На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Территориальные финансы, источник их формирования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Территориальные финансы, источник их формирования
     Финансы – экономическая категория. Финансы представляют собой экономические – денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач государства.
     Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов – финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).
       Основной составной частью территориальных  финансов являются региональные  бюджеты. В современных условиях  все в большей степени территориальные  органы власти призваны обеспечить  комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной  и непроизводственной сфер на  подведомственных территориях. Значительно  возрастает их координационная  функция в экономическом и  социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость  дальнейшего расширения и укрепления  финансовой базы территориальных  органов власти, решения ряда  проблем, связанных с совершенствованием  методов формирования и использования  финансовых ресурсов территорий.
     Одним из звеньев территориальных финансов являются средства субъектов хозяйствования: 1) финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной  собственности (как правило, коммунальные предприятия); 2) финансовые ресурсы  предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Субъекты хозяйствования для социальной поддержки  своих работников строят и приобретают  жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктур находится в ведомственном подчинении. Поэтому нередко в общем объеме территориальных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие.
     Следующим компонентом территориальных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками их формирования служат добровольные взносы предприятий  и на селения, специальные сборы  и др. Внебюджетные фонды чаще всего  имеют целевое назначение. 

     Территориальные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.
     В современном мире ускорился процесс  развития демократических принципов  в государственном устройстве и  управлении. Во многих странах обязательный компонент демократической государственного строя – местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово бюджетными правами.
     В условиях демократии одной из важнейших  составных частей финансовой системы  государства являются территориальные  финансы, которые охватывают территориальные  бюджеты О Российской Федерации – это собственно республиканские I составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворена территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
     Таким образом, территориальные финансы  – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.
     В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их использования – расширяется. Величина территориальных финансов растет и во многих странах составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.
     Через территориальные финансы государство  активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным  органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
     С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального  развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных  и других условий отстали в  своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются  за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и д
     Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и  социальное развитие территорий.
       Главное направление использования  территориальных финансов – финансовое  обеспечение социальной и частично  производственной инфраструктуры.
     Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных  с социально-культурным и коммунально-бытовым  обслуживанием населения.
     Через территориальные финансы государство  активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным  органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
     С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального  развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных  и других условий отстали в  своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы.
     Рассредоточение административной ответственности, передача и закрепление за различными уровнями власти полномочий сдвигают процесс  принятия решения на нижние уровни власти.
     В общем объеме средств, составляющих государственные финансы, высока доля средств, направляемых на удовлетворение непосредственных потребностей граждан. Расход этих средств локализуется местом проживания людей, получающих общественные услуги. В этой связи возникает территориальный аспект распределения государственных финансовых ресурсов. Возникает объективная необходимость в формировании и распределении денежных средств у соответствующего конкретной территории органа власти. В пределах территориальных подразделений любого государства формируются и расходуются финансовые ресурсы федерального уровня. Экономические субъекты платят налоги в федеральный бюджет. Население данной территории может получать финансирование из федерального бюджета. Кроме того, предприятия и организации также платят налоги и финансируются из государственного и из местного бюджетов (рис. 38).
     
     Рис. 38. Распределение доходов между  бюджетами различных уровней  и основные направления их финансирования
     Финансовые  ресурсы, необходимые для финансирования важных территориальных задач, образуют самостоятельное звено финансовой системы, опосредованное территориальными фондами денежных средств
     Местные финансы создают условия для  более эффективного использования  денежных фондов территорий в сравнении  с государственными финансами.
     В унитарном государстве нижестоящие органы власти полностью подотчетны центральному правительству. Их возможности по формированию и использованию финансовых средств ограничены рамками, устанавливаемыми центральным правительством. В странах с федеративным типом государства региональные финансы отличаются более сложной структурой и автономностью каждого элемента.
     К территориальным финансам в федеративном государстве относятся:
    финансы членов Федерации;
    финансы местных органов власти, предприятий местного подчинения, муниципалитетов.
     Местные финансы включают самый многочисленный перечень территориальных единиц. Эти финансы имеют свои особенности:
    региональные финансы выполняют свои функции и существуют не для всего общества, а лишь для определенной его части, проживающей на конкретной территории;
    объем ресурсов, аккумулируемых в фондах местных органов власти, зависит от отведенных им полномочий и их обязанностей;
    региональные финансы участвуют в перераспределении собранных ресурсов по наиболее важным для территорий направлениям;
     Региональные  финансы приближены к потребностям конкретного режима.
     Структура региональных финансов современного государства
     Региональный  бюджет выступает основным централизованным денежным фондом на территории, из которого происходит финансирование территориальных потребностей.
     Основные  финансовые средства территорий могут  быть представлены следующим образом (рис. 39):
     Территориальные бюджеты — основная составляющая местных финансов. Региональный бюджет финансирует предприятия местного подчинения, определяет уровень обязательных инвестиций в регионе. Через эти бюджеты реализуется социальная политика, балансируются потребности экономической и социальной сфер.
     
     Внебюджетные  фонды территорий образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются в строгом соответствии со своим целевым назначением на экономические и социально-территориальные нужды. Внебюджетные фонды территорий — особая форма образования и использования финансовых ресурсов: средства, проходящие через них, вообще не отражаются в бюджете.
     Источником  региональных финансов являются также  ресурсы хозяйствующих субъектов. Источниками финансовых ресурсов в  данном случае служат: часть прибыли  муниципальных предприятий; выручка  бюджетных учреждений от оказания платных  услуг на территории в области  здравоохранения, образования, сдачи  в аренду муниципальной собственности.
     Заемные средства — еще одна составная часть финансов территорий (рис. 40).
     
     Рис. 40. Структура заемных средств  территориальных бюджетов
     В разных странах заемные средства в территориальных финансах используются по-разному (рис. 41):
     
     Рис. 41. Распределение источников заемных  средств в территориальных бюджетах развитых стран
     Принципы  формирования и исполнения территориальных  бюджетов
     Бюджетная деятельность местных органов власти должна быть подчинена определенным принципам, которые содержат фундаментальные  требования к образованию и исполнению этих бюджетов.
     Принцип единства бюджета означает, что все доходы должны поступать на единый балансовый счет и точно также расходоваться с него по строго установленным направлениям.
     Принцип самостоятельности местных бюджетов означает, что любое территориальное образование составляет свой бюджет в рамках имеющихся у него полномочий.
     Принцип сбалансированности территориального бюджета означает, что его доходы и расходы должны быть равными по объемам.
     Принцип целевой направленности расходования средств означает, что средства территориальных и местных бюджетов могут расходоваться строго по целевому назначению, утвержденному местными и центральными органами власти.
     Система доходов региональных бюджетов
     Собственные доходы бюджета — это доходы, которые полностью или частично закреплены на постоянной основе за определенным уровнем бюджетной системы.
     Территориальные налоги делятся на региональные и местные.
     Отчисления  от налогов, перераспределяемые по установленным  нормативам в порядке бюджетного регулирования, называются регулирующими налогами.
     Основную  часть доходов регионального  бюджета составляют налоги (до 60-70%), а также сборы, закрепленные за данным бюджетом и имеющие постоянный и  обязательный характер. В зависимости  от количества уровней территориального управления налоги делятся на региональные и местные.
     К региональным налогам относятся средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.
     Первостепенность  государственных интересов над региональными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую не могут в полном объеме профинансировать их расходную часть. Поэтому возникает потребность в перераспределении между бюджетами поступлений от наиболее значимых по объемам и стабильных налогов, которые поступают в централизованный (общегосударственный) бюджет. Отчисление налогов по нормативам, выраженным в процентах, из централизованного бюджета в нижестоящие называется бюджетным регулированием.
     Назначение  собственных и регулирующих налогов  в разных национальных законодательствах  различно. Однако в целом систему  налоговых доходов в территориальных  бюджетах можно представить следующим  образом  
(рис. 42):

     
     Рис. 42. Система налоговых доходов  региональных и местных бюджетов
     Доля  собственных налогов в доходах  территориальных бюджетов невысока.
     Значение  собственных налогов в доходной части территориального бюджета невелико: не выше 5% от общей доходной базы. Основной из собственных налогов — транспортный. Кроме того, к собственным налогам относят налог с продаж, который распространяется на розничную торговлю, или же им облагается валовой доход предприятий розничной торговли.
     Подоходный  налог с граждан добавляет в налоговую доходную базу до 20% от ее общего объема. Местные налоги составляют существенную долю всех налоговых поступлений в территориаль-ные финансы (рис. 43):
     
     Рис. 43. Доля местных налогов в региональных бюджетах развитых стран 
     Неналоговые доходы отражают реальные возможности местных органов власти управлять принадлежащей им собственностью.
     Все местные налоги можно подразделить на поимущественные и на налоги на определенные виды деятельности. Объектом поимущественного дохода являются земля, строительство и другая недвижимость. К налогам на определенные виды деятельности можно отнести налог на предпринимательскую деятельность, а также профессиональную и артистическую.
     Другой  источник поступления средств в территориальные бюджеты — неналоговые доходы. К традиционным источникам неналоговых доходов относят доходы от управления госсобственностью (сдача в аренду госимущества и земли; дивиденды от использования госимущества, а также по акциям, принадлежащим государству) и доходы от ее продажи — приватизации госимущества. Кроме того, значительную часть в неналоговых доходах могут занимать штрафы и пени, выручка от оказания ведомственными структурами платных услуг.
     Межбюджетные  поступления нужны для сбалансирования бюджетов территорий.
     Межбюджетные  платежи имеют чисто перераспределительный характер, и поскольку они проходят трансфертом через централизованный бюджет, то их еще называют межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты предназначены для передачи права расходования средств от бюджета высшего уровня к бюджету низшего уровня. Обусловленные субсидии предназначены для оказания помощи бюджетам-получателям при выполнении последними строго оговоренных условий для решения определенных задач. Такой вид трансфертов называют еще целевым грантом, или субвенцией. Безусловные субсидии представляют собой перераспределение ресурсов в нижестоящие бюджеты и называются дотациями, или блок-грантами (рис. 44).
     
     Рис. 44. Система финансирования нижестоящего бюджета вышестоящим
     Система расходов территориальных  бюджетов
     Объем расходов любой территории связан с полномочиями местных органов власти.
     Доля  дотаций и субвенций в территориальных  финансах (расходах) определяется как  налоговым потенциалом территории, так и объемом закрепленных за ней полномочий по финансированию обязательных расходов.
     При определении объема расходов госбюджета важно правильно определить объем текущих услуг, оказываемых территориальными финансами. Объем расходов, которые должны быть профинансированы территорией в обязательном порядке, ? это расходы на удовлетворение собственных потребностей. Эта часть расходов должна финансироваться исключительно за счет собственных, а не регулирующих доходов.
     Система расходов территориального бюджета  представлена на рис. 45.
     
     Рис. 45. Система расходов территориального бюджета 
     Обязательные  расходы территорий — это те денежные средства, которые тратятся по утвержденным центральным правительством направлениям. К таким расходам относятся выделения средств для социального обслуживания граждан (жилище, здравоохранение, образование, транспорт и т. п.).
     Дискреционные расходы — это денежные средства, которые тратятся территориальными администрациями в соответствии с утвержденными направлениями, но по собственному усмотрению. К ним относятся:
    управление;
    охрана правопорядка;
    дорожное хозяйство;
    образование;
    жилищно-коммунальное хозяйство и развитие территорий;
    здравоохранение и окружающая среда;
    социальные нужды;
    культура, спорт, досуг;
    уборка улиц;
    пожарная охрана;
    сбор и утилизация отходов.
     Значение  территориальных  финансов в современной  экономике
     Эффективное выполнение властными структурами  своих функций предполагает четкое разделение их полномочий. Понятно, что  реализация такой функции власти, как обороноспособность страны, может  быть возложена только на федеральные  власти. В то же время развитие инфраструктуры городов и населенных пунктов, а  также оказание социальной помощи населению  эффективно лишь на муниципальном уровне.
     Таким образом, на федеральном уровне концентрируются  функции властных структур, связанные  с реализацией государственных  интересов в целом. На региональном и, в частности, муниципальном уровне осуществляется концентрация функций, обеспечивающих интересы конкретных граждан. К этим интересам относится реализация прав на образование, здравоохранение, социальную защиту.
     Структура органов власти предопределяет структуру финансовой системы, ее разделение на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные финансы.
     Последние две категории составляют понятие  территориальных (или региональных) финансов.
     Региональные  финансы (территориальные  финансы) — это фонды денежных средств, формируемые административно-территориальными единицами для обеспечения выполнения своих полномочий.
     Региональные  бюджеты — центральное звено  территориальных бюджетов. Они предназначены  для финансового обеспечения  задач, возложенных на государственные  органы управления субъекта Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
     В последнее десятилетие наблюдается  регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
     Доходы  региональных бюджетов
     Эти доходы формируются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ за счет налоговых и неналоговых доходов. Основные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. В  бюджеты субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов  по нормативам:
     налога  на имущество организаций — 100%;
     налога  на игорный бизнес — 100%;
     транспортного налога — 100%.
     В бюджеты субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов  и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, по нормативам:
     налога  на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, — 100%;
     акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья  — 50%;
     акцизов на спиртосодержащую продукцию — 50%;
     акцизов на автомобильный бензин, включая  прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных (инжекторных) двигателей — акцизов на алкогольную продукцию — 100%; акцизов на пиво — 100%; налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) —
     налога  на добычу общераспространенных полезных ископаемых — 100%;
     налога  на добычу полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья и общераспространенных полезных ископаемых) — 60%;
     сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — 30%;
     сбора за пользование объектами животного  мира — 100%;
     государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту  регистрации, совершения юридически значимых действ или выдачи документов) — 100%.
     В бюджеты субъектов Российской Федерации  — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду. В доходах региональных бюджетов превалируют отчисления от федеральных налогов, которые составляют более 50%, и поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 10%. Региональные налоги составляют менее 6%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество организаций — примерно 4%. Доходы от использования государственного имущества — 5%, поступления от целевых бюджетных фондов — 9%.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.