На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философские взгляды эпохи Просвещения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....2
1. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ…………………………………...3
2. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ТРАКТОВКИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА…………………………………………………………...6
3. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ И АТЕИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ  ПРОСВЕЩЕНИЯ…………………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………12
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………..14 

 

ВВЕДЕНИЕ

     В историю XVIII в. вошел как эпоха  Просвещения. Его родиной стала  Англия, затем Франция, Германия и  Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед  судом разума! Обретающее широкий  размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот  духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали  уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк - родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! - таков призыв Просвещения. Францию XVIII в. характеризуют огромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и отсталости, она вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла.
     Одной из главных задач эпохи Просвещения было воспитание гражданина, который сознательно служит обществу, исходя из собственных, а не навязанных ему свыше побуждений.
     Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер. 

 

1. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ  ПРОСВЕЩЕНИЯ

     Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью  заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут  выдержать критику со стороны  каждого индивида в отдельности.
     Это понятие просвещения, составлявшего  не раз историческую эпоху духовного  развития (в античном мире, напр., эпоха  после смерти Сократа), стало выражением общего процесса, постепенно охватившего  ряд стран, и в первую очередь  Европу (17-18 вв.), причем в различных  государствах и в различных областях жизни этот процесс протекал по-разному.
     В Англии эпоха Просвещения начинается с XVI в. и носила преимущественно религиозный и политический характер. Англия, ставшая относительно развитой промышленной страной, в XVII в. пережившая бурные революционные потрясения, а в XVIII в. сохранявшая баланс сил и некоторую социальную стабильность.
     Ареной наиболее радикальных социальных изменений стала Франция, где в конце века, как известно, произошла Великая французская революция (1789-1793). Во Франции начиная с XVII в. эпоха Просвещения выступает с критикой общественных и моральных принципов, затем, одержав в XVIII в. победу, сливается с революцией 1789г.
     В Германии с XVIII в. внешне не отмечается никаких значительных успехов, за исключением области нем. философии и литературы, где совершается процесс их внутреннего самоопределения в кантовском смысле этого слова. В философии Германии ХVIII в. это век Канта. И все же есть немало оснований рассматривать его критическую философию – критическую и по отношению к Просвещению - особо, не забывая, как много значили для Канта просветители, особенно Руссо.
     Просвещение есть выход человека из несовершеннолетия, в котором он находится по своей  вине. Просвещение – противоположность застоя.
     Вряд  ли можно говорить о веке Просвещения  в Италии; здесь оно было равнозначно  антиклерикализму(*).
     В философии Просвещение выступало  против всякой метафизики.
     Оно содействовало развитию любого рода рационализма, в науке - развитию естествознания, достижения которого оно часто использует для обоснования научной правомерности  взглядов и веры в прогресс.
     Философские миросозерцания, господствующие в течение  XVIII века плоть до его конца, в двояком смысле носят название философии просвещения и, месте с тем, являются выражением духа своего времени. Они желают быть просвещенными, пытаясь искать объяснения проблем бытия на ясных, понятных основаниях; они стремятся просвещать, желая распространить познание того, что полезно и достойно изучения, с целью вспомоществовать образованию и благоденствию обществ.
     В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий  субъект, способный познавать и  изменять мир в соответствии со своим  разумом. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван  стать властелином мира, перестроить  общественные отношения на разумных основаниях.
     Однако, общая позиция представителей различных  философских школ, течений и направлений  эпохи Просвещения не исключала  различного решения ими как мировоззренческих  вопросов, так и конкретных проблем  теории познания. Поэтому при анализе  методологии рационализма наряду с  вычленением общих положений  необходимо акцентировать внимание и на различии учений.
     (*)Антиклерикализм является историческое движение, которое выступает против религиозной институциональной власти и влияния, реальных или предполагаемых, во всех аспектах общественной и политической жизни, и вовлечение религии в повседневной жизни гражданина.
     ------------------
     В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи.
     В области политики, юриспруденции  и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством; последнее представляет собой понятие, разработка которого является главной заслугой Просвещения.
     Просвещение увидело в невежестве, предрассудках  и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в  образовании, философской и научной  деятельности, в свободе мысли — путь культурного и социального прогресса.
     Идеи  общественного равенства и личной свободы овладели прежде всего третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении — антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.
     Феодальная  культура перестает быть господствующим монолитом. Ее мировоззренческие, ценностные, нравственные основы больше не соответствовали  новым условиям жизни, новым идеалам  и ценностям людей, живущих в  атмосфере кризиса феодально-абсолютистского  строя.
     Оптимизм  Просвещения был исторически  обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и  крепнущей буржуазии. Не случайно родиной  Просвещения стала Англия, раньше других вставшая на путь капиталистического развития. Именно появление на исторической сцене буржуазии с ее мирскими, практическими интересами объясняет  тот пафос, с каким просветители воевали против метафизики. 

       2. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ТРАКТОВКИ ЧЕЛОВЕКА И                                                                 

                                                        ОБЩЕСТВА

     Первой  философской величиной среди  плеяды английских просветителей был  Джон Локк (1632-1704), друг И. Ньютона, чья  философия, по убеждению современников, стояла на тех же принципах, что и  научная программа великого физика. Основное сочинение Локка "Опыт о  человеческом разуме" содержало  позитивную программу, воспринятую  не только английскими, но и французскими просветителями. В работах Локка содержалась не только критика метафизики с точки зрения сенсуализма (от латинского sensus - чувство, ощущение), подчеркивавшего важнейшую роль чувственных восприятий в познании, не только эмпирическая теория познания: он разработал также принципы естественного права, предложил тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего силу буржуазного класса.
     К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка, в сущности, тесно связано с  высокой оценкой человеческого  труда. Воззрения Локка близки к  трудовой теории стоимости А. Смита. Локк, как и представители классической буржуазной политэкономии, убежден  в том, что собственность каждого  человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Как и большинство  просветителей, Локк исходит из изолированных  индивидов и их частных интересов; правопорядок должен обеспечить возможность  получения выгоды каждым, с тем чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.
     Из  Англии идеи Ньютона и Локка были перенесены во Францию, где встретили  восторженный прием. Благодаря прежде всего Вольтеру, а затем и другим французским просветителям философия Локка и механика Ньютона получают широкое распространение на континенте.
     Человек в философии XVIII века предстает, с  одной стороны, как отдельный, изолированный  индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, отменяя прежние, добуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают вместо них новую - юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ. В этом отношении характерно творчество немецких просветителей, в частности Лессинга.
     Любая из религий - будь то христианство, мусульманство  или иудаизм, не высветленная разумом  и не прошедшая его критики, есть, согласно Лессингу, не более чем  суеверие. И в то же время в  каждой из религий заключена истина в меру того, как их содержание проникнуто духом нравственности, разума и любви  к ближнему.
     В творчестве Лессинга явственно слышатся протестантские мотивы: деятельность ремесленника, промышленника, купца, вообще всякий труд, приносящий доход трудящемуся  и пользу его согражданам, - занятие  почтенное. Рассудительность, честность, трудолюбие и великодушие - вот основные достоинства положительного героя  просветительской драмы и романа.
     Этот  новый герой - "гражданин мира"; ему чужда приверженность своему узкому миру, какого бы рода ни был этот последний; он находит "хороших людей" в любом народе, в любом сословии и вероисповедании. И не случайно "гражданин мира", этот носитель "чистого разума", стал излюбленным  персонажем немецкого Просвещения. Однако отвержение традиций и традиционно  сложившихся общностей приводило  к сложным нравственно-этическим  проблемам. Главная коллизия, которую  пытается разрешить философия XVIII века, состоит в несовместимости "частного человека", то есть индивида, который  руководствуется только собственными интересами, себялюбием и своекорыстием, и "человека вообще" - носителя разума и справедливости. Начиная с Гоббса и кончая Кантом, философы нелицеприятно заявляют, что собранные вместе, частные, эгоистические индивиды могут только вести между собой "войну всех против всех". Литература эпохи Просвещения не жалеет красок для изображения такого законченного эгоиста.
     Что же касается разумного и правового  начала, то его носителем является не эмпирический индивид, жертва и орудие собственных эгоистических склонностей  и инстинктов, а именно "человек  вообще", идеальный представитель  рода, впоследствии получивший у Канта  имя "трансцендентального субъекта"(*).
     Характерна  эволюция просветительского миропонимания, выразившаяся в отношении к человеку. В полемике с христианским догматом об изначальной греховности 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.