На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность налогового планирования в организации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Из  содержания предпринимательской деятельности вытекает естественное стремление хозяйствующих  субъектов к экономическому росту. В условиях нестабильной внешней  среды, неопределенности условий хозяйствования эффективность работы организации  во многом зависит от состояния планирования самой организации. Чем выше уровень неопределенности, вызванный нестабильностью в обществе, тем большее значение приобретает планирование. При этом одним из основных инструментов регулирования экономического роста хозяйствующих субъектов являются налоги. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках организации. Управление налогообложением в организации все чаще входит в практику процесса хозяйственной деятельности. Среди способов управления налогообложением важное место занимает налоговое планирование, при котором налогоплательщик    постоянно анализирует налоговые последствия осуществляемых им сделок. Налоговое планирование является составной частью системы планирования в организации и позволяет прогнозировать ее налоговые отчисления в краткосрочном и долгосрочном периодах, оперативно и эффективно управлять имеющимися ресурсами и денежными потоками, существенно снизить риск финансовых затруднений и избежать налоговых последствий за несвоевременное исполнение обязанностей налогоплательщика.
     Актуальность  темы порождает возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства, которая определяется рядом факторов. Потребность в  налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства. В качестве других факторов можно назвать увеличение размеров фирмы, усложнение форм ее деятельности, подвижность внешней среды, новый стиль руководства персоналом.
     Недостаточная теоретическая проработка и отсутствие четкой системы налогового планирования на практике, позволяющей всесторонне  моделировать эффективные предпринимательские  решения с учетом налогового фактора, свидетельствуют о незадействованности всех возможных резервов для оптимизации налогообложения с целью увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Именно поэтому в современных условиях так важно всестороннее изучение теоретических и практических аспектов налогового планирования, прежде всего, в системе управления финансами хозяйствующих субъектов.
     Цель  работы – исследовать теоретические  и организационные основы налогового планирования в организации, которое  является одним из важнейших элементов системы управления предприятием в условиях действующей системы налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические  основы налогового планирования  в организации
    Налоговое планирование является составляющим звеном менеджмента на предприятии и обусловлено стремлением и одновременно правом налогоплательщика уменьшить налоговые обязательства на основе действий, не противоречащих законодательным актам и не нарушающих права других лиц, а также самим налоговым законодательством, предусматривающим различные налоговые режимы.
    Следуя  логике научного подхода к изучению экономических категорий, необходимо кратко и исчерпывающе разъяснить отличительные  признаки понятия налоговое планирование.
    Имеющиеся в экономической литературе понятия  налогового планирования целесообразно объединить в две основные группы. Ряд авторов основываются на подходе к определению налогового планирования c точки зрения минимизации налоговых обязательств налогоплательщика. Определения второй группы авторов основано на налоговой оптимизации.  
Большинство авторов придерживаются позиции налоговой минимизации.

    Однако  происходит постепенная эволюция взглядов: например, А.В. Брызгалин, первоначально  придерживавшийся позиции налоговой  минимизации, в дальнейшем перешел  к налоговой оптимизации. Следует обратить внимание, что минимизация и оптимизация налогообложения – это не одно и тоже. Если налоговая минимизация – это максимальное снижение всех налогов, то налоговая оптимизация - это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и проектов. Кроме того, стремление минимизировать налоговые обязательства может помешать текущей деятельности предприятия, вступить в противоречие с целями финансового менеджмента и привлечь излишнее внимание со стороны контролирующих налоговых органов.
    Анализ  имеющихся определений налогового планирования позволил выделить основные характеристики, присущие налоговому планированию,
которые необходимо учесть в определении:
- налоговое  планирование представляет собой  вид управленческой деятельности  по оптимизации собственной налоговой  нагрузки; 
- налоговое планирование осуществляется в рамках стратегического планирования; 
- налоговое планирование должно проводиться на основе системного подхода; 
- налоговое планирование носи легитимный характер. [2, С.185]

    Следует отметить, что ни одному автору не удалось  дать определение понятия налогового планирования, в котором бы нашли  отражение все названные черты. Наиболее удачным является определение Е.С. Вылковой и М.В. Романовского: «Налоговое планирование – это неотъемлемая часть управления финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования». В определении учтено большинство характеристик налогового планирования. Недостатком определения является то, что в нем налоговое планирование представлено как процесс, однако налоговое планирование является не только процессом, но и деятельностью организации.
    Из  имеющихся в экономической литературе определений налогового планирования наиболее корректным нам кажется определение налогового планирования, предложенное кандидатом экономических наук О.Г. Стороженко.
    Налоговое планирование – законная деятельность хозяйствующего субъекта в рамках общего стратегического планирования бизнеса, направленной на выявление возможности налоговой экономии и учет налоговых последствий в деятельности организации, в основе которой лежит системный подход.
    Сущностью налогового планирования является признание  за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения и оптимизации своих налоговых обязательств. Сущность налогового планирования проявляется так же в выполнении им определенных функций..
    Как любая экономическая категория налоговое планирование строится на определенных принципах. На наш взгляд, основными принципами налогового планирования являются законность, обязательность, эффективность, перспективность, взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации.
    Законность  подразумевает соблюдение требований действующего законодательства при  осуществлении налогового планирования.  
Платить налоги обязанность нежелательная, но неизбежная, платить их необходимо только в размере минимально установленных сумм. Это сущность принципа обязательности.

    Эффективность означает использование возможностей, предоставленных законодательством, и инструментов доступных для  конкретной организации, обеспечивающих налоговую экономию больше, чем затраты, связанные с их применением.
    Перспективность так же является важным принципом  налогового планирования, который означает предвидение последствий некорректного  применения различных методов и  схем налоговой оптимизации, которые  могут повлечь за собой крупные финансовые потери.
    Взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации предполагает, что планировать  налоги необходимо в постоянной связи  с общим планированием бизнес-процессов  организации, так как в результате изменения различных параметров деятельности изменяются и суммы налогов, подлежащих начислению и уплате.
    В зависимости от масштабов построения различают следующие виды налогового планирования:
- государственное  – направлено на реализацию  государством своих функций в  различных областях государственного регулирования;
- на  уровне субъектов – предусматривает  выработку и оценку управленческих  решений исходя из целевых  установок организации и учета  величины возможных налоговых  последствий. Организации стремятся  максимизировать свой доход и  прибыль. С этой позиции основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов. А это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но и оптимальное распределение налоговых платежей по времени.
    В зависимости от периодов налогового планирования различают: 
- кратковременное налоговое планирование – при текущем планировании возможны использование пробелов законодательства, учет налоговых льгот, нововведения и прочее;

- долговременное  или стратегическое планирование  – возможны учет специфики  объекта и субъекта налогообложения,  особенностей методов налогообложения,  использование налоговых убежищ, налоговых режимов отдельных  стран, применение международных  соглашений и прочее. 
Под текущим налоговым планированием понимается совокупность методов, позволяющих налогоплательщику уменьшать налоговое бремя в течение ограниченного периода времени и/или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. При этом необходимо отметить, что элементы текущего налогового планирования носят не только инициативный, но и императивный характер. К числу последних можно отнести принятие организацией учетной политики и выбор варианта налогового учета.
 
 
 

    2. Этапы налогового планирования
    Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые, как считает российский экономист Евстигнеев Е.Н., не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика.
    До  регистрации и начала функционирования организации необходим ответ  на общие вопросы стратегического  характера. Объединение их в группы дает представление об этапах налогового планирования.
    На  первом этапе происходит появление  идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение  вопроса о возможном использовании  налоговых льгот, предоставляемых законодателем.
    Второй  этап характеризуется выбором наиболее выгодного с налоговой точки  зрения места расположения производств  и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.
    Третий  этап налогового планирования в организации подразумевает выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом. 
Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

    Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия, с целью анализа  налоговых льгот. Налоговое поле может быть представлено в виде перечня  и характеристик налогов, взимаемых с юридического лица, с указанием основных параметров налога. В частности, к таким параметрам налога относятся: источник платежа, бухгалтерская проводка, налогооблагаемая база, ставка, сроки уплаты, пропорции перечисления в бюджеты разных уровней, реквизиты организаций, куда делаются перечисления, льготы или особые условия исчисления налога. На основе проведенного анализа формируется план использования льгот по выбранным налогам.
    Пятый этап представляет собой разработку (с учетом уже сформированного  налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и прочее. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.
    Шестой  этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.
    Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного налогового учета и  контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. [3, С.296]
    Анализируя  данный подход необходимо отметить его  особенность, а именно – деление  этапов налогового планирования на две  группы: этапов до регистрации и  начала функционирования организации  и этапов текущего планирования. Данный аспект можно рассматривать как с положительной стороны, так как существует четкое деление мероприятий налогового планирования, так и с отрицательной стороны, так как, на наш взгляд, такое деление ограничивает возможность принятия решений стратегического характера в процессе деятельности организации. Минусом данного подхода можно считать то, что автор не выделяет как этап оценку эффективности налогового планирования, так как любая деятельность должна быть направлена на достижение определенных результатов. Так же на наш взгляд, не совсем корректным является утверждение данного автора, что налоговый режим возникает при выборе организационно-правовой формы юридического лица.
    Оперативное налоговое планирование осуществляется по двум основным направлениям.
    Первое  направление – расчет, анализ, управление налогооблагаемыми базами по группам  налогов, объединенных по тем или  иным признакам и составление  на этой основе планов налоговых платежей.
    Второе  направление оперативного налогового планирования – составление многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии тех или иных управленческих решений и определение критериев выбора оптимального варианта. Это очень важный аспект планирования, зачастую недооцениваемый руководителями организаций.
    Оперативное налоговое планирование включает также  оценку последствий направления  инвестиций организации, размещения его  прибыли и активов и определения  наиболее рациональных путей уплаты налогов. На данном этапе необходимо учитывать два аспекта: во-первых, виды и размеры предоставляемых льгот по тем или иным направлениям инвестиций и, во-вторых, различные варианты налогообложения при получении доходов от вложений.
    Завершающий этап налогового планирования – оценка его эффективности. Любое планирование бессмысленно без сравнения полученных результатов с запланированными.  
 
 
 
 
 

 
3. Организационные основы налогового планирования

    В настоящее время еще достаточно немного предприятий, на которых  хорошо организовано налоговое планирование. Существует мнение, что организация налогового планирования и его объемы зависят от величины налогового давления (нагрузки) на предприятие.
    Необходимость мероприятий налогового планирования по степени налоговой нагрузки можно  представить следующим образом. 
При налоговой нагрузке 10-20% потребность в мероприятиях налогового планирования минимальна. Для исключения налоговых рисков достаточно четко вести бухгалтерский учет и внутренний документооборот, использовать прямые льготы.

    Если  налоговая нагрузка на предприятии  составляет 20-40 %, потребность в налоговом планировании выражается в регулярных мероприятиях. Налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, ведется специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов. Необходимо иметь специально подготовленный персонал, осуществлять контроль и руководство со стороны финансового директора. 
При значении показателя налоговой нагрузки 40-60% потребность в налоговом планировании выражается в обязательном использовании мероприятий налогового планирования, которое становится элементом создания и стратегического планирования деятельности организации по всем внешним и внутренним направлениям. Для организации налогового планирования необходимо иметь специально подготовленный персонал и организовать тесное взаимодействие со всеми службами, налоговые консультанты должны проводить обязательный налоговый анализ и экспертизу любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций.

    При налоговой нагрузке более 70% ситуацию можно считать критической. Вряд ли в этом случае целесообразно вести бизнес в дальнейшем. Единственно правильным действием налогоплательщика будет изменение сферы деятельности и (или) территории осуществления бизнеса. 
Налоговая нагрузка (доля налоговых платежей) рассчитывается как суммарная доля налоговых платежей, причитающихся организации, за рассматриваемый период в добавленной стоимости продукции, произведенной организацией за тот же период. [4, C.139]

    Во-первых, налоговое планирование, если под ним понимать планирование с целью оптимизации налоговых платежей, не может зависеть только от уровня налоговой нагрузки на предприятие. Если предприятие воспринимает концепцию налогового планирования, то его реализация может проводиться при любом, даже наименьшем уровне налоговой нагрузки. При этом должны использоваться все возможные инструменты, формы и методы налогового планирования; конечно, подчеркнем, лишь те инструменты, формы и методы, которые не нарушают действующее законодательство.
    Во-вторых, наличие на предприятии специального структурного подразделения, которое  занимается налоговым планированием, его штат, возможность обслуживания в аудиторских и консалтинговых фирмах не столько будут зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие, сколько от ее финансовых возможностей.
    Если  у предприятия нет средств  на организацию службы налогового планирования, то даже при высокой налоговой  нагрузке оно не сможет ее организовать. Поэтому каждое предприятие, формируя службу налогового планирования, должно исходить, во-первых, из того, какие средства оно может выделить на организацию такой деятельности, и, во-вторых, смогут ли эти затраты окупиться, а если окупятся, то за какое время. Конечно, на малых предприятиях, где кроме рабочих, есть только руководитель (директор) и бухгалтер, ни о какой специальной службе речь идти не может, а функции налогового планирования должны на себя взять они самостоятельно. На больших предприятиях, где, как структурные подразделения, уже организована бухгалтерия и планово-финансовый отдел, обязанности по выполнению таких функций целесообразно возложить на одного из работников этого отдела или сформировать группу налогового планирования. 
Что касается крупных предпринимательских структур, то в их организационной структуре следует формировать специальные отделы налогового планирования.

    В организации служба налогового планирования осуществляет следующие функции:
- готовит  среднесрочные и долгосрочные  комплексные налоговые планы,  согласовывает и взаимно увязывает  все их разделы, организует контроль за выполнение подразделениями плановых налоговых заданий, а также статистический учет по показателям налогового планирования, периодической отчетности в установленные сроки, систематизацию статистических материалов;
- подготавливает предложения по конкретным направлениям изучения практики налогового планирования в российских и зарубежных организациях с целью определения перспектив развития организации;
- осуществляет  координацию проведения исследований, направленных на повышение эффективности мероприятий налогового планирования; 
- дает необходимые рекомендации по вопросам налогообложения с целью предупреждения просчетов и ошибок, которые могут повлечь штрафные и другие санкции, снизить прибыль и отрицательно повлиять на репутацию организации; 
- участвует в рассмотрении исков к налоговым, таможенным органам в арбитражных судах;

- следит  за изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативные правовые документы;
- осуществляет  методическое руководство и организует  работу по налоговому учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности в целях налогообложения, разработку рациональной с точки зрения налоговых последствий учетной политики;
- осуществляет  контроль за соблюдением порядка  оформления первичных документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды;
- экономических стандартов, внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной информации; 
- оказывает методическую помощь работникам подразделений организации по вопросам налогообложения и налогового учета, контроля, отчетности и экономического анализа.[5, C.424]

В случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых  платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию.
    Руководитель  предприятия принимает решение  относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации.
    Юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами.
    Бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить.
    Специалист  по налоговому планированию оценивает  всю информацию, которая поступила  от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы.  

Заключение
    Налоговое планирование является составной частью финансового менеджмента и занимает в ней специфическое место, что  обусловлено тем, что налоговый  аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов. Налоговая экономия увеличивает собственные финансовые ресурсы предприятия, поэтому конечной целью налогового планирования является не только и не столько оптимизация налогов, а в рамках достижения основных целей предпринимательской деятельности предприятия повышение его финансовой устойчивости и значимости. 
В настоящее время назрела острая необходимость выделения налогового планирования в отдельное самостоятельное направление науки и практики управления финансами организации, определения его места в системе финансового менеджмента, систематизации накопленных разрозненных теоретических знаний и фрагментарного практического опыта в целях обеспечения устойчивого роста благосостояния российских организаций и развития экономики страны. Требуется формирование новых подходов к налоговому планированию как важнейшей составной части управления финансами, оценки его влияния на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Значимость налогового планирования обусловлена тем, что с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организации, а также существенными величинами налоговых платежей в общей сумме ее расходов, высоким уровнем налоговой нагрузки, тяжестью налогового бремени предприятий.
 
 
 
 
 
 

     
Список использованной литературы

1. Налоговый  кодекс Российской Федерации.  Часть первая и вторая [Текст]: федеральный закон от 31 июля 1998г  №146- ФЗ (по состоянию на 5 октября  2009 года)// - М.: Юрайт, 2009. – 669с.
2. Ройбу А.В. Налоговое планирование. Схемы минимизации налогов в современном российском правовом поле: практическое руководство./А.В. Ройбу/[Текст]– М.: Эксмо, 2006,-285с.
3. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения:
практическое  руководство./Т.Ю. Сергеева/[Текст] – М.: Экзамен, 2006,-392с.
4. Бабленкова  Н.А. Прогнозирование и планирование  в налогообложении./Н.А. Бабленкова/[Текст]-М.: Экономика, 2009,- 351с.
5. Жидеова Е.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие./Е.Ю. Жидкова/[Текст]-М.: Эксмо, 2009,- 480с.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.