На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Становление и развитие правового государства в Республике Казахстан

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  науки и образования  Республики Казахстан
Казахский Гуманитарно-Юридический Университет
Высшая  Школа Национального Права 
 

Кафедра: Теории и
истории
 государства  и права 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине: Теория государства и права
Тема: «Становление  и развитие правового государства  в Республике Казахстан» 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1-го курс очного
отделения группы Ю-110
Научный руководитель: Джумабаев А.К. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Астана, 2011г. 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3 

I. Понятие правового государства…………………………………………………..5
      1.1. Понятие и признаки правового государства………………………………5
      1.2. Принципы правового государства………………………………………....8 

II. Становление правового государства………………………………………….11
      2.1. Идеи становления и развития правового государства………………… 11
      2.2. Этапы формирования правовой системы в Республике Казахстан……13 

III. Развитие правового государства в Республике Казахстан…………………17
      3.1.  Система разделения властей……………………………………………. 17
      3.2.  Конституция – как основной закон Республики Казахстан,  как
               правового государства…………………………………………………...21 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….24 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Выбранная тема моей курсовой работы была рассмотрена на примере  Республики Казахстан, так как в Казахстане проблема строительства правового государства актуальна. Образование правового государства в нашей Республике является трудным делом, занимающим длительный период. В настоящее время Казахстан не может похвастаться выполнением всех признаков характеризующих ее как правовое государство, очень часто нарушаются права и свободы граждан, несовершенна законодательная система что приводит к тому что многим гражданам преступившим закон, удается легко уходить от наказания, не для кого не секрет что часто торжество справедливости зависит от «кошелька» человека, хотя в Конституции четко сказано что закон един для всех. Проблеме становления и развития правового государства была посвящена моя курсовая работа.
    Актуальность. Актуальность моей темы очень велика, хотя бы по тому, что каждый человек, проживающий на территории Республики Казахстан, должен знать и осознавать суть этого вопроса для того, чтобы в действительности построить правовое государство. Идеологической основой этому является утверждение Республики Казахстан себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы. В данной курсовой работе, в отличие от других, нельзя однозначно ответить на тот вопрос, который поставлен в суть темы. Это объясняется тем, что процесс становления еще не завершен, и когда он будет завершен, зависит от людей, составляющих основу Казахстанского общества. Еще один интересный момент, касающийся этой проблемы, будет меняться, соответственно в хорошую или в плохую сторону. Я надеюсь, в ближайшее время студенты будут писать курсовую работу под названием «Республика Казахстан – правовое государство, достигшее своего рассвета». 

    Цель: Изучить становление и развитие правового государства в Республике Казахстан. 

    Задачи:
      Рассмотреть понятие и признаки правового государства.
      Рассмотреть принципы правового государства.
      Исследовать идеи становления и развития правового государства в Республике Казахстан.
      Исследовать этапы формирования правовой системы в Республике Казахстан
      Рассмотреть систему разделения властей в Республике Казахстан.
      Изучить Конституцию Республики Казахстан.
          

   3
   Степень научной разработанности. Ибраева А.С., Бейсенова А.У., Аюпова З.К., Баймаханов М.Т., Сейтжанова Г., В.В.Лазарева, Матузова Н.И, Малько А.В., Сапаргалиев Г.С, Марченко М.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   4
        Понятие правового государства
 
      Понятие и признаки правового  государства.
 
    Правовое  государство - это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений. [1, стр. 189].
    Правовое  государство возможно лишь при наличии  развитого гражданского общества, и  наоборот, гражданскому обществу имманентно присуща правовая реформа властвования, основанная на господстве права (закона), разделения властей и реальном обеспечении  прав и свобод человека.
    В правовом государстве функционирует  режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным  контролем политики и власти. Осуществление  внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных  лиц связаны правовыми нормами  и подчинены им. Концепция правового  государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет  прав человека над законами государства, невмешательство государства в  дела гражданского общества.
    Философская основа теории правового государства  была основана И.Кантом. Следует оговориться, что сам термин «правовое государство» появился только в XIX векев трудах немецких ученых К.Велькера, Р. фон Моля, О.Майера, и, прежде всего, К. фон Роттека. Кант же использовал понятие
«правовое гражданское общество», в котором  должен верховенствовать правовой закон.[4,стр.440]
    Следует отметить, что теория правового государства  сформировалось в лоне естественно-правовых воззрений И. Канта.
    В характеристике естественно-правовой идеологии важно обратить внимание на четыре момента:
    а) универсальный характер естественного  права, своего рода универсальная этика, для нормы которой безразлично, кто их адресат по происхождению  или по должности (по званию). Они  апеллированы к человеку;
    б) договор - изначальная основа деятельности государства. А по договору не все  естественные права передаются государству. Некоторые из них неприкосновенны. Они составляют содержание частной  жизни индивида;
    в) подчиненность "положительного права" (норм, творимых людьми, издаваемых государством) естественному;
    г) постоянных норм естественного права, их неизменный характер (классический вариант) или меняющееся содержание естественно-правовых догм (теория "возрожденного" естественного права).
    5
    Для кантовского естественно-правового  и вместе с тем позитивного  подхода характерен ряд постулатов, предопределяющих теорию правового  государства.
Так, по Канту, каждое лицо является абсолютной ценностью; никто не может рассматриваться  в качестве средства или оружия для  выполнения хотя бы и самых благороднейших планов. Право мыслится Кантом, во-первых, как естественное, представляющее совокупность априорных аксиом (очевидных истин); во-вторых, как положительное, как составляющее законодательную волю; в-третьих, как справедливость. Последняя напоминает моральные нормы в нашем представлении, которые не обеспечены законом.
     Высшим критерием справедливости закона Кант считал не единодушное голосование за него, а нравственность закона как осознание ответственности перед человеческим родом.
   Первыми теоритическими разработками проблем  правового государства были исследования М.А.Рейснера и В.М. Гессена. М.А.Рейснер  писал, что правовым можно назвать  такое государство, где закон- норма, обязательная для самой власти. А  для Гессена правовое государство  в своей деятельности связано и ограничено правом, стоит под правом , а не вне и над ним [4,стр.442 ]
    Цель  правового государства - создание условий  для наиболее полного обеспечения  прав и свобод человека и гражданина, а также последовательное
связывание  с помощью права государственной  власти в целях недопущения злоупотребления  властью, перерождения ее в диктатуру, деспотию.
    Идея  правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства  правом; на установление правления  законов, а не людей; на обеспечение  безопасности человека в его взаимодействиях  с государством.
Суть  государства правового — именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие  законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.
    В правовом государстве можно выделить следующие основные признаки:
    Первым из них является господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. [4, стр.447]
Закон - это не продукт произвольной деятельности государства; он должен отвечать демократическим  правовым принципам равенства и  справедливости. Законодательные установления, которые ущемляют свободу личности, делают ее неравноправным с государством субъектом общественных отношений, противоречат идее правового государства. Государство не обладает какой-то
самодовлеющей волей в формулировании законов, оно призвано выражать в законах  объективно складывающиеся общественные отношения, не допускать "юридического насилия" над ними, выражаемого  в различного рода командах и запретах. Командно-запретительные методы, облеченные в форму закона, оборачиваются  тяжкими потерями и для общества, и для человека. Поэтому правовое государство начинается там, где  законодатель понимает принципы
6
ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в 
основе  которых лежат свобода и равенство  его участников. Преодоление веры во всесилие закона, в возможность  решить все проблемы общества только законодательными мерами, понимание  важности выявления общенародной воли и общественного мнения - важный элемент психологической переориентации государственного сознания, формирования правового государства. Только принятие закона, соответствующего объективной природе общественных отношений, правовым принципам, общенародной воле, делает его юридическим актом правового государства, которое выражает подлинное народовластие и демократизм. Исходя из этих критериев, следует говорить о верховенстве закона и его господстве в общественной жизни.
    Связанность законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц  и граждан - второй важнейший правовой и морально-политический признак, характеризующий правовое государство. Он состоит в том, что государство, издавшее закон, не может само же его нарушить. Понятно, что этот принцип противостоит любым формам произвола, анархии, своевластия, вседозволенности.
    Незыблемость  свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность - третий признак правового государства. Человек является источником своих естественных прав и свобод, которые поэтому не могут быть отчуждены. Любой человек должен быть уверен в незыблемости и неизменности своих прав и свобод.
    Взаимная  ответственность  государства и  личности - четвертый признак правового государства. Он выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством
закона  оно должно брать на себя обязательства (внутри- и внешнеполитического характера), обеспечивать справедливость в своих  отношениях с гражданином, общественными  организациями, с другими
государствами и всем международным сообществом. Государство определяет
правовые  меры ответственности своих официальных  представителей за их действия, совершаемые  от имени государства.
    "Правление  закона" означает, что государство,  его органы признают приоритет  права, подчиняются праву, не  могут обходить его предписания  ни при каких условиях и  несут ответственность за нарушение  таких предписаний. Правовое государство  должно выработать не только  систему правовых 
ограничений своей деятельности, но и нести  политическую, правовую и моральную  ответственность перед народом  за невыполнение взятых на себя обязательств.
    Процесс формирования взаимной ответственности  государства и личности имеет  не только юридические аспекты. В  его успешном развитии первостепенное значение приобретают нравственные стороны, восстановление
    7
 доверия человека к государству, социальной системе в целом.
    Наконец, правовое государство должно располагать эффективными формами контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-правовых актов. Это - пятый признак.
    Сегодня в стране существуют различные формы  контроля: судебный контроль, контроль за конституционностью законов, прокурорский надзор, а также контроль правоохранительных органов и органов государственного управления. Следует отметить недостаточную  эффективность системы контроля, что приводит к многочисленным нарушениям права.
    Таким образом, правовое государство – государство, вся деятельность, которой подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Основными признаками правового государства являются: верховенство и господство права, принцип разделения властей, приоритет прав и свобод личности, социальная защищенность, социальная справделивость, и т.д. 

      Принципы  правового государства
 
    Принципы правового государства - юридически значимые характеристики государства и государственной власти, которые позволяют отделить правовое государство от других моделей конструкций, теорий государственности.
    Становление демократического правового общества меняет подходы во взаимоотношении человека и государства, в юридической регламентации их статусов. Здесь уже личность должна стоять на первом месте, а правовой режим ограничения создается преимущественно для государства. Отсюда можно сформулировать два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:
     1) наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина, создание для личности  режима правового стимулирования (социальная сторона);
     2) наиболее последовательное связывание  с помощью права государственной  власти, формирование для государственных  структур режима правового ограничения  (формально-юридическая сторона).
    С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и  с позиций современного научного знания можно выделить следующие принципы правового государства: [2, стр. 118]
    Принцип приоритета и права. Именно через право больше всего шансов выразить и осуществить общественные интересы, именно оно, в отличие от  

других  социальных норм (морали, обычаев, религиозных  правил и т.п.), носит формально-определенный, преимущественно письменный характер и может детально регламентировать, с одной стороны, компетенцию  и пределы полномочий органов  государства и государственных  служащих, с другой - права и обязанности  граждан, их правовое положение. Эти  качества права и 
8
послужили объективной основой, позволившей  использовать его в виде своеобразного «лекарства» от злоупотребления властью со стороны государства, чиновничества.
    В конечном счете приоритет права  означает:
    Рассмотрение  всех вопросов общественной жизни с  позиции права и закона;
    Соединение  общечеловеческих нравственно- правовых и формально-регулятивных ценностей  права с легитимной публичной  властной силой;
    Необходимость идеологически-правового обоснования  любых решений государственных  и общественных органов;
    Наличие в государстве необходимых для  выражения и действия права форм и процедур (законы, система материальных и процессуальных гарантий и т.д.)
    Принцип правовой защищенности человека. Данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер. Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни,
    общения с себе подобными создает различные  организационные формы своего существования  и устанавливает приемлемые для  себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство  производны от человека.
    Комплексность этого принципа заключается в  том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений касательно самых различных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.
    Абсолютность  этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят  за пределы действия права, то со стороны  государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
    Принцип единства права и  закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно- правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, но избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой.
    Принцип правового разграничения  деятельности и различных  ветвей
    государственной власти. Традиционная концепция разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как действующих беспрепятственному осуществлению  каждой ветвью власти своих функций.
    9
    Законодательная власть, избранная всенародно, отражает суверенитет государства.
    Исполнительная  власть, назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией  законов и оперативно-хозяйственной  деятельностью.  
      Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В историко - теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости. [2, стр. 121]
    В правовом государстве деятельность всех субъектов должна строиться  на взаимной ответственности и правовом равенстве. Поэтому в правовом государстве  существуют следующие принципы деятельности субъектов:
    а) принцип «разрешено только то, что прямо  указано в законе» - для государственных органов и должностных лиц;
    б) принцип «разрешено все, что прямо  не запрещено законом» - для остальных субъектов права, в частности для граждан, юридических лиц и иных субъектов хозяйствования.
    Итак, Принципы — это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной. Основными принципами правового государства являются: верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защита гражданских свобод.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10 

        Становление правового государства
 
      Идеи  становления и  развития правового  государства
 
    Концепция правового государства является приоритетной  для большинства  стран мира, идеи такового государства  имеют многовековой путь развития. Построение его представляет собой  чрезвычайно сложный и противоречивый, длительный исторический процесс.
    Концепция правового государства в ходе социалистического строительства  подвергалась критике, объявлялась  буржуазной, противоположной принципам  диктатуры пролетариата.
    Лишь  в эпоху перестройки  в связи  с необходимостью выработки правовой концепции и обоснованности, происходящих в стране перемен, юристы и политологи обратились к теории правового государства, и проблема его формирования получила свое развитие. [5, стр.5]
    Огромное  значение имела принятая декабря 1995 г. Верховным советом Казахской ССР, вслед за прибалтийскими республиками, РСФСР и Украиной, Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР». В преамбуле Декларации говорится о решимости народов Казахстана создать гуманное демократическое правовое государство.
    Именно  в этой Декларации провозглашалась  самостоятельность Республики Казахстан  в решении социально-экономических, языковых, правовых проблем.
    Особое  значение имела самостоятельность  республики в осуществлении независимой  кадровой политики. До принятия Декларации «О государственном суверенитете Казахской  ССР» наша республика была практически  лишена самостоятельности.
    Встав  на путь самостоятельности, Казахстан  начал независимое движение к  правовому государству. Принят Конституционный  закон «О государственной независимости  республики Казахстан», который провозгласил РК «независимым, демократическим и  правовым государством».[5, стр.6]
Конституцию Республики Казахстан характеризуют  как общественный публичный договор  власти и народа, так как впервые  в истории Казахстана народ сам  принял Основной Закон государства, конституционно закрепивший республиканскую  форму правления с президентской  системой ее устройства. Проект Конституции  перед ее принятием был вынесен  на всенародное обсуждение. Казахстанский  народ проявил неподдельный интерес  к работе над Основным Законом  страны и, судя по обсуждениям в трудовых коллективах и результатам социологических  исследований, поддержал основные положения  новой Конституции.
    В Конституции РК закреплены и выражены новая схема отношений личности и государства, приоритет прав и  свобод граждан. Государство 
    11
является гарантом, обеспечивающим механизм использования этих прав и
свобод  и ориентирующим общество на перемены. В статье 1  Конституции РК высшими  ценностями государства названы: «человек…его жизнь, свобода и неотъемлемые права, и государство должно осуществлять свою деятельность в интересах гражданина и общества».
    Для построения правового государства  необходимо, чтобы важнейшие принципы, характерные для правового государства  восторжествовали в реальной жизни. Формирование правовой государственности  как задача созидательной политико-правовой деятельности, вызывает повышенное внимание к решению сразу двух проблем: выработке научно обоснованной
стратегии правового развития  претворению  в жизнь начатых преобразований.
Применительно к планам формирования правового  государства актуально выполнения требования о том, что недостаточно принять закон, надо еще его практически  реализовать. Намеченные цели требуют  коренных преобразований политической и правовой систем в демократическом  и гуманистическом духе. Конечно, в сложившемся экономических  и социально-политических условиях все это сопряжено со многими  трудностями, которые не всегда можно  сегодня прогнозировать.
    Однако  формирование правового  государства  столь же жизненно необходимо, как  и решение таких насущных проблем, как продовольственная, национальная, бюджетная. Намеченные меры, содержание которых охватывается правовой реформой,- непросто одно из средств решения  каких-то иных проблем , но и своего рода программа постепенного, поэтапного, законосообразного изменения общественного  и государственного строя в современных  условиях. Формирование правового государства  займет при этом достаточно длительный период, поскольку современная правовая система унаследовала множество  недостатков, имевших место в  период застоя, не говоря уже о более  раннем генезисе, связанном с массовым нарушениями законности в эпоху  правления Сталина. Но чтобы чего-то добиться в будущем, надо уже сейчас ставить и решать проблемы преодоления  правового нигилизма граждан  и совершенствования правовой системы  в целом.[ 5, стр.9]
    В Казахстане пройдены важные шаги по пути ее превращения в правовое государство. Существующая, хотя и не совершенная, концепция ведет к разделению властей, возможности обжаловать неправомерные  действия, декларированные фундаментальные  права.
    Но  все же основы конституционного строя  Казахстана дают возможность полагать, что упоминание о "пройденных шагах" не голословно. Так следует рассмотреть  главу I Конституции, в которой излагаются основы конституционного строя Казахстана (9 статей). Наиболее значимые, собственно основополагающие положения из этих статей следующие:
    Казахстан есть демократическое, светское, социальное правовое государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (статья 1).
    12
    Республика  Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления (статья 2).
    Единственным  источником власти в Республике Казахстан  является ее многонациональный народ (статья 3).
    Государственная власть в Казахстане разделяется  на законодательную, исполнительную и  судебную, органы, которых самостоятельны (статья 3).
    Государственную власть в Республике Казахстан осуществляют: Президент РК, Парламент (Сенат, Мажилис), правительство РК, суды РК (статья 3).
    Конституция РК имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории Казахстана. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Казахстан, не должны противоречить Конституции  РК (статья 4). Также следует добавить немаловажный аспект о статусе президента: Президент Республики Казахстан  является гарантом и символом незыблемости Конституции Республики Казахстан, прав и свобод человека и гражданина.
Важными условиями  и предпосылками формирования правового  государства является также создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе не только не приближают страну к правовому государству, но, наоборот, еще больше отдаляют.
    Итак, формирование и, в конечном счете, завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, эффективной работой правоохранительных органов.[4, стр. 441]
    Для построения правового государства  необходимо, чтобы важнейшие принципы, характерные для правового государства, восторжествовали в реальной жизни. 
 

    2.2. Этапы формирования правовой системы в Республике Казахстан. 

    В Государственной  программе правовой реформы в Республике Казахстан (основные направления) от12 февраля 1994г. Отмечалось, что «в целом вся система  юстиции все более обнаруживает несостоятельность усилий по охране законности и правопорядка на прежней  нормативной и организационной  базе», требуется «очищение юридической  системы от унаследованных пороков  советского тоталитаризма», «юридическая система республики переживает глубокий кризис» и необходимо «глубокое реформирование юридической сферы общества», а принятые в последние годы законодательные акты в юридической сфере «носят несистемный характер, нередко противоречат друг другу, правам и законным интересам граждан, хозяйствующих субъектов, в них
    13
откровенно  преобладает ведомственный интерес».[6, стр.3]
    В этой программе категорично утверждалось: «общество стоит перед жесткой необходимостью неотложной, глубокой, комплексной и всеобъемлющей правовой реформы с целью создания качественно новой, подлинно правовой системы Казахстана на основе принципов демократии, рыночной экономики, гуманизма, и социальной справедливости, с учетом апробированного мировой практикой опыта». Подчеркивалось также что «в конституционном праве принципиально важным аспектом законотворческой работы должно быть его насыщение идеями и ценностями доктрины естественного права, правового государства, общественного договора и на этой основе дальнейшее утверждение конституционности всей системы законодательства…» Обращалось внимание на необходимость повышения правовой культуры, деполитизации и деидеологической понятий правонарушение и преступление.
    За  более чем десятилетие  осуществления  правовой реформы( если фактически ее началом считать первые основополагающие акты провозглашения суверенитета и  независимости государства) в формировании правовой системы и научном исследовании ее различных аспектов сделано немало. «Концепция правовой политики республики Казахстан», одобренная Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 г., подводит итоги 1-го этапа правовой реформы и, по существу официально определяет основные направления следующего, 2-го этапа этой реформы.[6, стр.3]
    В «Концепции правовой политики РК» отмечается, что «создано новое конституционное  право», «произошло разделение единой государственной власти на три ее ветви», «создана единая судебная система», «происходит освобождение казахстанской  правовой системы от мелочного регламентирования  жизни общества, от карательно-репрессивных методов деятельности правоохранительных органов, обвинительного уклона в судопроизводстве»
    Концепция определяет «дальнейшее  развитие правовой и  судебной системы» в  Республике Казахстан. В ней записано, что «действующее законодательство, обеспечивающее функционирование правовой системы страны, требует дальнейшего развития…»; в результате обсуждения итогов правовой реформы в обществе возобладало мнение  о необходимости поступательного развития  правовой системы на базе Конституции»; «…правовая политика должна отражать государственное видение основных направлений, базовых механизмов развития правовой системы…»[6, стр.4]
    Эти объективные факторы предопределяют актуальность столь же системных, глубоких, всеобъемлющих научных исследований многочисленных проблем правовой системы.
    На  состоявшейся в Алматы в 2001г. научно-практической конференции «Правовое развитие Казахстана за 10 лет государственной  независимости» главными темами стали  приоритетные направления развития правовой системы Казахстана по укреплению государственных гарантий
    14
конституционного  статуса человека и гражданина, в  основном проблемы уголовно- правовой сферы. Развитие правовой системы и вопросы по борьбе с преступностью находятся под постоянным пристальным вниманием главы государства.
    Правовая  система является условием и одновременно следствием строительства правового  государства и формирования  гражданского обществ и формирования гражданского общества, представительной демократии и политического плюрализма.[6, стр.4]
    Еще до принятия Государственной программы  правовой реформы в нашей стране состоялась научно-практическая конференция  «Проблемы реформы правовой системы  Республики Казахстан в современных  условиях». По ее результатам в 1993г. была издана книга с еще более конкретным названием «проблемы формирования новой национальной правовой системы РК», в которой рассматриваются различные правовые проблемы в соответствии со специализацией  авторов. Собственно правовой системе посвящена одна статья доц. Э.О.Басарова, где он говорил:  «По своему содержанию правовую систему республики и проблемы ее реформы можно отнести к числу сложных явлений, требующих неоднозначного подхода в ее совершенствовании. Касаясь содержательной стороны, следует, прежде всего, определить пердмет правовой системы, который состоит из следующих основных элементов:
    Право;
    Правовая практика;
    Правовая идеология.
Эти три явления действительно  в совокупности дают не только целостное  представление, но и  выражают ее особенности. Причем право- один из главных элементов  данного явления.»[6, стр.5]
    Идеей актуальности комплекса проблем  правовой системы проникнута работа академика НАН РК М.Т.Баймаханова  «Верховенство права как системообразующий  признак понятия правового государства». Он подчеркивает, что «системообразующим признаком понятия правового  государства является право, характеризующееся свойством верховенства  и по отношению к институтам государственности являющееся приоритетным. Признак верховенства  права в концентрированном виде высвечивает наиболее важные особенности правового государства, отличающие его от государства этатисткого, и в полной мере отвечает его характеру и природе. Именно благодаря признаку верховенства, взятому в сочетании со всеми другими юридическими признаками и свойствами, право оказывается в состоянии способствовать глубокому преобразованию всей деятельности государства, накладывает на него неизгладимый демократический и гуманистический отпечаток, задает его развитию направленность по пути превращения в такой компонент политической системы, который действует в интересах народа.
    Другими словами, право в сочетании с  другими признаками и свойствами»  вместе с признаком верховенства является существенной частью правовой системы, и только в таком состоянии  оно может воздействовать на
    15
политическую  систему, выполнять по отношению  к ней свою главную регулятивную функцию. [6, стр.5]
    Таким образом, Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от злоупотребления политической властью, как реакция на произвол, деспотизм, тиранию. Основные элементы идеи правового государства сформулированы античными мыслителями. Это были: Солон, Гераклит, Пифагор, Платон, Аристотель, Демокрит, Сократ, Цицерон, а также софисты, стоики и римские юристы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    16 

        Развитие  правового государства  в Республике Казахстан.
        
          Система разделения властей
 
    Разделение  властей на законодательную, исполнительную и судебную - обеспечивает условия, при которых государство может  наилучшим образом выполнять  свои функции, и которые вместе с  тем исключили бы узурпацию им принадлежащей народу власти. "Для  того, чтобы, предупредить злоупотребления  властью, необходимо... чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная  и исполнительная власть объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы, - писал Монтескье. ...С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной... И наступает конец всему, если одно и то же лицо или орган... станет осуществлять все три вида власти".
    Важной  особенностью правового государства  является реализация принципа разделения властей. Что это означает? В чем суть этого принципа? Разделение властей - это принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Это - законодательная, исполнительная и судебная власти. Законодательная власть должна принадлежать парламенту. Исполнительная - правительству. И судебная - суду.
    Суть  этой теории в том, чтобы не допустить  сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц  и тем самым предотвратить  возможность ее использования одними классами или группами людей во вред другим.
    Кроме, так сказать, отраслевого разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, существует разделение власти между верховными, региональными  и местными государственными органами. При этом "отказ" верховной  власти от осуществления своих функций  и передача их вниз - государственным  органам регионального и местного уровней отнюдь не означает ослабления центральной власти. Власть и здесь  остается единой и неделимой, и речь идет лишь о ее сбалансированном распределении  и недопущении сверх концентрации, исключающей компетентное управление вследствие принципиальной невозможности  обладать столь же полной информацией, какой обладают на местах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.