На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Исория логопедии

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


История логопедии
I этап развития  логопедии (античность – 18 век)
II эта развития  логопедии (18 век-  3-я четверть 19 века)
III этап развития  логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в)
IV этап развития  логопедии (50 годы – до настоящего  времени) 

Принцип историзма  – важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к  изучению педагогического опыта  прошлого позволяет видеть изучаемые  вопросы в процессе их накопления, развитие  и изменение. Изучение литературного наследия помогает обнаружить исторически сложившиеся общепедагогические основы логопедии. Это важно в  настоящее время и потому, что  увлечение поиском специфики  логопедии нередко уводит специалистов от понимания и знания общепедагогических основ логопедии. 

Ретроспективный аспект изучения вопросов логопедии, с одной  стороны, позволяет увидеть, как  последовательно формировались  представления о необходимости  и особенностях развития правильной речи у детей в системе их гармонического развития, с другой стороны –  проследить, как постепенно накапливались  и систематизировались сведения о неправильной речи и приемах  ее устранения.  

I этап развития  логопедии (античность  – 18 век). 

Рассмотрим взгляды  представителей Древнего Востока, Древней  Греции и Рима, Ближнего и Среднего Востока 5 – 15 веков, Западной Европы 5 – 16 веков; Древней Руси 9 – 16 веков.  

Древний_Восток. К странам Древнего Востока принято относить Вавилонию, Ассирию, Египет, Индию, Китай (4 – 2 тыс. до н.э.), Грецию (5 – 4 в. До н.э.), Римскую империю (2 в. До н.э. – 2 в. н.э.).Уже за несколько тысячелетий до н.э. у народов Древнего Востока возникают и складываются в определенной системе научные представления. Рассмотрим взгляд в некоторых странах.  

Египет (4 тыс. лет  до н.э.). Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Наряду с математическими, астрономическими и другими знаниями египтяне обладали познаниями и в медицине. В одном из древнейших папирусов (до нас дошло 4),  в папирусе Эдмона Смита находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. Вот описание безнадежного случая, когда человек потерял слух, речь, контроль над руками и ногами: Здесь врач говорит: «Я не буду его касаться. Затем 2 примечания: позвонок вдавлен в другой, это случилось потому, что человек упал вниз на свою голову». В этом же трактате впервые встречается упоминание о мозге, и его автор обращает внимание на локализацию мозговых функций – на связь мозговой деятельности с управлением конечностей. Речь идет о чем? О травматической тотальной афазии. Лурия в годы войны подтвердил, что ранение левого полушария ведет к разным «тотальным» расстройствам в речевой деятельности: не говорит, не понимает.  

Индия. В священной  литературе («Вед»), особое место занимают трактаты «Аюрведы». У индусов в «Аюрведах» медицина является отделом религии. Тракта состоит из 6 частей. В одном из них описывается 2 пластические операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» – хейлопластика и уранопластика.  

Китай. О речевых  расстройствах в китайской литературе мы находим сведения в трудах русского врача П.Я. Пясецкого. Он отмечает: «Из  врожденных недостатков наиболее часто  есть заячья губа».  

Религиозные мифы и  сказания. Изучая литературу Древнего Востока следует обратить внимание на религиозные мифы и сказания, где есть своеобразное упоминание о речевых расстройствах приемах их устранения. В «Библии» (Ветхий Завет) есть упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил непонятно.Интересна версия о причине заикания. Дочь фараона принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой усыновить его. Фараон взял его к себе на колени и возложил на голову свою корону. Моисей сорвал и стал издеваться над ней. Советник фараона увидел плохое предзнаменование, советовал умертвить его. Но один советник заступился. Посоветовал показать золото и горящие угли, что он выберет. Моисей, естественно, хотел выбрать золото, что его бы погубило, спас ангел, который направил его руку к углям. Моисей потянулся к углям и поднес их ко рту. С тех пор Моисей стал трудно говорить. Таким образом «в памятниках старины» Древнего Востока находили упоминание о таких речевых расстройствах:
потеря слуха, контроля за движением рук, ног;
внезапные потери речи, немота (с сохранным слухом); глухота (с сохранной речью)4
расщелины губы, неба;
заикание, косноязычие, немота на почве нервного потрясения. 

Кроме того есть описание «чудесных исцелений» расстройств  речи «пророками» (Христос, Мухамед). Упоминаются речевые расстройства наряду с умственной отсталостью, глухонемотой, с особенностями несовершеннолетних. Таким образом, человек обратил внимание на свою неправильную речь с древних времен истории развития человеческого общества. Интерес к речевым расстройствам породил желание понять их причины. В основном это объяснялось влиянием сверхестественных сил. Это и понятно в условиях древнего человека.  

Древняя Греция и  Рим. Наибольший рассвет греческой  культуры относится к 5 веку до нашей  эры. Первоначальные знания у древних  греков объединялись общим понятием философии. Материализм (представитель Демокрит) вел борьбу с идеализмом (мнение Платона).  

Демокрит (5 – 4 век до н.э.) – математик, физик, анатом, медик, историк. В основе мира лежит не бог, не дух, а материал. Демокрит одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Заслуга – большое значение в процессе  воспитания принадлежит упражнениям, важность примеров окружающих ребенка людей. Роль правильного воспитания в предупреждении речевых нарушений.  

Платон (5 – 4 в. до н.э.) – идеалист. Причины болезни он видел в наказании, ниспосланном с неба. У Платона также находим отражение проблем общего воспитания детей. Большое значение в воспитании придавал игре.  

Первое же упоминание о речевых расстройствах в  литературе Древней Греции есть у  Геродота (425 г. до н.э.). Описал речь царя Бата (говорил быстро, невнятно, спотыкался, недоговаривал окончания слов). Считают, что «баттаризм» производное от имени царя. Но есть и другая версия – баттар – греч. – спотыкание, заикание. А Киранский царь «Батт так назван потому что он был заика кои таким притворялся, чтобы лучше скрывать свои намерения. Его подлинное имя было Аристотель».  

Наиболее полные сведения из Гиппокрита (377 г. до н.э.) – основоположник античной медицины. Для Гиппокрита болезнь – проявление жизни организма, а не проявление божественной воли, злого духа. Материалистические взгляды. У Гиппокрита есть упоминание о многих, известных нам сейчас речевых расстройствах: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. Он подчеркивает главенствующую роль мозга во всей деятельности человека. «Когда мозг испытывает сотрясение и страдает от удара, больной необходимо теряет речь, не видит и не слышит». В целом заслуга Гиппократа:
1) попытка классифицировать  речевые расстройства;
2) главенствующая  роль мозга; 
3) описание органов  и функций слуха и зрения, голоса  и речи (роль воздушной струи,  языка, голоса, артикуляции и звукообразования);
4) описание отельных  расстройств слуха, голоса и речи.
5) рекомендовал использовать  при дифференцированной диагностике  различных болезней особенности  расстройств слуха, глосса и речи.  

Аристотель (322 г. до н.э.) – «самая всеобъемлющая голова из всех древнегреческих философов» (Энгельс). Получил образование в академии Платона, но позже его идеалистические взгляды изменились. Природу речевых недостатков Аристотель рассматривал очень узко – в неправильном строении и недостаточной подвижности органов артикуляции. В педагогических сочинениях Аристотель рассматривает вопросы умственного, физического, нравственного воспитания, роль семьи в воспитательном процессе. Но не упоминает о недостатках речи. Почему? Речевые расстройства в те далекие времена относились к разряду болезней и потому принадлежали вниманию врачей.  

Плутарх (46 – 120 г.г.) – греческий писатель. Ему принадлежит  наиболее полное описание дефектов речи, которыми страдал Демосфен (334 – 322 г. до н.э.). В работах Плутарха находим 2 примера, показывающих особенности формирования правильной речи. 1-й – относится к системе развития речи у юных спартанцев; 2-й – к системе перевоспитание неправильной речи (заикания, косноязычия) у Демосфена.  

Ава Корнелий Цельс (301 – 125 г. до н.э.) – ученый, энциклопедист, врач. Много собрал и сохранил для поколений произведений древней медицины, заметки о параличе языка, о прирастании кончика языка к нижней части ротовой полости и о лечении этих случаев. Цельс – причина речевых расстройств в нарушении строения и подвижности периферической  части речедвигательного механизма. Приемы устранения – хирургические, терапевтические и речевые упражнения.  

Клавдий Гален (130 – 200 г.) – врач и естествоиспытатель. После Гиппократа самый крупный  теоретик античной медицины. Уточнил  сведения о строении мозга и нервной  системы. По мнению Сикорского, Галену принадлежит заслуга установки  научной терминологии болезней речи, он окончательно устанавливает значение главнейших терминов: афазия, афония, заикание, косноязычие, невнятная речь. Гален  разделил расстройства голоса и речи. Первые происходят от «страдания» гортани  и ее мышц, вторые – от поражения  языка, губ, неба и т.д. При этом указывал на зависимость некоторых расстройств  речи от поражения ЦНС. Впервые он указывал на причины расстройства речи центрального и периферического  характера.  

Марк Фабий Квинтилиан (42 – 118 г.г.) – оратор, крупный представитель педагогической мысли. Он придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего детства. «Указывал на необходимость правильного речевого окружения, на своевременное устранение у него дефектов звукопроизношения». Вот взгляды древнегреческих ученых – весьма разнообразны и рекомендации своеобразны – водолечение, массаж, хирургические вмешательства, горячие изливания, кровопускания, полоскание, рвотные и другие средства, «изгоняющие» и «очищающие слизь головы» (Гиппократ). А Цельс, видя, что хирургическое вмешательство не приносит желаемый эффект, указывал на необходимость каких-то речевых упражнений. 

Ближний и Средний  Восток (5 – 15 в.в.)(Византия, арабские Халифаты, Средняя Азия)  

Византия – сохранила  древнюю культуру античного мира. Врачи Византии хорошо были знакомы  с произведениями врачей Греции и  Рима. Врач Орибадий (326 – 403), энциклопедист, Аэций Амидский (527 – 565), Павел Эгинский (425 – 490), рассматривали болезни речи как болезни языка, его уздечки, предлагали хирургическое вмешательство. В плане терапии заикания Орибадий предлагал следующее: 

1) произносить наизусть  отрывки лирического характера,  начиная с низкого тона, затем  повышая голос и снова понижая; 
2) чтение начинать  с отрывков наизусть;
3) в речи делать  глубокий вдох;
4) речь под такт  и др.  

Арабские Халифаты Ближний и Средний Восток. Представители: Мухамед Ал – Хорезми, Ар – Рази, Ибн – Сина.  

Ибн – Сина (Авицена) (980 – 1037) – философ, врач, поэт. Латинизированное имя Авиценна и полное Абу-али ал Хусейн Ибн Адаллах Ибн-Сина. Родился недалеко от Бухарье. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» (1020), где имеются сведения о расстройствах речи и способах его лечения. Он рассматривал зависимость расстройств речи от состояния органов артикуляции, подобно Аристотелю. А причину неправильного строения и функционирования органов артикуляции видел в переполнении их влагой (гуморальная точка зрения) или спазма. Но наряду с периферическими повреждениями он усматривал и поражение ЦНС. Своеобразный взгляд Авиценны на причину и устранение заикания. Можно предположить, что точка зрения Авиценны на речевые расстройства соответствовала взглядам врачей Европы 11 – 18 веков.  

Западная Европа  

15 – 16 в.в. Для  этого периода характерно безраздельное  господство феодальных общественных  отношений. Феодальный строй в Западной Европе прошел 3 стадии.  

С 5 по 11 в – раннее средневековье 

С 11 по 15 в – развитое средневековье  

С 16 по 17 в – период упадка феодализма.  

С 15 – 16 в.в. – зарождается капиталистический способ производства. Это эпоха Возрождения.
 Педагогические  идеи представлены в эту эпоху  высказываниями таких мыслителей, как Франсуа Рабле, Мишель Монтень,  Томас Мор. 

Франсуа Рабле (1494 – 1553) – французский мыслитель, священник, врач, профессиональный анатом, автор  романа «Гаргентюа и Пантагрюэль». Он предлагал целую систему развития речи вместе с интеллектуальным и физическим воспитанием .  

Древняя Русь (9 – 16 в.в.) О представлениях древних славян о речевых расстройствах можно судить на основании сохранившихся летописей, словарей пословиц, поговорок, поверий, травников, вертоградов.
 Вот какие существовали  обозначения дефектов речи:
Языкоболезние, языкоболезньствие – болезнь речи;
Косноглаголевый, косноязычен – нескоро говорящий, говорящий с трудом. Коснение – медленность.
Мудьногласный, мудьноязычный – медленноязычный, видимо то же, что и косноглаголие.
Гугнивый – невнятная, трудная речь. Гугноти – шептать.
Гугнявый – говорящий в нос, гнусливый.
Травливый – видимо, порченый.
Фафлю – шепелявить.
Бобливый – то же.
Момлент – видимо, дефекты твердого неба. Мом – небо во рту.
Заякливый – заикающийся.
Немый – лишенный способа говорить («Глух и нем»).
Неморечивый, немование – неясная речь, лепет. 

Таким образом, мы не видим и у древних славян общепринятого  и четкого разграничения разных дефектов речи. Но тем не менее уже обнаруживаем, что различались: недостатки речи и слуха (немые и глухие); недостатки звукопроизношения (косноязычие, травливый, фофлет, алалыка, кортавленье), недостатки голоса (гугнивый), темпа (заикливый), фразовой речи (немота, немование, гугнивость).
 Пословицы и  поговорки о речи.
 Все пословицы,  относящиеся к речи можно разделить  на 5 больших групп. Они отражают  народные взгляды:
 1 – на красоту речи: ее складность, выразительность, приятный тон, содержательность (Хорошая речь слаще меда. Говорит, как река льет).
 2 – на силу слова (Пулей попадешь в одного, а мелким словом в тысячу. Не ножа боится, а языка).
 3 – отражающих взаимосвязь речи и ума (Каков разум, таковы и речи. Осла узнаешь по ушам, а дурака – по словам).
 4 – отражающие связь речи с поступками человека (Речи, как снег, а дело, как сажа. От слова до дела целая верста).
5 – отношение  к отдельным компонентам речи: голосу, артикулированию, речевому слуху, темпу, фразе. (Говорит, как из бочки. Говори складно, коль язык подвешен ладно. Глухому двух обедней не служат. Говорит, ровно в стенку горох сыплет. Веревка хороша длинная, а речь короткая).
 Древние славяне  понимали речевые дефекты как  болезнь, недуг ниспосланные на  человека высшими или темными  силами.
 В «Домострое»  есть перечисление болезней, что  за грехи человеческие бог  посылает на людей для устрашения  и наказания (глухота, слепота,  немота… и гной и сухотная, и главоболие, и зубная боль и грыжа»).
 Обнаружено целый  ряд суеверий, примет, поверий, связанных  с недостатками детской речи  и бытовавших  в старину (Если  у дитяти темечко маленькое,  значит дитяти скоро начнет говорить.  Через порог не здороваться – поссориться, либо дети немые будут. Если ребенок долго не говорит, достань колокольчик с язычком, поить ребенка до 9 раз – начнет говорить).
 В приемах устранения  существовали элементы народной  медицины, пришедшие из Византии (Гиппократ, Аристотель, Гален, Авиценна).
 Лечебники –  травники – продукт коллективного  труда (творчество). В них есть указания, как лечить расстройства слуха, глосса, артикуляторной моторики, немоты, заикания (для улучшения слуха – закапывать в ухо желчь вороны, молоко собаки и т.д., при расстройствах голоса – наливки мака, при слюнотечении – раствор фигового джерева и др.).
 Таким образом,  несмотря на умение различать  разные речевые расстройства, древние  славяне не имели общепринятых  и четких терминов – определений  этих расстройств.
 Следовательно,  истоки логопедии как науки  о речевых расстройствах имеют  на Руси глубокие корни и  своеобразный характер, тесно связанные  с социально-экономическим и политическим  укладом древних славян.  

Западная Европа 17 – начало 18 в. В первой половине 17 в. капитализм в Западной Европе стал серьезной силой. Наблюдается и сдвиги в идеологии: формируется светлая, гуманитарная наука, культура. Мыслители – гуманисты немаловажное значение придавали и проблеме формирования правильной речи, ее значению в воспитании гармонически развитой личности.  

Ян Амос Каменский (1592 – 1670) – славянский педагог – демократ и гуманист. Им заложена развернутая система воспитания от рождения до зрелости. В трактате «Великая дидактика» он ставит своей задачей разработать теорию «учить всех всему». Касается и вопроса формирования правильной речи. Конкретные задачи обучения сводятся не только к хорошему знанию природы и общественных отношений, но и свои знания и умения. Риторика – один из элементов знаний. Говоря о значении речи в общем развитии ребенка, он писал: … «три вещи – разум, действие, речь – и есть соль жизни». Далее говорит о роли речи в общем развитии человека – «Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить и учиться, иначе лучше молчать».
 О необходимости  развития речи, о связи развития  речи и разума Каменский даже  дает ряд практических советов  – «Нужно проявлять одинаковую  заботу о развитии разума и  речи, чтобы и ум и язык были  у человека как можно более  развиты и усовершенствованы».
 Указывал и  на пользу точного использования  слов. Писал, что ничего не обозначающие  слова бесполезны и речь тем  лучше, чем более она содержит  вещей и смысла, и тем непригоднее, чем менее заключает она вещей и понимания. «Если нужно говорить, то сознание должно предшествовать языку…».
 Каменский делает  попытку определить начало развития  речи у ребенка, ступени развития  языка. Он считает, что начало  развития речи у детей может  проявляться с 6 мес., но обычно  это наблюдается в конце первого  года.
 При этом он  указывал уже на неравномерность  речевого развития к разных детей: «Некоторые двухлетние дети уже прекрасно говорят и быстро все воспринимают другие в пять лет едва делают то же самое».
 Дает рекомендации  родителям: необходимо с первого  – второго года жизни обучать  произносить слова; начиная с  легких: тетя, мама, папа и др. Каменский  указывает, что для рационального  занятия языками существуют 3 ступени:  лепет (отдельные слова); связная  речь, красноречие. Полезно организовывать  разговоры детей вне обычного  времени занятий.
 Указывал и  на условия формирования правильной  речи – хорошо развитое слуховое  восприятие. Рекомендовал давать  в руки свирель, бубен, струнный  инструмент, чтобы ребенок свистя, звеня, треща приучал слух к восприятию различных звуков или даже подражал им». 

 Каменский подчеркивал  необходимость воспитания чистой  в звуковом отношении речи. «Дети  должны правильно говорить на  родном языке, т.е. отчетливо  произносить буквы, слоги, слова». «Вредно позволять им говорить  картаво». Большое значение придавал  развитию словаря детской речи.
 При развитии  фразовой речи следует приучать  детей ставить подходящие вопросы,  а на вопросы отвечать прямо:  приучать твердо держать мысль  в пределах предложений темы, а не отклоняться в сторону.
 Каменский обращает  внимание и на воспитание выразительной  речи, на воспитание соответствующей  характеру речи жестикуляции. Для  этого знакомить с поэзией,  заучивать как можно большее  количество маленьких стихотворений.
 Особое внимание  обращал на развитие умеренности  пользования речью. «Не болтать  постоянно и не выбалтывать  всего, что попадется на язык, а разумно молчать».
 Обращал внимание  и на развитие голоса ребенка.  «Жалобы и плач – первая  наша музыка, удержать от которой  детей невозможно, а если бы  даже и было возможно, то было  бы вредно, т.к. плач приносит  пользу здоровым». Он считал, что  при плаче грудь и внутренние  органы освобождаются от того, что в них излишне».
 (С этим нельзя согласиться? – Особенно если болен – голосовые складки – узелки крикунов).
 Есть указания  и на подготовку к обучению  письменной речи На 4-м или 5-м году жизни следует предлагать ему мел, чтобы он ставил точки, проводил линии, крючки, кресты, круги.
 Таким образом,  в трудах Коменского мы обнаруживаем  большой круг вопросов, касающихся  развития речи у детей:
 – для чего  нужна речь;
 – значение  речи в общем развитии ребенка;
 – необходимость  развития речи и интеллекта;
 – значение  правильного использования слов;
 – начало и  ступени развития речи;
 – необходимость  развития слухового восприятия;
 – чистого  звукопроизношения;
 – богатого  словарного запаса;
 – грамотной  правильной речи;
 – выразительного  голоса;
 – письменная  речь.  

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) – французский мыслитель  – педагог 18 столетия. Оказал большое  влияние на развитие философии, социологии, педагогики. Считал – человек испорчен современным обществом. Отсюда его  утопический план индивидуального  воспитания – вдали от цивилизации  «на лоне природы».
 В его педагогических  произведениях находит место  мысль о значении импрессивной речи для формирования ее звучной стороны в начале развития ребенка. Он указывает на то, чтобы первые членораздельные звуки, которые слышит ребенок, были редки, легки, ясны, часто повторялись. Он против того, чтобы ребенка оглушать множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего, кроме интонации. Руссо высказывает о компенсаторных возможностях разных анализаторов на примере сопоставления осязания и слуха. По его мнению суждения  осязания самые надежные. И если осязание может заменить зрение, то почему бы ему не заменить до некоторой степени и слух. Ведь звуки возбуждают в звучащих телах сотрясения, ощутимые для осязания. Утверждал, что приучая себя, можно слушать целую арию пальцами.
 Далее Руссо  указывает на своеобразное единство  речи, голоса и просодики. По  его мнению человек обладает  голосом 3 родов: а) голосом  говорящим или членораздельным;  б) голосом поющим или мелодичным; в) голосом патетическим или выразительным, который служит языком страстей и одушевляет пение и слово. И в настоящее время мы знаем, что просодический компонент один из важных компонентов речи. Речь непонятна из-за нарушенной просодики.
 Говоря о начале  развития детской речи, Руссо  отмечает, что первое развитие  детства подвигается почти со  всех сторон разом. Ребенок  почти одновременно учится и говорить, и есть, и ходить. Интересное наблюдение – в определении крика и плача. Он указывал, что дети меньше плачут, когда начинают говорить. Это естественно – один язык заменяется другим.
 В своих советах  уделяет внимание неторопливости  в развитии речи у детей.  Самое большое зло происходит  от той стремительности, с которой  учат говорить прежде времени  детей. Детям, которых слишком  торопят говорить, нет времени  ни научиться хорошему произношению, ни хорошо постичь то, что заставляют их говорить. Торопливость в обучении детей чуть ли ни главная причина всех речевых недостатков.
 При воспитании  чистоты речи и словарного  запаса Руссо указывал, что ребенок,  начинающий говорить, должен слышать  только такие слова, которые  может понять, и говорить только  такие, которые может выговорить  членораздельно.
 Таким образом,  идеи Руссо построены на основе  естественного и природосообразного воспитания детей.  

Иоганн Генрих Пестолоци (1746 – 1827) большая заслуга в обучении детей. Разработал методику начального обучения детей речи, счету, измерению. В 1803 году выпустил «Книгу матерей» – руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить. Уделял большое развитие речи ребенка в развитии его мышления. Язык рассматривал как важное средство познания. Развитие способности к речи должно начинаться с колыбели с развитием способности к наблюдению. «Час рождения ребенка является первым часом его обучения». Уже с колыбели (до года) надо ежедневно произносить в присутствии ребенка простые слоги.
 Прослеживаются  определенные закономерности в  последовательном овладении речью.  Крик – первое проявление способности  к речи. За криком следуют звуки,  которые не имеют связи с  членораздельной человеческой речью  и лишь многие месяцы спустя  эти звуки начинают походить  на гласные и согласные. Мать должна побуждать ребенка к тому, чтобы он почувствовал охоту лепетать, повторять за матерью различные звуки. Называя первым элементом системы обучения ЗВУК, выделил три средства обучения: обучение звуку – обучение средством развития органов речи; обучение словом – средством ознакомления с окружающими предметами; обучение речи – научиться ясно выражаться о предмете и обо всем.
 В работах Пестолоци находим отражение взглядов:
на значение речи в общем развитии
на последовательность развития речи (онтогенез)
указание на последовательность обучения речи
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.