На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


          Министерство образования и науки  Республики Казахстан
           Казахский экономический  университет  им. Т.Рыскулова 

Кафедра «Экономическая теория»
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ   РАБОТА 

на  тему: Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                       ВЫПОЛНИЛ:
Студент 1 курса очного отделения
факультет «Экономика и управление»
специальность «Менеджмент»
Букенов А.
ПРОВЕРИЛА:
к.э.н., доцент
Крымова В.Ж. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

АЛМАТЫ 2011 

Содержание 

Введение 3 

1 теоретические аспекты приватизации  сельскохозяйственного производства 5
1.1  Понятие, признаки и механизм приватизации 5
1.2  Формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном             
       производстве 8
1.3   Роль приватизации в развитии сельского хозяйства 10 

2 анализ приватизационных процессов в  сельском  хозяйстве республики казахстан 12
2.1  Анализ развития сельского хозяйства на современном этапе 13
2.2  Анализ нормативной базы по вопросам приватизации 13
2.3  Анализ результатов и проблем приватизации сельскохозяйственного 
       производства в РК 15 

3 пути решения проблем приватизации  сельскохозяйственного производства 17
3.1 Проблемы сельскохозяйственного производства Республики Казахстан 17
3.2 Пути решения проблем сельскохозяйственного производства 19 

Заключение 22 

Список использованных источников 24
 

    ВВЕДЕНИЕ

         

       Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что в существующих исследованиях  процессов перераспределения собственности  достаточно глубоко и подробно рассмотрены  важнейшие теоретические и практические вопросы приватизации и развития рынка в Республике Казахстан. Важное место в них занимает анализ наиболее сложных аспектов приватизационных процессов в стране, разнообразные  оценки социальных и экономических  результатов приватизации, результаты исследования фондовых рынков и институциональных  инвесторов, а также оценка активно  предлагаемых в последнее время  мер по самоуправлению трудовых коллективов  предприятий в условиях реальной экономики Республики Казахстан.
       Особенностью  приватизации в Республики Казахстан  является ориентация на смешанный тип, сочетающий рыночные и административные (нерыночные) методы ее осуществления. В целом процесс приватизации в Республики Казахстан характеризуется  высокими темпами, чему в немалой  степени способствует стремление создать  в короткие сроки частный сектор предпринимательства. В проведении приватизации использовались наиболее популярные и эффективные в развитых странах формы и методы.
       Поскольку в экономике опыт приватизации полностью  отсутствует, задачи приватизации в  Республике Казахстан  шире, чем  в западных странах. Подавляющее  преобладание в нашей стране государственной  собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации  экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора.
        Большой интерес, в частности, представляет содержащееся во многих из этих исследований объяснение причин тяжелых экономических  последствий форсированной приватизации. Компромиссные попытки рассмотреть  их как чисто экономический феномен, по мнению большинства исследователей, позволяют утверждать об относительном  характере приватизации как инструмента  повышения эффективности экономики.
       В работах ряда авторов достаточно глубоко и подробно рассмотрены  важнейшие теоретические и практические вопросы приватизации и развития рынка в Казахстане. Однако возникает  необходимость подробного исследования динамики приватизационных процессов.
       Объект  исследования – сельское хозяйство.
       Предмет исследования – характеристика приватизации сельскохозяйственного производства.
       Цель  работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного  производства в Казахстане.
       Цели  работы соответствуют задачи исследования:
    изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;
    исследовать формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном производстве;
    проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;
    провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;
    проанализировать результаты и проблемы приватизации сельскохозяйственного производства в РК;
    изучить пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства.
       Теоретической базой курсовой работы послужили  научные труды в области общей  экономической теории, макроэкономики, относящиеся к рассматриваемой  проблеме.
 

           1 теоретические аспекты приватизации сельскохозяйственного производства

       1.1 Понятие, признаки и механизм приватизации

 
     В экономической и правовой науке  также нет однозначного определения  термина «приватизация». В широком  смысле  приватизация  понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле  приватизацией  считают полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности, средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. По мнению Л. Никифорова и Т. Кузнецовой, в их работе «Концептуальные основы приватизации и  приватизации » под  приватизацией  понимается организационно-правовой процесс смены собственника посредством «передачи работником символа собственности на часть средств предприятий или продажа в частную собственность мелких предприятий, цехов, мастерских». Это есть «процесс восстановления положения каждого трудящегося как собственника практически в рамках каждой из возможных форм собственности» [16, с. 43]. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
           В качестве общих признаков  приватизации  используются следующие:
    переход прав собственности государства в пользу частных лиц;
    делегирование госпредприятию права распоряжаться имуществом;
    полная продажа госпредприятия частным лицам;
    продажа части активов.
       При этом в нормативных актах некоторых  восточноевропейских стран термин « приватизация » трактуется по-разному, но при этом он не выходит за рамки общего значения [6, с. 65].
       Например, в Румынии под  приватизацией  подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятий. В Венгрии  приватизация  отражает полный либо частичный переход имущества государственных предприятий в собственность хозяйственных обществ, включая частное иностранное владение. В Польше считается, что  приватизация  означает преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, смешанную и другие формы собственности.
       Наряду  с этим,  приватизация  иногда трактуется более широко. В частности, в США, согласно официальным документам правительства,  приватизация  рассматривается как долгосрочная стратегия расширения частного сектора за счет сокращения общественного. При этом Америка ориентируется на привлечение наемных работников к участию во владении и управлении собственностью. В Японии термин «приватизация» одновременно с продажей государственной собственности частным лицам, организациям предполагает также снятие ограничений, касающихся функционирования государственных предприятий.
     Непосредственными целями приватизации являются:
     1) сокращение задолженности государственного  сектора;
     2) развитие рынка;
     3) стимулирование предпринимательства;
     4) формирование слоя мелких и  средних собственников;
     5) расширение индивидуальных свобод;
     6) развитие народного капитализма;
     7) ослабление профсоюзов.
     Разгосударствление  и приватизация могут осуществляться на основе:
     1) бесплатной передачи собственности;
     2) выкупа предприятий на льготных  условиях;
     3) продажи акций;
     4) сдачи предприятий в аренду;
     5) продажа мелких предприятий с  аукциона по конкурсу и без  него.
     Формы приватизации в развитых странах:
     1) продажа предприятий непосредственно  в частные руки;
     2) выкуп акций государственных  предприятий менеджерами;
     3) продажа акций работникам предприятий;
     4) распространения акций предприятия  среди населения;
     5) сдача государственных предприятий  в аренду;
     6) заключение контракта на управление  предприятием. 

       Либерализация рынков предполагает открытие широких  возможностей для их освоения  различными  хозяйственными  субъектами.  Это   путь   формирования конкурентных структур в тех секторах экономики  и на тех рынках, для  которых  характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного  рода запретов и устранении барьеров,  препятствующих  доступу  на  тот  или  иной рынок  новых  конкурентов;  о  диверсификации  производства  и   продаж,   в результате чего растет  число  многопрофильных  фирм,  чья  продукция  может  поступать на самые разные рынки. Государство  поощряет  также  малый  бизнес (через   налоговые   льготы),   снимает   ограничения   для    проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации  экономики. Все  это делает   рынки   более    свободными.    Либерализация    рынков    означает разгосударствление без изменения государственной собственности.
       Процесс приватизации характеризуется деидеологизацией, когда все более  редкой  становится  ситуация,  при  которой  демократические   партии выступают  за  расширение  государственного  сектора,  а   их   политические противники –  за частный.
       Основными способами приватизации являются:
    либерализация рынков;
    коммерциализация;
    стимулирование создания и расширение сферы  деятельности  смешанных предприятий (государственно-частных);
    денационализация [6, с. 33].
Таблица. Отраслевая структура АО, проданных на купонных аукционах в Казахстане.
    ОТРАСЛЬ Доля  от общего числа АО
    Газовая промышленность 1%
    Геология 4%
    Научно-исследовательские  Институты 3%
    Ремонтные предприятия 12%
    Легкая  и местная промышленность 13%
    Металлургия 1%
    Нефтяная  промышленность 1%
    Машиностроение 3%
    Оптовая торговля 17%
    Агропромышленный  сектор 14%
    Строительство 15%
    Транспорт и телекоммуникации 14%
    Химическая  промышленность 2%
    Энергетика 1%
 
Подводя итоги, отметим, все  способы  приватизации   переплетаются,   выражаясь   в изменении  собственности  и   совершенствовании   хозяйственного   механизма рыночной экономики.

       1.2 Формы и особенности  приватизации в  сельскохозяйственном  производстве

 
       Агропромышленному производству свойственно противоречие, существенно ослабить которое призвана система управления и хозяйствования, построенная на принципах социально-ориентированной рыночной экономики.
       Сущность  противоречия заключается в следующем: с одной стороны, аграрному сектору  объективно присуща нестабильность основных условий и факторов производства (АПК - система, где биологические  ресурсы, включаясь человеком в  технологический процесс, являются его естественно-природным базисом), С другой - оно призвано стабильно  удовлетворять жизненные потребности  населения в продуктах питания. Если учесть рост нестабильности искусственных  факторов производства, сферы обмена и потребления за счет НТП, то налицо и обострение этого противоречия в современных условиях.
       Самоорганизация и адаптация выступают в сфере  агропромышленного производства как  основное условие успешной производственно-экономической  деятельности человека. При этом можно  говорить о потенциале самоорганизации, который характеризуется, во-первых, множеством возможных форм организации  труда и способов производственной -деятельности (технологий), во-вторых, динамичностью перехода - от одних форм к другим. Эффективная адаптация возможна только в условиях экономической свободы, когда хозяйствующий субъект может самостоятельно выбирать вид производственной деятельности, способ ее организации и использовать в собственных интересах полученный результат [7, с. 42].
       В агропромышленной сфере, как ни в  какой другой, необходимо создать  экономические и социальные условия  для самоорганизации и самоуправления хозяйствующих субъектов, то есть необходимо создать такие социально-экономические  отношения, которые обеспечат высокий  потенциал самоорганизации, а сознательно  регулируемая обществом внешняя  среда будет обусловливать отбор  таких форм хозяйственной жизни  в аграрной сфере, которые наиболее эффективны в данный момент в данных специфических условиях.
       Саморазвитие  многоукладной агропромышленной сферы  экономики должно обеспечиваться, с  одной стороны, на основе конкуренции  различных форм хозяйствования, а  с другой стороны, за счет развития горизонтальных оперативных связей, формирующихся на основе согласований и координации интересов самостоятельных  товаропроизводителей.
       Конкуренция и кооперация неразрывно связаны  друг с другом и составляют основу рыночной самоорганизации экономических  субъектов. Эффективная самоорганизация возможна только тогда, когда для всех форм хозяйствования обеспечиваются приблизительно одинаковые инфраструктурные условия.
       Реформирование  в сельском хозяйстве и в агропромышленном комплексе в целом направлено в конечном итоге на воссоздание  многочисленных собственников-хозяев, наиболее полную реализацию и соединение экономических интересов работников сельского хозяйства и других отраслей АПК, насыщение продовольственного рынка, решение социальных проблем  села, на повышение жизненного уровня населения. Наиболее популярными формами  приватизации государственной собственности  в развитых странах являются: продажа  предприятий непосредственно в  частные руки; выкуп акций государственных  предприятий менеджерами; продажа  акций работникам предприятия; распространение  акций предприятия среди населения. Кроме того, практикуется сдача государственных  предприятий в аренду и заключение контракта на управление предприятием [6, с. 21].
       В реформированных сельскохозяйственных предприятиях можно выделить, исходя из интересов, три социальные группы: работающие собственники, неработающие собственники - пенсионеры, не имеющие  собственности, пришедшие работать после раздела имущества на паи. Это требует объединения их интересов. Дело в том, что работающий собственник, кроме дивидендов, имеет интерес в соблюдении принципа равной оплаты за равный труд. В то же время он является членом коллектива внутрихозяйственного подразделения, который заинтересован в том, чтобы определенная доля произведенного им валового дохода (после вычета плановых или нормативных обязательств перед предприятием) стала его собственностью, использовалась только для нужд своего подразделения: работник является и совладельцем предприятия.
       Основными способами приватизации сельского  хозяйства являются:
    либерализация рынков;
    стимулирование создания и расширение сферы  деятельности  смешанных предприятий (государственно-частных) [6, с. 32].
       В реформированных предприятиях важным является снижение себестоимости производимой продукции. Трудность решения этой задачи требует использования современного менеджмента и прежде всего управления затратами.
       Вместе  с тем, необходимо осуществление  структурных изменений в аграрном секторе, включающих изменение производственных отношений на основе многообразия форм собственности; совершенствование  форм хозяйствования, реструктуризацию производства; развитие кооперативных  связей как в сфере производства, так и сфере сбыта продукции; поддержку интеграционных процессов, в первую очередь, между производителями сырья, переработчиками, торговлей и достижения на этой основе сбалансированности и взаимовыгодности производства.

1.3 Роль приватизации  в развитии сельского  хозяйства

 
       Годы  независимости РК - это период перманентных реформ. К несчастью, реформы толком не затронули аграрный сектор. Несмотря на то, что в Казахстане заложен  мощный сельскохозяйственный потенциал, находится он в затруднительном  положении [6, с. 42].
       Неблагоприятна  внутренняя обстановка, когда основными  законодателями цен стали отнюдь не столбовые крестьяне-производители, а перекупщики-посредники. Последние  и получают львиную долю выручки. Произошло это благодаря тому, что аграрный сектор находится в  хаотичном, неотрегулированном рынке, где местные власти слились с частным капиталом.
       Правительство, быстрыми темпами провело реформирование на селе и, в первую очередь, эти преобразования затронули совхозы. С одной стороны, центральные органы власти стремились провести разгосударствление для того, чтобы «выглядеть в лучшем свете» перед мировым сообществом в  виде иностранных инвесторов и, стремясь избавиться от тяжелого бремени дотирования  аграрного сектора, с другой - подобными  мерами они пытались сохранить за собой функции административного  управления агропромом посредством назначения руководителей хозяйств.
       Тем не менее, на поверку оказалось, что  осуществление реорганизации крупных  хозяйств и других структур - явление  более сложное. Так, в ходе разгосударствления при поспешном и необдуманном его проведении возникло резкое снижение технической оснащенности хозяйств и эффективность использования  основных технических фондов.
       Процесс приватизации изменил положение  государственный предприятий в  рыночной экономике. Это выразилось в упрощении взаимоотношений  предприятий с государственными органами власти, в менее жестком  контроле со стороны государства.
       По  мнению ученых, реформа должна была быть направлена на приспособление материально-технической  базы крупных хозяйств к потребностям создаваемых мелких крестьянских и фермерских структур, наделение землей, в первую очередь, тех, кто имеет возможность обрабатывать эту землю. К субъективным факторам противодействия аграрному реформированию, считают ученые НИИ экономики и организации АПК, следует отнести незаинтересованность в нем: административно-управленческого персонала хозяйств; колхозников и рабочих совхозов, которых устраивали условия труда и социальной защиты в общественном производстве; руководителей административно-территориальных делений.
       Реформирование  с самого начала проводилось административно-командными методами и было направлено на лишение  подавляющей массы людей средств производства и сосредоточения их у незначительной части. В результате приватизации «небольшая группа людей завладела огромным количеством реального богатства, в то время как подавляющая масса населения получила свидетельства на собственность, не представляющие никакой ценности на рынке» [6, с. 21].
       Положительная динамика имеет место с исключительно  низкого стартового уровня. По объему сельскохозяйственного производства страна отброшена на десятилетия  назад. Особенно велико отставание от развитых стран в эффективности  развития животноводства.
       Экономический рост вызван, прежде всего, факторами, связанными с высокими мировыми ценами на энергетические ресурсы. Положительная  динамика не закреплена глубокими структурными реформами, прежде всего, введением  в рыночный оборот сельскохозяйственных земель.
       Экономический рост носит очаговый и секторный  характер. Он имеет место в секторе  «новых операторов» на фоне продолжения  стагнации и ухудшения экономического состояния широкого массива «традиционных» форм хозяйствования. Рост объемов  продаж и прибыльности в растениеводстве  пока не сопровождается существенным улучшением экономического положения  в животноводстве. Более того, наблюдается  постепенное увеличение импорта  животноводческой продукции [6, с. 66].
       Обостряется проблема кадрового потенциала аграрного  сектора, вызванная оттоком квалифицированных  кадров во внешнюю и внутреннюю эмиграцию  и деквалификацией остающейся рабочей  силы [17, с. 67].
       Перераспределение земли и прав собственности в  аграрном секторе не было подкреплено  соответствующими макроэкономическими  преобразованиями и развитием рыночных институтов; более того, за годы реформы  общеэкономические условия ведения  сельского хозяйства существенно  ухудшились. Ослабление роли государства  нашло отражение в резко увеличившемся  диспаритете цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, сокращении аграрных статей в государственном бюджете, невыполнении обязательств властей и органов управления по закупкам сельскохозяйственной продукции.
 

           2 анализ приватизационных  процессов в   сельском хозяйстве  республики казахстан

       2.1 Анализ развития  сельского хозяйства  на современном  этапе

 
       Аграрный  сектор является одним из важнейших  составляющих экономики области. Северо-Казахстанская  область имеет значительные потенциальные  возможности по производству сельскохозяйственной продукции. Посевы сельскохозяйственных культур области в структуре  посевов республики традиционно  занимают более 19% (таблица 1). 

       Таблица 1- Посевная площадь основных сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств за 2008–2009 годы
(тысяч  гектаров)
    Показатели 2008г. 2009г. программа процент выпол.
    Вся посевная площадь 3626,7 3747,2 3736,4 111,0
    в том числе: зерновые и зернобобовые всего 3194,8 3335,4 3000,0 123,5
    в том числе пшеница яровая 2751,3 2854,3 2425,0 127,1
    ячмень 384,6 411,9 500,0 108,7
    овес 28,7 32,9 52,0 63,5
    технические культуры 114,2 110,0 287,0 39,7
    картофель 22,3 21,8 24,4 106,6
    овощи 4,1 3,9 5,0 94,0
    кормовые  культуры 291,3 276,1 420,0 70,8

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.