На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Лидерство и руководство в малых группах

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Лидерство и руководство  малых группах.
 Успех деятельности  любой организации напрямую связан  с характером руководства, отношениями,  которые складываются между руководителями  и подчиненными. По мнению западных  менеджеров насколько невозможно  нормально управлять производством  без знания экономики и права,  настолько невозможно руководить  людьми без знания социальной  психологии и психологии управления.
Одной из ключевых проблем  в психологии управления является проблема лидерства и руководства. Понятия "лидер" и "руководитель" имеют  в содержании много общего. Тот  и другой организуют, побуждают группу к решению стоящих перед нею  задач, определяют выбор способов и  средств их решения. Вместе с тем, эти понятия далеко не тождественны. Отсутствие знаний, в чем состоит  различие между лидерством и руководством мешает руководителю на практике правильно  построить свое управленческое поведение.
В общих чертах лидерство  отражает отношения доминирования  и подчинения, складывающиеся в группе в процессе межличностных контактов, тогда как руководство относится  к организации всей деятельности группы в целом. При подробном  сравнительном анализе обнаруживаются следующие различия:
    лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель - официальных отношений группы, как организации;
    лидерство возникает в условиях микросреды, т.е. небольшой контактной группы, руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
    лидерство возникает стихийно, а руководитель либо назначается, либо избирается, но в любом случае этот процесс находится под контролем организации, как социальной структуры;
    лидерство отличается от руководства меньшей стабильностью, т.к. зависит от настроения группы, характера ситуации и не подкреплено в отличие от руководства системой правовых санкций;
    процесс решения руководителя определяется не только внутригрупповыми, но и внешними обстоятельствами (например, связями с другими организациями и т.д.), тогда как лидер решает только проблемы, возникающие в группе;
    лидер действует внутри группы, а руководитель связывает группу с другими социальными системами.
Считается, что в  идеальной ситуации официальный  руководитель признается членами группы и как лидер. В этом случае его  формальные права дополняются возможностью неформального воздействия на группу. В тех случаях, когда руководитель и лидер не совпадают в одном  лице, могут возникать неудовлетворенность  работой, увеличение конфликтности.
Руководство в самом  широком смысле понимается как деятельность по определению основных целей каких-либо социальных систем, а также путей  их достижения, стратегии развития. В организации, на предприятии руководство  выражается в деятельности направленной на обеспечение целенаправленного  упорядоченного функционирования людей  в группах. Процесс руководства  состоит из совокупности взаимодействий руководителя с подчиненными, где  руководитель осуществляет постановку целей, контроль и корректировку  деятельности по ее достижению, а подчиненные  обеспечивают исполнение самой деятельности.  

Основную содержательную сторону руководства можно представить  через совокупность функций руководителя. За многолетний период исследований, как в теоретическом, так и  прикладном аспектах, было предложено множество различных классификаций  этих функций. Дифференцирование их имеет условный характер, т.к. на практике все функции неразрывно связаны  друг с другом и взаимно переплетены.
Термин группа употребляется  в данном случае как сокращение от термина "малая группа". Под  малой группой понимается совокупность людей, которые обязательно контактируют, взаимодействуют между собой  и оказывают друг на друга при  этом определенное влияние (а не просто вместе соприсутствуют). Примером малых  групп могут служить первичные  производственные коллективы, управленческие команды и т.д.
Специалистами по управлению при классификации предложены такие  критерии как стадии, этапы управленческого  цикла. В качестве примера такой  классификации можно привести следующий  перечень функций: организация управляющей  системы, выбор целей, прогнозирование, планирование, информация, решение, организация  и массовая деятельность, контроль, оценка эффективности управления.
В рамках социальной психологии при дифференцировании  функций руководителя берут не только управленческий цикл, а рассматривают  всю структуру деятельности руководителя. Иллюстрацией такого подхода может  служить следующая совокупность функций: административная (предписание  работы, координация индивидуальных действий и надзор за исполнением), стратегическая (определение целей  и выбор методов их достижения, планирование и прогнозирование), экспортно-консультативная, коммуникативно-регулирующая, функция  представительства группы во внешней  среде, дисциплинарная, воспитательная и терапевтическая/  

Есть и ряд других классификаций в той или иной степени отличающихся друг от друга. Среди них наиболее интересной с  точки зрения руководства малыми группами представляется подход к руководству  людьми через организационную деятельность.  

Самой существенной в организационной деятельности считается функция интеграции членов малой группы. В ее содержание входят ознакомление сотрудников с общей  задачей, определение средств и  условий достижения цели, планирования, координации совместного труда, учета контроля и т.д. Следующей  является функция коммуникации, т.е. установление горизонтальных коммуникаций внутри группы и внешних вертикальных коммуникаций - с вышестоящими организациями. Выделяются функции обучения и воспитания.  

Эмпирические исследования, анализ функций руководителей производственных коллективов показал, что сами руководители склонны разделять свои функции  в основном на две группы: производственные и социально—психологические.  

Основным компонентом  деятельности руководителя является подготовка и принятие управленческих решений. От степени обоснованности этих решений  зависит успех деятельности всей группы в целом.  

Общую схему этого  процесса можно очертить следующим  образом. Началом служит обнаружение, выявление, осознание самой проблемы. Этот процесс сопровождается сбором необходимой информации, ее соответствующей  подготовкой и анализом. Результатом  является четкое формулирование возникшей  задачи. Как правило, существует не единственная возможность решения  этой задачи. Поэтому необходим анализ условий, вариантов, соотнесение их с критериями эффективности решения. Завершается этот процесс окончательным  выбором такого варианта, который  наиболее соответствует решению  проблемы в ракурсе общих целей  организации.  

Инструментом осуществления  процесса руководства является власть, как формальная, которой руководитель наделен изначально, так и неформальная, которую он завоевывает сам, за счет своих личных качеств, знаний, умений, навыков.  

Власть выражается в возможности одного человека (или  многих) влиять на поведение другого  человека (или многих людей).  

На основании способов воздействия влияние на подчиненных  принято выделять методы руководства - административные, экономические  и социально-психологические.  

Административные  методы заключаются в использовании  руководителем для воздействия  на подчиненных (т.е. осуществления  власти) своих правовых полномочий. Способ воздействия - правовые санкции.  

Экономические методы - это фактически вариации материального стимулирования подчиненных. Способ воздействия - денежное или эквивалентное ему вознаграждение.  

Социально-психологические  методы включают в себя приемы воздействия  на личность с помощью групповых  норм, ценностных ориентации, личного  авторитета и т.д. Способы воздействия - убеждения.  

Социально-психологические  методы руководства могут быть использованы лишь в том случае, когда руководитель признан сотрудниками и лидером  их группы. Лидер направляет действия людей на основе, исключительно, личного влияния авторитета, использует свои возможности внушения, убеждения. Лидерство в организации - это эффективное влияние людей, не обличенных необходимой административной властью, на других членов группы, что заставляет последних действовать определенным образом, Иными словами лидерство в организации представляет собой неформальное руководство.  

Поскольку лидерство  содержит дополнительные возможности  в повышении эффективности управления организацией, то актуальной является практическая задача отбора лиц для  руководства с качествами лидера или обучения лидерскому поведению.  

Сначала шли поиски специфических черт личности присущих лидеру, которые получили свое воплощение в "теории черт'' (или "харизматической  теории )* Было сделано предположение, что, некоторые люди "рождаются лидерами и что научить человека быть лидером нельзя". Проводились многочисленные эмпирические исследования по выявлению универсальных черт личности лидера. Анализировались интеллект, воля, уверенность в себе, потребность в доминировании, общительность, способность к адаптации, дружелюбие, красноречие и т.д. Было составлено множество списков таких черт для отборочных тестов. Обнаружилось широкое разнообразие 'черт лидера'' и практически несовпадение их в наборах предлагаемых различными исследователями. Наиболее часто встречались такие черты, как интеллект, инициатива, уверенность в себе.  

В конечном итоге  поиски ''черт лидера'' зашли в тупик, т.к. на практике вполне эффективные  лидеры часто не обнаруживали необходимых  по тесту черт, а те, кто обладали ими, не всегда могли успешно справиться с функциями лидера.  

Следующим шагом  по выявлению причин возникновения  лидерства было создание "ситуационной теории лидерства", В соответствии с нею в различных конкретных ситуациях в жизни группы лидером  становился тот член группы, поведение  и черты личности которого наиболее соответствовали сложившейся в  данный момент ситуации. Подчеркивалось, что для эффективного лидерства  в одних условиях лидеру необходимо обладать одними чертами личности, в других - иногда прямо противоположными. В результате лидерство целиком  оказывалось функцией ситуации, а  личная активность человека фактически сбрасывалась со счетов.  

В "синтетической  теории лидерства" был сделан шаг  к компромиссному решению проблемы. Согласно этой теории воедино должны быть связаны три переменных - лидер, ситуация и группа, где лидер воздействует на группу и группа воздействует на лидера; лидер воздействует на ситуацию и ситуация воздействует на лидера; группа воздействует на ситуацию и  ситуация воздействует на группу.  

Лидерство, таким  образом, образуется как результат  взаимодействия этих переменных (иногда добавляются и другие переменные, например, длительность существования  группы и т.д.).  

Синтетическая теория лидерства в связи с комплексностью, системностью подхода к изучению лидерства оказалась наиболее устойчивой. Последующие исследования лидерства  в той или иной степени основываются на этой теории. Так, при отборе и  обучении менеджеров часто в качестве важнейшего критерия рассматривается  соответствие их ситуации, т.е. комплексу  условий в которых они будут  работать (например, степень структурности  задач и т.д.), разрабатываются  са ми ситуационные комбинации.  

Лидер для "завоевания власти'' в группе использует такие  же формы влияния (кроме правовых полномочий) как и руководитель:
власть, основанная на принуждении - это страх ведомого перед любыми лишениями, неприятностями, которые может доставить лидер  в случае неподчинения. (Например, бойкот, унижение и т.д.);
власть, основанная на вознаграждении (это положительное  подкрепление необходимого поведения  ведомого лидером, например, похвала);
власть, основанная на традиции (это использование привычки людей подчиняться социальным нормам поведения вообще и в данной группе; такое подчинение дает чувство защищенности, принадлежности к группе);
власть примера (это  привлекательность, сила личных качеств, способностей лидера, которые создают  у ведомого желание быть похожим  на него, через подчинение лидеру добиться благосклонности, уважения);
власть эксперта (это вера в ценность знаний лидера, его компетенцию);
власть убеждения (это эффективная передача своей  точки зрения лидера ведомому);
власть через участие (это привлечение ведомых к  участию в управлении, т.е. формирование целей и задач деятельности, которую  они потом будут выполнять).  

Использование каждой из перечисленных форм влияния должно, естественно соответствовать конкретной ситуации, составу группы, социальным параметрам самого лидера и т.д.  

В целом неформальным лидерам свойственно:
быстрее, чем остальным  членам группы осознавать складывающиеся внутригрупповые нормы поведения, способствовать их закреплению в  жизнедеятельности группы;
эффективное общение; они легко вступают в контакт с другими людьми, используют наиболее успешные формы общения, чтобы повлиять на поведение членов группы;
стремление к руководству, потребность направлять действия других людей;
чувство удовлетворения, которое возникает при успешном выполнении роли неформального руководителя.  

Неформальное лидерство  возникает, как продукт неформальной жизнедеятельности группы в организации, которая заключается в следующем.  

Чтобы достичь целей, которые стоят перед организацией, члены группы вступают в деловые  взаимодействия в соответствии со своими формальными функциями и обязанностями. Совместная деятельность обязательно  сопровождается в деловом и межличностном  общении. В процессе общения члены группы воспринимают друг друга и обязательно оценивают "судят'' все, что доступно: внешность, личностные характеристики, манеру общаться, двигаться, одеваться; общий стиль поведения, общую эрудированность, профессионализм, прошлые заслуги, победы, провалы и т.д. В результате такого межличностного оценивания создается своеобразный ''образ" у каждого члена группы о каждом члене группы о группе в целом и у группы о каждом члене группы. Эти образы имеют функциональный смысл. Они формируют социальные ожидания (экспектации), прогнозы, т.е. что можно ожидать каждому от каждого члена группы или от группы в целом, если, например, потребуется помощь, случится проступок, нештатная ситуация и т.д.  

В зависимости от содержания прогноза (например: этот член группы - умен, грамотен, поможет, защитит; а этот глуп, хитер, безграмотен, 'подставит  подножку', осудит) и меры общей привлекательности  формируется эмоциональная окраска  образа, возникают симпатии, антипатии, образуются неформальные отношения, эти  отношения закрепляются в статусно-ролевой структуре группы. Определяются "болельщики за общее дело", "решатели чужих проблем", добровольные 'посредники между руководителем и другими членами группы, ''шуты' , "изгои'' и т.д.  

Тот член группы, которого больше остальных уважают за деловую  профессиональную компетентность, получает от группы негласное (конвенциальное) право, привилегию одобрять, критиковать, влиять на формирование и принятие решения в деловых ситуациях, экспертную власть приобретает статус функционального делового лидера. Он не только претендует, но и реально  участвует в управлении группой  и может не только "copyководить", но и конкурировать с официальным руководителем или полностью подменить его.  

Тот, кто умеет  найти подход к начальству и становится перед ним защитником интересов  каждого члена группы, проявляет  задушевность, доверительность и  т.д. получает право на ''поддерживание  справедливости", регулирование  конфликтов межличностного характера, организацию санкций социального  контроля (например, бойкота, презрения  или открытого публичного осуждения  члена группы за поведение, которое  в данной группе считается непозволительным) - становится эмоциональным лидером  этой группы. Лидер эмоционального плана редко претендует на место руководителя. Но он - реальная сила по его смещению в случае конфликта.  

Положение функционального  и эмоционального лидера может занимать один и тот же человек. Группа может  отдать свое предпочтение, как лидеру и официальному руководителю.  

Как продукт деловых  и межличностных отношений возникают  внутригрупповые, конвенциальные (договорные) нормы поведения, система ценностных ориентации. И хотя никаких специальных  мероприятий собраний, открытых договоренностей  не происходит, каждый член группы интуитивно понимает, что ему в группе "можно", а что "нельзя" , что с точки зрения группы "хорошо", а что "плохо". Влияние этих норм и ценностей на поведение каждого члена группы весьма существенно. Лидер консолидирует эти нормы и использует как средство собственной власти по отношению к членам группы Под давлением группы, даже вопреки личному желанию ее члены не могут саботировать деятельность или трудиться бесплатно и сверхурочно.  

Содержание норм и ценностей зависит от того, из каких людей состоит группа (их возраст, образовательный ценз, род  занятий), от условий и характера  труда (бригада лесоповальщика, научная лаборатория» обслуживающий персонал кафе и т.д.), личности лидера.  

Нормы и ценности могут иметь положительный и  отрицательный характер. Положительными считаются нормы, поддерживающие цели и задачи организации, одобряющие поведение, направленное на достижение этих целей. Отрицательными - наоборот, мешающие нормальному функционированию организации. Неформальный лидер может использовать отрицательные нормы для утверждения своей власти при конфликте с официальным руководителем.  

Чем больше в группе взаимных симпатий, тем выше сплоченность этой группы, проявляющаяся в единстве мнений и действий. Положение лидера в сплоченной группе более прочно, а влияние на членов группы интенсивнее, чем в группе с разрозненностью  мнений, конфликтами.  

Существенным моментом с точки зрения практики является проблема конкурирования лидера и руководителя и совмещение позиции лидера и  руководителя.  

Руководитель должен претендовать на деловое, официальное  лидерство в группе, на неформальное признание своей компетентности, одобрение, доверие членов группы.  

В том случае, когда  у руководителя недостаточно профессиональных сил, чтобы занять позицию делового лидера, и она принадлежит другому  члену группы, возникает конфликтная  ситуация. Однако конфронтация с деловым  лидером может подорвать авторитет  руководителя в глазах членов группы.  

Наиболее частым поводом для конфликта является замена руководителем "разумного" предложения (решения) лидера на менее "разумное , но свое. При этом руководитель пользуется своим формальным правом, подавляет спонтанную реакцию группы, теряет ее доверие и уважение. Предотвратить возникновение конфликтов подобного плана, можно приемом ''маскировки" руководителем своей точки зрения.  

Обсуждение принимаемых  решений нужно начать с высказывания предложений членами группы, в  том числе и лидера, и завершить  это обсуждение обобщением высказанных  предложений и выбором наилучшего из них, которое делает руководитель.  

Точка зрения руководителя при таком подходе воспринимается как совпадающая с точкой зрения лидера, но из "демократических соображений" высказывается позже.  

Безусловно, что этот прием ввести группу в заблуждение "кто есть кто" не может, но помогает руководителю сохранить уважение группы, если не за компетентность, то за мудрость, гибкость в управлении .  

Несколько иначе  обстоит дело с эмоциональным  лидерством. Руководителю не стоит  абсолютно отстраняться от межличностных  отношений и проблем группы. Однако стремление руководителя стать эмоциональным  лидером часто приводит его к  неоправданному сближению с членами  группы /"близкой дружбе"/, нарушению  субординальной дистанции, фамильярности. Такие отношения затрудняют нормальное управление группой, приводят к межличностным конфликтам. Начинаются попытки "по-свойски", после вчерашнего "задушевного" разговора получить более выгодное задание, "базарить" рабочее время и т.д. Негативное отношение к этому руководителя-приятеля, его "карательные" санкции воспринимаются как проявление несправедливости, и вызывают обиды.  

Вместе с тем, руководителю необходимо принимать участие в  формировании ценностных ориентации группы, норм поведения. Сотрудники должны знать, каковы социально-психологические  ожидания у руководителя по отношению  к ним. Например, считает ли он положительной  взаимопомощь или полагает, что каждый должен знать свое дело и не обременять коллег своими проблемами и что надежда  на помощь порождает безответственность и т.д. В свою очередь руководителю надо быть осведомленным, например, насколько  сотрудники достижение целей организации  считают и своим собственным  делом, а не только средством добывания денег, испытывают гордость за престиж организации и т.д. В случае своего несогласия, несовпадения с точкой зрения группы не те или иные существенные для управления ситуации руководителю желательны, держать "на заметке" и при каждом удобном случае с помощью убеждений, одобрений или порицаний пытаться изменить сложившееся положение дел. При неудаче или "недозревании" навязываемой позиции лучшим выходом из ситуации будет компромисс, т.к. волевое решение, прямая конфронтация с группой дает негативный результат /за редким исключением и в особых случаях/.  

Сложность эмоционального лидерства для руководителя заключается  еще и в ограниченности "живого" контакта с группой, т.к. руководитель, чаще всего имеет свою территорию, кабинет и соответственно, лишен  возможности участвовать, в повседневном общении, тесном взаимодействии, наблюдать  проявление взаимопомощи или наоборот нелицеприятного поведения членов группы, а также и вмешиваться  в них. Поэтому, если руководитель по той или иной причине существенно  ограничен в межличностных контактах  со своей группой, позицию эмоционального лидера занимает обычно другой член группы.  

Выбор тех или  иных способов воздействия осуществляется руководителем на основе анализа  конкретной ситуации. На этот выбор  помимо объективных условий ситуации оказывает влияние и психологические  особенности руководителя. Они определяют комплекс систематически используемых руководителями методов принятия решений, воздействия на подчиненных, общения  с ними, т.е. стиль руководства  

Пытаясь объяснить, почему руководители выбирают различные  стили поведения Мак Грегор, известный исследователь лидерства, предложил считать, что руководители исходят из двух предположений. Первые из того, что люди изначально не любят работать, стараясь избегать ответственности, поступаются честолюбием, предпочитают, чтобы ими руководили и защищали. В этом случае к подчиненным следует относиться как к детям - принуждать трудиться, используя контроль и угрозу наказания. Другие считают, что труд в благоприятных условиях для людей естественный процесс и, когда они приобщены к организационным целям, которые воспринимают как вознаграждение, то стремятся к ответственности, актуализируют творческие возможности. Руководитель же, стараясь дать максимальные возможности для самореализации сотрудников, играет направляющую, связующую роль, следит за соответствием своей производственной группы целям организации в целом.  

В первом случае, руководители избирают жесткий стиль взаимодействия, получивший название авторитарного  или автократического. Суть его можно описать следующим образом.  

Руководитель, будучи энергичным, волевым человеком, чаще всего хорошо профессионально подготовленным, отдает распоряжения подчиненным уверенно, непререкаемым тоном, иногда опускаясь  до резкостей и грубости. Он проявляет  нетерпимость к возражениям, инакомыслию, неразрешенной им самостоятельности. Отвлекающие от работы "мероприятия и сантименты" считает недопустимыми. Отдавая распоряжения, не заботится об обратной связи, так как всегда чувствует себя непогрешимым. Такой руководитель активно контролирует выполнение своих распоряжений, помощникам не доверяет и зачастую дублирует их деятельность, групповые решения подменяет единоличными. В результате он скатывается к "воронкообразному" управлению, т.е. берет все на себя, и ответственность в том числе.  

Идеалом группы для  указанного руководителя является совокупность людей, хорошо знающих свое дело и  беспрекословно, механически точно  и четко, как часы, выполняющих  его приказы.  

К достоинствам авторитарного  стиля, во-первых, следует отнести  защищенность группы руководителем. Взяв на себя всю ответственность, как  за деятельность группы в целом, так  и за деятельность каждого сотрудника, авторитарный руководитель не позволяет  никому вторгаться во внутреннюю "кухню "своей группы, тем более выносить порицания ее членам, даже если они  его заслуживают. Более того, если члены его группы включены "на время" в состав других рабочих  групп /например, советов, комитетов, комиссий и т.д./, то авторитарный руководитель стремится защищать, но и подменять их и там.  

Во-вторых, группа у  такого руководителя работает точно, четко, максимально используя свои профессиональные навыки, но не думая и не обсуждая. Поскольку авторитарный руководитель почти всегда достигает цели, группа уверена в нем и уверена  в успехе, поэтому вкладывает свой профессионализм в организуемое им дело.  

Авторитаризм в  руководстве имеет немало издержек. Нежелание руководителя пользоваться обратной связью, коррекцией от подчиненных  приводит к неточности распоряжений и соответственно нецелесообразности некоторых действий, а также к  подаче ложной, но ожидаемой руководителем  информации ближними помощниками /"угодничеству"/. Отсутствие должного уважения и невозможность  самореализации дает рост нервно-эмоционального напряжения, фрустрации, конфликтности, текучести кадров в такой группе.  

Игнорирование инициативы, творческой активности подчиненных  создает общее настроение пассивности  и отстраненности от результата деятельности. Основной издержкой, последствием такой  пассивности становится потеря работоспособности  производственной группой в отсутствие руководителя или при его замене "все держится на руководителе'"
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.