На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление активами предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                              ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

          Московский государственный университет технологий и управления
                                                        филиал в г.Угличе. 

                                                   Кафедра «Финансы и кредит»
           

                          

                                                        Курсовая работа. 

  по дисциплине: Финансовый менеджмент. 

 Тема: Управление активами предприятия.
                            
 
 
 
 

                                                                                                        Выполнила студентка 2 курса
                                                                       факультета: Экономики и  предпринимательства 
                                                                                 спец : 080109
                                                                        Буканова Яна Александровна 
                                                                                                                                  шифр:007445                                                   
                                                                          
 

                                                       
 

 
                                                                    2011 

                                                    Содержание.
      Введение.                                                                                                        3
      I.Теоретическая часть.                                                                                   5
         Глава 1. Экономическая сущность и классификация активов.             5
                       1.1 Экономическая сущность  активов предприятия.            5
                        1.2 Содержание и последовательность анализа активов
                               предприятия.                                                                         9
                        1.3 Классификация активов предприятия.                              12
         Глава 2.Методы оценки совокупной стоимости активов                
                        предприятия как целостного имущественного комплекса.   18
                          2.1 метод балансовой оценки.                                                  20
                      2.2 метод оценки стоимости замещения.                                  25
                       2.3 метод оценки рыночной стоимости.                                     30 
                       2.4 метод оценки предстоящего чистого денежного потока.   33
                       2.5 метод оценки на основе регрессионного моделирования.  36
                       2.6 экспертный метод оценки.                                                      37
       Глава 3. Оценка эффективности использования активов предприятия.38
   II.Практическая часть.                                                                                     42
   Заключение                                                                                                       49
   Список литературы                                                                                            51 
 
 
 
 
 
 

                                       

                               
                                           Введение.
   Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
     В  современных экономических условиях  деятельность каждого хозяйственного  субъекта является предметом  внимания обширного круга участников  рыночных отношений, заинтересованных  в результатах его функционирования.
     Чтобы  обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу  необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние  –  важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
     Конкурентоспособность  предприятию может обеспечить  только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.
   Таким образом в данной работе будет рассмотрено управление активами предприятия.
      Управление активами преследует две основные цели: определение структуры расходов и контроль отдачи от вложенных средств. По этой причине такое управление не замыкается в рамках отдела управления активами, а распространяется на все подразделения и направления деятельности предприятия.   

 В данной  работе я рассмотрю классификацию и экономическую сущность активов, методы их оценки, а также проанализируем эффективность использования активов предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       I.Теоретическая часть.
Глава 1. Экономическая сущность и классификация активов.
             1.1 Экономическая сущность активов предприятия.  
 Активы предприятия – это собственность предприятия, имеющая денежную стоимость и отражаемая в активе баланса.
   Активы предприятия – это деньги, счета дебиторов, оборотные фонды, основной капитал и нематериальные активы.  
   Главным свойством активов является их способность приносить доход. Предприятие не будет инвестировать свои ресурсы в приобретение имущества, которое не обладает таким свойством. Сумма будущих чистых денежных притоков (NPV) , которые актив способен обеспечить предприятию, называется его внутренней (справедливой или экономической) стоимостью.    

   Определение внутренней стоимости активов, предназначенных для производственного использования, производится в ходе инвестиционного проектирования. На этой стадии предприятие сопоставляет расходы по приобретению и переработке активов с прогнозируемой величиной будущих доходов (чистых денежных притоков), которые могут быть получены от использования этих активов.
   Для дисконтирования будущих денежных притоков используется процентная ставка, отражающая альтернативную стоимость привлекаемого предприятием капитала. Очевидно, что способность производственных активов приносить доход определяется прежде всего их потребительскими (физическими) свойствами – качеством материалов, производительностью оборудования и т.п. Успех любого инвестиционного проекта в большой мере зависит от того, насколько верно инженерно-технические службы предприятия оценили именно эти свойства активов, а производственные и коммерческие подразделения смогли их полностью реализовать.  
   Вместе с тем предприятие может располагать активами, не обладающими никакими потребительскими свойствами, кроме одного – способности приносить доход. Речь идет о финансовых активах – вложениях в ценные бумаги, банковские депозиты и других инвестициях, целью которых является получение текущего дохода (проценты, дивиденды, купоны) или увеличение их первоначальной стоимости. Внутренняя стоимость этих актиов определяется таким же образом, как и любых других: путем расчета их NPV.  

    Различие состоит в том, что для определения внутренней стоимости финансовых активов не требуется предварительное выполнение каких-то специальных инженерно-технических обоснований, учитывающих их потребительские или физические свойства. 
   Единственное, что нужно знать для оценки такого актива это величину и временную структуру обеспечиваемых им денежных потоков. Выполнив дисконтирование этих потоков по ставке, отражающей альтернативные издержки предприятия по привлекаемому им капиталу, можно определить внутреннюю стоимость (NPV) данного актива.  
   Финансовые активы отражают инвестиции предприятия в собственные и заемные капиталы других компаний. Однако и само предприятие может выпустить (эмитировать) и продать соответствующие ценные бумаги. В этом случае они уже не будут являться для него финансовыми активами, а станут частью собственного (акции) или заемного (облигации) капитала. Зато для покупателей этих ценных бумаг они будут финансовыми активами.  

    Предприятие-эмитент само определяет размер и временную структуру выплат дохода по выпускаемым им ценным бумагам. При этом оно пользуется теми же самыми правилами расчета их внутренней стоимости, что и при покупке. Оно понимает, что именно по этим правилам будет оценивать эмитируемые бумаги рынок. Поэтому условия размещаемых ценных бумаг должны быть такими, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов. в то же время предприятие должно исходить из своих реальных финансовых возможностей, так как выплата чрезмерно высоких доходов может стать для него непосильным бременем.  
   Определение текущих активов и обязательств традиционно считалось важной информацией, помогающей пользователям финансовых отчетов в анализе финансового положения предприятия. 
   Преобладание текущих активов над текущими обязательствам часто называется как «чистые текущие активы», так и «собственный оборотный капитал». 
   Некоторые специалисты считают, что классификация активов и обязательств как «текущие» и «нетекущие» может дать приблизительный показатель ликвидности предприятия, то есть его способности осуществлять ежедневную деятельность, не испытывая финансовых затруднений. Другие считают, что данная классификация обеспечивает определение тех ресурсов и обязательств предприятия, которые находятся в постоянном обращении. 
   Эти цели в некоторой степени несовместимы. Это объясняется тем, что в определении ликвидности критерий классификации активов и обязательств на текущие или нетекущие зависит от того, будут ли они реализованы или ликвидированы в ближайшем будущем. Критерием для определения активов и обязательств как оборотных является факт их потребления (расходования) или оплаты в процессе получения прибыли в течение нормального рабочего цикла предприятия. Например, выполняемые строительные работы по первому критерию исключены из текущих активов, в то время как по второму критерию они будут включены. 
   Эти противоречивые утверждения привели к принятию во многих странах такого положения, когда статьи включаются в текущие активы на основании того, будут ли они реализованы в течении одного года или в течение нормального рабочего цикла предприятия, в зависимости от того, какой промежуток времени продолжительнее; статьи включаются в текущие пассивы, если они оплачиваются по требованию кредитора, или если ожидается, что они будут ликвидированы в течение одного года. Даже при использовании этого подхода, как правило, имеются случаи включения или исключения отдельных статей на основании различных критериев. Поэтому Рабочим циклом предприятия обычно называется средний промежуток времени от момента приобретения материалов и до момента получения денег. Разделение статей на текущие или нетекущие на практике основано скорее на соглашении, нежели на каком-либо одном понятии. 
   Как уже отмечалось выше совокупность основных и оборотных средств и представляет активы предприятия. Экономическая интерпретация актива баланса заключается в следующем. С одной стороны, актив показывает состав, размещение и фактическое целевое использование средств предприятия. При этом основной упор делается на то, во что вложены финансовые ресурсы предприятия и каково функциональное назначение приобретенных хозяйственных средств. С другой стороны, актив представляет собой величину затрат предприятия, сложившихся в результате предшествующей производственной деятельности, финансовых операций и понесенных расходов ради возможных будущих доходов. То есть в активе отражены экономические ресурсы предприятия, которые способны приносить будущий доход.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2 Содержание и последовательность анализа активов предприятия.
    Процесс управления активами является одной из важнейших составляющих функционирования предприятия как обособленного хозяйствующего субъекта. Практика работы предприятий подтверждает наличие прямой зависимости эффективности их деятельности от уровня качества и научной обоснованности системы управления в данной области. В связи с этим большое значение приобретают теоретические подходы к определению экономической сущности активов, позволяющие охарактеризовать их как объект управления.
   Мировая и отечественная экономическая наука внесла значительный вклад во всестороннее исследование активов: их экономического содержания, порядка представления, классификации, оценки. По поводу активов имеются самые разнообразные определения, которые обусловлены исследованием активов с позиций различных специальных областей знаний: экономики предприятия, финансового менеджмента, операционного и инновационного менеджмента, бухгалтерского учета, логистики, контроллинга и др.
   При определении активов указывают некоторые отдельные их характеристики, такие как право собственности на объекты активов, денежную оценку их стоимости, натурально-вещественную форму существования активов, доходность активов, то есть характеристики, присущие активам, как объекту управления.
   Можно выделить два основных подхода к определению активов организации:
     1) как способа размещения и использования финансовых ресурсов;
     2) как отсроченных расходов, осуществленных в текущем периоде.
   Вещественная концепция трактует активы как предметы с определенным функциональным назначением. Расходная концепция характеризует активы как затраты, понесенные организацией в результате предшествующих операций с целью получения дохода от их дальнейшего использования.   
   Любой актив имеет три существенные характеристики:
          1) актив способен принести хозяйственную выгоду (доходы, прибыль)
              в будущем;
          2) активы находятся в распоряжении руководства организации, которое
              могло бы беспрепятственно задействовать их по собственному
              усмотрению или продать;
          3) активы являются результатом ранее осуществленных организацией
              сделок, т.е. пригодны к использованию в данный момент, а не
             находятся на стадии изготовления или доставки в рамках
             соответствующего договора.
    Американские специалисты считают, что при отсутствии хотя бы одной из этих характеристик объект учета не может быть признан активом.
   В российском законодательстве понятие активов не дается, хотя используется довольно часто, причем зачастую понятия «актив» и «имущество» не различаются, так, «имуществом признаются хозяйственные средства, контролируемые организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности, и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем», «актив - это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает получение экономической выгоды в будущем». Данные определения близки друг к другу.
   Организации используют свои активы для производства товаров и услуг, способных удовлетворить желания и потребности покупателей, готовых платить за них, и тем самым увеличивать приток денежных средств компании. В рамках отечественного законодательства общий признак активов – способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем – присутствует лишь на уровне частного определения основных средств и нематериальных активов (п.4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п.3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»). Будущими экономическими выгодами является потенциальная возможность актива прямо или косвенно способствовать притоку или сокращать отток денежных средств или их эквивалентов в организацию.
   Таким образом, активы – это контролируемые организацией в результате прошлых событий экономические ресурсы, стоимость которых в момент приобретения может быть справедливо измерена, и от которых предприятие ожидает получение экономической выгоды.
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     1.3 Классификация активов предприятия.
   Существует множество классификаций активов. Наиболее распространенной является двухмерная классификация активов, на основе которой строится процесс их выявления. Активы подразделяются по двум признакам (Рисунок 1):
      1) по материально-физической форме - на физические и финансовые;
      2) по признаку оборачиваемости - на внеоборотные, в том числе
          материальные и нематериальные, и оборотные, в том числе оборотные
          фонды и фонды обращения. 
 


           Рисунок 1. Классификация активов  предприятия 

    Внеоборотные активы.
   Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В состав внеоборотных активов предприятия входят следующие их виды:
-  основные  средства;
- нематериальные  активы;
- незавершенные  капитальные вложения;
- оборудование, предназначенное к монтажу;
- долгосрочные  финансовые вложения;
-  другие виды внеоборотных активов.
    Внеоборотные активы характеризуются следующими положительными особенностями:
        а) они практически не подвержены потерям от инфляции, а,
            следовательно, лучше защищены от нее;
         б) им присущ меньший коммерческий риск потерь в процессе
           операционной деятельности предприятия; они практически защищены
            от недобросовестных действий партнеров по операционным ком
            мерческим сделкам;
       в) эти активы способны генерировать стабильную прибыль, обеспечивая
            выпуск различных видов продукции в соответствии с конъюнктурой
            товарного рынка;
       г) они способствуют предотвращению (или существенному снижению)
           потерь запасов товарно-материальных ценностей предприятия в
           процессе их хранения;
       д) им присущи большие резервы существенного расширения объема
            операционной деятельности в период подъема конъюнктуры
            товарного рынка.
Вместе с тем, внеоборотные активы в процессе операционного использования имеют ряд недостатков:
   а) они подвержены моральному износу (особенно активная часть производственных основных средств и нематериальные операционные активы), в связи с чем, даже будучи временно выведенными из эксплуатации, эти виды активов теряют свою стоимость;
   б) эти активы тяжело поддаются оперативному управлению, так как слабо изменчивы в структуре в коротком периоде; в результате этого любой временный спад конъюнктуры товарного рынка приводит к снижению уровня полезного их использования, если предприятие не переключается на выпуск других видов продукции;
    в) в подавляющей части они относятся к группе слаболиквидных активов и не могут служить средством обеспечения потока платежей, обслуживающего операционную деятельность предприятия.
   Разнообразие видов и элементов внеоборотных активов предприятия определяет необходимость их предварительной классификации в целях обеспечения целенаправленного управления ими. С позиций финансового менеджмента эта классификация строится по следующим основным признакам:
1. По функциональным видам:
    - Основные средства
    - Нематериальные активы
    - Незавершенные капитальные вложения
    - Оборудование, предназначенное к монтажу
    - Долгосрочные финансовые вложения
    - Другие виды внеоборотных активов
2. По характеру обслуживания  отдельных видов  деятельности  
      предприятия:
     - Внеоборотные активы, обслуживающие  операционную деятельность 
       (операционные внеоборотные активы);
    -Внеоборотные активы, обслуживающие инвестиционную деятельность;
    - Внеоборотные активы, удовлетворяющие социальные потребности
       персонала (непроизводственные внеоборотные активы);
  3. По характеру владения:
- Собственные  внеоборотные активы
- Арендуемые  внеоборотные активы
 4. По формам залогового обеспечения кредита и особенностям
     страхования:
- Движимые внеоборотные активы
- Недвижимые  внеоборотные активы
   Оборотные активы (в практике стран с рыночной экономикой их называют оборотным капиталом) являются важнейшим ресурсом в обеспечении текущего функционирования предприятия.
   Оборотные средства – это денежные средства или другие активы, которые могут быть обращены в деньги в течение одного производственного цикла (как правило, одного года). Оборотные средства являются составной частью имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования – одно из основных условий успешной деятельности предприятия.
Оборотные активы – это наиболее подвижная часть  капитала предприятия, которая в  отличие от основного капитала является более текучей и легко трансформируемой в денежные средства. К оборотным производственным фондам относятся предметы труда, которые целиком потребляются в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции. Это производственные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, топливо, энергия, тара, запасные части, незавершенное производство и расходы будущих периодов.
    В зависимости от роли, которую играют производственные запасы, в процессе производства они делятся на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. С точки зрения бухгалтерского баланса оборотный капитал представляет собой превышение текущих активов компании над ее краткосрочными обязательствами.
Под составом оборотных  средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства. Деление оборотных средств на оборотные производственные фонды и фонды обращения определяется особенностями их использования и распределения в сферах производства продукции и ее реализации.
   Оборотные производственные фонды предприятий состоят трех частей:
-производственные  запасы;
-незавершенное  производство и полуфабрикаты  собственного изготовления;
-расходы будущих  периодов.
   Производственные запасы - это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс; состоят они из сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, горючего, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, тары и тарных материалов и запасных частей для текущего ремонта основных фондов.
   Незавершенное производство и полуфабрикаты собственно изготовления - это предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, не законченные полностью производством в одних цехах предприятия и подлежащие дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия.
   Расходы будущих периодов - это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода (например, затраты на конструирование и разработку технологии новых видов изделий, на перестановку оборудования и др.)
   Оборотные производственные фонды в своем движении также связаны с фондами обращения, обслуживающими сферу обращения. Они включают готовую продукцию на складах, товары в пути, денежные средства и средства в расчётах с потребителями готовой продукции, в частности, дебиторскую задолженность. Целенаправленное управление оборотными активами предприятия определяет необходимость предварительной их классификации. С позиций финансового менеджмента эта классификация оборотных активов строится по следующим основным признакам
(Рисунок 2.) 
 


     Рисунок 2. Классификация оборотных активов  предприятия  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2.Методы оценки совокупной стоимости активов 
        предприятия как целостного имущественного комплекса.
      В практике финансового менеджмента встречаются многочисленные ситуации, когда активы предприятия создаются не в процессе постепенного их формирования, а путем единовременного их приобретения в форме целостного имущественного комплекса. Целостный имущественный комплекс представляет собой хозяйственный объект с законченным циклом производства и реализации продукции (работ, услуг), размещенный на предоставленном ему земельном участке.
     Совокупность  активов предприятия как целостного имущественного комплекса требует иных подходов к оценке их стоимости в сравнении с оценкой отдельных видов активов. В процессе этой оценки должны быть учтены :
       - затраты труда по формированию такого целостного имущественного
         комплекса;
      - оптимальность пропорций сформированной структуры его активов и
         их способность генерировать прибыль;
      - степень физического и морального износа отдельных видов активов;
      - эффективность отдачи нематериальных активов и ряд других
        факторов.
     Необходимость оценки совокупной стоимости активов предприятия как целостного имущественного комплекса возникает на современном этапе в целом ряде случаев. Так, в условиях перехода к рыночной экономике все большее распространение получают: покупка отдельных предприятий с целью диверсификации операционной деятельности, проникновения на другие региональные или товарные рынки, устранения конкурентов; слияние (поглощение) отдельных действующих предприятий с целью усиления совместного производственного и финансового потенциала; приватизация государственных предприятий и т.п.
        Кроме того, потребность в оценке стоимости активов предприятия как целостного имущественного комплекса проявляется при приобретении контрольного (или достаточно крупного) пакета его акций, залоге имущества в процессе ипотечного кредитования, осуществлении полнообъемного внешнего страхования, разработке плана санации, ликвидационных процедурах при банкротстве и т.п.
     Методы  оценки стоимости совокупных активов  предприятия как целостного имущественного комплекса весьма многообразны. В практике финансового менеджмента их принято подразделять на следующие основные группы:
     • метод балансовой оценки;
     • метод оценки стоимости замещения;
     • метод оценки рыночной стоимости;
     • метод оценки предстоящего чистого  денежного потока;
     • метод оценки на основе регрессионного моделирования;
     • экспертный метод оценки и другие.
     Каждый  из этих методов имеет свои разновидности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           2.1 Метод балансовой  оценки.
       Метод балансовой оценки совокупной  стоимости активов предприятия осуществляется на основе данных последнего его отчетного баланса. В основе этого метода лежит определение стоимости чистых активов, т.е. совокупности активов, сформированных за счет собственного капитала предприятия.
     Оценка  стоимости чистых активов балансовым методом имеет ряд разновидностей:
     1. Оценка по фактически отражаемой  стоимости активов. Такая оценка  получила наибольшее распространение  в процессе приватизации государственных  предприятий для определения  их начальной цены при проведении аукционов и конкурсов.
     2. Оценка по восстановительной  стоимости активов. Такая оценка  предусматривает, что фактически  отражаемая в балансе стоимость  отдельных групп материальных  и нематериальных активов (в  первую очередь, всех видов  основных средств, отдельных видов нематериальных ценностей, всех товарно-материальных запасов в составе оборотных активов) должна быть скорректирована с учетом роста цен на момент проведения оценки. Такая оценка активов должна основываться на реальных темпах инфляции за весь период с момента последней их индексации, т.е. учитывать реальное изменение индекса цен на отдельные виды продукции.
     Характеризуя  этот метод оценки, следует отметить, что он позволяет получить более точную минимальную стоимость чистых активов предприятия, хотя также не свободен от недостатков. При использовании этого метода не всегда реально отражается уровень морального износа отдельных видов материальных и нематериальных активов, не учитывается характер их использования.
     3. Оценка по стоимости производительных активов. Такая оценка в определенной мере позволяет сгладить недостатки предыдущих методов. В ее основе лежит оценка только производительно используемых чистых активов, генерирующих прибыль предприятия, т.е. непосредственно участвующих в его хозяйственной деятельности. В процессе такой оценки из общей стоимости активов предприятия по балансу вначале исключаются так называемые непроизводительные активы (неустановленное или выбывшее из производственной эксплуатации оборудование; неиспользуемые в процессе производства запасы отдельных видов сырья и материалов; сверхнормативные запасы используемых в хозяйственном процессе видов сырья и материалов; не пользующаяся спросом покупателей ранее изготовленная готовая продукция; неиспользуемые виды нематериальных активов, числящиеся на балансе предприятия; безнадежная дебиторская задолженность и т.п.). Затем к стоимости производительных активов по балансу прибавляют используемые предприятием арендуемые (по договору аренды или лизинга) его активы, отражаемые на забалансовых счетах. Наконец, из общей стоимости производительных активов исключают сумму всех видов финансовых обязательств предприятия.
   В основе первого метода лежит  расчет стоимости чистых активов сформированных только за счет собственных средств.
1.ЧАф = ОС+НМАост.ст.+НЗ+ЗТМЦ+(-) (ФА-ФО),где
ОС – основные средства
НМА – нематериальные активы
НЗ – незавершенное  капитальное строительство
ЗТМЦ – затраты  товарно материальных ценностей
ФА – финансовые активы
ФО – финансовые обязательства
Чистые активы - это расчетная величина, определяемая как разность между стоимостью активов предприятия и его обязательствами
2.Чистые активы  корректируются на результаты  переоценки 
 

    Гудвилл - один из видов нематериальных активов, стоимость которого определяется как разница между рыночной (продажной) стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью (суммой чистых активов). Он считает, что указанное повышение стоимости предприятия связано с возможностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднерыночным уровнем эффективности инвестирования) за счет использования более эффективной системы управления, доминирующих позиций на товарном рынке, применения новых технологий и т.п.
     То  есть, можно сделать вывод, что с точки зрения теории финансового менеджмента, гудвилл - это не только разница между стоимостью чистых активов и ценой продажи, но также и рыночной стоимостью предприятия на дату оценки:
                                      GV=MA+IA-D-V (1)
где:
GV - гудвилл;
МА - стоимость  материальных активов;
IА - стоимость  нематериальных активов;
D - стоимость  заемного капитала;
V - рыночная стоимость  действующего предприятия.
Если рыночная стоимость действующего предприятия  ниже балансовой стоимости чистых активов, то гудвилл будет отрицательным.
Поскольку при  свершившейся продаже предприятия  гудвилл выступает в форме  разницы между рыночной и балансовой стоимостью предприятия, то в этом случае определение его размера сложности  не вызывает. Однако на стадии предварительной оценки стоимости целостного имущественного комплекса, как вполне справедливо считает И.А. Бланк, оценить гудвилл довольно сложно. В этой связи, отмечая, что для оценки гудвилла обычно используются два метода, он приводит две формулы его расчета.
                                      Г= ЧПф-(А?НПс)   (2)
                                        Г=ЧПф-(ОР?Мn/n)
где:
Г - сумма гудвилла на основе оценки по фактической сумме  прибыли или объему реализации продукции  предприятия;
ЧПф - среднегодовая сумма чистой прибыли предприятия;
А - среднегодовая стоимость активов предприятия;
НПс - среднеотраслевая норма рентабельности активов предприятия;
ОР - среднегодовой  объем реализации продукции предприятия;
Мn/n - среднеотраслевой коэффициент рентабельности реализации 
            продукции;
   Если полученный результат, поделить на коэффициент капитализации нематериальных активов, то мы найдем величину гудвилла. Этот метод называют казначейским, так впервые он был использован для подсчета гудвилла, который потеряли производители алкогольной продукции во время Сухого закона в 1920 году в Меморандуме Казначейства США А.Р.М 34. В последствии он применялся для расчета налогов при дарении и наследовании.
Алгоритм  расчета гудвилла и стоимости собственного капитала (бизнеса)
Стоимость чистых материальных активов
                                       х
Коэффициент капитализации  чистых материальных активов
                                        -
Уровень нормализованной  прибыли
                                       =
Избыточная прибыль
                                       х
Коэффициент капитализации  избыточной прибыли
                                        =
Гудвилл
                                        +
Стоимость чистых материальных активов
                                        =
Стоимость предприятия 

   Таким образом, стоимость компании  равна стоимости материальных  активов плюс гудвилл:
V=MA+GV, (3)
где:

МА - стоимость  материальных активов;
GV - гудвилл;
NOI - чистый операционный  доход;
Re - коэффициент  капитализации чистого дохода от основной деятельности;
Rg - коэффициент  капитализации нематериальных активов. 
   Характеризуя этот метод оценки, следует отметить, что он позволяет получить реальную стоимость чистых активов предприятия, непосредственно формирующих результаты его хозяйственной деятельности. В этом случае достигается более полная оценка потребительной стоимости чистых активов с позиции покупателя целостного имущественного комплекса. Однако недостатком этого метода оценки является то, что он не отражает непосредственных результатов хозяйственной деятельности предприятия, генерируемых его производительными активами (этот результат может быть отрицательным даже при высокой стоимости чистых производительных активов предприятия), а также не учитывает размер используемого земельного участка в составе производительных активов. 

                         2.2 Метод оценки стоимости замещения.
       Метод оценки стоимости замещения  (он характеризуется также термином "затратный метод") основывается  на определении стоимости затрат, необходимых для воссоздания всех аналогичных активов, входящих в состав целостного имущественного комплекса. Иными словами, в процессе оценки моделируются все затраты по воспроизведению данного имущественного комплекса в современных условиях в разрезе отдельных его элементов с учетом реальной стоимости износа каждого из этих элементов. Этот метод оценки стоимости целостного имущественного комплекса имеет две разновидности:
     1. Оценка по фактическому комплексу  активов. Такая оценка может  производиться по комплексу активов, входящих в отчетный баланс предприятия, а также по группе арендуемых активов (при определении стоимости замещения производительных активов целостного имущественного комплекса). В процессе этого метода оценки калькулируются все виды затрат, связанных со строительством, приобретением и установкой каждого вида активов (стоимость проектных работ, материалов, оплаты труда и т.п.). Оценка осуществляется по следующим основным этапам.
     На  первом этапе из общего комплекса  активов вычленяют те их виды, которые не требуют оценки стоимости замещения — денежные активы в национальной и иностранной валюте, дебиторская задолженность, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, расходы будущих периодов и другие аналогичные активы.
     На  втором этапе всю совокупность материальных и нематериальных активов предприятия структурируют по отдельным элементам, различающимся по способам осуществления оценки. Как правило, такая дифференцированная оценка осуществляется по таким элементам активов:
     • здания и сооружения;
     • производственное оборудование, машины, механизмы;
     • офисная мебель;
     • технические средства управления;
     • запасы сырья и полуфабрикатов;
     • запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
     • запасы готовой продукции;
     • нематериальные активы, учитываемые в составе баланса;
     • прочие виды активов.
     На  третьем этапе, используя дифференцированные подходы к оценке различных элементов  активов, определяют полные затраты  на их производство в современных  условиях. Система таких методических подходов к оценке различных видов движимого и недвижимого имущества широко освещается в специальной литературе.
     На  четвертом этапе из полных затрат на воспроизводство отдельных элементов  активов вычитают стоимость всех форм износа. В отличие от бухгалтерской практики в составе этого износа отражается не только физическое старение активов, но и функциональное (потеря стоимости актива в связи с невозможностью выполнения в полном объеме первоначальных функций), экономическое (потеря стоимости актива в связи с изменением конъюнктуры рынка) и другие виды их устаревания.
     На  пятом этапе на основе суммирования стоимости замещения отдельных  элементов материальных и нематериальных активов (с учетом стоимости всех форм их износа), а также фактической  стоимости финансовых активов определяют полную стоимость замещения активов целостного имущественного комплекса.
     На  шестом этапе (при необходимости) определяется стоимость замещения чистых активов  предприятия. Для этого из полной стоимости замещения его активов  вычитают сумму всех его финансовых обязательств (объем используемого им заемного капитала).
     Характеризуя  этот метод оценки, следует отметить, что он дает более точное представление  о стоимости целостного имущественного комплекса в сравнении с балансовым методом, так как позволяет учесть не только аналоговую современную стоимость отдельных элементов активов предприятия, но реальную (а не только отражаемую бухгалтерским учетом) сумму их износа. Вместе с тем, следует учесть, что многие элементы оценки активов носят субъективный характер — выбор конкретных методов воссоздания полной стоимости по отдельным элементам активов, оценка стоимости функционального и экономического их износа и т.п. Кроме того, в условиях нашего законодательства он не отражает стоимости используемого предприятием земельного участка и характера его расположения. Наконец, этому методу присущ еще один существенный недостаток — он не увязывает стоимость активов целостного имущественного комплекса с уровнем генерируемой ими прибыли.
     2. Оценка стоимости замещения с учетом гудвилла. Такая оценка позволяет существенно дополнить представление о реальной стоимости целостного имущественного комплекса за счет тех видов неотраженных в балансе нематериальных активов, которые оказывают существенное влияние на формирование прибыли предприятия. В соответствии с действующими принципами бухгалтерского учета такие виды неосязаемых активов предприятия, формирующих его гудвилл, трактуются не как нематериальные активы, а как текущие его затраты — расходы на подготовку и повышение квалификации кадров; затраты на рекламу и маркетинговые исследования; расходы на содержание исследовательских подразделений предприятия и т.п. В процессе оценки гудвилла такого рода расходы рассматриваются как инвестиции в нематериальные активы, не отражаемые в составе баланса.
     Однако  следует иметь в виду, что сами по себе эти расходы, рассматриваемые  изолированно от их влияния на формирование дополнительной прибыли предприятия, инвестиционной ценности не имеют. Они  приобретают такую ценность, когда в комплексе воздействуют на формирование прибыли за счет эффекта синергизма. Синергизм (или эффект синергизма) характеризует дополнительные экономические преимущества (в рассматриваемом случае — дополнительную прибыль предприятия), которые образуются в процессе комплексного и взаимодополняющего использования отдельных факторов производства. Таким образом, гудвилл выступает в форме суммированного эффекта многочисленных синергизмов и только в этой форме имеет самостоятельную инвестиционную ценность. Учет этого эффекта в ряде случаев существенно повышает реальную стоимость совокупных активов в форме целостного имущественного комплекса.
     При свершившейся продаже предприятия  гудвилл выступает в форме  разницы между рыночной и балансовой стоимостью предприятия (или стоимостью замещения чистых активов), т.е. в этом случае определение его размера сложности не вызывает. Однако на стадии предварительной оценки стоимости целостного имущественного комплекса оценить размер гудвилла довольно сложно. Обычно в процессе такой оценки используют два основных метода:
     а) оценка гудвилла на основе среднеотраслевой суммы прибыли. В 
         этом случае гудвилл характеризуется как сверхприбыль
         предприятия, выраженная суммой синергетических эффектов, по
         отношению к средней норме прибыли, генерируемой активами
         (среднеотраслевой норме рентабельности активов).
        Для нивелирования влияния случайных динамических факторов,
        рассматриваемые показатели в процессе оценки берутся средними за
         последние три года.
     б) Оценка гудвилла на основе объема реализации продукции. В этом
        случае основой оценки служит так называемый "мультипликатор
        прибыль/объем продажи", который характеризует удельный вес
        суммы чистой прибыли в объеме реализации продукции. Этот
        мультипликатор целесообразно использовать для оценки суммы
        гудвилла предприятий тех отраслей, в которых уровень
        рентабельности реализации продукции (уровень коммерческой
        рентабельности) носит стабильный характер в динамике (в
       зарубежной практике к таким отраслям относят торговлю, массовое
        питание, бытовое обслуживание, туризм и некоторые другие).
   Характеризуя этот метод оценки, следует отметить, что он позволяет получить достаточно точную стоимость целостного имущественного комплекса, увязанную как с уровнем прибыли, генерируемой активами предприятия, так и уровнем сверхприбыли, формируемой за счет суммированного эффекта синергизма в конкретных условиях его хозяйствования. К недостаткам этого метода следует отнести то, что он оперирует стабильными показателями уровня среднеотраслевой рентабельности и фактической прибыли предприятия, в то время как в реальных условиях нашей страны такая стабильность пока недостижима. Кроме того, за счет использования разных способов оценки гудвилла, его сумма может существенно расходиться в оценке продавца и покупателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   2.3 Метод оценки  рыночной стоимости.
       Метод оценки рыночной стоимости  целостного имущественного комплекса  основан на рыночных индикаторах  цен покупки — продажи аналогичной  совокупности активов. Этот метод оценки имеет две разновидности:
     1.Оценка по котируемой стоимости акций данного предприятия. Такая оценка может проводиться по предприятиям, организованным в форме открытых акционерных обществ, чьи акции свободно обращаются на организованном или неорганизованном фондовом рынке. Основой такой оценки является фактическая котировка (средняя рыночная стоимость) одной акции. Оценка чистых активов целостного имущественного комплекса акционерных компаний осуществляется по следующим этапам.
     На  первом этапе определяется средний  уровень котировки акций компании, обращающихся на организованном и неорганизованном фондовом рынке. Он рассчитывается как  средневзвешенное его значение, где  в качестве "весов" выступает  объем сделок, заключенных в анализируемом периоде, на различных видах фондового рынка.
     На  втором этапе определяется количество акций компании, находящихся в  обращении. В этих целях из общего числа зарегистрированной эмиссии  акций вычитают количество акций, выкупленных  компанией (или оставленных ею в резерве).
     На  третьем этапе путем умножения  среднего уровня рыночной котировки  акций на их количество, находящееся  в обращении, определяется рыночная стоимость чистых активов акционерной  компании.
     Характеризуя  этот метод оценки, следует отметить, что он получил широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой, где его надежность определяется высокой степенью эффективности фондового рынка. В экономических условиях нашей страны он может привести к существенным искажениям реальной стоимости чистых активов акционерных компаний. Это связано с тем, что акции большинства акционерных компаний у нас неликвидны, т.е. не обращаются в массовом порядке на фондовом рынке, и их рыночная цена предложения устанавливается эмитентом произвольно без привязки к реальной оценке своих чистых активов и возможностям выплаты дивидендов по ним в предстоящем периоде. Но даже при относительно свободном обращении акций на фондовом рынке их ликвидность и уровень котировки часто искусственно поддерживаются эмитентом путем скупки отдельных пакетов акций по ценам, превышающим их реальную рыночную стоимость. 
2. Оценка по аналоговой рыночной стоимости. В основе использования этого метода лежит изучение цен покупки — продажи аналогичных целостных имущественных комплексов. Предприятие — аналог подбирается для осуществления такой оценки с учетом его отраслевой принадлежности, региона размещения, размера и структуры активов, стадии жизненного цикла и ряда других факторов. Оценка стоимости целостных имущественных комплексов этим методом предполагает, что при достаточно сходных характеристиках объектов — аналогов они имеют для покупателей одинаковую потребительную стоимость.

   Оценка эффективности использования активов заключается в определении влияния активов на финансовые результаты компании по трем группам:
- рентабельности,
- ликвидности,
- оборачиваемости на основе расчета коэффициентов.
   Коэффициенты первой группы - рентабельности - позволяют оценить результат конкурентной борьбы по продвижению и продаже своего продукта. Они показывают соотношение между затратами компании на активы и отдачей от них в виде прибыли. Увеличение отдачи как раз и является задачей компании.   
   Рентабельность может исчисляться по-разному. В период, предшествующий перестройке экономики России, широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств). Учитывая, что данный показатель в прежних условиях хозяйствования был плановым, предполагалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей суммой производственных фондов, то есть стимулировать улучшение использования последних.
   Однако, как показала практика, поставленная цель не была достигнута. Тем не менее, данный показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает использоваться и в настоящее время для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности.
   Этот показатель общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) официально трансформировался в показатель рентабельности активов.  

Рентабельность = операционная прибыль
      активов             средняя сумма активов
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.