На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО
КУРГАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(КГУ) 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

Тема: «Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам»
КУРСОВАЯ  РАБОТА
Дисциплина: Финансы         
 
Студент группы:                    Шевченко Т.С.  
      подпись ФИО 
 
 

Руководитель: кандидат эк. наук, доцент        Петрова В.П.  
      звание, уч. степень подпись ФИО 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дата защиты ___________ 

Оценка ________________ 

Курган  2010 

Содержание  

Введение            3 

1. Звенья  бюджетной системы Российской  Федерации    6
2. Межбюджетные  отношения в Российской Федерации.  Причины их возникновения           9
3. Доходы и  расходы бюджетов разных уровней  бюджетной системы: их образование,  источники, организация              13
3.1. Доходы  звеньев бюджетной системы              16
3.2. Распределение  доходов между звеньями бюджетной  системы         19
3.3 Расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы. Распределение расходов между звеньями бюджетной системы РФ                22
3.4 Взаимосвязь  доходов и расходов бюджетов  разных уровней бюджетной системы                   26
3.4.1 Субвенции                  34
3.4.2 Современное  состояние распределения дотаций  между бюджетами субъектов РФ                  38
3.4.3 Курганская область в системе межбюджетных отношений          41         
Заключение                  44
Список  использованных источников              47
Приложение 1
Приложение 2  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Бюджетная политика государства - главная составная  часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики.
     Важнейшей составной частью бюджетной политики страны выступает концепция межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения – отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса.
     Межбюджетные  отношения существуют в любом  государстве, имеющем административно-территориальное  деление. Существующие межбюджетные отношения в России сформировались в условиях коренных политических и экономических реформ и под влиянием глубокого экономического кризиса. В переходный период они в целом выполняли свое предназначение, способствовали становлению и сохранению бюджетного федерализма. В то же время они содержат в себе элементы прежних, характерных для командно-административной экономики подходов.
     Регулирование межбюджетных отношений осуществляется в целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных  органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий. Реформирование межбюджетных отношений должно осуществляться на основе последовательного совершенствования законодательной базы как на федеральном, так и на региональном уровнях при безусловном соответствии принимаемых законов и иных нормативно-правовых актов Конституции РФ.
     Актуальность  исследования объясняется тем, что  межбюджетные отношения являются одним из основных факторов социально-экономического развития регионов и страны в целом и принимают участие в функционировании экономики государства.
     Целью настоящей работы является рассмотрение и анализ  современной ситуации в межбюджетных отношениях, методов  бюджетного регулирования и распределение доходов и расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
     Объект  курсовой работы – доходы и расходы  бюджетов разных уровней бюджетной  системы.
     В России наблюдается все более  углубляющаяся дифференциация по уровню социально-экономического развития регионов, что является реакцией на создавшееся экономическое положение в стране, когда более половины из них являются дотационными. Подобная поляризация в развитии субъектов Федерации имеет критический характер и свидетельствует о необходимости пересмотра государственной политики регулирования межбюджетных отношений в направлении совершенствования (разработки) эффективного механизма их организации и регулирования, адекватного задачам бюджетной политики.
     Задачами  представленной работы являются:
    Рассмотрение звеньев бюджетной системы Российской Федерации;
    Раскрытие понятия «межбюджетные отношения»;
    Изучение принципов межбюджетных отношений;
    Выявление причин возникновения межбюджетных отношений;
    Рассмотрение и анализ доходов бюджетов разных уровней и их взаимосвязь;
    Рассмотрение и изучение расходов бюджетов разных уровней и их взаимосвязь.
     Теоретической основой курсовой работы являются статьи расходов и доходов Федерального бюджета, региональных и местных бюджетов, а также материалы и статьи Бюджетного Кодекса Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Звенья  бюджетной системы Российской Федерации
     Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
     Бюджетная система РФ построена на основе следующих  принципов:
      Принцип единства бюджетной системы;
      Самостоятельность бюджетов всех уровней;
      Принцип сбалансированности бюджета;
      Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств;
      Принцип достоверности бюджета;
      Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
      Принцип гласности;
      Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств ;
      Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.
    Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  Российской Федерации проявляется  в закреплении видов доходов (полностью  или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
     Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трёх уровней, которые также называют звеньями бюджетной системы.
    -I уровень  - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;
    -II уровень  - бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;
    -III уровень - местные бюджеты.
     Первый  и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.
     Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой  основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.
     Бюджетом  субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.
     Второй  уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых:
-21 республиканский;
-55 краевых и областных бюджетов;
-2 бюджета городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
-1 бюджет автономной области (Еврейская АО)
-10 бюджетов автономных округов.
     Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.
     На  территории Российской Федерации принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.
     Также рассматривают отдельной категорией консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.
     Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный  бюджет РФ и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. В то же время консолидированные  бюджеты субъектов РФ состоят  из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Межбюджетные  отношения в Российской Федерации. Причины их возникновения
     Межбюджетные  отношения  представляют собой совокупность отношений  между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.
     Бюджетный федерализм (или фискальный федерализм, от слова «фиск» – казна) – это система управления публичными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом. Основная задача бюджетного федерализма в конкретных экономических и политических условиях заключается в выборе наиболее эффективной модели бюджетных отношений. Для этого, прежде всего, необходимо четко распределить расходные функции между уровнями власти, закрепить соответствующие им источники финансирования, сформировать систему оказания финансовой помощи финансово неблагополучным регионам.
     В настоящее время система межбюджетных отношений в РФ находится в  развитии, этот процесс сопровождается обоснованием оптимальной модели бюджетного федерализма. Изучается и анализируется опыт организации межбюджетных отношений в зарубежных странах, особенно тех, которые добились реальных успехов в региональном выравнивании.
     Межбюджетные  отношения в России строятся на следующих принципах:
    -сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
    -самостоятельность бюджетов всех уровней;
    -единство бюджетной системы Российской Федерации; 
    -распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
    -разграничение и закрепление на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;
    -равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
    -выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
    -равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.
     В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
     Межбюджетные  отношения строятся на принципе равенства  бюджетов субъектов Российской Федерации  во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом. Данный принцип предполагает установление единых для всех субъектов нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты, а также единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Такие нормативы финансовых затрат, как затраты на предоставление государственных услуг, минимальная бюджетная обеспеченность, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации и согласовываются с ними при принятии закона о бюджете на очередной финансовый год.
     Целями  организации системы межбюджетных отношений могут быть:
    -выравнивание бюджетной обеспеченности,
    -стимулирование роста налогового потенциала,
    -финансовое управление территориальным развитием,
    -снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.
     Эффективность системы межбюджетных отношений  определяется не степенью централизации (децентрализации) бюджетной системы, наличием или отсутствием регулирующих налогов, долями доходов (расходов) федерального правительства, объемом и способами передачи финансовой помощи, а четко установленной и сбалансированной системой всех этих факторов, строго соответствующей особенностям данного федеративного государства.
     Причины возникновения системы межбюджетных отношений связаны, прежде всего, с неравномерностью социального и экономического развития регионов и муниципальных образований в их составе.
     Изменения в расходах по уровням бюджетной  системы Российской Федерации в  связи с передачей полномочий с одного уровня на другой связаны, во-первых, с задачей наиболее эффективного осуществления этих полномочий, а во-вторых, с наличием у органов власти разного уровня предметов совместного ведения, которые могут финансироваться из разных бюджетов в зависимости от принятых на соответствующем уровне решений.
     Межбюджетное  распределение и перераспределение  доходных источников обусловлено рядом  причин, основными из которых являются:
     1)    причины, связанные с тем, что  органы власти должны обладать  финансовыми ресурсами, достаточными  для выполнения поставленных перед ними задач;
     2)    причины, возникающие из необходимости  выравнивания финансовых возможностей  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований;
     3)    причины организационно-управленческого  характера, связанные с передачей  дополнительных объектов собственности или наличием у отдельных субъектов Российской Федерации таких функций, которых нет у других (например, функции столицы, крупного центра культуры и т. д.).
       Как правило, более высокая  централизация бюджетной системы  и больший объем перераспределяемых бюджетных средств характерны для стран с высокой степенью неравенства бюджетной обеспеченности между субъектами федерации. Также эффективность модели межбюджетных отношений, действующей в любом государстве, зависит от выбора оптимального сочетания различных методов и форм бюджетного регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Доходы и  расходы бюджетов разных уровней  бюджетной системы: их образование,  источники, организация
     В процессе образования доходов бюджета  происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.
     Доходы  бюджета могут носить налоговый  и неналоговый характер. Источники  налоговых доходов:
     - прибыль,
     -заработная плата,
     -ссудный процент,
     -рента,
     -добавленная стоимость,
     -накопления и др.
     Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства  или при перераспределении уже  полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.
     Расходы бюджета– это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
     За  счет расходов бюджета происходит перераспределение  средств бюджета по уровням бюджетной  системы через дотации, бюджетные  ссуды, субвенции и др.
     В системе межбюджетных отношений  существует передача расходов и доходов бюджетов.
     Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты  субъектов Российской Федерации  путем включения соответствующих  норм (положений) в федеральный закон о федеральном бюджете.
     Отдельные виды расходов бюджетов субъектов Российской Федерации могут передаваться из бюджета субъекта Российской Федерации  местным бюджетам только путем включения  соответствующих норм (положений) в  закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
     Финансовые  средства, необходимые для осуществления  отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
     Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта Российской Федерации, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.
     Формы финансовой помощи из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации может быть осуществлено в следующих формах:
    предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерация;
    предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;
    предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.
     Также существует порядок предоставления финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности:
    финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты;
    перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета Российской Федерации;
    все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств.
    порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.1. Доходы звеньев бюджетной системы
     Доходы  бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
     Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных  перечислений.
     В доходах бюджетов учитываются:
-средства, получаемые в виде арендной  либо иной платы за сдачу  во временное владение и пользование  или во временное пользование  имущества, находящегося в муниципальной  или государственной собственности;
-средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
-средства, получаемые от передачи имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  под залог, в доверительное  управление;
-плата  за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной или платной основах;
-доходы  в виде прибыли, приходящейся  на доли в уставных капиталах  хозяйственных товариществ и  обществ, или дивидендов по  акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
-часть  прибыли государственных и муниципальных  унитарных предприятий, остающаяся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей;
-другие  предусмотренные законодательством  РФ доходы от использования  имущества.
     Доходы  бюджетов уровней бюджетной системы  делятся на доходы федерального бюджета, доходы региональных бюджетов и доходы местных бюджетов.
     Доходы  федерального бюджета – это денежные средства, поступающие  в безвозмездном  и безвозвратном  порядке  в  соответствии  с   законодательством   Российской Федерации  в  распоряжение  органов   государственной   власти   Российской Федерации.
     В доходы федерального бюджета зачисляются:
-собственные  налоговые доходы федерального  бюджета, за исключением налоговых  доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
-собственные  неналоговые доходы;
-остаток  средств на конец предыдущего  года;
-доходы  от бюджетных фондов;
-прочие  доходы.
     Исполнение  федерального  бюджета  по  доходам  является  важной  частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку  финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в  бюджет.  Следовательно,  если доходы  не  поступают  в  полном  объеме,  то  и расходы не  могут   быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
     Доходы  бюджетов субъектов РФ формируются  за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.
     Законодательные или представительные органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, установленных налоговым законодательством.
     Законы  субъектов РФ о внесении изменений  и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ, вступающие в силу с очередного финансового года, принимаются до утверждения законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов РФ о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год.
     Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.
     В местные бюджеты полностью поступают  доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых  органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Также полностью поступают в местные бюджеты доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности. Другие неналоговые доходы поступают в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.  
 
 
 

3.2. Распределение  доходов между звеньями бюджетной системы
     Принципы  организации системы доходов бюджета:
     а). принцип достаточности (основной показатель этого принципа – величина бюджетного дефицита), достигается двумя методами:
     -сокращение  расходных обязательств;
     -увеличение  объёмов доходов бюджета.
     б). принцип стабильности доходов бюджета (нормативные акты определяют формирование бюджетных доходов, они должны быть установлены на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений и возможность их прогнозирования и планирования);
     в). принцип автономности доходов бюджета  каждого уровня;
     г). принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла.
     Особое  место в распределении и перераспределении  доходов между звеньями бюджетной  системы занимают регулирующие доходы бюджетов разных уровней.
     Регулирующие  доходы бюджетов - федеральные и  региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы  отчислений (в процентах) в бюджеты  субъектов Российской Федерации  или местные бюджеты на очередной  финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
     Нормативы отчислений определяются Бюджетным Кодексом, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
     Таблица1. Налоговые доходы Федерального бюджета
Виды  налогов Доля
1 2
Налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления в федеральный бюджет 100%
1 2
НДС 100%
Акцизы  на спирт этиловый из пищевого сырья 50%
Акцизы  на спирт этиловый из других видов  сырья (кроме пищевого) 100%
Акцизы  на спиртосодержащую продукцию 50%
Акцизы  на автомобили и легковые мотоциклы 100%
Налог на добычу полезных ископаемых (газ, горючее) 100%
Налог на добычу полезных ископаемых в идее углеводородного сырья (кроме газа) 100%
Налог на добычу прочих полезных ископаемых 40%
Водный  налог 100%
Различные государственные пошлины 100%
     Таблица2. Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ
Виды  налогов Доля
Налог на имущество 100%
Налог на игорный бизнес 100%
Транспортный  налог 100%
НДФЛ 80%
Акцизы  на спирт этиловый 50%
Единый  сельхоз налог 30%
Налог на добычу алмазов 100%
Налог, взимаемый в виде стоимости патента по УСН 90%
Различные государственные пошлины 100%
     Таблица3.Налоговые доходы муниципальных районов
Виды  налогов Доля
Налог на имущество (местный бюджет) 100%
НДФЛ 20%
НДФЛ  на межсельские территории 30%
Единый  налог на вменённый доход 90%
Единый  сельхозналог 30%
Пошлины 100%
     Таблица4.Налоговые доходы бюджетов поселений
Виды  налогов Доля
Земельный налог (местный бюджет) 100%
Налог на имущество физических лиц (местный  бюджет) 100%
НДФЛ 10%
Единый  сельхоз налог 30%
Государственные пошлины 100%
     В сфере межбюджетных отношений необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности  субъектов Российской Федерации  и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.
     Повышение уровня финансового обеспечения  полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления за счет собственных доходов –  это предпосылка для повышения  эффективности расходования региональных и местных налогов, увеличения стабильности и предсказуемости доходов региональных и местных бюджетов и создания условий для более тесной увязки налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, с объемом, качеством и доступностью предоставляемых государственных или муниципальных услуг, а следовательно, для повышения ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за результаты проводимой ими политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы. Распределение расходов между звеньями бюджетной системы РФ
     Формирование  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной  обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
     Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы  и капитальные расходы.
     Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам , расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
     Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
     Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение  задач и функций государства.
     Практические  расходы федерального бюджета —  это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном  бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
     Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную  и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
     Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
     Расходы бюджета субъекта Российской Федерации  – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач  и функций субъекта Российской Федерации.
     Формирование  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации базируется на единых методических основах, нормативах бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.
     Основная  проблема региональных органов власти – обеспечить экономическое и  социальное развитие подведомственных им территорий. На решение этой задачи нацелены бюджеты республик, краев, областей, автономных образований. Главное направление использования региональных финансов – финансирование социальной и производственной инфраструктуры.
     Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
     Расходы местных бюджетов связаны, прежде всего, с планами экономического и социального  развития соответствующих территорий.
     Главным направлением использования средств  местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.
     Таблица5.Распределение основных видов расходов по основным направлениям деятельности (%).
Расходы бюджетов Федеральный бюджет Бюджеты субъектов  РФ Местные бюджеты
1 2 3 4
Государственное управление и местное саморегулирование  40% 27% 33%
Судебная  власть 92% 8% 0%
Национальная  оборона 100% 0% 0%
Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности государства 83% 13% 4%
Фундаментальные исследования в содействии НТП 95% 5% 0%
Промышленность, энергетика и строительство 29% 41% 30%
1 2 3 4
Сельское  хозяйство и рыболовство 47% 40% 13%
Транспорт, связь и  информация 11% 42% 47%
ЖКХ 0% 6% 94%
Образование 21% 12% 67%
Здравоохранение и физическая культура 14% 32% 54%
Культура, искусство и кинематография 23% 24% 53%
Социальная  политика 58% 19% 23%
Финансовая  помощь другим бюджетам системы 92% 8% 0%
     Многообразие  видов расходов бюджетов обуславливает  необходимость их группировки по функциональному назначению, т.е. по основным направлениям деятельности органов  государственной власти и местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4 Взаимосвязь бюджетов разных уровней по доходам и расходам.
     В целях достижения сбалансированности бюджетов отдельные виды расходов и  доходов могут передаваться из одного уровня бюджета другому. Так, отдельные  виды расходов передаются из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации путем включения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на конкретный год и в Бюджетный кодекс РФ.
     Отдельные виды расходов бюджетов субъектов Российской федерации, которые финансируются исключительно из бюджетов данного уровня, могут передаваться местным бюджетам только путем включения соответствующих норм в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ. К таким расходам относятся, например, обеспечение реализации региональных целевых программ, содержание и развитие предприятии, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ, обслуживание и погашение государственного долга субъекта Российской Федерации и иные расходы
     Разграничение и взаимосвязь доходов и расходов бюджетов разных уровней бюджетной  системы – их разделение между  звеньями бюджетной системы, которое предполагает законодательное закрепление за бюджетами разного уровня на постоянной основе конкретных видов расходов и доходов либо в полном размере, либо частично.
     Базовым условием такого разграничения является разграничение полномочий между  органами государственной власти и местного самоуправления.
     Методы  разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы:
    Разделение видов налогов между уровнями управления;
    Квотирование поступлений от налогов в пределах единой ставки обложения, выделение доли (квотированию подлежат либо ставки, либо объёмы налоговых поступлений);
    Региональные методы надбавки к федеральным (региональным) налогам.
     Перераспределение средств – процесс ежегодной  передачи средств из бюджета одного уровня на другой для оказания финансовой помощи, компенсации решений вышестоящих органов власти, а также для покрытия кассовых разрывов.
     Механизм  перераспределения средств между  бюджетами в российской Федерации  представлен межбюджетными трансфертами.
     Межбюджетные  трансферты – средства одного бюджета, перечисляемые другому бюджету.
     Законодатель  четко определяет формы финансовой помощи, т.е. безвозвратной и безвозмездной  передачи средств из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации, к которым относятся:
1) предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
2) предоставление  субвенций на финансирование  отдельных целевых расходов;
3) предоставление  бюджетной ссуды на покрытие  временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.
Помимо  названных форм финансовой помощи могут  использоваться такие методы бюджетного регулирования, как субсидии, трансферты.
Таблица 6. Характеристика видов финансовой помощи бюджетам разных уровней
  Трактовка в  российской практике Трактовка в  международной практике
1 2 3
1 2 3
Дотации бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной  и безвозвратной основах для  покрытия текущих расходов бюджетные средства, передаваемые физическим или юридическим лицам на безвозмездной основе
Субсидии  бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ, физическому  или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов  
Субвенции бюджетные средства, передаваемые юридическим лицам  с целью уменьшения издержек на производство товаров и услуг финансовая  помощь из государственного бюджета
Трансферты  средства, передаваемые в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов, в котором доля каждого субъекта РФ нуждающегося в финансовой помощи устанавливается расчетным путем любые безвозмездные  платежи
Предоставление  субсидий и субвенций, в том числе  на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:
    из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;
    из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;
    из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
     Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации  предусматриваются в составе  федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса.
     Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации  для краев, областей, в состав которых входят автономные округа, рассчитываются для консолидированного бюджета края, области, включая бюджеты автономных округов, и зачисляются в бюджет края, области, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором (соглашением) между органами государственной власти края, области и органами государственной власти автономного округа.
     При оказании финансовой помощи местному бюджету субъектом Российской Федерации  его уполномоченный орган (орган  финансового контроля исполнительной власти или контрольный орган субъекта Российской Федерации) вправе провести ревизию местного бюджета - получателя финансовой помощи. Заключение контрольного органа оглашается при рассмотрении представительным органом субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации.
     Финансовая  помощь местным бюджетам может оказываться  и из федерального бюджета на финансирование целевых расходов, предусмотренных  федеральными целевыми программами  либо федеральными законами. В этом случае органы государственной власти Российской Федерации вправе осуществлять контроль за расходованием средств федерального бюджета, поступивших в местный бюджет. Согласно Бюджетному кодексу:
     1. В целях предоставления местным  бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения в составе бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального развития субъекта Российской Федерации. Отбор инвестиционных программ (проектов) для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями (группами муниципальных образований) осуществляются в порядке, установленном законами субъекта Российской Федерации.
     2. В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов местных бюджетов в составе бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован региональный фонд софинансирования социальных расходов. Целевое назначение, условия и порядок предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются законами субъекта Российской Федерации.
     3. В случаях и порядке, предусмотренных  законами субъектов Российской  Федерации и иными нормативными  правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные дотации и субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации в пределах 10 процентов общего объема финансовой помощи местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.
     Продолжающаяся  централизация финансовых ресурсов в федеральном бюджете с последующей  передачей трансфертов бюджетам нижестоящего уровня отрицательно сказывается  на доходной базе бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов, а также на эффективности использования ими бюджетных средств.
     В условиях экономического кризиса в 2010 г. в большинстве регионов произошло  снижение собственной доходной базы. Так, поступления от одного из наиболее важных источников доходов региональных бюджетов - налога на прибыль организаций - в 2009 г. сократились на 41 %. По данным Минфина России, на 1 октября 2009 г. увеличилась кредиторская задолженность и долговые обязательства муниципальных образований, при том что в прошлом году большинство местных бюджетов было принято с дефицитом.
     В целом по плановым показателям 2009 г. межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, составили 46,1% собственных доходов местных бюджетов, и в 2010 г. не предполагается внесение изменений в бюджетное и налоговое законодательство, предусматривающих увеличение собственной доходной базы местных бюджетов.
     В Федеральном законе № 308-ФЗ объемы межбюджетных трансфертов бюджетам других уровней  распределены по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета. При этом финансовая помощь и субвенции, подлежащие предоставлению бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, сосредоточены в разд. 11 "Межбюджетные трансферты".
     Без учета средств по подразделу 1105 "Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов" объемы межбюджетных трансфертов сократятся на 173 359,8 млн руб., или на 13,4%. При этом структура межбюджетных трансфертов изменена за счет уменьшения объемов дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ (на 14,3, 14,0 и 41,8% соответственно).
     Объем дотаций на 2010 г. на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов  РФ предусмотрен с учетом увеличения на 23 млрд руб. и составит 396 995,7 млн руб. Помимо указанных дотаций регионам ежегодно предоставляются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Так, в 2009 г. в федеральном бюджете объем таких дотаций определялся с учетом необходимости осуществления субъектами РФ антикризисных мер. Этот объем в прошлом финансовом году составил 150 млрд руб., что позволило оказать нуждающимся субъектам РФ необходимую финансовую помощь для обеспечения своевременного выполнения своих обязательств. Вместе с тем в 2010 г. в федеральном бюджете значительно снижены размеры дотаций по целевой статье 5170200 "Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов". Средства на эти цели запланированы в текущем году в объеме 89 963,2 млн руб., т. е. со снижением по сравнению с 2009 г. на 53,5%.
     Предоставление  субсидий из федерального бюджета в 2010 г. будет сопровождаться установлением  четких конечных целей и сроков достижения указанных целей, по завершении которых  предоставление субсидий должно быть прекращено.
     В целях оказания финансовой поддержки субъектам РФ на реализацию закрепленных за ними обязательств в 2010 г. предусмотрены субсидии бюджетам субъектов РФ в объеме 341 145,9 млн руб. Однако объем указанных субсидий в текущем году составляет всего лишь 67,4% к уровню 2009 г. Но необходимо учитывать, что в дотационных субъектах РФ фонды финансовой поддержки муниципальных образований формируются за счет части средств финансовой помощи, предостав­ляемой из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. Учитывая значительную централизацию доходов в федеральном бюджете, бюджетная обеспеченность муниципальных образований в значительной степени зависит от размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, а также порядка и условий ее распределения между бюджетами субъектов РФ.
     В 2010 г. для частичного покрытия дефицитов  бюджетов субъектов РФ и временных  кассовых разрывов, возникающих при  их исполнении, большинство субъектов  РФ вынуждено будет обращаться за предоставлением бюджетных кредитов из федераль­ного бюджета на срок до трех лет. В Федеральном законе № 308-ФЗ на эти цели предусмотрено выделить до 140,0 млрд руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.