На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок.

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ аЛТгтУ ИМ. и.И. пОЛЗУНОВА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           РЕФЕРАТ
                                          НА ТЕМУ:
«ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ПЕРИОД НАПРЯЖЕННЫХ УМСТВЕННЫХ НАГРУЗОК. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ». 

                                                                                                    Выполнила: Фидиркина Ю.Н. ДИЗ-81
                                                                                                    Проверила: Арсентьева И.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              Г. Барнаул 2011 год
Содержание:
стр. 

Введение 4 
 

1 Взаимосвязь физической  и умственной деятельности человека 4 

  2 Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации 5 

3 Утомление при  физической и умственной работе 6 

         4 ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ…………………10 

5 Средства физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую работоспособность  11 
 

заключение 12 

список  литературы 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение
       Функциональная  активность организма человека характеризуется различными двигательными процессами и способностью поддерживать высокий уровень психических функций при выполнении напряженной интеллектуальной (умственной) деятельности.
       В последние годы возросло внимание к  использованию средств физического  воспитания для совершенствования  учебного труда студентов.
       Учебный день студентов, в особенности первокурсников, насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия не только на отдельные мышечные группы, но и на определенные системы организма.
       Установлено, что у студентов, которые систематически активно занимаются физическими упражнениями, существенно повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.
       Целью данной работы является изучение такого  понятия, как активность на занятиях физической культуры, в особенности у студентов первокурсников.
       Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    проанализировать взаимосвязь физической и умственной деятельности человека;
    рассмотреть физическую активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации;
    проанализировать утомление при физической и умственной работе;
    раскрыть средства физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую работоспособность студентов.

                          1 Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека

 
       Доказано, что систематические занятия  физическими упражнениями, не говоря уже об учебно-тренировочных занятиях в спорте, оказывают существенное положительное воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности студентов, в особенности первокурсников.
       Результаты  многочисленных исследований по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной деятельности у адаптированных (тренированных) к систематическим физическим нагрузкам лиц  и у не адаптированных к ним (нетренированных) убедительно показывают прямую зависимость всех названных параметров умственной работоспособности от уровня как общей, так и специальной физической подготовленности.
       Способность к выполнению умственной деятельности в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если в процессе ее выполнения целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т. п.).
       Результаты  исследований показывают, что устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к устному счету различной сложности, некоторых других сторон мышления может оцениваться по уровню сохранения этих параметров под влиянием различной степени утомления. [1, с. 28-30] 
 
 

       2 Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации
       Учебный день студентов, в особенности первокурсников, насыщен значительными умственными  и эмоциональными нагрузками. В совокупности с вынужденной рабочей позой, при которой значительное время  в напряженном состоянии находятся мышцы, удерживающие туловище в определенном положении, частые нарушения рационального режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки могут приводить к нежелательным явлениям, служить причиной утомления, которое, в свою очередь, может накапливаться и переходить в переутомление.
       Для того чтобы этого избежать, один вид деятельности должен сменяться  другим, или необходим отдых. Наиболее эффективен активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.
       Последние годы возросло внимание к использованию  средств физического воспитания для совершенствования учебного труда студентов, но многое еще остается нереализованным.
       Проблемным  вопросом являются средства физической культура (специфические и неспецифические упражнения), которые непосредственно влияют на функциональное состояние головного мозга при напряженной умственной деятельности.
       В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного  воздействия не только на отдельные мышечные группы, но и на определенные системы организма.
       Однако  сохранение активной деятельности головного  мозга человека требует особых подходов, внимания, методов сочетания физических нагрузок и их целенаправленного воздействия на функцию центральной нервной системы.
       Изменение умственной работоспособности и  сенсомоторики студентов под  влиянием занятий физкультурой зависит  от времени их проведения в режиме учебного дня. Занятия с 8 до 10 и с 12 до 14 ч в большей степени способствуют повышению умственной работоспособности, быстроте сенсомоторных движений, а координация микродвижений при этом снижается.
       Наибольшее  повышение умственной работоспособности  и быстроты движений отмечается в начале и в конце учебной недели. В эти дни также отмечено наименьшее снижение координации микродвижений.
       Следовательно, в течение недели есть два периода  наиболее эффективного влияния занятий  по физическому воспитанию на умственную работоспособность студентов.
       Занятия физической культурой оказывают  разный эффект положительного воздействия на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у студентов разных курсов и факультетов: больший на студентов I курса, меньший на студентов II и III курсов. Это говорит о том, что первокурсники больше подвержены утомлению в процессе учебных занятий в условиях адаптации к обучению.
       Поэтому для них занятия по физическому  воспитанию особенно важны. Утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе - все эти средства благоприятно влияют на организм человека, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен организма.
       Немаловажную  роль играет активный отдых в каникулярное время: после отдыха в спортивно-оздоровительном  лагере учащиеся начинают учебный год  с более высокой работоспособностью.  
 
 
 
 
 

                                     3 Утомление при физической и умственной работе

 
       Любая мышечная деятельность, занятия физическими  упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительно сказывается на умственной и физической работоспособности человека.
       Однако  следует помнить, что при выполнении любого вида деятельности в зависимости  от увеличения объема информации, интенсификации многих сторон жизни в условиях современного общества в организме может развиваться особое состояние, называемое утомлением.
       Утомление – это вид функционального состояния организма человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности.
       Состояние утомления проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрат энергии при выполнении однообразной работы, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания.
       Развитие  процесса утомления связано с  ощущением усталости. В то же время  утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма и одновременно предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения.
       Вместе  с тем утомление, возникающее  в процессе физического или умственного  упражнения, является также и стимулятором, мобилизующим резервы организма, его органы и системы, восстановительные процессы.
       Таким образом, утомление может наступить  как при физической, так и при умственной деятельности. Оно бывает острым и хроническим, т. е. может проявляться в короткий промежуток времени, носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим и локальным, т. е. характеризующим изменение функции организма в целом или какой-либо ограниченной группы мышц, органа, какого-либо анализатора и т. п.
       Кроме того, различают две фазы развития утомления: компенсированную (без явно выраженного снижения работоспособности за счет подключения к напряженной деятельности резервных возможностей организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпываются и работоспособность явно снижается).
       Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению и, как следствие, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенной болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологическая основа всех этих явлений - нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.
       Умственное  переутомление особенно опасно для  психического здоровья человека, так  как оно связано со способностью центральной нервной системы к длительной работе с перегрузками, что в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения в ее корковых и подкорковых структурах, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций.
       Устранение  и профилактика утомления при  умственных и физических нагрузках возможны за счет повышения уровня общей и специальной тренированности организма, оптимизации его физической, умственной и эмоциональной активности.
       Мобилизация других сторон психической активности и двигательной деятельности, не связанных с теми, которые привели к утомлению, способствует отдалению умственного утомления и даже его профилактике. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование арсенала средств восстановления.
       Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении того или  иного рода деятельности функций  организма, называются восстановительными. Выявление механизмов, обеспечивающих восстановление, имеет фундаментальное значение для целостных и частных физиологических процессов у лиц разного возраста, в различных условиях деятельности и окружающей среды.
       Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Однако следует помнить, что в организме, как при работе, так и в условиях его предрабочего и послерабочего покоя, на всех уровнях его жизнедеятельности, непрерывно происходят тесно взаимосвязанные процессы расходов и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Естественно, во время выполнения работы процессы диссимиляции преобладают над процессами ассимиляции, и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее реализации.
       В восстановительном периоде, как  правило, преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов может происходить даже с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация).
       Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих в конечном итоге повышение работоспособности.
       Схематически  процесс восстановления можно представить  в виде трех взаимодополняющих звеньев:
      устранение изменений и нарушений в системах нейрогуморального регулирования;
      выведение продуктов распада, образующихся в результате работы в тканях и клетках работавшего органа, из мест их возникновения;
      устранение продуктов распада из внутренней среды организма.
       Функциональное  состояние организма в течение  жизни неоднократно и периодически меняется. При этом изменения, возникающие у человека в различных органах, системах и организме в целом за счет мобилизации процессов восстановления, постоянно возвращаются на уровень, близкий к исходному. Эти периодические изменения могут протекать как в короткие интервалы времени, так и в течение относительно длительных периодов.
       Периодическое восстановление связано с биоритмами, которые обусловлены суточной периодикой, временем года, возрастными изменениями, половыми признаками, влиянием природных условий окружающей среды.
       Так, например, изменение временного пояса, температурных условий, наличие  геомагнитных бурь и т. д. могут значительно  уменьшить активность процессов восстановления и существенно лимитировать успешность как умственной, так и физической работоспособности.
       Периодические восстановительные процессы лежат  в основе естественной замены тканей и клеток, например, лейкоциты, эритроциты, эпидермис, слизистые оболочки и т. д.
       Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя – после легкой работы обычно заканчивается через несколько минут, после достаточно тяжелой работы - через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток и более.
       Как уже говорилось, развитие утомления  сопровождается фазой пониженной работоспособности, а спустя какое-то время восстановления она может перейти в фазу повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма и особенно выполняемой работы.
       Следует иметь представление также и  о гетерохронизме (разновременности) восстановления функций различных систем организма. В качестве некоторых примеров можно привести следующие:
      после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина);
      через более длительный срок стабилизируются частота сердечных сокращений и артериальное давление;
      показатели сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более;
      у марафонцев восстановление основного обмена наблюдается лишь на третьи сутки после пробега.
       Рациональное  сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и развития активности восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, использование биологически активных веществ (например, витаминов).
       Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов - готовность к повторной деятельности, а наиболее объективный показатель восстановления работоспособности - максимальный объем повторной работы.
       С особой тщательностью необходимо учитывать  нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок.
       Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса. Например, после скоростного бега на 60-80 м кислородный долг ликвидируется в течение 5-8 мин.
       Возбудимость  же центральной нервной системы  в течение этого промежутка времени  еще сохраняется на высоком уровне. Поэтому интервал в 5-8 мин - оптимальный для повторения скоростной работы.
       При воспитании общей выносливости следует учитывать принцип равномерного упражнения, который заключается в продолжительном выполнении циклических упражнений в равномерном темпе. Этот метод особенно широко применяется на первых этапах воспитания общей выносливости. Примером может служить равномерный бег продолжительностью не менее 5 – 8 мин. Нагрузка от одного занятия к другому повышается за счёт увеличения времени бега и постепенно доводится до 25 – 30 мин
       В качестве ускоряющего процесс восстановления средства в спортивной практике с  успехом используется активный отдых, т. е. переключение на другой вид деятельности. Значение активного отдыха для восстановления работоспособности впервые было установлено русским физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905), который показал, что явно выраженное ускорение восстановления работоспособности утомленной конечности происходит не при ее пассивном отдыхе, а при работе в период отдыха другой конечностью.  
 
 
 
 

                                                 4 Формы физического воспитания студентов.
       Физическое  воспитание в высших учебных заведениях осуществляется в следующих формах: учебные занятия; самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом; физические упражнения в режиме; массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического совершенствования.
       Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Занятия спортом эффективно воздействуют на укрепление здоровья, процесс физического совершенствования, формирование морально-волевых качеств занимающихся. У студентов-спортсменов, прошедших в вузе школу спортивной подготовки, более прочно воспитывается потребность в систематических занятиях физическими упражнениями на долгие годы, привычка к здоровому образу жизни.
       Самостоятельные занятия студентов  физической культурой  позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, выполнить недельные объём двигательной активности, способствуют лучшему усвоению учебного материала по физическому воспитанию, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. Правильно организованные самостоятельные занятия в совокупности с учебными обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.
       Физические  упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.
       Массовые  оздоровительные, физкультурные  и спортивные мероприятия  предусматривают широкое привлечение студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укрепление их здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовки
        
5 Средства физической культуры, обеспечивающие умственную и физическую работоспособность 

       В качестве основного средства физической культуры следует назвать физические упражнения. Существует так называемая физиологическая классификация этих упражнений, которая, несмотря на чрезвычайное многообразие мышечной деятельности человека, в определенной степени объединяет отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.
       К средствам физической культуры относятся также оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) и гигиенические "факторы (санаторно-гигиеническое состояние мест занятий, режим труда, отдыха, сна и питания). Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов зависит от врожденных и приобретенных свойств.
       Эта устойчивость достаточно лабильна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурным режимом, уровнем кислорода, углекислого газа и т. д.). Отмечено, например, что физическая тренировка за счет совершенствования ряда физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.
       У студентов, которые систематически активно занимаются физическими упражнениями, существенно повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.
       К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, обычно относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются, как правило, в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности.
       Названные физические качества дополняются такими понятиями, как гибкость и ловкость, зачастую во многом определяющие успешность выполнения некоторых видов физических упражнений.
       Значительная  группа видов физических упражнений выполняется хотя и относительно, но все же в строго постоянных (стандартных) условиях, как на тренировках, так и на соревнованиях двигательные акты при этом выполняются в определенной последовательности.  
 
 
 
 

                                                                  Заключение

       Занятия физической культурой оказывают  разный эффект положительного воздействия на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у студентов разных курсов и факультетов: больший на студентов I курса, меньший на студентов II и III курсов. Это говорит о том, что первокурсники больше подвержены утомлению в процессе учебных занятий в условиях адаптации к обучению.
       Поэтому для них занятия по физическому воспитанию особенно важны. Утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе - все эти средства благоприятно влияют на организм человека, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен организма.
       Умственное  переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы к длительной работе с перегрузками, что в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения в ее корковых и подкорковых структурах, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций.
       Устранение  и профилактика утомления при  умственных и физических нагрузках возможны за счет повышения уровня общей и специальной тренированности организма, оптимизации его физической, умственной и эмоциональной активности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                Список литературы: 

    Решетников  Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2000 (с. 28-52).
    Белкин А.С. Основы физической подготовки: Курс лекций для преподавателей и студентов специальных учебных заведений. – М., 1999 (с. 67-68).
    Физическая культура / Б.И. Загорский, И.П. Залетаев и др. – М., 1989 (с. 57).
    Массовая физическая культура в вузе: [Учеб. пособие для вузов / Бердников И.Г. и др.]; под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. – М., 1991 (c. 10-13).

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.