Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политические режимы в современном мире

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Формы политического (государственного) режима — это совокупность способов и методов осуществления политической власти государством. Они подразделяются на два основных, которые по своим содержательным характеристикам являются противоположными друг другу: демократические и недемократические. Польский политолог Е. Вятр под политическим режимом предлагает понимать «систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы напрактике».
       Тип политического режима определяется соотношением действующих в государстве  политических сил и отражает объективную  характеристику сущности политической власти. Стабильный политический режим  существует только в тех странах, где в силу различных обстоятельств сложился устойчивый баланс политических сил и среди них достигнуто национальное согласие.
       Возникновение демократического политического режима в государстве обусловливается рядом предпосылок. Основными из них являются политические, а именно:
       Реальное  разделение политической власти на три  ветви — законодательную, исполнительную и судебную;
       легитимный  характер политической власти и законность ее действий;
       отсутствие  единой, обязательной для всех членов общества официальной
       идеологии;
       наличие признаваемых государством возможностей для создания политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;
       запрет  на официальное признание на законодательном  уровне за одной из
       политических  партий права на руководящую роль в государстве (наличие реального  политического плюрализма);
       роль  и место политических партий в  обществе должно определяться «привлекательностью» их политических платформ и практическими  действиями, отражающими степень  заинтересованности населения;
       наличие и признание роли оппозиции как  реальной альтернативной силы правящему большинству;
       оказавшиеся в меньшинстве оппозиционные  силы не должны нести ответственности (политической, правовой, экономической, моральной и иной) за последствия официально проводимой государством политики;
       наличие у населения реальных возможностей для реализации провозглашаемых  конституцией прав и свобод, позволяющих  им осуществлять свое суверенное право  на самореализацию.
       Для демократического режима характерно:
       свобода экономической деятельности;
       гарантированность личных прав и свобод;
       возможность реального влияния населения  на характер государственной
       деятельности;
       защищенность  личности от произвола и беззакония;
       максимальный  учет интересов меньшинства, индивидуальных и национальных особенностей населения;
       демократические методы государственного властвования, позволяющие
       преодолевать  социальные противоречия в обществе;
       плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы;
       правовой  характер деятельности всех государственных  органов.
       Демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества; временами  своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства); а в некоторых исторических условиях ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, создает условия для существования экстремистских сил.
       История знает различные формы демократических  режимов, различающихся
       по  степени участия населения в  осуществлении государственной  власти.
       Античная  демократия — политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении рабов всех прав, как говорящего орудия. Такой режим называется аристократическим (aristokratia
       власть  лучших в смысле знати). Близким ему является олигархический политический режим (oligarchia — власть немногих), также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров. Разновидностью этого режима является финансовая олигархия.
       Наибольшее  распространение в современных  условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либеральный политический режим.
       В теории государства и права либеральными называются политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на наиболее демократических и гуманистических принципах.
       Эти принципы, прежде всего, характеризуют  экономическую сферу взаимоотношений  личности и государства. При либеральном  режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В соотношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью.
       Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя
       его коллективным началам в организации  политической и экономической жизни.
       Он  обусловливается, прежде всего, товарно-денежной рыночной организацией экономики. Рынок требует равноправных, свободных и независимых партнеров. Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан, свободу слова, мнений, форм собственности, простор частной инициативе.
       Экономическую основу либерализма составляет частная  собственность. Государство освобождает  производителей от своей опеки и  открыто не вмешивается
       в экономическую жизнь людей. Оно  лишь устанавливает общие рамки  свободной конкуренции между производителями и условий экономической жизни. При необходимости оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. На поздних стадиях либерализма государственное вмешательство приобретает общественно-ориентированный характер, что обуславливается многими факторами:
       необходимостью  рационально распределять экономические  ресурсы;
       решать  экологические проблемы;
       участвовать в мировом разделении труда;
       предотвращать мировые конфликты.
       Антидемократические политические режимы. Теория, объясняющая сущность недемократических правовых режимов, имеет многовековую историю. Еще Г. В. Гегель в своей работе «Философия права» применял категорию «неправо». Под этим он понимал «особенную волю, демонстрирующую произвол и отдельность индивида от всеобщей воли и всеобщего (естественного) права».
       Великий мыслитель выделял три основные формы неправа: непреднамеренное, преступления и сознательный обман. В последнем случае обладающие властными полномочиями субъекты права по своему усмотрению создавали видимость права для других, которые считали, что власти обходятся с ними по справедливости.
       В ХХ в. «неправо» приобрело характер государственной воли, демонстрируя в открытой форме циничное отношение  к демократическим идеям и  интересам граждан, заставляя их жить в условиях фактически постоянно  действующего чрезвычайного законодательства, или узаконенной диктатуры.
       Важную, а может и определяющую роль в  формировании системы законодательства играют политические режимы государства. Никем не оспаривается точка зрения о взаимосвязи государства и права. Каково государство — таково и право, которое предназначено присущими ему средствами способствовать решению государственных задач.
       Под выражением «политический режим» следует понимать совокупность применения определенных форм и методов, используемых властными структурами
       (должностные  лица и органы власти) в процессе  реализации своих полномочий  по управлению делами государства.
       Антидемократические политические режимы отличаются разнообразием, однако их содержательная часть во многом едина и противоположна чертам режима демократии. Для них характерны:
       полный  контроль государства над всеми  сферами общественной жизни;
       огосударствление  общественных организаций (политических партий, профсоюзов);
       подавление  личности, отсутствие реальных прав и  свобод;
       примат  государства над правом:
       диктатура одной политической партии;
       всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
       игнорирование интересов национальных государственных  образований, национальных меньшинств;
       преследование за религиозные и другие, официально не признанные убеждения, за инакомыслие;
       низкий  уровень жизни основных слоев  населения.
       Польским  политологом Е. Вятром предложена следующая типология авторитарных режимов: военное правление; теократический авторитарный режим; персонифицированный режим; монархический авторитарный режим; у но авторитарный режим.
       Многие  выдающиеся деятели предлагали свой подход к классификации политических режимов. Например, Аристотель предлагал рассматривать их с двух точек зрения: правильные (монархия, аристократия и полития) и неправильные (тирания, олигархия и демократия). Сущность взглядов на эту проблему Николло Макиавелли (1469—1527 г. г.) наиболее полно выражалась в его афористичном высказывании «цель оправдывает средства».
       В современной научной мысли преобладает  деление политических режимов на демократические и недемократические. Водоразделом в характеристике правовых режимов является реальное соотношение государства и личности. Демократический политический режим характеризуется следующими чертами:
       источником  власти является только народ;
       политическая  власть носит легитимный характер и  осуществляется только
       в соответствии с принятыми законами;
       на  конституционном уровне закреплен  принцип разделения властей;
       создан  механизм реального влияния права  населения на выработку политических решений;
       в обществе созданы и реализуются на практике условия действия политического плюрализма;
       не  только продекларированы, но и претворяются на практике права и свободы граждан, соответствующие международным нормам права (по состоянию на 2001 г. действовало около 50 политико-правовых документов, принятых различными международными организациями).
       При характеристике политических режимов  посттоталитаризма специалисты
       склоняются  к тому, что они могут быть отнесены к находящимся в стадии становления  демократическим политическим режимам. Процесс демократизации общественной жизни в западных государствах продолжался  веками. Поэтому для устойчивого  закрепления навыков демократической, с точки зрения норм международного права, организации общественной жизни необходим значительный исторический путь. В этом случае процесс адаптации, как и служение муз, «не терпит суеты».
       Прямо противоположными чертами характеризуется  антидемократический режим во всех его разновидностях (тоталитаризм, тирания, деспотия…). Как это ни
       странно, но антидемократические режимы, как  правило, действуют в революционные  периоды и следующие за ними периоды гражданских войн. На многочисленных исторических примерах различных государств можно проследить и проанализировать одновременно развивающийся противоречивый процесс в области государственного строительства.
       С одной стороны, вначале провозглашаются  демократические права и свободы— ведь без них невозможно поднять население на борьбу против власть имущих.
       С другой стороны — за провозглашенными лозунгами, носящими декларативный характер, следует принятие «непопулярных» мер, резко ограничивающих права и свободы граждан. Набор таких средств зависит от целого ряда условий: острота переживаемого момента; движущие силы революции; демократические традиции; роль мирового сообщества и т. д.
       Деспотический режим. Возник в древности и характеризовался крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны
       подданных, отсутствием правовых и моральных  начал в управлении. В деспотическом  государстве доминирует карательная, жестокая налоговая политика по отношению к народу. Осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Этот режим характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности, но может возникнуть и в современных условиях.
       Тиранический  режим также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии власть тирана устанавливается насильственным, захватническим способом. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, а подчас на терроре и геноциде. Как политический режим он характеризуется жесткими способами управления государством. Наказания осуществляются не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел. Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самоволье обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Как при тирании, так и при деспотии законы фактически не действуют. На первый план выступает принцип целесообразности, определяемый с точки зрения интересов правителя.
       Тоталитарный  режим является порождением XX в. (фашистские и социалистические государства периодов «культа личности»). Является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, все контролирующая и всепроницающая власть. Характеризуется наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, в большинстве случаев харизматическим.
       Тоталитарный  режим, как правило, допускает только одну правящую партию.
       Она объявляется ведущей силой общества, а ее установки рассматриваются  как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными. Происходит сращивание партийного и государственного аппарата. Правящая партия объявляет монополию на информацию.
       В государственном управлении проявляется  крайний централизм. Фактически управление осуществляется командным способом сверху вниз. Неисполнение строго наказывается. Особенности регионов не учитываются, а местные власти становятся передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь (фюрер, ген. секретарь). Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа.
       Происходит  усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т. е. должностных лиц, назначение которых  согласуется с высшими органами правящей партии или производится по ее указанию. Номенклатура и бюрократия осуществляют власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных сферах. Возрастает роль силовых ведомств (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура). Устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В экономической жизни происходит огосударствление тех или иных форм собственности.
       Милитаризация — одна из основных характеристик  тоталитарного режима.
       Идея  военной опасности становится необходимой  для сплочения общества по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические задачи. Агрессия может быть выражена в идее мировой революции или мирового господства.
       Фашистский  режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемую национальной идеологией, представление о превосходстве одной из наций над другими, (господствующей нации, расы и т. д.), крайней агрессивностью. Впервые такой режим был установлен в Италии (1922 г., лидер Б. Муссолини), а затем в Германии (1933 г., лидер А. Гитлер).
       B его основе лежит обнищание  масс и определенные общественно-политические движения, в которых внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы. Милитаризм, поиск внешнего врага, агрессивность, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма. Для фашистского режима характерны:
       опора на шовинистские круги крупного капитала;
       слияние государственного аппарата с монополиями;
       военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений;
       сращивание  партий и профсоюзов с государственным  аппаратом;
       вождизм.
       При фашизме упрощаются карательные  процедуры, ужесточаются санкции
       и вводятся превентивные меры. Разрушаются  права и свободы человека, увеличивается  количество деяний, признаваемых преступлениями. В противовес нарушениям прав и свобод ставится «национальная» идея. Проблема соотношения интересов человека и государства решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими шовинистическими предрассудками и заблуждениями. Фашистское право — это право неравенства людей по национальному признаку.
       В январе 2006 г. Парламентская ассамблея  Совета Европы(ПАСЕ) в своей резолюции №1481 потребовала «демонстрировать наследие тоталитарных коммунистических режимов Восточной и Центральной Европы», так как преступления этих режимов они считают вполне сравнимыми с фашистскими. За этими весьма спорными и традиционно популистскими выводами может последовать и конкретный экономический счет к нашей стране.
       Авторитарный  режим может существовать в иных формах. Он может быть основан на праве, моральных началах, но его нельзя отнести к режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом. Власть не формируется и не контролируется народом. Представительные органы не играют ведущей роли в жизни общества. Парламент принимает решения, выработанные правящей элитой. В своих классических формах авторитаризм представляет собой жесткий правовой и квазиправовой порядок, при котором существует безусловная и безоговорочная субординация.
       Реальная  жизнь контролируется этой элитой, не ограничивающей себя законом, особенно в части привилегий и льгот. В  ее среде формируется узкий круг лиц, осуществляющих политическое руководство. Внутри ее выделяется лидер. Его влияние значительно, но принимать решения единолично он не склонен. Советы, рекомендации, обсуждения вопросов со своей командой ему необходимы. Общественное мнение не обожествляет лидера, но всецело полагается на его сильную личность.
       В авторитарном государстве управление осуществляется централизовано. Зачастую при таком режиме в относительно мягкой форме осуществляется проведение реформ, укрепление государства, сохранение его целостности и единства.
       Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать несколько партий, но все они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть может применять как законные, так и незаконные методы расправы.
       Личность  практически теряет свои права и  свободы, так как несмотря на формальное их провозглашение не разработан механизм их гарантии и реализации. Во взаимоотношениях с властью личность лишена гарантии своей безопасности, так как власть не стесняет себя в средствах и методах принуждения. Устанавливается полный приоритет интересов государства над интересами личности.
       Следует согласиться с точкой зрения о  том, что наиболее «благодатной почвой» для возникновения авторитарных политических режимов являются кризисные (чрезвычайные) ситуации (их возникновение крайне необходимо, но только на временный период) или наличие неразвитых политических и социальных структур общества (здесь велик искус по «сильной руке»). Е. Вятр вполне обоснованно предложил классифицировать авторитарные режимы на следующие виды:
       1. Военное правление — власть захватывают военные (военная хунта). Деятельность демократических институтов приостанавливается или резко ограничивается (режим государственного правления в Чили при Пиночете).
       2. Теократический авторитарный режим — сосредоточение всей полноты власти в стране в руках фанатичного религиозного клана (политический режим в Иране после революции 1979 г. и прихода к власти АятоллыХомейни).
       3. Персонифицированный режим — власть ненадолго принадлежит политическому лидеру, опирающемуся только на силовые структуры при отсутствии или неразвитости иных институтов власти.
       4. Монархические авторитарные режимы (Саудовская Аравия, Марокко, Иордания и др.).
       5. Неоавторитарные режимы — характеризуются наличием в стране многочисленных политических партий, оппозиции; системой выборов (Мексика). Однако результаты выборов чаще всего фальсифицируются.
       ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ  ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ 

       Чрезвычайные  государственно-правовые режимы устанавливаются при наличии реальной угрозы конституционным устоям государства. Носят временный характер. В этом заключается главное отличие вводимого на основе чрезвычайного законодательства одного из видов особых правовых режимов (чрезвычайное положение, военное положение, военное время, режим проведения контртеррористической операции) от разновидностей антидемократических политических режимов (фашистский, тоталитарный, деспотический, милитаристский…), представляющих собой применяемую на постоянной основе совокупность способов и методов осуществления государственной власти.
       Основными чертами, характерными для устанавливаемых  на период чрезвычайных ситуаций особых правовых режимов, которые предусматриваются  законодательством Российской Федерации, являются следующие:
       основаниями их установления выступают два обязательных условия: фактические (чрезвычайная ситуация определенного вида) и юридические (наличие заблаговременно принятого федерального конституционного закона или федерального закона);
       первичным и основным источником формирования особых правовых режимов являются нормы международного права;
       по  правовому воздействию на общественные отношения они носят комплексный  характер и одновременно могут содержать  в себе несколько специальных правовых режимов (отраслевых, функциональных), отменять или ограничивать их действие;
       их  введение прямо или косвенно предусматривается  текстом Конституции Российской Федерации и конкретизируется специальным федеральным законодательством;
       порядок введения требует соблюдения определенной процедуры не только внутри (согласование с Федеральным Собранием), но и вне территории страны (обязательное уведомление руководства сопредельных государств и международных организаций);
       правом  на их введение обладает только Президент  Российской Федерации своим указом в рамках реализации конституционных полномочий главы государства и Верховного главнокомандующего;
       указ  Президента Российской Федерации обязательно  должен отражать определенные законодательством  вопросы (обстоятельства принятия такого решения, дата и время его действия, границы территории его действия и т. д.);
       _ основаниями введения являются  угрозыличности, обществу, или государст_
       ву, предусмотренные федеральными законами;
       _ продолжительность их действия  носит временный характер —  фиксирован_
       ный (чрезвычайное положение) или неопределенный, но с обязательным указани_
       ем  на необходимость устранения условий, послужившим основанием их введения:
       восстановление  конституционного строя, подписание акта о капитуляции, ликви_
       дация непосредственной угрозы, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
       и т. д. (военное время, военное положение, конфронтационный вид федерального
       вмешательства);
       _ изменяются критерии типологизации органов исполнительной власти,
       а также их системное и структурно_штатное построение;
       _ на период их действия в  рамках действующего законодательства  фактически
       устанавливается диктатура (военная или гражданская) государства в лице феде_
       ральных (или создаваемых ими) органов власти;
       _ между федеральным центром и  субъектами Российской Федерации  проис_
       ходит изменение не только в предметах  ведения, но и в объеме полномочий в рам_
       ках прежних подходов к подобному разграничению;
       _ у ряда федеральных министерств  и ведомств появляются дополнительные
       полномочия;
       _ при необходимости создаются  новые органы государственного  управления,
       наделяемые одновременно контрольными и надзорными функциями;
       198 Университетская серия
       Раздел 7. Формы государства
       _ изменяются процессуально_процедурные основы деятельности органов ис_
       полнительной власти и должностных лиц1;
       _ ужесточаются мерыюридической ответственности и предусматривается
       формирование  новых составов правонарушений;
       _ более высокий характер угроз  определяет конституционное право  государ_
       ства на возможность ограничения ряда основных прав и свобод физических и юри_
       дических лиц;
       _ объем вводимых ограничений может  носить последовательно постепенный  ха_
       рактер и должен соответствовать характеру лежащих в основе этого реальных угроз;
       _ их введение рассматривается  законодательством как крайняя  мера, приме_
       няемая государством в целях предотвращения, пресечения или ликвидации послед_
       ствий чрезвычайных ситуаций;
       _ обеспечение особых правовых  режимов осуществляется при помощи  меха_
       низма правового регулирования, содержащего подзаконные нормативные правовые
       акты, в которых определяется роль и  место министерств и ведомств2 по ликвидации
       возникших угроз;
       _ в качестве административно_предупредительной меры, направленной на
       предотвращение  чрезвычайных ситуаций, способных повлечь  за собой введение
       в действие федеральных конституционных  законов «О чрезвычайном положении»
       и «О военном положении», как показывает международная практика, целесообраз_
       но  предусмотреть возможность введения экономических санкций («заморажива_
       ние» активов противостоящих государств, штрафные санкции и т. д.)3.
       Следует подчеркнуть, что государство, реагируя на угрозы чрезвычайных си_
       туаций посредством введения временных ограничений определенного вида на ряд
       конституционных прав и свобод помимо обеспечения  общественной безопасности
       отражает  не только свою сущность, но также зрелость гражданского общества и сте_
       пень  уважения к гражданам.
       Тема 8. ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ  ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА
       Формы современных государств складывались столетиями, а в отдельных слу_
       чаях и тысячелетиями. Они определялись, в конечном счете, экономическим стро_
       ем  общества, являющимся его базисом. Значительное влияние на форму государст_
       ва оказывают и другие условия. Среди них следует отметить:
       _ исторические традиции (сохранение  монархического строя в Великобрита_
       нии, Швеции, Японии и других странах);
       Университетская серия 199
       Тема 8. Причины и особенности изменения  форм государства
       1 Эта особенность правоприменительного процесса чрезвычайного законодательства не в пол_
       ной мере нашла свое отражение в главе 23 КоАП Российской Федерации «Судьи, органы, должно_
       стные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях».
       2 Например, МВД России в исследуемых условиях решает следующие три основные задачи:
       осуществляет  мероприятия, направленные на обеспечение  общественной безопасности, охрану об_
       щественного порядка и борьбу с преступностью; в рамках действующего законодательства оказыва_
       ет содействие иным государственным органам исполнительной власти в успешном осуществлении
       ими своих функций; участвует в проведении комплекса мероприятий, направленных на защиту
       и спасение граждан и материальных ценностей.
       3 Например, в начале 2004 г. США были  арестованы 1,5 млрд долларов Правительства Ирака,
       находившихся на американской территории.
       _ условия и формы образования государства (федеративные формы госу_
       дарств США, Канада, ФРГ, Австралия);
       _ особенности внутриполитического развития страны (соотношение граждан
       определенной  национальности в общей численности  населения страныи степень их
       пропорционального представительства в органах  государственной власти);
       _ позиция мирового сообщества  в лице международных организаций  (военная
       операция  международной коалиции во главе  с США и стран — членов НАТО под
       кодовым названием «Буря в пустыне» против Ирака за его вторжение на террито_
       рию Кувейта; экономическая блокада Кубыи Югославии (позже против нее будет
       применена военная сила, которая повлечет за собой распад страныс федеративным
       устройством на ряд самостоятельных государств); режимы торговли, устанавливае_
       мые экономически развитыми странами с другими государствами, связанные с раз_
       ным подходом к налогообложению их товаров; предоставление кредитов и т. д.);
       _ распад мировой системы социализма. Этот фактор оказал определяющее
       воздействие на характер содержательной составляющей форм государств, находя_
       щихся на различных континентах.
       Абсолютная  часть государств социалистического  типа переориентировали свой
       политический, экономический и государственный  строй на признаваемые нормами
       международного  права базовые правовые положения, к которым следует отнести:
       признание института частной собственности; развитие рыночных отношений;
       принцип разделения властей; создание реальных условий по обеспечению консти_
       туционных прав и свобод человека; взаимная ответственность в отношениях между
       государством  и гражданам; возможность непосредственного  участия населения
       в управлении делами государства через  периодически проводимые выборы, рефе_
       рендумыи т. д.
       Не  пожелавшие изменить свои идеологические и иные принципы государства
       (КНДР, Куба) под влиянием мощных внешних  факторов с целью дальнейшего  вы_
       живания все_таки вынуждены были внести определенные компромиссные коррек_
       тивыв проводимую ими политику.
       Например, Национальная ассамблея Кубывнесла поправки в конституцию стра_
       ны, повлекшие за собой отказ от диктатуры пролетариата; признания марксизма_ле_
       нинизма официальной идеологией кубинского общества. Официально стали призна_
       ваться права на частную и смешанную собственность. Затем появился закон об ино_
       странных  инвестициях, разработанный с учетом современных международных норм
       права; о свободных экономических зонах  и промышленных парках.
       Вместо  распавшихся СССР и вслед за ним Совета экономической взаимопомо_
       щи  в проведении экономической политики Куба стала ориентироваться на страны
       Евросоюза, Канады, Мексики и Венесуэлы. Это  позволило уже к 1998 г. создать  на
       территории  Кубы около 350 совместных предприятий. Ежегодный объем инвести_
       ций в экономику страныдостиг 2,5 млрд долл.
       В тоже время в стране сохраняется  распределительная системы. Каждому ку_
       бинцу положен нормативно определенный ежемесячный минимум необходимых
       товаров. Например, в него входят: восемь яиц, четыре пачки сигарет, один кусок
       туалетного  и один кусок хозяйственного мыла, семь литров керосина, полтюбика
       зубной  пастыи т. п.1
       200 Университетская серия
       Раздел 7. Формы государства
       1 Кузнецов Т. Заговоренный (Фидель Кастро пережил 637 покушений, но остался верен се_
       бе) // Российская газета. 2005. 27 мая.
       Следует отметить, что со второй половиныХХ в. прослеживается устойчивая
       тенденция реализации на практике «теории ограниченного суверенитета». Роль
       субъекта  ее реализации на законных основаниях в рамках норм международного
       права принадлежит международным организациям в лице их специализиро_
       ванных  структур. Иногда в обход необходимости  соблюдения предусматривае_
       мых в таких случаях обязательных процедур такое право присваивают себе с оди_
       наковым «успехом» сверхдержавы. Именно так действовали США во Вьетнаме
       (60_е  годыХХ столетия) и в Ираке (с 2003 г.); СССР в Афганистане (80_е годы
       ХХ  столетия).
       Разнообразие  форм государства еще больше возросло в результате распада ко_
       лониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых су_
       веренных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освобо_
       дившихся странах к частой модификации государственных форм.
       Понятие исторического типа связывается  с установлением закономерной
       зависимости классовой сущности государства  и права от экономических от_
       ношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе его разви_
       тия.
       Идеальных понятий форм государства в мире практически не существует. На_
       пример, унитарных или федеративных государств «в чистом виде» просто не быва_
       ет. Жестких стандартов по этому вопросу у мирового сообщества нет и не может
       быть. Каждое государство в зависимости  от складывающейся ситуации внутри или
       вне его территории (дезинтеграция в  отношениях между центром и отдельными ре_
       гионами, угроза существующему строю, изменение роли и места в мировом сообще_
       стве и т. д.) должно учитывать зарождающиеся тенденции общественного развития.
       В этом случае, как свидетельствует  богатый исторический опыт, возможно, иногда
       и необходимо движение по конституционному изменению формыгосударства,
       имеющему  своей направленностью достижение необходимой оптимизации роли го_
       сударства в современных условиях.
       Не  последнюю роль в смене форм государств играют и специальные мето_
       ды (перевороты) при непосредственном участии специальных служб ведущих
       государств, официально проводящих комплекс мероприятий, одобренных
       парламентом и направленных на замену неугодных  им руководителей госу_
       дарств.
       Например, некоронованным «королем переворотов» в Африке считался фран_
       цуз Робер Денар1. На его «счету» с 60_х по 90_е годыХХ в. числится более 10 ус_
       пешно проведенных переворотов, в том числе в Конго, Нигерии, Анголе, на Комор_
       ских островах. Для него не существовало проблемысвержения немногочисленной
       группой (буквально несколько десятков человек) таких же как и он «солдат удачи»
       правительства любой африканской страныи поставить во главе государства нужных
       ему и его заказчикам руководителей. Для этого необходимытолько деньги, посколь_
       ку  «любая революция не происходит бесплатно».
       Возможна  ли трансформация идей о реализации мечтыбольшевиков по поводу
       построения  коммунизма как разновидности правового  государства? Автор отвечает
       на  это утвердительно, ссылаясь на факты, а не только на гипотетическое стремле_
       ние человечества время от времени возвращаться к неудачным общественным экс_
       Университетская серия 201
       Тема 8. Причины и особенности изменения  форм государства
       1 Макарычев М. «Король переворотов» попал под суд // Российская газета. 2006. 22 февр.
       периментам, наполняя их новыми, соответствующими духу времени идеями1. Дале_
       ко не всегда эти идеи носят только теоретический характер. Имеются случаи ис_
       пользования их в практике государственного строительства.
       В начале ХХ в. о победе социалистических идей в мировом масштабе мечтал
       В. И. Ленин со своими единомышленниками. Предпринимались попытки научного
       обоснования при определенном раскладе сил необходимости  создания Соединен_
       ных Штатов Европы. Неоднократные попытки навязывания силовыми методами
       чуждых  типов «демократий» в различные  периоды времени, но с одинаковыми  ре_
       зультатами, как это было отмечено выше, имели место во Вьетнаме, Афганистане
       и других регионах мира.
       На  смену «экспорта революций» пришла пора экспорта американского понятия
       демократических ценностей и идеалов. В первые годы ХХI в. стала прослеживаться
       устойчивая  тенденция к созданию на территориях  бывших республик, входивших
       в состав СССР вначале «революционных ситуаций», а затем и успешному  соверше_
       нию «революций». В 2003 г. произошла «революция роз» в Грузии, в ноябре
       2004 г. — «оранжевая революция»  в Украине, а в начале 2005 г. и в Киргизии. Пово_
       дом для этого послужили результаты выборов по избранию президента страны,
       с которыми была не согласна проигравшая сторона.
       Как правило, инициатором организации  протестных выступлений является
       оппозиционная к официальной власти сторона, которая  совместно (или под па_
       тронажем) с «демократическими силами» других государств и, это является обя_
       зательным условием, при их непосредственной помощи системного характера (по_
       литической, идеологической, финансовой, организационной  и иной), зовет своих
       сторонников «на баррикады».
       При этом действия протестующих удивительным образом отличаются внутрен_
       ней дисциплиной, согласованностью, последовательностью  и массовым характе_
       ром2. Такие методыдействия оппозиции носили настолько наступательный, такти_
       чески и стратегически точный характер, что официальные власти этих государств
       не  решились на введение предусматриваемого конституциями режима чрезвычай_
       ного положения.
       В мае 2005 г. Президент США Дж. Буш  официально объявил о создании специ_
       ального корпуса поддержки новых демократий. Уже предприняты конкретные ор_
       ганизационные меры. Проект создания подкрепляется конкретной строкой расхо_
       дов в бюджете странына 2006 г. в размере 100 млн долл. Еще 24 млн долл. предпо_
       лагалось выделить на аналогичную деятельность государственному департаменту
       США. В свою очередь, конгресс США решил  создать специальную комиссию кон_
       202 Университетская серия
       Раздел 7. Формы государства
       1 В Основных положениях программы Российской коммунистической рабочей партии — ре_
       волюционной партии коммунистов (РКРП — РПК) считается закономерным процесс «движения
       человечества  от капитализма к коммунизму» (ст. 1). Выходом из капиталистического тупика, по их
       мнению, является социалистический путь развития. Для материализации этой цели «партия  ком_
       мунистов не признает никаких лимитов на революцию» (ст. 4). «Поскольку эксплуататорские и па_
       разитические элементынесомненно будут противодействовать власти трудящихся, постольку
       Советская власть не может быть ничем иным, как диктатурой пролетариата, решающей задачи по_
       давления  сопротивления старых господствующих классов и строительства нового общества»
       (ст. 5) // См.: Российская газета. 2001. 5 дек.
       2 Думается что совсем не случайно, первым международным документом, подписанным побе_
       дителем третьего тура выборов президента Украины В. Ющенко стала украинско — грузинская
       декларация. В частности, в ней говорится, что Киев и Тбилиси поднимут «новую волну освобожде_
       ния Европы». (Григорьева Е., Соколовская Я. «С семьей надо дружить» // Известия. 2005. 10 янв.).
       гресса, предназначенную следить за развитием демократического процесса в мире
       и при необходимости давать правительствам разных стран «ценные советы».
       Характеризуя  предназначение и методыдействий создаваемого корпуса, прези_
       дент отметил, что он «должен быть всегда готов к разворачиванию своих программ
       в разных точках земли в считанные  дни, а не за несколько месяцев  или лет. Если
       где_то на земле возникает кризис и нужна помощь — Соединенные Штаты Америки
       будут готовы»1.
       По  официальным данным, администрация  Дж. Буша за первый срок своего
       правления уже потратила 4,6 млрд долл. на распространение в других регионах ми_
       ра своих демократических ценностей2. Предполагается, что во время пребывания
       у власти на второй срок администрацияСШАнамерена увеличить свои расходы3.
       КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
       1. Какие качества характеризуют  социальное предназначение государства?
       2. Формыправления.
       3. Формытерриториального устройства.
       4. Основные черты унитарного государства.
       5. Основные черты федеративного  государства.
       6. Основные черты конфедераций.
       7. Формыгосударственного режима.
       8. Форма Российской Федерации.
       9. Влияние международного сообщества  на сущность и форму государства.
       10. Распад мировой системысоциализма как фактор, повлекший за собой изменения форм
       государства.
       ЛИТЕРАТУРА
       а) основная
       Теория  государства и права / под ред. проф. А. М. Васильева. М.: Юридическая  литера_
       тура. 1977.
       Лазарев В. В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
       Алексеев  С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
       Алексеев  С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.
       Гранат  Н. Л., Лазарев В. В. Теория права и государства: учеб._метод. пособие. М., 1993.
       Общая теория права: курс лекций / под ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
       Лившиц  Р. З. Теория права: учеб. М., 1994.
       Основыгосударства и права: учеб. пособие / под ред. О. Е. Кутафина. М., 1994.
       Университетская серия 203
       Литература
       1 Зыгарь М. Буревестник цветных революций (Джордж Буш создает специальный корпус под_
       держки новых демократий) // Коммерсантъ. 2005. 20 мая.
       2 С точки зрения США, последней диктатурой в Европе является Белоруссия. Используя не_
       правительственные организации, США не скрывая своих  намерений, пытаются и в Белоруссии
       осуществить очередную цветную революцию.
       3 Спустя 10 месяцев (сентябрь 2005 г.) «искусно и искусственно» подготовленная, извне ин_
       спирированная и спонсированная «оранжевая революция» на поверку оказалась лишь очередным
       государственным переворотом. Наиболее явственно это  проявилось с отставкой правительства  Ук_
       раиныво главе с главным движителем «оранжевой революции» Юлией Тимошенко. (Третьяков В.
       Украина: выбор России // Российская газета. 2005. 15 сент.).
       Общая теория права и государства: учеб. / под ред. В. В. Лазарева. М., 1994.
       Общая теория права: учеб. пособие / под ред. А. С. Пиголкина. М., 1994.
       Теория  государства и права. Ч. I. Теория государства / под ред. А. Б. Венгерова. М.,
       1995.
       Жеругов Р. Т. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов //науч. ред. проф.
       В. В. Оксамытный. Москва_Нальчик: Изд. центр «Эльфа», 1995.
       Хропанюк В. Н. Теория государства и права / под ред. В. Г. Стрекозова. М., 1993.
       Хропанюк В. Н. Теория государства и права / под ред. В. Г. Стрекозова. 2_е изд. М.,
       1995.
       Теория  государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Изда_
       тельская группа ИНФРА_М—НОРМА, 1997.
       Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега_
       Л; Интерстиль. 2003.
       Бельский  К. С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Издательство «Дело и Сер_
       вис», 2004.
       Поляков В. А. Общая теория права: Проблемыинтерпретации в контексте коммуника_
       тивного подхода: курс лекций. СПб: Издательский дом С._Петербургского государственно_
       го университета, 2004.
       Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. 2_е изд., доп. М.:
       Омега_Л, 2004.
       Теория  государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько.
       2_е  изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
       Марченко  М. Н. Проблемытеории государства и права: учеб. М.: ТК Велби. Изд_во
       Проспект, 2005.
       Чиркин  В. Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство
       и право. 1994. №8—9.
       Чиркин  В. Е. Нетипичные, формы правления в современном государстве // Государство
       и право. 1994. №1.
       Виноградов  В. А. Федеративные начала организаций государственной власти в Рос_
       сии // Серия «Отечественный и зарубежный федерализм». 1996.
       Умнова  И. А. Конституционные основы современного федерализма. М., 1998.
       Хрестоматия по истории отечественного государства  и права / под ред. О. И. Чистяко_
       ва. М., 1997.
       Баглай М. В. Конституционное EE и право Российской Федерации. М., 1998.
       Ковешников Е. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.
       Лузин В. В. Формыправления современных государств: учеб. пособие. Н. Новгород,
       1998.
       Вятр Е.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.