На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16(рисунки отсутсвуют). Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный  Университет 

Экономический факультет
Кафедра менеджмента 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
Максимизация  прибыли в условиях совершенной конкуренции 
 
 

Автор работы: студент 
1 курса отделения
"Международный менеджмент"  _____________      Крина В.А 
 
 
 
 

Руководитель:                               _____________                    Хлебовец А.С 
 
 
 
 

Минск  2011
 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
 
      Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
      При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
      Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция служит лучшему обеспечению рынка товарами.
      Конкуренция является необходимым элементом  рыночного механизма. Однако ее характер может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективной считается ситуация совершенной конкуренции. Считается, что на рынке или в отрасли существует совершенная конкуренция, если выполняется определенные условия.
      В условиях рыночной экономики важнейшей  задачей любого субъекта хозяйствования является постоянный контроль за объемом  продаж и доходами, поскольку при  быстро меняющемся спросе и обостряющейся  конкуренции существенно возрастает риск невостребованности продукции (работ, услуг). Для своевременной оценки текущей ситуации, принятия сбалансированных решений, для управления доходами и прибылью организации как основными показателями финансовых результатов функционирования организации, необходим оперативный анализ, а в ряде случаев — мониторинг объема продаж, выручки, прибыли.
      Предположение о максимизации прибыли часто  используется в микроэкономике, так  как с его помощью можно  точно прогнозировать поведение  фирм и избежать не нужных аналитических  усложнений. Но максимизируют ли фирмы прибыль на самом деле? Эта тема полна противоречий.
      Таким образом, вопросы максимизации прибыли  является актуальной для всех субъектов  хозяйствования в условиях рыночной экономики.
      Итак, целью написания данной работы является рассмотрение максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции.
      Исходя  из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
      1. Рассмотреть теоретические основы максимизации прибыли, характерные черты совершенной конкуренции.
      2. Изучить вопросы регулирования рынка в условиях конкуренции на примере Российской Федерации.
      3. Провести анализ прибыли предприятия и возможности ее максимизации в условиях конкуренции на примере ООО «Декор окна».
      Объектом  исследования является рыночная экономика.
      Предметом исследования выступает методологический инструментарий финансового менеджмента  по управлению прибылью и ее максимизации.
      Теоретической основой для написания работы послужили труды отечественных  и зарубежных учёных экономистов, законодательные акты, периодические издания Источниками информации для анализа формирования прибыли ООО «Декор окна» и ее распределения послужили данные, взятые из отчетности компании за 2008-2010 годы.
      Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические, методические и концептуальные  положения сопровождаются ссылками на их авторов
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

      1.1 Понятие совершенной конкуренции

 
 
 
     В рыночной экономике в условиях частной  собственности, свободы, инициативы и  предпринимательства главным элементом  хозяйственного механизма является конкуренция.
     Конкуренция (от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование, состязание [12, с. 41].
     В экономической литературе существует множество определений категории  «конкуренция».
     По  определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. По Марксу, конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. И. Шумпетер считал, что конкуренция – это соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берёт верх. Даются и такие содержательные определения конкуренции, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики [18, с. 142].
     Конкуренция на деле всегда включала в себя и  продолжает включать понятие борьбы – борьбы между субъектами рынка  за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о её исключительно разрушительном характере.
     Важно понять: без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной системы. Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе её функций. Выделяются следующие основные функции конкуренции [18, с. 143]:
     1) регулирующая;
     2) аллокационная;
     3) инновационная;
     4) адаптационная;
     5) распределительная;
     6) контролирующая.
     Регулирующая  функция конкуренции проявляется  в подсчёте на рынке общественно-необходимых  затрат труда по производству каждого  конкретного вида товара. Она указывает производителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве.
     Аллокационная функция конкуренции выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
     Инновационная функция обнаруживается, прежде всего, в финансировании и стимулировании НТП.
     Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней  среды.
     Распределительная функция конкуренции оказывает  прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объёма произведенных благ среди потребителей. И, наконец, контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.
     Все виды и формы конкуренции экономическая теория сводит к двум кардинальным направлениям: к совершенной и несовершенной конкуренции.
      Совершенная конкуренция означает такое состояние  экономической системы, когда влияние  каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько  мало, что им можно пренебречь. Основные признаки совершенной конкуренции показаны на рис. 1. 

     

Рис. 1.1 – Основные признаки совершенной конкуренции
Примечание. Источник [18, с. 52.] 

     Следует иметь в виду, что совершенная  конкуренция представляет собой  лишь абстрактную, чисто теоретическую модель, поскольку в реальной практике хозяйствования её не существовало и не существует. С известной долей допущения к такой модели можно отнести лишь рынки ценных бумаг и сельхозпродукции [14, с. 136].
     Из  характеристики совершенной конкуренции вытекают некоторые необходимые для дальнейшего анализа предположения:
    так как цена для каждой фирмы является данной, то повлиять на свой доход фирма может, лишь изменяя объём продаж;
    линия цены есть и линия спроса на продукцию конкурентной фирмы, что отражает абсолютную эластичность спроса.
     Различают следующие виды конкуренции:
    внутриотраслевую;
    межотраслевую.
     В таблице 1.1 приведены сравнительные черты различных видов конкуренции. 

Таблица 1.1 – Сравнительные черты различных видов конкуренции 

Признаки Виды  конкуренции
внутриотраслевая межотраслевая
Субъекты Предприятия одной  отрасли Предприятия разных отраслей
Объекты Условия производства и сбыта Сферы наиболее прибыльного вложения капитала
Предпосылки Различие индивидуальной стоимости однородных товаров Различие нормы  прибыли в отраслях с разным органическим строением и скоростью оборота  капитала
Результат Рыночная стоимость  и рыночная цена на однородные товары Средняя прибыль  и цена производства
 
     Примечание. Источник  [16, с.92]. 

     Рынку совершенной конкуренции присущи  четыре основные черты.
     Во-первых, продукция фирм идентична или  настолько похожа, что покупатели не заботятся насчет того, продукцию  какой фирмы им покупать.
     Во-вторых, в условиях СК ни покупатели, ни продавцы не имеют власти влиять на текущую цену товара. Это означает, что каждая покупка, совершаемая потребителем, должна быть настолько мала, что решение какой-либо одной фирмы понизить или повысить объем производства не оказывает заметного влияния на цену товара. Цены на рынке изменятся только тогда, когда покупатели и продавцы действуют в согласии.
     В-третьих, на рынке совершенной конкуренции все виды ресурсов полностью мобильны. В долгосрочном периоде не существует существенных ограничений, накладываемых на свободу фирм входить на рынок или покидать его. Ресурсы весьма легко перемещаются из одного в другой вид деятельности.
     В-четвертых, совершенная конкуренция характеризуется состоянием совершенного знания. Решения принимаются в условиях определенности. Фирмы точно знают свои функции доходов и издержек. Им также известны цены всех ресурсов и различные технологии, которые могут быть использованы для производства продукции. Потребители осведомлены о ценах всех фирм. Владельцы ресурсов знают о ценах, которые фирмы платят за ресурсы и все соответствующие издержки от неиспользованных возможностей [12, с.225].
     Ясно, что эти условия настолько  строги, что им едва ли может удовлетворять  реальный рынок. Некоторые рынки (рынки  сырья и определенного вида ценных бумаг и т.д.) достаточно полно удовлетворяют первым трем условиям, но ни один из них не удовлетворяет условию совершенного знания. Тем не менее изучение рынка совершенной конкуренции полезно тем, что эта модель говорит многое о функционировании рынков, на которых большое число малых фирм продают идентичную продукцию, а также проясняет условие максимизации прибыли. 
 

      1.2 Понятие прибыли и необходимость ее максимизации

 
 
 
      В общем виде прибыль – это разность между общей выручкой от реализации продукции (TR) и суммарными издержками (TC).  

     Прибыль = TR – TC                                                                                        (1) 

     TR = P*Q                                                                                                          (2) 

где     Р – цена единицы продукции, руб.;
      Q – объем производства (продаж), шт.
      Если  затраты ресурсов оценены бухгалтерским  методом, то разность между выручкой и бухгалтерскими издержками образует бухгалтерскую прибыль. Если затраты  ресурсов оценены экономическим  методом, то разность между выручкой и альтернативными (явными и неявными) издержками дает экономическую прибыль. Явные издержки совпадают с бухгалтерскими, поэтому бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных (внутренних) издержек.
      Бывает  так, что по бухгалтерским меркам предприятие вполне благополучно. Оно получает прибыль, выплачивает владельцам дивиденды, платит налоги и т.п. Но экономическая прибыль оказывается отрицательной. Это означает, что ресурсы и деньги были вложены не лучшим образом. Занявшись иным видом бизнеса, фирма получила бы большую прибыль.
      Величина  нормальной прибыли тяготеет к средней, обычной в данной экономике норме  прибыльности. Можно определить ее и по-другому: нормальным является минимальный  уровень прибыльности, достаточный для того, чтобы владельцы предприятия считали для себя выгодным продолжение занятий данным видом бизнеса.
      Сопоставим  размеры всех трех показателей прибыли. Чтобы получать бухгалтерскую прибыль, фирме достаточно добиться превышения доходов над явными издержками. Чтобы предприниматели оставались в данном деле, величина бухгалтерской прибыли должна хотя бы равняться нормальной (т.е. покрывать неявные издержки). Так как экономическая прибыль возникает лишь у того предприятия, доход которого больше суммы явных и неявных издержек, то о предприятии, приносящем нормальную прибыль, можно сказать, что оно получает нулевую экономическую прибыль.
      Наконец, положительная экономическая прибыль  всегда больше нормальной. Это стимулирует  приток капиталов и предпринимательских талантов в соответствующую фирму или отрасль, ведь там доходность выше, чем в среднем по экономике.
      Зная  структуру издержек фирмы, можно  ответить на вопрос о том, каким должен быть оптимальный объем производства, если фирма ставит перед собой  задачу максимизации прибыли.
      Для этого нужно знать, прежде всего, цену, по которой фирма может продать  тот или иной объем произведенной  продукции. Зная цену и объем, можно  получить доход фирмы. Максимизация же прибыли достигается при максимизации разницы между совокупным доходом и совокупными издержками.
      Таким образом, целью деятельности любой  коммерческой структуры в условиях рыночной экономики в конечном счете  является получение прибыли, способной  обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них. 
 

      1.3. Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции

 
 
 
     Совершенно  конкурентная фирма  не может влиять на цену, поэтому она может изменять свой доход только изменяя объем  продаж. Согласно формуле (2) производители должны выбрать такой объем производства (продаж), который обеспечит максимальную прибыль.
     Когда фирма получает нулевую экономическую  прибыль, то она покрывает все  свои издержки как явные, так и  неявные. Данная прибыль называется нормальной прибылью.
     Нормальная  прибыль – это прибыль, от которой владельцы фирмы отказываются, используя собственные ресурсы своей фирмы, но которую они могли бы получать, вложив свои средства в другое дело [9, с.321].
     Рассмотрим  далее предельный анализ максимизации прибыли.
     Предельный  доход (MR) от реализации продукции – это прирост совокупного дохода (TR) в результате увеличения объема продаж (Q) на единицу. Т. е. 

       MR=DTR / DQ                                                                                                 (3) 

     Поскольку производитель не может влиять на цену, то DTR обеспечивает DQ. Cледовательно, 

     DTR = P * DQ ? MR = P* DQ/DQ = P ? MR = P                                        (4) 

      Поскольку в данной рыночной структуре доля каждой фирмы в общем выпуске  очень мала, цена равновесия, сложившаяся  на рынке, является для нее определяющей и неподвластной контролю. Эти  фирмы являются принимающими цену (price taker), то есть продающими свою продукцию по ценам, складывающимся под влиянием сил, внешних для фирмы и недоступных для её влияния [13, c.83]. В этих условиях фирма может принимать решения только по поводу регулирования объема выпуска, позволяющего обеспечивать максимальную прибыль и минимальные издержки.
     Для того, чтобы выбрать объем производства, обеспечивающий максимальную прибыль, производители должны сравнивать MC и MR для каждой дополнительной единицы товара.
     Когда MR>MC, продажа дополнительной единицы товара увеличивает прибыль и наоборот.
     Изменение прибыли от продажи дополнительной единицы товара – это разница  между MR и MC, которая называется предельной прибылью.
     Пока  MR>MC предельная прибыль положительна, и общая прибыль соответственно увеличивается и наоборот. Тогда следует, что максимального значения прибыль достигает при объеме производства, при котором MR=MC.
     Следовательно, предельное условие максимизации прибыли  совершенно конкурентной фирмы соответствует формуле (5): 

     MR= P =MC                                                                                                     (5) 

      Правило MR=MC можно сформулировать в несколько  иной форме, если применять его для  чисто конкурентной фирмы. В условиях чистой конкуренции мы можем заменять цену предельным доходом в правиле, так что оно будет звучать следующим образом: чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки, конкурентной фирме следует производить в точке, где цена равна предельным издержкам [11, c.72].
     Графически  этот анализ можно представить на рис.1.2. 

       

Рис.1.2 – Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции
Примечание. Источник [18, с. 118] 

     Кривая  совокупного дохода (TR) – это луч, восходящий из начала координат с наклоном, равным MR. А наклон кривой совокупных издержек равен MC. Т.е. наклон кривой TR DTR/DQ = MR, а наклон кривой TC DTC/DQ = MC.
     Расстояние  по вертикали между кривыми TR и TC – это прибыль при любом объеме производства. При объеме производства, обеспечивающем максимальную прибыль (Q*), наклон кривой TC равен наклону кривой TR, что видно на графике. А, следовательно, и MR=MC.
     Однако  решение вопроса о том, будет  ли фирма извлекать прибыль или  нести убытки, зависит от отношения  между ценой и средними издержками при выработке, когда MR=MC.
     Предположим, что цена на продукцию совершенно конкурентной фирмы больше АС при объеме производства, обеспечивающем максимум прибыли (рис. 1.3).
     Тогда получаем следующую ситуацию (следует  помнить, что кривая спроса на продукцию  совершенно конкурентной фирмы – это прямая параллельная оси Х): 

       

Рис.1.3 – Общая максимальная прибыль фирмы  при объеме производства, обеспечивающем максимум прибыли
Примечание. Источник [18, с. 120] 

     Отрезок ВС – это разница между ценой  и средними издержками при объеме, максимизирующем прибыль, – это прибыль на единицу продукции.
     Однако  здесь следует помнить, что объем  производства, при котором прибыль  на единицу продукции максимальна, не обеспечивает общей максимальной прибыли.
     Далее предположим, что цена на продукцию  совершенно конкурентной фирмы равна АС, при объеме производства, обеспечивающем максимальную прибыль. В этом случае прибыль на единицу продукции равна R-AC=0. Следовательно, и общая прибыль равна 0.
     Тогда, при условии, что цена = АС, лучшее, что фирма может сделать для получения максимальной прибыли – это работать на уровне самоокупаемости (рис.1.4). 

       

Рис.1.4 – Работы фирмы  на уровне самоокупаемости
Примечание. Источник [18, с. 125] 

     В этом случае точка Е – это точка  безубыточности.
     Конкурентная  фирма для того, чтобы получить максимальную прибыль увеличивает объем производства до тех пор, пока цена не станет равной МС. Кривая МС таким образом отражает взаимосвязь между ценой и объемом производства. В то же время цена, которую фирма получает за единицу продукции, должна превышать средние переменные издержки (AVC) (это условие минимизации потерь) при объеме производства, при котором Р=МС.
     Следовательно, в краткосрочном периоде кривая предложения совершенно конкурентной фирмы – это часть кривой МС, расположенная выше точки минимума AVC (рис. 1.5). 

                  
Рис.1.5 – Кривая предложения  совершенно конкурентной фирмы  в краткосрочном  периоде
Примечание. Источник [16, с. 148.] 

     Следовательно, точка равновесия в краткосрочном  периоде для совершенно конкурентной фирмы – точка Е, т.е. точка пересечения кривых спроса и предложения.
     В свою очередь, кривая рыночного предложения  отражает суммарный объем продукции, поставляемой всеми фирмами на рынок  при любой возможной цене. Следовательно, кривая рыночного предложения –  это сумма по горизонтали индивидуальных объемов производства всех фирм, работающих на рынке, при любой возможной цене (рис. 1.6). 

                   
Рис.1.6 – Кривая рыночного  предложения
Примечание. Источник [16, с. 152]
      
     Рыночное  предложение на совершенно конкурентном рынке определяется следующими факторами:
    Количество фирм в отрасли.
    Средний размер фирмы в отрасли. Средний размер определяется производственной мощностью предприятия.
    Цены переменных ресурсов.
    Технология, применяемая в отрасли.
     Анализируя  деятельность совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде, следует разобрать такое понятие как выигрыш производителя. Выигрыш производителя от единицы продукции – это разница между рыночной ценой и минимальной ценой, при которой данную единицу продукции вообще стоило производить.
     В свою очередь, минимальная цена равна предельным издержкам производства, т.е. minР = МС.
     Следовательно, пока P > MC фирма считает, что расширение производства выгодно. Это происходит до тех пор, пока цена не станет равной предельным издержкам.
     Таким образом, можно прийти к выводу, что общий выигрыш производителя от данного объема производства – это разница между доходом от продажи данного объема продукции и минимальной суммой денег, которая устроила бы производителя при производстве и реализации данного объема. 

                  

Рис.1.7 – Выигрыш производителя от данного объема производства
Примечание. Источник [16, с. 160]
      
     На  графике (рис. 1.7) изображено это следующим образом:
     Площадь фигуры OP1EQ1 – это совокупный доход от продажи Q1
     Площадь фигуры OBCEQ1 – это минимальные затраты на производство Q1.
     Следовательно, их разница, т.е. площадь заштрихованной фигуры – это выигрыш производителя.
     Из  графика также становится понятным, что если цена на продукцию увеличивается, то растет и выигрыш производителя, при уменьшении же цены выигрыш производителя снижается.
      Рассмотрим  конкурентное равновесие и предложение в долгосрочном плане. Как и в краткосрочном периоде, фирма в долгосрочном периоде получает максимальную прибыль при условии, что цена равна долгосрочным предельным издержкам, т.е. 

     P = LRMC                                                                                                         (6) 

     Однако, рассматривая долгосрочный период и  определяя конкурентное равновесие, мы должны рассматривать отрасль, т.е. совокупность конкурирующих фирм, продающих определенный продукт на рынке.
     Тогда говорить о равновесии отрасли можно, если наступает состояние, когда  фирмы не стремятся вступить в  отрасль или покинуть ее, либо не стремятся изменить масштаб своей  деятельности. Когда в отрасли  экономическая прибыль равна 0, то фирма не имеет стимула для того, чтобы вступать в отрасль или покидать ее, а работающие в отрасли фирмы не имеют стимула для изменения масштаба своей деятельности.
     Для выполнения этого условия цена должна установливаться на уровне долгосрочных минимальных средних издержек, т.е. 

     P = LRACmin                                                                                                     (7)
     Таким образом, условием равновесия совершенно конкурентной отрасли в долгосрочном периоде является:
     1) P = LRMC
     2) P = LRAC min
     Выполнение 1-го условия означает, что ни одна фирма в отрасли не может получит  большую прибыль, изменяя масштаб своей деятельности.
     Выполнение 2-го условия означает, что работающие в отрасли фирмы не покинут  ее, а новые фирмы не начнут операции в данной отрасли.
     Объясняется это следующим. Если фирмы в отрасли  получают положительную экономическую  прибыль в краткосрочном периоде, то они будут стремиться расширять масштабы своей деятельности в долгосрочном периоде, чтобы получить больше прибыли. С другой стороны, новые фирмы, привлеченные положительной экономической прибылью, начнут операции в данной отрасли, и все это приведет к росту предложения продукции в данной отрасли. Реакцией на повышение предложения будет снижение цены на данную продукцию, таким образом, этот механизм приведет к тому, что все фирмы в отрасли начнут получать нулевую экономическую прибыль. Следовательно, в отрасли возникает состояние долгосрочного равновесия.
     В долгосрочном периоде говорят о  парадоксе прибыли. В отрасли  совершенной конкуренции фирмы  могут получать прибыль только определенный период, когда P>LRAC min. Однако положительная прибыль стимулирует рост уже действующих фирм в отрасли и привлекает в отрасль новые фирмы, что приводит к сокращению экономической прибыли до 0 – в этом и состоит парадокс прибыли. Т.е. экономическая прибыль приводит в действие механизм перераспределения ресурсов, который сводит ее до 0. Аналогичная ситуация имеет место и с убытками.
     Таким образом, приходим к выводу, что в  долгосрочном периоде ни одна фирма  не может получить больше прибыль, чем  нормальная прибыль.
      Из  изложенного выше следует, что фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции, может контролировать лишь один параметр – объем выпуска продукции (фирма учитывает вид своей функции затрат и величину заданной рынком цены).
 

2 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
 
 
     В годы плановой экономики в Российской Федерации конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция – источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.
     С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в  экономической жизни общества значительно  возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в Российской Федерации мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое [20, с. 56].
     Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для Российской Федерации важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю
     Сейчас  в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий  и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется  монополизм, который выражается в  нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь – благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.
     Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного  характера.
     Антимонопольное регулирование – то система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.
     Методы  антимонопольного регулирования: ограничение  монополизации рынка; постоянный государственный  мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.
     Экономические меры: поощрение создания товаров-заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.
     В 2006г. в России принята новая редакция Федерального Закона «О защите конкуренции» [3], который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.
     Обычно  государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.
     В современных условиях главными функциями  государства становятся организация  экономического, правового и социально–политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.
     Основное  внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению  качества жизни, защите окружающей среды  и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила  деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.
     Но  уровень развития конкуренции в  Российской Федерации явно недостаточен. Этому можно назвать несколько причин:
      приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
      принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
      малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.
      Первый  в истории России законодательный  акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий «правила игры» для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[1].
      Основная  особенность этого документа  – он содержит перечень запрещаемых  видов поведения конкурентов  и меры ответственности по отношению к тем, кто все же решил игнорировать данные запреты. Тем самым Закон «О конкуренции...» по своему содержанию и по структуре ближе к традиционному зарубежному экономическому законодательству, исповедующему принцип «все разрешено, что не запрещено», нежели к разрешительному законодательству России начала 90-х гг.
      Закон «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» содержит запреты на многие виды монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Обратим, в частности, внимание на запрет на создание «министерств, государственных комитетов, других структур государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров...» (статья 7). Статья 9 содержит жесткие запреты должностным лицам на занятие самостоятельным бизнесом. Статьи 5, 6 8, 10 в столь же жесткой форме признают недопустимыми действия конкурентов, ведущие к дискриминации других конкурентов, ущемлению их суверенных прав; они представляют собой комбинацию из антикартельных и антитрестовских мер.
      Весьма  важно и определение в самом  законе «барьера монополизации»: «не  может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %» (статья 4).
      Однако  наряду с «жесткими» формулировками Закон «О конкуренции...» содержит и такие положения, которые во многом ставят под вопрос возможности его эффективного применения для поддержания рынка в «режиме конкуренции».
      Так, к примеру, Закон (см. статьи 22 – 26) предъявляет  к нарушителям, включая должностных  лиц органов госуправления, просто смехотворные материальные претензии в виде штрафных санкций. Должностное лицо может быть оштрафовано, например, на сумму от 100 до 1000 руб.
      Но  самая существенная слабость Закона обусловлена прописанной в нем  конструкцией Верховного органа антимонопольного регулирования экономики – «Антимонопольного комитета». Задуманный как российский аналог американской Федеральной Торговой Комиссии, Федеральная антимонопольная служба, с одной стороны, получила права, которые и не снились антимонопольным органам США, с другой – оказалась, таким образом, включенной в систему исполнительной власти, что сама во многом сделалась зависимой от многих лиц, персонально заинтересованных в развитии монополизма.
      Конструкция ФАС такова. Этот орган является одновременно и прокуратурой по отношению к вероятным нарушителям закона (статья 12), и хранителем коммерческих секретов и информации (статьи 13 – 15), и своего рода Верховным судом, издающим предписания, обязательные для исполнения (статьи 27 – 29). Эта служба сама оказывается изрядным монополистом в отношении тех, кому надлежит исполнять данный закон – не случайно в статье 3 «Государственные антимонопольные органы РФ» упоминается в качестве «органов» лишь один «орган», ФАС.
      В 2006 г. в текст Закона были внесены изменения. Наиболее важным нововведением является уточнение критериев, по которым выявляются монополисты на российских рынках. В соответствии с новой трактовкой Закона безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка. Предприятие, контролирующее от 35 до 65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. Таким образом, наряду со статистическими данными о доле на рынке, уделяется большее внимание экономическому анализу, учитывающему факторы поведения, возможности замещения и выхода на рынок новых фирм.
      Прежние 35% рынка, как и раньше, оставлены  в качестве нижней планки, т.е. если субъект имеет долю на рынке менее 35%, то его положение не может быть признано доминирующим.
      Сам факт доминирующего положения ненаказуем, антимонопольные органы преследуют не за доминирующее положение, а за злоупотребление им.
      Кроме того, в новой редакции Закона впервые  попало под антимонопольное регулирование не только то или иное юридическое лицо, но и «группа лиц» – совокупность юридических или юридических и физических лиц, осуществляющих путем покупки ценных бумаг, переплетения директоратов или иным способом прямой либо косвенный контроль над предприятием. Такая «группа лиц» создает устойчивое образование, проводящее скоординированную конкурентную политику. В новой редакции Закона «группа лиц» рассматривается как единый хозяйствующий субъект, и соответствующие положения Закона к ней применяются в полном объеме.
      Претерпело  изменения и понятие «рынок». В прежней редакции географические границы рынка определялись по административно-территориальному признаку, что, как показала практика, не всегда было верным. В новой редакции Закона предложено сугубо экономическое толкование границ рынка, зависящее не от административного деления территории России, а от границ фактического распространения товара, т.е. от возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
      В Закон впервые введено понятие  «недобросовестная конкуренция», что  дает возможность в полной мере применять  положения ст. 10 Закона, конкретизирующей некоторые формы недобросовестной конкуренции.
      Претерпели  определенные изменения статьи 2-го раздела Закона – «Монополистическая деятельность».
      Так, запрещаются определенные действия не только хозяйствующего субъекта, но и группы взаимосвязанных лиц, занимающихся в совокупности доминирующее положение, которые приводят к ограничению  конкуренции. Вместе с тем, в новой редакции Закона при оценке последствий того или иного проявления монополизма предусматривается возможность проведения сравнительной оценки того, насколько проявление той или иной монопольной власти компенсируется преимуществами, к которым она приводит с точки зрения повышения эффективности производства, распределения услуг, технического прогресса, экспорта или импортозамещения, если такие преимущества не могут быть достигнуты менее антиконкурентными методами. Обязанность доказательства эффекта возложена Законом на монополиста. Следует обратить внимание, что даже при отсутствии возможности расчета соответствующих экономических показателей, антимонопольные органы могут признать определенные действия правомерными, если в силу обоснованных и важных причин это необходимо для национальной экономики и общего блага, кроме того, заранее определены сроки их действия и возможный отказ от их осуществления при нанесении ущерба потребителям или конечным пользователям.
      Определенные  изменения внесены и в ст. 6 Закона, запрещающую соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
      Так, изменен критерий запрета. В новой  редакции Закона при запрещении соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов применен более простой критерий – совокупной доли рынке более 35%. Таким образом, учтена взаимосвязь опасности горизонтальных соглашений по отношению к искажению конкуренции ущербу для потребителей и совокупной доли участников соглашения на рынке. Практика показывает, что наибольшую опасность для рыночной экономики имеют горизонтальные соглашения хозяйствующих субъектов, в совокупности имеющих возможность проявить pыночную власть. В России этот критерий привязан к доле рынка, пpeвышающей 35%.
      Кроме того, Закон «О конкуренции...» в новой редакции, признавая опасность сговоров, запрещает некоторые виды горизонтальных соглашений, так называемые «картельные соглашения» вне зависимости от результатов расчета того или иного эффекта. Другие виды соглашений, а также антиконкурентные вертикальные соглашения могут быть признаны правомерными, если участники соглашения докажут, что негативные последствия для конкуренции компенсируются положительным эффектом для экономики.
      Существенно изменены также положения 5-ой главы Закона «Предупреждение и устранение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках». Этот раздел получил иное название: «Отдельные виды государственного контроля».
      Практика  применения положений этого раздела  позволила отказаться от предварительного контроля за преобразованием хозяйствующих субъектов (изменением их организационно-правовой формы) увеличением их уставного капитала, поскольку указанные действия непосредственно не связаны с ограничением конкуренции.
      Механизм  предварительного контроля за конкретными случаями концентрации, которые могут привести к ограничению конкуренции на тех или иных товарных рынках, приводится в ст. 17 и 18 Закона.
      Антимонопольному  контролю при создании, слиянии и  присоединении предприятий подлежит не величина уставного капитала потенциального монополиста (как в прежней редакции Закона), а oпpеделенная величина активов новой фирмы. Именно этот показатель наилучшей степени характеризует ее возможность проявлять рыночную власть. При этом нижний порог размера балансовой стоимости активов хозяйствующих субъектов при слиянии и присоединении установлен в 100 тысяч минимальных размеров заработной платы.
      При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля ФАС, однако, они должны уведомить антимонопольные органы о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации новой фирмы. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, антимонопольные органы в результате проведенного расследования могут потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия конкуренции. Если учредители нового хозяйствующего субъекта опасаются антиконкурентных последствий своих действий, они могут обратиться в антимонопольные органы до регистрации и получить надлежащее заключение.
      Таким образом, новая редакция Закона существенно  упрощает порядок регистрации нового предприятия для подавляющего большинства новых хозяйствующих субъектов.
      Большие изменения внесены в раздел, касающийся ответственности юридических лиц, их руководителей, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц органов исполнительной власти и физических лиц за нарушение антимонопольного законодательства. Новая редакция Закона в отношении штрафных санкций дает антимонопольным органам весьма действенный аргумент в пользу соблюдения законов.
      Штрафные  санкции существенно увеличены, осуществлена их дифференциация. В частности, применение штрафных санкций к нарушителям антимонопольного законодательства дифференцируется в зависимости от последствий нарушения и экономического состояния нарушителя.
      Еще одним важным моментом в регулировании  конкурентного рынка является защита прав потребителей, которое осуществляется в рамках Закона Российской Федерации  «О защите прав потребителей» (далее  – Закон) [2]. Государственная защита прав потребителей входит в компетенцию ФАС и поддержке новых экономических структур, и его территориальных управлений. В этих целях эти органы осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, пресекают монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию на рынке потребительских товаров (работ, услуг), направляют предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам), в случаях обнаружения нарушений прав потребителей  накладывают штрафы на хозяйствующие субъекты.
      Наложение штрафа не является основной мерой  воздействия. Нормы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» главным образом направлены на предупреждение и пресечение неправомерных действий хозяйствующих субъектов.
      При обнаружении оснований для применения Закона в связи с нарушениями  прав потребителей ФАС России, его территориальные управления должны сначала вступить в переговоры с нарушителем, разъяснить действующее законодательство и постараться, чтобы хозяйствующий субъект добровольно устранил нарушения Закона без применения к нему каких-либо репрессивных мер. Однако если это не происходит, то органы по защите прав потребителей возбуждают дело в отношении хозяйствующего субъекта и выдают предписание о прекращении нарушений прав потребителей. В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания на хозяйствующий субъект налагается штраф.
      Наложение штрафа на хозяйствующие субъекты за неисполнение предписаний входит в  компетенцию ФАС России. Сейчас такое право получили и территориальные управления Комитета.
      Предоставленное начальникам территориальных управлений и их заместителям право рассматривать дела и выдавать постановления о наложении штрафа на хозяйствующий субъект дает возможность эффективно и оперативно применять законодательство в целях защиты прав потребителей, так как именно территориальные управления более приближены к потребителям.
      В соответствии с Законом «О защите прав потребителей», в целях повышения  эффективности применения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и усиления роли территориальных управлений ФАС России разработано Положение о порядке наложения штрафов на хозяйствующие субъекты за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний ФАС России (территориальных управлений) о прекращении нарушений прав потребителей. Положение утверждено приказом председателя Комитета от 23 апреля 1993 г. № 51 и зарегистрировано в Минюсте России 30 апреля 1993 г., регистрационный № 243 [4].
      Данное  Положение устанавливает механизм наложения штрафа ФАС и его территориальными управлениями за невыполнение их предписаний.
      Положение распространяется на предприятия всех форм собственности. Следует отметить, что наложение штрафа на хозяйствующий  субъект за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний не освобождает от персональной ответственности должностных лиц этих хозяйствующих субъектов по тем же основаниям. Это означает, что за одно и то же нарушение к ответственности в виде штрафа могут быть привлечены и юридическое лицо – предприятие, и его должностное лицо. Должностные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях (ст. 157-2).
      Рассмотрение  дел о наложении штрафа на хозяйствующий  субъект осуществляется единолично председателем Комитета, его заместителями, начальниками территориальных управлений ФАС России и их заместителями, курирующими вопросы контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.
      В то время как для выдачи самого предписания о прекращении нарушений  прав потребителей образуются комиссии, осуществляется коллегиальное рассмотрение дел и оформляется ряд процессуальных документов, то в результате рассмотрения дела о наложении штрафа оформляется лишь постановление.
      Максимальный  размер штрафа установлен законодательством и составляет 1 млн. рублей. Однако конкретный размер штрафа определяется в зависимости от вида и размера ущерба, причиненного потребителю, степени вины нарушителя, последствий его уклонения от исполнения предписания.
      При рассмотрении дела о наложении штрафа должностное лицо выясняет такие обстоятельства, как: было ли совершено нарушение, правильно ли выдано предписание о прекращении нарушений прав потребителей, вид и размер ущерба, причиненного потребителю, а также иные обстоятельства, которые имеют значение для правильного разрешения дела.
      Как известно, рыночная цена – это та цена, которая одновременно устраивает и продавцов, и покупателей, то есть балансирует величину предложения  с величиной платежеспособного  спроса. В условиях свободного, конкурентного  рынка цена является конкурентной. Свободная конкуренция предполагает такое достаточно большое количество продавцов и покупателей, чтобы ни один из них не мог оказать существенное влияние на уровень рыночной цены.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.