На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система управления предприятием

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение
1. Предприятие  как объект управления
1.1. Факторы  влияния на систему управления
1.2. Система управления предприятием
2. Внутренняя корпоративная среда организации технологии
2.1 Краткая  характеристика предприятия
2.2 Внутренняя  среда организации
2.3 SWOT-анализ ОАО «УАЗ
2.4 Анализ  структуры
3. Организационная  культура предприятия и эффективность  производственной деятельности
Заключение
Список  литературы 

 

      Введение  

     Экономика России в последние годы претерпевает серьезные изменения в связи  с переходом от административно-командной  системы к рыночной, что, прежде всего, отражается на сфере управления.
     Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений – одно из самых  важных направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в  рыночной экономике меняется коренным образом.
       Становясь объектом товарно-денежных  отношений, обладающим экономической  самостоятельностью и полностью  отвечающим за результаты своей  хозяйственной деятельности, предприятие  должно сформировать у себя  систему управления, которая обеспечивает  ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость  положения на рынке. При этом  следует учитывать, что по сравнению  со старой системой управления, до сих пор действующей на  многих предприятиях, в новых  условиях появляются функции,  которые прежде были не нужны.  В рыночной экономике, в условиях  конкуренции предприятие самостоятельно  принимает многие решения, бывшие  раньше прерогативой вышестоящих  органов управления. Исчезли регламентации  «сверху», а именно: регламентация  организационной структуры управления, численности и должностного состава  управленческого персонала. Если  ранее предприятие практически  работало только в сфере производства, то сейчас ему приходится осваивать  особенности работы в сфере  обращения - торговые операции, рекламу,  ценовую политику, организацию своей  собственной торговой сети. Оно  само формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику  своего развития, изыскивает необходимые  для их реализации средства, набирает  персонал, приобретает оборудование  и материалы, решает множество  структурных вопросов, в том числе  и такие, как создание, ликвидация, слияние или разделение подразделений, вхождение в состав ассоциаций и других объединений, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления.
       Таким образом, предприятие приобретает  все черты самостоятельности,  характерные для работы в условиях  рынка. А это требует значительного  расширения сферы управления  и самоуправления.
       Расширение самостоятельности предприятий,  разнообразие их экономических  и организационных форм требует  большей конкретизации в поиске  прогрессивных организационных  решений с учетом специфики  каждого предприятия. Такой подход  позволяет повысить эффективность  управленческого труда, удешевить  аппарат управления и, следовательно,  увеличить прибыль предприятия  и повысить его конкурентоспособность. 
     Поэтому анализ производственной и финансовой деятельности, а также структур управления предприятием в настоящее время  очень актуален.
     Цель  работы – разработать предложения  по совершенствованию управления фирмой.
     Задачи  работы:
    рассмотреть предприятие как объект управления
    раскрыть факторы влияния на систему управления
    отобразить систему управления предприятием
    изучить внутреннюю корпоративную среду организации технологии
    дать краткую характеристику предприятия, ее внутреннею среду, подготовить SWOT-анализ ОАО «УАЗ
    рассмотреть организационную культуру предприятия и эффективность производственной деятельности
 
 
 
 
 
     1. Предприятие как  объект управления 

     1.1. Факторы влияния  на систему управления 

     Экономическая стабильность организации, её выживаемость и эффективность деятельности в  условиях рыночных отношений неразрывно связаны с её непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование  организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней  среде.
     Сегодня достаточно ясно обозначились факторы, определяющие необходимость постоянных внутренних изменений для адаптации  организации к внешней среде. Такими факторами являются следующие:
    рынок сбыта производимой продукции и вида услуг;
    рынок поставщика или потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
    финансовый рынок;
    рынок труда;
    окружающая природная среда.
     Без учета этих факторов невозможно планировать  стратегию развития. Поэтому успех  любого предприятия или организации  и возможность их выживания зависят  от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям.
     Организация - это открытая система взаимодействующих  и управляемых частей, работающая с определённой целью, -смыслом» миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы.
     Любая организация, вне зависимости от её назначения, может быть описана  с помощью ряда параметров, среди  которых главными являются: цели организации, её организационная структура, внешняя  и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика  процессов функционирования, система социальных и экономических отношений, организационная культура. Каждая организация имеет свою систему управления, которая также является предметом исследования.
     Управление - это процесс распределения и  движения указанных выше видовресурсовворганизациисзаранеезаданнойцельюпозаранее  разработанному стратегическому плану  с непрерывным контролем результатов  работ.
     Система управления - это совокупность действий, определяющих направление управленческой деятельности. Структурно процесс управление представлен на рис. 1.1.
     

     Рис. 1.1. Схема процесса управления 

     Система управления должна отвечать современным  рыночным условиям [8]:
    обладать высокой гибкостью производства,позволяющей быстро 
    изменять ассортимент продукции;

    быть адекватной сложной технологиипроизводства,требующей совершенно новых видов контроля, организации и разделения труда;
    учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров и услуг, в корне 
    изменившую требования к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;

    учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия решений;
    учитывать изменение структуры издержек производства;
    принимать во внимание необходимость учёта  неопределённости внешней среды.
     Процесс управления предусматривает согласованные  действия, которые обеспечивают осуществление  общей цели или набора целей, стоящих  перед организацией. Для координации  действий должен существовать специальный  орган, реализующий функцию управление. Поэтому в любой организации выделяется управляемая и управляемые части. Схема взаимодействия между ними показана на рис. 1.2.
     

     Рис.1.2. Взаимодействие управляющей и управляемой  части организации 

     Часть деловой организации, реализующая  функции управления, состоит из многих взаимодействующих звеньев и  представляет собой управляющую  систему, обеспечивающую в рамках организации  выполнение ряда специфических функций. На сегодня одним из основных принципов  построения любых систем является иерархия. В современной теории организации  понятие «иерархия» применяется, в  основном, для отражения вертикального  подчинения между различными уровнями управления организацией: иерархией властных полномочий, иерархией функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.
     Современный тип иерархической структуры  управления имеет много разновидностей. Их можно условно разделить на два вида: бюрократические органические типы структур управления. Приведем краткую  характеристику основных организационных  структур.[3]
 

      1.2. Система управления предприятием 

     Один  из основоположников науки управления Анри Файоль рассматривал предприятие  как совокупность материального  и социального организмов. Но сам  Файоль, развивая науку управления, способствовал тому, чтобы его  социальный организм разделился на две  составляющие: административную (организация  и управление) и человеческую (персонал). Поэтому сейчас мы можем говорить уже не о двух, а о трех «организмах» предприятия, которыми являются материальная база, персонал и менеджмент, как  деятельность по организации работ  и управлению предприятием, включая  также взаимоотношения между  людьми на производстве.
     Принцип создания системы управления предприятием заключается в том, чтобы, провести разделение труда по вертикали, которое  осуществляется путем делегирования  линейных полномочий сверху вниз по уровням  управления, сформированным при построении структуры предприятия. В результате в структуре определяются руководители всех уровней (субъекты управления) и  подчиненные им сферы контроля (объекты  управления), создается иерархия уровней  управления и образуется цепь команд. Кроме делегирования линейных полномочий сверху вниз, нужно определить штабные  полномочия, обязанности руководителей  по координации (стыковке) работ подразделений  по горизонтали и обеспечить интеграцию деятельности всех подразделений для  достижения общих целей организации. В организациях обычно выделяют три  уровня управления:
    руководители низового звена — технический уровень (мастера — младшие начальники), которые руководят непосредственными исполнителями работ;
    руководители среднего звена — руководители подразделений;
    руководители среднего звена, взаимодействуют на своем уровне с поставщиками и потребителями и поставляют большую часть информации высшему руководству;
    руководители высшего звена, которые разрабатывают стратегию, формулируют цели и политику, взаимодействуют с внешней средой, принимают важнейшие решения, отвечают за мотивацию персонала, общую организацию работ и управление предприятием.
     В результате, для обеспечения полноты  и непрерывности процесса управления на предприятии, по нашему мнению, необходимо предусмотреть выполнение следующих  управленческих функций: взаимодействие с внешней средой, определение  стратегии и политики, организацию  работ, подбор, подготовку и мотивацию  персонала, планирование и подготовку производства, управление производством, контроль производства и качества продукции, информационное обеспечение, разработку мероприятий, принятие решений, внедрение  мероприятий.
     Содержание  и методы работ при выполнении перечисленных выше функций в  процессе управления предприятием определяются для каждой функции в отдельности. При этом необходимо применять методы и подходы к управлению, накопленные  практикой менеджмента и отвечающие содержанию и характеру реализуемых  функций.
     На  основе процессного подхода можно  построить модель управления предприятием и показать на ней процесс управления как непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций (рис.3).
     В соответствии с представленной моделью  процесс управления начинается со взаимодействия с внешней средой. Исходя из требований заказчиков и рынков сбыта, предприятие  определяет объемы поставок, сроки, цену и качество своей продукции и  требования к поставщикам материалов и комплектующих элементов. Анализ предприятия принимает стратегические решения, то есть определяет долгосрочные цели, разрабатывает стратегию и  политику. Затем проводятся мероприятия  по организации работ, подбору, подготовке и мотивации персонала. Исходя из стратегии и политики, с учетом требований рынка и заказчиков, осуществляется планирование производства. Далее проводится подготовка производства, осуществляется непосредственное управление производством и проводится контроль производства и качества продукции. Полученная по результатам контроля информация анализируется и сравнивается с информацией о научно-техническом прогрессе (НТЦ), а также с информацией с рынков сбыта, от заказчиков и конкурентов. По результатам сравнительного анализа разрабатываются мероприятия и принимаются необходимые решения руководством предприятия.
     После этого осуществляется внедрение  мероприятий для реализации принятых решений. Как правило, оперативные  решения, принимаемые руководством, направляются на устранение и предупреждение отклонений от технологии и требуемых  характеристик продукции при  управлении производством, а также  на улучшение продукции и производственного  процесса. Но кроме этого принимаемые  меры могут быть направлены на корректировку  ранее принятых оперативных планов, а также на сферу ответственности  высшего руководства, например, на изменение  организации работ, на повышение  квалификации и мотивации персонала, а также на выбор более квалифицированных  поставщиков материалов и комплектующих  изделий.
       
 
 
 
 
 
 

     Рис. 3.Модель управления предприятием 

     После завершения процесса производства продукция  поставляется заказчику или на рынки  сбыта, и поставщик получает от них  реакцию на поставленную продукцию (обратная связь). Таким образом, цикл управления заканчивается выполнением  той же функции, с которой он и  начинался — взаимодействием  с внешней средой.
     Для завершения создания системы управления необходимо разработать нормативные  документы, указывающие, как надо выполнять  указанные выше функции их исполнителями. Только после этого, можно будет  сказать, что система управления предприятием сформирована. [5]
 

      2. Внутренняя корпоративная среда организации технологии 

     2.1 Краткая характеристика  предприятия 

     Ульяновский автомобильный завод является одним  из ведущих российских автомобильных  заводов, специализирующимся на выпуске  полноприводных автомобилей-внедорожников  УАЗ и легких коммерческих автомобилей.
     Руководство завода: председатель Совета директоров, генеральный директор ОАО «Северсталь-авто»  – В.А.Швецов, исполнительный директор ОАО «УАЗ» – С.П.Юрасов.
     В настоящее время 66,07% акций УАЗа принадлежит  ОАО «Северсталь-Авто». Государство (в лице ФАУФИ) в настоящее время  является собственником 13,19% акций завода. Остальные 20% акций УАЗа принадлежат  портфельным инвесторам и трудовому  коллективу.
     Мощности  завода – 100 тысяч автомобилей в  год.
     Текущий объем производства – более 66 тысяч  автомобилей в год.
     Оборот  – 17 млрд. руб. в год.
     Численность работающих – 16 тыс. человек.
     В состав завода входят основные виды автомобильного производства – штамповочное, сварочное, окрасочное, сборочное и цех контрольных  испытаний автомобилей. Кроме того, на производственной площадке УАЗа находятся  металлургическое и станкоинструментальные производства, выделенные в отдельные  бизнес-единицы.  

     2.2 Внутренняя среда  организации 

     Определение роли и места технологий в области  менеджмента и управления всем комплексом различных направлений деятельности организации должно быть ориентировано на прагматические результаты, обеспечивающие продвижение наиболее прогрессивных и современных технологий управления в практическую деятельность. Эффективность работы компании на рынке определяется наличием у неё системы управления, основанной на стратегии развития, являющейся ранжированной по приоритетам системой взаимодействия внедрённых технологий. Алгоритм выбора, исследования и внесения технологии в корпоративную среду фирмы представлен на рис. 4
     
     Рис.4. Алгоритм выбора, исследования и внедрения  технологий управления 

     Систему управления предприятием можно рассматривать  как интегрированную систему  управления технологиями, выстроенную  по заданному алгоритму и приоритетам. Для принятия решения о необходимости  разработки или покупки управленческой технологии компании исследуют её.
     Выбор и исследование технологии, предполагаемой к внедрению, начинают с предметно-ориентированного описания элементов технологии и  параметров её сети поддержки во взаимодействии с элементами и параметрами внутренней корпоративной среды фирмы. Определение  свойств и атрибутов ядра и  сети поддержки технологий описывают  в терминах единого словаря принятых на фирме понятий. [13]
     Внутреннюю  корпоративную среду в описываемом  подходе можно рассматривать  состоящей из пяти основных частей (рис.5):
     
 

     Рис. 5 Основные составляющие внутренней корпоративной  среды компании 

     
    организационная среда представлена организационной  структурой фирмы, системой распределения  полномочий и ответственности; порядком и правилами участия и взаимодействия персонала в процессах и в  процедурах принятия решений, системой управления фирмой;
    техническаясредавключаетвсебяноменклатуру оборудования совокупнуюструктуруосновныхфондовфирмы, также производственные процессы, конструкторские и технологические спецификации изделий фирмы;
    информационная  среда определяет процессы документооборота фирмы, все элементы информационных технологий, включая глобальные и  локальные сетифирмы,системунакопленияииспользования  информации и знаний;
    культурная  корпоративная среда идентифицирует текущее состояние и формирует  требования к персоналу фирмы, его  квалификационный уровень, требования к обучению, подготовке и переподготовке персонала, мотивацию труда и  карьерные возможности;
    нормативная среда состоит из стандартов предприятия, внедрённых на фирме, методик, инструкций, включая, например, адаптированные к условиям фирмы требования системы менеджмента качества серии ISO-9000.
     Состояние внутренней корпоративной среды  зависит от влияния таких внешних  факторов, как законодательная база государства, политическая и экономическая  составляющие государственной политики, социальные и культурные особенности  региона, специфика функционирования фирмы, качество и содержание государственных и отраслевых стандартов.
     Никакая система или подсистема управления не будет функционировать, если в  расчёт не будет взята поведенческая  функция персонала. Именно персонал определяет функционирование всех вышеперечисленных  сред. Поэтому отдельным самостоятельным  фактором формирования системы стратегического  управления развитием фирмы является разработка и внедрение системы  управления персоналом. Определяющей в системе управления трудовыми  ресурсами фирмы является необходимость  найти и определить возможности  реализации рационального поведения  сотрудника фирмы — оптимального для него и одновременно полезного  для фирмы. Условия, которые позволяют  персоналу оптимально удовлетворять  свои интересы при рациональном поведении  по отношению к фирме, являются критериальными. Эти условия должны быть прозрачны  для персонала и отражать мотивацию  его рационального поведения, включая  материальные и моральные стимулы, условия карьерного продвижения  по службе.
     Каждая  новая управленческая концепция  призвана отражать определённую технологию или комплекс управленческих технологий, направленных на получение конкретных конкурентных преимуществ.
     Введение  понятий технологического ядра и  сети поддержки технологий позволяет  сделать ряд методологических выводов, представляющих интерес для практического  менеджмента.
     Вопрос  о формировании сети поддержки технологий, складывающейся на фирме, как набора технологий из различных областей знаний позволяеттоп-менеджерамобеспечитьусловиядостижения поставленных целей управления всем комплексом процессов на фирме наиболее эффективным путём, формировать этапы и переходы планируемой эволюции к будущим, более совершенным системам управления. Поэтому разработку и внедрение любых систем управления компании рассматривают и концептуально проектируют как интегрированную модель взаимодействия различных технологических ядер с учётом формирования достаточно сложной гиперсети поддержки технологий, отвечающей критериям заданной эффективности. Именно менеджмент должен проектировать сеть поддержки технологий с тем, чтобы в конечном итоге создать эффективную систему управления организацией.
     В последние три года Ульяновский  автомобильный завод демонстрирует  стабильные объемы производства и продаж. По итогам 2006 года УАЗ произвел и  продал более 66 000 автомобилей, что сопоставимо  с уровнем 2005 года. В 2007 году предприятие  планирует произвести и продать  около 67 000 автомобилей.
     На  внутреннем рынке основными потребителями  УАЗа являются коммерческие и бюджетные  организации, широко представленные в  регионах, а также сельхозпроизводители и государственные структуры.
     Вместе  с тем, в последнее время с  началом выпуска нового автомобиля УАЗ ПАТРИОТ, среди потребителей резко возрос процент физических лиц, так как данный внедорожник  рассчитан, прежде всего, на личную эксплуатацию.
     Что касается экспорта, то он по-прежнему занимает значительную долю в общем объеме продаж УАЗа. По итогам 2006 года УАЗ поставил на экспорт 12 500 автомобилей. За последние  годы заводу удалось создать разветвленную  дилерскую сеть в СНГ, а также  вернуться на свои традиционные рынки, потерянные в постсоветские годы – в страны Азии (Могнолия Вьетнам). Ближнего Востока (Сирия, Афганистан), Африки (Ангола, Нигерия) и Латинской  Америки (Куба, Колумбия, Уругвай, Никарагуа). С целью увеличения экспортных продаж создаются сборочные производства автомобилей УАЗ за рубежом (в частности такие проекты действуют во Вьетнаме и на Кубе).
     Для улучшения финансового состояния  предприятия и повышения его  прибыльности в течение последних  трех лет на Уазе активно реализуются  комплексные программы сокращения издержек и построения производственной системы УАЗа на основе принципов  бережливого производства. Благодаря  проделанной работе с привлечением консультантов японской компании Culman за последнее время на УАЗе были достигнуты следующие показатели:
     – снижение дефектности производимой продукции на 60%;
     – снижение уровня незавершенного производства на 38%;
     – снижение среднесуточного времени  простоя оборудования на 86%;
     – рост производительности труда на 15%.  
     Экономический эффект, полученный за счет этих изменений, сказался на финансовых результатах  завода за последние несколько лет.  

     Таблица 1
     Показатели  работы ОАО «УАЗ»
Показатели  работы ОАО «УАЗ»  
за 2005 г., 2006 г., 1 полугодие и 7 месяцев 2007г.  
Наименование 2005 г. отчет 2006 г. отчет 1 полугодие 2007 г. отчет 7 месяцев  2007г. отчет
Продажа автомобилей и машкомплектов  марки УАЗ, шт. 66 310 66 120 33 174 38 515
в том числе: легковые 28 853 28 823 14 847 17 322
из  них:UAZ Patriot 3 873 10 051 5 575 6 419
грузовые 5 308 4 493 2 533 2 998
спецавтомобили 13 924 15 491 7 625 8 576
автобусы 17 819 17 217 8 168 9 618
  машкомплекты 406 96 1 1
Продажа запасных частей собственного производства, млн. руб. 1 044 1 083 588 695
Выручка от продаж, млн. руб. 15 197 17 120 10 155 11 940
Прибыль от продаж, млн. руб. 862 1 593 964 1 154
Рентабельность  продаж, % 5,7 9,3 9,5 9,7
Чистая  прибыль, млн. руб. 370 920 469 647
Средняя заработная плата (с дочерними обществами без УФ) руб. 7 695 8 965 10 560 10 902
в том числе ОАО «УАЗ», руб. 7 775 9 165 10 853 11 210
Среднесписочная численность работающих (с дочерними  обществами без УФ), чел. 19 714 16 982 16 209 16 204
в том числе ОАО «УАЗ», чел. 15 418 12 196 11 672 11 679
Уплачено  налогов (с дочерними обществами и УФ), млн. руб.,*в том числе: 940 1 793 710 1 004
  Федеральный бюджет 111 741 127 231
  Областной бюджет 199 413 247 360
  Местный бюджет 177 187 91 124
  Внебюджетные фонды 454 451 244 289
   
     2.3 SWOT-анализ ОАО «УАЗ»
     Оценка  значимости силы и возможностей со стороны потенциала предприятия  и внешней среды представлена в таблице 2. 

 

      Таблица 2.
      SWOT-анализ
Оценка  сильных сторон Оценка  возможностей
Сила Знач имо
сть.
Балл
(0-
10)
Вероятно сть
наступле
ния в
течение
года(0-1)
Резу льти
рую
щая
оцен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.