На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный бюджет,его структура и функции.Особенности формирования государственного бюджета в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Пермский  институт (филиал)
Государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования
Российский  государственный торгово-экономический  университет 
 
 

Кафедра общей экономической теории 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине «Экономическая теория» на тему 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РОССИИ» 
 
 
 
 

               Выполнила – студентка 1 курса очной формы
            обучения  факультета менеджмент, группы МП-12
               Новожилова Светлана Валерьевна
               Руководитель –  к.э.н. доцент В.Ф. Шушарин
               Оценка__________________________________________
            Дата____________________________________________
               Подпись_________________________________________ 
           
           
           

Пермь 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________ 3
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
    1.1 Понятие государственного бюджета и его экономическое значение____5
    1.2 Доходы государственного бюджета_______________________________7
    1.3 Расходы государственного бюджета______________________________ 9
    ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РОССИИ
    2.1 Уровни и принципы бюджетной системы России___________________12
    2.2 Бюджетный процесс, его характеристика__________________________15
    2.3 Анализ элементов бюджетного процесса за 2001 – 2007 гг.___________18
    ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ______________________________________________________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________________________________26
 

ВВЕДЕНИЕ.

    Государственный бюджет - неотъемлемый атрибут любого государства. Без него государство не смогло бы существовать. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
    Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
    Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу  государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
    Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
    Актуальность  данной темы, на мой взгляд, не вызывает никаких сомнений, поскольку без  принятия данного документа не будут  выделены основные направления использования  денежных средств государства. Также выбор мною темы данной курсовой работы во многом обусловлен тем, что, начиная с 2004 года, в России осуществляется реформа бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к устойчивой сбалансированности государственного бюджета России.
    Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ, ЕГО СТРУКТУРА  И ФУНКЦИИ. 

      ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА  И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
  Государственный бюджет – это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства. Как известно, сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Через бюджет производится мобилизация централизуемых финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Используя средства на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Через бюджет перераспределяется до 30-40% национального дохода.[3 c.123]. Федеральные и региональные органы государственной власти посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Государственный бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивает проведение необходимой социальной политики. При этом через движение бюджетных ресурсов доходной части бюджета, и эффективность использования его расходной части. Основные функции, которые выполняет бюджет, можно представить в виде следующей схемы:
  
  Рис.1 Основные функции бюджета
  Через распределительную и контрольную  функции проявляется сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых осуществляется планирование доходов и расходов государства. Бюджет выступает мощным рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечить не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Значение бюджета, на мой взгляд, состоит, прежде всего, в сосредоточении у государства части доходов общества. В условиях рыночной экономики, к которой Россия стремиться в настоящее время, большое значение бюджета сохраняется, но методы его воздействия на развитие экономики и социальной сферы становятся несколько иными. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Бюджет играет важную роль и в воспроизводственном процессе. Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы влияет на воспроизводство рабочей силы. Налоги, направляемые в бюджет, сокращают долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового внутреннего продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития. Итак, основные признаки государственного бюджета [1 c.124], которые выделяют его из общей системы экономических отношений, можно сформулировать следующим образом:
      бюджет имеет денежную форму отношений (опосредуется движением финансовых ресурсов);
      сфера действия бюджета ограничена рамками бюджетного процесса, который регламентируется соответствующим законодательством (Бюджетным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ);
      участниками бюджетных отношений всегда являются, с одной стороны, государство, субъекты Федерации и органы местного самоуправления, а с другой стороны – предприятия, учреждения и население;
      характерна безвозмездность движения денежных потоков в виде взимания налогов и сборов, а также бюджетного финансирования.
      ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 

     Доходы  бюджета это денежные средства (налоговые и неналоговые доходы), поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.)[3 c.132].
     Под налоговыми доходами подразумеваются платежи, которые не подлежат обмену, в пользу бюджета. К ним также относятся штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.
     К неналоговым доходам относятся: доходы от продаж и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; штрафы, внимание которых не связано с налогами; доходы от платных услуг. Эта классификация представлена в следующей схеме:
     
     Рис.2 Неналоговые доходы
     В зависимости от источников поступления  бюджетные доходы можно подразделить как собственные и регулирующие.
      Собственные доходы бюджетов это виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся: налоги и другие обязательные платежи.[3 c.136].
      Регулирующие  доходы бюджета федеральные и региональные налоги, иные платежи.[3 c.134].
     Наиболее  сложная проблема в бюджетном  устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетное взаимоотношение центра и регионов. Доходная часть территориального бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субсидий и кредитных ресурсов.
     Механизм  трансфертов ещё одно понятие бюджетных отношений. В 1994г. был введён новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором их, стал выступать Целевой Фонд финансовой поддержки регионов. Он и стал источником выделения трансфертов (средств, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящие из Фонда финансовой поддержки; перечисляемых ежемесячно) .)[3 c.132].
     Регионы объединяются в зависимости от географического  положения, а также от факторов, в наибольшей степени влияющих на доходы и расходы бюджетов.
     Трансферты  выделяются только тем регионам, которые действительно «нуждаются в поддержке».
     Для выравнивания доходов важно создать  взаимоотношения между ресурсами  и местными бюджетами. 

      РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.
 
     Расходы бюджета выполняют своё функциональное назначение, вытекающее из основных функций  государства (государственное управление, международная деятельность, национальная оборона): ведомственная – обеспечение адресного выделения бюджетных ассигнований, экономическая – те виды финансовых операций, с команды которых государство выполняет расходы внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами (выделение средств на заработную плату, субсидии, дотации, покупка товаров и услуг, выплата процентов по долгам, предоставление кредитов другим экономическим агентам и др.)[3 c.140].
     Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.
     Капитальные расходы бюджетов представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность[3 c.141].
     В составе капитальных расходов сформулирован бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования проектов.
     Объём денежных средств, направленных в бюджетное  развитие, устанавливается федеральным законом о бюджете на следующий год.
     Текущие расходы бюджетаэто часть расходов бюджета, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономике[3 c.142].
    Выполнение  бюджетных обязательств: динамика расходов федерального бюджета с 2001 по  2005 гг. отличается стабильным ростом в доле ВВП. Благодаря взятому курсу на сокращение и более эффективное использование  расходов, в 2005 г. впервые наблюдается снижение расходов бюджета, с последующим уменьшением их доли в ВВП в бюджете 2006 г. Расходы федерального бюджета в 2006 г. на уровне 2659,4 млрд. руб., или 17,4 % ВВП. В 2005 г. расходы составили 2345,6 млрд. руб.(18% ВВП). Таким образом, рост расходов составит 13,3%, т.е. незначительно превышает уровень инфляции. Таким образом, госрасходы увеличиваются в реальном выражении, а их доля в ВВП сокращается [15 c.3-5].
    Степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете: степень исполнения законов о бюджете можно назвать высокой. Устойчивое перевыполнение планов бюджета свидетельствует о их реалистичности и жестким контролем за их исполнением. Наиболее высокая степень исполнения бюджета наблюдалась в 2003г., где доходная часть бюджета была перевыполнена на 33,3 %. Более подробная статистика представлена в Таблице 1.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.