На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвестиционная политика Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 

 

Введение

 
      Прямые  иностранные инвестиции (ПИИ) стали  ключевым источником роста во многих странах с переходной экономикой. Вследствие чего одной из целей многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой является привлечение ПИИ в экономику страны. Данный вектор политики основан на ожиданиях, что ПИИ позитивно повлияют на экономику, принесут новые технологии, откроют новые рынки и улучшат методы управления и администрирования. Открытость экономики и её вовлеченность в различные международные интеграционные процессы находятся в списке приоритетов внешней экономической политики Беларуси. Достижение поставленных целей невозможно без определенного реформирования экономики, обновления производственного процесса и повышения конкурентоспособности, что в свою очередь требует концентрации значительных интеллектуальных, финансовых и натуральных ресурсов. К сожалению, в Беларуси, как и других постсоветских странах уровень домашних сбережений слишком низок и недостаточен для стабильного экономического роста. Поэтому привлечение ПИИ в экономику страны является злободневной проблемой для Беларуси.
      Объект  курсовой работы – иностранные инвестиции
      Предмет – роль иностранных инвестиций в экономике страны.
      Цель  – выявить роль и значение иностранных  инвестиций в развитии экономики  страны.
      Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
      - дать определение инвестициям  и классифицировать их;
      - описать роль инвестиций в  развитии экономики;
      - определить современную инвестиционную  политику Республики Беларусь;
      - выявить влияние иностранных инвестиций на развитие Белоруской экономики.
 

      1. Теоретические основы управления иностранными инвестициями

      1.1. Понятие, сущность и классификация инвестиций

 
      Понятие инвестиция произошло от латинского investire - облачать. В эпоху феодализма инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом. Этим же словом обозначалось назначение епископов, получавших при этом в управление церковные земли с их населением и право суда над ними. Введение в должность сопровождалось соответствующей церемонией облачения и наделения полномочиями. Инвеститура давала возможность инвеститору (или, говоря современным языком, инвестору) не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. Последняя, с одной стороны, оправдывала интенсивную эксплуатацию населения территорий и позволяла увеличивать получаемый с этих территорий доход, а с другой стороны, выступала в качестве развивающего фактора [7, c. 8].
      Инвестиции - сравнительно новая категория для отечественной экономики. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие “валовые капитальные вложения”, под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их полное восстановление. Они и рассматривались как понятие, тождественное инвестициям [2, c. 14].
      В книге “Инвестиции” (А.Мертенс, Киев - 1997г.) даны определения инвестициям в различных сферах экономической деятельности:
      В макроэкономике  инвестиции есть часть  совокупных  расходов, состоящая из расходов на новые средства производства (производственные, или фиксированные инвестиции), инвестиций в новое жилье, и прироста товарных запасов. То есть  инвестиции  – это часть  валового  внутреннего  продукта, не потребленная в текущем периоде, и обеспечивающая прирост капитала в экономике.
      В теории производства, и в целом  в микроэкономике, инвестиции есть процесс создания  нового капитала (включая  как  средства производства, так и человеческий капитал).
      В финансовой теории под инвестициями понимают приобретение реальных или финансовых активов, то есть это сегодняшние затраты, целью которых является получение будущих выгод [4, c. 13].
      Более точно, инвестиции – это обмен  определенной сегодняшней стоимости на, возможно неопределенную, будущую стоимость.
      В более широкой трактовке инвестиции выражают вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным, чтобы компенсировать инвестору отказ от использования собственных средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск и возместить потери от инфляции в будущем периоде.
      Инвестиции  – это вложения каких-либо средств, фондов, вообще капитала, то есть все виды материально-имущественных и иных ценностей, вкладываемые в предпринимательскую и другие виды  деятельности  с  целью получения дохода (прибыли), вообще итогов выгоды, прибыльного размещения  капитала. Результатом этого являются накопления, которые служат источником инвестиций.
      Для учета, анализа и повышения эффективности  инвестиций необходима их научно обоснованная классификация как на макро-, так и на микроуровне [2, c. 17].
      Продуманная и в научном плане обоснованная классификация   инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но  и  анализировать  уровень  их использования  со  всех  сторон  и  на  этой  основе  получать   объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики.
      В экономической научной литературе и на практике в плановой  экономике наибольшее распространение получила классификация  капитальных  вложений  по следующим признакам:
      по  признаку целевого назначения будущих  объектов – на производственное строительство; на строительство культурно-бытовых  учреждений; на строительство административных зданий; изыскательные и геологоразведочные работы;
      по  формам воспроизводства основных фондов – на новое строительство; на расширение и реконструкцию действующих  предприятий; на техническое перевооружение;
      по  источникам финансирования – централизованные; децентрализованные;
      по  направлению использования – производственные; непроизводственные.
      С переходом на рыночные отношения  данные классификации не утратили своего научного и практического значения, на они стали явно недостаточными по следующим причинам:
      во-первых, инвестиции  –  белее  широкое  понятие, чем   капитальные вложения. Как известно, они включают как реальные  инвестиционные  вложения, так и финансовые (портфельные). Данная классификация   совершенно не учитывает портфельных инвестиций;
      во-вторых, с переходом на рыночные отношения значительно расширились способы и методы финансирования как капитальных вложений, так и в целом инвестиций, а также сфера их приложения. Все это не находит места и не упоминается в данной классификации.
      Представляют  научный и практический интерес  классификации  инвестиций, которые приводятся в иностранной литературе, и их обобщение с целью возможности использования в отечественной практике [2, c. 18].
      Немецким  профессором Вайнрихом предложена следующая классификация инвестиций относительно объекта их приложения:
      инвестиции  в имущество (материальные инвестиции) – инвестиции  в здания, сооружения, оборудование, запасы материалов;
      финансовые  инвестиции – приобретение акций, облигаций  и  других ценных бумаг);
      нематериальные  инвестиции  –  инвестиции  в  подготовку  кадров, исследования и разработки, рекламу).
      В иностранной литературе приводится классификация портфельных инвестиций  по  признаку  влияния  и  контроля  на  фирму, акции которой приобретены инвестором. Исходя из этого признака все портфельные  инвестиции классифицируются на:
      оказывающие существенное влияние – приобретение  более  20%,  но менее 50% акций, имеющих право голоса;
      обеспечивающие  контроль – владение инвестором более 50% акций  с правом голоса;
      не  позволяющие установить контроль и  не оказывающие существенного влияния  –  владение  менее  20%  акций  с  правом голоса;
      не  позволяющие установить контроль, но оказывающие  существенное влияние  – владение более  20%, но менее 50%  акций  с  правом голоса;
      обеспечивающие  контроль – владение более 20%, но менее 50% акций материнской компании и 100% акций дочерней компании.
      Данная  классификация  важна  для  формирования  оптимальной  структуры портфельных инвестиций на предприятии [8, c. 34].
        Наиболее комплексная классификация  приводится в работе Н.А. Бланка, в которой все инвестиции классифицируются по следующим признакам:
      1. По объектам вложения:
      реальные;
      финансовые;
      2. По характеру участия в инвестировании:
      непрямые;
      прямые;
      3. Периоду инвестирования:
      долгосрочные;
      краткосрочные;
      4. Формам собственности инвестиционных ресурсов:
      совместные;
      иностранные;
      государственные;
      частные;
      5. Региональному признаку:
      инвестиции за рубежом;
      инвестиции внутри страны.
      В научной литературе приводятся и  другие классификации инвестиций. Все эти классификации  имеют  право  на  жизнь  как  в  практическом  плане, но особенно в  научном,  так  как  они  позволяют  более  детально  представить инвестиции и более глубоко проводить анализ с целью повышения  эффективности их использования [3, c. 61].
      Эффективность использования инвестиций в значительной степени  зависит и от их структуры. Под структурой инвестиций понимаются их состав по  видам, направлению использования и их доля в общих инвестициях. К общим структурам можно инвестиций можно отнести их распределение  на реальные и финансовые (портфельные).

      1.2. Роль инвестиций  в экономике

 
      Инвестиции  играют существенную роль в функционировании и развитии экономики. Изменения  в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем  общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.
      Обеспечивая накопление фондов предприятий, производственного  потенциала, инвестиции непосредственно  влияют на текущие и перспективные  результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться в эффективных формах, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства, технологии не будет иметь положительного экономического эффекта. Нерациональное использование инвестиций влечет за собой замораживание ресурсов и вследствие этого сокращение объемов производимой продукции. Таким образом, эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту [5, c. 148].
      Инвестиции  находятся в определенной зависимости  от фактора экономического роста, для  выяснения которой следует предварительно определить понятия валовых и  чистых инвестиций.
      Валовые инвестиции выступают как совокупный объем инвестиций, направленных на приобретение средств производства, новое строительство, прирост товарно-материальных запасов в течение определенного периода. Чистые инвестиции отражают объем валовых инвестиций, уменьшенный на величину амортизационных отчислений.
      Динамика  показателя чистых инвестиций является индикатором состояния экономики: величина чистых инвестиций (при данном уровне эффективности их использования) показывает, в какой фазе развития находится экономика страны. Если объем валовых инвестиций превышает объем амортизационных отчислений и, следовательно, чистые инвестиции представляют собой положительную величину, прирост производственного потенциала обеспечивает расширенное воспроизводство, экономика находится в стадии подъема, растущей деловой активности.
      При равенстве валовых инвестиций и  амортизационных отчислений, т.е. нулевом  значении чистых инвестиций, в экономику  в данном периоде поступает такое  же количество инвестиционных средств, какое и потребляется, имеет место простое воспроизводство общественного продукта (по стоимости), характеризующееся отсутствием экономического роста.
      Если  величина валовых инвестиций меньше суммы амортизационных отчислений, показатель чистых инвестиций является отрицательной величиной. Сокращение инвестиций вызывает уменьшение производственного потенциала и, как следствие, экономический спад [5, c. 152].
      Изменения объема чистых инвестиций ведет к  изменению доходов, происходящему  в том же направлении, но в большей  степени, чем исходные сдвиги в инвестиционных расходах. Данный эффект вытекает из того, что в условиях повторяющегося характера потоков расходов и доходов в экономике расходы одного субъекта выступают как доходы другого, а всякое изменение дохода при определенном соотношении между потреблением и сбережением в его рамках вызывает соответствующее изменение потребления и сбережения, так что первоначальные колебания величины инвестиций ведут к многократному, хотя и уменьшающемуся с каждым последующим циклом изменению дохода (эффект мультипликатора, описанный Дж.М. Кейнсом).
      Так, рост инвестиций вызывает увеличение уровня объема производства и дохода. Последний на стадии использования  распадается на потребляемую и сберегаемую  части; при этом та его часть, которая  направляется на потребление (например, покупку товаров), служит источником дохода для их производителей. Полученный доход, в свою очередь, распадается на потребление и сбережение и т.д. В конечном счете первоначальный рост инвестиций приводит к многократному увеличению дохода.
      Следует отметить, что эффект мультипликатора  действует и в обратном направлении. При незначительном сокращении инвестиционных расходов может произойти существенное снижение дохода. Поэтому для стабильного  и сбалансированного функционирования экономики следует обеспечивать определенное значение коэффициента мультипликации, создавать условия для бесперебойного осуществления инвестиционного процесса [5, c. 161]. 

 

      2. Инвестиционная политика  Республики Беларусь

      2.1. Система привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь и международная практика

 
      Поступление прямых иностранных инвестиций –  важнейший фактор активизации экономического реформирования в Республике Беларусь и формирования высокоэффективной  рыночной экономики современного типа. В целях экономического развития страны необходимы восстановление инвестиционного потенциала республики, приток высоких технологий, формирование мощного экспортного сектора экономики, получение новых рынков сырья и сбыта, выход промышленности на передовой технологический уровень и т.д. Эта проблема вышла на первое место в череде экономических задач, стоящих перед нашей республикой, и требует принятия действенных мер по ее решению [9].
      Мировой опыт показывает, что подобная проблема успешно решалась многими государствами, в том числе странами с переходной экономикой. Так, динамичное развитие в последнее время ряда стран Центральной и Восточной Европы (Чехия, Польша, Венгрия, Эстония, Словакия и др.) является следствием проводимой экономической политики, направленной на всемерное поощрение притока прямых иностранных инвестиций и формирование на их основе конкурентоспособного отечественного производства и экспорта. Например, за период с 1996 по 2002 гг. экспорт Польши увеличился с 24,4 до 36,2 млрд долл. США, т.е. рост составил почти 150 %. При этом необходимо подчеркнуть, что более половины (около 60 %) польского экспорта – это продукция, произведенная на предприятиях с иностранными инвестициями.
      Но  несмотря на положительные результаты, достигнутые благодаря инвестиционному сотрудничеству с другими странами, польские органы государственного управления продолжают проводить активную работу по стимулированию притока иностранных капиталовложений в реальный сектор экономики. Так, в дополнение к уже действующему законодательству в мае 2002 г. в Польше вступил в силу новый закон о финансовой поддержке инвестиционной деятельности. Согласно ему польские власти обязуются оказывать иностранным инвесторам финансовую поддержку при выполнении ими одного из следующих условий:
    новое инвестирование в объеме не менее 10 млн евро;
    инвестирование в объеме не менее 500 тыс. евро в уже существующее производство с целью его модернизации и развития. При этом инвесторы берут на себя обязательство создать на производстве не менее 100 новых рабочих мест (или 50 новых рабочих мест при инвестировании предприятий, расположенных в определенных (отсталых) регионах страны) в ближайшие пять лет;
    ввоз и освоение оборудования и технологий, позволяющих производить высококачественные и конкурентоспособные товары и услуги;
    инвестирование современных экологически чистых технологий и производства и др.
      Финансовая  поддержка будет осуществляться в формах:
      ·  долевого участия государства в инвестиционных проектах (до 50 % стоимости проекта);
      ·  субсидирования (финансирования) обучения нового персонала, взятого на работу на предприятия с иностранными инвестициями (в сумме до 4 тыс. евро на каждого работника);
      ·  финансирования создания соответствующей инфраструктуры при развертывании нового или высокотехнологичного производства и т.д.
      Как отмечают международные организации  и специалисты, Польша и в дальнейшем останется одним из наиболее привлекательных  государств в Восточной Европе для  прямых иностранных инвестиций [9].
      Создание  благоприятного инвестиционного климата для притока крупнейших зарубежных производителей на национальный рынок является основой внешней и внутренней экономической политики в подавляющем большинстве государств мира.
      Некоторые государства с переходной экономикой, а также Ирландия, Канада, Швеция, Китай, Коста-Рика, Мексика, Малайзия, Сингапур и другие смогли увеличить свою рыночную долю в мировом внешнеторговом обороте во многом благодаря переориентации номенклатуры экспорта с нединамичных на динамичные виды продукции и с низкотехнологичных на средне- и высокотехнологичные виды деятельности. Причем для развитых стран борьба за инвестора и рыночную нишу является не менее актуальной, чем для развивающихся стран и стран Центральной и Восточной Европы. В Республике Беларусь также проводится работа по созданию привлекательного инвестиционного климата. В последние годы принят и действует целый ряд кодифицированных законодательных актов: Гражданский, Таможенный, Инвестиционный и Банковский кодексы, законы об экономической несостоятельности (банкротстве), о хозяйственных обществах и др. С 1 января 2004 г. вступает в силу общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь. Готовится также целый ряд других законов.
      В настоящее время Республика Беларусь имеет довольно развитое законодательство, соответствующее основным критериям рыночной экономики. Кроме того, наша республика заключила с некоторыми государствами ряд соглашений о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения, что создает определенные гарантии для иностранных инвесторов [9].
      Несомненно, заслуживает положительной оценки разработка и утверждение национальных программ развития экспорта и привлечения  инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г., а также  проводимую работу по ужесточению кредитно-денежной политики и снижению уровня инфляции.
      Вместе  с тем иностранные специалисты  и инвесторы обращают внимание на практическое исполнение действующего законодательства и отмечают следующие  основные недостатки в регулировании иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь:
      ·  правовая неопределенность (большое количество нормативных и подзаконных актов, значительное количество отсылочных норм в действующих кодексах и законах, их несогласованность и т.д.);
      ·  большая доля государственной собственности, отсутствие процессов реальной приватизации;
      ·  небольшая емкость внутреннего рынка, рост скрытой безработицы;
      ·  неотрегулированные отношения собственности (в частности на землю), что тормозит залоговые гарантии и другие формы обеспечения безопасности иностранных инвестиций;
      ·  высокий уровень инфляции;
      ·  непостоянство таможенного режима;
      ·  низкий уровень развития многочисленных элементов рыночной инфраструктуры, слабая развитость и высокая изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;
      ·  недостаточное информирование иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
      ·  сложности процедуры оформления предприятий с иностранными инвестициями;
      ·  действующий разрешительный порядок в отношении многих сторон предпринимательской деятельности (регистрация, размещение, лицензирование, сертифицирование и гигиеническая регистрация, внешнеэкономическая деятельность и др.);
      ·  сложная налоговая система (большое количество налогов и сборов, трудности при их исчислении, высокие штрафные санкции и т.д.);
      ·  неотрегулированность ряда внешнеэкономических нормативных актов и соглашений и др.
      Для активизации деятельности действующих  предприятий с иностранным участием и стимулирования притока новых инвестиций необходимо выполнение в полном объеме Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. Кроме того, необходимо разработать и реализовать комплекс дополнительных мер по улучшению инвестиционного климата, который должен включать:
      ·  формирование на базе Белорусского агентства содействия иностранным инвестициям (БАСИИ) действенного центрального органа по работе с иностранными инвесторами, имеющего права и полномочия министерства (как показывает зарубежный опыт, указанные структуры часто работают под непосредственным руководством главы правительства или его первого заместителя);
      ·  создание страхового общества с крупным уставным фондом с участием государства и заинтересованных иностранных юридических и физических лиц;
      ·  создание финансового института с участием государства и заинтересованных иностранных лиц для кредитования и обслуживания иностранных инвесторов;
      ·  разработку государственной программы приватизации с участием иностранных инвесторов;
      ·  утверждение перечня отраслей с приоритетным участием иностранного капитала;
      ·  согласование действующего инвестиционного законодательства с правилами и нормами ВТО;
      ·  учреждение единого республиканского информационного органа инвестиционных проектов (возможно, как структуры Агентства по иностранным инвестициям);
      ·  упрощение процедуры и сокращение времени регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
      ·  разъяснение положений по приобретению земли, зданий, сооружений и другой недвижимости инвесторами;
      ·  разработку нормативных актов и экономических механизмов решения инвестиционных споров и выплаты компенсации иностранному инвестору;
      ·  отбор группы белорусских предприятий (в качестве пилотных проектов), готовых выйти на мировой информационный и инвестиционный рынок с предложениями о сотрудничестве, а также бизнес-планами, подготовленными с учетом требуемых международных норм;
      ·  создание ассоциации белорусских поставщиков-смежников предприятий с иностранными инвестициями, функционирующих в Беларуси;
      ·  унификацию законодательства и правил деятельности иностранных инвесторов в странах–членах Евразийского экономического сообщества (Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), а также максимальное информирование об опыте инвестиционного сотрудничества со странами «третьего мира» и координация инвестиционной политики на международном уровне;
      ·  упрощение налоговой системы и сокращение числа налогов и сборов;
      ·  разработка и создание механизмов поощрения реинвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории республики;
      ·  проведение ежегодной международной научно-практической конференции по проблемам развития и расширения инвестиционного сотрудничества;
      ·  использование широких информационных возможностей сети Internet;
      ·  повышение имиджа республики посредством более активной работы посольств, консульств, торговых представительств и других белорусских учреждений за границей;
      ·  создание при посольствах Республики Беларусь в ряде государств (США, Германия, Россия, Франция, Великобритания, Япония, Чехия, Польша и др.) специальных офисов (центров), предназначенных для постоянного информирования зарубежных партнеров об инвестиционных возможностях национальной экономики и т.д.
      Реализация указанных мероприятий позволит сократить отставание Беларуси от других государств с переходной экономикой в привлечении прямых иностранных инвестиций, а также поможет сформировать целостную и эффективную систему государственного регулирования потоков капитала, отвечающую мировым стандартам [9].
      Таким образом, сложившийся в настоящее  время низкий инвестиционный рейтинг  Республики Беларусь требует проработки и принятия адекватных мер по стимулированию привлечения инвестиций, изменения  и совершенствования инвестиционного климата, что в конечном итоге создаст максимально благоприятные условия для роста белорусской экономики.

      2.2. Современная инвестиционная деятельность Республики Беларусь

 
      Прямые  иностранные инвестиции (ПИИ) являются одним из ключевых источников роста во многих странах с переходной экономикой. Помимо прямого эффекта от увеличения капитала ПИИ гарантируют доступ к современным технологиям, открывают новые рынки и улучшают методы управления и администрирования, что положительно сказывается на общем уровне производительности [6].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.