усваиваться  каждым новым поколением заново путем  обучения у взрослых людей.  В социологии под культурой понимают общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. 
Мы опираемся на понимание культуры, предложенное Л.Н. Коганом, в котором подчеркивается двойственность культуры: с одной стороны, культура – мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей, с другой – качественная характеристика человеческой деятельности, показывающая «насколько последняя (в любой сфере) выступает реализацией сущностных сил, творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам» [9, С. 55].
Материальные и  духовные ценности культуры, созданные  предшествующими поколениями общающихся индивидов, представляют для живущих сейчас практическую ценность. В этих ценностях содержатся одновременно нравственно сущее и нравственно должное, определяющие правила общения людей друг с другом.
Культура – это  достояние общества в целом, и, говоря о культурных нормах общения, в первую очередь необходимо отталкиваться  от общечеловеческих ценностей. Общественной формой, делающей возможной отношения  между людьми во всем их конкретном многообразии является мораль. Она  связывает людей до всех связей, очерчивает тот идеальный универсум, внутри которого только и может разворачиваться  человеческое бытие как человеческое. Характерные особенности морали – объективность, общезначимость, необходимость.  В середине первого тысячелетия до нашей эры возникает фундаментальное правило нравственности – «золотое правило»: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Мораль (этика) общения – это совокупность гуманистических норм, ценностей, принципов отношений между людьми. В качестве норм человеческих отношений гуманизм утверждает уважение достоинства личности, принципы равенства, справедливости, человечности. В системе ценностных ориентаций нравственные привычки, потребности, чувства, убеждения являлись и являются важнейшими мотивами поведения человека.
Этикет (от фр. «etiquette» – «ярлык, этикетка») – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий; поведение в общественных местах, манеры и одежда). Педантичное следование правилам этикета не делает общение высоко культурным. Все внешние формы, способы общения должны выражать безусловное уважение достоинства партнера по общению.
Другим базовым  понятием нашего исследования выступает  общение. «Общенье» у В.И. Даля – это «сообщенье, сообщество, взаимное обращение»; «общаться» значит «приобщаться, соединяться, быть заодно, знаться, водиться, обращаться, дружиться» [6, С. 53].
В соответствии с  этим подходом, мы будем понимать общение как сложный процесс, включающий в себя передачу и обмен информацией, взаимодействие, взаимопонимание людей в сложившейся системе общественных отношений.
Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение  выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих  этих индивидов. Общение – безусловный  спутник человеческой истории и  повседневной деятельности людей. С  помощью общения осуществляется «перевод» объективного в субъективное, общественного в личностное, социального в индивидуальное и наоборот.
Как мы видим, здесь  заложена идея о культуре как образе жизни общности, имеющая распространение  в антропологии. При таком подходе  культура общения выступает как  совокупность общих, стандартизированных, социально-наследуемых форм общения. К ним автор относит и инвективы  – бранные слова и выражения. В узком смысле, с точки зрения исследователя,  культура общения включает в себя только те формы поведения, которые соответствуют моральным нормам, эстетическим представлениям и привычным ожиданиям.
Итак, культура общения  как социальное явление понимается исследователями по-разному, но все  они отмечают самую главную черту  данного феномена – его нормативность. Социальные нормы – это «правила поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц» [13, С. 131]. Благодаря появлению этих правил общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же случаи поведения только в индивидуальном порядке.
Резюмируя, можно  отметить, что, с одной стороны, культура общения общества – это степень развития духовных богатств общества в сфере человеческих взаимоотношений: гуманистических принципов и ценностей, этических и этикетных норм, системы знаний в области общения (рис. 2), определенный уровень овладения ими, и степень их использования. 
В процессе овладения  духовным богатством общества в сфере  человеческого общения происходит превращение внешних форм регулирования  поведения человека во внутренние –  требования общества становятся знаниями, убеждениями, потребностями, привычками, которые в единстве с эмоционально-волевыми качествами являются мотивами поведения  человека, выступают в роли самооценки, самоконтроля, обеспечивая единство общественных требований и поведения  человека.
В связи с этим особый интерес представляет изучение культуры общения личности и все, что связано с этой проблемой.
Мы рассматриваем культуру общения личности как сложное личностное образование, характеризующееся степенью усвоения, принятия, применения и обогащения  личностью духовных богатств общества в сфере общения (ценностей, норм, научных знаний). Здесь просматривается единство духовной и поведенческой составляющих культуры общения человека.
Духовная составляющая культуры общения личности включает в себя ее отношение к культуре общения общества – социальным духовным богатствам общества – морали, этикету, знаниям. Поведенческая – характеризует реальное поведение личности в общении с людьми. Усвоение норм составляет важную, но не определяющую общественного поведения личности. Нередко нарушения норм общения сочетаются с хорошим знанием нормативных правил. На это обращают внимание многие исследователи и, несмотря на наличие многосторонности в понимании сущности рассматриваемой культуры выделяют схожие ее компоненты:
- ценностный –  характеризующий  значимость для личности норм и ценностей гуманистического общения;
- когнитивный компонент,  представляющий собой знания  и умения личности в области  общения;  
- поведенческий, характеризующий реализацию  ценностей,  норм  и правил в ситуациях повседневного общения.  

Только гармоничное  сочетание представленных в структуре  культуры общения элементов обеспечивает ее действенное функционирование. Следовательно, культура общения, это – не просто способности, или совокупность знаний и умений, или простое следование нормам этикета. Это личностное образование характеризует, в первую очередь, значение для личности накопленных обществом духовных богатств в сфере общения, которая отражается в личностно-значимом элементе культуры общения человека и находит свое выражение в желаниях, интересах, идеалах, ценностных ориентациях, убеждениях личности. Информация о ценности культуры общения, ее функциях, нормах  может вызывать как положительное так и отрицательное эмоционально-рациональное отношение к ней личности. В случае признания у человека появляется желание культурно общаться, формируется интерес к нормам и ценностям общения, складывается убеждение в необходимости следования культурным нормам во взаимоотношениях с другими людьми, вырисовывается цель-идеал высоко культурно-общающегося человека.
Отсутствие осознания  полезности культуры общения как  ценности приводит к тому, что индивид, если и следует культурным нормам общения, то делает это вопреки своему влечению и интересам. Личность в  этом случае «склоняется перед нормой, но не возвышается до нее» [17, С. 107]. Только когда общественно-значимое становится личностно значимым, осуществление культурных поступков является не просто долгом, но и потребностью. Таким образом, рассматриваемый нами компонент культуры общения характеризует не просто значение последней для личности, но и ее мотивацию к культурному взаимодействию.
Когнитивный элемент составляют знания в области общих положений о культуре общения, этики, этикета, психологии общения.
Поведенческий элемент культуры общения личности характеризует реализацию  усвоенных ценностей,  норм, знаний на практике, в ситуациях повседневного общения, включает в себя умения культурного взаимодействия, рефлексию культурной стороны общения,  ее коррекцию, творческое отношение к общению. В случае отсутствия данного компонента, когда полученная извне информация  хранится во внутреннем багаже знаний личности и не используется ею в жизни, культура общения теряет всякий смысл. 
В процессе усвоения  культуры общения социума происходит изменение позиции личности от роли стороннего наблюдателя к заинтересованности, от заинтересованности к готовности и убежденности, а затем и к деятельности, соответствующей системе интернализованногоопыта общения. Таким образом, в соответствии со структурой личности, личностная форма культуры общения, прежде всего, затрагивает опыт личности (знания, умения, привычки) и ее направленность (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения). Социальные ценности культуры общения «переходят» в структуру направленности личности, а накопленные человечеством и конкретным народом знания – в личностный опыт.
Рассмотрим функции  культуры общения личности.
И.Ф. Петровой [15] предлагается следующая иерархия основных функций  культуры общения личности:
- ценностная, предоставляющая  личности возможность выбора  ценностей, соответствующих ее  потребностям, интересам и идеалам;
- познавательная, состоящая в познании самого себя через познание другого человека;
- регулятивно-нормативная, осуществляемая через систему правовых, нравственно-этических норм и требований общества, традиций и обычаев;
- информативная, обеспечивающая сохранение и передачу социального опыта, а также организацию совместной деятельности;
- семиотическая,  представляющая накопленный человечеством  культурный опыт в виде определенных  знаков и способствующая приобщению  личности к культуре своего  времени;
- социально-психологическая, направленная на создание в общении оптимальных с психологической точки зрения условий.
Культура общения  является одной из сторон базовой  культуры личности, которая в свою очередь представляет собой комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, ценностных ориентаций и т.д.), позволяющий  жить человеку в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать  и общество, и индивидуальное своеобразие  своей личности. Культура общения  – это важнейшее условие удовлетворения индивидом отношениями с окружающими  и жизнью в целом, необходимая предпосылка эффективной трудовой деятельности, одно из непременных условий психического, эмоционального, интеллектуального, социального развития личности.
Как уже было отмечено, культура общения личности рассмотренная в  своем предметном бытии характеризует некий результат «вхождения» отдельно взятой личности в мир культурных человеческих взаимодействий. Однако мы не можем считать данную характеристику личности итоговой. Период усвоения культуры не имеет каких-либо возрастных или временных границ, продолжается всю жизнь и никогда не завершается. Процесс развития человеческой личности в принципе бесконечен.
Развитие человека, в том числе его культурное развитие, идет в направлении совершенствования  личностных качеств, обеспечивающих возможность  существования личности как индивидуальности и как единицы общества. Через  присвоение ценностей и норм общения  происходит развитие культуры общения  личности.
Уже в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет), когда ребенок  только начинает входить в мир  социальных отношений, он постепенно овладевает нормами поведения, осваивает первоначальную идентификацию взаимодействия людей, вступает на путь развития эмоциональной  причастности к человеческому роду.
Особенно заметно  развитие культуры общения происходит в дошкольном возрасте (с 3 до 7 лет). Ребенок учится позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими  людьми, продвигается в развитии речевого общения и общения посредством  выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.