На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности развития Я - концепции в дошкольном возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                     Содержание 
Введение………………………………………………………………………...........3 
I.  Теоретические аспекты проблемы Я-концепции  в психологии  
1.1 Основные научные теории развития личности ……………………………….6 
1.2 Особенности личностного развития дошкольника……………………..........14

1.3 Влияние семьи на формирование личности дошкольника…………………..19 
II. Экспериментальное исследование взаимосвязи между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста 
2.1. Основные методы и методики исследования………………………………..22

2.2. Анализ и  результаты исследования…………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….........35 
Список литературы………………………………………………………………....37

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Актуальность  исследования. Я-концепция выявляется и организует активность и переживания человека, реализует мотивационные функции, обеспечивает побуждения, стандарты, планы, правила и сценарии поведения, кроме того, определяет адекватность реакций на социальные изменения. Я-концепция, таким образом, выступает как динамическая объяснительная категория, которая опосредует важнейшие внутриличностные процессы (включая переработку информации, мотивацию и эмоцию) и большинство межличностных (включая социальную перцепцию, ситуации выбора партнера и стратегии взаимодействия, а также реакцию обратной связи). Я-концепция может как облегчать, так и затруднять регуляторные процессы (влиять на их эффективность), при этом элементы образа "Я" представляют собой личностные константы, направляющие поведение.
Дошкольное  детство – большой отрезок  жизни ребенка. Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
На протяжении дошкольного возраста наблюдается  закономерный поступательный процесс: от элементарных самоощущений и актов  самоузнавания, дифференцирующих «Я»  и «не-Я», ребенок переходит к  осознанию себя как устойчивого  объекта внимания и отношений  со стороны других людей и одновременно как активного субъекта деятельности, носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дают ему определенное социальное положение, уровень притязаний и т.д.
Именно  дошкольный возраст является важнейшим  этапом в развитии личности. Это  период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства  и культуры, время установления начальных  отношений с ведущими сферами  бытия, миром людей, предметов, природы  и собственным миром; период, когда  закладываются основы самовосприятия личности. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного самовосприятия – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом.
Я –  концепция – это обобщенное представление  человека о самом себе, система  его установок относительно собственной  личности, она играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Я – концепция включает в себя образ Я и самооценку.
Образ Я – это совокупность чувственных  ощущений, восприятий, представлений  и характерных образов своих  действий по отношению к самому себе и другим. Посредством восприятия и понимания другого ребенок  приходит к пониманию себя. Самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.
Существует  множество факторов, влияющих на формирование Я - концепции. Первым институтом социализации для ребенка является его семья. Семья является разновозрастной  группой, в которой дошкольник приобретает  опыт общения и взаимодействия с  людьми разных поколений, разного пола.
Развивающееся «Я» является центральной темой  теорий развития личности детей и  взрослых в различных психологических  школах.
Бернс Р., Маслоу А., Роджерс К., Скиннер Б.Ф., Фрейд З. в зарубежной психологии, Божович Л.И., Выготский, Леонтьев А.Н., Петровский А.В и др. в отечественной посвятили свои исследования теме развития личности и формированию Я – концепции. Так опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, выведенные Выготским Л.С., Божович Л.И. показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Леонтьев А.Н. представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.
Изучив  фундаментальные труды отечественных  и зарубежных психологов, хочется  заметить, что очень мало исследователей занимается проблемой развития самосознания у детей дошкольного возраста, изучением Я-образа и его компонентов, представленных в данном возрасте.
Цель  исследования – выявить взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста
Объект  исследования – самосознание детей дошкольного возраста
Предмет – взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.
Гипотеза – существует связь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. анализ  психолого-педагогической литературы  по проблеме;
2. раскрыть  особенности развития личности  дошкольника;
3. изучить  методы исследования направленные  на изучение личности дошкольника.
Методы  исследования: анализ, наблюдение, беседа.
База: ГУО «Ясли – сад №24 г. Солигорска» группа №12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Проблема формирования Я-концепции  в психологии
      Основные  научные теории развития личности
Проблематику  самосознания исследовали многие отечественные  и зарубежные психологи. В отечественной  психологической школе исследования в основном концентрировались вокруг двух групп вопросов, первая из которых  – изучение общетеоретических и  методологических аспектов становления  самосознания в контексте более  общей проблемы становления и  развития личности; вторая – более  специальные вопросы, прежде всего  связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Этим вопросам уделили свое внимание такие исследователи, как Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и  др. Зарубежная литература по этой проблематике также чрезвычайно богата и разнообразна – эти вопросы так или иначе затрагивают в своих работах Р. Бернс, К. Роджерс, З. Фрейд,  А. Маслоу, Б.Ф. Скиннер и т.д.
Зарубежные  теории
Концепция Бернса. Очевидно, что во многих психологических теориях Я - концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Ясность в эту ситуацию удалось внести одному из наиболее известных современных авторов в области Я - концепции Р. Бернсу. Схема Я - концепции, разработанная этим исследователем, приводится ниже в работе (см. схему 1.1.). Эта схема на сегодняшний день является практически общепринятой.
Р. Бернс  определяет Я - концепцию как "совокупность всех представлений человека о самом  себе, сопряженную с их оценкой". [1]
Ряд исследователей, в том числе и Р. Бернс, рассматривают  Я - концепцию как динамическую систему  установок личности, направленных, в данном случае, на себя. 

Глобальная Я-концепция

Аспекты,
выделенные
 Джемсом 

                      Я – сознающее                                             Я как объект
                   (процесс)                                                 (Содержание)

                                                 Непрерывное
Компоненты                          взаимодействие
установки
                       самооценка                                              Образ Я
                или принятие себя 
 

                                                    тенденция
                                                    поведения
 

                                              Я-концепция как
                                       совокупность установок
                                                     «на себя»

Модальности
                       Реальное Я                      Идеальное Я                Зеркальное Я
                 или представление          или представление        или представление
                   о том, какое Я                   о том, каким Я               о том, как меня
                     на самом деле                  хотел бы быть                воспринимают
                                                                                                              другие

Аспекты 

              Физическое                            Физическое                        Физическое                      
              Социальное                            Социальное                        Социальное
              Умственное                            Умственное                        Умственное
              Эмоциональное                  Эмоциональное                 Эмоциональное
                                                                                                          
 
 

Рисунок 1.1 Структура Я – концепции [1] 

Таким образом в общим чертах выглядит структура описательной составляющей глобальной Я - концепции. Отмечу, что нельзя забывать о том, что такая структуризация возможна лишь в теории: в реальности все описанные компоненты личности взаимодействуют и взаимосвязаны.
Гуманистическая психология. Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.
Центральным звеном личности, по К.Роджерсу, является самооценка, представление человека о себе, «Я-концепция», которая порождается во взаимодействии с другими людьми. Благодаря К.Роджерсу явления самосознания и самооценки, их функции в поведении и развития субъекта стали важным предметом дальнейших психологических исследований.
С точки  зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать  в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого  направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор  среди предоставляемых возможностей.
="justify">Большая часть дошкольников  живет в  семьях, в которых также диагностируется  относительное эмоциональное благополучие. Однако между членами семьи существует некоторое расстояние: руки зачастую соединены не между всеми членами  семьи, иногда появляются предметы, например сумки или предметы кухонного  обихода (стаканы, чашки, кастрюли);
Почти половина обследуемых детей  выражает на своих рисунках некоторое неблагополучие эмоциональных взаимоотношений  в семье. Кроме увеличивающего расстояния между различными членами семьи, появляются негативные признаки –  темные тона, дождь – символ депрессивного  настроения.
Результаты  исследования рисунков по методике «Рисунок семьи»
Диаграмма 2.3.
  

Ряд признаков, позволяет судить о некотором  присутствии агрессивности во взаимоотношениях ребенка со своей семьей (см. диаграмму 2.4.). Диагностика этого состояния  по рисунку семьи говорит о  наличии данного признака во внутрисемейных отношениях, который проявляется  у небольшой группы дошкольников. Только у малой части  детей  в рисунках присутствуют явные признаки агрессии во внутрисемейных отношениях в виде использования при рисовании  черного цвета. У значительной части  детей признаки агрессивности в  отношениях не диагностируются.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.