На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад История формирования рынка ценных бумаг в России

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


История формирования рынка  ценных бумаг в  России 

 
  
В истории  развития рынка ценных бумаг в  России можно выделить несколько  этапов. Попробуем проследить, каковы эти периоды. 
 Дореволюционный период. Вспомним, что в 18-19 веках и в начале 20 века в России активно использовались облигации, казначейские обязательства и деловые расписки. А в начале 18 века была учреждена первая биржа в городе Санкт-Петербурге. В ходу были ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог).  
Следующий период можно обозначить как Советский  период. Именно в годы НЭПа существовало большое разнообразие ценных бумаг. Активно велась работа на биржах. Стоит  отметить, что в период правления  И.В. Сталина в стране добровольно-принудительно  размещались облигации государственного сберегательного займа. Иногда, такие  облигации выдавались вместо заработной платы. Сохранившиеся облигации  были погашены через примерно 40 лет. В начале 90-х отмечается такое  явление как возрождение рынка  ценных бумаг и появление акций  трудовых коллективов. Впервые в  России разрабатывается нормативно-правовая база фондового рынка.
Современный этап можно обозначить с 1997 года. Как  известно, в эти годы существовала политическая нестабильность в России, бюджетный кризис, проблемы в области  сборов налогов. В результате вышеперечисленных  факторов имело место падение  курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, да и  вообще, существовала угроза экономической  катастрофы. Созданная правовая система  по регулированию фондового рынка  не действует в полной мере из-за неготовности к реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих  активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-ноябре 1997г. базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных  участников также была значительна. 
После августовского кризиса 1998г., несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3-5 раз по сравнению с июнем 1998г. и в 10-15 раз по сравнению с октябрем 1997г. Главенствующими задачами нового этапа развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов. 

mzb.ru/rubric11/entry263/ 

Рынок ценных бумаг в России начал свое формирование в первой половине 1991 г. после принятия известного Постановления Совета министров РСФСР ? 601 от 25 декабря 1990 г. “Об утверждении Положения об акционерных обществах”. Для этого — первого — этапа были характерны такие процессы, как появление первых открытых АО, появление государственных облигаций на биржевых торгах, создание сотен бирж, начало функционирования первых инвестиционных компаний и др. К концу этого этапа в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка ценных бумаг. Постановление Совета министров РСФСР ? 78 от 28 декабря 1991 г. “Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР” на 5 последующих лет стало основным документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий).
Основными формальными вехами его второго  этапа развития РЦБ стали система  приватизационного законодательства 1992—1994 гг. и создание   и развитие организованного рынка государственных ценных бумаг в 1993-1995 гг.
Наибольшее  влияние на развитие рынка в 1992—1994 гг оказал Указ Президента РФ ? 721 от 1 июля 1992 г. “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества”. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала в свою очередь решающей для развития инфраструктуры рынка ценных бумаг.
По имеющимся  оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Так, расширение рынка государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие   на курс рубля к доллару и на темпы инфляции.
Увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов, хотя и крайне низкой степени  надежности, ориентированных на работу с населением. Также в 1994 г. впервые началось использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей. 1994 год ознаменовался также осуществлением первых крупных вложений иностранных инвесторов в акции российских приватизированных предприятий.
Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и, во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов, формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы в том числе в ценные бумаги, а также притока на рынок средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках ).
С окончанием реализации модели массовой приватизации (1992— 1994 гг.) в России завершается в значительной мере количественный этап институциональных преобразований.
forekc.ru/946/index_109.htm 
 

История Российского рынка  ценных бумаг  
Рынок ценных бумаг в России существовал с  того момента, как натуральное хозяйство  уступило место товарно-денежным отношениям. Продажа товаров в кредит и  рассрочку породила такое проявление ценных бумаг, как долговая расписка, позже называемая вексель. Векселя  уже образовывали некий низкоуровневый рынок ценных бумаг и могли  покупаться и продаваться.  
  Официальное формирование рынка ценных бумаг в России началось по указам Петра1. Развитие которое затем продолжалось в зависимости от исторических событий. Наиболее яркий этап его развития в дореволюционный период связан с реформами Столыпина-Витте в конце ХIХ - начале ХХ в.  
  С развитием капитализма в России возникла необходимость в привлечении капитала на развитие промышленности, так как одних кредитов было недостаточно, да и не всегда они были выгодны для промышленников, поэтому возникла идея перенять такое проявление рынка ценных бумаг, давно существовавшее на Западе в развитых капиталистических странах, как акционирование, т.е. долевую собственность, это стало одним из возможных источников финансирования промышленных и иных проектов которые не смог бы финансировать Центральный Банк России и правительство.  
  К началу первой мировой войны Россия занимала пятое место в мире по объему биржевого оборота. Так, к концу 1912 г. в различных государствах мира находились в обращении ценные бумаги на общую сумму 850 млрд. французских франков.  
  Первое место занимала Англия с оборотом 150 млрд.фр.фр.  
  На долю США приходилось 140 млрд.фр.фр.,  
  Франции-115,  
  Германии-110,  
  России-35,  
  Австро-Венгрии-26,  
  Италии-18,  
  Японии-16 млрд.фр.фр.  
   За период с 1 января 1893г., когда общая сумма эмитированных, гарантированных государством обязательств оценивалась в 2,272 млрд.руб., до 1 января 1912г., когда она достигла 5,782 млрд.руб., обороты ценных бумаг увеличились на 154%. Эти данные не учитывают облигации, выпущенные банками и торговопромышленными предприятиями, которые не имели правительственной гарантии. Российские коммерческие банки активно использовали бессрочное кредитование акционерных обществ под обеспечение ценными бумагами. Для этого банки открывали так называемые онкольные счета, которыми могли пользоваться предприятия в зависимости от суммы капитализации заложенных в банке бумаг. За неполные 15 лет ХХ века (с 1901 по 1913 г.) сумма оостатков увеличилась в 4 раза (с 206,3 до 849 млн.руб.).  
  Доля негарантированных ценных бумаг неуклонно увеличивалась, вытесняя гарантированные.  
  Увеличение оборотов с ценными бумагами происходило в первую очередь за счет покупки ценных бумаг населением. Биржи были во многих городах России. Крупные промышленные предприятия распространяли свои акции среди населения городов, в которых они находились, и котировали эти акции на крупных рынках. 

ФАЦ "MaBiCo"
mabico.ru/infocenter/startinvestor/russechis/ 

Развитие  российского рынка  ценных бумаг
02.12
 
Российский  рынок ценных бумаг относительно молод, период его жизни составляет около двадцати лет. Если рынок ценных бумаг зарубежных стран развивается уже несколько сотен лет, то за двадцать лет российский рынок ценных бумаг смог сделать лишь несколько первых шагов.  
 
Первоначально развитие рынка ценных бумагбыло связано с необходимостью удовлетворить запросы государства, которое размещало различные виды ценных бумаг на торговых площадках. В начале девяностых годов наблюдался резкий рост количества торговых площадок, где можно было приобрести как различные товары, так и ценные бумаги российских компаний.  
 
Выход в обращение ваучера, с помощью которого россияне должны были получить часть собственности государства, дал первый толчок для развития рынка ценных бумаг в нашей стране, к сожалению, финансовая неграмотность населения привела к тому, что большинство россиян не смогли грамотно распорядиться своим приватизационным чеком.  
 
Следующим этапом развития российского рынка ценных бумаг является крах многочисленных финансовых пирамид, которые активно строились в начале девяностых годов. Разорение многочисленных банков и чековых инвестиционных фондов привело к тому, что многие россияне утратили доверие к ценным бумагам, что привело к падению стоимости акций многих предприятий.  
 
Финансовый кризис, который наступил в 1998 году, можно назвать одной из самых черных страниц в истории развития российского рынка ценных бумаг. Вмешательство государства в рыночные торги привело к тому, что многие инвесторы понесли значительные потери и вновь утратили доверие к ценным бумагам, которые выпускались российскими эмитентами.  
 
Несмотря на множество проблем, российский рынок ценных бумаг за последние десять лет завоевал доверие инвесторов, большинство крупных российских компаний вышли как на отечественный, так и на зарубежный рынок ценных бумаг. Иностранные инвесторы проявляют все больший интерес к российскому фондовому рынку, несмотря на целый ряд проблем, с которыми сталкиваются инвесторы.  
 
В настоящее время принимаются меры по улучшению законодательства в отношении российского рынка ценных бумаг, которые позволят гарантировать инвесторам большую безопасность при сделках с ценными бумагами. Одним из основных негативных отличительных признаков российского рынка ценных бумаг является активное вмешательство государства, которое может приводить к резкому изменению курса акций.  
 
Несмотря на обилие проблем, развитие российского рынка ценных бумаг идет высокими темпами, все больше российских компаний выпускают ценные бумаги, а инвесторы активно участвую в торгах. Паевые инвестиционные фонды, которые работают на российском рынке, также стимулируют развитие рынка ценных бумаг.
 
invest-profit.ru/akcii-i-obligacii/fondovyjj-rynok/1005-razvitie-rossijskogo-rynka-cennyx-bumag.html 

История развития рынка ценных бумаг в России 

       Говорят , что новое - это хорошо забытое  старое.  Поэтому следует вспомнить , что акции , акционерные компании  и  банки  , финансовые рынки и фондовые биржи для России и Петербурга дело неновое. Обращение к истории развития финансового рынка  необходимо еще и потому , что путь этот не был гладким. И сегодня  мы  можем извлечь из него ряд уроков , которые , возможно  ,  помогут  избежать ошибок при переходе к нормальной экономике [23].
       Известно , что первая  акционерная  компания  возникла  в России (в Петербурге) в  1782  году.  Это  была  Акционерная  для строения кораблей компания. До 1836 года в России  было  учреждено 58 компаний , среди которых первыми были крупные железнодорожные, пароходные , страховые .
       Деятельность  этих компаний не всегда была успешной  ,  но имеются и уникальные случаи. Например , Первое страховое от  огня общество , возникшее в 1827 году просуществовало до 1917  года  - до национализации государством всех предприятий. В первые 20  лет деятельности этого общества акционерам  выплачивался  дивиденд  , достигавший 45% , несмотря на значительные накопления .
       Успешная  деятельность этого общества , а  также снижение с 1 января 1830 года в  государственных кредитных  учреждениях  процентной ставки с 5% до 4% , сильно повлияла на активность  акционерного учредительства. Вот что  писал  по  этому  поводу  журнал "Современник" в 1847 году : "Стремление к  акционерным  компаниям вскоре усилилось до такой степени , что лишь  только  замышлялось какое-нибудь предприятие , акции его были с жадностью разбираемы".
       Все это стало причиной значительного  роста цен на  ценные бумаги , развития рыночной торговли ими. Не имея опыта , вкладчики покупали акции без разбора  ,  не  задумываясь  о  видах  деятельности компаний и их доходности. Это , а также несколько крупных банкротств привели к тому , что в 1836 году в  России  разразился первый в истории рынка капиталов биржевой крах.  Доверие  к акциям сменилось полным к ним отвращением .
       Однако  все это послужило толчком  к более активной разработке государственных  актов  ,  призванных  регулировать  порядок создания акционерных компаний , выпуск и торговлю ценными бумагами, деятельность фондовых бирж. И  надо  отметить ,  что  Россия приступила к решению этих задач одной из первых в мире.  В  Пруссии это было сделано в 1843 году , в Англии - в 1844 ,  во  Франции - в 1856 году. В США подобные законы были приняты только после 1933 года .
       Принятие  Положения о компаниях на акциях , подписанного 6 декабря 1836 года , преследовало цель , как  говорилось  в  указе Николая I Сенату , "...всем вообще ветвям промышленности... доставить , с одной стороны , сколь можно более свободы в ее  движении и развитии , а с другой стороны - оградить ее по  возможности от последствий легкомыслия и необдуманной предприимчивости ".
       Только  с 1857 года возобновился активный процесс  создания акционерных компаний. До 1914 года в  России  было  несколько периодов спада и подъема акционерного учредительства. Но  в  целом происходил рост акционерного капитала. К 1914  году  по  величине общего оборота ценных бумаг в Фондовом отделе Петербургская  биржа вышла на пятое место в мире - вслед за фондовыми биржами  Лондона , Парижа , Нью-Йорка и Рима .
       Эти и другие данные свидетельствуют  о том , что в  нашем Отечестве имелись хорошие традиции. И нам  необходимо  их  вспомнить восстановить и развивать .
       В настоящее время происходит мучительный  процесс  создания структуры фондового рынка , который отвечал бы  международным стандартам. Рынок ценных бумаг начал  складываться  после  выхода постановления Совета Министров СССР 1195 от 15 октября 1988  года "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг" , в  котором были определены процедуры , связанные с изготовлением ,  реализацией и приобретением акций работникам предприятий.  С  достаточной четкостью постановка бухгалтерского учета была  определена в указаниях Министерства финансов СССР от 31 июля  1991  года  "О  бухгалтерском учете ценных бумаг" .
       Формирование  рынка ценных бумаг в России  в  значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников. Важное место в этом  процессе  отводится  также становлению единого  экономического  пространства  между  бывшими союзными республиками , в том числе странами СНГ .
       Приватизация  означает преобразование государственной  собственности в собственность  граждан или юридических лиц.  В  нашей стране основным документом ,  определяющим  практические  вопросы приватизации является Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской  Федерации (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993г. N 2284 ).
       В самом начале проведения приватизации в стране не было устойчивой нормативной  базы для проведения сделок с ценными  бумагами , поэтому стало возможным  возникновение финансовых пирамид , а затем и крах таких финансовых компаний как МММ , Русский Дом  Селенга и других , в результате которых были обмануты миллионы вкладчиков и подорвано доверие к фондовому  рынку со стороны населения . Как  мы уже видели , такая ситуация уже  складывалась на рынке ценных бумаг  еще в середине XXIвека . Тогда прошло немало времени для того , чтобы вкладчики вновь поверили в ценные бумаги , поэтому можно ожидать , что пока в нашей стране не сформируется стабильная нормативная база на рынке ценных бумаг , бурного развития фондового рынка не произойдет , а без этого невозможно привлечение инвестиций для развития производства и следовательно невозможна стабилизация экономики страны [23].
       С принятием  Положения о Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку , Федерального закона от 22.04.96г. N 39  “О рынке ценных бумаг” и введением с 1.01.95 года запрета на работу без лицензии на рынке ценных бумаг формирующийся фондовый рынок должен приобрести более цивилизованные черты  , что позволит инвесторам избежать финансовых потерь от поведения недобросовестных эмитентов  , и в конечном итоге стабилизировать экономическую ситуацию в стране .
       Сформирована  и уже успешно функционирует  инфраструктура фондового рынка , как  в целом по России , так и в  Кировской области [15].
       Сегодня в нашем регионе действуют 765 акционерных  обществ  ,  4 инвестиционных фонда , 3 специализированных регистратора ,  5 инвестиционных компаний , 11 банков , 12 финансовых консультантов и финансовых брокеров. 384 специалиста имеют  квалификационные аттестаты.
       Однако  большинство данных профессиональных участников фондового рынка были созданы в период  начальной  приватизации государственных предприятий и их деятельность на рынке  ценных  бумаг  в период с 1992 по 1996 годы сводилась в основном  к  купле-продаже ЦБ, то есть фактически просто к перераспределению  собственности.
       Поэтому для решения таких острых проблем , существующих в настоящее время  в России , как :  нехватка  инвестиционных  ресурсов  и оборотных средств в промышленности , многомесячная  задолженность бюджетов по заработной  плате  и  пенсиям  ,  резко  возрастающие взаимные неплатежи , неплатежи в бюджет и др. , необходимо в настоящее время разработать стратегические  и  тактические  шаги  по приоритетным направлениям развития рынка ценных бумаг.
       Для решения этой задачи комиссия по ЦБ и  фондовому  рынку  при администрации Кировской области разработала Концепцию  формирования и развития рынка ценных бумаг в Кировской области на период с 1997 по 2000 годы.
       В настоящее время в России остро  встала проблема низкой инвестиционной активности субъектов предпринимательской  деятельности.
       Это произошло по нескольким причинам. Во-первых это связано с общим  неудовлетворительным состоянием российской экономики и с низкими инвестиционными  способностями  частного  сектора.  Во -вторых проблема низкой инвестиционной  активности  усугубляется  острым кризисом неплатежей. В-третьих на состояние  инвестиционной  деятельности большое влияние оказывает завышенная  относительно  инфляции  цена  кредитных ресурсов  ,  делающая  их   недоступными реальному сектору (хотя в 1996 году  произошло  снижение  ставки процента со 180 до 80%).
       Пока  потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать  средства в существенно более доходные и надежные финансовые активы , в том числе - в государственные ценные бумаги. Сохраняющаяся на протяжении длительного времени высокая доходность государственных долговых инструментов привела к значительному разрыву прибыльности инвестирования в реальном и финансовом секторах рынка.  Это  напрямую способствует оттоку капитала их  производства.  В  1996  году конкурентные преимущества рынка госдолга еще  более  усилились  - компенсация недобора налогов в бюджет вызвала необходимость  значительного по сравнению с прошлым годом увеличения масштабов заимствования на внутреннем рынке и роста доходности  государственных ценных бумаг , что еще более обострило проблему дефицита  средств для инвестирования [9].
       Принято рассматривать инвестиционный  рынок  как  совокупность следующих элементов :
       ·     рынок инвестиционных проектов;
       ·     рынок строительных материально-технических ресурсов;
       ·     рынок трудовых ресурсов в строительстве;
       ·     фондовый рынок (рынок ценных бумаг);
       ·     рынок финансово-кредитных инвестиционных ресурсов.
       Значительный  потенциал финансовых ресурсов  для  инвестирования формируется на рынке ценных бумаг и прежде  всего  в  секторе корпоративных ценных бумаг. Масштабы привлечения  инвестиций  через механизм рынка ценных бумаг во многом  определяется  вовлечением в фондовый оборот продаваемых на аукционах и  инвестиционных конкурсах крупных пакетов акций , в том числе  государственных ,участием в фондовых операциях как крупных  институциональных  инвесторов , так и значительных масс населения через систему инвестиционных фондов , инвестиционных и страховых компаний .
       Существенные  положительные сдвиги произошли  в развитии законодательной базы рынка ценных бумаг. Приняты законы от  26  декабря 1996 года N208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 22 апреля  1996 года N39-ФЗ "О рынке  ценных  бумаг"  ,  соответствующие  разделы включены в Гражданский кодекс Российской Федерации ,  а  также  в проект Налогового кодекса ( в части  дивидендов  и  процентов  ).
       Утверждена  Указом  Президента  Российской  Федерации  от  1 июля 1996г. N1008 Концепция развития рынка ценных бумаг  в  Российской Федерации .   
       Вместе  с тем , несмотря на позитивные сдвиги в развитии  рынка ценных бумаг , значительные эмиссии акций промышленных  предприятий по отдельным акционерным обществам , вторичная их  эмиссия  и объемы капитальных вложений , финансируемых за счет нее , пока  в целом недостаточны. Отсутствие интереса к вложению средств в  корпоративные ценные бумаги обусловлено сохраняющейся  до  недавнего времени высокой   стоимостью    государственных    заимствований (ГКО,ОФЗ) при низком уровне доходности и ликвидности акций. В результате , несмотря на значительный рост предложений и  выход  на рынок акций ряда наиболее интересных  российских  предприятий  , приток денежных средств на российский фондовый рынок резко сократился .
Из-за низкого  доверия к корпоративным бумагам  не удалось привлечь и временно свободные  средства населения , к моменту  проведения специализированных денежных аукционов  у  населения  появился альтернативный инструмент для их вложения  -  облигации  государственного сберегательного займа
finanso-blog.blogspot.com/2011/10/blog-post_02.html 

Глава 2. Эволюция российского  рынка ценных бумаг  

2.1. Развитие рынка  ценных бумаг  

Рассматривая  развитие рынка ценных бумаг в  историческом аспекте, можно выделить несколько периодов. Во-первых, дореволюционный (до 1917 г.), затем советский период (с нэпа и последующие годы) и, наконец, современный этап, начавшийся с приватизации государственной  собственности.
Все эти этапы  имеют свою специфику, связанную  с условиями их формирования, есть и некоторые общие черты, которые  позволяют лучше понять и оценить  современные процессы развития фондового  рынка.
Рынок ценных бумаг, функционировавший в Российской империи, играл важную роль в экономической  жизни страны. Он был непосредственно  связан с состоянием промышленности, сельского хозяйства, транспорта и  вообще с политико-экономическим  и финансовым положением России.
Его возникновение  и становление говорило о том, что Россия плавно входила в круг развитых промышленных держав, поднималась  на новый уровень социально-экономического развития, требовавшего аккумуляции  денежных накоплений промышленников, купцов, банков, обычных граждан  и направления этих средств на производительное потребление.
Исторической  точкой отсчета возникновения Российскою фондового рынка можно считать 1769 г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа.
Первоначально потребности государства в необходимых  финансовых ресурсах удовлетворялись  большей частью за счет распространения  крупных государственных займов на иностранных рынках. Собственно на российском рынке государственные  долговые бумаги появились значительно  позже, лишь сорок лет спустя, в 1809 г.
Успешное размещение первых займов положило начало регулярному  использованию этого источника  финансирования государственной казны.
В 30-х годах  на фондовом рынке появляются в обращении  акции и облигации частных  компаний, выпуск и обращение которых  регулировались принятым в 1836 г. Законом о промышленных обществах. Однако их оборот по сравнению с государственными процентными бумагами и аналогичными бумагами на западном фондовом рынке был незначителен, что, в общем-то, соответствовало определенному уровню развития капитализма в России в тот период.
Реформы третей четверти прошлого века создали предпосылки  для появления на фондовом рынке  долговых обязательств местных органов  власти. Их появление диктовалось  острой нехваткой средств для  развития местной культурно-хозяйственной  жизни.
Государственные бумаги выпускались правительством как именные, так и на предъявителя. С 1906 г. владелец предъявительских облигаций  государственных займов получал  возможность заменить их на именные  облигации или так называемые удостоверения именной записи.
Обращение предъявительских ценных бумаг в именные и наоборот производила Государственная комиссия погашения долгов. Для поощрения  развития именных бумаг при превращении  предъявительских в именные все  расходы относились на казенный счет, а при обратном превращении —  на счет владельца бумаги.
Торговля ценными  бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный  банк России. Продажа государственных  облигаций проводилась главным  образом через Государственный  банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с  ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли, конкретных бирж.
Согласно правилам биржевая публика фондового отдела состояла из:
• действительных членов;
• постоянных посетителей;
• гостей.
Кроме того, фондовый отдел посещался представителями  Министерства финансов, как для осуществления  надзора, так и для осуществления  сделок с фондами и валютой  за счет государственного банка и  государственного казначейства.
Несмотря на то, что указанное правило было отменено законом в 1893 г., срочная  торговля на российских биржах так  и не получила широкого распространения.
Высшим органом  управления фондового отдела биржи  являлось общее собрание действительных членов, состав совета утверждался  Министерством финансов, которое  к тому же оставляло за собой право  изменять состав совета по своему усмотрению.
Совет фондового  отдела определял распорядок собраний, издавал правила биржевых сделок, определял маклерскую таксу, разрешал возникающие при сделках споры, принимал решения о допущении  ценных бумаг к котировке.
Международный политический кризис в 1914 г., приведший  к началу первой мировой войны, вызвал небывалую панику на европейских  биржах. В течение нескольких дней после объявления войны прекратили операции с ценными бумагами российские биржи. Операции с ценными бумагами оказались дезорганизованными.
С конца 1914 г. в  Петербурге, а также в Москве и  Киеве начали проходить частные  биржевые собрания для осуществления  сделок с ценными бумагами. Массовый характер они стали принимать  в Петербурге весной и летом 1915 г. в помещениях биржи и некоторых  крупных акционерных банков. В  конце 1916 г. началось некоторое оживление  на фондовом рынке, что явилось неожиданным  для правительства.
Открытие официальной  фондовой биржи оттягивалось Министерством  финансов в ожидании решения принципиальных вопросов правительственной политики в отношении частных эмиссии  и стабилизации конъюнктуры на фондовом рынке. В январе 1917 г, вновь была открыта  Петербургская фондовая биржа. Временным  правительством воспрещались срочные  сделки - объектом сделок могли быть только цепные бумаги, круг участников биржевых собраний ограничивался («гости»  не допускались, иностранные подданные  — только с разрешения Министерства финансов). Нестабильная политическая ситуация привела к тому, что биржа  просуществовала всего месяц.
После революции  рынок ценных бумаг фактически прекратил  свое существование.
Декретом советского правительства уже 23 декабря 1917 г, были запрещены все операции с ценными  бумагами и в начале 1918 г. были аннулированы государственные займы.
С переходом  к нэпу были сняты ограничения  на частную предпринимательскую  деятельность, появились государственные  и смешанные акционерные общества. Государство прибегало к акционированию предприятий для привлечения  частного капитала.
В период нэпа товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 г. Организация  фондовых бирж в СССР была предусмотрена  постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях.
Ценности, находившиеся в обороте, например царские десятки, иностранные ценности и другие, по соображениям экономической политики не были допущены на биржу.
Это обусловило возникновение внебиржевого рынка, на котором к тому же осуществлялись активные спекулятивные операции и  с отечественной валютой.
Фондовые отделы находились в ведении Наркомфина, который устанавливал правила совершения сделок и осуществлял надзор за их деятельностью. Органами управления фондового  отдела являлись общее собрание членов отдела, совет фондового отдела и  ревизионная комиссия.
Членами фондового  отдела бирж и их постоянными посетителями могли быть представителями  Наркомфина, НКВТ и Госбанка, а также кредитные учреждения, кооперативные союзы, крупные частные торговые и промышленные предприятия, которым по закону было предоставлено право производить фондовые биржевые операции.
Несмотря на большое сходство во внешних формах организации фондовых отделов в  России до революции и в период нэпа, их экономическая природа была различна. Они являлись не объектом регулирующего воздействия, а органами регулирования валютно-фондового  рынка, выражением регулирующей воли государства.
В рамках централизованного  управления экономикой распределение  материальных и финансовых ресурсов совершалось преимущественно государственными органами разных уровней. При этом пропорции  в распределении материальных ресурсов предопределяли направления движения денежных средств.
Государство могло  через регулирование оплаты труда  и цен, налоги, свободный доступ к  ссудному фонду Центрального банка, налично-денежную и кредитную эмиссию  привлекать средства для реализации своих программ, поэтому оно не испытывало острой потребности в  налаживании реального рынка  собственных долговых обязательств. И, тем не менее, возрождение рынка  ценных бумаг в период нэпа произошло  за счет расширения государственного кредита и формирования рынка  государственных бумаг.
В первой половине 90-х годов Россия начала переход  к рыночной организации экономики.
Приватизация  промышленности и других объектов государственной  собственности заложили основы к  формированию российского фондового  рынка.
bibliotekar.ru/finance-2/41.htm
Ведение.        
 Формирование  рынка ценных
бумаг в нашей  стране сопровождалось возрождением многих его инструментов,
существовавших  в Российской Империи до 1917 года.             

 Всероссийский  рынок товаров и капиталов,
функционировавший в Российской Империи, играл важную роль в экономической жизни
страны. Он был  непосредственно связан с состоянием промышленности, сельского
хозяйства, транспорта и, конечно, с политико-экономическим  и финансовым
положением России. Его наиболее развитыми организационными структурами были
товарные
биржи, включавшие фондовые и валютные подразделения, густая сеть разнообразных
типов кредитных  учреждений, а также, знаменитые на весь мир ярмарки.             

 Рынок ценных  бумаг аккумулировал денежные  накопления
российских промышленников, купцов, банков, государства, обычных  граждан и
направлял эти  вложения в производственную (строительство  железных дорог,
предприятий в  сфере добывающих и перерабатывающих отраслей, отраслей
машиностроения  и торговли) и непроизводственную (например, финансирование
обороны) сферы.             

 История рынка  ценных бумаг тесно переплетается  с историей
бирж, где совершались  операции с акциями, облигациями  и иностранной валютой, и
развитием   кредитной системы. На биржах
Российской Империи  совершались отнюдь не все операции с ценными бумагами.
Значительный
по объёму внебиржевой  оборот формировался в результате операций с ценными
бумагами, которые  производили различные  
кредитные учреждения страны. Иными словами, часть рынка  ценных бумаг
функционировала за пределами зданий бирж и существовала благодаря деятельности
банков, так как  сам факт рождения каждого коммерческого  банка был связан с его
основополагающей  операцией – эмиссией и размещением  собственных акций на рынке
ценных бумаг. Банковские акции пользовались устойчивым спросом  со стороны
владельцев
свободных капиталов  и быстро находили покупателей.             

 Сейчас, создавая  рыночные модели, мы всё чаще  обращаемся
к западному опыту. Конечно, Запад во многом преуспел. Но ведь и в Государстве
Российском экономическая  мысль и коммерческая практика в  разные периоды,
особенно во второй половине XIX – начале XX веков,
давали много  прогрессивного и полезного.
I.        Эволюция первых ценных бумаг
Российской Империи  – облигаций государственного займа.  

Развитие рынка
ценных бумаг  имеет интересную историю, которая  корнями уходит в глубь XVIII
века.
Это, прежде всего, история облигаций государственных  займов. Появление
облигаций в Российской Империи явилось определённым этапом в развитии
финансовой, денежной и кредитной системе страны и  всей её экономической жизни.
В отличие от многих других стран, в нашем отечестве  долговые обязательства
проделали путь от государственных денежных знаков до процентных   ценных бумаг.  

До отмены
крепостного права  в 1861 году в Российской Империи были слабо развиты рыночные
отношения. В сельском хозяйстве преобладали натуральные  отношения. Продукты,
производимые крепостными  крестьянами, предназначались в  основном для
потребления в  рамках данного помещичьего хозяйства. Лишь оставшаяся их часть
поступала в продажу, формируя предложение на российском товарном рынке.
Промышленность  в виде казённых и малочисленных  частных мануфактур и появившихся
в XVIII веке ремесленных  производств играла ещё меньшую  роль в экономике
страны и формировании всероссийского рынка товаров. Кроме  того, на них
использовался не наёмный труд вольных работников, а труд людей, находящихся в
крепостной зависимости  от помещика. Низкая производительность такого труда
тормозила быстрое  развитие мануфактур. Медленное развитие рынков товаров и
труда сдерживало становление рынка капиталов.  
Государство было
заинтересовано  в сохранении крепостничества. Поэтому, оно сознательно
ограничивало частную  капиталистическую предпринимательскую  деятельность и
переход к многоукладной  экономике, основанной на разнообразных  формах
собственности. В XVIII веке и первой половине XIX   века медленное развитие
сельского хозяйства  и промышленности,
всероссийского  рынка товаров, кредитной системы  являлось главной причиной
дефицита капиталов  у купечества и большинства городских  ремесленников.  

Таким образом, процесс
первоначального накопления капитала развивался в крепостной России очень
медленно. Поэтому, экономика не могла обеспечить доходами бюджет государства. А
так как Россия в то время участвовала в многочисленных войнах, то ей
требовались колоссальные затраты на содержание и вооружение армии. В итоге, всё
это привело к  хроническому дефициту бюджета государства.  

До второй половины XVIII столетия
финансовыми ресурсами  для Российского правительства  служили в основном
реквизиции   или принудительные займы
(так как не  было свободных капиталов) у  монастырей и частных лиц. Российское
правительство Петра I ,
затем Елизаветы  Петровны и отчасти Екатерины II предпринимало  попытки получить
внешние займы. Но они были
безуспешны из-за неустойчивости международной политической жизни XVIII века.
Кроме того, в
правящих кругах и разных сословиях росло понимание  недостатков денежной
системы, основанной исключительно на монетном обращении. Вследствие этого,
одной из форм покрытия дефицита государственного бюджета  стала необходимость
выпуска бумажных денег, переход к которым стал возможным благодаря постепенному
развитию товарно-денежных отношений, кредитных учреждений и  созданию
соответствующей технической базы для их изготовления.  

В соответствии с  манифестом от 29 декабря 1768 года
были выпущены первые в Росси бумажные денежные знаки – ассигнации . Их
выпуску способствовала нехватка средств обращения, обусловленная  оживившимся
торговым оборотом. По этим причинам ассигнации пользовались сначала крупным
успехом. Правительство  Екатерины II стало использовать эмиссию  ассигнаций в
фискальных целях  – для
покрытия экстренных расходов, связанных с войнами, и  вскоре это привело к
развитию инфляционных процессов. 

В 1769 году благодаря  успешным внешнеполитическим
шагам Екатерине II удалось получить первый в истории  России внешний заем. За
ним последовали  новые
займы, в основном пятипроцентные. По ряду причин правительство  Екатерины II не
имело возможности
самостоятельно  выпустить облигации и успешно  их разместить среди иностранных
покупателей ценных бумаг. Поэтому все соглашения о  займах заключались через
посредников –  главным образом через голландских  банкиров, прежде всего
благодаря помощи голландской банкирской фирмы Гопе и Ко. К концу правления
Екатерины II общий
государственный долг составил около 215 млн.руб. ` Государственный  кредит был
организован
в трёх формах: в  виде выпуска бумажных денег (более 166 млн.руб.) ` ; получения
внешних
долгосрочных займов (62 млн. голландских гульденов, или 41,5 млн.руб.) ` ;
заимствования
казначейством кредитных  ресурсов у казённых банков (более 7 млн.руб.) ` .
Появление и развитие   каждой  
из   этих 

_______________________________________ 

` Таранков В.И.  «Ценные бумаги Государства
Российского». Москва-Тольятти. «АвтоВАЗбанк». 1992г.   

 С. 26.
форм стало возможным
благодаря совершенствованию  финансовой, кредитной и денежной систем страны.
Однако из-за хронического дефицита капиталов правительство  не могло
использовать размещение облигаций внутренних займов.  

 Правительство  Павла I вместо возвращения старых  долгов занялось поиском путей
получения новых  кредитов, опять прибегая  
к услугам печатного  станка. В первые годы царствования Александра I эмиссия
ассигнаций
усилилась особенно заметно, а с ней усилился и  инфляционный процесс, который
обесценивал денежные накопления имущих слоёв. Это делало невыгодным
предоставление  кредитов, что вызвало свёртывание  кредитных отношений. 

Таким образом, инфляционное денежное обращение
сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли и кредита.  

В этих условиях правительство  решило принять
определённые шаги с целью стабилизации денежного  обращения. Поэтому, в 1809
году известным  государственным деятелем М.М.Сперанским при содействии
профессора Н.С.Мордвинова был подготовлен специальный  «План финансов». По этому
плану предполагалось целесообразным выпустить долговые процентные обязательства
– облигации долгосрочного  государственного займа и продать  их
всем желающим за ассигнации. Манифестом от 2 февраля 1810 года все выпущенные
ранее в обращение  ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем
богатством Российской Империи. Манифестом от 27 мая 1810 года было объявлено о
выпуске внутреннего  облигационного займа на 100 млн. ассигнационных рублей для
постепенного погашения  долга правительства по ассигнациям. Облигации выпускались
достоинством от 1000 ассигнационных рублей и выше, сроком на 7 лет. Номинальный
доход по займу  был определён в размере 6% годовых.  

Однако этот первый в истории внутреннего
государственного  кредита Российского государства  облигационный займ был
реализован всего  лишь на 3,2 млн.рублей. Причиной этому  опять же был дефицит
свободных денежных капиталов долгосрочного характера  и недоверие имущих слоёв
населения к облигациям. Поэтому, в это время получил  развитие особый вид
государственного  кредита, который заключался в постоянных заимствованиях
правительством  из казённых банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве
вкладов от частных  лиц и учреждений.  

В 1812-1815 г.г. возросли расходы Российского
государства, связанные  с Отечественной войной. В 1812 году, наряду с эмиссией
бумажных денег, Российское правительство разрешило  Министерству финансов
выпускать «краткосрочные»  облигации Государственного казначейства на
сумму 6-10 млн.рублей. ` Они
подлежали погашению  ассигнациями по истечении 1-го года и  приносили 6% годового
дохода. Но так  как заём опять имел принудительные черты, он не стал популярным.
В 1815 году правительство  приступило к упорядочению
внешнего (голландского) долга. Весь этот долг был отсрочен. Затем Императорское
Российское правительство  начало общее преобразование в соответствии с новым
«Планом финансов» (1818г.). Его цель была – добиться консолидации текущего
долга Государственного казначейства по выпущенным ассигнациям. Начиная с 1818
года, владельцам свободных капиталов было предоставлено  право отдать в долг
государству деньги, т.е. ассигнации, из расчёта 6% годовых (позднее  – 5%).
Определённый срок погашения данного кредита не устанавливался. Кроме того, была
произведена эмиссия  облигаций долгосрочных займов на номинальную  сумму в
100 млн. ассигнационных  рублей. Но из-за стеснённого состояния  рынка капиталов
эти займы не дали желаемого результата. По-прежнему дефициты покрывались
заимствованиями кредитных ресурсов из казённых банков и выпуском ассигнаций. 

В 1820-1822 г.г. Россия получила два внешних
кредита. В конце 20-ых годов XIX
века Министерство финансов приложило максимум энергии  для усиления сбора
налогов с целью  увеличения доходов бюджета государства. В 1831 году был выпущен
манифест о выпуске  билетов Государственного казначейства . Их номинал
составлял 250 ассигнационных рублей. В обращение они поступали  крупными
партиями (сериями), поэтому стали полуофициально называться «сериями». Билеты
давали право  на получение дохода из расчёта 4,32% годовых. Срок погашения
наступал через 4 года. 

Первоначально предполагалось, что эмиссия билетов
будет являться временным (среднесрочным) ресурсом для покрытия дефицита
бюджета. Но в действительности их выпуски следовали один за другим. Новые
билеты обменивались на билеты с истекшим сроком обращения. И в итоге они
превратились в  государственный кредит долгосрочного  характера.  

В 1839 году Российское Правительство приняло решение
о реформе денежной системы. Она началась с принятия Манифеста 1 июля 1839 года
«Об устройстве денежной системы».   Цель
этой реформы  была – введение   новых   принципов организа-                                  
  

_______________________________________ 

` Таранков В.И.  «Ценные бумаги Государства
Российского». Москва-Тольятти. «АвтоВАЗбанк». 1992г.   

 С. 37. 

ции денежной системы  и
устранения из обращения обесценившихся ассигнаций. Одновременно был опубликован
указ 1 июля 1839 года «Об учреждении Депозитной кассы  серебряной монеты при
Государственном Коммерческом Банке». Депозитная касса  принимала на хранение
вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на
соответствующие суммы. Эти билеты являлись законным средством платежа и
пользовались популярностью  среди населения. Но так как они  выпускались в
обращение в той  же сумме, в какой накапливался в  кассе фонд серебра и золота,
то это не увеличивало  доходов Государственного казначейства. В связи с этим,
манифестом 1 июня 1843 года выпуск депозитных билетов  был прекращён. Они
подлежали обмену на государственные кредитные билеты по курсу 3руб.50коп.
ассигнациями за один рубль новыми кредитными билетами. В итоге, в обращении
остался только один вид бумажных денежных знаков –  государственные кредитные
билеты.  

Денежная реформа  явилась
импульсом быстрого развития товарно-денежных отношений  в стране. Казённая
банковская система  получила возможность увеличивать  свои ресурсы с помощью
эмиссии кредитных  билетов, лишь частично обеспеченных металлом. Она была
обязана предоставлять  этими денежными знаками долгосрочные ссуды правительству
и помещикам под  залог недвижимости.  

Если до 40-ых годов XIX века займы использовались
в основном для  финансирования военных расходов, то, начиная с 1842 года,
началось их применение и в производительных целях. В  этот год Российское
правительство приступило к строительству железной дороги между Санкт-Петербургом
и Москвой. Ресурсами  для финансирования этого строительства  стали средства
казначейства и  пять внешних кредитов. Эти расходы  усилили дефицит бюджета
государства. За 1844-1851г.г. он превысил 360 млн.рублей. ` Продолжавшаяся
огромная эмиссия  кредитных
билетов вызвала  падение их курса. В России начался  длительный период
инфляционного бумажно-денежного  обращения. 

К концу царствования
Николая I (к
01.01.1855г.) государственный  долг Российской Империи складывался  из внешних и
внутренних облигационных  займов в сумме 330 млн.рублей ` и заимствований
кредитных ресурсов из
казённых банков в объёме 437 млн.рублей, выпущенных билетов  Государственного
казначейства на сумму        

_______________________________________ 

` Таранков В.И.  «Ценные бумаги Государства
Российского». Москва-Тольятти. «АвтоВАЗбанк». 1992г.   

 С. 51,53. 

75 млн.рублей. Величина
процентного долга  достигла 842 млн.рублей. Это в 4 раза превышало его величину
к концу царствования Александра I .
Беспроцентный государственный  долг по выпущенным кредитным билетам  составил 356
млн.рублей. Весь итог долга к 1 января 1855 года составил 1198 млн.рублей
серебром. `            
 Таким
образом, почти  за столетний период (с 60-ых годов XVIII века до середины 50-ых
годов XIX века) государственный
кредит проделал значительную эволюцию. За этот период задолженность государства
росла высокими темпами, но Российское правительство принимало  меры по
совершенствованию организации государственного кредита. Постепенно государство
стало использовать более сложные, чем принудительные, добровольные формы
кредита. Это были внешние и внутренние займы в  виде размещения процентных
долговых ценных бумаг.             

 Государство  убедилось, что возможности получения
принудительных  беспроцентных кредитов небезграничны  и чреваты для престижа
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.