На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Планирование в системе управления предприятием

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
Учреждение  образования «Гродненский государственный  университет имени  Янки Купалы»
Факультет экономики и управления
Кафедра экономики и управления на предприятии 
 

                          РЕФЕРАТ 

ПЛАНИРОВАНИЕ  В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 

 
Специальность  «Экономика и управление на предприятии»
        Специализация «Экономика и управление на предприятии в сфере                             производства товаров и услуг»
              
 
 
 
 
Автор работы
студент
4 курса, 4 группы д/о                                                                    Дашук М.О.   

Руководитель                                                                
к. э. н., доцент                                                         Марголин Ф.Б. 

Гродно 2006 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………….3
1. Роль  и место планирования в управлении  предприятием…………………...4
2. Формы  планирования и виды планов………………………………………....6
3. Организация  внутрифирменного планирования……………………...….…10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18
 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Функция планирования является одной из важнейших  функций менеджмента и служит основой для принятия управленческих решений. Планирование - очень широкая категория, включающая в себя множество форм планирования и видов планов.
     Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект. Рассмотрим подробнее функцию планирования.
     Функция планирования является одной из важнейших функций менеджмента и служит основой для принятия управленческих решений. Планирование представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Роль и место планирования в управлении предприятием 

     Прежде  чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно, продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной цели предприятия.
      Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект.
     Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование-прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной. Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. [1, 25]
     Все вышеперечисленные функции управления носят название общих. Кроме них в системе управления выделяются конкретные функции, которые учитывают влияние на них объекта управления, что находит свое отражение в объекте и предмете планирования.
     Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
    разработку общих целей;
    определение конкретных детализированных целей на заданный период;
    определение путей и средств их достижения;
    контроль за достижением поставленных целей и их корректировка.
      Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности предприятия. Оно осуществляется для того, чтобы определять и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность плана зависит от точности фактических показателей прошлых периодов.
     Тем не менее, планирование на любом предприятии базируется на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка и т.п. Показатели конъюнктуры рынка являются исходными для составления плана предприятия. Поэтому планирование, как правило, тем легче, чем крупнее предприятие. Данные обстоятельства придают планированию вероятностный характер.
     Поскольку предприятие не только не может располагать всей необходимой информацией для составления надежного плана, а часто и не знает о существовании каких-либо базовых данных, качество плановых решений существенно зависит от компетентности и профессионального уровня плановых работников. Отсюда следует, что систему планирования на предприятии необходимо структурировать таким образом, чтобы использовались все имеющиеся факторы: экономико-управленческий инструментарий, опыт и знания сотрудников.
      Процесс планирования характеризуется рядом специфических черт.
      Во-первых, планирование имеет две стороны: социально-экономическую и организационно-техническую.
     Организационно-техническая  сторона обусловливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона определяется социально-экономическими условиями общества.
     Во-вторых, планирование как элемент управления носит информационный характер. Информационная сущность процесса планирования хорошо видна на примере стадий цикла планирования. В процессе производства перед органами планирования непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем. На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправлено.
     В-третьих, планирование на предприятии выступает  как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства. [3, 10]
     Таким образом, можно сделать следующие  выводы. Функция планирования является одной из важнейших функций менеджмента и служит основой для принятия управленческих решений. Планирование представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты. 

     2. Формы планирования и виды планов 

     Как уже было сказано ранее планирование является важнейшей функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики.
      Планирование  как форма государственного воздействия  на экономику существует практически  во всех странах. Оно органически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проблему, необходимо рассмотреть виды планирования.
      По  содержанию и форме проявления различают  следующие формы планирования и виды планов.
      1. С точки зрения обязательности  плановых заданий - директивное и индикативное планирование.
     Директивное планирование представляет собой процесс  принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.
     Индикативное  планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. Необходимо также сказать, что индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.
     2. В зависимости от срока, на  который составляется план, и  степени детализации плановых  расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.
      Перспективное планирование охватывает период более 5 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.
      Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.
     Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.
     3. По содержанию плановых решений  выделяют стратегическое, тактическое,  оперативно-календарное и бизнес-планирование.
     Стратегическое  планирование, как правило, ориентировано  на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.
     Тактическое планирование позволяет реализовать  вскрытые резервы, что может найти  выражение в увеличении объемов  производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и т.п.
     Оперативно-календарное планирование является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача оперативно-календарного планирования состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
     Бизнес-планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.
     4. По степени охвата:
    общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;
    частичное планирование, охватывающие только определенные области и параметры.
     5. По объектам планирования:
    целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;
    планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);
    программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;
    планирование действий, например специальных продаж, наем кадров.
     6. По сферам планирования:
    планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);
    планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);
    планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения); планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);
    планирование инвестиций, финансов и т.д.
     7. По глубине планирования:
    агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков; 
    детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта.
     8. По координации частных планов во времени:
    последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;
    одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования.
     9. По учету изменения данных:
    жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия);
    гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).
     10. По очередности во времени:
    упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим);
    скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;
    внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например при реконструкции или санации предприятия. [3, 45]
     Таким образом, видно, что существует множество форм планирования и видов планов и для того, чтобы определить, что и как должно планировать государство, а что сами субъекты хозяйствования, необходимо их рассмотреть. 

     3. Организация внутрифирменного планирования 

     План  предприятия по своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования:
    плановый персонал, сформированный в организационную структуру;
    механизм планирования;
    процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования);
    средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).
     Вся система организации планирования должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для совершенствования процессов производства и управления предприятием.
     Если  теория планирования раскрывает закономерности и принципы обоснования плановых решений, то организация планирования исследует процессно-структурный аспект.
    1. Плановый  персонал.
     Сюда  входят все специалисты, которые  в той или иной мере выполняют  функции планирования. Причем для  одних из них плановые функции могут быть основным видом деятельности (например, для сотрудников планово-экономического отдела), а для других - сочетаться с другими видами деятельности.
     Кадровым  работникам приходится решать самые  разнообразные задачи: поставить  и сбалансировать кратко- и долгосрочные цели предприятия; определить, что более важно – увеличить свою долю рынка или повышать производительность вложенного капитала; если речь идет о рентабельности вложенного капитала, то установить, во что инвестировать новые средства - в повышение рентабельности действующего производства или в производство новых видов изделий и услуг и т.д.
     Каждое  предприятие подходит к выбору организационной  структуры планирования строго индивидуально. Тем не менее, можно выделить группы предприятий с наиболее типичными схемами организационных структур планирования.
     В основе такой классификации лежит  отраслевой признак. Все предприятия (объединения) по отраслевому признаку можно разделить на три группы: отраслевые, многоотраслевые и межотраслевые.
     К отраслевой группе относятся предприятия, деятельность которых ограничивается какой-нибудь одной отраслью промышленности. В эту группу входит большинство мелких и средних предприятий, а также крупные предприятия и объединения, выпускающие массовую конечную продукцию.
     Более сложную организационную структуру  имеют многоотраслевые субъекты хозяйствования.
      Группа  многоотраслевых субъектов хозяйствования объединяет, как правило, крупные  промышленные концерны, которые по характеру своей продукции заняты в двух-трех и более отраслях промышленности. В таких субъектах хозяйствования устанавливаются тесные производственные связи между сопряженными и параллельными производствами, представленными отдельными предприятиями и объединениями. В результате горизонтальной и вертикальной интеграции производства в концерне сосредоточиваются большие производственные комплексы, выпускающие продукцию массового потребления и осуществляющие свою деятельность в сфере крупного промышленного производства.
     Система планирования в межотраслевых компаниях во многом идентична системе, принятой во вспомогательных подразделениях крупных отраслевых и многоотраслевых концернов, которые производят продукцию в основном для нужд основных производственных подразделений и лишь частично реализуют ее другим компаниям. Однако при наличии унифицированных блоков планирования даже в однотипных субъектах хозяйствования имеются различия в средствах и методах их реализации, что говорит о постоянном развитии и совершенствовании системы планирования в соответствии с изменяющимися условиями производства и внешней среды.
    2. Механизм  планирования.
     Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью  которых принимаются плановые решения, и обеспечивается их реализация. Если организационная структура отражает внешнее строение системы планирования, ее форму, то механизм планирования раскрывает внутреннее строение, содержание системы планирования.
     В общем виде в механизм планирования входят:
    аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия;
    функции планирования;
    методы планирования.
     а) Цели и задачи планирования. Переход к рыночной экономике существенным образом изменяет систему целей и задач предприятия, которая в плановой экономике задавалась директивно. В рыночной экономике предприятие, руководствуясь потребностями рынка, само формирует программу своей работы. В общем виде постановку целей можно определить как процесс принятия плановых решений, который предшествует будущему действию. Цели деятельности всех структурных подразделений предприятия должны быть увязаны между собой. Только при таком подходе гарантируется, что всем сторонам деятельности предприятия будет уделено надлежащее внимание.
     Соединение  целей и основных задач по их достижению представляет собой стратегию предприятия. Политика же разрабатывается для того, чтобы создать механизм реализации целей.
     б) Функции планирования. Под функциями планирования понимаются обособившиеся виды труда, порождаемые разделением труда внутри процесса планирования, то есть любая работа, любое действие, совершаемое в процессе формирования плана и направленное на изменение состояния предприятия.
     В состав функций планирования можно  включить следующие.
     Уменьшение  сложности. Важнейшей функцией планирования является преодоление реально существующей сложности планируемых объектов и процессов. Необходимо разбить процесс планирования на отдельные плановые расчеты и упростить процесс разработки и реализации плана, а также контроля за его выполнением.
     Мотивация. С помощью процесса планирования должно инициироваться эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия.
     Прогнозирование. Одной из функций планирования является как можно более точное прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней среды предприятия путем систематического анализа всех факторов. Качество прогноза определяет и качество плана.
      Обеспечение безопасности. Планирование должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его.
      Оптимизация. В соответствии с данной функцией планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования ресурсов.
     Функция координации и интеграции. Планирование должно объединять людей, как в процессе разработки плана, так и его реализации, предотвращать конфликты и учитывать интеграцию различных сфер деятельности предприятия.
      Функция упорядочения. С помощью планирования создается единый порядок действий всех работников предприятия.
     Функция контроля. Планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений предприятия.
     Функция документирования. Планирование обеспечивает документированное представление хода производственно-хозяйственной деятельности.
     Функция воспитания и обучения. Планирование оказывает воспитательный эффект посредством образцов рациональных действий и позволяет учиться на ошибках.
      в) Методы планирования. Под ними понимается способ осуществления планирования, то есть способ реализации плановой идеи. [3, 65]
     В практике планирования можно выделить три направления планирования: прогрессивное, ретроградное и круговое.
      Прогрессивное планирование (способ «снизу вверх»). При  этом способе планирование осуществляется от низших уровней иерархии предприятия к высшим. Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхней ступени, образуя план предприятия.
     Ретроградный  метод («сверху вниз»). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.
     Круговой  метод (встречное планирование). Он представляет собой синтез рассмотренных выше методов. Круговой метод предусматривает разработку плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз ) производится текущее планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей. При этом в планы включаются наиболее удачные решения.
      3. Процесс планирования.
      Как целесообразная деятельность людей  процесс планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность работ, выполняемых при составлении плана. 
     Процесс планирования состоит из следующих  этапов.
      Определение цели планирования. Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации.
     Анализ  проблемы. На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.
     Поиск альтернатив. На этом этапе среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.
      Прогнозирование. На этом этапе формируется представление о развитии планируемой ситуации.
      Оценка. На этом этапе проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.
     Принятие  планового решения. Выбирается и оформляется единственное плановое решение.
     4. Средства, обеспечивающие процесс  планирования.
     Средства, обеспечивающие процесс планирования, позволяют автоматизировать технологический  процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение. [3, 70]
     Таким образом, видно, что организация планирования на предприятии исследует процессно-структурный аспект и должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для совершенствования процессов производства и управления предприятием. Каждое предприятие подходит к выбору организационной структуры планирования строго индивидуально, что зависит от многих факторов.  
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы. Функция планирования является одной из важнейших функций менеджмента и служит основой для принятия управленческих решений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.