Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монополии и антимонопольное регулирование в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЙ…………………..5
1.1. Понятие и характерные черты монополий………………………………...5
1.2. Виды и формы монополий………………………………………………….8
1.3. История возникновения и развития монополий…………………………13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ………………..17
2.1. История развития монополий в России…………………………………...17
2.2. Особенности современной монополизации, ее позитивные и
негативные факторы…………………………………………………………….21
2.3. Роль естественных монополий в национальной экономике……………..24
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
ЗА МОНОПОЛИЯМИ  В РОССИИ…………………………………………….28
3.1. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте…..28
3.2. Реформирование электроэнергетики………………………………………32
3.3. Методы и государственный контроль в сферах естественных
монополий………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В современной рыночной экономике  естественные монополии играют ведущую  роль в обеспечении устойчивого  развития национальных экономических  систем. К их числу относятся электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации, нефтегазовая промышленность. Эти отрасли не только производят значительную часть ВВП, но и имеют большое значение в  решении многих социальных вопросов.
     В тоже время естественные монополии  представляют собой особый монопольный  сегмент экономики, деятельность которого невозможна без регулирующей роли государства.
     В течение многих десятилетий государством были выработаны меры регулирования  деятельности естественных монополий, построенные преимущественно на принципах прямого контроля с  использованием механизмов ценового и  неценового регулирования. В настоящее  время эти методы уже не работают в полной мере. Это находит свое проявление в снижении эффективности  деятельности естественных монополий, их слабой восприимчивости к инновациям, ухудшении качества предоставляемых  услуг.
     Все это послужило причиной проводимых в большинстве развитых стран  в 80-90-е гг. реформ естественных монополий, которые обнажили наиболее острые проблемы в этой сфере. К их числу следует, в первую очередь, отнести несоответствие старых методов государственного регулирования  новым задачам, которые сегодня  стоят перед естественными монополиями.
     В России реформирование естественных монополий  началось в конце 90-х гг. и продолжается до сих пор. За это время была разработана  необходимая нормативно-правовая база, начат процесс приватизации государственных  предприятий в отраслях естественных монополий, а также проведена  частичная либерализация цен  на товары и услуги естественных монополий. Однако осуществляемы меры не привели к существенным изменениям в деятельности естественных монополий. Более того, процесс их реформирования нередко сопровождается снижением эффективности целого ряда отраслей народного хозяйства и усилением социальной напряженности в обществе. Все это требует особого внимания к реформированию естественных монополий и поиску соответствующих мер государственного регулирования их деятельности, что и предопределяет актуальность представленной курсовой работы.
     Целью курсовой работы является изучение форм монополий и их эволюции.
     Для раскрытия цели перед нами ставятся следующие задачи:
     1. Раскрыть понятие и характерные черты монополий.
     2. Изучить виды и формы монополий.
     3. Изучить ход эволюции монополий.
     4. Рассмотреть историю развития монополий в России.
     5. Выявить особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные факторы.
     6. Изучить роль естественных монополий в национальной экономике.
     7. Рассмотреть государственное реформирование  и контроль за монополиями  в России.
     Объектом в курсовой работе выступает монополия как экономическая категория, предметом – формы и эволюция монополий.
     Методы  исследования – статистический, аналитический, метод сопоставления, графический.
     При написании курсовой работы использовались различные источники информации и широкий круг литературы: экономическая энциклопедия, учебные пособия и учебники, научные монографии, сведения из интернет. 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИЙ 
 

1.1. Понятие  и характерные черты монополий 

      Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление  какой-либо хозяйственной деятельности [10, с. 205].
      Монополия является прямой противоположностью конкурентному  рынку. По своей природе монополия  выступает силой, подрывающей свободную  конкуренцию, стихийный рынок.
      Нередко под монополией подразумевается  определенная структура рынка, абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.
      Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой  абстракцией. Во-первых, практически  не существует продуктов, не имеющих  заменителей. Во-вторых, редко когда  на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Трудно себе представить ситуацию, когда конкуренция  полностью отсутствует. Даже «Газпром»  контролирует не 100%, а 98% производства газа в России. Хотя на более замкнутых  рынках, к примеру, в маленьком  городке, мы можем наблюдать явление  чистой монополии. Например, в таком  городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких  монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.
      Совершенная монополия (так же, как и совершенная  конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий [23, с. 121]:
    монополист является единственным производителем данного товара;
    продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
    проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
    степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).
      Кстати  сказать, еще Адам Смит писал о  ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: «Цена монополии  во всех случаях является самой высокой  из тех, которые можно выжать из покупателей  или которые, как предполагается, они согласятся заплатить» [18, с. 114].
      Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя  и покупателя. По сути дела, на таком  рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать  за товары.
      Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия  на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его  внешнего вида, расширение диапазона  предлагаемых услуг и дифференциацию.
      Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения  неизбежно привлекает в отрасль  новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между  монополией и аутсайдерами.
      Барьеры, защищающие монопольный рынок. Оказывается, что захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей. Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) – ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы.
      Типы  барьеров, препятствующих проникновению  новых фирм на монополизированные рынки [22, с. 127]:
      1. Юридические барьеры. Самыми первыми  формами таких барьеров были  монопольные права, которые присваивались  себе по праву сильного правителями  и которые со временем получили  название «государственных монополий». Например, государство осуществляет  лицензирование определенных видов  деятельности, и без получения  государственной лицензии такой  деятельностью заниматься просто  нельзя. Лицензируются, например, деятельность  радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, охота на определенные  породы ценных животных (в частности,  пушных), изготовление спиртных напитков  или торговля ими и т.д. Итогом  лицензирования является ограничение  доступа желающих проникнуть  в определенные сферы деятельности  и, следовательно, создание предпосылок  для рождения монополистов.
      Патенты и авторские права. Патенты и  авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки и так  далее исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений  и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты  и авторские права выдаются на определённый срок. После истечения  срока действия патента барьер для  входа на рынок исчезает.
      2. Естественные барьеры. В некоторых  случаях рождение монополии оказывается  практически неизбежным по сугубо  объективным причинам. Такие монополии  называют обычно естественными.  Поскольку порождающие их барьеры  естественны, то есть закономерно  присущи определенному рынку.
      3. Экономические барьеры. Такие  барьеры возводятся самими фирмами-монополистами  или являются следствием неблагоприятной  общеэкономической ситуации в  стране.
      Подведем  итоги, перечислив все вышеупомянутые характерные черты чистой монополии  и добавив некоторые новые.
    Монополист – единственный продавец продукции.
      2. Продукция – уникальна, т. е.  не имеет близких заменителей.
      3. Монополист устанавливает цену (price-maker).
      4. Цена в рамках монополии всегда  выше предельного дохода (MR).
      5. Существуют непреодолимые барьеры  для вступления в отрасль.
      Таким образом, в условиях монополии отсутствует  конкуренция, нарушается рыночное равновесие, снижается эффективность производства и рынка [5, с. 147]. 
 

1.2. Виды  и формы монополий 

      В разных странах и в различные  исторические периоды в экономике  возникают следующие виды монополий [14, с. 85]:
    естественная монополия;
    искусственная монополия.
      Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
      Основными признаками естественной монополии  являются следующие [20, с. 95]:
    Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
    Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
    Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия.
    Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
      Существуют  два типа естественных монополий [23, с. 104]:
      а) природные монополии. Рождение таких  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой  природой. Например, монополистом может  стать фирма, геологи которой  обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом.
      б) технико-экономические монополии. Так  условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением  эффекта масштаба.
      Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода  газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается  попытка проложить в одном  и том же городе кабели двух конкурирующих  телефонных фирм, тем более что  им все равно пришлось бы постоянно  обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
      Наиболее  крупномасштабными монополиями  обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется  в том, что создание в таких  отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста  несколько меньшего размера может  привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано [18, с. 224].
      Искусственная монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
      Различают четыре основные формы монополистических  объединений:
      Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям [15, с. 23].
      Объектом  острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квота – это доля участника  картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой  долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту  соразмерно с его производственной мощностью и, соответственно, долю в  прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях.
      Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой. В синдикатах также идёт борьба за техническое совершенство, за квоту [15, с. 25].
      Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.
      Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. В тресте зачастую идёт борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за «контроль» над трестом [21, с. 258].
      Концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольно сходна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. История  возникновения и развития монополий 

     История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в  разных формах и в неодинаковой степени  проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса  1873 г.). Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».
     Однако  только в конце XIX столетия рынок  чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции  – этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических  образований в экономике.
      История монополий неразрывно связана с  развитием тех процессов, которые  на каждом этапе ускоряли рост монополизации  хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся  рост акционерной собственности; новая  роль банков и развитие системы участия; монополистические слияния, как  способ централизации капитала; эволюция форм капиталистических объединений  и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное  значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них  по-своему ускорял развитие монополизации  хозяйства [24, с. 117].
     Существует  два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли  или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.
     Методы  концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.
      Важнейшая сторона развития монополий связана  с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость  расширения роли банков, заставляя  промышленные компании искать с банками  прочных связей для получения  долгосрочных ссуд, открытия кредита  в случае изменения экономической  конъюнктуры. Банки из скромных посредников  превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства». Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии [13, с. 162].
     Важной  формой создания отраслевых и межотраслевых  монополистических союзов явилась  система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной  форме организации компаний принадлежит  владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность  руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая  может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся  на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.
     Быстрый рост размеров капитала обеспечивался  также усилением централизации, происходившей в форме слияний  независимых компаний. Эта форма  централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических  слияний происходила в США  в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В  металлургии – «Стандард ойл», в автомобильной – «Дженерал  моторс» и т.п. Вторая большая  волна монополистических слияний  произошла в США накануне экономического кризиса 1929-1933 гг. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании) [1, с. 45].
     Развитие  концернов было обусловлено процессами комбинирования, необходимостью более  тесной кооперации различных производств, что требовало более централизованного  контроля. Неслучайно уже после второй мировой войны 1939-45 гг. многие американские монополии включили свои прежние дочерние компании в число отделений, то есть заменила систему участия непосредственным централизованным контролем. После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в 
США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными условиями сбыта. Создание конгломератов – результат усиления с середины XX века концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала.

     Важной  характеристикой монополий второй половины XX века является их выход на международную арену не только в  сфере торговли, но и непосредственно  в производстве, организованном в  виде филиалов и дочерних предприятий  за рубежом, т.е. превращение национальных монополий в транснациональные  корпорации (ТНК). Экономическая и  финансовая мощь ТНК стремительно возрастает: в середине 80-х годов в совокупном валовом продукте развитых стран  их доля достигла 1/3, в мировом экспорте -40% и в обмене технологией – 80%. Некоторые ТНК по размерам годового оборота превышают ВВП небольших  государств, а по роли в мировой  экономике даже превосходят их.
     Развитие  всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что  все большая часть национального  дохода и национального богатства  стран сосредотачивается в руках  горстки крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов у  крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме  активов обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969 году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся  в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в 1953 году до 62% общего объема активов в 1963 году [1, с. 47]. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В РОССИИ 
 

2.1. История развития монополий в России 

     Появление монополий в России было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х  годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций.
     В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в  промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила  и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации  оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике  была не велика. Решающее воздействие  на их развитие оказал экономический  кризис 1900-1903 гг. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр. Нобель», ниточный трест и др.) [19, с. 33].
     Отсутствие  законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным  использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело  к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военнопромышленные монополии).
     Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической  деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя  разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и  др. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко  одни и те же предприятия участвовали  одновременно в нескольких соглашениях.
     В период промышленного подъема (1910-1914 гг.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.) [11, с. 24].
     Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.
     В годы первой мировой войны 1914-1918 гг. в России прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков.
     Советское государство частично использовало учетные и распределительные  органы монополий при создании органов  управления народным хозяйством.
     В ходе перестройки 1985-1991 гг. вопросы антимонопольной политики и механизмов регулирования конкурентных отношений так и не вошли в число приоритетных направлений экономических реформ. Однако именно монополизм является одним из ведущих звеньев механизма торможения реформ, препятствием на пути достижения позитивных результатов проводимых мер.
     Либерализация российской экономики была предпринята без сколько-нибудь существенной трансформации экономических основ монопольных структур, при отсутствии налаженной системы антимонопольного регулирования и контроля. Либерализация цен и внешней торговли сняла административные ограничения с монополий, но не смогла обеспечить адекватную развернутую систему антимонопольной защиты рынка, так как не были предусмотрены соответствующие меры по проведению конкурентной политики. Оказалось, что для возникновения конкуренции недостаточно введения свободных цен и формального разгосударствления производства и управления [19, с. 33].
     Поведение большинства производителей-монополистов в ходе либерализации цен сводилось к их взвинчиванию, что при снижении объемов производства позволяло им добиваться роста прибыли. Более того, в условиях продолжающихся кризиса и роста инфляции российские монополисты находят новые способы для извлечения монопольно высоких прибылей, используя кризис неплатежей. Следует отметить, что подобные действия не находят должного отклика антимонопольных органов.
     Кризис  российской экономики осложняет  проведение последовательной конкурентной политики. Согласно одной из точек  зрения, спад и высокая инфляция в сочетании с заработавшими  спросовыми ограничениями сокращают  возможности монопольного диктата, в известной мере ослабляют остроту  проблемы. Однако при этом совершенно не учитываются новые возможности  для извлечения монопольных выгод  и недобросовестной конкуренции.
     Таким образом, экономические реалии сегодняшнего дня усложняют проблему демонополизации  и развития конкуренции, ставя ее в контекст выживаемости самой российской экономики, сохранения ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов.
     Система антимонопольного регулирования и  стратегия демонополизации не имеют  достаточно проработанной концепции, что накладывает свой отпечаток  на их действенность и способность  обеспечивать формирование конкурентно-рыночных начал в российской экономике. Не решаются старые проблемы, рождаются  новые. Переплетаются худшие черты  дореформенного советского и пореформенного российского монополизма. Причина  тому - присущий российским реформам американоцентризм, недооценка опыта стран Западной Европы и прежде всего ФРГ, а также  Японии и стран постсоциалистической Восточной Европы [17, с. 42]. 
 
 
 
 

2.2. Особенности современной монополизации, ее позитивные и негативные факторы. 

     Монополистические тенденции на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего, научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться  в странах с развитой промышленностью с середины 50-х гг. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях [2, с. 47].
     Названные процессы привели к тому, что в  разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых  предприятий. НТР также усиливает  конкуренцию, поскольку создает  условия для ухудшения положения  той или другой монополии путем  появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных  открытий и нововведений подрывает  стабильность позиций отдельных  монополистических объединений.
     Особенностью  современной монополизации является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно - межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.
     Одной из особенностей современной монополизации  является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости  от гигантских монополистических объединений  формально самостоятельных средних  и малых предприятий через  систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х  гг. наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами - в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.
     Еще одна особенность современной монополизации  — усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию  собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в  экономике. Характерно, что такие  процессы происходят, прежде всего, на межотраслевом уровне.
     Процессы  монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную  жизнь общества. Они обусловили изменение  хозяйственного механизма, усилив в  нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных  хозяйственных объектов, координация  деятельности в масштабе отрасли  и межотраслевом пространстве расширяют  сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового  производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов  производства в два раза уменьшает  затраты на единицу продукции  на 20% [12, с. 210].
     Таким образом, монополии на современном  этапе — это преимущественно  крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и  обращения.
     С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий  значительно больше и первый из них  — практика образования монопольных  цен. Монопольные цены отклоняются  от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
     Еще одним негативным фактором наличия  монополий является торможение ими  развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает  экономические предпосылки для  ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение  и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию  приводит к замедлению экономического развития.
     Монополизация также приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается  структура, которая отвечает цели монополии - оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям [16, с. 21].
     Таким образом, монополия обуславливает  застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.  

2.3. Роль естественных монополий в национальной экономике 

     В силу своего огромного значения для  экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные  естественные монополии – «Газпром», РАО «ЕЭС России» и МПС. Кроме  того, имеется еще ряд национальных монополий, близких им по типу, таких  как «Транснефть», министерство атомной  энергетики, «Сбербанк», а также  локальные монополии типа водоканалов, аэропортов и т. п., но они вызывают интерес не столь часто. 
Три вышеуказанные монополии составляют важную часть государственного сектора, и всей российской экономики. Хотя формально «Газпром» – акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, реально он является неотъемлемой частью госсектора. О роли этих организаций в экономике свидетельствуют данные табл. 1 [7, с. 46].

     Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти  три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли, 18,6% налоговых доходов  консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его  экспортного потенциала: добавленной  стоимости он дает больше, чем РАО  «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая  всего 300 тыс. работников, а прибыли  и налогов – вдвое больше, чем  они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая  здесь еще недооценена из-за заниженных внутренних цен на газ. При повышении  этих цен в три раза, – хотя и тогда они были бы вдвое ниже экспортной цены на основном европейском  рынке
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.