На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Модель рыночного равновесия. Дефицит и избыток

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 

Введение

     Под равновесным функционированием  национальной экономики понимается установление равенства спроса и  предложения на всех взаимосвязанных  рынках.
     На  рынке конечных продуктов и услуг  равновесие будет означать, что производители  максимизируют доходы, а потребители получают максимум полезности от покупаемой продукции.
     Достижение  равновесия на рынке факторов производства предполагает, что все поступающие  на него производственные ресурсы нашли  своего покупателя, а предельный доход  собственников ресурсов, формирующий спрос, равен предельному продукту каждого ресурса, формирующего предложение.
     Равновесие  на денежном рынке характеризует  такую ситуацию, при которой количество предлагаемых денежных средств равно  количеству денег, которые желают иметь у себя население и предприниматели.
     Идея  общего экономического равновесия уходит своими корнями к работам экономистов-классиков. Так, А. Смит высказал идею о том, что  в условиях свободного взаимодействия производителей и потребителей действует не хаос, а экономический порядок индивидуумов, преследующих интересы личной выгоды, который приводит к установлению общего равновесия, выгодного для всех.
     Принципиальная  возможность достижения общего равновесия в условиях совершенной конкуренции  в математической форме впервые была высказана Л. Вальрасом. Выражая модель общего экономического равновесия системой уравнений, он доказал, что если все рынки за исключением одного находятся в равновесии, то в таком же равновесном состоянии будет находиться и последний рынок. В качестве такового в модели Л. Вальраса выступает рынок денег.
     Цель  Маршалла положить в основу теории ценности закон спроса и предложения, что он и называл "фундаментальной  симметрией". Это подразумевает  зависимость между издержками производства и произведенным количеством блага, источником которой "закон непропорциональных продуктивностей", являющийся необходимым условием согласованности теории Маршалла. Именно на этот закон в конце 1920 гг. в основном была направлена критика молодого итальянского экономиста Пьеро Сраффа. Эта дискуссия была продолжена в 1960 гг. в споре двух Кембриджей о капитале. Целью написания данной работы является комплексное исследование моделей рыночного равновесия, описанных Леоном Вальрасом и Альфредом Маршалом.
 

Основные понятия рыночного равновесия

     Рыночное  равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.
     Рыночное  равновесие устанавливается, когда  цена приводится к уровню, который  уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.
     Когда "потолок цен" устанавливается  ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.
     Когда минимальные уровни цен устанавливаются  выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ.
     Выделяют  четыре варианта влияния сдвигов  кривых спроса и предложения на цену и объем благ:
    Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
    Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
    Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
    Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.
     Используя указанные четыре варианта изменения  спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.
     Однако  не всегда "срабатывают" названные  выше "четыре правила" спроса и  предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.
     Научно  обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:
     а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;
     б) соблюдать все остальные условия  равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным  изменением других факторов.
     Изложенная  выше модель рынка статическая, поскольку  распространяется на определенный фиксированный  период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости  спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.
     Если  допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет  более медленной, возникает иной вариант, который в экономической  науке называется "паутинообразной  моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.

Формирование  рыночной цены

     Рыночная  цена — важнейший информационный сигнал, который координирует действия хозяйствующих субъектов и позволяет  наиболее эффективно распределять ограниченные ресурсы общества.
               Кривые спроса и предложения  показывают, какое количество товара  покупатели готовы купить, а продавцы  готовы продать при каждом  возможном уровне цен.
          Для того чтобы понять, как  устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения (табл.1).
     Таблица.1 Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие
     
       Как видно из приведенных данных, при цене 8 ден. ед. продавцы готовы  предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. В этих условиях покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену. Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 ден. ед.
          Когда спрос превышает предложение,  возникает дефицит, и в более  благоприятном положении находится  продавец. Это рынок продавцов.  При цене, равной 3 ден. ед., покупатели  готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит. Превышение спроса над предложением ведет к росту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 ден. ед.
          Только при цене, равной 4 ден.  ед., спрос в точности равен предложению, т.е. достигнуто рыночное равновесие. Это означает, что объем предлагаемых и объем покупаемых товаров совпадают, достигается наибольший объем оборота, и ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена.
          Цена, при которой спрос равен предложению и которая не обнаруживает тенденции к росту или снижению, называется ценой рыночного равновесия (Pe), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров - равновесным объемом (Qe).

        Построив на основании данных таблицы 1 на одном графике кривые спроса и предложения, можно убедиться, что уравновешивающая рыночная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения (рис. 1).
     

     Рис. 1.  Рыночное равновесие
 При  цене равновесия  спрос равен предложению и равновесный объем равен .
          Особенность рыночного механизма  такова, что рынок автоматически  поддерживает равновесие: взаимодействие  спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса  и величина предложения совпадают.

Излишки :

       Если на рынке  устанавливается  цена выше равновесной  Q1Q2, то предложение  больше спроса  и возникает  излишек, равный Q1Q2. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.

  Дефицит:

        При цене ниже равновесной P2 спрос больше предложения и возникает дефицит, равный Q3Q4, который порождает конкуренцию между покупателями. Они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается. Рынок движется к равновесию.
          Таким образом, рынок является  саморегулирующейся системой, способной  автоматически восстанавливать  нарушенное равновесие.
          Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием внутренних сил называется устойчивостью, или стабильность, рынка.
          Равновесие, устанавливающееся на  рынке одного товара – это  частичное рыночное равновесие. Наряду с последним существует понятие общего рыночного равновесия – одновременное достижение равновесия на всех рынках (рынках благ и рынках ресурсов). Общее рыночное равновесие фактически означает соответствие между объемом национального производства и покупательной способностью всех хозяйствующих субъектов. Достижение общего рыночного равновесия – проблема макроэкономическая.
          Современная теория цен представляет  собой синтез нескольких теорий  стоимости (цен), поэтому она и  называется теорией неоклассического  синтеза. Согласно этой теории:
    рыночная цена есть цена равновесия спроса и предложения;
    спрос определяется предельной полезностью товара;
    полезность товара - это его способность удолетворять какую-либо потребность людей;
    предложение определяется издержками производства;
    издержки производства характеризуют стоимость ресурсов, используемых при производстве данного товара.
          Таким образом, цена отражает  соотношение потребности общества  в данном товаре и объема  ограниченных ресурсов, которые  используются для удовлетворения этой потребности.
     Сформировавшаяся  под влиянием соотношения спроса и предложения рыночная цена выполняет  ряд важнейших функций, позволяющих  ей быть основным инструментом оптимального распределения ограниченных ресурсов общества в условиях рыночной экономики.

     Основные  функции цены:

    уравновешивающая  – рыночная цена устанавливает соответствие между потребностями общества и  ресурсами, используемыми для удовлетворения этих потребностей;
    информационная – через постоянно меняющиеся цены рынок информирует покупателей и производителей о количестве, качестве, ассортименте, излишке или дефиците товаров и услуг, предлагаемых рынком, побуждая их к соответствующим действиям;
    регулирующая – цена оказывает регулирующее воздействие на производство. Увеличение спроса ведет к росту цены и соответствующему увеличению производства, падение спроса – к снижению цены и соответствующему сокращению производства. Таким образом в экономике устанавливаются необходимые пропорции производства;
    стимулирующая – цена предписывает экономическим субъектам определенную линию поведения. При заданной цене конкуренция заставляет предпринимателей, стремящихся к максимизации прибыли, снижать издержки производства, повышать качество продукции, внедрять достижения НТП. Неэффективные, неустойчивые предприятия оказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно удаляются с рынка.

             Нарушения рыночного равновесия

          Процесс рыночного ценообразования  – установление рыночного равновесия, механизм формирования равновесной  цены и саморегулирования рынка, соотношение рыночного равновесия и экономической эффективности - будет рассмотрен в данной теме.
          В случаях изменения спроса  и предложения под влиянием  неценовых факторов рыночное  равновесие будет достигаться  при других значениях равновесной  цены и равновесного объема.
          Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем (рис. 2).

     Рис. 2  Изменение спроса и его воздействие на цену равновесия и равновесный объем
          При увеличении спроса (рис. 2а) и цена, и равновесный объем возрастают ; при снижении спроса (рис. 2б) и цена, и равновесный объем сокращаются .
        Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем увеличится; если предложение сократится, то равновесная цена возрастет, а равновесный объем сократится (рис. 3).

     Рис. 3. Изменение предложения и его воздействие на равновесную цену и равновесный объем.
          Увеличение предложения (рис.  3 а) снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объем ; уменьшение предложения (рис. 3 б) увеличивает цену и снижает равновесный объем .
       При одновременном изменении  спроса и предложения уровень  нового равновесного объема и новой равновесной цены зависят от:
    направления изменения спроса и предложения (увеличиваются они или сокращаются);
    соотношения в изменении спроса и предложения.
          Так, например, если предложение  увеличится больше, чем увеличится  спрос, то равновесный объем увеличится, в то время как цена - снизится; если спрос сократится больше, чем увеличится предложение, то уменьшатся и равновесный объем, и равновесная цена и т.д.
          В зависимости от временных  возможностей производителей и  степени эластичности предложения в экономике различают три типа равновесия.
           Мгновенное равновесие - возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.
           Краткосрочное равновесие - при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Соответственно цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены.
           Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.

     Рыночное  равновесие и эффективность

          Равновесное состояние рынка  позволяет сочетать экономические интересы производителей и потребителей, обеспечивает формирование выигрыша (излишка) и потребителя, и производителя (рис. 4 и 5).
          Если рынок находится в равновесии, то потребитель имеет возможность  купить больше товара по более  низкой цене, т.е. рыночное равновесие приводит к возникновению излишка (выигрыша, ренты) потребителя - разности между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и той величиной, которую он заплатил фактически (равновесной ценой). На рис. 4 – это заштрихованная область.
     

     Рис. 4 Излишек потребителя
          Покупатель в соответствии с  законом убывающей предельной  полезности 1-ю единицу блага готов  купить за 9 ден. ед., 2-ю – за 7,5 ден. ед., 3-ю – за 6 ден. ед. Но, поскольку на рынке установилась цена на уровне 4 ден. ед., то он имеет возможность приобрести больше (4 ед.) блага по более низкой цене – 4 ден. ед. Чем ниже равновесная цена, тем больше выигрыш покупателя. При покупке 2-х единиц товара выигрыш покупателя равен 8,5 ден. ед. . При покупке 3-х единиц товара выигрыш равен 10,5 ден. ед.
         При рыночном равновесии выигрыш  (излишек) получает и производитель.  Излишек производителя (продавца) равен разнице между ценой  равновесия и той минимальной  ценой, по которой производителю  стоило бы продавать товар,  не неся убытков (на рис.  5 – заштрихованная область).
     

     Рис. 5 Излишек производителя 

          Производитель готов продать: 1-ую  единицу товара за 1 ден. ед., но  продает ее за 4 ден. ед. – выигрыш  3 ден. ед.; 2-ую ед. товара продавец  готов продать за 2 ден. ед., а  продает за 4 ден. ед. – выигрыш  2 ден. ед., 3-ю ед. продавец готов продать за 3 ден. ед., а продает за 4 ден. ед. и т.д.
          Итак, в условиях рыночного равновесия  в выигрыше оказываются и покупатель, и продавец, т.е. рыночное равновесие  ведет к выигрышу общества  в целом, который равен сумме выигрыша покупателя и производителя.
         Основное достоинство и ценность  рыночного механизма, автоматически  поддерживающего рыночное равновесие, состоит в том, что он обеспечивает  эффективное распределение ограниченных  ресурсов общества в соответствии с потребностями общества.
          Любое отклонение от рыночного  равновесия ухудшает положение  либо покупателя, либо продавца (призводителя), а это означает, что соблюдается  принцип эффективности или оптимальности  по Парето, согласно которому, ресурсы  распределены оптимально или эффективно, когда никто не может улучшить свое положение, чтобы в результате для кого-то оно не ухудшалось.
          Если же существует возможность  для отдельных участников рынка  улучшить свое положение, не  нанося ущерба другим, то такое  распределение экономических благ неэффективно.
          Однако, все это относится к  совершенно конкурентному рынку.  Но последний является скорее  научной абстракцией, чем реальностью,  и для хозяйственной практики  характерна несовершенная конкуренция.
          В этих условиях рынок автоматически не может обеспечить эффективное распределение ресурсов, и становится необходимым государственное вмешательство.
          Распределение ресурсов в условиях  рыночного равновесия являясь  Парето-эффективным, предполагает  максимизацию общественной полезности, но это не означает, что эта общественная полезность равномерно распределяется между членами общества. Говорят, что "эффективность по Парето является социально нейтральным критерием". Распределение же общественной полезности, достигаемой в условиях рыночного равновесия, зависит от распределения доходов.

     Модели  рыночного равновесия

     Рыночное  равновесие — состояние, при котором  ни у кого, из экономических субъектов  не возникает побуждений к его  изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения
     Рыночное  равновесие в результате взаимодействия спроса и предложения.

     Равновесие  по Вальрасу

     Леон  Вальрас (1834-1910) Франко-швейцарский  экономист, основатель математического направления экономического анализа.
     При данном подходе рассматриваются  прямые функции спроса (предложения):
     
     
     Это означает исследование динамики объемов  спроса и объемов предложения  при заданных ценах.
     Пусть реальная рыночная цена  будет выше цены равновесия , как это представлено на рисунке.
     При этой цене объем спроса составит , а объем предложения .
     
     Возникает избыток предложения, и на рынке  возникает тенденция к понижению  цены.
     
     Таким образом, условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спроса величине предложения.
     

     Равновесие  по Маршаллу

     Альфред Маршалл (1842-1924) английский экономист, профессор Кембридского университета, основатель Кембридской школы в  экономической теории.
     При альтернативном подходе исследуются  обратные функции спроса (предложения).
     
     
     то  есть упор делается на ценах спроса и ценах предложения при заданном объеме.
     Пусть реальный объем продаж ниже равновесного уровня тогда цена спроса отражающая готовность покупателей приобрести этот товар, будет выше цены предложения Это будет стимулировать продавцов увеличивать объем продаж.
     И наоборот, если объем продаж выше равновесного уровня то цена спроса будет меньше цены предложения .
     Подобная  рыночная ситуация заставит продавцов  сократить объем продаж до точки равновесия.
     
     Рыночное  равновесие по Маршаллу (объем продаж выше рыночного объема)
     
     Условие равновесия по Маршаллу представляет собой равенство цены спроса цене предложения:
     

     Паутинообразная модель равновесия

     Стабильность  равновесия означает способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к нему под влиянием лишь своих внутренних факторов.
     Анализ  стабильности имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Если рынок  обладает стабильностью равновесия, то это означает, что его дополнительное регулирование со стороны государства необязательно, ибо рынок — это саморегулирующийся механизм. Если же рыночное равновесие нестабильно, то государственное регулирование необходимо.
     Стабильность  или нестабильность рыночного равновесия равновесия может быть проанализирована при помощи так называемой паутинообразной модели.
     Данная  модель предполагает следующие допущения:
    величина спроса зависит от цен текущего периода, величина предложения — от цен предшествующего периода.
     
     
     где   — период времени
    функции спроса и предложения являются линейными,
     
     
     где   — положительные коэффициенты;
     функции спроса и предложения не меняются во времени
     В зависимости от соотношения абсолютной величины тангенса угла наклона кривой спроса  и угла наклона кривой предложения (угол определяется по отношению к оси ОР) будет определяться стабильность или нестабильность рыночного равновесия.
     Возможны  три случая:
    если , то любое отклонение от равновесия будет вести к увеличению колебаний цен и объемов, все более удаляя исходное положение от точки равновесия.
       

     
    если  , то любое первоначальное отклонение ведет к колебаниям цен и объемов одинаковой амплитуды;
 
     
    если  , то колебания будут постепенно затухать, а рыночное равновесие восстановится
     Паутинообразная модель рыночного равновесия может  с достаточной степенью применяться  лишь к определенной продукции, так  как не учитывает ряд важных факторов (климатические условия, изменения  спроса потребителей). Однако, она показывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса. Достижение устойчивого равновесия не означает остановки в развитии производства, поэтому устойчивость рыночного равновесия носит относительных характер.
 

Заключение

          1. Рыночное равновесие означает  равенство объемов спроса и  предложения. Цена, при которой  достигается соответствие предложения  спросу, называется ценой рыночного  равновесия. Всякое несоответствие, возникающее между спросом и  предложением, в условиях свободного рынка ликвидируется автоматически через изменение уровня цен. В основе современной трактовки сущности цены лежит теория неоклассического синтеза. В рыночной экономике цены выполняют уравновешивающую, информационную, регулирующую и стимулирующую функции.
          2. Нарушение равновесия со стороны  спроса и предложения под влиянием  неценовых факторов ведет к  изменению уровня равновесной  цены и равновесного объема. В  зависимости от временных возможностей  производителей и степени эластичности  предложения различают мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие. Цена, достигаемая при долгосрочном равновесии, носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.