На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прямые иностранные инвестиции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

     ГЛАВА 1. Инвестиции: понятие, классификация, источники. Прямые зарубежные инвестиции
     1.1 Сущность инвестиций, их классификация и источники
     1.1.1 Определение и признаки инвестиций
     Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать". В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде [27, с. 13].
     В экономической литературе понятия  «сбережения» и «инвестиции» стоят обычно рядом: одно неизбежно предполагает другое. Так, по мнению Дж. Кейнса, сбережения и инвестиции «должны быть равны между собой, поскольку каждая из них равна превышению дохода над потреблением». Сбережения являются лишь необходимым звеном инвестиционного процесса. Инвестиции предполагают сбережения. Но не все сбережения становятся инвестициями. Например, если денежные средства не используются своим владельцем на потребление, то они являются сбережениями. Однако, оставаясь у своего владельца без движения, они не становятся инвестициями. Инвестициями становятся те сбережения, которые прямо или косвенно используются для расширения производства с целью извлечения дохода в будущем (иногда через несколько лет) [22, с. 17].
     Можно выделить следующие признаки инвестиций, являющиеся наиболее существенными [3, с.503]:
     - потенциальная способность инвестиций приносить доход;
     - процесс инвестирования, как правило, связан с преобразованием части накопленного капитала в альтернативные виды активов экономического субъекта (предприятия);
     - в процессе осуществления инвестиций используются разнообразные инвестиционные ресурсы, которые характеризуются спросом, предложением и ценой;
     - целенаправленный характер вложения капитала в какие-либо материальные и нематериальные объекты (инструменты);
     - наличие срока вложения (этот срок всегда индивидуален, и определять его заранее неправомерно);
     - вложения осуществляются лицами, называемыми инвесторами, которые преследуют свои индивидуальные цели, не всегда связанные с извлечением непосредственной экономической выгоды;
     - наличие риска вложения капитала, означающее, что достижение целей инвестирования носит вероятностный характер.
     Таким образом, под инвестициями понимается целенаправленное вложение на определенный срок капитала во всех его формах в различные объекты (инструменты) для достижения индивидуальных целей инвесторов.
     Инвестор  – это субъект инвестиционной деятельности, принимающий решения по инвестиционной деятельности и осуществляющий инвестиции.
     Существуют различные схемы классификации инвесторов, или субъектов инвестиционной деятельности. По организационной форме они подразделяются на следующие группы [26, с. 244]:
     - юридические лица, включая коммерческие и некоммерческие организации любых организационно-правовых форм, зарегистрированных как на территории страны, так и вне ее;
     - физические лица независимо от того, являются или не являются они резидентами;
     - объединения юридических лиц, включая различного рода холдинги, концерны, промышленно-финансовые группы и т. п.;
     - объединения юридических, физических лиц на основе договора о совместной деятельности;
     - государственные органы.

     1.1.2 Классификация форм и видов инвестиций

     Инвестиции  осуществляются в различных формах. С целью систематизации анализа и планирования инвестиций они могут быть сгруппированы по определенным классификационным признакам. Как видно из таблицы 1.1, классификация инвестиций определяется, таким образом, выбором критерия, положенного в ее основу.
Таблица 1.1 - Классификация форм инвестиций
     Классификационные признаки      Формы инвестиций
     По  объектам вложений
      Реальные инвестиции
      Финансовые инвестиции
     По  срокам вложений
    Краткосрочные инвестиции
    Среднесрочные инвестиции
    Долгосрочные инвестиции
     По  цели инвестирования
    Прямые инвестиции
    Портфельные инвестиции
     По  сфере вложений
    Производственные инвестиции
    Непроизводственные инвестиции
     По  формам собственности       на  инвестиционные ресурсы
    Частные инвестиции
    Государственные инвестиции
    Иностранные инвестиции
    Смешанные инвестиции
     По  регионам 
    Инвестиции внутри страны
    Инвестиции за рубежом
     По  рискам
    Агрессивные инвестиции
    Умеренные инвестиции
    Консервативные инвестиции
     Примечание  – Источник: [16, c.332-33].
     Базисным  типологическим признаком при классификации инвестиций выступает объект вложения средств.
     По  объектам вложения средств выделяют реальные и финансовые инвестиции.
     Реальные инвестиции выступают как совокупность вложений в реальные экономические активы: материальные ресурсы (элементы физического капитала, прочие материальные активы) и нематериальные активы (научно-техническая, интеллектуальная продукция и т.д.). Важнейшей составляющей реальных инвестиций являются инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, которые в экономической литературе называют также реальными инвестициями в узком смысле слова, или капиталообразующими инвестициями.
     Финансовые инвестиции включают вложения средств в различные финансовые активы — ценные бумаги, паи и долевые участия, банковские депозиты и т.п [16, c.33-34].
     По  цели инвестирования выделяют прямые и портфельные (непрямые) инвестиции.
     Прямые инвестиции выступают как вложения в уставные капиталы предприятий (фирм, компаний) с целью установления непосредственного контроля и управления объектом инвестирования. Они направлены на расширение сферы влияния, обеспечение будущих финансовых интересов, а не только на получение дохода.
     Портфельные (непрямые) инвестиции представляют собой средства, вложенные в экономические активы с целью извлечения дохода (в форме прироста рыночной стоимости инвестиционных объектов, дивидендов, процентов, других денежных выплат) и диверсификации рисков. Как правило, портфельные инвестиции являются вложениями в приобретение принадлежащих различным эмитентам ценных бумаг, других активов [22, с.392].
     Формы инвестиционной деятельности могут  быть также классифицированы по срокам, формам собственности на инвестиционные ресурсы, регионам, отраслям, рискам и другим признакам.
     По срокам вложений выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции.
     Под краткосрочными инвестициями понимаются обычно вложения средств на период до одного года. Данные инвестиции носят, как правило, спекулятивный характер. Среднесрочные инвестиции представляют собой вложения средств на срок от одного года до трех лет, долгосрочные инвестиции — на срок свыше трех лет [4, с.39].
     По формам собственности на инвестиционные ресурсы выделяют частные, государственные, иностранные и совместные (смешанные) инвестиции. Под частными (негосударственными) инвестициями понимают вложения средств частных инвесторов: граждан и предприятий негосударственной формы собственности. Государственные инвестиции — это вложения, осуществляемые государственными органами власти и управления, а также предприятиями государственной формы собственности. К иностранным инвестициям относят вложения средств иностранных граждан, фирм, организаций, государств. Под совместными (смешанными) инвестициями понимают вложения, осуществляемые отечественными и зарубежными экономическими субъектами [41, c. 30-31].
     По региональному признаку различают инвестиции внутри страны и за рубежом. Внутренние (национальные) инвестиции включают вложения средств в объекты инвестирования внутри данной страны. Инвестиции за рубежом (зарубежные инвестиции) понимаются как вложения средств в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны [43, с. 158].
     По отраслевому признаку выделяют инвестиции в различные отрасли экономики: промышленность (топливная, энергетическая, химическая, нефтехимическая, пищевая, легкая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка и др.), сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание и пр [24, с. 38].
     По рискам различают агрессивные, умеренные и консервативные инвестиции. Данная классификация тесно связана с выделением соответствующих типов инвесторов.
     Агрессивные инвестиции характеризуются высокой степенью риска. Они характеризуются высокой прибыльностью и низкой ликвидностью. Умеренные инвестиции отличаются средней (умеренной) степенью риска при достаточной прибыльности и ликвидности вложений. Консервативные инвестиции представляют собой вложения пониженного риска, характеризующиеся надежностью и ликвидностью [43,с.164].
     Важность  задач выяснения роли инвестиций в воспроизводственном процессе обусловливает необходимость введения такого классификационного критерия, как сфера вложений, в соответствии с которым можно выделить производственные и непроизводственные инвестиции. Определяющее значение для экономической системы имеют производственные инвестиции, обеспечивающие воспроизводство и прирост индивидуального и общественного капитала [34, с. 57].
     В экономической литературе имеются  и другие классификации инвестиций, отражающие, как правило, детализацию их основных форм. В частности, инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, подразделяют на следующие виды [41, c.57-58]:
    оборонительные инвестиции, направленные на снижение риска по приобретению сырья, комплектующих изделий, на удержание уровня цен, на защиту от конкурентов и т.д.;
    наступательные инвестиции, обусловленные поиском новых технологий и разработок, с целью поддержания высокого научно-технического уровня производимой продукции;
    социальные инвестиции, целью которых является улучшение условий труда персонала;
    обязательные инвестиции, необходимость в которых связана с удовлетворением государственных требований в части экологических стандартов, безопасности продукции, иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента;
    представительские инвестиции, направленные на поддержание престижа предприятия.
     В зависимости от направленности действий выделяют [13, с. 46]:
    начальные инвестиции (нетто-инвестиции), осуществляемые при приобретении или основании предприятия;
    экстенсивные инвестиции, направленные на расширение производственного потенциала;
    реинвестиции, под которыми понимают вложение высвободившихся инвестиционных средств в покупку или изготовление новых средств производства;
    брутто-инвестиции, включающие нетто-инвестиции и реинвестиции.
     В экономическом анализе применяется и иная группировка инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений [41, c.58-59].:
    инвестиции, направляемые на замену оборудования, изношенного физически и/или морально;
    инвестиции на модернизацию оборудования. Их целью является, прежде всего, сокращение издержек производства или улучшение качества выпускаемой продукции;
    инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является увеличение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств при расширении спроса на продукцию или переход на выпуск новых видов продукции;
    инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры продукции, производством новых видов продукции, организацией новых рынков сбыта;
    стратегические инвестиции, направленные на внедрение достижений научно-технического прогресса, повышение степени конкурентоспособности продукции, снижение хозяйственных рисков. Посредством стратегических инвестиций реализуются структурные изменения в экономике, развиваются ключевые импортозамещающие производства или конкурентоспособные экспортно-ориентированные отрасли.
     Наименее рисковыми из этих видов инвестиций считаются инвестиции в замену и модернизацию оборудования. Повышенной степенью риска характеризуются инвестиции в расширение производства и стратегические инвестиции (рисунок 1.1).
Инвестиции на замену оборудования инвестиции на модернизацию оборудования инвестиции  в расширение производства инвестиции  на диверсификацию производства стратегические инвестиции
Низкий уровень риска      Высокий уровень риска
     
Рисунок 1.1 - Зависимость  между видами инвестиций и уровнем  риска
Примечание –  Источник: [16, с.32].
     Зависимость между видами инвестиций и уровнем  риска обусловлена опасностью изменения реакции рынка на результаты деятельности фирмы после осуществления того или иного вида инвестиций. Очевидно, что риск негативных последствий инвестирования будет ниже при продолжении выпуска уже апробированных рынком товаров и выше при организации нового производства [16, c.34-35].
     1.1.3 Источники инвестиций
     По  происхождению инвестиции классифицируются на национальные и иностранные. С макроэкономической точки зрения национальные инвестиции, осуществляемые национальными инвесторами, могут быть рассмотрены как внутренние по отношению к национальной экономике. Внутренние инвестиции образуются за счет собственных средств организаций, привлечения сбережений населения страны, бюджетных ассигнований, а также государственных и коммерческих долгосрочных кредитов и займов.
     Таким образом, национальные (внутренние) инвестиции – это мобилизация денежных ресурсов государства, юридических и физических лиц, их сбережений внутри страны в основном за счет отсрочки удовлетворения их текущих потребностей [26, с. 245].
     Чаще  всего сберегатели (вкладчики) и  инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Например, когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк).
     Иногда  вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям [17, с. 64].
     Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается иная ситуация. Если некая белорусская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства, как в белорусском, так и в зарубежном банке.
     Таким образом, можно сделать вывод, что  существуют следующие внутренние источники инвестиций [31, с. 81]:
    Прибыль как источник инвестиций. Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Правительством же принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. В Республике Беларусь с 1 января 1993 года действует решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции. Это служит хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности.
    Амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров.
    Бюджетное финансирование. Дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа республиканских программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание республиканской инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем.
    Банковский кредит. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение социальных программ под гарантии правительства, однако долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции.
    Средства населения. Привлечение средств населения в инвестиционную сферу происходит путём продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций - инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.
     Основным  фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая  нестабильность. Тем не менее, недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной.
     Иностранные (или внешние) инвестиции – это ресурсы, получаемые на согласованных, договорных условиях от международных организаций, других государств, крупных транснациональных и иностранных корпораций или банков, а также частных лиц [26, с. 245].
     Иностранные инвестиции могут осуществляться в  следующих формах [14, с. 92]:
      создание совместных предприятий - фирм с долевым участием в их уставных фондах иностранного капитала;
      создание на национальных территориях предприятий, активы которых полностью принадлежат иностранным инвесторам, а также открытие филиалов и представительств иностранных предприятий;
      приобретение иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, акций, облигаций и иных ценных бумаг;
      предоставление государству и национальным компаниям займов, кредитов, имущественных прав и собственно имущества.
     Иностранный капитал может привлекаться и в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор.
      Однако  вопрос о привлечении иностранных  инвестиций целесообразно ставить лишь тогда, когда полностью использованы внутренние источники инвестирования при решении задач социально-экономического развития или когда их решение за счет только внутренних источников невозможно.
     1.2 Прямые иностранные  инвестиции (ПИИ)
      1.2.1 Понятие, источники поступления и регулирование ПИИ
      Как уже отмечалось, иностранные инвестиции могут быть реальными (прямыми) и портфельными.
      Существенная  часть международной миграции капитала приходится на прямые зарубежные инвестиции. В соответствии с методикой статистики платежного баланса Международного валютного фонда (МВФ) прямые зарубежные инвестиции  (ПИИ) — это вид международной инвестиционной деятельности, заключающийся в приобретении резидентом одной страны (прямым инвестором) устойчивого влияния на деятельность предприятия, являющегося резидентом другой страны (предприятия прямого инвестирования) [28, с.125].
      Инвестиции  могут считаться прямыми, если иностранный  инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.
      Значимость  прямых иностранных инвестиций значительно  выше портфельных, так как при портфельных инвестициях инвестор, как правило, не заинтересован в руководстве компанией и рассчитывает лишь на получения дохода в виде будущих дивидендов или за счет роста биржевого курса принадлежащих ему ценных бумаг. Прямое же инвестирование подразумевает стремление инвестора взять в свои руки руководство предприятием, развить и модернизировать его [26, с.245].
     Прямые  инвестиции подразумевают установление долгосрочных отношений между прямым инвестором и предприятием, являющимся объектом прямых инвестиций, а также довольно существенную роль инвестора в управлении этим предприятием. Пропорция, которая определяет существенность этой роли, различается по странам. В целях обеспечения сопоставимости статистического учета прямых инвестиций в Системе национальных счетов, в статистике платежного баланса МВФ и других международных организаций прямым зарубежным инвестированием признается всякое вложение капитала (путем кредитования или приобретения акций), если инвестор располагает или получает не менее 10% простых акций или голосов (для корпоративного предприятия) или соответствующий эквивалент собственности (для некорпоративного предприятия).
     В состав прямых иностранных инвестиций включаются следующие источники поступления [15, с. 162]:
     1. Вложения компаниями нерезидентами;
     2. Реинвестирование прибыли – доля  прямого инвестора в доходах  предприятия, которые не распространяются в качестве дивидендов, а направляются на дальнейшее развитие предприятия;
     3. Внутри корпоративные переводы  капитала в форме кредитов и займов между прямыми инвесторами и дочерними предприятиями.
     В настоящее время выделяют следующие  виды предприятий, уставный капитал которых формируется благодаря привлечению ПИИ:
     1. Дочерние компании – это предприятия,  где прямой инвестор – нерезидент владеет более 50% от уставного капитала;
     2. Ассоциируемые компании – это  предприятия, в которых прямой  иностранный инвестор – нерезидент владеет менее 50 % от уставного капитала;
     3. Филиалы – это фирмы, которые  полностью принадлежат иностранному  инвестору.
     Важно подчеркнуть, что прямое инвестирование не всегда связано с непосредственным движением капитала из страны в страну, по крайней мере первоначально. Часто родительская компания средства, необходимые для вложения физического капитала, получает в самой принимающей стране в виде кредита, а свой вклад в предприятие ограничивает так называемыми нематериальными активами — торговой маркой, производственным и управленческим опытом и т.д. Когда предприятие становится прибыльным, оно начинает развиваться за счет реинвестирования прибылей.
     С увеличением в последние десятилетия  масштабов прямого зарубежного  инвестирования связано возникновение  и быстрое развитие международных  корпораций - крупных компаний, осуществляющих инвестиции и имеющих филиалы и дочерние компании во многих странах мира. Международные корпорации бывают двух основных видов - транснациональные корпорации (ТНК), в которых головная компания принадлежит капиталу одной страны, и многонациональные корпорации (МНК), в которых головная компания принадлежит капиталу двух и более стран. Большая часть современных международных корпораций имеет форму ТНК .
     ТНК играют исключительно важную роль в  мировом хозяйстве. Накопленный во всем мире объем прямых зарубежных инвестиций составляет более 2,7 триллионов долларов, а стоимость продукции зарубежных филиалов ТНК — более 6% мирового ВВП. На внутрикорпорационные поставки ТНК приходится около трети всей мировой торговли [28, c.145].
     Единого теоретического объяснения феномена ТНК  пока не существует. Стремление крупных компаний вкладывать капитал за границу, создавая филиалы и дочерние предприятия, может быть объяснено целым рядом причин. Важной особенностью прямого инвестирования, в отличие от портфельного, является то, что наряду с доходами на вложенный капитал, прямые инвесторы могут получать дополнительные экономические выгоды, вытекающие из факта владения решающим голосом в управлении предприятием. Например, прямой инвестор может в результате такого вложения капитала получить доступ к ресурсам или рынкам, которые в противном случае были бы ему недоступны. В этом случае зарубежное инвестирование становится важным инструментом конкурентной борьбы, когда ТНК, являясь монополистами на внутреннем рынке страны базирования, стремятся усилить свое монопольное положение путем захвата новых рынков и приобретения контроля над предприятиями в зарубежных странах. Кроме того, вложив капитал в недостаточно прибыльное предприятие, прямой инвестор может повысить его рентабельность и стоимость благодаря своим административным способностям, управленческому опыту или компетентности в других областях. Наконец нестабильность рынка побуждает ТНК в целях минимизации риска диверсифицировать свои активы, в том числе географически [12, с.61].
     Одна  из важных проблем, порождаемых ТНК, — трансфертные цены. Поскольку ТНК размещает разные стадии единого технологического процесса в разных странах, между ее зарубежными филиалами и головной компанией происходит интенсивный товарообмен. Однако цены внутрикорпорационной торговли (трансфертные цены), как правило, существенно отличаются от рыночных цен. Манипулируя уровнем трансфертных цен, ТНК стремятся уходить от налогообложения, минимизировать таможенные пошлины, нелегально переводить прибыли за границу и т.д., что подрывает эффективность экономической политики государства. Кроме того, поскольку на внутрикорпорационную торговлю приходится значительная часть всей мировой торговли, трансфертные цены искажают реальные данные о ее структуре и динамике [39, с. 216].
     Международные корпорации своей деятельностью оказывают сильное воздействие на экономику как страны базирования, так и принимающих стран. Стандартный анализ воздействия прямых зарубежных инвестиций на благосостояние дает те же результаты, что и анализ международного кредитования: чистый выигрыш получает и страна базирования (за счет более эффективного использования имеющегося капитала), и принимающая страна (за счет притока нового капитала).
     Однако, несмотря на это, основной недостаток ТНК в странах базирования заключаются в экспорте рабочих мест, что ведет к сокращению занятости, и в уклонении с помощью зарубежных филиалов от уплаты налогов, что наносит ущерб государственному бюджету. В принимающих странах кроме сопротивления со стороны местных производителей, которые не в состоянии успешно конкурировать с ТНК, особые опасение вызывают сами масштабы деятельности ТНК. Обладая колоссальными производственными и финансовыми ресурсами, международные корпорации в состоянии захватить ключевые позиции в экономике, ставя под угрозу экономическую безопасность принимающих стран, и даже оказывать на них политическое давление.
     Однако  в целом, если в странах базирования  ТНК все чаще ставится вопрос о необходимости налогообложения оттока прямых инвестиций, то в принимающих странах (особенно развивающихся и странах с переходной экономикой) чаше проводится политика создания дополнительных стимулов для привлечения прямых зарубежных инвестиций.
     В рамках данного вопроса можно  также рассмотреть причины миграции прямых иностранных инвестиций (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Причины миграции прямых иностранных инвестиций
     Причины импорта ПИИ       Причины экспорта ПИИ 
     Технологические расходы. Чем больше расходы на НИОКР в объеме продаж корпораций, тем больше объем экспорта ПИИ      Технологические расходы. Чем больше расходы на НИОКР в объеме продаж корпораций, тем больше объем экспорта ПИИ
     Преимущество  в квалификации рабочей силы, которая измеряется средним уровнем оплаты труда работника      Преимущество  в квалификации рабочей силы, которая измеряется средним уровнем оплаты труда работника
     Преимущество  в рекламе, которое отражается в накопленном опыте международного маркетинга      Преимущество  в рекламе, которое отражается в накопленном опыте международного маркетинга
     Экономия  на масштабе. Чем больше размер корпорации на внутреннем рынке, тем больше объем ПИИ.      Экономия  на масштабе. Чем больше размер корпорации на внутреннем рынке, тем больше объем ПИИ.
     Степень концентрации производства. Чем он выше, тем меньше объем импорта ПИИ       
     Количество  национальных филиалов. Чем их больше, тем больше объем ПИИ       
     Издержки  производства меньше, растет объем импорта ПИИ       
Примечание – Источник: [36].
     Если  рассматривать правовой аспект, то прямые иностранные инвестиции регулируются как на национальном, так и на международном уровнях. Основной формой регулирования ПИИ на международном уровне выступают международные инвестиционные соглашения (МИС). В них согласуются и закрепляются меры по регулированию ПИИ между соответствующими странами. Такие соглашения могут иметь двусторонний и многосторонний характер. При этом они бывают региональными и межрегиональными [5, c.376].
     Участниками МИС выступают национальные правительства  и иногда - межправительственные экономические  организации, например Всемирная торговая организация (ВТО), Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Международная организация труда (МОТ) и др.
     Наибольшее  практическое значение имеют двусторонние инвестиционные соглашения (bilateral investment treaties, BITs). Первые BITs были заключены в 1950-х гг., но с тех пор содержание таких соглашений принципиально не изменилось [35, с. 208].
     Основными элементами BITs выступают [35, с.210]:
    декларация сторон о принципах их взаимоотношений в инвестиционной сфере;
    общее определение ПИИ;
    формы двустороннего сотрудничества;
    этапы осуществления положений соглашения;
    механизмы защиты инвестиций.
     Ключевое  значение в соглашениях принадлежит  механизмам защиты инвестиций, к которым относят условия перевода средств, гарантии против некоммерческих рисков, порядок разрешения возможных разногласий.
     Однако, как правило, условия допуска  ПИИ в экономику определяются национальными законодательствами. Более того, положения, обеспечивающие юридическую защиту и гарантии иностранных инвесторов, распространяются только на инвестиции, которые были осуществлены в соответствии с национальным законодательством или были одобрены компетентными органами принимающей страны. В BITs редко уточняются меры по стимулированию ПИИ, а также государственному вмешательству. Хотя BITs нацелены главным образом на стимулирование ПИИ, в них иногда затрагиваются и портфельные инвестиции.
     Процесс заключения BITs в последние десятилетия  резко интенсифицировался. К концу 2000 г. количество этих соглашений составило почти 2000, причем 2/3 из них были заключены в 1990-е гг. Первоначально BITs заключались преимущественно между развитыми странами. Однако по мере улучшения в них инвестиционного климата, устранения барьеров на пути движения капиталов актуальность такого рода соглашений уменьшилась. В то же время резко усилился процесс заключения BITs, в которых стали принимать участие развивающиеся страны. С одной стороны, они заключают эти соглашения друг с другом, с другой - с развитыми странами. Для последних важны определенные гарантии, поскольку именно в развивающихся странах инвестиционный климат менее благоприятный. В то же время и сами развивающиеся страны стали смягчать политику в отношении ПИИ. Некоторые из этих стран превращаются в экспортеров капитала в наименее развитые страны [35, с.312].
      1.2.2 Прямые иностранные  инвестиции в мире и их значение
      Прямые  иностранные инвестиции - это форма международных экономических отношений, значение которых постоянно растет в финансовой сфере, особенно на протяжении последних четырех десятилетий, когда риск инвестирования за рубежом существенно снизился. В настоящее время ПИИ стали одним из основных факторов увеличения международной торговли и изменения направлений межстрановых потоков товаров и услуг.
      Объем продаж зарубежных филиалов транснациональных компаний (ТНК) многократно превышает мировой экспорт товаров и услуг. Так, в 1990 г. он был равен 6,026 трлн. долл. США, в то время как мировой экспорт товаров и услуг составлял 3,479 трлн. долл. США, в 2007 г. - 30,3 и 13,8 млн. долл. США соответственно [30]. При этом доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в привлеченных ПИИ значительно выросла. Только странами Юго-Восточной Европы и СНГ в 2008 г. было ввезено 6,7% мирового объема ПИИ, тогда как в среднем в 1995—2000 гг. ввозилось ежегодно около 1% мирового объема ПИИ [30]. Это объясняется тем, что движение прямых инвестиций между странами выгодно как прямым инвесторам, в роли которых в 90% случаев выступают транснациональные компании, так и странам-реципиентам ПИИ. Последние с помощью инструментов экономической политики активизируют притоки ПИИ для обеспечения экономического роста прежде всего через модернизацию производства и изменение структуры специализации страны в международной торговле товарами и услугами [3].
      Однако  приток ПИИ не означает, безусловно, положительного влияния на экономический рост страны. Более того, экономическая наука показывает, что направление и степень влияния ПИИ на развитие экономики страны-реципиента зависит от их структуры и характера. Например, филиалы ТНК в полной собственности материнской компании в большей степени склонны использовать новые технологии, чем совместные предприятия. В свою очередь, качество ПИИ зависит от многочисленных факторов как внутренних (инвестиционный климат), так и внешних по отношению к стране - реципиенту ПИИ [36].
     В таблице 1.3 представлены возможные последствия от поступления в страну прямых иностранных инвестиций.
Таблица 1.3 - Возможные последствия от поступления в стану прямых иностранных инвестиций
     Положительные последствия       Отрицательные последствия
     Рост  выпуска      Рост  зарплат
     Рост  занятости
     Рост  экспорта
 Отрицательный эффект на условия торговли  Рост  безработицы
 Если  ПИИ направлены в капитало-интенсивные  отрасли, то в итоге это может  привести к падению занятости на фоне роста общего выпуска
 Недостаточное внимание к развитию навыков управления у местного населения
     ТНК могут резервировать  некоторые важные управленческие позиции  для представителей стран, инвестирующих капитал
     В предположении, что часть товара, выпускаемого с использованием иностранного капитала экспортируется:      Рост  налоговых поступлений
     Реализация  экономии от масштаба
     Увеличение  импорта технических и управленческих знаний в страну
 
Примечание – Источник: [36].
      Так, большая активность привлечения  ПИИ странами-конкурентами представляет собой упущенные возможности для страны-реципиента. Или если в стране развита конкуренция, то это стимулирует использование новых технологий в производстве и управлении на предприятиях с ПИИ. Таким образом, степень и условия использования ПИИ как внешнего источника развития экономики требуют постоянного анализа с целью определения направлений корректировки компонентов политики привлечения иностранных инвестиций.
     Следовательно, прямые иностранные инвестиции служат источником капиталовложений в производство продукции и услуг, разработку технологии, передовых методов управления; создают условия для интеграции экономики в мировое хозяйство благодаря производственной и научно-технической кооперации; не ложатся бременем на внешний долг государства; способствуют расширению экспортного потенциала страны. Вместе с тем, для ПИИ характерны стремление обеспечить максимальный контроль над предприятием, иногда даже ценой его уничтожения; использование услуг собственных оценщиков на этапе подготовки проектов; существует опасность закрытия предприятий в рамках программы сокращения затрат ТНК, разрушения наработанных хозяйственных связей, подрыва или торможения региональных программ НИОКР, ориентация стратегического инвестора на использование дешевых региональных ресурсов, а не на развитие современного высокотехнологичного производства.
      Таким образом, прямое иностранное инвестирование позволяет не только обеспечить экономический  рост страны-реципиента, но и создать  необходимые предпосылки экспорта в нее техники и технологий, ускорения научно-технического прогресса и общего технологического  развития.
     Мировой экономический и финансовый кризис оказал негативное воздействие на объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ), поскольку он существенно замедлил темпы экономического роста у большинства стран, что выразилось в уменьшении прироста мирового ВВП при снижении потребления и приостановлении инвестирования свободных финансовых ресурсов. Среди кризисных явлений, влияющих на объем ПИИ, можно выделить [1, c.7-8]:
    снижение возможностей компаний по финансированию проектов из-за уменьшения доступности финансовых ресурсов, в том числе:
      - внутренние  факторы – уменьшение прибыли  корпораций;
      - внешние  факторы – ограниченный доступ  к внешним финансовым ресурсам, дефицит кредитных ресурсов и ужесточение условий их предоставления, государственное ограничение проведения спекулятивных операций, а также разрушенную индустрию инвестиционных банков, необходимость создания новых форм организации инвестиционного бизнеса;
    повышение неопределенности в отношении экономических перспектив, что снижает заинтересованность компаний в инвестировании.
     Однако  следует отметить, что в долгосрочной перспективе продолжают действовать  факторы, способствующие росту объема ПИИ. Так, удешевление активов предоставляет компаниям лучшие возможности по интернационализации свей деятельности, а концентрация финансовых ресурсов в развивающихся странах и повышение привлекательности новых технологий в перспективе способствуют новому подъему потоков ПИИ [44, с.18].
     Как показывает международный опыт, страны, преуспевшие в привлечении ПИИ, проводили политику, направленную на создание для инвесторов благоприятных условий, что включало в себя не только предоставление льгот, но и минимизацию политических и макроэкономических рисков.
      ГЛАВА 2. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь и препятствия на пути привлечения зарубежных инвестиций в экономику Республики Беларусь
      2.1 Инвестиционный климат Республики Беларусь и проблемы 
привлечения иностранного капитала в экономику Республики Беларусь

      2.1.1 Государственная инвестиционная политика Республики Беларусь
     Прямые  зарубежные инвестиции - это больше, чем простое финансирование капиталовложений в экономику. Они представляют собой способ повышения производительности и технического уровня белорусских предприятий. Размещая свой капитал в Беларуси, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации - производства и прямой выход на мировой рынок.
     По  оценке Standard&Poor’s, среди позитивных факторов, влияющих на привлечение ПИИ в Беларусь, можно выделить высокие уровни благосостояния и развития (относительно стран, имеющих аналогичные рейтинги), низкие уровни внутренней и внешней задолженности как в государственном, так и в частном секторах экономики, большой объем основных производственных фондов и высокий образовательный уровень населения; среди негативных - непредсказуемость политических и институциональных основ, низкую внешнюю ликвидность, значительные условные обязательства. [23].
     Беларусь  сегодня является привлекательной  страной для потенциальных инвесторов. Среди преимуществ для инвесторов можно выделить [6, с. 356]:
    экономическая стабильность: в период мирового экономического кризиса белорусская экономика пострадала меньше по сравнению с некоторыми другими странами. Экономические эксперты предсказывают положительный рост экономики Беларуси.
    благоприятный инвестиционный климат: для развития бизнеса в Беларуси созданы 6 свободных экономических зон, Парк высоких технологий и действуют  специальные налоговые льготы для компаний, работающих в сельской местности или малых городах.
    прогрессивное экономическое законодательство, которое гарантирует защиту прав инвестора. Беларусь вошла в десятку стран – лидеров в реформировании законодательства согласно рейтингу Всемирного банка и была внесена в отчет об условиях ведения бизнеса Международной финансовой корпорации за 2009 год (Doing Business 2009).
    действие Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь
    стратегическое географическое положение: находясь на восточной границе Европы, Беларусь занимает стратегическое положение, через нее проходит основной торговый маршрут между Европой и СНГ.
    высококвалифицированная рабочая сила: почти 50% служащих и рабочих в Беларуси имеют высшее образование.
    промышленно развитая экономика: в настоящее время промышленность Беларуси обеспечивает около трети ВВП страны.
    достаточно хорошо развитая инфраструктура транспорта и коммуникаций.
     В настоящее время в стране насчитывается  более 4000 совместных и иностранных предприятий.
     Основными торговыми партнерами являются [10]:
      Россия
      Германия
      Польша
      США
      Литва
      Великобритания
      Кипр
      Латвия
     В Беларуси сегодня созданы благоприятные  условия для привлечения в  страну иностранных инвестиций. Во многом они обусловлены государственной инвестиционной политикой, в основу которой Правительство республики закладывает несколько основных принципов [10]:
    Многовекторность инвестиционного сотрудничества. Сегодня основные инвесторы в республике – это Россия, на долю которой приходится около четверти привлекаемых инвестиций от общего объема, и ряд европейских стран (Швейцария, Австрия, Германия, Нидерланды). Однако большой интерес для нас представляют также инвестиции из ближне-восточного и азиатского регионов, в том числе сотрудничество с Китаем, Ливаном, Ираном, Сирией, Саудовской Аравией, Израилем, с которыми в настоящее время активизируются инвестиционные связи.
    Обеспечение производственной и инновационной направленности привлекаемых инвестиций связанной со структурной перестройкой и модернизацией реального сектора экономики, обеспечением конкурентных преимуществ республики. Приветствуются капиталообразующие инвестиции в виде создания совместных производств, реинвестирования прибылей, поставок оборудования в рамках кредитных линий. Инновационную направленность инвестиций призвана обеспечить реализация проекта по созданию Парка высоких технологий. В настоящее время государством взят курс на развитие перспективных, с точки зрения мировой науки, направлений исследований: информационные технологии, биотехнологии, оптико-электронные технологии и приборы, микроэлектроника, лазерные и плазменные технологии, приборостроение, машиностроение, лекарственные препараты.
    Установление равных условий деятельности для иностранных и национальных инвесторов. Акценты в инвестиционной политике постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих привлекательность инвестиционной среды, что обеспечит стабильные и предсказуемые правила игры всех инвесторов.
     В то же время белорусское Правительство  обеспечивает разработку и осуществление комплекса мер, направленных на создание еще более благоприятных условий для зарубежных инвесторов. В стране проведена значительная работа по совершенствованию инвестиционного законодательства. Внесены изменения и дополнения в Инвестиционный кодекс, которые расширяют правовое поле деятельности для иностранных инвесторов. В частности, сняты ограничения на организационно-правовые формы, в которых могут создаваться коммерческие организации с иностранными инвестициями, предусмотрена возможность осуществления инвестиций в Республике Беларусь иностранными организациями, не имеющими статуса юридического лица в стране происхождения, расширены виды инвестиционной деятельности за счет включения в них подписки на дополнительную эмиссию акций [41, c.48-49].
     Для повышения инвестиционной привлекательности  во всех областных центрах и столице Беларуси на срок от 30 до 50 лет Указами Президента страны созданы шесть свободных экономических зон, которые представляют собой территории со специальными налоговыми, таможенными и регистрационными режимами и дают дополнительные льготы инвесторам. На настоящий момент в СЭЗ зарегистрировано уже 280 организаций [41, c.52-53]..
     Для оказания информационно-организационного содействия зарубежным инвесторам создано Национальное инвестиционное агентство. Вместе с поиском и привлечением долгосрочных инвестиций в экономику страны, в числе основные задач этой структуры, координация работы по внедрению в практику новых для нас схем финансирования инвестиционных проектов (проектное, структурированное, страховое финансирование и др.), реализация проектов «под ключ» и др.
     Особую  роль в сфере инвестиционной деятельности играет Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве. В него входят как руководители госорганов, так и иностранные инвесторы, представители международных организаций, рекомендации которых учитываются Правительством при регулировании инвестиционной политики государства [38, с.67].
     Наряду  со столь привлекательной инвестиционной политикой, нужно отметить и созданные в стране благоприятные макроэкономические условия; устойчивый экономический рост, который обеспечивается с 1996 года в среднем на 8,6% в год; снижение уровня инфляции, увеличение банковских вкладов населения и предприятий. Более стабильной, унифицированной и прозрачной стала система налогообложения. Для еще более качественных перемен в экономической жизни страны и создания самого оптимального инвестиционного климата в условиях существующей на мировом рынке жесткой конкуренции за привлечение иностранных инвестиций предстоит сделать еще очень много. Вместе с тем, практика показывает, что в Беларуси у инвесторов есть все возможности для эффективного и прибыльного бизнеса.
      2.1.2 Правовой режим иностранных инвестиций и проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь
     Основным  нормативным актом, регулирующим инвестиционную деятельность в Республике Беларусь, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, который определяет общие правовые условия инвестиционной деятельности в стране, защищает права субъектов инвестиционной деятельности не зависимо от форм собственности, объективно способствуя эффективному функционированию народного хозяйства. Республика Беларусь – единственная страна среди стран СНГ, принявшая в 2001 г. этот основополагающий документ, регулирующий национальные и иностранные инвестиции.
     Инвестиционный  кодекс Республики Беларусь защищает права собственности отечественных и иностранных инвесторов, обеспечивает благоприятные условия их деятельности. Кодексом установлены права инвесторов на получение государственной поддержки при реализации проектов, имеющих значение для государства, предусмотрены льготы при выделении кредитных ресурсов под гарантии правительства.
     Важная  роль в создании благоприятного инвестиционного  климата в Республике Беларусь принадлежит Консультативному Совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке.
     По  мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ. В будущем Беларусь планирует войти в тридцатку международного рейтинга по инвестиционной привлекательности.
     Правовой  режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь представляет собой условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц [41, c.38].
     В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при  реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право на государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Кроме того, при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в котором устанавливаются дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора.
     Наряду  с поддержкой, иностранные инвесторы  получают в нашей стране целый ряд гарантий государства. Им гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов [41, c.37].
     В соответствии с белорусским законодательством инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.
     Немаловажным  является и тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков [5, c. 374].
     Инвестиционным кодексом также закрепляется право инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки.
     Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в том числе с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой.
     Республика  Беларусь является также участницей многосторонних договоров. В республике действуют с 1992 года Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18 марта 1965 года, а также Конвенция об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11 октября 1985 года.
     В целях создания благоприятной среды для инвестиционной деятельности и свободного движения капиталов на территории государств-участников Единого Экономического Пространства в настоящее время подготовлен проект Соглашения об инвестиционной деятельности и свободном движении капитала на территории стран-участниц ЕЭП.
     В рамках государств-участниц ЕврАзЭС  подписан проект Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества. Таким образом, белорусское законодательство в достаточной мере гарантирует безопасность вложений иностранных инвесторов в национальную экономику.
     Существенный  всплеск инвестиционной активности вызвал Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь", т.к. с момента вступления его в силу  уже зарегистрировано 255 инвестиционных договоров на сумму около $11 млрд. Принятие этого декрета сегодня создает возможность при подписании договоров с инвесторами четко определить взаимоотношения друг с другом, сколько будет инвестиций вложено в проект, какие условия при этом будут выдвигаться и какие судебные споры или рассмотрения возможны при невыполнении данных условий [29].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.