На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность, формы и сферы предпринимательства в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования РФ
Омский  государственный  институт сервиса
Факультет очный
Кафедра  экономики и организации производства 
 

Защищена с  оценкой                    Допустить к защите   
                                                        
« »   2010г.                  «_____»   2010г. 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
на тему: Сущность, формы и сферы предпринимательства  в России 
 
 

                                                                            Исполнитель: студент гр.81-Э                                                                                                                                                        
                                                                             Заковоротный Алексей
                                                                             Александрович 

                                                              Руководитель работы:
                                                                    Харина Лариса Игоревна 
 
 

                                                        Омск 2010 

АННОТАЦИЯ 

    Структура данной работы включает в себя следующие  разделы:
    сущность и виды предпринимательства;
    развитие предпринимательства в России;
    предпринимательский потенциал России;
        Данная работа написана на  56 страницах печатного текста. Содержит две таблицы, представленных в тексте. Также работа 18 наименований библиографического списка 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение 4
1. Сущность и виды предпринимательства 6
1.1. Сущность предпринимательства 6
1.2. Индивидуальное предпринимательство 11
1.3. Коллективное предпринимательство 13
1.4. Государственное предпринимательство 19
1.5. Смешанное предпринимательство. 25
2. Развитие предпринимательства в России 28
2.1. История развития предпринимательства  28
2.2. Современное состояние и проблемы предпринимательства…………….38
3. Предпринимательский потенциал России…………………………………..49
3.1. Характерные черты предпринимательского потенциала………………...49
3.2. Факторы и перспективы развития………………………………………….51
Заключение……………………………………………………………………….54
Список литературы……………………………………. ………………………..56 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
    Общественный  характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.
    Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.
    В этой связи рассмотрение становления  предпринимательства в нашей  стране, а также, его основных признаков  и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.  
 

 

    СУЩНОСТЬ  И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
    Сущность предпринимательства
      Под предпринимательством, или предпринимательской  деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан  и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта или услуги. Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом. Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших. Оно способствует развитию конкуренции и «маркетизации», а также увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.
      Таким образом, предпринимательство как  субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения  составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха. Важнейшим признаком предпринимательства  является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.
      В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической  заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая наводнила машинами весь мир. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании. Обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме. Приведем нешаблонное описание предпринимателя, предложенное советским ученым-экономистом, профессором В. Богачевым: «Предприниматель — это бедолага и вечный должник; неуемный оптимист, добровольно избравший для себя жизненную карьеру, в которой ему не раз придется сменить объект и, может быть, сферу хозяйствования, вероятно, разориться и вновь пытаться встать на ноги; немилосердный самоэксплуататор без нормированного рабочего дня и отпусков, не позволяющий себе даже при успешном ходе тратить на собственное потребление больше, чем квалифицированный наемный работник». Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути — неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя. Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение находят не более двух. По словам Джеймса Бэрка из компании «ДЦ», одно из правил его фирмы гласит: «Вы должны быть готовы к неудаче». Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска. Не всякий мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки. Еще один характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки. Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка - основной кирпич, из которого строится предпринимательское здание. При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды. Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1994 г. и одобренный Советом Федерации определяет сделку следующим образом: «Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей». Приходится опять-таки отмечать, что в психологии многих людей сложилось устойчивое представление о сделке как о тайном противозаконном сговоре личностей сомнительного морального облика с целью поживиться за счет других. Так что нам еще надо привыкать к пониманию сделки как не криминального, а напротив, полезного деяния, лежащего в основе предпринимательства. Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица -самого предпринимателя.
      Предпринимателем  или субъектом предпринимательства  согласно принятому законодательству могут быть граждане страны, признанные дееспособными в установленном законом порядке. Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством. Наряду с индивидуальным и частным допускается коллективное предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном основании имущество. Официальный статус предпринимателя приобретается посредством его государственной регистрации либо как участника индивидуального предпринимательства, либо как предприятия. Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо. Законодательство о предпринимательстве предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником. Обобщая вышеизложенное, можно выделить необходимые и возможные свойства предпринимательства. К необходимым следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики являются возможными свойствами предпринимательства. Развитие предпринимательства тесно связано со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую организационно-техническую и физическую или географическую обстановку. Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств. На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства. Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.
      Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов, химизацию. Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.). Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий.
1.2. Индивидуальное предпринимательство 

         Индивидуальное предпринимательство является одной из форм ведения малого бизнеса. Отдельный закон об индивидуальном предпринимательстве как таковой не принят, однако индивидуальное предпринимательство регулируется Налоговым и Гражданским кодексом, а также некоторыми другими нормативными правовыми актами. Как трактует законодательство, индивидуальный предприниматель это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Такое определение ИП дает Налоговый кодекс РФ (п. 2 ст. 11). Индивидуальное предпринимательство это самостоятельная деятельность на свой страх и риск, направленная на получение прибыли. Гражданский кодекс РФ разрешает физическим лицам заниматься любой предпринимательской деятельностью (кроме запрещенных), в том числе и зарегистрировавшись в качестве ИП. Каждый, кто хочет открыть свое дело, должен ответить на такой вопрос. Что ему будет выгоднее: организация или индивидуальное предпринимательство? Зарегистрировать организацию сложнее. Нужно подготовить устав, найти помещение для юридического адреса, внести уставный капитал. Индивидуальное предпринимательство от всего этого освобождено. Правовое положение индивидуальных предпринимателей характеризуется ответственностью. ИП отвечает по обязательствам всем своим имуществом (Гражданский кодекс РФ, ст. 24), а учредитель или участник организации лишь суммой, не превышающей его долю в уставном капитале. Индивидуальное предпринимательство имеет следующие преимущества:1) просто организовать, просто завершить бизнес; 2) упрощенный порядок ведения учета (бухгалтерский учет не обязателен); В любой момент ИП имеет право перевести в личную собственность денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности (т.е. финансы индивидуальных предпринимателей и физических лиц не разделяются); упрощенный порядок принятия решений (не нужно собрание учредителей, протоколы и т.п.).
      Правовое  положение индивидуальных предпринимателей имеет и свои недостатки:
      1)ИП  не может назначить директора  и должен вести дела самостоятельно (хотя может быть выдана доверенность от индивидуального предпринимателя);
      2) ИП отвечает по обязательствам  всем имуществом;
      3) ИП не может получить некоторые  лицензии (например, на торговлю  алкоголем).
      Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ регулирует вопросы  об индивидуальном предпринимательстве, связанные с регистрацией. Чтобы  стать ИП, лицо должно зарегистрироваться в налоговой инспекции (Налоговый кодекс РФ, ст. 11). Для этого необходимо совершить следующие действия:
      1) выбрать вид деятельности (один  или несколько);
      2) подготовить документы для подачи  заявления о государственной  регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
      3) подать документы на регистрацию  (сведения об индивидуальных предпринимателях  заносятся в ЕГРИП);
      4) выбрать наиболее подходящий  режим налогообложения.
      Правовое  положение индивидуального предпринимателя  и Налоговый кодекс РФ предполагает для ИП следующие режимы налогообложения:
      1) общий режим;
      2) режим налогообложения в виде  единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (ЕНВД);
      3) упрощенная система налогообложения  (УСН);
      4) УСН на основе патента;
      5) система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог; ЕСХН).
      Последние три налоговых режима являются добровольными, и чтобы на них перейти, ИП должны подать заявления. 

      1.3 Коллективное предпринимательство 

      В конце XX в. коллективные формы предпринимательства заняли доминирующее положение — как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе. Несмотря на различие государственных законодательств, мировая практика свидетельствует о наличии следующих устоявшихся коллективных форм деловой активности: хозяйственные товарищества; хозяйственные общества; акционерные общества; ассоциации, союзы. Юридическое название указанных форм коллективного предпринимательства в отдельных странах может со временем меняться, но их организационные формы и экономическое содержание в основном сохраняются, совершенствуются и остаются почти неизменными на протяжении десятилетий. Воссоздание в форме организации предприятия свойственных его практической деятельности элементов имеет своей целью обеспечить саму экономическую
      деятельность  правовой основой. Иными словами, отдельные  действия предприятия объединяют в единой модели. Особенно это актуально для акционерных производственно-хозяйственных структур, поскольку именно эта форма предприятия наиболее четко осуществляет разделение деятельности на уровни, и при этом отражает эти уровни в элементах акционирования. Таким образом, создаются условия исследования деятельности предприятия, как по данным производства, так и по цене акций и прочей акционерной информации.
           Акционерное общество (АО) — форма  предприятия, средства которого образуются за счет объединения капитала, выпуска и размещения акций. Различие между обществом с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерным обществом состоит главным образом в том, что в первом случае объединяются люди (предприниматели) для совместной работы, а во втором случае они объединяют, прежде всего, капитал для его совместного использования. В обоих случаях участники общества несут ответственность за результаты его деятельности, ограниченную своими вкладами. АО создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц (в том числе и иностранных), которые объединяют свой капитал и ставят целью извлечение прибыли путем удовлетворения общественных потребностей своей продукцией.
      Акционерное общество:
    является юридическим лицом;
    несет имущественную  ответственность перед кредиторами;                                                                                                                                           располагает имуществом, полностью обособленным от имущества отдельных акционеров;
    владеет наличным акционерным капиталом, разбитым на части (акции).
      Предприятия акционерного типа имеют следующие  преимущества:
    способность привлекать дополнительные инвестиции путем выпуска акций;
    ответственность партнеров-акционеров ограничена стоимостью акций при общем экономическом интересе;
    предпринимательский риск снижен;
    переход капитальных средств из отрасли в отрасль облегчен.
      АО  функционирует обычно бессрочно, если иное не предусмотрено его уставом. Передача доли собственности осуществляется посредством продажи акций (иногда в учредительных документах может указываться иной порядок). Появление дополнительных владельцев акций оговаривается уставом.
      Функцию управления АО выполняет правление, которое сообща выбирает исполнительные органы: директора, его заместителей, главного бухгалтера и др.
      Уставной  капитал АО представляет собой определенную сумму денег, состоящую из взносов акционеров. Размер уставного капитала определяется учредителями общества исходя из потребностей в денежных и иных средствах для начала его деятельности. АО несет ответственность перед кредиторами не только на величину уставного капитала, но и на стоимость всего имущества. Уставный капитал в момент учреждения общества должен состоять из оговоренного числа акций, кратного 10, с одинаковой номинальной стоимостью. Обычно устанавливается нижняя граница уставного капитала, которая, например, в России середины 90-х гг. не могла быть менее 100 млн. руб.(в ценах соответствующих лет).
      Вкладом участника АО могут быть денежные средства в рублях и иностранной валюте, а также здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, ценные бумаги, включая изобретения, патенты, права пользования землей, водой и другими материальными ресурсами. Стоимость имущества определяется общим собранием участников.
      В обществе также создается резервный  фонд, который должен быть не менее 15% уставного капитала. Формирование резервного фонда осуществляется путем ежегодных отчислений до достижения фондом размера, указанного в учредительных документах. Размер ежегодных отчислений, как правило, не может быть менее 5% суммы чистой прибыли.
      Имущество АО может превосходить уставный капитал  или быть равным ему.
      Законодательные нормы часто предусматривают  необходимость превышения стоимости имущества над уставным капиталом (в противном случае может быть ограничено распределение прибыли между акционерами). Если АО в данном году понесло финансовые убытки, приведшие к уменьшению размера имущества, то в следующем году необходимо использовать часть прибыли АО для достижения указанного в уставе соотношения.
      Уставный  капитал АО образуется через публичную  подписку на акции или путем распределения акций среди учредителей.
      В первом случае образуется открытое АО, во втором случае — закрытое. Акции открытого общества могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров. Акции закрытого акционерного общества распределяются среди его участников. В настоящее время наибольшее распространение получил второй вариант. Передача акций членов АО закрытого типа другому лицу осуществляется только при согласии других членов общества.
      Для образования АО законодательные  акты большинства стран требуют оплаты не всего акционерного капитала, а только его части, но не менее 50%. Остальная часть капитальных средств может быть внесена через определенное время, например в течение года. Изменение уставного капитала может происходить в сторону как его увеличения, так и уменьшения. Увеличение уставного капитала достигается обычно выпуском новых акций или увеличением номинальной стоимости акций. Уменьшение уставного капитала происходит за счет снижения номинальной стоимости акций или выкупа части акций у их владельцев с дальнейшим аннулированием.
      АО  вправе создавать на территории Российской Федерации и за рубежом филиалы и представительства. Последние наделяются основными и оборотными средствами за счет имущества общества и учитываются на его отдельном балансе, а также на самостоятельном балансе филиалов. Руководители филиалов и представительств действуют на основании доверенности, полученной от АО.
      Хозяйственные товарищества могут создаваться  в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).
      Полным  товариществом признается объединение  двух и более предпринимателей (предприятий). Создаваемое ими путем заключения договора предприятие предусматривает осуществление совместной предпринимательской деятельности и полную (неограниченную) ответственность принадлежащим имуществом по обязательствам товарищества.
      Представительство и действия от имени полного товарищества любого из его участников признаются деятельностью самого товарищества, если иное не предусмотрено учредительными документами товарищества.
      Изменение состава участников полного товарищества влечет за собой прекращение его деятельности.
      Товариществом на вере (или коммандитным, т.е. смешанным, товариществом) признается объединение, в котором в соответствии с учредительным договором о создании товарищества один или несколько его действительных членов несут полную (неограниченную) ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики несут ответственность, связанную с деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада. Смешанное товарищество, как и полное, может быть создано без учреждения нового юридического лица — в таком случае вклады участников товарищества отражаются на балансе одного из действительных членов товарищества; с учреждением нового юридического лица и с обособленным имуществом — в таком случае вклады участников отражаются на балансе товарищества.
      Представительство и действия от имени полного или  смешанного товарищества любого из действительных его членов признаются деятельностью самого товарищества, если иное не предусмотрено учредительными документами товарищества.
      Собственное наименование полного и коммандитного  товариществ должно включать слова «полное (коммандитное) товарищество», фамилию или название одного или нескольких действительных членов товарищества. В случае если в наименовании полного товарищества указаны не все его участники, оно должно содержать слова «и компания» или иные слова, указывающие на наличие других участников.
      Для образования товарищества достаточно двух учредителей: один из них может быть директором, другой — главным бухгалтером с правом подписи. Для регистрации товарищества нужны протокол учредительного собрания и учредительный договор. В протоколе фиксируется договоренность между сторонами о создании предприятия, определяется вид деятельности, название предприятия, устанавливается его адрес. В учредительном договоре определяются взносы сторон в уставный капитал предприятия, распределение дохода и степень ответственности договаривающихся сторон. Избирается руководство предприятия: директор, его заместители, главный бухгалтер. На основе протокола учредительного собрания и договора составляется устав предприятия по стандартному образцу, единому для всех видов предприятий и форм предпринимательства.
           Обществами с ограниченной ответственностью (ООО) признаются организации, созданные по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Такие общества являются юридическими лицами.
      Согласно  российскому законодательству число  участников ООО не должно превышать предела, установленного для подобного вида хозяйственных объединений, — в противном случае в течение года оно подлежит преобразованию в акционерное общество. Помимо того, ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
      Каждое  ООО имеет фирменное наименование, в котором указываются вид и предмет его деятельности. ООО могут от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцами и ответчиками в арбитраже, суде, третейском суде.
      ООО может состоять из двух участников и более, в их числе могут быть предприятия, учреждения, организации, государственные органы, а также граждане.
      Участники ООО могут участвовать в управлении делами общества в порядке, определяемом учредительными документами, получать часть прибыли (дивиденды) от деятельности общества, а также информацию о деятельности общества.
      Участники ООО обязаны вносить вклады в порядке, размере и способами, предусмотренными учредительными документами.
      Любое производство товаров или услуг, имеющее целью получение прибыли, связано с определенным риском организации капитала. При этом стремление снизить риск обеспечено созданием условий оптимального сочетания последовательности элементов деятельности предприятия.  Моделью данных условий в частности служит организационно-правовая форма хозяйствования, которую использует предприятие. Одновременно следует учитывать наличие двух шагов: организации предприятия (решение о вложении средств в целях получения прибыли от производства товаров (услуг) при определенном уровне риска) и отдельного шага по фиксации интересующих отношений в организационно-правовой форме. 

1.4 Государственное предпринимательство 

        В России в первой половине 1990-х годов ускоренными темпами стала осуществляться тотальная приватизация основной массы предприятий. «На начало 1998 г. общее число приватизированных предприятий составило 126,7 тыс., или 59% от количества государственных предприятий к началу приватизации в 1991 г. Параллельно создавались новые частные предприятия, в результате общее число предприятий возросло почти в 10 раз и составило 2,76 млн., в том числе по основным отраслям, тыс.:
      торговля  и общественное питание - 868,3
      промышленность - 341,6
      сельское  хозяйство - 336,7
      строительство - 289,1.
      Почти 50% от общего числа хозяйствующих  субъектов создано отдельными гражданами; в торговле их доля - 81,7%, строительстве - 70,2%. Государственных предприятий насчитывается не более 40 тысяч. На долю негосударственного сектора экономики теперь приходится около 70% валового национального продукта» .
      Государство рассталось с подавляющей частью производственных мощностей. Но в его  собственности остаются природные  ресурсы, в том числе ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, акции предприятий промышленности, транспорта, иное имущество, необходимое для выполнения хозяйственно-организаторских функций. Разведанные сырьевые ресурсы России составляют 28 трлн долл., а потенциальные - 140 трлн долл. Их можно использовать для залога, концессии и т. д.
      Конституцией  РФ определен базовый перечень объектов государственной собственности в двух ее формах: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении Российской Федерации находятся:
    федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
    федеральные - транспорт, пути сообщения, связь, информация;
    оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических средств;
    деятельность в космосе;
    федеральные банки;
    денежная эмиссия.
      Природопользование (владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими  природными ресурсами), общие вопросы  образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
      Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное  решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросы местного значения.
      Разграничение государственной собственности  на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность позволяет разделить функции федеральных, региональных и местных органов по управлению природными ресурсами, капиталом, финансовыми средствами.
      Имущество, находящееся в государственной  собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (средства бюджетов и др.), составляет государственную казну Российской федерации или субъекта РФ.
      К государственному сектору относят  акционерные общества, в которых  контрольные пакеты голосующих акций  находятся в собственности государства, государственные предприятия, государственные учреждения. Соответственно формируется и план развития государственного сектора по названным хозяйствующим субъектам. Показатели плана производственно-финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений определяются федеральными законами о госпредприятиях.
      Кроме показателей планов деятельности предприятий  и учреждений в план развития государственного сектора включаются:
    программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;
    предельная штатная численность государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по главным распорядителям бюджетных средств);
    план предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);
    план получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом;
    программа повышения эффективности использования федеральной собственности.
      Органы  государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану развития государственного (муниципального) сектора экономики.
      Экономическую структуру государственного сектора  образуют предприятия материального производства, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ. К ним относятся в первую очередь предприятия топливно-энергетического комплекса, основных видов транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов и камней, по производству алкогольной продукции.
      Основу  государственного сектора России составляют унитарные предприятия и учреждения. Экономическая функция унитарного предприятия заключается в непосредственном удовлетворении общественных потребностей, выполнении в основном государственных заказов на продукцию и услуги особой значимости. Гражданским кодексом РФ предусмотрены два типа унитарных предприятий: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Государство на базе общественной собственности создает предприятия, которым передает имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление.
      По  отношению к государственным  унитарным предприятиям органы государственной  власти осуществляют непосредственное планово-регулирующее воздействие. Оно  выражается в утверждении устава предприятия, назначении его руководителя, заключении с ним контракта, осуществлении контроля за деятельностью посредством периодической отчетности и другими способами. Предприятие обязано заниматься только теми видами деятельности, которые определены в его уставе, и распоряжаться закрепленным за ним имуществом с согласия учредителя.
      В уставе отражаются предмет деятельности, порядок распределения доходов, виды обязательной отчетности, ответственность  руководителя за результаты хозяйственной  деятельности и другие положения. В  контракте с руководителем предприятия  содержатся условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от финансово-экономического положения, устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию.
      Основными общими признаками государственного предприятия  в России являются:
      1. Имущество предприятия находится  в государственной (муниципальной) собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
      2. Руководитель предприятия назначается  собственником и ему подотчетен.
      3. Предприятие отвечает по своим  обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.
      Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения более самостоятельно в  организации производства, имея ряд  признаков, характерных для хозяйственных обществ. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по производительному использованию имущества предприятия на праве хозяйственного ведения. Размер уставного фонда предприятия не может быть меньше суммы, определенной законом о государственных предприятиях, чистые активы не могут быть меньше уставного фонда. При принятии решения об уменьшении уставного фонда необходимо письменное уведомление об этом кредиторов. Предприятие может создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. Собственник имущества предприятия не отвечает по его обязательствам, но решает вопросы определения предмета и целей его деятельности, назначения руководителя, создания, реорганизации и ликвидации предприятия.
      Все созданные до введения в декабре 1994 г. ГК РФ государственные предприятия  обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и могут распоряжаться  недвижимостью только с согласия собственника. Они функционируют до их приватизации или ликвидации. Приватизация осуществляется в соответствии с программой приватизации, утверждаемой Государственной Думой. При этом устанавливается перечень предприятий, приватизация которых запрещена. Основанием для ликвидации государственного предприятия могут стать нецелевое расходование федеральных средств, отсутствие прибыли по итогам последних двух лет, использование недвижимого имущества с нарушением действующих правил.
      На  базе ограниченного круга государственных  предприятий создаются казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Казенным может стать государственное предприятие в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, которое:
    действует в рамках, определяемых законами исключительно для государственных предприятий;
    преобладающую часть (более 50%) продукции поставляет государству;
    не подлежит приватизации.
      Кандидатами на получение статуса казенного  предприятия прежде всего являются предприятия военно-промышленного комплекса, силовых министерств и ведомств; объекты, которые в интересах безопасности должны быть в ведении государства (порты, АЭС, ГЭС, метрополитены и др.) или представляют особую общественную важность (железные дороги, связь, мелиоративные системы и т.д.). В дореволюционной России все государственные предприятия были казенными.
      Казенные  предприятия являются коммерческими  организациями (хотя не все нацелены на извлечение прибыли) и вступают в  экономические отношения с другими предприятиями рыночной среды.
      Статус  казенного предприятия не является раз и навсегда данным: если потребность  в соответствующем виде продукции  отпадает, то госзаказ снимается, и предприятие переходит в разряд обычного государственного предприятия или приватизируется. Количество казенных предприятий определяется размером тех средств, которые могут быть направлены из федерального бюджета на поддержание их деятельности.
      «Особенно эффективны казенные предприятия в  оборонном комплексе благодаря  возможности использования технологий двойного назначения. Государство определяет оборонному предприятию вид и количество продукции, выдает заказ, выделяет ресурсы под него, устанавливает нормативы. Одновременно предприятие может выпускать дополнительную продукцию, для этого оно самостоятельно ищет ресурсы, рынок сбыта, платит за труд и получает прибыль» . 

      1.5. Смешанное предпринимательство 

      Предпринимательство смешанное - форма предпринимательской деятельности в рамках предпринимательских структур, функционирование которых основано на разнородном по своей природе капитале (частном, государственном, кооперативном). Характерными признаками смешанного предпринимательства являются общность функционирующего капитала, складывающегося из паевых взносов партнеров, капитализированной прибыли и эмиссионного фонда, а также совместно осуществляемая предпринимательская деятельность и участие партнеров в управлении, распределении прибыли и хозяйственных рисков. Частно-государственное предпринимательство - наиболее распространенная в современном мире форма смешанного предпринимательства. По целям и функциям эта форма представляет собой противоречивое единство частного и государственного предпринимательства. Как частное, оно подчинено цели извлечения предпринимательского дохода, как государственное, оно кроме извлечения предпринимательского дохода реализует социально-экономические цели обеспечения макроэкономической устойчивости национальной экономики и благосостояния населения.
      Смешанные предпринимательские структуры предпринимательского типа являются юридическими лицами, осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами гражданского права, т. е. на тех же правах, что и частные предприятия. В то же время смешанные компании пользуются определенными привилегиями как персонифицированные субъекты государственного капитала. Они обладают правами на государственные субсидии и дотации, на льготный режим получения импортных лицензий, на гарантированные поставки сырья, материалов. Им обеспечены государственные заказы на продукцию.
      Первые  смешанные частно-государственные общества появились в XVII в. Причина их возникновения связана с выдвижением новых, более сложных задач, решение которых непосильно не только индивидуальному, но и частному акционерному капиталу. В настоящее время смешанное предпринимательство получило всестороннее развитие. Оно выступает в различных организационно-правовых формах: это и акционерные общества, и холдинги, и товарищества с государственным капиталом, и финансово-промышленные, транснациональные компании и т. д. Важнейшей чертой современной смешанной экономики является глубокое взаимопроникновение и взаимодействие частных и государственных предпринимательских структур. Возникают и интенсивно растут смешанные частно-государственные и кооперативно-государственные предприятия. Сотрудничество развивается в виде разнообразных производственных, научно-технических, финансовых, торговых и других кооперационных форм связи между государственным и частным секторами экономики. Сегодня отсутствуют четкие границы между секторами, происходят миграции предприятий, имеющих сходную природу, из одного сектора в другой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 

      2.1. История развития предпринимательства 

      Как свидетельствуют историки, самым  благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был период с 1861 г. по 1917 г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом предшествующего внутреннего и международного развития. Предпринимательство, в широком смысле - самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему. Наша страна относится к группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с определенным опозданием, во втором эшелоне, приступили к индустриализации своих экономик и как следствие вынуждены были часто опираться в своем утверждении не только на экономические, но и на административные методы. В экономике Российской империи государство играло особенно большую роль. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование, что предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования. В дореформенный период (1861 г.) государство, оставаясь абсолютистским, продолжало опекать предпринимательскую деятельность путем административного надзора и всевозможной регламентации. К началу реформ (1861 г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. руб., более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861 г.) дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов - Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей - первый купеческий съезд (1865 г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.). Получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая. В 1861 - 1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860 - 1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание. Российская промышленность развивалась в данный период главным образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно - купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества. Участники торгового дома (“товарищи”) отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность, а участники товарищества на паях (“пайщики”) и участники акционерного общества (“акционеры”) несли неполную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия. К концу XIX в. началу XX в. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Цепь акционерных обществ - мобилизация широкого круга лиц. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы. К рубежу двух веков акционерно-паевые предпринимательские структуры (около 1300 ед.) доминировали в отраслях, давших вместе 2/3 всей промышленной продукции. В отраслях, выпускавших оставшуюся 1/3 промышленной продукции господствовало, за небольшими исключениями, единоличное предпринимательство. Они играли ведущую роль, например, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с акционерными и паевыми фирмами практически во всех отраслях российской промышленности. Удельный вес акционерных обществ в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89.7%) и цементном производстве (42.4%), льняной промышленности (48.5%) и бумажной - (35.3%). К началу века наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. Несмотря на то, что интенсивные процессы монополизации экономики дооктябрьской России развернулись на 10 лет позднее (начало 80-х годов XIX в,), нежели чем в Западной Европе, к началу ХХ в. в стране насчитывалось уже около 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленности. Процессы монополизации охватили ведущие отрасли промышленности. В остальных отраслях они развивались чаще всего в каком-либо отдельном производстве: в промышленности стройматериалов, к примеру, было монополизировано цементное производство, а в пищевкусовой - сахарорафинадное. На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами. Если в 1890 г. крупные фирмы с годовым производством 100 тыс. рублей и более преобладали в 8 отраслях, то всего лишь через 10 лет, в 1900 г., крупное предпринимательство преобладало уже в 21-й отрасли (83.1% валового промышленного производства). Процессы монополизации и оттеснения мелкого и среднего предпринимательства сопровождались резким сокращением общего количества предпринимательских единиц: с 31799 в 1890 г. до 24572 в 1908 г. Хотя отечественные предприниматели прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, в преобладающем числе случаев они объединялись в синдикаты. Первый в Российской империи синдикат возник в 1886 году, в следующем году синдикат образовали сахарозаводчики. Однако наиболее активно образование синдикатов в российской промышленности происходила в 1902 - 1904 гг. В этот период начали функционировать объединения синдикатского типа “Трубопродажа”, “Продвагон”, “Продуголь”, “Продамет”, который объединил 30 металлургических заводов, монополизировав таким образом 4/5 всей дооктябрьской металлургической продукции. Тем не менее в рассматриваемый период в нашей стране монополия одной фирмы была исключением. Типичной же была иная ситуация - олигополия нескольких крупных фирм. В резиновой промышленности, например, конкурировали “Треугольник” и “Проводник”, в нефтяной промышленности - “Товарищество Нобель”, “ Англо-голландский трест” и “Русское генеральное нефтяное общество”. Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт в предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов. Россия занимала, как известно, первое место по вывозу хлеба (1/3 мирового экспорта хлеба), оставляя позади Аргентину и США. В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны - промышленные товары, главным образом хлопчатобумажная ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевая руда, стекло, металлические изделия. В целом предпринимательство во второй половине XIX в. - начале XX в. получило наибольшие в России возможности развития. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли оказать влияния на развитие предпринимательства. Попытки более энергично идти по пути реформ, предпринятые Витте, Столыпиным, до такой степени изменили жизнь людей, что сообщество всей силой своих традиций и энергии "под корень уничтожило недостаточно прочные основания частного интереса и социальной независимости". Тем более, что предпринимательская деятельность и ее носители давали много поводов для недовольства, даже ненависти, со стороны других групп населения. Но можно утверждать, что не сама предпринимательская деятельность, а условия, в которые она была поставлена в России, заставляли ее носителей обманывать, приспосабливаться, обходить закон, который все запрещает, - и все это в гораздо больших объемах, чем при нормальных экономических отношениях. Если бы капитализм развивался естественно и постепенно, он бы проникал в жизнь людей определенными привычками, этическими и профессиональными нормами, которые бы передавались из поколения в поколение. Такой постепенности не было отпущено России даже в самый благоприятный период в истории предпринимательства - в конце XIX в. - начале XX в. Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно условно назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода - как форма эксплуатации рабочего класса. Во-вторых, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. В - третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду ѕ как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов . Эти выводы верны не для любой экономики, а лишь для той, которая действует при административно-командной системе, где народное хозяйство рассматривается как одна фабрика, а партийно-государственный центр - как единственный собственник и предприниматель. Поэтому во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался на уравнительный передел земли с последующим развитием крупных коллективных хозяйств. Введение хлебной монополии государства подрывало конкуренцию между производителями сельхозпродукции. Монопольное положение государства, централизация, лишение самостоятельности производителей, устранение конкуренции между ними ѕ все это тормозило развитие предпринимательства. Однако, говорить, что предпринимательские отношения в те годы не существовали будет неправильно. Предпринимательской деятельностью продолжало заниматься немалое количество мелких и средних самостоятельных (частных) хозяев. Одни из них относились к “бывшим”, другие в условиях мелкотоварного сектора экономики только нарождались. Тем не менее сфера предпринимательской деятельности постоянно сужалась. Государство проводило свою политику последовательно и бескомпромиссно. Период НЭПа знаменовал собой новый (третий) этап. Началом НЭПа можно считать утверждение Советом Труда и Обороны (СТО) «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926 г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927 г. «Положения о государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей, «… лишь в меру допустить развитие этих отношений, которые полезны и необходимы в остановке мелкого производства, и чтобы контролировать эти отношения». Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях. Предпринимательскими функциями, по своей сути, прежде всего, стало заниматься государство, что, в частности, проявилось в концессиях. Концессия представляла собой договор между Советским государством и иностранным капиталистом, в соответствии с которым, капиталисту передавались для эксплуатации определенные объекты или участки земли. Расчет с государством производился как в натуре ѕ произведенной продукцией, так и в денежной форме. Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акционерных обществах. Акционерная форма широко использовалась государством как организационная форма государственных предприятий. Так появились государственные и смешанные акционерные общества. Наибольшего расцвета акционерное предпринимательство достигло к середине 20-х годов. Многоукладный характер экономики, возрастание роли экономических факторов развития создавали благоприятные предпосылки для развития предпринимательства и на более низких уровнях. Отражением этого процесса явился переход к многообразию форм хозяйствования: аренде, кооперации, акционированию, коммандитным товариществам и т.д. В литературе тех лет такие объединения напрямую назывались капиталистическими. Годы НЭПа создали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства. Так как этому способствовали два обстоятельства: денационализация мелких предприятий и законодательное разрешение учредительской деятельности. Без предварительного уведомления местных органов власти частные лица могли, например, открыть промышленное предприятие с числом наемных рабочих от 10 до 20 человек. С момента официального признания частных предпринимателей они весьма успешно стали конкурировать с государственными предприятиями. Небольшие производства позволяли гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, ибо мелкий бизнес незамедлительно пользовался ошибками и трудностями госпредприятий. Конечно, нельзя преувеличивать успехи частных предпринимателей, так как в их деятельности было немало и негативных черт. Оценивая в целом годы НЭПа, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 20-х годов были почти полностью восстановлены тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. Однако в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись. Четвертый этап в истории отечественного предпринимательства был самый длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет - с конца 20-х годов до второй половины 80-х годов. Это был период безраздельного господства административно - командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование. Уйдя “в тень”, предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий “теневики” весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Например, государство производило новую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности “теневого” бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала. Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков. Не случайно последние десятилетия были годами резкого увеличения масштабов теневой экономики. Если в начале 60-х годов ее годовой объем в стране исчислялся в размере 5 млрд. рублей, то к концу 80-х годов эта цифра составляла уже 90 млрд. рублей. По имеющимся расчетам, в настоящее время в сфере нелегального сектора экономики задействовано около 30 млн. человек, что составляет более 20% общей численности занятых в народном хозяйстве. В 80-е годы стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость. Во второй половине 80-х годов стали возрождаться некогда забытые формы хозяйствования: подряд, аренда, кооперация. Однако все это не выходило за рамки традиционного хозяйствования. Пытаясь держать власть над экономикой, российское правительство регламентировало частнопредпринимательскую деятельность. Радикальные экономические реформы, начавшиеся в конце 80 - х годов в странах Восточной Европы, нарастание экономических трудностей внутри нашей страны заставили заново осмыслить многие реалии. В качестве стратегической задачи дальнейшего развития экономики была поставлена задача о коренной перестройке самой системы хозяйствования. Административно - командная система стала разрушаться, формировались условия для перехода к рыночной модели общества. Это потребовало принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство. Впервые после нэпа предпринимательство в отечественной экономике получило официальное признание. Под развитие предпринимательской деятельности подведена юридическая основа. Так, в частности, в Законе РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” предпринимательство понимается как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. «Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами под свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, в условиях развития самостоятельности, инициативы, ответственности, риска, активного поиска, динамичности, мобильности» . Однако современные условия предпринимательской деятельности в Росси затруднены. Об этом говорят предприниматели-члены Торгово-промышленной палаты РФ. На вопрос: "Как Вы оцениваете существующие в стране условия для развития предпринимательства?", "удовлетворительные" ответило 39 % опрошенных, а "плохими" условия назвали 61 % опрошенных. Это еще раз подтверждает, что, не учитывая опыт наших предков, ставивших перед собой аналогичные цели и действовавших в том же направлении, что и современные предприниматели, без своих исторических корней предпринимательство повторит уже сделанные ошибки. 
 
 
 

      2.2. Современное состояние и проблемы предпринимательства в РФ 

      Начиная с конца 80-х годов сначала в  СССР, затем и в России происходило бурный развитие предпринимательства. Предпринимательство - это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки: - основной мотив этой деятельности - получение прибыли - свобода и автономность принятия решений предпринимателем; самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя. Предприниматель - это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Предприниматели входят в особый слой общества - бизнес-слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием предпринимательства. Бизнес-слой - общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "делать деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли. Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп: - предприниматели частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму; самозанятые - лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства; бизнесмены-менеджеры - наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса; полупредприниматели - наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства; менеджеры-совладельцы - хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий; +"классические" менеджеры хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма. Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль - одним она служит социальным прикрытием, другим - способом накопления трудового стажа, третьим - страховкой на случай банкротства, четвертым - источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот. Бизнес-слой можно также дифференцировать по показателям доходов различных бизнес-групп.
      Он  делится на три ступени:
    Предприниматели, бизнесмены-менеджеры и самозанятые. Доходы предпринимателей превышают средний уровень доходов основных бизнесменов почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса" - почти в 5 раз.
    Полупредприниматели и менеджеры-совладельцы. Доходы этой группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков "работников вне бизнеса".
    "Классические" менеджеры. Их заработок всего на 40 % выше зарплаты работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.
      Из  этого можно сделать вывод, что  никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с простейшим предпринимательством. Проанализируем важнейшую часть бизнес-слоя России - предпринимателей. Если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности: - Крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте 31 до 40 лет, 18% - от 41 до 45. Мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали предпринимателями не старше 30 лет, 30-40% - от 30 до 40 лет и около 30% - старше 40 лет. В мире бизнес всегда был преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей достигает 83 %. Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей - это их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38%, имеющих второе высшее - 6,5%. опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель - самый интеллектуальный предприниматель в мире. Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование. Развитие предпринимательства в России происходит в достаточно неблагоприятных для формирования соя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.
      В настоящее время условия ведения  бизнеса в России по сравнению  с 90-ми годами ХХ века существенно изменились. Стабилизация экономики государства, укрепление рубля и постепенный  переход к признанию его на международном рынке, снижение темпов инфляции, создание и постоянное увеличение денежных средств в государственных резервных фондах, постоянное совершенствование законодательной базы, постепенное вхождение в мировой рынок-все это влияет на деятельность как российских, так и зарубежных компаний, работающих в России. Сложились тенденции, которые определяют, какие из резервов повышения конкурентоспособности помогут компаниям не только остаться на рынке, но и успешно развиваться дальше. Государство на макроуровне разрабатывает планы по развитию различных отраслей экономики на 10 и более лет. Создаются долгосрочные программы по развитию регионов и проекты в социальной сфере, в которые вкладываются значительные бюджетные средства. Разработка государственной стратегии создает условия для развития промышленности, внедрения новых технологий и новейших достижений науки.
      Россия  стремится стать экономически сильным  государством. Происходящие в экономике изменения позволяют российским производственным и торговым компаниям с одной стороны, более уверенно и на плановой основе осуществлять свою деятельность, а с другой стороны усиливают конкурентную борьбу с иностранными торговыми и производственными компаниями, успешно осваивающими российский рынок.
      Для развития бизнеса в России сегодня  характерно:
    наличие на рынке широкого ассортимента практически всех видов товаров на всей территории России;
    относительная стабилизация цен на товары и общая тенденция их снижения (без учета инфляционного процесса и повышения цен на энергоносители на мировом рынке);
    постепенный уход с рынка компаний, имеющих меньшую производительность труда и более высокие затраты на продвижение товара к потребителю.
    расширение географии торговых сетей крупных компаний, образованных с участием иностранного капитала;
    создание крупных логистических центров в различных регионах и постепенный охват ими всей территории страны;
    рост транспортных и складских услуг, предоставляемых российскими и иностранными логистическими компаниями;
    расширение числа консалтинговых компаний в сфере логистики.
      По  мере совершенствования законодательства, укрепления экономики и стабилизации ситуации в стране на российский рынок  хлынули сначала торговые, а затем  и производственные иностранные  компании. Имея отработанную и опробованную на практике в других странах стратегию развития бизнеса и обладая большими финансовыми возможностями, они начали проникать в разные отрасли российской экономики и создавать свою инфраструктуру (сети магазинов, складов, различные производства).
      Крупные иностранные компании действуют  по четким планам развития, которые просчитываются обычно на 10-15 лет. Они используют в работе самые современные технологии, созданные в специализированных научных институтах и лабораториях.
      Для российских компаний (как торговых, так и производственных) ситуация на рынке требует адекватного подхода и перестройки, в первую очередь системы планирования, управления бизнес-процессами и их оптимизации. Новые условия внешней среды требуют от руководителей отечественных компаний разработки тщательно продуманной и рассчитанной стратегии развития как минимум на 5-10 лет, если они хотят закрепиться или же просто выжить. Этот временной период позволяет освоить вложенные капиталы в строительство складских и иных объектов. При планировании деятельности компании на период от 10 до 15 лет появляется возможность окупить вложенные средства и рассчитать использование объекта для развития бизнеса с минимизацией расходов.
      Рассмотрим  некоторые показатели, характеризующие  изменения в торговой сфере, как самой динамичной на сегодняшний день. Оборот розничной торговли в России растет быстрыми темпами.
            
      Год 2004 2005 2006 2007
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.