На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль культуры в жизни человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Уральский государственный  университет путей  сообщения
Факультет экономики и управления
Кафедра «Управление персоналом и социология» 
 
 
 

Реферат
по  учебной дисциплине «Социология» 

     Тема:  Роль культуры в жизни человека 
 
 
 
 
 

       Выполнил:
     
     
     Проверил:
                         
       
 

     Екатеринбург
     2011
Содержание
Введение………………………………………………………….……….3 стр.
1. Культура в социологии
1.1 Понятие культуры  ……………………………………………….…..4-5 стр.
1.2 Функции и  формы культуры…………………………………….…. 6-8стр.
1.3 Культура как  системное образование………………………….….9-16стр.
2. Роль культуры  в жизни человека 
2.1 Формы проявления  культуры в жизни человека  ……………….17-21стр.
2.2 Социализация  личности ……………………………………….....22-23стр.
2.3 Культура - важнейший метод социализации личности………. 24-25стр.
Заключение……………………………………………………………...26 стр.
Список литературы………………………………………………….…..27стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем  Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые  разные стороны человеческого поведения.
       Очевидно, что в привычном, обыденном  понимании существует несколько  различных значений слова "культура", обозначающих как элементы поведения,  так и стороны деятельности  человека, а также видов деятельности.
     В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений  культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого  социального феномена. Наиболее удачное  определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это  некоторое сложное целое, которое  включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и  другие способности и привычки, приобретаемые  и достигаемые человеком как  членом общества" (217, с. 1).
     Культура  играет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также  другим группам. Культура возвышает  человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека порожденной им культурой.
     1. Культура в социологии
     1.1 Понятие культуры 
     Современное понимание слова культура имеет  четыре основных смысла:
      1) общий процесс интеллектуального,  духовного, эстетического развития;
     2) состояние общества, основанного  на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом «цивилизация»; 
     3) особенности образа жизни какого-либо  общества, группы людей, исторического  периода; 
     4) формы и продукты интеллектуальной, и прежде всего художественной  деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение. 
     Культуру  изучают и другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет в культуре свой специфический аспект исследования. В чем же состоит специфичность  социологического анализа культуры, что характерно для социологии культуры?
     Характерная особенность социологии культуры заключается  в том, что она обнаруживает и  анализирует закономерности социокультурных  изменений, изучает процессы функционирования культуры в связи с социальными  структурами и институтами.
     С точки зрения социологии, культура является общественным фактом. Она  охватывает все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые активно разделяются  людьми, либо пользуются пассивным  признанием и воздействуют на социальное поведение. Культура не просто пассивно «сопровождает» общественные явления, которые протекают как бы вне  и помимо культуры, объективно и  независимо от нее.
     Специфика культуры состоит в том, что она  представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые  что-либо означают именно для данной группы, данного общества. При этом на каждом этапе жизни общества развитие культуры связано с борьбой идей, с их обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной.
     Обратившись к анализу сущности культуры, необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика человеческого  общества; во-вторых, культура не наследуется  биологически, но предполагает обучение.
     Понятия культура существует несколько сот  его определений. Мы будем использовать одно из них,  дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это  некоторое сложное целое, которое  включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и  другие способности и привычки, приобретаемые  и достигаемые человеком как  членом общества" (217, с. 1).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Функции и формы  культуры 
     Культура  выполняет многообразные и ответственные  социальные функции. Прежде всего структурирует  общественную жизнь. Культура передается от одного поколения к другому  в процессе социализации. Поскольку  культура не передается биологическим  путем, каждое поколение воспроизводит  ее и передает следующему поколению. Именно этот процесс является основой  социализации. Ребенок усваивает  ценности, верования, нормы, правила  и идеалы общества, формируется личность ребенка. Формирование личности - важная функция культуры.
     Еще одной, не менее важной функцией культуры является регулирование поведения  личности. Если бы не было норм, правил, поведение человека стало бы практически  неуправляемым, хаотичным и бессмысленным. О том, насколько важна культура для жизни человека и общества, можно судить, если еще раз вспомнить  об описанных в научной литературе человеческих детенышах, которые волею  случая оказались полностью лишенными  общения с людьми и «воспитывались»  в стаде зверей, в джунглях. Когда  они были найдены — через пять-семь лет и вновь попали к людям, эти дети джунглей не могли овладеть человеческим языком, они оказались  не в состоянии усвоить упорядоченный  образ жизни, жить среди людей. У  этих диких детей не произошло  развития личности, для которого необходимо общение с людьми.
       Тесно связана с социализацией  духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает  и передает вечные ценности  в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная  система. Совокупность ценностей,  общепринятых в той или иной  социальной группе, стране, выражающих  особое видение ими социальной  реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические,  эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей  являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные  варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом. Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования. Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.
     Сложность понимания феномена культуры заключается  также и в том, что в любой  культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы.  
В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры. Элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.

     Народная  культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко  нарушалась. С появлением средств  массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая  не связана с религиозными или  классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становиться  “массовой”, когда ее продукты стандартизируют  и распространяют среди широкой  публики.  
Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой.

     Субкультура формируется под влиянием таких  факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место  жительства.  
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

     Термин  “субкультура” не означает, что  та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство  общества относится к субкультуре  с неодобрением или недоверием. Эта  проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы  или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей  формируется контркультура.
     Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х годов. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают  в саму господствующую культуру. Длинные  волосы, изобретательность в языке  и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе, где главным образом  через средства массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому  привлекательными для контркультуры  и, соответственно, менее угрожающими  для культуры господствующей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Культура как системное  образование 
     С точки зрения социологии, в культуре можно выделить две основные части  — культурную статику и культурную динамику. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в  состоянии движения. Культурная статика  — это внутреннее строение культуры, т. е. совокупность базисных элементов  культуры. Культурная динамика включает те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию  культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.
     Культура  — сложное образование, которое  представляет собой многостороннюю систему, все части, все элементы, все структурные характеристики этой системы постоянно взаимодействуют, находятся в бесконечных связях и отношениях друг с другом, постоянно  переходят одно в другое, пронизывают  все сферы жизни общества. Если представить человеческую культуру в виде сложной системы, которая  создавалась многочисленными предшествующими  поколениями людей, то отдельные  элементы (черты) культуры могут быть отнесены или к материальным или  к нематериальным видам. Совокупность материальных элементов культуры составляет особую форму культуры — материальную культуру, куда включаются все объекты, все предметы, которые созданы  руками человека. Это станки, машины, электростанции, здания, храмы, книги, аэродромы, обрабатываемые поля, одежда и проч.
     Совокупность  нематериальных элементов культуры образует духовную культуру. В духовную культуру включаются нормы, правила, образцы, эталоны, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык, литература, искусство. Духовная культура существует в нашем сознании не только как представление о нормах поведения, но и как песня, сказка, былина, шутка, пословица, народная мудрость, национальный колорит бытия, менталитет. В культурной статике элементы разграничены во времени  и пространстве. Географический район, внутри которого разные я культуры имеют сходство в главных чертах, называют культурным ареалом. При этом границы культурного ареала могут не совпадать с государственными или с рамками данного общества.
     Часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, которая  выдержала испытание временем и  передается следующим поколениям как  нечто ценное и почитаемое, составляет культурное наследие. Культурное наследие играет чрезвычайно важную роль в  периоды кризисов и нестабильности, выступая как фактор сплочения нации, средство объединения. Каждый народ, страна, даже некоторые группы общества имеют  свою культуру, в которой может  быть масса черт, не совпадающих  с той или иной культурой. На земле  существует великое множество различающихся  культур. И все-таки социологи выделяют общие черты, свойственные всем культурам - культурные универсалии.  
Уверенно называют более нескольких десятков культурных универсалий, т.е. элементов культуры, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. В культурных универсалиях можно вычленить элементы культуры, связанные так или иначе с физическим здоровьем человека. Это возрастные особенности, спорт, игры, танцы, соблюдение чистоты, запрет кровосмешения, акушерство, обращение с беременными, послеродовой уход, отучение ребенка от груди,

     К культурным универсалиям относятся  и общечеловеческие нормы нравственности: уважение старших, различение добра  и зла, милосердие, обязанность прийти на помощь слабому, терпящему бедствие, уважительное отношение к природе  и ко всему живому, забота о младенцах  и воспитание детей, обычай дарить подарки, нормы морали, культура поведения. Отдельную  весьма важную группу составляют культурные универсалии, связанные с организацией жизни индивидов: кооперация труда  и разделение труда, общинная организация, приготовление пищи, торжественные  празднества, традиции, добывание огня, табу на пишу, игры, приветствия, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмешения, правительство, полиция, карательные санкции, закон, право собственности, право наследования, родственные группы, номенклатура родственников, язык, магия, брак, семейные обязанности, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, число, личное имя, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зрелости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограничения, статусная дифференциация, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости.  
Среди культурных универсалий можно выделить и специальную группу, в которой отражаются взгляды на мир и духовная культура: учение о мире, время, календарь, учение о душе, мифология, гадание, суеверия, религия и различные верования, вера в чудесные исцеления, толкование снов, пророчества, наблюдение за погодой, образование, художественное творчество, народные промыслы, фольклор, народные песни, сказки, сказания, легенды, шутки.

     Почему  возникают культурные универсалии? Это связано с тем, что люди, в какой бы части света они  ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические  потребности и сталкиваются с  общими проблемами, которые ставят перед ними условия жизни.
     Каждая  культура имеет стандарты «правильного»  поведения. Для того чтобы жить в  обществе, люди должны уметь общаться и сотрудничать друг с другом, а  это значит, что они должны иметь  представление о том, как правильно  поступать, чтобы быть понятым и  добиться согласованных действий. Поэтому  общество создает определенные шаблоны  поведения, систему норм — образцов правильного или подобающего  поведения. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образом  того, как люди должны действовать. Нормативная культура— это система  социальных норм или стандартов поведения, которым .члены общества следуют  более или менее точно.
     При этом нормы проходят в своем развитии несколько этапов: они возникают, получают одобрение и распространение  в обществе, стареют, становятся синонимом  рутины и косности и их заменяют другими, которые более соответствуют  изменившимся условиям жизни.  
Одни нормы заменить не трудно, например, этикетные нормы. Этикет - это правила учтивости, правила вежливости, которые в каждом обществе и даже в каждом сословии различаются. Этикетные нормы мы легко можем обойти. Так, если в гостях вас 'приглашают к столу, на котором возле тарелки лежит лишь вилка, а нож отсутствует, вы обойдетесь и без ножа. Но есть нормы, которые изменить чрезвычайно сложно, потому что эти правила регулируют важные для общества сферы человеческой деятельности. Таковы государственные законы, религиозные традиции и др.

       Рассмотрим основные типы норм  в порядке повышения их общественной  значимости.
     Обычаи  — это традиционно установившийся порядок поведения, набор работоспособных  образцов, стандартов, которые позволяют  членам общества наилучшим образом  взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Это  не индивидуальные, а коллективные привычки, способы жизни народа, элементы повседневной, обыденной культуры. Новые поколения воспринимают обычаи путем бессознательного подражания или сознательного обучения. С  детского возраста человек окружен  множеством элементов обыденной  культуры, поскольку он постоянно  видит перед собой эти правила, они становятся для него единственно  возможными и приемлемыми. Ребенок  усваивает их и, становясь взрослым, относится к ним как к само собой разумеющимся явлениям, не задумываясь  об их происхождении.
     У каждого народа, даже в наиболее примитивных обществах, имеется  множество обычаев. Так, славянские и западные народы едят второе вилкой, считая само собой разумеющимся пользоваться вилкой, если подали котлету с рисом, а китайцы используют для этой цели специальные палочки. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества, уважения к старшим и другие — это одобренные обществом массовые образцы поведения, которые рекомендуется выполнять. Если люди нарушают обычаи, это вызывает общественное неодобрение, порицание, осуждение.
     Если  привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они становятся традициями. Первоначально это слово  означало «предание». Традиционными  могут стать подъем национального  флага на празднике, исполнение гимна  страны во время чествования победителя на соревновании, встречи однополчан в день победы, чествование ветеранов  труда и т. д.  
У каждого человека, кроме того, имеется много индивидуальных привычек: заниматься гимнастикой и принимать вечером душ, ходить на лыжах по выходным и т. д. Привычки сложились в результате многократного повторения, в них находит выражение и культурный уровень данного человека, и его духовные запросы, и уровень исторического развития общества, в котором он живет. Так, для русского дворянства были характерны привычки устраивать псовую охоту, играть в карты, иметь домашний театр и проч.

     Большинство привычек не встречает со стороны  окружающих ни одобрения, ни порицания. Но есть и так называемые вредные  привычки (громко разговаривать, грызть ногти, с шумом и чавканьем  есть, бесцеремонно разглядывать пассажира  в автобусе и затем вслух высказывать  замечания о его внешнем виде и проч.), они свидетельствуют  о плохих манерах.
     Манеры  относятся к этикету, или правилам вежливости. Если привычки формируются  стихийно, под влиянием условий жизни, то хорошие манеры необходимо воспитывать. В советское время этикет не преподавали  ни в школе, ни в вузе, считая все  это буржуазным вздором, «вредным»  для народа. Нет этикета в официально утвержденных программах вузов и  школ и сегодня. Поэтому грубые манеры стали повсеместной нормой. Достаточно сказать о вульгарных, отвратительных манерах наших так называемых звезд эстрады, которые тиражируются телевидением и воспринимаются миллионами поклонников как эталон поведения и образец для подражания.  
Можно ли научиться самому хорошим манерам? Конечно, для этого надо читать книги по этикету, размышлять над своим поведением, применять к себе правила, о которых рассказывается в публикациях. Повседневные манеры воспитанного человека — следить за тем, чтобы твое присутствие никому не создавало неудобств, быть предупредительным, вежливым, уступать дорогу старшим, подать девушке в гардеробе пальто, громко не разговаривать и не жестикулировать, не быть угрюмым и раздражительным, иметь чистую обувь, выглаженные брюки, аккуратную прическу — все это и некоторые другие привычки можно быстро усвоить, и тогда общение с вами будет легким и приятным, что, кстати говоря, поможет вам в жизни.

     Разновидностью обычаев являются церемония и ритуал. Церемония — это последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию какого-либо важного для группы события. Например, церемония торжественного вступления президента России в должность, церемония (интронизация) возведения на престол вновь избранного папы римского или патриарха.
     Ритуал  — это выработанный обычаем и  строго установленный порядок совершения чего-либо, который призван драматизировать  данное событие, вызвать у зрителя  благоговейный трепет. Например, ритуальные танцы шаманов в процессе колдовства, ритуальные танцы племени перед  охотой. Нравственные нормы отличаются от обычаев и привычек.
     Если  я не чищу зубы, то причиняю вред самому себе, если я не умею пользоваться ножом  для еды, мои плохие манеры одни не заметят, а другие - заметят, да не скажут об этом. Но если друг в трудную минуту бросил, если человек взял взаймы деньги и обещал отдать, но не отдает. В этих случаях мы имеем дело с нормами, которые затрагивают жизненные  интересы людей, являются важными для  благополучия группы или общества. Нравственные, или моральные нормы  определяют отношения людей друг к другу на основе различения добра и зла. Нравственные нормы люди выполняют, опираясь на собственную совесть, общественное мнение и традиции общества.  
Нравы — это особенно оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества. Каждое общество имеет свои нравы, или мораль. Тем не менее уважение к старшим, честность, благородство, забота о родителях, умение прийти на помощь слабому и т.д. во многих обществах является нормой, а оскорбление старших, издевательство над инвалидом, желание обидеть слабого считается безнравственным.

     Особой  формой нравов является табу. Табу —  это абсолютный запрет какого-либо действия. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил  или оскорбление чувства патриотизма.
     Совокупность  правил поведения, связанных с понятием достоинства личности, составляет так  называемый кодекс чести.  
Если нормы и обычаи начинают играть особенно важную роль в жизни общества, тогда они становятся институциональными и возникает социальный институт. Это экономические институты, банки, армия и др. Нормы и правила поведения здесь специально разрабатываются и оформляются в кодексы поведения и строго соблюдаются.  
Некоторая часть норм является настолько важной для жизнедеятельности общества, что они оформляются как законы; на страже законов стоит государство в лице его специальных силовых структур, таких как милиция, суд, прокуратура, тюрьма.

     Как системное образование культура и ее нормы принимают все члены  общества; это доминирующая, всеобщая, господствующая культура. Но в каждом обществе выделяются некоторые группы людей, которые не принимают доминирующую культуру, а образует свои нормы, которые  отличаются от общепринятых образцов и даже бросают ей вызов. Такова контркультура. Контркультура вступает в конфликт с господствующей культурой. Тюремные нравы, стандарты поведения в шайке бандитов, группы хиппи — это ярко выраженные примеры контркультуры.  
В обществе могут существовать и другие, менее агрессивные культурные нормы, которые не разделяются всеми членами общества. Различия людей, связанные с возрастом, национальностью, родом занятий, полом, особенностями географической среды обитания, профессией, приводят к возникновению специфических культурных образцов, которые составляют субкультуру; «жизнь иммигрантов», «жизнь северян», «армейская жизнь», «богема», «жизнь в коммуналке», «жизнь в общежитии»— примеры жизни индивида в рамках определенной субкультуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Роль культуры  в жизни человека 
     2.1 Формы проявления  культуры в жизни  человека 
     Культура  играет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также  другим группам. Культура возвышает  человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому  общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и  суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в  рамках культуры для покорения природы  может быть применено в целях  уничтожения людей. Поэтому важно  изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить  напряженность во взаимодействии человека с порожденной им культурой.
    Этноцентризм.
       Существует известная истина, что  для каждого человека земная  ось проходит через центр его  родного города или деревни.  Американский социолог Уильям  Саммер назвал этноцентризмом  такой взгляд на общество, при  котором определенная группа  считается центральной, и все  другие группы соизмеряются и  соотносятся с ней. 
     Без сомнений, допускаем, что моногамные браки лучше полигамных; что молодые  люди сами должны выбирать партнеров  и это лучший способ образования  супружеских пар; что наше искусство  является самым гуманным и благородным, в то время как искусство, принадлежащее  другой культуре, вызывающе и безвкусно. Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут  хороши или плохи, высоки или низки, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной  культуре. Это проявляется в таких  позитивных выражениях, как "избранный  народ", "истинное учение", "сверхраса", и в негативных - "отсталые народы", "примитивная культура", "грубое искусство".
     В какой-то степени этноцентризм присущ всем обществам, и даже отсталые народы в чем-то чувствуют свое превосходство  над всеми остальными. Они, например, могут считать культуру высокоразвитых стран глупой и абсурдной. Не только общества, но и большинство социальных групп (если не все) в обществе этноцентричны. Многочисленные исследования организаций, проведенные социологами разных стран, показывают, что люди склонны  переоценивать собственные организации  и при этом недооценивать все  другие. Этноцентризм - всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группы в обществе и почти всех индивидов. Правда, в этом вопросе могут быть исключения, например: евреи-антисемиты, аристократы-революционеры, негры, выступающие  против негров по вопросам ликвидации расизма. Очевидно, однако, что такие  явления можно считать уже  формами отклоняющегося поведения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.