На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Содержание финансово-стабилизационной политики на примере опыта стран Восточной Европы, России и США

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

  

 

                                                            ВВЕДЕНИЕ 

      Распад  биполярной политической системы в  конце 1980-х гг., возникновение независимых  государств постсоветского пространства обусловили необходимость трансформации  их экономик в качественно иное состояние, которое характеризуется кардинальными изменениями в структуре производительных сил общества, содержании человеческой деятельности, роли государства в механизме хозяйствования.
      В настоящей курсовой работе исследуются  теоретические вопросы проведения финансово-стабилизационной политики, рассмотрен опыт стран с переходной экономикой в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе, а также США, связанный с  проведением стабилизационной политики в наиболее переломные моменты существования соответствующих государств.
      Курсовая  работа посвящена решению взаимосвязанных  задач: анализу способов перехода постсоциалистических стран к рыночной экономике; обоснованию  необходимости выявления переходной экономики и отдельных ее институтов как особого объекта изучения; оценке эффективности реформирования экономической системы Республики Беларусь с позиций соответствия ее экономико-политических институтов рыночному статусу.
      Анализ  новых, уже достаточно четко проявившихся закономерностей важен для определения эффективной стратегии дальнейшего развития Республики Беларусь и формирования адекватной государственной политики. Общество нуждается в самоопределении и самоидентификации, на основе чего только и возможно движение вперед.
      Объектом  исследования данной работы стала финансово - стабилизационная политика.
      Предмет исследования – сущность, механизмы  и инструменты финансово-стабилизационной политики.
      Актуальность  работы определяется необходимостью изучения практики применения механизмов и инструментов финансово-стабилизационной политики зарубежных стран и выработке предложений по поддержанию жизнеспособности белорусской экономики, адекватных реалиям сегодняшнего дня.
      Цель  исследования – изучить практику применения и основные инструменты финансово-стабилизационной политики, и на основе изученного опыта разработать предложения, направленные на стабилизацию экономического развития Республики Беларусь.
      Основными задачами курсовой работы являются:
      - изучение понятия, сущности и  инструментов финансово-стабилизационной политики;
      - изучение зарубежного опыта проведения  финансово-стабилизационной политики;
      - выработка предложений по применению  механизмов и инструментов реализации  финансово-стабилизационной политики  Республики Беларусь на современном  этапе.
      Методологическую  основу проведенного исследования составили  такие методы познания, как логический и сравнительный анализ, общие  научные методы анализа и синтеза, методы наблюдения и сравнения, индукции и дедукции, а также такие частно-научные  методы как  метод определения, метод классификации, исторический метод. Таким образом, метод исследования носит комплексный характер.
      Анализ  переходных экономик показывает, что  разные подходы к вопросам стабилизации экономики в итоге обозначили различный уровень достижения государствами рыночных преобразований и, соответственно, степень трансформации этих стран в рыночные экономики.
      В работе использован широкий круг источников: авторефераты диссертаций, монографии и учебная литература, аналитические доклады международных организаций (в частности, Всемирного Банка), периодические издания, электронные ресурсы, размещенные в Интернет.  
 
 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФИНАНСОВО-СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ 

  1.1. Понятие и сущность финансово-стабилизационной  политики 

  "Не  существует более ловкого и верного способа низвержения существующих основ общества, чем дестабилизация валюты. В этот процесс вовлекаются все скрытые разрушительные силы экономического закона, причем делается это таким образом, что ни один человек из миллиона не в состоянии их распознать" Дж.М.Кейнс, "Экономические последствия Версальского мира", 1919
 
      Переходный  период почти во всех странах начинался  с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были:[1, c.51-62]
      1) инфляция, потеря населением вкладов, предприятиями оборотных средств – это следствие бесконтрольного печатания денежных знаков властями, которое сопровождалось политикой принудительного сбережения и острого дефицита большинства потребительских товаров;
      2) безработица – как результат провала промышленной и сельскохозяйственной политики, когда государство вне привязки к реальному спросу поддерживало создание и развитие заводов и целых секторов. Их продукция не выдерживала никакой конкуренции с импортными аналогами, поэтому падение производства, следовательно, рост безработицы, были предопределены десятилетиями планирования;
      3) острый бюджетный кризис и  резкое падение доходов населения  – как следствие государственной  монополии в основных секторах  экономики, однобокой ориентации реального сектора на один рынок сбыта, ригидность и догматичность властей при адаптации антикризисных мер, низкая бюджетная дисциплина и отсутствие адресной социальной помощи.
      Еще одним фактором острой нехватки денег  в бюджете было стремление сохранить  высокую налоговую нагрузку, что при слабости институтов государства привело к бегству капитала в серую, не облагаемую налогами сферу. Вместо поддержки людей, сохранения адекватного ценам уровня пенсий и зарплат, правительства упорствовали в сохранении щедрой безадресной корпоративной помощи. Низкая платежная дисциплина и отсутствие института банкротства – опять же порождение советской эпохи – усугубили бюджетный кризис. Для создания новой базы для налогообложения требовалось время, поэтому бюджетный кризис – стал еще одним порождением централизованной плановой экономики;
      4) инвестиционный кризис, острая нехватка  средств для модернизации основных  средств. Монопольным инвестором  выступало государство. Номенклатура  не была готова к конкуренции,  но твердо не желала приватизации и создания равных условий для частного сектора. В результате государство не могло, а иностранные и национальные инвесторы не хотели (не было гарантии прав собственности, возможности купить госактивы) инвестировать, особенно в капиталоемкие производства. В результате импортные товары стали более конкурентоспособными, что вызвало целую волну протекционистских мер.
      В экономической литературе прочно укрепились два подхода к проведению реформ – две чистые модели проведения перехода от центральной плановой экономики к частному рынку:
      1) метод “мягкой посадки”, предполагающий  постепенное реформирование основных  инфраструктурных элементов социо-экономической  системы, поэтапный процесс стабилизации  макроэкономических параметров  и постепенная либерализация основных капитальных рынков (товарные, недвижимости, рабочей силы, финансовый), и внешней торговли;  
      2) метод “шоковой терапии”, т.е.  системное комплексное максимально  быстрое проведение мероприятий  и запуск соответствующих механизмов  по выполнению триединой задачи: стабилизация, либерализация, институциональные изменения. При этом основные меры монетарной, фискальной политики, приватизации, создание новых инфраструктурных элементов системы, перестройка производственной базы и создание стимулов для производительной деятельности и генерации богатства происходит относительно одновременно, не растянуто во времени.
      Среди 67 стран, которые в разное время  были транзитивными, практически нет  ни одной, которая бы использовала один из концептуальных подходов в чистом виде. Системные макроэкономические преобразования – это такой разноплановый процесс, что очень трудно обеспечить его необходимыми людскими, материальными, политическими, социальными, финансовыми и инфраструктурными условиями. Поэтому различные страны, исходя из их национальных особенностей, политического характера власти, наличия материальных ресурсов, профессиональной и моральной подготовленности элит, сложности стартовых условий, доверия населения к проводимой властями политике, использовали оба подхода для осуществления транзитивного процесса. Каждый из подходов имеет свои недостатки и преимущества.
      Как показал мировой опыт, в большинстве  переходных экономик на начальном этапе  реформ наблюдается трансформационный  спад, т.е. недоиспользование имеющихся факторов производства. Неполное использование факторов производства в условиях нарушения экономического равновесия сопровождается ухудшением практически всех макроэкономических показателей. Такое состояние экономики является одним из проявлений ее дестабилизации или отражением макроэкономической нестабильности. Нестабильность переходной экономики вызвана, помимо всего прочего, изменениями и объема спроса и объемов совокупного предложения. В нормально развивающейся экономике при изменении численности работников, внедрении новых технологий происходит постепенный рост факторов производства, при этом обеспечивается стабильность роста производства доходов общества. Стабильная экономика характеризуется также ростом макроэкономических показателей (объемов производства и потребления, доходов и расходов, эффективности, уровня благосостояния, экспорта и импорта, темпов экономического роста, занятостью, стабильностью цен, обменного курса и др.). Напротив, макроэкономическая нестабильность сопровождается безработицей, инфляцией, устойчивыми дефицитами платежного баланса, колебаниями обменного курса, что характерно практически для всех переходных экономик. Вследствие этого возникает необходимость в макроэкономической  стабилизации (финансово-экономической стабилизации).
      Исследование  проблемы финансово-стабилизационной политики предполагает осуществление  последовательного анализа и  рассмотрения всех аспектов данного  политико-экономического процесса. Прежде чем рассматривать инструменты, модели и связь теоретических  и практических аспектов стабилизации, необходимо дать определение самому термину "финансово-экономическая стабилизация". Последний можно интерпретировать в различных теоретико-экономических аспектах и в различных отношениях к используемому в экономической теории категориальному аппарату. [2, c.11-12]
      Определение термина "финансово-экономическая  стабилизация" требует прежде всего  соотнесения его с категориями "финансовая стабилизация" и "стабилизация производства". "Стабилизация (от латинского stabilis – устойчивый, постоянный) – упрочение, приведение в постоянное устойчивое состояние или поддержание этого состояния, например обеспечение постоянства какого-либо процесса". [3, с.389]
      В экономической литературе данное общее  понятие стабилизации конкретизируется в двух основных направлениях. Первая группа экономистов использует термин "финансовая стабилизация" или "макроэкономическая стабилизация" и считает, что она заключается в снижении до минимально допустимого уровня темпа роста денежной массы и финансируемого посредством денежной эмиссии бюджетного дефицита и таким образом – как результат этого процесса – в снижении темпа инфляции. При этом разделяют понятия финансовой и макроэкономической стабилизации. Однако они не дают строгого определения понятия макроэкономической стабилизации. Известный экономист, М. Бруно – вице-президент Мирового банка – также пишет: "макроэкономическая стабилизация является лишь одним из элементов процесса реформ, хотя и решающим". [4, c.11] Под макроэкономической стабилизацией он понимает финансовую стабилизацию в виде рестриктивной денежно-кредитной политики. Эксперты Международного валютного фонда определяют финансовую стабилизацию как налаживание "жёсткой бюджетной и денежной политики". [5, c.197]
      Вторая  группа экономистов даёт иные определения финансовой стабилизации, не отождествляющие стабилизацию и снижение инфляции.  
Например, Л. Абалкин определяет финансовую стабилизацию как "обеспечение устойчивости бюджетной системы, надёжности банковского сектора и различных сегментов денежного рынка, нормального функционирования денежного обращения, устойчивого финансового положения предприятий, включая наличие у них необходимых оборотных средств и достижение нормального уровня рентабельности". [6, c.21]

     В белорусской научной литературе теоретическими исследованиями вопросов финансовой стабильности, раскрывающими ее сущность, в том числе с учетом динамического аспекта, занимался П.В. Каллаур. В частности, им было предложены следующие характеристики данного явления:
     1) системный характер. Финансовая стабильность возникает как синергический результат взаимодействия системы финансовых институтов, рынков и инфраструктуры, а также финансовых отношений, возникающих в реальной экономике;
     2) множественность возможных состояний.  Финансовая стабильность — не единственное точечное состояние, а ряд возможных значений, каждому из которых соответствует свой запас прочности финансовой системы;
     3) относительный характер. Финансовая  стабильность не является абсолютным  состоянием. Теоретическая вероятность  наступления финансовой дестабилизации существует даже в наиболее устойчивых финансовых системах;
     4) динамический аспект. При наличии  финансовой стабильности в текущий  период времени t0 существующие риски определены и оценены должным образом. Правильная оценка рисков, которые могут сказаться в будущем, позволяет ее обеспечивать также в периодах t1, t2 и так далее, если не возникают неожиданные и (или) серьезные негативные макроэкономические или финансовые шоки;
     5) основанность на доверии к  финансовой системе. Без доверия к финансовым институтам, рынкам, инструментам и инфраструктуре финансовой стабильности быть не может;
     6) способность полностью абсорбировать  негативные шоки внутри финансовой  системы. Отсутствие негативного  влияния на реальную экономику  со стороны этой системы в состоянии экономической стабильности. [7, с. 31]
      Таким образом, единый подход к определению  понятия финансово-экономической  стабилизации в экономической литературе отсутствует.
      Вместе  с тем, обобщая вышеуказанные  подходы, можно определить финансово-экономическую стабилизацию как:
        процесс снижения темпов спада  физического объёма производства (реального ВНП) при снижении  темпа инфляции, опосредствованный  финансовой санацией и стабилизацией  положения экономических агентов  - предприятий и домашних хозяйств - на микро-уровне и осуществляемый посредством инструментов монетарной и фискальной политики; [2, 12]
        достижение фискальной сбалансированности  при определенных темпах инфляции,  такое равновесное состояние  экономики, которое является основой  для устойчивого экономического роста переходной экономики, и характеризующееся ростом макроэкономических показателей.
        Таким образом, для макроэкономической (финансовой) стабилизации характерно  такое состояние экономики, которому  присущи определенные фискальные и монетарные показателями, а также политические и административные инфраструктурные изменения, создающие условия для экономического роста и накопления капитала. 
      Финансово-экономическую  стабилизацию можно также рассматривать  в разных аспектах, а именно как;
- государственную  политику, направленную на одновременное  снижение инфляции и прекращение  спада производства,
- процесс  снижения темпа инфляции и  спада производства.
      Поэтому возможно использование и таких  категорий, как процесс финансово-экономической стабилизации, финансово-стабилизационная политика, обе этих категории неразрывно связаны друг с другом, как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения практической реализации.
      Страны  с переходной экономикой в самом  начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран — недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса еще называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральный элемент — борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный период, которая находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов. [8, c.103] 
      Монетарный  подход к финансовой стабилизации
      В соответствии с монетарным подходом темпы инфляции прямо пропорциональны  темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста объема продукции реального сектора.
      Повышение темпов прироста денежной массы приводит к соответствующему повышению темпов инфляции, в то время как их снижение вызывает обратный эффект. В качестве показателя инфляции в странах с переходной экономикой обычно используется рост индекса потребительских цен.
      Рост  денежной массы влияет на инфляцию через определенные временные промежутки — лаги, в течение которых изменения  объемов денежной массы вызывают изменения в темпах прироста цен.
      Немонетарный  подход к финансовой стабилизации
      Согласно  немонетарному подходу, на инфляцию в переходной экономике влияют многочисленные факторы, находящиеся за пределами сферы денежного обращения.
      Во-первых, структурный  фактор,  т.е. значительные диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики, которые быстро не могут быть устранены, а поэтому нехватка тех или иных товаров и услуг долго подталкивает цены в сторону повышения. Еще одним проявлением этого, например, в тяжелой промышленности с длительным производственным циклом, является инерционность экономики, в силу чего производство не способно быстро реагировать на изменения спроса и обмена денежной массы. Поэтому даже жесткая финансовая политика не может в короткое время устранить неравновесие между спросом и предложением.
      Во-вторых,  монополистический  фактор,  который в специфических условиях Республики Беларусь усугубляется огромной ролью естественных монополий.
      В-третьих,  институциональный  фактор, связывающий инфляцию с особенностями правовых и организационных условий функционирования экономических агентов. Действие этого фактора выражается, с одной стороны, в сохранении государственного субсидирования неконкурентоспособных предприятий и банков, что неизбежно ведет к росту инфляции. С другой стороны, институциональный фактор проявляется в отсутствии в начале реформ практики банкротств, что вызывало нерыночную реакцию предприятий на сжатие спроса — неплатежи.
      Наличие долгосрочных инфляционных факторов немонетарного характера рождает «фоновую» инфляцию, которую нельзя устранить путем сжатия денежной массы. В определенные периоды «фоновая» инфляция принимает подавленную форму неплатежей и долгов государства перед предприятиями и населением.
      Сочетание монетарных факторов инфляции с немонетарными при высокой роли последних свидетельствуют о том, что политика финансовой стабилизации в переходный период не может ограничиваться сжатием денежной массы и требует проведения глубоких структурных и институциональных реформ.  

1.2. Основные инструменты  финасово-стабилизационной  политики и их  использование  

      Особенностью  переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации  намерений хозяйственных субъектов  не является доминирующим: централизованное планирование уже не действует, а рыночные механизмы еще не заработали в полной мере. Рыночные реформы включают в себя три этапа: макроэкономическое регулирование, приватизацию и структурные реформы.
      Независимо  от программы проведения рыночных преобразований, они не могут осуществиться без макроэкономической стабилизации экономики. Она заключается в поддержании объема производства и занятости на естественном уровне. Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания (шоки) совокупного спроса или совокупного предложения, не допускать перегрева экономики или глубокого спада.
      Это, однако, характерно для стран с  уже сформировавшейся рыночной экономикой. В странах, переходящих к рынку  или восстанавливающих его функционирование под макроэкономической стабилизацией понимается, прежде всего, преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной диспропорциональности. Самое яркое ее проявление – высокая инфляция (галопирующая или гиперинфляция). Во всех странах, переходящих к рынку – в России, странах СНГ, государствах  Восточной Европы, а также Чили, Мексике, Бразилии – наблюдается (или наблюдалось) сильнейшее расстройство финансовой системы, обесценение национальной валюты и катастрофическое бегство от нее. Причина таких явлений – гипертрофия государственного вмешательства в экономику.
      При разнообразии теоретических подходов и программ экономической стабилизации, можно выделить два основных сценария: ортодоксальный и неортодоксальный (гетеродоксный).
      Ортодоксальный  сценарий стабилизации – совокупность макроэкономических мероприятий, включающих минимизацию бюджетного дефицита, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводятся быстро, то они называются «шоковой терапией».
      Согласно  этому сценарию, данные меры должны не растягиваться на много лет, а  проводиться за 1-2 года, чтобы не дать сформироваться устойчивым инфляционным ожиданиям. Во-вторых, предполагается устранение или минимизация дефицита государственного бюджета. Опасен не только сам дефицит, но и инфляционные методы его финансирования. Можно покрывать дефицит за счет эмиссии и за счет займов у населения. Этот подход предполагает отказ от эмиссионного покрытия дефицита. В-третьих, предполагается проведение жесткой кредитно-денежной политики, контроль над объемом денежного предложения, прекращение раздачи льготных кредитов. В-четвертых, предполагается вести борьбу с инфляцией и инфляционным ожиданием при помощи так называемого номинального «якоря». Номинальный «якорь» – это макроэкономический показатель, который фиксируется на определенном уровне при осуществлении стабилизационных программ. В качестве «якоря» могут фиксироваться обменный курс валюты, предложение денег «номинальная денежная масса», номинальная заработная плата. Эти макроэкономические показатели действуют как якорь, удерживая на определенном уровне цены, не давая им сорваться в гиперинфляционный рост. Поддерживаемый Центральным Банком страны фиксированный обменный курс помогает преодолеть неопределенность и снизить инфляционные ожидания  бизнеса и домашних хозяйств.
      Для достижения вышеперечисленных целей  правительство должно действовать  в следующих направлениях:
      1.    Сокращение номинального предложения денег;
      2.    Либерализация цен;
      3.    Увеличение реального объема производства;
      4.    Снижение скорости обращения денег.
      Уравнение MV=PY наглядно демонстрирует потенциальные  пути устранения денежного навеса. Первый пункт затрагивает показатель M, второй – показатель P, третий – Y, и четвертый – V.
      На  практике, как правило, решаются две  задачи: воздействие на денежную массу  путем проведения денежной реформы  или путем воздействия на цены посредством либерализации цен.
      Денежная  реформа очень часто наталкивается на следующий вопрос: как определить избыток денежной массы и конфисковать или заморозить денежные средства населения и фирм? При этом, разумеется, недопустим социальный взрыв из-за конфискационного характера реформы.
      Либерализация цен также уничтожает избыточную денежную массу, но уже через повышение общего уровня цен. При этом рост цен может наглядно продемонстрировать, каков был избыток денежной массы перед отпуском цен.
      Другой  процесс, приводящий к уменьшению бюджетного дефицита – повышение эффективности сбора налога и вообще реформа налоговой системы. Практически же страны, осуществляющие реформы, сталкиваются с эффектом Танзи-Оливера, то есть обесценение налоговых поступлений в госбюджет из-за высоких темпов инфляции.
      В конце XVIII века английский экономист А. Смит сформулировал основные требования к налоговой системе, которые признаются и сегодня. Речь идет о том, что налоги не должны быть чрезмерно обременительными, должны быть понятны налогоплательщикам; каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму, в какой срок ему необходимо уплатить и почему; налоги должны быть справедливыми; при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги; государство должно собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.
      Однако  ортодоксальный подход далеко не всегда оказывается эффективным. Это зависит  от экономических особенностей стран. В связи с этим необходимо рассмотреть  другой сценарий макроэкономической стабилизации.
      Неортодоксальный  подход к макроэкономической стабилизации – это жесткая кредитно-денежная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, этот подход включает в себя методы ортодоксального сценария, но она дополняется контролем над заработной платой и ценами, т.е. использование зарплатного «якоря» (фиксируется уровень номинальной заработной платы).
      При переходе к рыночной экономике наряду с макроэкономической стабилизацией  и структурными реформами важнейшим  элементом является приватизация – переход государственного имущества в частный сектор экономики.
      В странах с развитой рыночной экономикой приватизация осуществляется в случае кризиса государственного сектора  экономики, т.е. неэффективного распределения  ресурсов при помощи государственного вмешательства. Проходит приватизация только в тех секторах экономики, где после перехода собственности в частный сектор эффективность экономики возрастает (так неразумно, например, приватизировать железнодорожный транспорт).
      В бывших социалистических странах иная ситуация. Здесь речь идет даже не о государственном секторе, а о монополизме государственной собственности – тотальном огосударствлении всех сторон хозяйственной жизни. Вот следствия этого явления: затратный характер материального производства; снижение или отсутствие стимулов к повышению производительности труда; застой в развитии техники и технологии; иждивенчество, патернализм, как в сфере производственной деятельности, так и на уровне домашних хозяйств; разрастание теневой экономики.
      Таким образом, приватизация в переходной экономике служит реализации нескольких целей:
      1. Экономической (повышение эффективности  функционирования хозяйства)
      2. Фискальной (увеличение доходов  госбюджета за счет продажи  государственных предприятий в  частные руки)
      3. Социальной (обеспечение социального мира, особенно когда идет речь о бесплатной приватизации)
      Структурные реформы. Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам. [10, c.13] Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.
      Важной  задачей структурной политики переходного  периода, особенно на начальных его  этапах, является государственная поддержка  отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок. Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.
      Особое  значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике — производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).
      В Республике Беларусь за годы реформ в  структуре ВВП резко выросла  доля услуг, что отражает быстрое  развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос или бюджетную поддержку.
      Структурные сдвиги на макроуровне проявляются  в ограничении предприятиями  ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.
      Таким образом, главными средствами макроэкономической стабилизации являются: [11, с.134]
      1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;
      2) проведение жесткой денежно-кредитной  политики (прекращение льготного  кредитования центральным банком  дефицита госбюджета, установление  процентных ставок по кредитам  центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.);
      3) установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются  макроэкономические показатели, которые  фиксируются на определенном  уровне при осуществлении финансовой  стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены;
      4) сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;
      5)  либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.
      В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений.
      Целью стабилизационных мер является формирование основы для адаптационных ожиданий экономических субъектов хозяйствования с возможностью принятия микроэкономических решений на основе рациональных ожиданий в период роста и накопления капитала.       Макроэкономическая политика государства должна заключаться в следующем:
- в определении  того, какие органы будут проводить  фискальную и монетарную политику, институциональные преобразования, их полномочия и ответственность, четкое разграничение обязанностей и законодательные  социальные гарантии для лиц, занимающих ключевые посты; полномочия и обязанности исполнительной власти. Особо следует отметить положение судебной власти и создание условий для обеспечения независимости  судов (срок и порядок назначения, объем вознаграждения, материальное обеспечение, жилье и др.) и положение Министерства финансов;
- в создании  равных условий хозяйствования  для всех экономических субъектов,  включая государство. Это значит рыночная борьба за ресурсы и капитал, одинаковые права по приобретению, распоряжению, преобразованию и продаже капитала, в том числе земли и недвижимости,  равные условия по кредитованию, налогообложению, административному регулированию, погашению задолженности, ликвидации государственных и частных предприятий; 
    - в демонополизации  и приватизации всех сфер экономической деятельности за исключением  естественных монополий (на периоде стабилизации);

- в создании рынка ценных бумаг и расширении финансовых инструментов (акции, облигации, векселя предприятий и государственных центральных и местных органов власти;
- в создании  и укреплении банковской и финансовой системы в целом и определении статуса Национального банка как единственного монопольного органа, отвечающего за стабильность национальной валюты;
- в создании  рынка земли и недвижимости  и введении в систему экономических  отношений этих форм капитала;
- в разработке  принципиально нового налогового  законодательства с учетом резкого  сокращения госрасходов и сменой  парадигмы государственных инвестиций  на частные;
- в  создании необходимой инфраструктуры для приватизации системы социального обеспечения, включая пенсионное обеспечение, образование и медицинское обслуживание;
- в децентрализации  системы распоряжения  государственными средствами и перераспределении полномочий между центральными и местными органами власти.
      Реформирование  финансово-кредитной системы, проведение фискальной и монетарной политики, реформирование структуры госуправления и контроля должно проходить одновременно, комплексно в контексте стратегических долгосрочных системных экономических преобразований.
      Переходная  экономика индустриального типа, как правило, получает в наследство от административно-командной системы большую или меньшую несбалансированность структуры экономики. Она проявляется, во-первых, в неравномерности развития отдельных отраслей и, во-вторых, в глубоких различиях в технической оснащенности отдельных отраслей и предприятий. Неравномерность в развитии отдельных отраслей во всех странах с плановой экономикой проявлялась, прежде всего, в гипертрофированном развитии отраслей, производящих средства производства, а также военно-промышленного комплекса (ВПК). В то же время сохранялось и даже усиливалось отставание отраслей, производящих потребительские товары, а также инфрастуктуры (финансовой, информационной, социальной). Неравномерность технического оснащения отдельных отраслей выражалась в сочетании высокотехнологичных производств (в освоении космоса, ВПК) и отраслей с преобладанием ручного труда и низким уровнем механизации (производство многих потребительских товаров, сельское хозяйство). 
      Таким образом, на основании рассмотренных в данной части курсовой работы материалов можно сделать следующие выводы:
1. Переход  к рынку сопровождается либерализацией  экономики — отказом государства  от монополии на те или иные  виды хозяйственной деятельности  или резким ограничением его  регулирующих функций. Одновременно  происходит переход от преимущественно  административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).
2. При  переходе от плановой экономики к рыночной, как правило, возникает необходимость в макроэкономической (финансовой) стабилизации. Ее главной целью является подавление (или предотвращение) высокой инфляции, а также смягчение (или недопущение) трансформационного спада.
3. Сложились  два главных подхода к финансовой  стабилизации, в основе которых  лежат различные представления  о природе инфляции в переходной экономике. В соответствии с монетарным подходом инфляция целиком зависит от темпов прироста денежной массы. Согласно немонетарному подходу, на инфляцию в переходной экономике влияют такие факторы, как диспропорции в структуре народного хозяйства, высокая степень монополизации экономики и т.д.
4. Выделяются  два основных сценария макроэкономической  стабилизации: ортодоксальный (сокращение  или ликвидация дефицита госбюджета, жесткий контроль над денежной эмиссией, установление «монетарного якоря») и гетеродоксный (те же меры в сочетании с регулированием цен и доходов).
5. Структурная  политика в переходный период  направлена на создание условий  для устойчивого долгосрочного  экономического роста и перестройку  отраслевой структуры народного  хозяйства с целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или обслуживающих национальные интересы (производственная и социальная инфраструктура, отдельные производства ВПК).
6. Институциональные  преобразования включают разработку  рыночного законодательства и контроль за его применением; изменение отношений собственности, формирование новых хозяйствующих субъектов рыночного типа; создание новой системы управления народным хозяйством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.ЗАРУБЕЖНЫЙ  ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ  ФИНАНСОВО-СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 

  2.1. Финансово-стабилизационная  политика стран  Восточной Европы  после 1990-х годов 

      Волна перехода от государственно-директивной  к рыночной экономике относится  к странам бывшего социалистического  лагеря и проводилась в самом конце 1980-х и начале 1990-х годов (за исключением Китая, который начал успешные рыночные реформы с 1978 года, и Венгрии, начавшей медленное и осторожное продвижение к рынку с конца 1960-х годов). В странах Восточной Европы (исключая ГДР и Югославию) начальный период рыночных реформ проводился методом “шоковой терапии” по рецептам ортодоксально- монетаристской программы МВФ. Переход по рекомендациям МВФ ставит в крайне невыгодное положение те страны, которые в результате слабого развития внутренних рыночных отношений до перехода оказываются наименее подготовленными вследствие отсутствия политики протекционизма со стороны государства к равноправному вхождению в мировую экономику с ее острой конкуренцией. [11, c.146]
      Страны  ЦВЕ следуют модели преобразований, предложенной МВФ, которая включает системные элементы: [12, c.325]
      1.Макроэкономическая  стабилизация и контроль. Проведение  стабилизационной программы:
- ужесточение налоговой политики:
- ужесточение кредитной политики;
- антиинфляционная политика;
- пересмотр показателей затрат в целях урегулирования внешних расчетов.
      2.Реформа  цен и рынка:
- реформа  внутренних цен; 
- либерализация  внешней торговли;
- свободная  структура заработной платы и  либерализация рынка рабочей  силы;
- реформа  банковской системы.
       3.Развитие частного сектора, приватизация, реформа производственной структуры:
- упрощение  открытия и закрытия предприятий,  оформления права частной собственности;
- отраслевая и производственная реформа, ликвидация монополий.
      4.Пересмотр  роли государства:
- законодательная  реформа (конституционная, имущественная,  контрактная, банковская, конкурентная  и т. д.);
-   реформа информационной структуры (учет, контроль);
- институциональная  система косвенного управления  экономикой (налоговая система, контроль над формированием бюджета);
- социальная  сфера (страхование от безработицы,  пенсионное обеспечение, нетрудоспособность, социальные услуги: здравоохранение,  образование и пр.).
      Оживление экономики в странах ЦВЕ происходило  главным образом на основе расширения экспорта и коренной перестройки экономики. Ключевую роль сыграло оживление в промышленности.
      В странах ЦВЕ применялись два  основных подхода к реформированию экономики, о которых шла речь ранее в данной работе. Первый – поэтапное формирование инфраструктуры рынка в целях создания смешанной экономики и социального рыночного хозяйства (Венгрия). Второй – это радикальные меры, проводимые в сжатые сроки и ориентированные на создание экономики либерального типа. Ставится задача – приватизировать подавляющую часть предприятий в короткие сроки, не считаясь с социальными издержками и последствиями (Польша, Чехия, Словакия. Болгария, Румыния).
      Венгрия довольно последовательно придерживается своего пути, начиная с 1968г. Уже к  концу 1980-х годов здесь удалось  создать рынок товаров, рынок труда и заложить основы рынка капиталов. С точки зрения внутренней политики такой подход обосновывается следующими факторами: необходимостью поддерживать гражданский мир и экономическую стабильность; долгосрочным характером трансформации экономики (структурная модернизация, приватизация и т.д.). Это позволило Венгрии не только обеспечить консенсус в обществе, но и привлечь большую часть иностранных инвестиций (примерно 50%), направленных в страны ЦВЕ.
      Страны  второй группы сделали выбор «шокового» варианта радикальных экономических преобразований, который включает: децентрализацию хозяйственной деятельности, либерализацию цен и внешнеэкономических связей, жесткую денежную и фискальную политику, относительное «замораживание» заработной платы. Благодаря усилению регулирующих начал государства в Польше, Чехии и Словакии удалось несколько смягчить отрицательные стороны «шоковой терапии».
      Способность страны осуществлять преобразования на основе шоковой терапии» или «постепенных реформ» зависит от характера и эффективности ее экономических, политических и правовых институтов, от социального единства общества. Главные различия между странами с переходной экономикой заключаются не столько в курсе  реформ, сколько в стартовых условиях, с которых они начали свои  реформы. Например, в конце 1989г. польская экономика характеризовалась как экономика повального дефицита, стоявшая на грани гиперинфляции. Главной макроэкономической задачей правительства  являлось обеспечение инфляционной стабильности посредством либерализации цен и ограничения роста номинальной заработной платы. Процессы приватизации и структурной перестройки здесь были  постепенными. В Венгрии не было необходимости в «шоковой терапии» на макроуровне, поскольку инфляция была относительно низкой, а структурные изменения реализовывались на протяжении многих предыдущих лет.
      В странах ЦВЕ возрастает вклад  частного сектора в совокупный экономический  потенциал. Ассоциированные члены  Европейского  Союза – Венгрия, Польша, Чехия и Словакия – к 2000г. вдвое сократили государственную собственность. [13, c.214]
      По  мнению западных экспертов, в авангарде  преобразований идет  Польша. Реализация «шоковой терапии» началась 1 января 1990г.  Правительство отменило контроль над ценами, прекратило государственные субсидии, стало проводить приватизацию и реформу банковской и валютной систем (план Бальцеровича). Реформа в Польше проходила поэтапно.
      В Венгрии за годы структурной перестройки  проявились признаки оживления экономики. В 1995-1998 гг. темпы прироста ВВП составили в среднем 2,9-3,5%, промышленного производства – 5-7, строительно-монтажных работ – 7, сельскохозяйственного производства – 3%. Однако горнодобывающая и пищевая промышленности находятся в тяжелом состоянии. Безработица составляет примерно 11 % активного населения. Инфляция в Венгрии – 15-18% в год.
      Приватизация  привела к тому, что в частной  собственности оказалось более 50% бывших государственных предприятий. Активное участие в этом процессе принимал иностранный капитал. По данным правительства, свыше половины инвестиций из-за рубежа направляется приватизированным предприятиям. Приватизация дала казне примерно 5 млрд. долларов США. Приватизация и зарождение новых частных предприятий привели к тому, что доля частного сектора в ВВП повысилась до 60%. Большую роль в развитии национального хозяйства Венгрии играют внешнеэкономические факторы.
      Доля  иностранного капитала в частном  секторе превышает 11%, По сумме прямых зарубежных инвестиций Венгрия значительно  превосходит другие страны ЦВЕ. В  Венгрии сумели создать эффективные механизмы валютного обмена и лицензирования предпринимательской деятельности. По оценкам западных специалистов, Венгрия вошла группу 25 самых привлекательных для инвесторов государств. Только в 1999г. она получила около 2 млрд. долларов США в виде прямых иностранных инвестиций. Капитальные вложения идут в промышленность, а не только в торговлю, банковский сектор и сферу услуг. Причем многие зарубежные промышленные корпорации, такие как «Сони» и «Джэнерал электрик», используют свои предприятия в Венгрии для производства товаров, имеющих спрос во всей Центральной и Восточной Европе, России и других странах СНГ. [14, c.20]
      Происходящее  оживление экономики Венгрии  сопровождается крупным ростом производительности труда на фоне относительно умеренного роста производства. Это свидетельствует о развитии глубинных процессов, происходящих на рынке труда и связанных со структурной перестройкой хозяйства.
      Экономическая обстановка в Чехии признается наиболее благоприятной среди стран ЦВЕ. Здесь сбалансирован государственный бюджет, низки уровни инфляции и безработицы.
      Несмотря  на сложности, связанные с проведением  реформы, уровень жизни населения  Чехии повышается. Заработная плата  возросла на 25%, а в реальном выражении  – на 3,5%. В 1994-1995 гг. рост реальных доходов составил 7%, реальная заработная плата увеличилась на 5%, улучшились финансовые показатели. Бездефицитным является государственный бюджет. Валютные резервы увеличились до 8 млрд. дол. (с 6 млрд. дол. в 1993г.). Активное сальдо платежного баланса достигло 600 млн. дол. и сформировалось в основном в торговле услугами.
      По  притоку иностранных инвестиций Чехия занимает 3-е место в ЦВЕ  после Венгрии и Польши (уровень  иностранных инвестиций на душу населения  составляет более 700 дол.) Объем прямых иностранных инвестиций превышает 7 млрд. дол., направления инвестиций – транспорт и связь, производство транспортного оборудования и автомобильная промышленность, отрасли широкого потребления, главным образом производство табачных изделий, торговля и услуги.
      Таким образом, оживление в странах  ЦВЕ отражает воздействие позитивных изменений как в области предложения, так и в области спроса. Ключевым фактором стало повышение внешнего спроса, в частности в западноевропейских странах. В ряде стран (Польше, Румынии, Словакии, Словении и Чехии) значительно возрос внутренний спрос в области инвестиций и сфере частного потребления. В большинстве стран ЦВЕ «локомотивом» оживления выступала промышленность.
      В целом страны ЦВЕ продолжают пробивать  дорогу к выходу из  спада переходного периода: объем производства все еще остается примерно на 15% ниже уровня, достигнутого до начала экономических преобразований.
      Рассмотрим  более подробно финансово-стабилизационную политику в Польше на начальном этапе  перехода к рыночным отношениям.
      Бурное  десятилетие развития польских реформ принесло стране, если взглянуть только на формальные показатели экономического развития, неутешительные результаты. По оценке И. Беренда, в 1978-1989 гг. польский ВВП сократился более чем на 10%. Наиболее тяжелый удар польская экономика получила в 1981-1982 гг., когда, по оценке С. Гомулки, промышленное производство упало примерно на 25%.
      Реформы в этой стране можно четко разделить  на две части. В смысле либерализации  цен реформаторы из некоммунистического лагеря лишь продолжили линию, которая еще раньше была явно намечена реформаторами-коммунистами. По пути либерализации двигались и правительство Войцеха Ярузельского (1982-1985 гг.), и правительство Збигнева Месснера (1985-1988 гг.), и, что особенно заметно, правительство Мечислова Раковского (1988-1989 гг.), которое по сути дела завершило начатую ранее либерализацию в ряде важных областей экономики.
      К декабрю 1989г. уже 86% товаров потребительского назначения и услуг, оказываемых  населению, предоставлялось по договорным ценам (в частности, на продовольствие – 96%) причем в отношении 58% этих товаров и услуг цены  были абсолютно свободными. Похожая ситуация сложилась и области цен на сырье, материалы и оборудование: 89% цен были договорными, причем 56,5% цен на продукцию из сферы материально-технического снабжения предприятий оказались абсолютно свободными. Лишь в области государственных закупок сельхозпродукции охват договорными ценами был несколько уже – 41%.
      Во  второй половине 1989г. либерализация цен и связанная с ней инфляция примерно наполовину сняли денежный навес, образовавшийся за время проведения мягкой финансовой политики и доминирования регулируемых цен. Реальная зарплата населения уже упала в последнем квартале 1989г. на 16%. С марта 1989г. была введена ограниченная внутренняя конвертируемость злотого. Сформировался легальный валютный рынок. Наконец, немаловажным является и тот факт, что уже в 1989г. удалось сократить объем централизованных государственных инвестиций до 2% ВВП. [15, c.440]
      Наиболее  эффективными оказались меры по остановке  гиперинфляции, стабилизации экономики  и обеспечении нормальных условий  для работы предприятий. Суть действий, предпринятых правительством Мазовецкого, в целом можно свести к пяти основным мероприятиям:
- очень быстрая либерализация цен;
- полная  либерализация доступа для нового  частного сектора практически  во все сферы экономической  деятельности (январь 1989г. – январь 1990г.);
- установление  жестких бюджетных ограничений  на госпредприятиях и резкое  снижение темпов инфляции до умеренного уровня с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, а также политики доходов (январь 1990г );
- обеспечение конвертируемости национальной валюты по текущим операциям;
- практически  полная либерализация внешней торговли (январь 1990г.).
      Непосредственно реализация программы Бальцеровича началась с января 1990г., хотя подготовительные меры осуществлялись с октября 1989г. За программой закрепилось прозвище "шокотерапия". Тем не менее, нельзя сказать, что программа Бальцеровича была предельно либеральной. План польских реформ носил гетеродоксный характер. Для того чтобы остановить инфляцию Бальцерович использовал не только естественный механизм ограничения денежного спроса населения, но также и специальные "якоря", предназначенные для несколько искусственного удержания цен: контроль над заработной платой и фиксированный валютный курс. Таким образом, шок не был по-настоящему всеобъемлющим.
      Самым ярким шагом реформы стала  либерализация почти всех оставшихся цен: 90% цен теперь вообще не регулировалось государством, по 5% требовалось уведомление соответствующих органов о желании их изменить, и по оставшимся 5% сохранялся приоритет административных решений. Впоследствии, доля регулируемых цен вновь несколько увеличилась (12% в оптовой торговле, 15% - в розничной), но это не изменило характера рыночной экономики.
      Широкомасштабная  либерализация охватила и сферу  внешней торговли. Польша отказалась от использования системы нетарифных ограничений, заменив их импортными пошлинами. Вначале происходило быстрое снижение уровня тарифов, что способствовало насыщению рынка товарами в той сложной ситуации, когда отечественный производитель еще не успел как следует развернуться. К октябрю 1990г. средний уровень тарифов снизился до 8%, что почти соответствовало тому уровню, который поддерживается в Евросоюзе (6,1%). Однако к середине 1991г., по мере того как выявлялись проблемы польской экономики, связанные с ухудшением торгового баланса и нарастанием бюджетного дефицита, правительство начало склоняться к значительному повышению таможенных тарифов. В августе они были в среднем увеличены до 18,1 %. В декабре 1991г. оказались возвращены и некоторые нетарифные ограничения по импорту, осуществляемому частными компаниями, что, впрочем, не изменило в целом сравнительно либеральный характер внешней торговли.
      Но  главным элементом программы  Бальцеровича оказалась ликвидация бюджетного дефицита. Без нее либерализация  цен могла бы лишь ускорить темпы  инфляции и углубить нестабильность экономики. В 1989г. 38% расходов бюджета шло на разного рода дотации, в частности на дотации энергетическим предприятиям, цены на продукцию которых были искусственно занижены. В 1990г. доля дотаций упала более чем в два раза – до 14% расходов. Те дотации, которые сохранились, были предназначены преимущественно для поддержания угледобычи. В результате совокупные расходы государства, муниципалитетов и внебюджетных фондов сократились с 48,8% ВВП в 1989г. до 39,8% в 1990-м. Одновременно были ликвидированы или существенно урезаны налоговые льготы, повышена финансовая дисциплина, что привело к заметному росту государственных доходов.
      В итоге с государственным бюджетом произошли определенные изменения: вместо дефицита в 6,1%, имевшего место в 1989г., возникло небольшое положительное сальдо, т.е. доходы превысили расходы. С учетом же муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов контраст оказался еще более разительным. Дефицит правительства, составлявший 7,4% ВВП в 1989г., сменился положительным сальдо в 3,1 %. Для погашения бюджетного дефицита теперь не надо было выпускать деньги, порождающие инфляцию.
      Естественно, сокращение подобного субсидирования экономики должно было быть как-то компенсировано. Пришлось повышать цены на энергоносители (в этой сфере либерализация на протяжении 1990 г. так и не произошла). Повышение оказалось шокирующим: на уголь для промышленных нужд - в 5 раз, для населения - в 7; на газ для промышленных нужд - в 3,5 раза, для населения - в 5; на электроэнергию для промышленных нужд - в 4 раза, для населения - в 5. Кроме того, в 2 раза выросли цены на бензин, в 5 раз - плата за горячую воду отопление, в 2 раза - за телефонные разговоры. Транспортные тарифы возросли в 3-3,5 раза. [16]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.