На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка финансовых результатов деятельности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования        «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА  
ЗАЩИЩЕНА С ОЦЕНКОЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ
доц., канд. экон. наук       Т.Ф. Кутузова
должность, уч. степень, звание   подпись, дата   инициалы, фамилия
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
 
 

ОЦЕНКА  ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
по дисциплине: ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ 
 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ 

СТУДЕНТ ГР. 8961к       Д.Ю. Лукинская
      подпись, дата   инициалы, фамилия
 
 
 
Санкт-Петербург                                                                                                                              2010
Содержание 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Прибыль и рентабельность – показатели, характеризующие экономические результаты производственно-коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рыночной экономики. Прибыль и рентабельность, имеют весьма важное значение, а повседневный контроль за их формированием и изыскание путей их роста приобретают все возрастающую значимость и необходимость. Ведь прибыль – важнейший количественный, а рентабельность – качественный показатели, характеризующие эффективность хозяйствования коммерческого субъекта в условиях рыночной экономики. В условиях рынка ориентация хозяйствующих субъектов на получение прибыли является непременным условием успешной предпринимательской деятельности. Предприятия заинтересованы в максимизации прибыли, поскольку именно за счет прибыли предприятия могут развиваться, увеличивать масштабы производства, а, следовательно, и приносить больший доход своим владельцам. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются внешние финансовые обязательства перед бюджетом, банками, внебюджетными фондами и другими организациями. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия.
     Однако  сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность  работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам. Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок. 

    Рентабельность и прибыль – показатели, которые четко отражают  эффективность деятельности предприятия, рациональность использования  предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.). Изучение сущности прибыли и рентабельности, факторов, влияющих на их величину, на резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности, очень важно для деятельности предприятия.
    Все вышеуказанные факторы обуславливают  важность и актуальность темы курсовой работы.
    Целью настоящей работы является оценка финансовых результатов деятельности предприятия на примере ОАО «Новая ЭРА».
    Объектом  исследования является ОАО «Новая ЭРА».
    Предмет исследования - прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения прибыли.
     Для достижения цели в настоящей работе поставлены  следующие задачи:
     - изучить прибыль как экономическую  категорию, выявить сущность, функции  и виды прибыли;
     - определить основные показатели  прибыли и рентабельности, их  роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
     - проанализировать финансовые результаты хозяйственной деятельности организации;
     - провести факторный анализ прибыли  от продаж;
     - провести анализ показателей  рентабельности;
    - рекомендации по увеличению прибыли и рентабельности предприятия.
      Объем и структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы (состоящего из 36 наименований).
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА  ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
      Прибыль и ее классификация
      Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Традиционно прибыль считается основной целью деятельности любой коммерческой организациию Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.
      Прибылью  в целях налогового учета признается разница между доходами и расходами, определенными в соответствии с НК РФ.
      Ведущие экономисты в области экономического анализа и финансового менеджмента  большое место уделяют в своих  исследованиях изучению финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, однако подходят к определению  экономического содержания данного понятия в различных аспектах и с разной степенью детализации.
      Н.Н. Селезнева и А.Ф. Ионова  рассматривают  прибыль как выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя  на вложенный капитал, характеризующий  его вознаграждение за риск осуществления  предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Прибыль - это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Таким образом, прибыли дана достаточно широкая характеристика, это чистый доход, особый ресурс и конечная цель развития бизнеса.
      О.В. Ефимова отмечает, что важнейшим финансовым показателем, определяющим способность организации обеспечивать необходимое для ее нормального развития превышение доходов над расходами, является прибыль.
      Г.В. Савицкая отмечает, что «финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности», «прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции». «Чистая прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды».
      В работах, посвященных анализу хозяйственной  деятельности в промышленности, рассматривается  понятие конечный финансовый результат, под которым понимается прибыль, представляющая собой реализованную  часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом.
      Прибыль является показателем, в котором  отражаются эффективность производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности  труда, уровень себестоимости. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой положительную разницу между общей суммой доходов и затратами (расходами) на производство и реализацию продукции с учетом других хозяйственных операций. Убыток, напротив, это отрицательная разница между доходами и расходами по всем хозяйственным операциям предприятия. За счет прибыли осуществляется уплата налога на прибыль, финансирование мероприятий по научно-техническому  и социально-экономическому развитию предприятия, выплачиваются доходы (дивиденды) собственникам бизнеса (акционерам). Наличие прибыли позволяет удовлетворить интересы государства, предприятия, работников и собственников.
      Наличие прибыли для удовлетворения экономических  интересов государства обеспечивается через уплату налогов, которые затем  государство использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении и направляемой на его развитие. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием дополнительных возможностей  для их материального стимулирования. Собственники также заинтересованы в росте прибыли, так как рост прибыли означает увеличение ресурсов их собственности и увеличение получаемых ими дивидендов.
      В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие может лишиться не только ожидаемой прибыли, но полностью или частично потерять свой капитал. Отсюда вытекает, что прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности.
      Значение  прибыли:
- основной источник развития предприятия, обновления и расширения производственной базы;
- источник  социальных благ для сотрудников  предприятия;
- из  прибыли выплачиваются дивиденды  по акциям и другие доходы  учредителям и собственникам  предприятия;
- по прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы - о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики – о платежеспособности предприятия;
- важнейший  источник формирования бюджетов  разных уровней.
      Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций:
      1. Является критерием и показателем, характеризующим финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия; сам факт, что предприятие имеет прибыль, при прочих равных условиях, свидетельствует об эффективной деятельности предприятия (оценочная функция);
      2. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция).
      3. Прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней, что позволяет государству выполнять возложенные на него функции (фискальная функция).
      Прибыль характеризуется многоаспектной ролью  и многообразием форм, в которых она выступает. Виды прибыли могут быть систематизированы по определенным признакам.
      1. По источникам формирования в соответствии с Налоговым кодексом РФ прибыль подразделяют на:
      - прибыль от реализации продукции, работ и услуг, в рамках которой в целях повышения степени аналитичности анализа можно выделять прибыль от основной деятельности предприятия и прибыль от прочей реализации (или прибыль от операционной деятельности);
      - прибыль от внереализационных операций.
      При этом, исходя из методологических требований бухгалтерского учета, отраженных в экономическом содержании отчета предприятия о прибылях и убытках, источниками формирования прибыли выступают прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации и прибыль от внереализационных операций. Кроме этого, при достаточно редко встречающихся обстоятельствах может быть получена прибыль как сальдо чрезвычайных доходов и расходов.
      Прибыль от  реализации продукции, работ и услуг является основным видом прибыли на предприятии, который непосредственно связан с отраслевой спецификой его деятельности. Ее можно также называть прибылью от основной (уставной) деятельности.
      Прибыль от прочей реализации (операционная прибыль по отчету о прибылях и убытках), представляющая собой доход предприятия от реализации различных видов имущества, включая ценные бумаги и имущественные права, отражает финансовый результат от деятельности, не являющейся основной для предприятия, которая ведется не регулярно и не занимает, как правило, высокого удельного веса в общем объеме производственной деятельности.
      Прибыль от внереализационных  операций образуется как доход от долевого участия в совместных предприятиях и других организациях в виде распределенной прибыли на сумму пая, купли–продажи иностранной валюты, доходы по заемным обязательствам, штрафы, пени и неустойки полученные.
      Прибыль от чрезвычайных обстоятельств возникает при положительном сальдо чрезвычайных доходов и расходов, что, как правило, не характерно для обычной деятельности предприятия.
      Необходимо отметить, что выделение операционной, внереализационной и чрезвычайной прибыли полезно для углубленного анализа всех направлений получения прочей прибыли предприятия.
      2. По видам деятельности предприятия подразделяют прибыль от производственной, инвестиционной и финансовой деятельности.
      Прибыль от производственной деятельности является результатом производственно-сбытовой, т.е. какой-то основной для данного предприятия текущей деятельности по его уставу. Из зарубежной экономической литературы в нашу терминологию анализа хозяйственной деятельности предприятия вошло понятие «операционная прибыль», под которой понимается, по существу, прибыль от производственной деятельности. Это понятие надо отличать от сальдо операционных доходов и расходов по отчету о прибылях и убытках.
      Результат инвестиционной деятельности частично отражается в прибыли от внереализационных операций в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично в операционной прибыли от реализации имущества по окончании использования инвестиционного проекта. Кроме этого, результаты инвестиций отражаются на производственной прибыли, когда инвестиции осуществляются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации основного или вспомогательного производства.
      Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на более выгодных, чем среднерыночные, условиях. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль путем использования финансовых проектов вложения собственного капитала в иные организации.
      3. По составу элементов, формирующих прибыль, в экономическом анализе различают маржинальную (валовую), прибыль от операционной деятельности и внереализационных операций, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, прибыль от чрезвычайных обстоятельств и чистую прибыль.
        Маржинальная прибыль (валовая маржа) – это положительная разница между суммой выручки-нетто и переменными затратами. Понятию «маржинальная прибыль» соответствует понятие «валовая прибыль», применяемое в отчете о прибылях и убытках (стр. 029, ф.2).
      Прибыль от продаж представляет собой сумму  дохода предприятия за вычетом всех операционных расходов как постоянных, так и переменных. Данному понятию отвечает понятие «прибыль от продаж» по отчету о прибылях и убытках (стр. 050, ф.2).
      Прибыль от прочей деятельности это: прибыль от операционной деятельности, представляющая положительную разницу (сальдо) между суммой доходов от операционной деятельности, включая проценты к получению, доходы от участия в других организациях и прочие операционные доходы, и суммой расходов от операционной деятельности, в состав которых включаются проценты к уплате и прочие операционные расходы; прибыль от внереализационных операций, представляющая собой положительное сальдо внереализационных доходов, к которым относятся штрафы, пени, неустойки в пользу предприятия по хозяйственным договорам, стоимость безвозмездно полученных активов, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, кредиторская и депонентская задолженности с истекшим сроком исковой давности, положительные курсовые разницы и прочие внереализационные доходы, и внереализационных расходов, представленных штрафами, пени и неутойками, выплаченными предприятием по хозяйственным договорам, убытка прошлых лет, признанные в отчетном году, дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, отрицательные курсовые разницы и прочие внереализационные расходы и прибыль от чрезвычайных  обстоятельств, представляющая положительную разницу между доходами от чрезвычайных обстоятельств и соответствующими им расходами. К чрезвычайным доходам и расходам относятся поступления в пользу предприятия и его расходы (отражаются в отчете о прибылях и убытках только при их наличии), возникающие при стихийных бедствиях, национализации имущества страховые возмещения, стоимость материальных ценностей после списания непригодных к дальнейшему использованию активов.
      Прибыль до налогообложения равняется сумме прибыли от продаж и прибыли от прочей деятельности (стр. 140, ф.2)
      Чистая  прибыль отчетного  периода – это прибыль до налогообложения, откорректированная на величины отложенных налоговых активов и обязательств, текущий налог на прибыль и иные платежи из нее.
      4. По характеру налогообложения  прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их конечного эффекта. Состав доходов, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы, регулируется положениями ст. 251 главы 25 Налогового кодекса РФ.
      Далее в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ по ставке 0 % облагаются проценты по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также проценты по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г. По ставке 9 % облагаются дивиденды, полученные от российских организаций (ст. 275, ст. 284 НК РФ). Проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода  в виде процентов, и дивиденды, полученные от иностранных организаций, облагаются по ставке 15 % (ст. 275 и 284 НК РФ). По ставке 20 % облагается прибыль от реализации и внереализационная прибыль. К доходам от реализации по ст. 249 и 315 НК РФ относится выручка от реализации товаров (работ и услуг) собственного производства, покупных товаров, амортизируемого имущества, прочего имущества и имущественных прав, ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств. К внереализационным доходам (ст. 250 и 315 НК РФ) относятся доходы от операций с финансовыми  инструментами срочных сделок, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке, иные внереализационные доходы, включающие проценты по заемным обязательствам, штрафы, пени, неустойки и пр.
      5. По характеру инфляционной очистки  прибыли различают номинальную и реальную прибыль. Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной суммы прибыли за анализируемый период, скорректированной на индекс инфляции в соответствующем порядке.
      6. По рассматриваемому периоду   формирования выделяют прибыль предшествующего периода, прибыль отчетного периода и планируемую прибыль.
      7. По регулярности формирования  прибыль делится на регулярно  формируемую и так называемую «чрезвычайную» прибыль. В рыночной экономике данный вид прибыли характеризует необычный для данного предприятия источник ее формирования или очень редкий характер ее получения.
      8. По характеру использования в  составе прибыли, остающейся после  уплаты налогов и других обязательных  платежей, выделяют капитализированную  и потребляемую части. Капитализированная прибыль представляет собой ту ее часть, которая направлена на финансирование прироста активов, а потребляемая прибыль – ту ее часть, которая израсходована на выплату собственникам, персоналу или социальные программы предприятия.
      Приведенный перечень классификационных признаков не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и практике работы предприятий, однако с его помощью можно классифицировать прибыль в целях проведения анализа финансовых результатов.
      Формирование  прибыли
       В отчете о  прибылях и убытках представлена система формирования прибыли предприятия  по правилам бухгалтерского учета: от валовой до чистой (рис. 1).
      
      
      
Коммерческие  расходы
(стр. 030)
Управленческие  расходы (стр. 040)
      
      
      
      
      
      
      
      
      
        

      Рис. 1 Формирование прибыли
      При этом под валовой прибылью ( ), равной маржинальной прибыли, понимается разница между выручкой от продаж за вычетом косвенных налогов (чистая выручка или выручка-нетто) и производственных расходов, приходящихся на проданные товары, продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Иначе говоря, в состав валовой прибыли входят коммерческие и управленческие расходы, а также прибыль от продаж.
                                                
=
- С,                                               (1.1)
где - выручка-нетто от продаж; С – себестоимость реализованной продукции.
      Прибыль от продаж есть разница между валовой  прибылью и суммой коммерческих и  управленческих расходов (валовая прибыль за вычетом расходов по управлению и сбыту).
                                             
,                                  (1.2)
где    Ру – управленческие расходы; Рк– коммерческие расходы
      В один раздел объединены операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы, совокупность которых называется прочими доходами и расходами. Данное объединение согласуется с экономическим содержанием указанных видов доходов и расходов, однако снижает аналитические возможности отчета о прибылях и убытках. Совокупность прибыли от продаж и прочей прибыли формируют прибыль до налогообложения.
                                               
,                                 (1.3)
где - прибыль до налогообложения; - прочие доходы; -прочие расходы.
      Прибыль за вычетом налога на прибыль и  аналогичных обязательных платежей называется чистой прибылью.
                                                  
                                         (1.4)
где – налог на прибыль (20%) и иные обязательные платежи. 

      Соответственно, отчет о прибылях и убытках  состоит из четырех разделов:
      Доходы  и расходы по обычным видам деятельности;
      Прочие  доходы и расходы;
      Прибыль (убыток) до налогообложения;
      Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода.
      Согласно  ПБУ 18/02, в отчет о прибылях и  убытках включены сведения об отложенных налоговых активах и обязательствах. В справочном разделе акционерные общества должны будут отражать величину базовой и разводненной прибыли на акцию. Кодировка строк бухгалтерской отчетности приводится в соответствии с Приказом о Кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики, от 14.11.2003 г. №475/102н с учетом последующих изменений.
      Распределение и использование  прибыли
      Распределение и использование прибыли являются важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Направления использования прибыли отражает стратегические задачи предприятия.
      Распределение совокупной прибыли предприятия  осуществляется в несколько этапов. На первом этапе совокупная (общая  бухгалтерская) прибыль распределяется на текущий налог на прибыль и иные платежи (пени и штрафы за нарушения требований фискальной системы) из прибыли в бюджеты различных уровней (в федеральный, региональный и местный бюджеты), а также на чистую прибыль. До налогообложения необходимо дифференцировать совокупную прибыль на прибыль от обычной деятельности, облагаемую по стандартной ставке налогообложения прибыли и иные доходы, облагаемые по другим ставкам, или налог на них удерживается у источника выплаты налогов. К этим доходам относятся дивиденды по обыкновенным акциям, проценты по государственным ценным бумагам, полученные предприятием, доходы от долевого участия в деятельности других организаций (с выделением доходов, полученных за пределами РФ), доходы игорного бизнеса и видеосалонов, прибыль от посреднических операций, страховой деятельности, отдельных банковских операций, прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства.
      Затем производится уточнение прибыли  до налогообложения на сумму корректировки  налогооблагаемой прибыли с учетом отложенных налоговых активов и обязательств, рассчитывается налог на прибыль, а также иных платежей из прибыли. Затем определяются иные платежи из прибыли после исчисления налога на прибыль.
      На  втором этапе определяется величина чистой прибыли как разницы между прибылью до налогообложения и отложенными налоговыми активами и обязательствами, налогом на прибыль и иных платежей в бюджет из прибыли. Чистая прибыль распределяется собственниками предприятия.
      За  счет чистой прибыли, если это предусмотрено уставом предприятия и его учетной политикой, формируются резервный капитал, образуются фонды накопления и потребления, выплачиваются дивиденды, производятся социальные выплаты персоналу предприятия, перечисляются средства на благотворительные и иные цели. Решение о направлениях распределения чистой прибыли принимается собственниками предприятия по итогам его деятельности за год на годовом собрании участников (акционеров). При этом чистая прибыль распределяется на прибыль, направленную на дивиденды (распределенная прибыль), и на прибыль, используемую в целях развития производства, поощрения и социальные выплаты работникам предприятия (нераспределенная). Прибыль, направленная на капитальные вложения в развитие производства называется реинвестированной прибылью.
      Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. участвующую в процессе накопления, и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимости имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития (рис. 2).
      

      Рис. 2 Распределение чистой прибыли 

      Распределение прибыли раскрывает стратегические задачи предприятия. Оставляя прибыль на предприятии, собственники (акционеры) решают задачу конкурентной борьбы, обеспечивают рост объема продаж, обновление продукции, диверсификацию деятельности, внедрение новых достижений научно-технического прогресса, создают финансовые резервы. Выплата дивидендов акционерам обеспечивает доход на вложенный капитал, тем самым стимулируются дальнейшие инвестиции и наращивание совокупного капитала. Государство, получая свою долю от прироста капитала в виде налогов, имеет финансовые источники для выполнения своих функций.
      Факторы, влияющие на величину прибыли
      На  изменение прибыли влияют две  группы факторов: внешние и внутренние. Внешние факторы отличаются от внутренних тем, что предприятие лишь может иметь о них информацию, но не может их контролировать. Внутренние факторы поддаются контролю со стороны предприятия. Их можно разделить на две подгруппы: внутренние факторы (основные), которые влияют на прибыль посредством их сущностного воздействия на результаты работы предприятия, и внутренние факторы (неосновные), отражающие нарушения предприятием хозяйственной дисциплины (рис. 3).
      
      Рис. 3 Факторы, влияющие на изменение прибыли 

      В группу внешних факторов, как правило, включаются чрезвычайные события, природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий  и обусловливающие дополнительную прибыль у других, изменение государственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию и условия производства, нарушения поставщиками и иными органами дисциплины по хозяйственным вопросам.
      К группе основных внутренних факторов, влияющих на формирование прибыли от продаж, относятся: количество и качество продукции, себестоимость продукции, цены на продукцию и элементы, формирующие ее себестоимость, структурные сдвиги в ассортименте продукции. Внутренними факторами, наличие которых обусловлено нарушениями хозяйственной дисциплины, являются: нарушение установленного предприятием порядка формирования и применения цен и торговых надбавок, экономия в результате нарушения условий труда, повышения квалификации кадров, безопасности труда, мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту основных производственных средств, вводу новой техники, экономия, связанная с наличием отступлений при выпуске продукции от требований технических условий, стандартов и др.
      Рассмотрим  поподробнее основные внутренние факторы, влияющие а величину прибыли.
      Основной  источник денежных накоплений предприятий  – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
      Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. При радикальном изменении управления экономикой показатель выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции). Это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.
      В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. Увеличение объема продаж также не может происходить бесконечно. Жесткая конкурентная борьба, невысокий уровень платежеспособного покупательского спроса накладывают ограничения на рост объема продаж. На очередь приходит метод снижения затрат.
      В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы  снижения себестоимости. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.
      К числу факторов роста прибыли  относится обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.
      В рыночной экономике прибыль —  движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции. Это же положение относится и к технологиям, видам и сферам деятельности. Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненного цикла от ее проектирования, освоения, запуска в производство, серийного выпуска, в результате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает либо не выдерживает конкурентной борьбы, и под давлением снижающейся рентабельности выпуск ее сокращается или прекращается.
      При усилении конкурентной борьбы предприятие не в состоянии далее поддерживать уровень продаж за счет снижения цены, поскольку работа становится неэффективной, убыточной. Для поддержания эффективности предприятию нужно снижать издержки пропорционально снижению цены или же переходить к выпуску другой продукции, спрос на которую еще не исчерпан. Учитывая жизненный цикл продукции (работ, услуг), предприятия должны приступать к освоению нового вида продукции на этапе роста прибыли чтобы к моменту начала снижения рентабельности старой продукции выпуск новой продукции достиг точки безубыточности. Такая стратегия позволит постоянно сохранять достигнутый уровень рентабельности и даже, при благоприятной конъюнктуре, повысить его
      Повышение качества продукции, дизайна, технические усовершенствования и другие приемы поддержания спроса на продукцию требуют дополнительных затрат и потому также должны применяться задолго до того, как уровень рентабельности начнет снижаться, или по крайней мере сразу же, как только такая тенденция наметится. Более того, на гребне спроса улучшение предлагаемого товара может повлечь за собой и повышение цены на нее и прибыли.
      По  отношению к технологиям, видам  и сферам деятельности обновление приводит к диверсификации производства, снижению производственных издержек, внедрению новых ресурсосберегающих технологий на более высоком научно-техническом уровне.
      Понятие рентабельности
      Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование  которых принесло экономическую  выгоду. Для собственников, менеджмента предприятия, его персонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначе говоря, для всех возможных участников распределения и использования полученной прибыли важна не только величина, но и уровень доходности деятельности предприятия. При прочих равных условиях вложение средств или работа на более доходном предприятии даст, в конечном итоге, возможность получить более высокие дивиденды, премии, снизить риск возврата кредитных ресурсов, а фискальная система страны получит больше налогов.
      Отсюда, изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать  не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Это соотношение называется рентабельностью.
      Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Представляет собой качественную характеристику полученной прибыли. По абсолютной величине прибыли нельзя судить об эффективности работы предприятия. Действительно, одна и та же прибыль может быть получена за счет совершенно разных ресурсов и затрат, и соответственно предприятия имеют совершенно разную эффективность [5,582].
      В экономической литературе дается несколько  понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим  образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
      По  мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы. Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, она позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.  Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Поскольку капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
      По  значению уровня рентабельности можно  оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия  получать достаточную прибыль на  инвестиции. Для долгосрочных кредиторов  инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
      Устанавливая  связь между суммой прибыли и  величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с  фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
      Таким образом, можно сделать вывод, что  показатели рентабельности характеризуют  финансовые результаты и эффективность  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
      Показатели  рентабельности
      Показатели  рентабельности более полно, чем  прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
      Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
      1. Показатели рентабельности, характеризующие прибыльность продаж или рентабельность реализованной продукции.
      2. Показатели рентабельности, характеризующие  рентабельность производственных  активов и реализуемых инвестиционных проектов.
      3. Показатели рентабельности, характеризующие  доходность капитала и таких  его составляющих, как собственный  и заемный капитал.
      В экономической литературе рентабельность продаж предлагается рассчитывать, как отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Этот показатель определяется как в целом по предприятию, таки и по отдельным видам продукции.
                                            
                                          (1.5)
                                                                                      (1.6)
где - рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по прибыли от продаж, в процентах; -прибыль от продаж, р.; -выручка-нетто от продаж, р.; -рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по чистой прибыли, в процентах; -чистая прибыль, р.
      При использовании формулы (1.5) рассчитывается рентабельность продаж как отношение прибыли от продаж, представляющей собой разницу между выручкой от продаж и суммой затрат, которые относятся к реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы, к величине выручки-нетто от продаж. Рентабельность продаж, выраженная в процентах, отражает уровень прибыльности продаж, или какой процент прибыли содержится в выручке от продаж. Если результат формулы (1.5) выразить не в процентах, а в копейках, то он покажет, сколько копеек прибыли от продаж получено с каждого рубля выручки от реализации продукции (выручки от продаж).
      Расчет  рентабельности продаж по чистой прибыли  с сохранением в знаменателе  показателя «выручка от продаж», как  в формуле (1.5) правомерен для тех предприятий, в текущей деятельности которых прочая деятельность не значительна. Соответственно, чистая прибыль практически отличается от прибыли от продаж только по результатам ее налогообложения. В этом случае рентабельность отразит, сколько процентов (или копеек в одном рубле) прибыли после налогообложения содержится в выручке от продаж.
      Если  же предприятие имеет достаточно развитую прочую деятельность, то чистая прибыль является результатом не только выручки от продаж, но и доходов  от прочей деятельности. Следовательно, соотнесение чистой прибыли только с величиной выручки от продаж приводит к завышению истинного значения рентабельности, которую правильнее называть уже рентабельностью обычной деятельности. Рентабельность обычной деятельности можно определить по следующей формуле:
                                       
                                     (1.7)
      где - рентабельность обычной деятельности в целом по предприятию, в процентах; -доходы от прочей деятельности, р.
      В свою очередь, чистая прибыль – это  сумма прибыли от продаж и прибыли от прочей деятельности за вычетом налога на прибыль.
                                    
                                (1.8)
      где - расходы по прочей деятельности, р.; - налог на прибыль, р.
      Безусловно, при расчете рентабельности продаж в числителе формулы можно  использовать маржинальную (валовую) прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль  от обычной деятельности. Однако, рентабельность продаж по чистой прибыли выступает обобщающим показателем эффективности финансовой и производственной деятельности предприятия. С помощью данного показателя раскрывается удельный вес чистой прибыли в величине выручки от продаж за вычетом косвенных налогов. Иначе говоря, рентабельность продаж по чистой прибыли показывает величину конечного финансового результата (чистой прибыли), получаемого предприятием с каждого рубля реализованной продукции. При наличии у предприятия убытков показатель рентабельности является отрицательным числом и, по существу, должен называться показателем убыточности.
      Величина  прибыли от продаж в значительной степени связана с эффективностью использования производственных активов, имеющихся у предприятия. В состав производственных активов включаются основные производственные средства (здания, сооружения, оборудование и пр.), нематериальные активы (патенты, ноу-хау, товарные знаки, торговые марки и т.д.) и материально-производственные запасы.
      Расчет  эффективности использования (рентабельности) производственных активов производится с помощью коэффициента их рентабельности ( ), представляющего собой отношение прибыли от продаж к средней за анализируемый период (среднегодовой, например) величине стоимости производственных активов.
                                                 
                                                 (1.9)
где  -прибыль от продаж, р.; -средняя за анализируемый период стоимость производственных активов, р.
      Рентабельность собственного капитала - главный показатель для стратегических инвесторов. Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в акции других предприятий. Рассчитывается по формуле:
                                                
                            
(1.10)

      Рентабельность  активов предприятия (экономическая  рентабельность) - коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица активов. Рассчитывается по формуле:
                                            
                                (1.11)

      Рентабельность  характеризует прибыль, полученную с 1 руб. средств, вложенных в финансовые операции либо в другие предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 

    ОЦЕНКА  ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  ОАО «Новая ЭРА»                                        
      Краткая характеристика предприятия
      Современное производственное предприятие ОАО «Новая ЭРА» более 17 лет специализируется на производстве широкого спектра электрораспределительных устройств низкого и среднего напряжения для морского и общепромышленного применения.
      Предприятие образовано в 1993 году на базе электромеханического производства Ленинградского государственного предприятия «ЭРА», задачей которого в советские годы было изготовление судового электрораспределительного оборудования для кораблей и судов всех классов и типов.
      Местонахождение Общества: Россия, 195248, г. Санкт-Петербург, улица Партизанская, дом 21.
      После акционирования в 1993 году, став самостоятельным предприятием, ОАО «Новая ЭРА» не только сохранило профиль работы, но и значительно расширило спектр производимого оборудования и оказываемых услуг.
      Основной  целью деятельности Общества является получение прибыли.
      Основными видами деятельности являются:
      - Разработка, изготовление (в том числе с применением драгоценных металлов), монтаж, продажа, сервисное и гарантийное обслуживание электрораспределительных устройств, систем автоматизированного управления, электрооборудования, приборов и другой электротехнической продукции, в том числе с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
      На  сегодняшний день ОАО «Новая ЭРА» выпускает электротехническое оборудование практически для всех отраслей промышленности: энергетики, атомной промышленности, нефтегазовой промышленности, судостроения и кораблестроения, горнорудной промышленности и металлургии, коммунального хозяйства, строительства, транспорта, химической промышленности и т.д.
      Основные  преимущества:
      1. Повышенное внимание к надежности, безопасности и качеству разрабатываемого и изготовляемого оборудования
      2. Масштабность и комплексность реализуемых компанией проектов
      3. Нацеленность на применение инноваций в разрабатываемом оборудовании
      4. Опытные специалисты и база знаний в области производства электротехнического оборудования и систем
      5. Одним из направлений развития компании является разработка комплексных программ энергосбережения в различных отраслях промышленности.
      ОАО «Новая ЭРА» обладает собственным производственным комплексом европейского уровня. Постоянно обновляемая и модернизируемая технологическая и производственная база предприятия гарантирует разработку и выпуск электротехнического оборудования высокого качества. Для проведения испытаний опытных образцов электротехнических устройств на предприятии используется современное испытательное оборудование и электротехническая лаборатория. Освоение продукции, удовлетворяющей повышенным требованиям по безопасности и надежности, позволяет компании оставаться поставщиком оборудования для Министерства обороны РФ. Разработанное и изготовленное на предприятии оборудование успешно эксплуатируется на объектах ОАО «Газпром», «Лукойл», ОАО «Концерн Росэнергоатом», ЗАО «Атомстройэкспорт», ГУП «Водоканал», ОАО «РусГидро», ОАО «Транснефть», ОАО «НК Роснефть», Министерства Обороны РФ.  
 

      Анализ  уровня и динамики финансовых результатов
 
     На  основании данных таблицы 2.1 оценим показатели прибыли на предприятии ОАО «Новая ЭРА».
      Таблица 2.1
      Основные  показатели финансово-экономической  деятельности
      ОАО «Новая ЭРА» с 2008– 2009 гг. 

Показатели 2008 год
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.