На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Современный этикет

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
    Понятие об этикете…………………………………………………………4
    Мировая история этикета…………………………………………………..5
      Этикет в эпоху античности…………………………………………….5
      Этикет в эпоху средневековья…………………………………………9
      Этикет в Новое время…………………………………………………12
    История этикета в России………………………………………………...14
      Допетровская Русь…………………………………………………….14
      Этикет в петровское время и позже………………………………….15
    Современные принципы этикета……………………………………...18
Заключение……………………………………………………………….22

Список литературы…………………………………………………………...24

     Введение

     Современный человек то и дело оказывается  в ситуациях, которые требуют  от него специфических навыков поведения  и общения. Он бывает за границей, вступает в деловые и личные отношения; посещает дипломатические приемы, презентации и вернисажи; он ведет образ жизни, который побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими культурами. Все это предъявляет новые требования к его поведению и внешнему виду, к его языку и культурному кругозору.
     Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых так  или иначе проявляется отношение  человека к другим людям. Этикет имеет  ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут быть связаны или с повседневным общением, или с праздничными событиями, совершением определенных ритуалов, или с особыми обстоятельствами наподобие приема гостя или званого ужина.
     Этикет  определяет самые разнообразные  правила поведения: как представлять друг другу незнакомых людей, как  вести себя в гостях и общественных местах, как одеваться и даже такие, казалось бы, незначительные детали, как держать вилку и нож, можно ли пить чай из блюдечка и многие другие.
     Правила поведения в большинстве своем  являются итогом многовекового развития культурных традиций народов. То, что  не выдержало проверку временем, отбрасывалось. Прежде всего, уходили в прошлое те черты, которые несли в себе элементы высокомерия, пренебрежительного отношения к простым людям.
     1. Понятие об этикете
     Сложившиеся нормы нравственности являются результатом  длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми как в общественной, так и в семейной жизни. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль придается этикету.
     Этикет (от фр. «ярлык, этикетка») - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. К  нему относятся правила учтивости  и вежливости, принятые в обществе: обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Термин «этикет» в современном понимании этого слова впервые был использован на одном из приемов короля - солнца Людовика XIV, когда придворным и приглашенным были преподнесены карточки (этикетки) с перечнем правил поведения при дворе.
     Ученые  выделяют четыре основных подсистемы этикета:
     - речевой, или вербальный этикет, регламентирует словесные формулы  приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; к речевому этикету относят также манеру разговаривать (в том числе и по телефону) и искусство вести беседу;
     - мимика и жесты. Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда;
     - организация пространства в этикете  (или этикетная проксемика). Важное  значение в этикете имеет и  взаимное расположение собеседников  в пространстве, выбор определенной  дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным, какие позы допустимы в той или иной ситуации;
     - этикетная атрибутика (или мир  вещей в этикете). К этикетной  атрибутике относятся прежде  всего одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.
     Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов. От седой  древности до наших дней. В своей  основе эти правила поведения  являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.
     Народы  каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные  общественным строем станы, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями. Так, из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым людям.
     Различают несколько видов этикета, основными  из них являются:
     придворный  этикет - строго регламентируемый порядок  и формы обхождения, установленные  при дворах монархов;
     дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при  контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
     воинский  этикет - свод общепринятых в армии  правил, норм и манер поведения  военнослужащих во всех сферах их деятельности;
     общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
     Большинство правил дипломатического, воинского  и общегражданского этикета в  той или иной мере совпадают. Отличие  между ними состоит в том, что  соблюдение правил этикета дипломатами  придается большее значение, поскольку несоблюдение этих правил может нанести ущерб престижу страны.
     По  мере изменений условий жизни  человечества, роста образования  и культуры одни правила поведения  сменяются другими - то, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Так же следует отметить, что требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
     Каждый  культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы  этикета, но и понимать необходимость  определенных правил взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
     Следует также отметить, что нормы этикета  необходимы не только на официальных  церемониях, но и дома. К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.
     Современный этикет - регламентирует поведение  людей в быту и на службе, в  общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.
     Деловой этикет - представляет собой свод писаных  и неписаных правил поведения, нарушение  которых мешает нормальному ведению  дел. Достоверно известно, что страны, где деловая этика отсутствует или развита крайне слабо, живут плохо и трудно, потому что бесчестные отношения мешают сотрудничеству.
     Главное, чтобы при соблюдении деталей  любого этикета, не забывали об искреннем, радушном и добром отношении к  людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям. 
 
 

     2. Мировая история этикета
     2.1 Этикет в эпоху античности
     Сознательное  культивирование правил, определяющих внешние формы поведения - этикета, относят к периоду античности.
     Греческий полис - город-государство и римский  цивитас - община, обеспечивали полное развитие гражданских, физических, творческих возможностей свободных граждан, что  и определяло нормы поведения в обществе. В светской жизни не предполагалось каких-либо формальных ограничений, и только в период поздней Римской империи стали появляться первые признаки строгой регламентации поведения, складывались основы этикета.
     Именно  в это время наблюдаются первые попытки специального научения людей красивому поведению. Само «красивое поведение» в это время практически совпадало с добродетелями античного человека, с его представлениями о нравственности и гражданственности.
     Правила повседневного поведения лишь в самой общей форме ориентировали человека на проявление его личных добродетелей. Поведенческие нормы не указывали, как следует действовать в конкретных ситуациях, а давали только общее направление деятельности. Важнейшими принципами, определяющими их стратегию поведения древних греков, были принципы «разумной» и «золотой середины».
     Нормы поведения были ориентированы на человеческую разумность, рассудительность и несли в себе заряд целесообразности. Хорошим воспитанием считалось  то воспитание, которое научит человека, прежде всего, самостоятельно думать, размышлять, а умея думать, он и сам сообразит, где и как себя вести. Предпочтительными оказывались те варианты поведения, которые отличались практичностью, целесообразностью, разумностью.
     Важный  принцип культуры античности - принцип «золотой середины», разумной меры в несколько трансформированном виде вошел в число основных принципов этикета, правил хорошего тона. Аристотель подробно изложил его в своих трудах.
     Уже в эпоху Римской империи высшие слои общества приходят к необходимости выделиться, занять особое положение в обществе и подчеркнуть его с помощью особой этикетной атрибуции в одежде, украшениях, в оформлении застолий и поведения за трапезой…, закрепить все это в особых правилах приличия. Так начинают складываться основы собственно этикетного поведения.
     Таким образом, этикет в античную эпоху  был ориентирован на практичность и  целесообразность поведения.
     2.2 Этикет в эпоху средневековья
     Правила поведения, составляемые для различных  слоев населения, менялись с изменениями условий жизни. В эпоху средневековья этикет формируется и существует в своем классическом виде. Большинство исследователей истории культуры относят возникновение этикета как к сложившейся нормативной системе. Именно в этот период окончательно складывается в общественном сознании образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести. Идеалом поведения и образа жизни становится максимальное приближение к этому личному образцу.
     Рыцарская культура ориентировалась на внешние  проявления. Это проявлялось в том, что в качестве рыцарских добродетелей подчеркивались красота и привлекательность. Отсюда и внешний блеск культуры рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предмета, манерам. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего ее человека. От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на музыкальных инструментах. Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому среди рыцарей были широко распространены различные рыцарские обеты, клятвы, соглашения. Обязанность рыцарей была и забота о сиротах, вдовах, вообще о слабых. Одним из безусловных требований к рыцарю было мужество. Все эти правила диктовались гуманностью. Вместе с тем, рыцарские идеалы не совсем соответствовали тем принципам гуманизма, равенства перед богом, всепрощения, которые проповедовались христианством. Гордыня - один из страшных грехов, считалось важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление - закон этики рыцаря.
     Закрепившиеся в рыцарском кодексе слова, жесты, новые модели поведения, взгляды  на взаимоотношения с равными  и подчиненными и т.д. постепенно проникали и в другие слои общества. Сформировался особый тип общественных отношений, некоторые из которых характерны для европейского общества и в настоящее время.
     В этот исторический период доблесть и  добродетель заключались не в  том, чтобы быть человеком нравственным и гармоничным, непохожим на других, а, напротив, строго соответствовать  жестким образом, подчинять личное поведение - строгим правилам обычаев и этикета, которые становились все более формализованными. Главной социальной потребностью стали роскошь и богатство господствующего класса, ответом на которые явился этикет, организующий поведение придворных таким образом, чтобы возвеличить царствующую особу и утвердить придворную иерархию.
     Назначение  этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему  сословию общества, и за пределы  этого сословия не выходило. Этикет задавал стандарт не только поведения, но и всей жизни дворянства.
     Этикет  пронизывал все сферы жизни высшего  сословия, буквально до мелочей регламентируя  жизнь двора. Члены семьи монарха  должны были строго в определенный час вставать. Точно указывалось, кто обязан присутствовать при одевании монарха, кто должен держать и подавать одежду, туалетные принадлежности. Этикет регламентировал, на какую высоту, переступая порог, дамы могли поднимать юбки и т.д.
     Этикет  носил характер закона и за нарушение  норм этикета ждало наказание вплоть до исключения из членов данного общества (удаление от королевского двора, ссылка и т. п.). Строгость этикета в эпоху средневековья объясняется во многом тем, что он служил своеобразным способом самосохранения определенного сообщества - родового или профессионального и выступал в качестве особой знаковой системы, позволяющей отличать людей «своего круга» от чужаков.
     Этикет  представлял собой сложную, детализированную и разветвленную систему норм и ценностей, зачастую многозначную и запутанную. Поэтому для усвоения этикета, детей дворян начинали обучать его правилам с раннего детства. Для этого имелся специальный штат профессионалов.
     Сложность правил этикета требовала его  записи в виде пособий, руководств. Первый дошедший до нашего времени  трактат о поведении был написан испанским священником Педро Альфонсо и назывался «Воспитание духовенства». В этой книге излагались правила поведения за столом, порядок приема гостей и ведения беседы и т. п.
     2.3 Этикет в Новое время
     В Новое время этикет меняет свою смысловую нагрузку. Он уже рассматривается как своего рода инструментарий, с помощью которого происходит сдерживание чрезмерного проявления эмоций, подавление аффектов, что делает человека более приятным и предсказуемым в обществе. Идеалом поведения в этот период становится невозмутимость, бесстрастность, умение держать себя в руках, владеть своими чувствами, словами и жестами. Базовым в этикете становится чувство собственного достоинства, самоценности личности.
     Господствующий  в это время рационализм и естественный научный анализ действительности способствовал и тому, что в самих знаниях был сделан акцент на их технологичность, что в полной мере относилось и к знаниям правил этикета.
     Новое время внесло новые акцепты в  понимании роли и места личности в жизни социума. Человек стал рассматриваться как обладающий свободой воли автономный субъект своей собственной деятельности. И в этом отношении этикет Нового времени, базирующийся на духовных ценностях личного достоинства, был одной из форм самоутверждения личности, ее «Я».
     Среди качеств, которыми должен был обладать воспитанный человек, предпочтение отдавалось четырем, наиболее важным: добродетель, мудрость, благовоспитанность и знание.
     Внешне  этикет принимает более естественные и непринужденные формы поведения, уже различаются собственно «манеры» - способ держать себя, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми) и «манерность» (утрированность, неестественность, видимая притворность и искусственность поведения, речи, жестов). При этом большое значение имеет соответствие формы содержанию, т. е. не только сдержанность в жестах, например, но и сдержанность в чувствах, уважение достоинства людей как основа вежливости. Другими словами, предполагается, что поведение человека отражает, а не скрывает, как это было ранее, его сущность. Новым моментом было так же осуждение лицемерия и требование относиться приветливо и доброжелательно к людям любого ранга.
     Буржуазия внесла в общественное сознание новую  систему ценностей и добродетелей, на базе которой и выросли нормы и правила этикета. Правила этикета признаются лишь в той мере, в какой признается их полезность как регулятора общественных связей людей. Причем в этих правилах акцент переносится с формальной, внешней стороны на внутреннюю, содержательную. Этикет в это время становится и средством достижения успехов, как в бизнесе, так и в частной жизни. Все это нашло свое отражение в формирование нового образца эпохи - джентльмена.
     В вопросе о том, кого можно считать  джентльменом, всегда сталкивались два  подхода. Согласно первому подходу, критерием джентльменства является знатность, благородство происхождения. Второй подход связывался с благородством характера, личными достоинствами, уровнем образованности и воспитанности человека, независимо от его происхождения. В настоящее время личностный образец джентльмена практически лишен какого-либо классового содержания, а само понятие «джентльмен» является лишь одной из форм вежливого обращения.
     Своеобразие этикетной культуры этой эпохи воплотилось  в ряде основных характеристик, а именно: практичности норм этикета, их апелляции к здравому человеческому смыслу; нравственной содержательности этикета; равенства людей разных социальных статусов, не догматичности этикета, динамизма и изменчивости его правил.
     На  развитие этикета в странах Западной Европы большое влияние оказали национальные обычаи и традиции разных стран, этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки.
     3. История этикета в России
     3.1 Допетровская Русь
     Этикет  древнерусской, а затем великорусской народности формировался как часть ее этнических традиций, в целом мало подверженных иноземным влияниям. Тем не менее, во времена Киевской Руси (первая треть 12 века) в города проникли христианские нормы жизни из Византии, вытеснявшие языческие и скандинавские. В деревне во многом сохранялась исконная языческая культура (до 19 века). В период феодальной раздробленности (12 - конец 15 века), после татаро-монгольского нашествия 1237-1241 годов, проникают восточные нормы поведения, например, ужесточение наказаний, деспотизм мужа в семье и т.д. Они сохранились и в период централизованного Московского государства (16-17 века). Крестьянский и городской быт в это время мало отличался, но именно в городе возникло понятие «светской жизни», связанное с обществом и государственной службой.
     На  Руси правила хорошего тона, или  этикет, не разрабатывались и не существовали сами по себе, в отрыве от нравственных принципов. Так, например, Владимир Мономах в своем «Поучении» оставляет детям завет не только заботиться о бедных, быть справедливыми, добрыми, но и вести себя сдержанно, достойно держать себя за столом во время еды, приветствовать каждого встречного, быть скромными в присутствии старших, учтивыми и кроткими.
     В России, предшествующие этикету формы регламентации, подкрепленные обычаями и нормами православной морали, руководством по правилам хорошего тона служит «Домострой - свод правил поведения», получивший свою законченную форму к середине 16 века. Этот кодекс поведения, представлявший собой «обрядник всего, что делать и как жить», устанавливал строгую иерархию в отношениях между людьми и требовал точного соблюдения определенных циклов в организации жизненных процессов, как семьи, так и города, государства. Названия глав этой книги говорят сами за себя: «Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в дом твой», «Наказ ключнику на случай пира» и т.д.
     «Домострой» охватывает практически все стороны  жизни и содержит правила воспитания детей, приема гостей или поведения  во время пребывания в гостях, правила поведения на различных церемониях - свадьбах, похоронах и т. д. Касается он и форм профессионального поведения, например, поведения слуг, торговцев и т.п. в определенных ситуациях. Особое внимание в «Домострое» уделяется аккуратности, опрятности в одежде, чистоте и уюту в помещении. Как свод правил поведения, «Домострой» предписывает вежливость, кротость, послушание, уважение к поводу отношения к деятельности: всякое дело надо делать «...с молитвою и с доброй беседою или с молчанием...», а не «...со смехом, скверными и блудными речами...». Таким образом, с древнейших времен в России этикет развивался в соответствии с античным принципом калкагатии (от греч. «красивый» и «хороший»), который сейчас употребляется для обозначения гармонии между внешним (красивым), интеллектуальным (разумным) и духовным (хорошим, этичным).
     3.2 Этикет в петровское время  и позже
     Жизненный уклад в России начал резко  меняться в буржуазную эпоху Петра I насыщенную значительными событиями. Поставив своей задачей европеизацию всего уклада жизни в России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства.
     Реформы Петра I затронули все стороны  жизни русского общества, в том  числе и этическую. Правила поведения  вводились указами Петра I и имели силу закона. Правила касались одежды, которая должна была соответствовать установленным образцам, поведения в общественных местах и в быту, общения.
     Бесспорно, ведущее место среди этих наставлений  занимала книга под названием  «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению. Собрание из разных авторов», в которой приведены правила, которых должны придерживаться молодые люди в общении со старшими, друг с другом, в обществе. Книга была предназначена для светского воспитания юношей дворянского происхождения. Особенностью этого пособия было то, что заимствованные из европейского этикета правила были конкретизированы и дополнены применительно к отечественной действительности и существовавшим в России нравам.
     Эта книга, безусловно, сыграла огромную положительную роль в развитии культуры этикета в среде русского дворянства. Но, в немалой степени, этому способствовали и другие предпринятые Петром культурные акции, в частности, введение новых покроев платьев, париков, бритья бород и т.д. Правила этикета внедрялись Петром I соответствующими указами, содержащими угрозы наказания за их невыполнение (и в этом смысле, как и в Европе, этикет имел силу закона).
     После смерти Петра I установился период относительно спокойной, размеренной и выстроенной в западноевропейской манере жизни дворянства. Влияние западноевропейской культуры, особенно французской, на российский быт и нравы значительно усилилось. Особенно заметно становится это во времена царствования Елизаветы. Французский язык становится почти официальным.
     Этикетные проявления того времени - чинные и  важные поклоны, реверансы, приветствия  рукой, разнообразная атрибутика - создавали  картину театрального представления, «постановки» на улицах.
     В это же время пробивается и  противоположный образ идеального дворянина, человека «комильфо» («как нужно, как следует быть»). Он мало, чем отличается от западноевропейского образца дворянина. Для него добродетель нужна, прежде всего, чтобы отличаться перед другими. Он занят, прежде всего, собой.
     Примерно в это же время в России складывается этикет письма (переписки), т.к. дворяне начинают много путешествовать.
     Этикет  в это время становится все  более «маркированным». Этикет не в  мещанской среде выполнял роль своеобразного  лифта, с помощью которого можно было подняться выше своего действительного положения в обществе. Мещанин часто в своей речи использовал иностранные слова, при беседе с важными особами переходил на чрезмерно учтивое обхождение. В это же время как культурный антипод мещанина в обществе формируется интеллигент - человек образованный, просвещенный, несущий в себе лучшие прогрессивные черты своей эпохи. Этикетный кодекс интеллигента включал в себя заниженное внимание ко всему внешнему, поверхностному. Для него главным являлось не манеры сами по себе (хотя и им отдавалось данное), а нравственное, духовное начало.
     Обращение к истории этикета в России показывает, что этикет выполнял в  обществе те же социально-культурные функции, что и в западноевропейском обществе, в то же время в истории этикета в России мы обнаруживаем как моменты всеобщего (общечеловеческого, универсального), так и особенного, присущего только русской культуре в данный момент его исторического развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.