На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Обследование фонетической стороны речи при стертой форме дизартрии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Обследование  фонетической стороны  речи при стертой  форме дизартрии 

     Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей с дизартрией зависит  в первую очередь от правильности диагностики этих речевых нарушений.
     Диагностическое обследование включает в себя обследование состояния звукопроизношения, которое  строится с учетом структуры произносительных дефектов.
     Структуру произносительных нарушений при  дизартрии составляют: синдром артикуляционных  расстройств, синдром нарушения речевого дыхания, а также нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства. Поэтому обследование звукопроизношения включает в себя:
    обследование речевой моторики, то есть состояние мимической, жевательной мускулатуры, подвижность органов артикуляции,
    строение и анатомические особенности;
    обследование речевого дыхания;
    обследование состояния органов голосообразования;
    непосредственно произношение звуков по общепринятой методике.
     Таким образом, структура обследования звукопроизношения  определяется структурой самих дефектов произношения. Более детальное, глубокое обследование необходимо при дизартрии, так как этот вид расстройства звукопроизношения обусловлен не только нарушением артикул моторики, но и нарушением других компонентов речи. А двигательные расстройства артикуляционного аппарата более грубые и тяжелые по сравнению с дислалией.
     Для изучения устной речи дошкольников предлагается наглядно-дидактический систематизированный материал.
     Для изучения понимания речи, обследуемому предлагается прослушать:
     1) фразу и показать, какой картинке  она соответствует, например, Шура (Женя, Валя) упал(а) или заплакал(а)  и т.д. Основным ориентиром  в правильном определении картинки  по фразе является понимание  ребёнком категории рода глагола.
     2) небольшой стихотворный отрывок и показать, какой сюжетной картинке он соответствует;
     3) небольшой рассказ и ответить  на вопросы.
     В одном из заданий дошкольникам предлагается показать, где:
     1) слоник держит мишку (у слоника  мишка) - мишка держит слоника  (у мишки слоник);
     2) ёлка на грузовике - грузовик  на ёлке;
     3) белка в дупле - белка на  ветке;
     4) ёжик под грибочком - ёжик с  грибочком. 
    Для изучения понимания наречий сравнительной степени, ребёнку предлагается ответить на вопросы:
     1)Маша  выше Даши. Кто здесь Маша? Кто Даша?
     2) Димин карандаш короче Тиминого. Какой карандаш Димин? Какой  Тимин?
     3) Паша старше Саши, но моложе  Миши. Кто всех старше? Кто младше  всех?
     Понимание сложных логико-грамматические конструкций  помогает определить следующее задание, в котором ребёнку предлагается показать картинку, на которой:
     1) Девочка спасена мальчиком. - Мальчик  спасён девочкой.
     2) Собака испугана медведем. - Медведь  испуган собакой.
     3) Грузовик вытянут трактором. - Трактор  вытянут грузовиком.
     Обследование  произношения проводится на материале, предусматривающем положение звука в начале, середине и конце слова. Исключение составляют звонкие согласные. Их произношение проверяется только в начале и середине слова, так как произносительные нормы русского языка требуют обязательного оглушения звонкого согласного в конце слова.
      Для обследования произношения звуков речи у детей рекомендуется использовать слова с различной слоговой структурой.
     При обследовании состояния гласных  целесообразно предлагать слова, в  которых гласный первый в слове:
     • под ударением (аист, ослик, утка, иглы);
     • безударный (автобус, индюк, ананас, улитка).
     Условие использовать при проведении обследования слова различной слоговой структуры  распространяется также и на этот речевой материал.
     Обследование  произношения согласных звуков проводится по традиционным канонам:
     1) изолированно - дошкольника просят  повторить звук,;
     2) в слогах - повторить;
     3) в словах - назвать картинки или  повторить их название;
     4) во фразе:
     - составить предложение по картинке,
     - повторить фразу.
     1. Обследование изолированного произношения  звуков речи: б, б\ п, п\ в,  в\ с, с\ з, з\ ц, ш, ж,  ч, л, л\ р, р\ м, м\ к,  к\ х, х\ г, г\ д, д\ т,  т\ ф, ф\ й, а, о, у, ы,  э, я, е, ё, ю, и.
     Результаты  фиксируются либо в таблице, либо в свободной форме, удобной для анализа в дальнейшем. 

Звуки б б' п п' в ъ ф ф" 3 з' с с' ц ж ш т т' м м' г г'
Как произносятся +               с сл         б/п            
Звуки к к X   д д л   р рч й а о У ы э я е ё ю  
Как произносятся                 - -                      
 
     Условные  обозначения выбираются произвольно, например:
     • б/п - боковое произношение;
     • м/з - межзубное произношение;
     • (+) или чистая строка - нормированное произношение;
     • (-) - звук отсутствует и т.д.
     В табл. 1 представлен перечень слов и  фраз.
     Обследование  фонематических процессов строится в игровой форме. Задания подобраны таким образом, что помимо обследования собственно фонематических процессов, исследователь получает возможность определить состояние и особенности деятельности ряда психологических процессов, играющих значительную роль в становлении и всестороннем развитии речи (устной и письменной) и обеспечении полноценности всех её функций. Всестороннее исследование состояния устной речи даже в работе с дошкольниками - не конечная цель логопедического обследования. Помимо выявления имеющихся нарушений, перед логопедом стоит задача - выявление предпосылок возникновения нарушений письменной речи, среди которых особо следует отметить дефицит слухоречевой памяти, слабость вербализации пространственных представлений, слабость вербализации пространственных представлений.
     В связи с этим изучению фонематических процессов, их внутренним взаимосвязям и связям с обозначенными выше психическими процессами посвящено  достаточно большое количество заданий.
     В одном блоке заданий обследуемому предлагается назвать выделяемые экспериментатором гласные звуки в словах первого ряда, подобрать слово из второго ряда с тем же звуком в указанной позиции. Слова-названия картинок, в которых:
     1) гласный звук в начале слова  в ударной позиции, слова: аист, уши, облако, иглы - гласный в безударном слоге (исключение составляет слово «остров» с ударением на первом слоге), слова: остров, утюг, индюк, арбуз (аист-арбуз, уши - утюг, облако - ветров, иглы - индюк);
     2) гласный в середине, слова: мак,  сок, сыр, лист - кот, кит, дым, рак (мак - рак, сок - кот, сыр - дым, лист - кит).
     3) гласный в конце слова в  ударной позиции, слова: луна, ведро, шары, кенгуру - гласный  в конце слова в безударном  и ударном слоге: ракета, горы, кольцо, кенгуру - 2 животных (луна - ракета, яйцо - кольцо, шары -горы, кенгуру - кенгуру). 

     Таблица 1.
Исследуемый звук- Слова Составить предложение по картинке Повторить фразы: А - простая  фраза; Б — сложная  фраза.
 
простой слоговой структуры
более сложной слоговой структуры
 
 
Гласные: а, о, у, и, ы
аист, ослик, утка, иглы ведро, жуки, шары автобус, индюк, ананас, улитка облака, кенгуру, шимпанзе    
Согласные: с сом, оса, сук, нос сумка, сосулька, насос. 1) Самосвал сваливает песок. 2) Собака ест мясо. А. 1) У Сани сани. 2) У Сани сом с усами. Б.1) Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он. 2) Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска.
с сито, гуси, лось сирень, апельсин, карась 1) У лося лосята. 2) У лисы лисята. 3) У гуся гусята. А. Ходит Васька серенький. Б. Носит Сеня сено в сени.
3 зубы, замок, коза зонт, заноза, гнездо По телевизору показывают Незнайку. А. Не забуду незабудку. Б. Шнурок на ботинке завязываю, Завязываю  и показываю...
з' зелёный, узел, газета зебра, зеркало, обезьяна На зелёном  лугу пасётся зебра. А. Резиновую  Зину купили в магазине. Б. Козёл грызёт зелёную капусту.
ц цепь, курица, палец огурцы, рукавица, колодец Из яйца вылупился  цыплёнок. А. На болотце  цапля. Б. Сели птицы на страницы, Знают  быль и небылицы.
ш шапка, кошка, мышь шкаф, шалаш, шашки 1) Кошка ловит  мышку. 2) Мишка с мышкой играют в шахматы. А. Наши мыши Ваших  тише. (В.Степанов) Б. Кукушка кукушонку  купила капюшон. (И.Демьянов)
ж жук, ножи, пижама пружина, пожарный, ножницы 1) Жирафы жуют  листву. 2) Пожарные тушат пожар. А. Жук жужжит в железной банке. Б. У ежа ежата, У ужа ужата.
ч чулок, мяч, ключ чучело, очки, обруч Ученики читают учебник. А. Течёт речка, печёт печка. Б. На грядочке чеснок и  чечевица.
щ щука, ящик, плащ щётка, щит, прищепки Два щенка перетягивают щётку. А. Овощи для  щей. Б. В гуще леса волки рыщут, пищу ищут.
л лапа, пила, мел ласточка, акула, колокол Клоун играет на балалайке. А. На полке бутылка  с молоком. Б. Около кола колокола, и на колах колокола..
л' лиса, олень, медаль лестница, самолёт, пудель Мальчик поливает цветы из лейки. А. Лёня любит  плюшки. Б. А любили ли лилипуты литии? (Д. Хармс)
р рыба, ворона, повар ракушка, трактор, тигр Мужчина рубит  дрова топором. А. В пруду  карпы. Б. Проворонила ворона воронёнка.
р' репа, моряк, якорь ресницы, дерево, букварь В теремке живут звери. А. Тридцать три  тигрёнка. Б. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
J юла, майка, свинья, сарай яблоко, платье, ружьё, попугай Под елью бежит  ёж с яблоком. А. Дай, Майка, зелёную  майку! Б. 1) Рая кроила юбку Яне. Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей. 2) Мы едем, едем, едем в далёкие края, хорошие соседи, счастливые друзья. (С.Михалков)
б бант, труба, шайба бабочка, балкон, барабан Баба Яга  выглядывает из окна избушки на курьих ножках. А. Был у бабушки  барабан. Бил он бойко в барабан. (Е. Благинина) Б. На базаре бабушка Боба бобов для борща набрала.
д дом, дым, борода дудочка, душ, карандаш Дедушка набрал полное ведро ягоды. А. Дождик, дождик, не дожди! (Е.Благинина). Б. Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
г гора, вагон, нога глобус, иголка, снеговик Гусь играет на губной гармошке. А. Гусь гогочет. Б. Гоша подарил Гале гладиолусы и  гортензии.
в ваза, совы, волк вулкан, трава, валенки Девочка надевает оранжевые варежки. А. Вова плавал в ванне. Б. Ворон на воротах, соловей на ветке.
м мак, лимон, гном мухомор, бегемот, шлем Мотоциклист садится  на мотоцикл. А. На манеже шимпанзе. Б. Вы малину мылили? Мыли, но не мылили.
н нос, енот, слон носорог, кенгуру, пингвин Обезьяна ест  бананы. А. Наша Нона сонная. Б. Донья Ерундина, Нос из пластилина, Нос из пластилина - Странная картина!
к коза, рука, молоток укроп, пеликан, кукуруза Кукушка сидит  на суку. А. Даёт корова молоко. Б. Как хорошо, когда река И широка и глубока! (Б. Заход ер)
х хор, муха, петух хоккеист, мухомор, подсолнух Дети играют в хоккей с мячом. А. Холёная выхухоль. Б. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: - Ха - ха - ха - ха - ха!
ф фонарь, кофта, шкаф фламинго, светофор, жираф Футболисты  играют в футбол. А. Кофта из фланели. Б. 1) Коты расфуфырили хвосты. 2) Фарфоровая формочка для вкусного печенья.
Смягчение пень, сети, утюги, тюлени олени, линейки, медведи, бельчата Белый медведь  сидит (лежит) на льдине.
А. У Лёни лини. Б. Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы три  недели Карамель на мели ели.
 
     В словах первого ряда, подобрать слово из второго ряда с этим же звуком в начале слова. Соединить стрелками картинки:1) твёрдый согласный в конце слова, слова: банан, душ, забор - твёрдый согласный в начале слова, слова: шуба, роза, носки (душ - шуба, забор - доза); 2) мягкий согласный в конце слова, слова: ель, рысь, дверь - мягкий согласный в начале слова, слова: репа, сито, лиса (ель - лиса, дверь - репа).
     Установление  последовательности звуков в слове. К верхнему ряду картинок подобрать картинки из нижнего ряда, соблюдая последовательность заданных звуков в словах - названиях картинок. Соединить картинки стрелками:
     1) определить последовательность  гласных: крот, паук, слива - вилка,  стол, кактус (крот - стол, паук - кактус, слива - вилка);
     2) определить последовательность  согласных звуков: лес, крот, стол, шишки - корыто, стул, шашки, лиса (стол - стул, шишка - шашка).
    Для изучения состояния фонематического анализа и синтеза дошкольникам предлагается игра «Отыщи словечко», в которой из первых звуков названий картинок необходимо составить слово: 1) сова, ухо, пушка (суп); 2) гусь, ранец, окна, муха (гром).
     Аналогичное задание - составить слово из последних  звуков слов-названий картинок: 1)тигр, лицо, плот (рот); 2) автобус, окно, гном (сом).
    Для выявления уровня сформированное аналитико-синтетических деятельности при работе с речевым материалом обследуемому предъявляется достаточно сложное задание, для выполнения которого необходимо последовательно выделять из слов-названий картинок указанный цифрой звук, а затем, соединив выделенные звуки, назвать зашифрованное слово. На речевом материале проверяется также состояние процессов запоминания, функции самоконтроля, умение оперировать этим материалом в уме, сравнивать полученный результат с реально существующими словами. Задание достаточно трудное, поэтому предлагается только тем детям, которые успешно справились с предыдущими заданиями.
     Слова-названия картинок для анализа дошкольниками:
     1)ГУСЬ2, ТРАКТОР1, КАСТРЮЛЯ', ПАРТА2. (УТКА.);
     ПРИМЕЧАНИЕ. ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СЛОВ, СЛЕДУЕТ ЧЁТКО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ПОРЯДКА ВЫДЕЛЕНИЯ ЗВУКОВ, СОБЛЮДАЯ ОЧЕРЁДНОСТЬ ИНДЕКСОВ. ТАК В СЛОВЕ ВЕДРО С ИНДЕКСАМИ (5,3) НЕОБХОДИМО СНАЧАЛА ВЫДЕЛИТЬ ПЯТЫЙ (О) ЗВУК, А ЗАТЕМ - ТРЕТИЙ (Д).
    Изучение слоговой структуры и слогового анализа и синтеза даёт богатый диагностический материал при определении типа речевого нарушения. Как и большинство заданий при проведении данного логопедического обследования дифференцированы по сложности и проводятся в игровой форме - игра «Кнопочки».
     Дошкольникам, не знакомым с категорией «слог», предлагается проанализировать слова-названия картинок - лук, ком, часы, лопата, мел, молоко, кит - и закрыть жёлтыми фишками - «кнопочками» картинки с короткими названиями, голубыми - с длинными.
     Дошкольника, знакомым с понятием «слог» для анализа предлагаются слова - названия картинок:
     а) лопата, лужа, лев, весы, дом, гиря, сорока, кукуруза;
     б) горох, молоток, петух, парашют, топор, сапог, велосипед, самокат.
     По  условиям игры нужно закрыть «кнопочками» одного цвета картинки, в названиях которых одинаковое количество слогов [15].
    Следующий блок заданий посвящен изучению произносительных способностей обследуемого и состояния слоговой структуры слова при повторении слов различной слоговой структуры и выражений, насыщенных оппозиционными звуками.
     Повторить выражения:
     1. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики  для нас.
     2. Милиционер Валерий регулирует  движение на перекрёстке.
     3. Вот вам телеграмма от гиппопотама,
     от  гиппопотама вот вам телеграмма.
     4. Топал тополь в Мелитополь, По дороге топал тополь. Недотёпа - этот тополь, Не по той дороге топал.
     5) Трамвай травмировал троллейбус.
     При анализе выполнения данного задания  обращает на себя способность обследуемого точно воспроизводить предлагаемый речевой материал, объём точно  воспроизводимого материала, характер ошибок: искажение слоговой структуры (перестановки слогов в слове, повторения, пропуски, замены, упрощение слоговой структуры), а также замены, искажения, пропуски, вставки, перестановки, перемещения звуков в слове.
     Диагностическая целесообразность данного задания объясняется тем фактом, что для симптоматики отдельных речевых нарушений фонематические нарушения в меньшей степени выявляются при произнесении «локальных» слов и в большей степени - при произнесении предложений (сочетаний слов). Как отмечается в ряде исследований, «локальное» слово может быть произнесено правильно или в нём могут наблюдаться единичные нарушения, но включённое в более сложный контекст, оно, испытывая тем самым возросшее число сегментных и надсегментных воздействий, часто подвергается и большему числу разнообразных нарушений.
    Обследование лексики включает разнообразные задания, с целью выявления активного и пассивного словарного запаса, понимания лексического значения слова, владение абстрактными понятиями.
     На  примере заданий - классификаций  можно проверить владение обобщающими  словами, такими как: посуда, игрушки, школьные принадлежности, ягоды, овощи, фрукты, мебель, продукты, музыкальные инструменты, дикие животные, домашние животные, птицы, цветы, деревья, ягоды, инструменты, транспорт, электроприборы, обувь, одежда, головные уборы, рыбы, насекомые, грибы, профессии, геометрические фигуры, спортивный инвентарь. Детям предлагается выбирать пары картинок, которые можно назвать одним словом и закрыть их фишками одинакового цвета.
     Состояние синонимического ряда анализируется по результатам подбора обследуемым слов, которыми можно назвать изображенный предмет, признак предмета, действие, состояние или признак действия. Для поддержания интереса к выполнению задания, за каждое правильно подобранное слово ребёнок поощряется фишкой.
     Обследование  проводится на базе приведённого ниже речевого материала.
     1) Имя существительное: лошадь, парусник, врач, учитель, бегун, мужская сорочка. (Лошадь - конь - скакун, парусник - корабль - бригантина, врач - доктор, бегун - спортсмен - легкоатлет, сорочка - рубашка, багаж - ноша - тяжесть, учитель - педагог.)
     2) Глаголы: скачет, занимается, прячется, шагает, парит, ест. (Лошадь скачет, бежит, гарцует; мальчик учится, занимается; заяц прячется, скрывается, притаился; солдат шагает, марширует, идёт; орёл летит, парит, кружит; коза ест, жуёт.)
     3) Имя прилагательное: солнечный, весёлый, злой, печальный, солдат. (День - ясный, солнечный; Буратино - радостный, счастливый, весёлый; Карабас - Барабас - злой, свирепый; папа Карло - печальный, грустный, солдат - отважный, храбрый, смелый.)
     4) Наречие: быстро, сильно, весело. (Ракета взлетает быстро, стремительно; мальчик сильно, крепко сжимает руку друга; детям весело, радостно.)
     Умение  подбирать антонимы к различным частям речи строится на речевом материале, приведённом ниже. Обследуемому предлагается подобрать пары картинок, названия которых противоположны по своему значению, и закрыть их фишками одного цвета.
     1) Имя существительное: день, кошка, зима, ночь, лето, мышка. (День - ночь, лето - зима, кошка - мышка.) Антонимы «кошка - мышка» являются контекстуальными. Во многих литературных произведениях, пословицах и поговорках эти слова несут противоположный по значению смысл.
     2) Имя прилагательное: широкая, высокий, маленький, низкий, большой, чёрные, узкая, белые. (Широкая доска - узкая доска, высокий дом - низкий дом, большой мяч - маленький мяч, чёрные брюки - белые брюки.)
     3) Глаголы: поднимается, смеётся, сидит, спускается, отдыхает, плачет, работает, летит. (Поднимается - спускается, отдыхает - работает, плачет - смеётся, сидит - летит.)
     4) Наречия: темно, медленно, холодно, быстро, жарко, светло.
     (Мальчику  холодно - мальчику жарко, самолёт летит быстро - черепаха ползёт медленно, в лесу темно - в лесу светло.)
    Для изучения понимания омонимов предлагается речевой материал, приведённый ниже.
     1)Имя  существительное: коса из волос, ключ от замка, язычок щенка, лук - овощ, ключ нотный, коса - инструмент, лук - оружие, язычок ботинка. (Коса из волос - коса (инструмент), ключ от замка - ключ нотный, лук — овощ, лук — оружие, язычок щенка - язычок ботинка.)
     2) Глаголы: часы идут, дятел стучит, дождь идёт, молоко бежит из кастрюли, дождь стучит по крыше, дети идут, лошадь бежит, солдат идёт.
     (Часы  идут - дети идут, дождь идёт - солдат идёт, лошадь бежит - молоко бежит из кастрюли, дождь стучит по крыше - дятел стучит.)
    Для поверки правильного употребления слов, близких по значению обследуемым предлагается назвать действия, которые изображены на картинках: 1) женщина шьёт на швейной машинке; женщина пришивает пуговицу к рубашке; женщина вышивает; 2) бабушка варит, бабушка жарит (на сковороде), бабушка печёт пироги.
    Следующее задание с различными установками может использоваться для изучения различных аспектов состояния речи.
     Во-первых, для изучения понимания категории  числа существительных в предложении обследуемому предлагается показать, где птица летит, птицы летят, собака бежит, собаки бегут, девочка стрижёт куклу, девочки стригут куклу.
     Во-вторых, для установления уровня понимания  категории числа глагола и  уровня овладения обследуемым различными формами взаимосвязи во фразе имени существительного г и глагола. Обследуемому необходимо ответить на вопрос что делают герои картинок? (Что делает птица? Что делают птицы? и т.д.)
    Для выявления уровня сформированности лексического значения слова и понимания категорий числа и рода имени прилагательного, 1 возможно применение задания, в котором необходимо установить по описанию о чём (о ком) идёт речь, используя только слова - признаки.
     Что это? 1. Круглое, сочное, румяное - ....
     2. Зелёный, овальный, продолговатый - ... .
     3. Оранжевая, сочная - .... 4. Жёлтые, сочные, кислые - .... (Яблоко, огурец, морковь,  лимоны.)
     Кто это? 1. Рыжий, проворный, хитрый - кто это? (Лиса или лисёнок?) 2. Косолапые, неуклюжие кто это? (Медведь или медвежата?)
    Для изучения активного словарного запаса ребёнка ему предлагается назвать как можно больше признаков нарисованных на картинках детёнышей животных. Ребёнка просят ответить на вопрос: «Какой медвежонок (волчонок, зайчонок)?» За каждое правильно подобранное слово ребёнок поощряется фишкой.
     В следующем задании ребёнку предлагается закрыть фишками одного цвета  взрослых животных и их детёнышей, находящихся  на скотном дворе.
     На  скотном дворе: жеребёнок, ягнёнок, утка, курица, корова, свинья, овца, поросёнок, лошадь, цыплята, телёнок, утята.
     Умение  образовывать притяжательные прилагательные выявляется на примере задания, в  котором обследуемый отвечает на вопрос, чьи части тела видны из-за куста, дерева и т.д. (Лисий хвост, медвежьи уши, заячьи уши, беличий хвост, беличье ухо, рыбья голова, рыбий хвост.)
     В анализе состояния лексики обследуемого отмечается соотношение активного  и пассивного словаря, понимание  лексического значения употребляемых  слов. К особенностям словарного запаса можно отнести нарушение актуализации слова и связанные с ней формы ошибок - отсутствие слова (слово не называется), их замены, аномальные слова и бленды.
     Анализ  словарного запаса проводится на протяжении всего обследования, так интересным представляется количественный и качественный его состав, соотношение слов, относящихся к различным частям речи, процесс подбора необходимого в данном контексте слова и т.д.
     Результаты  всестороннего изучения состояния  грамматического строя дополняют картину речевого нарушения. Данные, полученные в результате изучения этой стороны речи, способны сыграть значительную роль в диагностике, а в некоторых случаях являются ключевыми в постановке логопедического заключения [13].
     Согласование  имени существительного и имени  прилагательного проверяется с  помощью заданий, в которых обследуемому предлагается ответить на вопросы с опорой на предметные картинки, например, какие фрукты, овощи по цвету, форме, вкусу? (Жёлтый лимон, желтая груша, жёлтое яблоко, жёлтые бананы.)
    Выявление особенностей в употреблении такого типа связей в словосочетании, как согласование имени существительного и имени числительного предусмотрено на материале, представленном ниже. Обследуемому необходимо назвать количество изображённых предметов.
     (1 курица, 2 курицы, 3 курицы, 4 курицы, 5 куриц; 1 котёнок, 2 котёнка, 3 котёнка, 4 котёнка, 5 котят; 1 пень, 2 пня, 3 пня, 4 пня, 5 пней.)
     На  примере игры «Кто здесь живёт?»  обследуется навык изменения  имени существительного по числам. К картинкам-названиям жилищ животных (улей, гнездо, берлога, конура) подобрать и назвать картинки с изображением их обитателей в единственном и множественном числе (1 - пчела, пчёлы; 2 - щенок, щенки; 3 - птица, птицы; 4 - медвежонок, медвежата).
     Изучению  навыков словоизменения имени существительного единственного и множественного числа по падежам посвящен ряд экспериментальных заданий.
     1. Именительный падеж (кто? что?). Родительный падеж (кого? чего?). Детям  предлагается рассмотреть картинки  и ответить на вопросы кто  (что) это? и чего не хватает на рисунках художника? 1) Заяц без уха, без лапы. 2) Зайцы без ушей, без двух лап. 3) Курица без хвоста. 4) Курицы без хвостов. 5) Машина без колеса. 6) Машины без колёс. 7) Дом без окна. 8) Дома без окон.
     2. Дательный падеж (кому? чему?). Винительный  падеж (кого? что?). Детям предлагается  рассмотреть картинки и ответить на вопросы: а) Кому принёс подарки Дед Мороз? Чему рады животные? б) Что принёс Дед Мороз? Дед Мороз раздаёт подарки: 1) у серого зайца - оранжевая морковка, у белого зайца - оранжевая морковка; 2) у серого гуся - голубое ведро, у белого гуся - голубое ведро; 3) у серой мыши - жёлтый колосок, у белой мыши - жёлтый колосок.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.