Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Государственное регулирование экономики. Понятие и сущность гос. реулирования экономикики.

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 11.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.Пон и сущ гос рег-я эк-ки.
Эк-кая (произ-хоз) система служит материальной базой ф-ния всех др-х сфер жизнедеятельнсоти общ-ва. В структуру эк-кой системы входят все простые и сложные хоз. единицы и их сов-сти с т.зр. правовой, отраслевой и простр организации. Это, во-1-х, эк-кие предприятия, имеющие статус ЮЛ, во-2-х, крупные сферы народ. хоз-ва (строит-во, пром-сть,с/х) и крупные отраслевые образования (легкая, пищевая пром-сть), и эк-кие регионы (пром. узлы и зоны).
Преимущества  рыночной системы:1. способствует эф-ному распредел-ю ресурсов и макс. их приблежению к общ-м потребностям;2.диктует наиболее эф-ное применение методов исп-ния ресурсов;3.усиливает отв-сть за своевременное и кач-ное принятие решение и за рез-ты их хоз-ния.
Объект. необх-сть гос. вмешательства в эк-ку  обусл. след. причинами: - несп-сть рынка обеспечить оптим. ф-ние эк-ки с общ-ной т.зр.;- необх-сть распред-ния денеж.доходов; - несовершенный мех-м занятости населения; - трудность обеспечения рац. доходов к природопользованию и охране окр. среды.
Масштабы  гос. вмешательства в эк-ку огранич-ся с 1 стороны-интересами собственников, с др- возможностями гос-ва.
ГРЭ-целенапр-ая деят-сть гос-ва в лице соотв-щих закон-х, испол-х и контр-щих органов, кот. обеспечивают достижение пост-х целей и решение важнейших соц-эк. задач, а также регламентируют отношения хоз-х субъектов в общ-ве.
Стороны ГРЭ:1. соц-эк-кая (позволяет раскрыть эк-кую систему страны с позиции сложивщихся в ней форм собств-сти на эк-кие ресурсы и рез-ты хоз. деят-сти);2.организационная (закрепляет единство тех-эк. и соц. отношений и проявляется через систему организации и управлен. народ. хоз-вом, ее отраслями и сферами); 3. методологическая (хар-ет гос. рег-ние как сов-сть принципов, форм и методов регулирования).
Осн. требования ГРЭ:1. система ГРЭ д.б. адекватна объект-м условиям ф-ния и состоянию развития экономики на соответствующих этапах;2. комплексный подход; 3. требование целостности. Осн. принципы ГРЭ:1. п-п единства эк-ки  и политики;2.единства центролизма и самост-ти;3.научности;4.эф-ти; 5.сочетание общих и локальных интересов. 

2.Необх гос рег-я. Суб и объекты гос рег-я.
ГРЭ-целенапр-ая деят-сть гос-ва в лице соотв-щих закон-х, испол-х и контр-щих органов, кот. Обесп-т достижение пост-х целей и решение важнейших соц-эк. задач, а также регламентируют отношения хоз-х субъектов в общ-ве.Стороны ГРЭ:1. соц-эк-кая (позволяет раскрыть эк-кую систему страны с позиции сложивщихся в ней форм собств-сти на эк-кие ресурсы и рез-ты хоз. деят-сти);2.организационная(закрепляет единство тех-эк. и соц. отношений и проявляется через с-му орг-ции и управлен. народ. хоз-вом, ее отраслями и сферами); 3. методологич (хар-ет гос. рег-ние как сов-сть принципов, форм и методов регулирования).СубъектыГРЭ:1.Носители хоз. интересов – соц. группы людей ,отличающихся по интересам, видам деят-ти и т.д.;2.выразители хоз.интересов – союзы, ассоциации, кот.объедин.Носителейхоз.интересов;3.исполнители х.и. – органы гос.власти, построенные по иерархическому признаку и Нац.Банк. ОбъектыГРЭ:1.эк-ка страны; 2.регионы, сферы, отрасли, предпр-ия, явления соц.-эк. жизни страны; 3.условия накоплениякапитала; 4.занятость; .денежноеобращение; 6.платежбаланс;7.цены;8.условия конкур;9.соц.отношения и соц.обеспечение; 10.окруж среда; 11.внешняя эк. деят-ть.
3. Функции государства в системе ГРЭ. Гос сектор экономики
Осн. ф-ции ГРЭ:1.защита эк-кого правопорядка;.2.целевая функция (цели соц.-эк. развития);3.напр-щая и координирующая(выбор путей достиженияцелей,сбалансированности эк-ких пропорций);4.распределительная и перераспределительная (уравнивание доходов, распределение дефицитных ресурсов);5.стимулирующая;6.контрольная.
4. Формы и м-ды гос рег-я эк-ки, осн инструменты
ФормыГРЭ:1.законод (сов-ть законов, правил, норм, для общ. устройства);2.планир-е и прогнозир-ие;3.фин-кредит форма: а)кредитно-ден реге; б)бюджетно-налоговое рег-е;г)цены;д)валютно-фин. рег-е;4.административная: а)админ.-эк-кая; б)организационно-админ.
МетодыГРЭ:1.административно-распорядительные (сила власти, меры запрета, разрушения и предупреждения); 2. эк-кие (через налоги, дотации,льготы, цены, и т.д).
Виды  общегос. регулирования:
1.аммортизация  и ускор. А.(гос-во возд. на структуру  осн. фондов, стимулирует внедрение  новой техники);
2.гос.  заказ (обеспеч. закупки для  жизнеобеспечения страны, реализация целевых программ);
3.лицензирование (защита интересов человека, общества  и государства, прав потребителя,  повыш. кач-ва обсл., санитарно-гигиен.норм);
4.стандартизация (нормы, правила, и хар-ки для  защита интересов человека, общества  и государства);
5.сертификация; 6 тов. знаки
5. Пон, сущн, виды  общегос план-я
Общегос . планирование –  процесс принятия управл. решения, включая сбор и обработку i, постановку целей, выбор путей их достижения на основе сравнения альтернатив и выбора наиболее приемлемого, учитывая сложившиеся условия.
Виды  общегос. планирования:1. директивное(процесс разработки планов, им силу юрид. закона  и обеспечение их выполнения)2.стратегич (ориентир на долгоср. перспективу опред. осн. направления развития страны. Приоритет напр-я развития эк-ки, в реал. кот. кос-во берет на себя вед. роль)3.индикативное (осн. инструмент по реализации целевого страт. планирования, имеет направл. рекомендательный хар-р) Осн. принципы планирования: 1.п-п соц. направленности и приоритета обществ.Потребн.;2.соц.справедливости;3.повыш эф-ти обществ пр-ва;4.пропорц-ти и сбалансир-ти;5.приоритетности;6.согласования краткосрочных и перспективных целей и задач
6. Прогнозирование  в системе государственного  регулирования
Прогнозирование – процесс разработки прогнозов, построенный на вероятностном научно-обосн. суждении о перспективах разв. сбъекта в будущем, его возможном сост. и альтернативых путях его достижения.
Осн. типы прогнозов:1.эк-кие;2.п-зы соц. развития и повышения уровня жизни населения;3.природных рес-ов и вовлечения их в хоз. оборот;4.научно-техн. прогнозы;5.демографичесике.
Принципы  общ. прогнозирования:1.п-п системности;2.адекватности;3. альтернативности;4.п-п целен-ти. 

7. Прогр-е в с-ме гос-о рег-я эк-ки. С-ма прогн и прогр док-ов.
Программирование – процесс разработки программы, представляющий собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятия, направленные на достижение конкретных целей.
Классификация программ:1: по объекту – 1)общегос.2) целевые.
2: по срокам - 1) краткосрочные 2) долгосрочные 3)среднесрочные
3: по степени важности  – 1)обычные 2)чрезвычайные
Чрезвычайные  комплекс. программы  м. б. след. типов: 1) соц.-эк. (направлены на повышение матер. и культ. уровня) 2) научно-техн. (повышение качества) 3) територ-ные 4) экол.5) организационно-хоз. 

8. Общие пр-пы орг-ции гос рег-я эк-ки. Организ стр-ра гос упр-я.
Реформ-е  стр-ры органов гос. управления в РБ д. проводиться с  учетом след. требований и принципов: 1)полное соответствие деят-ти органов гос. управления основам функ-ния гос-ва и законам эк-ки; 2) формир-е органов гос. управления на функц. основе позволяет искл. возможность исп-ния командно-админ. и узкоотраслевых методов управления; 3) обесп. необх. степени устойчивости стр-ры гос. исполнитель-ной власти в период становления рын. отношений;4) гарантирование свободы предпр. дея-ти и реализации прав отдельных хоз. субъектов;5) отказ от прямого гос. вмешательства в дея-ть хоз. субъектов
3 ветви власти:-законод. (Парламент, представительные органы местного управления); - исполнит. (Правительство, исполнит. Учреждения на республ., регион. И местном Ур.); - судебная (органы правосудия и надзора)
Формирование  стр-ры органов гос. управления РБ обеспеч.: 1) реализацию права собс-ти и гарантии свободы эк. выбора для каждого хоз. субъекта; 2) противодействие монопол. Дея-ти и соблюдение прав добросовестной конкуренции; 3) соблюдение всеми хоз. субъектами норм, предусм. закон-вом; 4) пр-во эк. и полит. интересов во внешних сферах; 5) проведение гос. политики в соц. сфере; 6) безопасная жизнедея-ть членов общ-ва.  

9. Органы государственного  управления РБ. Задачи  и функции
Гарантом  прав и свобод граждан  РБ является президент. Его осн. ф-ции: 1)представлть РБ в отношениях с др. гос-вами и междунар. орг-циями; 2) гарантирует реализацию внутр. и внешней политики; 3) принимает меры по охране суверенитета РБ, ее нац. безопасности и территор. целостности; 4) выступает посредником между органами гос. власти; 5) издает указы, распоряжения, декреты и обеспечивает их выполнение; 6) упраздняет и реорганизует административные органы гос. власти, консультативные органы и определяет стр-ру правительства РБ. Законодательная власть – аппарат нац. собрания РБ. Аппарат нац. собрания сост. из Палаты представителей и Совета республики.
Осн. ф-ции Палаты представителей: 1)рассмотрение проектов законов;2) назначение выборов президента;3) дает согласие президенту на выборы премьера;4) запрашивает и обсуждает доклады премьера и одобряет/отклоняет различные программы.
Состав  Совета республики: по 8 членов от кажд. области, 1 предст. из Минска, 8 членов назнач. през-том.
Ф-ции  Совета респ.: 1) одобрение, дополнение и изменение в Конституции РБ и законов, принятых Палатой представит.; 2) назнач. председателя и судей Верховного суда, ген. Прокурора и членов правления нац. банка.
Исполнит. власть РБ представл. админ-цией президента и Совмином РБ.Осн. направления дея-ти Совмина: 1) общие эк. вопросы: -регулирует дея-ть всех отраслей нар.хоз-ва; - разрабатывает прогнозы, программы; - принимает меры по обеспечению оптим. темпа развития пр-ва, роста ВВП и его распределения; 2) финансы, кредитно-денежные отношения: - проводит согласованную фин. и денежно-кредитную политику; - сост. исполняет респ. бюджет; - предоставляет прав-ые гарантии льготного кредитования; - разрабатывает и осущ. меры по сбалансированности денеж. доходов и расходов населения; - усиливает фин. контроль; - регулирует инвест. дея-ть; - участвует в создании межгос. соглашений; 3) наука и техника: - формирует гос. научно-техн. политику; - принимает меры по улучшению эффективного использования научно-техн. потенциала; - формирует инновационную политику и обеспеч. развитие инфрастр-ры для реализации приоритетных направлений фундаментальных исследований; 4) охрана окр. среды: - меры по рациональному использованию и охране окр. среды; - формируются и утверждаются экол. нормативы, лимиты использования природных ресурсов; - осущ. поддержку районов экол. бедствия; 5) труд, занятость, соц.обеспечение, образование, здравоохранение и культура: - обеспеч. право на труд, выбор профессии, получение образования и безоп. условия труда; - обеспеч. реализацию общересп. соц. политики; - разрабатывает пути наиболее эффективного повышения уровня минимального дохода семей, обеспеч. стипендий, пособий и др. соц. льгот.
Судебная  власть представлена Министерством юстиции РБ и подразделениями, входящими в судебную сис-му:1)общими судами (Верховный, областные, райнные, городские и Минский гор. Суд, Белорус. Военный суд, межгарнизонный военный суд);2)хоз. Судами (Высший хоз. суд, хоз. суды областей, Минска, специализир. Хоз. суды, и создаваемые при необходимости);3) конституционный суд (представлен парламентским и президентским контролем). Органами парл. Надзора явл. Прокуратура, контрольная палата, костит. Суд и национ. Банк. Президентский: службой контроля при президенте и соответствующие ведомства и министерства. 

10. Республ экон и отраслевые органы упр-я
В сис-му респ. Эк. органов входят: 1) Мин-во эк-ки.; 2) Мин-во финансов; 3) Мин-во труда и  соц. защиты; 4) Мин-во статистики и анализа; 5) Мин-во по налогам и сборам.
Ф-ции  Мин-ва Эк-ки. РБ: 1) оценка и анализ соц.-эк. развития; 2) разработка и реализация стратегий соц.-эк. развития; 3) разработка мер по структурной перестройке эк-ки; 4) макроэк-ка регулирования инвест. дея-ти; 5) макроэк-ка соц. сферы; 6) макроэк-ка процессов общественного воспр-ва.
При Мин-ве Эк-ки создан комитет по инвестициям, комитет цен и комитет по эк. вопросам обороны.
Осн. отраслевые органы управления РБ: 1) Мин-во промышленности; 2) Мин-во энергетики; 3) Мин-во транспорта и связи; 4) Мин-во с/х; 5) Мин-во архитектуры и строительства.
Осн. ф-ции Мин-ва промышленности РБ: 1) принятие и реализация мер по ускорению НТП и реализация программ развития отраслей промышленности; 2) решение вопросов демонополизации пр-ва, развития конкуренции, приватизации и расширения предпринимательства; 3) реализация инвест. политики, разработка программ развития отраслей и участия в формировании гос. заказа, обеспечение его размещения и выполнения.  
 
 
 

11. Сущность финансовой  системы
Фин система отраж всю совокупность эк отношений, склад между агентами в процессе обращения и использ фин рес-в. Главн звеном фин сист выступ: бюджет, сист местн финансов, финансы предприятий и организаций, соц-правовые фонды (самост отделены и упр спец властями).
С пом финансов г-ва происх: 1.Стимулир совок спроса 2.Провед технич политики и структ политики 3. Стабилизация эк 5.Соц прогр и поддерж опред ур-ня развития.
Согл  конституции РБ фин-кред система  РБ включ бюджетную ситс, банк сист, а также фин ср-ва внебюджетных фондов предприятий, учреждений, орг-й.
Согласно  Конституции фин. с-ма состоит из: -бюджетной с-мы, - банковской с-мы; - фин. ср-в внебюдж. Фондов, пр-й, организаций и граждан.
Фин политика – совокупн фин мероприятий осущ через правительство страны и имеет 2 аспекта: фискальная политика (регулир эк с помощью доходов и расх); Регулир бюджетного равновесия.
На Ур-не г-ва упр-е финансами осущ президентом  и нац собранием РБ.
Важн  органами разрабат и осущ оперативное  управление явл Минфин РБ и местные  органы.
Упр-е  фин регулир-я  осущ: 1.Прямым методом (прям изъятие фин ср-в хоз субъектов, субсидий, дотаций) 2. Косвенные м-ды воздейств на возм=ти хоз субъекта или на измен потребительского спроса 

12. Бюдж рег-е. Ф-ции бюджета
Гос бюджет – централизованный фонд денежн рес-в, которыми распологае правительство для содержания гос аппарата, вооруженных сил, а также для выполнения опред соц-эк задач.
Бюджетное устройство – основ на эк отношен и юридических нормах орг-и бюджнетн сист, соотв осн правилам ее построения.
Республиканский бюдж и бюдж областей и Минска образ  консалидированный бюдж.
Главн ф-ции бюджета: 1.фискальная – ср-ва формир для основан базы функционир г-ва 2. экономич – закл в реализ эк ф-ции г-ва и стимулир развития эк, 3. социальн – перераспред дохода для реш-я проблем соц развития.
Методы формир и исп-я дох и расх: 1.налоги, 2.прям бюдж финансир общегос прогр и субсидир-е отд отрасл пр-й для выравниван эк развития, 3.выдача бес% и льготн кр-тов и гарантий для банк ссуд, 4.созд для гос бюдж особых фондов и рес-в для устранен диспропорц разв эк
Виды  доходов: 1. налоговые: налоги на дох и прибыль, взыман из з/пл, внутренние налоги на тов и услуги, дох от внешнеэк деят-ти, внешн торг, различн сборы и пошлины. 2. неналоговые: дох от гос собств, дох от предприн деят-ти,административн сборы и платежи, доходы от реализ осн фондов,дох от продажи земли; 3. безвозмездн поступления, получ г-вом со стор гос служб, ин гос-в, Ф И ЮЛ иностр г-в, от междунар орг-й.
Осн инструм бюдж рег-я: Ур централиз ср-в в бюдж, соотн м/у республ и местн бюдж, дефицит бюдж, соотн м/у гос бюдж и внебюдж фондами, стр-ра гос бюдж источн поступл направл его исп-я.
Для покрыт дефиц гос бюдж исп гос займы (внешн и внутр) и дополн эмиссия  денег. В соотв с бюдж полит  РБ Ур внешн и внутр долга устан исх из параметр эк безопасн страны.
К числу гос-в, имеющ  высок внешн долг, относ г-ва, в кот следующ показат превышу стан лимиты: отнош суммы долга к ВНП на должн превыш 50%, Отнош общ суммы долга к годов эксп на должн превыш 273%, отнош выплат по долгу в течен года к экспортн выручке на должн превыш 3%.
Классиф дох, эк классиф расходов, класс-я  видов внутр гос долга и  внешн утвержд прав-вом РБ или  Минфино.
В наст время с позиции эк классиф-и  гос рес-сы распред след образом: Осн часть напр на текущ расх в форме закупки тов-в иоплаты услуг – около 50%, Субсидии и текущ трансферты 22% всех гос расходов, Капит расх- около 20%,  Приблизит 5-6% - платежи за использ заемн ср-в на финансир бюдж дефицита и расх по предост кр-та
13. Налоговая система и пути ее совершенствования.
Осн принц налог сист: 1.уплаты по возможностям,2.минимиз затрат гос на реализ налогообл,3.точность в устан налогов, 4.обязательность уплаты,5.дешевизны уплаты налогов, 6.огранри бремени нал,7.простота и доступность для воспр-я, 8.ориент на стр-ру запасовпотр-лей и способствован развит пр-ва,8. нал-ние должно способств реализ гос полит и гос конъюнкт занятости, 9.целостность
    по хар-ру взымания ТВ ставок
    прогрессивные (нал ст повыш по мере возраст  доходов)
    регрессивные
    пропорцион (нал ст неизменна независ от доход)
    ст  тв налога (устан в абсол сумме  на ед обложен независ от дохода)
    по методам взымания
      прямые
      косвенные
Цель  кр-ден полит г-ва –поддерж покупат способнден ед сбалансир-ть экон и повыш эк роста.
Осн ф-и кр-та: 1.расшир рамки общ-го пр-ва, 2.перераспр своб денежнср-в м/у хоз субъектами, 3.обеспеч экономию изд-к пр-ва, 4.ускор концентрац и централиз-я капитала.
Правовая  основа нал. С-мы:- Конституция, - Спец. Зак-во, - Нормативные акты исполнит. Власти.
Места в стр-ре гос бюджета: - НДС, - Налог на прибыль,- Акцизы 

14. Кредитно-денежное  и валютное регулирование
Осн напр ден-кред рег-я  в РБ:
    контр над банк сист
    рег-е объема кред операц и ден эмиссии
    рег-е гос доли
Осн инструменты:
    изменен учетн ставки (% под кот ЦБ предост кр-ты коммерч банкам)
    норма обязат резервов (часть ден ср-в кот ком банки должн пост хранитьв нал ден форме в виде вкл в ЦБ или в ценн бум в кач-ве обеспеч своих обяз-в по привлеч депозитам, займам, кредитам
Изменен  нормы обяз резервов  ЦБ возд-ет на дин денежн предож. Применен нормы обяз резерв позв:
влиять  на Ур ран % ставок
позв  регулир внутр валов р-к путем  устан нормы обяз резервов на вклады в валюте
регулирв  долгоср перспектспрос коммерч  банковна деньги ЦБ
3. операц  на открыт р-ке закл в покупке  и продаже ЦБ ценн бум. Особ роль игр краткоср гос бум.
2 типа:пол-ка денежн рестрикции
    экспансионистская связ с
    расшир  объемов кред-я
    ослабл  контр над приростом кол-ва денег  в обращ
    пониж налог и % ставок
4. регуляторы  банковской деятельности (админ.  Методы воздействия)
Наиболее  важным инструментом, вл на валют курс, явл торговый баланс страны.
Валютное  рег-е м.б.: - прямое (дисконтная политика, валютные интервенции, контроль за иностр валютой)
- косвенное  (эмиссия денег, учетная ставка, бюдж-нал и кредит-ден политика)
15. Цены в с-ме гос рег-я эк.
В рын  усл г-во исп цены для рег-е  хоз деят-ти пр-тий и для формир стр-ры эконом соверш ее важн пропорций  и преодоление возникающего дисбаланса для регулир ряда эк процессов: стимулир-е, конкуренц и огранич монополизма, также цены исп для рег-я рядасоц Образований.
Ф-ры, влияющ на формир цен
    1. ф-р  спроса и предл
    2. конкуренция
    3. произв  и маркет изд-ки
    4. кач-во  и полезность пр-ции
    5. внешнеэк  ф-р
    6. степень  гос рег цен
    ГР  цен осущ прямым и косвенным методом.
По способ устран: свободные, регулируемые.Рег-е цен на нефть, электроэнергию, газ, нефтепродукты осущ Мин-во экономики.
Цены  на груз и пассаж перевозки –  Мин-во транспорта и коммуникаций. 
 

16. Экон рост как категория нац хоз с-мы. Ф-ры экон роста.
Непрерыв  процесс пр-ва, возобновл на опред ур-не- это воспроизводсво
Эл-ты воспр-ва: 1.воспрво матер благ и услуг, 2. вос-во осн факторов пр-ва, 3. вос-во окруж среды, 4.вос-во производ отношений связ с выпуском матер благ и услуг.
 Типы воспр-ва: 1. Простое- объем пр-ва и кач-во прод неизменны, 2.убывающее- наблюд сниж объемов выпуска (кризисн ситтуац.), 3. Расширенное- выпуск прод и кач-во возраст-т
Решающее  влияние на темпы роста оказ след ф-ры:
-кол-во  и кач-во прир и труд ресурсов
- размеры  осн капитала
- НТП
- Совокуп  спрос
Эк. рост след рассм как колич и качеств  совершенствование пр-ва и увелич обществ прод-та, способств реш-ю  проблем огранич-ти рес-ов и повыш  ур-ня жизни.
Объект  фак-ры сдержив эк рост в РБ:
    Огранич собств сырьевой и топливно-энергет  базы
    Высокая ресурсоем-ть эк-ки в завис от поставок мат-ов и сырья из России и СНГ
    Неразвит-ть рыночн институтов
Фак-ры благоприятств эк росту
    Благопр географ полож
    Достат  обесп-ть землями, лесн рес-ми, отд видами мин-сыр рес-ов
    Относит высок Ур научно-тхн и произв потенциала
    Типы  эк роста: Экстенсивный- основ на вовлеч-ти доп рес-ов при сохран-ся  ур-не технологий и кач-ве рес-ов, Интенсивный- рост пр-ва на базе исп нов технол и улучш кач-ва рес-ов, повыш квалиф работн и орг-ии труда.
Концепция устойчив развит преслед 3  главн цели
    Экологич целост-ти
    Эк эф-ти
    Соц ориентац
Факторы эк роста
Внутр 1. чел капитал- сов-ть дух и физ цен-тей, способ-тей и навыков ктр облад чел и их запасы
2. природно  ресурсн
3. иновац  и приизв потенц
4. инвестиции
5. емкость  внутр и внешн рынков сбыта  прод
6. иституц-ная  среда
Внешн. 1. м/нар раздел труда процессы глобализации 2. политич
Методы  прогнозирования  экон роста:
-исп-ние факторных моделей; - метод экстраполяции (перенесение модели развития на буд период); - индексный метод (расчет м. б. произведен на основе: - изменения числ-ти занятых в матер. Пр-ве и произв-ти их труда, - динамики произв фондов и изменении эф-ти их исп-ния); - программно-целевой метод 

17. Рег-е стр-ры общ пр-ва
Структурн перестройка предст собой процесс  преобр-ия нац эк-ки в свази с  потребностями республ и мир  рынка
Объкты  стр-го преобраз:
Матер-веществ  стр-ра – соотнош м/д пр-вом ср-в пр-ва и предметом потребления
На опред  этапах с учетом изм-ся услов устан различн соотнош-ия ср-в пр-ва и предм потребл. В настоящ время намеч сближ темпов роста пр-ва , ср-в пр-ва и предметов потребл. Условием для такого сближ явл-ся повыш эф-ти использ произв рес-ов, сниж материалоемкости и фондоем-ти пр-ва.
Под стоим стр-рой поним соотнош м/д фондом размещ, потребл и накопл. Фонд размещ и накопл д.б. связан с пр-вом ср-в пр-ва. А фонд потребл с пр-вом предметов потребл. Ф накопл явл источн рез-вов для расшир пр-ва и использ для фин фондов и накопл рес-ов. Отрслев стр-ра обяз пр-ва хар-ся соотнош-ми м/д выпускаем прод-ей в опред отрасле нар хоз-ва. Технол стр-ра – соотн-е технол преобразований и укладов, формирующих технол базу пр-ва. Территор стр-ра хар-т обществ пр-во в 2-х аспектах : экономико-географ и администр.
Народно-хоз. пропорция –это конкретная, обусл уровнем развития общества и эк-ки завис-ть между пр-вами, отраслями, территориями и сферами, при кот эти элементы соотв-т друг другу.
Показатели  эф-ти обществ пр-ва
    Ресурсные(затратные) – пр-ть труда, енергоем-ть
    Показ отраж совок затраты или исполь конкретн рес-ов
    Показ-ли отлич друг от друга по методике построения – темповые, приростные, уровневые
    Относит и абсол показ
    Натур и стоимостн
При оценки эф-ти наиб значимые след:
1.Произв-ть  труда – исчисл отнош ВВП к числ-ти занят в нар хоз-ве. На пр-ть труда оказыв влияние : технологич Ур-нь пр-ва, орг-ия пр-ва и труда, кач-во рабоч силы, управл пр-вом,качеств сдвиги в пр-ве, стр-ная перестройка.
2. фондоотдача  -  отнош ВВП к стоим-ти осн  произв фондов
3. материалоемкость 1-цы ВВП или отд видов прод- отнош стоим-ти сырья  к ВВП 
Условия в РБ обеспеч матер рес-ми отраслей нар хоз-ва должно строиться по след направл:
Формир  эк связей со странами СНГ, Европ и  Аз, ресурсосбереж, последов стр-ные  преобраз эк- ки. 

18. Пон и состав экон потенциала
Эк потенц дает совокупн оцеку накоплен рес-ов, степень использ их потенц возм-тей  и велич-ну созданного обществ прод-та.
В состав эк потенц вход: Ср-ва пр-ва, Людские и труд рес-сы, Накопл проиводств опыт народа, Обществ прод-т и все нац богатство
К эк рес-ам потенц относ: Естеств рес-сы, Трудов рес-сы, Ср-ва пр-ва, Фин рес-сы
Эк  потенц – сов-ть накопл рес-ов и их использ и неиспольз потенц возм-тей в обл пр-ва мат благ и услуг с целью удовл потребн общ-ва.
Экон. Мощь страны хар-ся фактически достигнутым уровнем развития произв сил на опред дату. (степень исп-ния потенц возм-тей). Экон потенциал следует рассматривать как:
- источник  роста эк мощи
- рез-т  развития произв сил общ-ва
- пок-ль  макс-но возм запасов нар хоз-ва
- ср-во  удовл-ния общ потреб-тей
- критерий  оптимальности пр-ва матер. Благ, исп-ния рес-сов
Составляющие  эк потенц: Трудовой потенц, Природно-ресурсн  и экологич, Научно-образ, научно-техн, Производственный, Инфрастр-ный, Информац, Организ-управленч.
Труд  потенц- те запасы труда ктр опред общ числ-тью труд рес-ов их половозрастн стр-рой, образов Ур-нем и возм-ми более оптим их использ в отраслевом аспекте.
Под прир-рес потенц поним сов-ть прир рес-ов страны ктр использ с учетом развит научно-техн прогресса
Экологич  дает хар-ку технологич базы по исп прир рес-ов, обесп-ть отраслей нар хоз очистн сооруж. Сис-ми оборотного водоснабж и оценку пар-ов кач-ва отд комп-ов окруж среды в сравн с действ норметивами.
Научно-образ потенц опред сов-тью учрежд академич и прикладн науки, высшего сред  и спец образов, а также сов-тью звеньев по внедр научно-техн достиж. В его состав входит научно техн потенц т е сов-ть рес-ов ктр облад республ для развит знаний о природе и общ-ве и воплощении этих знаний в виде нов прод, технологий.
Производст – сов-ть отраслей мат пр-ва ктр опред их способ-тью произв-ть прод, осущ кап стр-во и оказыв услуги в масштабах удовл обществ птреб-ти.
Инфрастр-ный – сов-ть отраслей производ и непроизвод инфрастр-р
Информационный- сов-ть разл видов инфо во всех сферах чел д-ти и областях знаний, необход для информ обеспеч комплекса работ по развитию эк потенц.
Орг-управл – это сов-ть методов и ср-в орг-ии управл для эф-го использ и развития всех перечисл элементов потенциала.
По матер  веществ форме эк потенц выступает как сов-ть осн фондов, осн ср-в, людских и прир рес-ов. По стоимостн хар-ке потенц выступ как ст-ть осн произв фондов, как ст-ть затрат живого труда на создание нац дохода как ст-ть исслед и оценки прир рес-ов. 
 
 
 
 
 
 

19. Рег-е, форм-е и исп-ние экон потенциала
2 направления гос  рег эк потенц
    увелич и рост эк потенц
    максим повышение уровня его использ
Для хар-ки и уровня использ примен два понятия
Достигнутый эк потенц – сов-ть величины валового обществ под-та и ОФ достиг-х при фактич сложивш условиях развития произв сил, достигн уровне органгиз-техн развития и использ производ-го аппарата
Перспективный эк потенц- раскрыв-т максим возм-ть пр-ва мат благ и услуг ктр возм-но добиться при идеальн условиях пр-ва и оптим использ рес-ов
Разница между перспективным и достигнутым эк потенциалом наз резервом пр-ва, т. е. величиной неиспольз потенц возм-тей.
Использ эк-го потенц для  оценки хоз сис-м  позв-т
    Определить потенц возм-ти отд пред-ия, отрасли, региона, нар хоз-ва
    Установить фактич уровень исп-ния эк потенциала системой вцелом и каждого отд ресурсов на каждый фиксир период времени
    Ч/з сис-му отд показ-лей дать обобщающую оценку пр-ва
    Выявить полную величину исп-х рес-ов пр-ва, опред пути наиб полного и рац использ.
 
20. Оценка ур экон развития страны
Для общей оценки эк. потенц исп след показ-ли
        общий объем и расчеты ВВП, ВНП, НД на душу населения (необх соблюдать: - д.б. один и тот же период сравнения, - одна валюта)
        отраслевая структура нац экономики (по ВВП на каждую отрасль, соотн-е между матер и нематер пр-вом)
          пр-во осн видов продукции на душу населения
        уровень жизни населения:
- ВВП  на душу насел
- стр-ра  ВВП по использованию
- потребит  корзина
- прожит  мин-м
- ср. прод-ть  жизни
- Ур. Образования
- потребление  осн продуктов питания на душу насел
 Ур  квалиф труд рес-сов
- числ-ть  учащихся
- доля  расходов на образование
- развитие  сферы услуг
- индекс  чел развития (долголетие, образованность, Ур жизни, от 0 до 1: до 0.5 низкий, 0,5-0,8 средний, 0,8-1 высокий) 

21. Прир-рес потл как объект гос рег-я
С точки  зрения потребностей об-ва основные элементы окр. среды подразделяются на: природные  ресурсы, природные условия. Критериями вкл-ния тех или иных элементов природы в состав ресурсов является техническая возм-сть, эконом. целесообразность их исп-ния и уровня их изученности.
Классификация природных ресурсов:1.по принадлежности к определённым компонентам природы: биологические; земельные; климатические; минеральные и т.д.;2.по принципу исчерпаемости:исчерпаемые (возобновляемые и невозобновляемые),неисчерпаемые;3. по характеру и напра-м исп-ния в пр-ве и непроизвод. сфере: промышленность, с/х, топливные,строит, заповедные и  ландшафтные  в непроизвод. сфере.
 Величина  природно-ресурсного потенциала определяется как сумма потенциалов отдельных видов ресурсов и зависит от: численности имеющихся в регионе природных ресурсов; их колич. и качеств. хар-ми; комплексность исп-ния каждого вида природных ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 

22. Особенности хоз  мех-ма ПП
Природопользование – отрасль экономики, объед. все виды воздействия общ-ва на природную среду, т.е. изучение исп-ния, охрану и воспр-во природных ресурсов.
Хоз. механизм прир-ния представляет собой совокупность всех форм и методов организации и регулирования процессов природопользования обесп-х достижение конечных целей в этой сфере.
Включает  след: - Организ. упр-ния охраной среды  и исп-ния природных ресурсов; - ПиП природно-охранной деятельности; - Финансир. и кредитов. природно-охранных мероприятий;- Эконом. симулирование  природоохранной деятельности и рац. использование природных ресурсов; - Экономич. норм-ние.
Процесс управления природопользованием  включает следующие  функции: - Разработку норм и законов в этой области; - Учёт природных объектов и ведение кадастров;- Осуществление мониторинга окружающей среды; - Экологический контроль и экспертизы;- Разрешение споров о праве пользования природными ресурсами; - ПиП природопользования и охраны; - Применение санкций за нарушение экологического зак-ва.
Опр. принцип  управления осущ. со стороны Министерства здравоохранения, Министерства лесного хозяйства, Министерства с/х и продовольствия, МЧС. Высший территориальный орган – Нац. собрание. Главный орган – Министерство охраны окружающей среды, в рамках кабинета Министров.
Ф-ции  Мин природы: - комплексное упр-е природоохранной деятельностью, - координация действий министерств и ведомств и территор органов упр-я, - разработка предложений по совершенствованию хоз. мех-ма ПП, - выдает в устан порядке разрешение на захоронение токсичных отходов, на пользование прир ресурсами
В нынешних условиях на первый план выходит такое  звено хоз. механизма как эк-кое  стимулирование (методы позит. и негат. мотивации)
К методам позитивной мотивации относятся: - Налоговые льготы; - Премирование работников за рациональное природопользование; - Льготное кредитование и субсидирование капит. строительства, фондов природоохранного назначения; - Предастовление в распоряжение предприятий и зачисление в фонды эк-кого стим-ния части прибыли от реализации продукции изготов. из отходов производства.
Методы  негативной мотивации: - Штрафные санкции; - Платежи за потребление ресурсов; - Платежи за загрязнение окружающей среды; - Возмещение гос-ву ущерба, нанесённого предприятимем. 

23. Планир-е и прогн-е прир ресурсов
Выделенные 3 основные направления:
    Прогнозир-е прироста добычи прир рес-сов в зав-ти от масштабов развития сферы матер пр-ва.
    Прогнозир-е запасов прир рес-сов пригодных для освоения с учётом их качества.
    Прогнозир-е эколог последствий от хоз. освоения новых месторождений и использования действ. источников.
Долгосрочный  прогноз состояния  природной среды  включает:
    Анализ современного состояния и сложившихся тенденций в области использования и охраны окружающей среды;
    Нормативы и цели в области природопользования;
    Хар-ку возможных направлений развития природопользования в зависимости от вариантов развития направлений хозяйства и сроков решения научно-технических проблем в прир-нии и от ресурсов капиталовложений;
    Сопоставление факт. состояния с целями и нормативами ПП и определение разрыва между ними.
Планир-е расх прир рес-сов и охрана окружающей среды осущ-ся по следующим напр-м:
Охрана  и рациональное использование земельных, водных и лесных ресурсов;
Охрана  воздушного бассейна;
Охрана  рыбных запасов;
Создание  заповедников.
24. Насел как производит сила общ-ва. Демогрпол-ка гос-ва.
Рег-ние  и изуч-е населения как  произ-ной  силы общества: 1. напр-ние воспроизводство населения; 2. напр-ние формирования и использование трудового потенциала. Типы процесса воспроизводства: 1.Экстенсивное восп-во:  -высокий ур-нь рожд-сти;  -высокий ур-нь абс-го воспр-ва; -высокий ур-нь прироста населения и смертности;  -низкий ур-нь миграции. 2.Интенсивное: -относ-но невысокий ур-нь рожд-сти и абсол-го воспр-ва; -миграции; -относ-но низкий Ур-нь смертности. 3.Суженное:  -резкое сокращение рожд-сти; -сокращ-е абсол-го воспр-ва; -относ-но высокий ур-нь смертности; -хаотическая миграция; -постепенное сокращение населения. Особенности воспроизводства опр-ой демографической политики, рассмотренной в 2-х направлениях: 1. в области смертности; 2. в области рожд-сти
Меры  по реал-ции демограф. политики: 1. Эк-кие мероп-тия: –дневные пособия на детей; -учёт числа детей при НО;-оплата отпуска по уходу за детьми; 2.Админ-вно-правовое: -огранич-е возраста вступления в брак; 3.   Социально-технол-кие: -воспитательные, пропаг-щие мероприятия.
При проведении дем политики следует учитывать след ф-ры: - долговрем хар-р политики,- комплексность, - соц политика
Система демогр. прогнозов: 1.Движ-е насел-я; 2.Его половозр-ная стр-ра; 3. Воспр-во труд. рес-сов; 4.Данные о рожд-сти и смерт-сти и террит-го размещ-я.
Основой формир-я прогнозов явл пок-ли естеств и механич движения населения:- внутриреспубликанская,- внешняя, - экологическая, - нелегальная, - вынужденная, - междунар трудовая
Осн мероприятия: - стабилизация рождаемости и увел ее до Ур, обесп простой режим  воспр-ва(2,5),- повыш Ур здоровья, - улучш брачно-семейных отн-й,- рег-е миграционных процессов 
 
 
 

25. Труд пот-л и рынок труда как объекты гос рег-я
Труд.  потенциал эк-ки как экон категория  – это производств отн-я по поводу воспр-ва духовных, психол и  соц способностей трудоспос населения.
Рабочая сила – это спос-сть чел-ка к труду, совмест-сть его духовной и физич. сил, благодаря которым он может производить различные материалы и духовные блага.
Труд. рес-сы – часть насел-я, кот. облад-ет потенц-м духом и физ. силами и предст-ет потенц-ю раб. силу.
К труд рес-сам отн-ся:
- население  в трудоспос возрасте (муж 16-59, жен 16-54)
- население  старше и моложе трудоспос  возр, занятое в обществ пр-ве
Параметры, характеризующие  труд. ресурсы:-общеобразоват. ур-нь труд. рес-сов; -профес-но – квалиф-ная стр-ра; ур-нь соц. – эк-ких неодн-сти труд. ресурсов, которые определяются сложностью их труда.
Рынок труда  - система произв-ных отношений м/у работниками, предпр-ями и гос-вом: 1.по поводу обмена индивид. сп-сти к труду на фонд жизн-х ср-в, необх-х для воспр-ва раб. силы; 2.по поводу размещ-я  раб. силы  в системе обществ-го распределения труда в соотв-вие с треб-ями и законами товара обращения.
Вовлечение  работников в процесс произв-ва определяет занятость населения, кот. как эк-кая категория, выражает  произ-во, отношения по поводу включ-я раб-ков сферы труда с целью удовл-я спроса  на раб. силу. В условиях рыноч-х отнош-й невозможно обеспечить 100% занятость населения т. к. сущ-ет фрикционная безработица, связ-я с регионом профес-ным и возрастным перемещением раб-ков; неизбежна стр-ная безработица, обусловленная технол-ми изменениями в спросе на рабочую силу. Уровень без-цы при полной занятости равен сумме фрикц. И структурной  безработицы и называется естественный уровень безработицы
Циклическая без-ца вызвана спадом пр-ва и уменьшением  спроса на раб силу. При ее отсутствии занятость считается полной. Для  хар-ки без-цы важны 2 пок-ля: Ур без-цы и  продолжит-ть без-цы.
Особенности формирования рынка труда  в РБ: 1. Высокий ур-нь огосударствления произв-ва; 2.Слаборазв. частный сектор эк-ки; 3.нестаб ситуация в инвестиц-ом комплексе; 4.сужение топлива, энергетики и сырьевых рес-сов; 5. зарплата не становится доминирующим фактором в мотивации к труду, 6. выс ур инфляции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.