На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сферы реализации социально-культурной деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       КУРСОВАЯ  РАБОТА
       по  дисциплине:
       «История  и теория социально - культурной деятельности»
       на  тему:
       «СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
    СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      Досуг и его функции в современном обществе……………………5
      Образование как сфера социально-культурной деятельности…....10
      Художественная культура и искусство…………………….…...... 14
      Физическая культура и спорт………………………………..........18
      Социально-культурная реабилитация …………………………... 20
    МЕЖКУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СФЕР РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      Межкультурное сотрудничество и коммуникация………………... 23
      Тенденции и перспективы развития в сферах реализации социально-культурной деятельности…………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……….….…..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….……….….......36 
 

 

        

       ВВЕДЕНИЕ 
 

    Современный мир динамично развивается, и, вместе с ним, меняются и дополняются сферы реализации социально-культурной деятельности. Их структура определяется различными видами социально-культурной деятельности. Многие из таких видов социально-культурной деятельности, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и др., превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой: характера, содержания и разделения труда, производства определенного продукта - способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей.
       Сферы реализации занимают одну из важных тем в дисциплине социально-культурной деятельности, так как помогают установить вектор направления этой деятельности и определить область задач, без знания которых действия работника в социально-культурной среде будут расплывчаты и не эффективны. Поэтому необходимо рассматривать социально-культурную деятельность не как единое целое, а разделить ее на сферы применения или, что тоже самое,  сферы реализации. Каждая из сфер реализации социально-культурной деятельности несет в себе определенные признаки и выполняет и решает определенные задачи в обществе, так же в каждой из этих сфер используются, наряду со стандартными, и уникальные методы и средства достижения цели, присущие только ей. 
 
 
 

 

       
        
       Целью данной работы является раскрытие сущности наиболее крупных и массовых видов сфер реализации социально-культурной деятельности и  выявление тенденций и перспектив развития культурных потребностей общества, удовлетворяемых в многочисленных сферах социально-культурной деятельности.
       Задачами  данной курсовой работы являются:
    Дать характеристики следующим сферам социально-культурной деятельности: досуг; образование; художественная культура и искусство; физическая культура и спорт; социально-культурная реабилитация;
    Определить тенденции развития каждой из сфер реализации социально-культурной деятельности и рассмотреть перспективы этих тенденций;
    Раскрыть основные вопросы межкультурного сотрудничества и межкультурного обмена  -  от регионов до мирового сообщества.
 

        

    СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      Досуг и его функции в современном обществе
       Досуг в жизни каждого человека занимает важное место и выполняет  рекреационную  функцию, что способствует восстановлению как физических, так и психологических  сил, помогает отвлечься от повседневных дел.
         В современном мире все больше  и больше уделяется внимания  досуговой деятельности. Это связано  с урбанистическими процессами, протекающими в обществе.
       На  сегодняшний день в социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целях социально-экономического развития и духовного обновления нашей жизни. Поэтому досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.
       В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени; как синоним нерабочей деятельности с различными модификациями; как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Но все чаще происходит идентификация понятия «досуг» и «свободное время». Практически они слились.
       На  сегодняшний день насчитывается около 600 форм и видов досуговых занятий. У значительной части социально-демографических групп населения преобладают определенные стандарты, стереотипы досуговых занятий, досугового поведения.
       Опираясь  на данные современной науки, можно  выделить более сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Среди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д.
       Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий.
       Разновидности досуговых занятий способствуют образованию и развитию индустрии досуга. Понятие «индустрия досуга» вбирает в себя и условия досуговой деятельности, и уровень материально-технической базы, и финансово-организационные средства, и товары и услуги, производимые и поставляемые сферой досуга.
       Социальное  неравенство различных социально-демографических групп в культурно-досуговой сфере: детей, подростков, престарелых, женщин, лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями влияет как на специфику, так и на качество досуговой деятельности. Досуг является  необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением.
       Характерными  чертами досуга, свободного времени  являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.
       Досуг несет в себе особым образом организованное общение, глубокий социальный - часто педагогический - смысл, имеет культурно-образовательное, развивающее назначение. Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека.
       Досуг выступает как вид деятельности, подразумевающий не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность, «кинетическую» сущность субъекта. Универсальность досуговой деятельности обусловлена, прежде всего, богатством ее предметного и видового разнообразия. Огромные возможности этой деятельности заключаются в обеспечении рекреации путем смены одного вида занятости, утомившего человека, на другой, отличный от прежнего. Таким образом, досуг является сферой многогранного восприятия действительности, удовлетворения гедонистических потребностей,
       Если  обратиться к типологизации досуга, то определяющими ее индикаторами являются:
       видовое разнообразие,
         активность досуговой деятельности,
       степень включенности в культурно-творческие процессы.
       Первый тип, характеризующий отношение личности к своему досугу, классифицируется как  -  инертный,
       Второй  -  потребительский,
       Третий  - творческий.
  Объективные и субъективные факторы,  формирующие эти типы, это социально-экономические, политические, духовные, бытовые, ситуационные, личностно-психологические и др.
       Самодеятельный  характер досуга влечет за собой естественное развитие самоуправления досуговой деятельностью.
       Досуг - это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в  определенной мере «размывается». Здесь  происходит интеграция интересов, главным  образом, по возрастному принципу в  сочетании с принципом включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь. К трем основным досуговым социовозрастным стратам можно отнести: учащихся (т.е. лиц, готовящихся вступить в полноценную производственную и общественную жизнь), самодеятельное население (производительная сила общества), поколение, по возрасту вышедшее «на заслуженный отдых». Взаимоотношения этих страт в сфере досуга (по типологии Маргарет Мид) подразделяются на три группы:
       1. Постфигуративные (старшие учат младших),
       2. Префигуративные (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них),
       3. Конфигуративные (равнение на сверстников). В досуговой деятельности нарастает тенденция к доминированию конфигуративных взаимоотношений, их абсолютизации, особенно в молодежной субкультуре.
       Основные  концепции досуга:
       1. Деятельная концепция досуга, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. С древних времен до наших дней сфера труда и сфера досуга остаются исторически сложившимися и тесно взаимосвязанными сферами жизнедеятельности человека. Трудовая деятельность связана с затратой жизненных сил личности, а досуговая - с их восстановлением.
       Обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие  человека, в других - его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других - может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.
       Деятельная  концепция досуга дает основание  сделать несколько выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она отличается огромным разнообразием, осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности.
       2 Медико-биологические (курортологические, оздоровительные) концепции досуга. - основу этих концепций составляет разработка механизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми, естественно, возможен лишь в нерабочее, свободное время. Целям использования досугового времени как способа оздоровления, адаптации человека к неизвестным условиям природной и социальной среды, снятия стрессов служит расширение сети исторически сложившихся и вновь осваиваемых курортно-рекреационных центров и зон как в России, так и за рубежом.
       3. Культурологические и социально-культурные концепции досуга - во главу угла они ставят содержательное наполнение свободного времени. Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями, наследием каждого народа.
       Основную  ставку эти концепции досуга делают на многофункциональное использование культурного комплекса как средства рекреации и отдыха людей. Культурный комплекс в данном случае представляет собой совокупность множества объектов материальной и духовной культуры.
       Сегодня, в связи с движением нашего общества к духовному обновлению, досуг, помимо своих узкорекреационных и профессиональных целей, служит сферой духовного возвышения человека, его нравственного и эстетического совершенствования, активного участия в культурном творчестве. 
 

 

       
       Образование как сфера социально-культурной деятельности
 
       Образование является одной из важнейших сфер общественной практики, где реализуется  социально-культурная деятельность. Существуют следующие составляющие ступени образования:
      дошкольное,
      школьное,
      дополнительное,
      среднее специальное,
      профессиональное,
      вузовское
      послевузовское (повышение квалификации)
      второе (дополнительное)
       В основе государственной политики в  области образования лежат два  определяющих тезиса: «Образование - неотъемлемое условие и инструмент современных рыночных отношений» и «Главным гарантом доступности, качества и эффективности образования является государство».
       Образование становится в один ряд с последующей  профессиональной карьерой специалиста, оно является необходимой предпосылкой обеспечения профессионального  роста кадрового пополнения, приходящего  в различные отрасли народного хозяйства, науки и культуры.
       Суть  характеристики образования -  это  творческая деятельность, рассчитанная на адресата, на диалог, на усвоение знаний, предполагающая личностное открытие, создание мира культуры в себе, сопереживание и сотворчество, где каждый вновь приобретенный элемент культуры не перечеркивает предшествующий её пласт. Целью образования становится формирование человека, умеющего ориентироваться в проблемных и кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству, имеющего навыки работы с разными типами мышления, с разными уровнями культур, готового к поликультурному диалогу.
       Образовательное пространство как сфера социально-культурной деятельности отличается многофункциональностью и разноуровневостыо. Сегодня в этой сфере разрабатываются и реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно-нравственные, профессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы. Объектами их осуществления являются учреждения дошкольного, школьного, профессионального, среднего профессионального, высшего и особенно дополнительного профессионального образования.
       В образовании, как одной из наиболее фундаментальных социально-культурных систем, выделяются три среза:
         Первый - это образование как повседневный процесс непрерывного удовлетворения образовательных потребностей и интересов населения, реализация учебных, воспитательных и социализирующих услуг;
       Второй  - образование выступает как уникальная социально-культурная технология, направленная на воспитание и социализацию личности;
       Третий - образование рассматривается как механизм общественной жизни, призванный обеспечить подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства и культуры.
       Образование и отвечает на образовательные потребности населения, и задает определенный уровень социализации подростков, и влияет на развитие общественной жизни. В этом заключаются общественные функции образования. Выполняя эти функции, образование никогда не будет изолировано от общества.
       Базовый уровень образования - это тот  исходный уровень образованности, который государство обязано обеспечить всем своим гражданам. Этот уровень - минимальный, поскольку без него нет образованного человека и полноправного гражданина. Это предел, не достигнув которого, нельзя останавливаться в образовании человека, не рискуя вызвать процессы деградации личности. Ниже этого уровня опускаться нельзя, а подниматься выше него - сколько угодно и в каком угодно направлении. Этот уровень образованности - исходный. Он призван обеспечить человеку возможность активно включаться в разнообразные сферы и формы организации социально-культурной деятельности; это тот уровень, который должен позволять любому человеку самостоятельно определять свой жизненный путь и направления продолжения своего образования. Данный уровень образованности не является личным делом каждого - за его достижение именно государство отвечает перед обществом.
       В базовом уровне образования выделяется так называемый региональный компонент. Благодаря региональной системе образования люди получают возможность беспрепятственно включаться в те области и формы организации социально-культурной деятельности, которые традиционно сложились в том или ином регионе. За достижение регионального компонента в уровне образованности ответственность несет уже не государство, а та или иная региональная общественная система, ставящая перед собой задачу самовоспроизводства.
       Понятие «образовательная среда» вводится для обозначения всей совокупности различных систем мыследеятельности, в которые оказывается «погружено» подрастающее поколение и где происходит его «встреча» и присвоение им ценностных ориентиров, проблемно-целевых установок, способов и методов мышления и деятельности, которые были характерны для той или иной региональной общественной системы. Образовательной среде противостоит продуктно ориентированная педагогическая технология (своеобразная «обучающая машина»), которая рассчитана на поточную унифицированную работу со стандартным ребенком.
       Образование  -  это сложное, многогранное социально-культурное явление, фундаментальный социально-культурный институт. Совокупность заложенных в  его основе начал базового, непрерывного и дополнительного образования и самообразования выступает как естественная составляющая жизни человека, дающая возможность стимулировать его творческую активность, развивать его способности к решению проблем и постоянному самообразованию. Преемственность содержания различных видов образования в перспективе позволяет существенно расширить и обогатить сферу общественной практики социально-культурной деятельности.
 

       
      Художественная  культура и искусство
       Художественная  культура и искусство являются одними из важнейших сфер общественной практики, где реализуется социально-культурная деятельность.
       Говоря  о социально-культурных истоках искусства, стоит обратить внимание не только на исторический аспект, но и на сущность, ведь искусство является не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, поскольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально- культурные функции.
       Как специфическая форма общественного  сознания и человеческой деятельности, искусство - один из важнейших способов эстетического освоения мира.
       Сегодня народная художественная культура и  профессиональное искусство России относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, постоянных объектов культурных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоев населения. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государственных федеральных и региональных целевых проектов и программ.
       Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства.
       Характерной сферой реализации социально-культурной деятельности является музыка. Она занимает одно из главных мест в подростковой, молодежной субкультурах.
       Современная музыка выступает группообразующим фактором в молодежной среде, благодаря ей активно заявляют о себе молодежные клубы, объединения, студии, массовые движения, другие так называемые «подвижные структуры», которые вырабатывают свой, пусть и неписаный, устав, свои законы, свой стиль, своих лидеров. Специфика этого «музыкального» вида социально-культурной деятельности молодежи связана с её стремлением в какой-то степени компенсировать свою социальную незащищенность и ущемленность в правах, «разнообразить» свои отношения с обществом посредством демонстрации своего образа жизни, внешней атрибутики, нередко вызывающего поведения, и др.
       Творчество - процесс социально-культурной деятельности, который всегда обязательно связан с созданием, преобразованием, порождением нового, качественно оригинального результата, так как предполагает всегда творца, субъекта творческой активности.
            Социальное творчество - это общественная, основанная на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в культурно-досуговой сфере. Сюда  относится участие в различных формах общественного самоуправления сферой культуры, досуга, спорта; работа в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуговых программ; выполнение эпизодических общественных поручений.  Социальное творчество оказывает большое влияние на развитие активности, инициативы не только взрослых, но и детей.
       Обширную  сферу представляет самодеятельное художественное творчество, предполагающее непрофессиональную, индивидуальную и коллективную деятельность в области театрального, вокального, инструментально-оркестрового, изобразительного, эстрадного, циркового и других видов искусства. Самодеятельное творчество характеризуется сегодня сложными и противоречивыми процессами, существенными диспропорциями в развитии различных видов и жанров художественной самодеятельности.
       Кризисные тенденции, проявляющиеся в значительном сокращении числа коллективов и занятых в них участников, коснулись традиционных и ранее популярных жанров - любительских театров, академических хоров, оркестров народных инструментов, духовых оркестров, агитбригад и т. д. В то же время резко возрос престиж целого ряда современных, в первую очередь, молодежных, течений в сфере музыкального, хореографического, нетрадиционных видов любительского, авторского, прикладного творчества.
         Социально значимой является  такая особая сфера творческой деятельности, как научно-техническое творчество. В стране функционирует сеть учреждений и организаций, активно стимулирующих развитие научно-технического творчества школьников, учащихся техникумов и профтехучилищ, студентов, других социальных групп населения. Это клубные объединения юных техников и юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, существующее до сих пор движение, объединяющее изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники, сеть периодических изданий, система конкурсов по профессиям и т. д. Среди конкретных проблем, связанных с дальнейшим развитием научно-технического творчества людей в условиях досуга, следует назвать обеспечение материально-технических условий, подбор руководителей, поиск оптимальных форм организации занятий.
       Прикладным  творчеством являются фольклор, различные  виды народных промыслов и ремесел.
       Основной  акцент в фольклорно-этнографической  деятельности делается на создание и развитие в регионе сети центров и пунктов (мастерских, артелей, кооперативов), работающих на материале местных культурных традиций и ремесел и опирающихся на местные ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность является результатом такой региональной социально-культурной политики, которая вместо демонстрации и трансляции готовых образцов культуры и искусства направлена на активное культуротворчество самого населения. Это культуротворчество характеризуется ростом социально-культурной активности детей, подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, этнические нормы и оценки, укреплением социальных связей и формированием культурного облика, самобытного «культурного лица» своего края, города, селения.
       Фольклорное движение, объективно связанное с  повышением престижа местных культурных традиций (особенно среди подростков и молодежи), охватывает многочисленные слои населения.
       Одним из приоритетных направлений культуротворческой деятельности является работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел. Под художественным ремеслом обычно подразумевают изготовление материальных вещей (предметов), которые обладают особыми, часто неповторимыми эстетическими качествами и содержанием. Наряду с народными обычаями и обрядами, фольклором, традиционными национальными и местными праздниками, ремесла относятся к памятникам культуры, представляют собой органичную часть социально-культурного потенциала населения, проживающего на территории конкретного региона.
       В сфере искусства и всей художественной жизни общества социально-культурную деятельность необходимо рассматривать как профессиональную и непрофессиональную, социально направленную, основанную на исторически присущих российскому обществу традициях гуманизма и милосердия, деятельность отдельных индивидуумов и социальных групп по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей. 
 
 

 

      1.4 Физическая культура и спорт 

       Физическая  культура и спорт представляют собой  неотъемлемую часть общей культуры общества, исторически сложившееся, самостоятельное и самобытное социально-культурное явление общественной жизни. Физическая культура неизменно являлась обязательной составляющей культуры общества и личности, особым видом социально-культурной деятельности, в котором интегрировалось три начала личности:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.