На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности буддийского вероучения и культуры. Философские основы буддизма.

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.4.2014. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………..…..…...3
    Буддизм как мировая религия..………………………………………………………………….…….3
    Особенности буддийского вероучения и культуры. Философские основы буддизма.………………………………………………………….………....…6
Заключение…………………………………………………………………………………………….…..……18
Список использованных источников и литературы…………………………..……….…..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Буддизм является древнейшей мировой религией (возник в 1 тысячелетии до н. э.). Пережив  расцвет в Индии, он закрепился в  сознании народов Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего востока (около 700 млн. верующих). Географическое расположение Индии, родины буддизма, во многом предопределило ход развития своеобразной культуры этого региона. Как отмечал один из исследователей буддизма С. Ф. Ольденбург, Индия «окружена с трех сторон морем, а с четвертой — труднопроходимыми высокими горами, что как бы предопределило ее значительную обособленность от других стран на долгое время, пока улучшение средств и путей сообщения не покончило в значительной мере с этой обособленностью. Но к тому времени основные черты народного характера и основы его культуры уже сложились настолько прочно, дали уже нечто настолько самостоятельное и своеобразное, что иноземные влияния на Индию сказались на внешностях, не проникая в глубину народной души» (Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М., 1991. С.22).
    Буддизм как мировая религия.
       Основой своеобразия культуры Индии были деревня, каста, брахманство, санскритский язык и литературные памятники на древнеиндийских диалектах. Исключительное социальное значение деревенских общин Индии позволило индийскому народу сохранить и развить индивидуальность своей культуры и отстоять ее под натиском времен. Можно сказать, что там, где ничто не вечно, эти общины как будто вечны. Индийцы, афганцы, монголы, маратты, англичане — все по очереди становятся господами Индии, а деревенские общины почти не изменяются. Во времена волнений они вооружаются и укрепляются, враждебное войско проходит мимо, деревни собирают скот, загоняют его внутрь своих ограждений и пропускают неприятеля, не трогая его. Если враг приступает к грабежам, жители деревни разбегаются по дружественным деревням. Когда военная буря минует, все возвращаются на прежнее место и принимаются за привычные занятия. Даже когда в течение ряда лет страна подвергалась разорению, так что деревни пустели, крестьяне, как только обстановка становилась безопасной, возвращались на старое место. Случалось, что даже целое поколение проживало в изгнании, но следующее поколение непременно возвращалось в места предков. Единение деревень Индии, из которых каждая представляет собою как бы особое маленькое государство, больше чем что-либо другое, способствовало сохранению индийского народа в периоды бурных волнений и коренных перемен, которые он пережил. Оно в значительной мере способствовало тому, чтобы сделать жизнь его счастливой, добиться свободы и независимости.
     Важно отметить, что индийская деревня, которая столь поразительно живуча, не просто земледельческая единица, а строго организованная социальная община, основа которой — земледелец-кормилец, приверженный устойчивым формам жизни, традиционным способам бытийности.
     Однако  труд земледельца не мог во всем удовлетворять даже его скромные потребности. И деревня обзаводится  своими ремесленниками, которых она  кормит. К ремесленникам добавляются  радетели о духовных нуждах деревни, жрецы, которые выступают как  посредники между людьми и богами. Ведь они знают, как богов надо умилостивлять и укреплять жертвами.
     Древний индиец верил, что его жертвы укрепляют, питают богов, которые без жертв  человека стали бы бессильны. Боги окружают деревню, ими полны поля, леса, воздух, воды стоячие и текучие. И потому вполне понятно, как велико в жизни  земледельца значение жреца, который  толкует волю богов и знает, как  обращаться с ними и к ним.
     Каста — явление исключительно индийское, и все попытки сопоставить  ее с сословными делениями надо признать неудачными. Это жизненное явление, чрезвычайно сложное и многообразное. В то время, когда арийцы с северо-запада стали проникать в Индию, они  были поражены, увидев местное народонаселение, от которого пришельцы резко отличались, прежде всего, светлым цветом кожи. Здесь следует искать начала кастового  разделения, на что указывает и  значение санскритского названия касты  уагпа — «цвет».
     Можно сказать, что первым принципом деления  оказался племенной, к нему скоро  присоединился сословный, когда  на первый план выступили жрецы (брахманы), а за ними воины-завоеватели (кшатрии), к ним, из арийцев же, присоединились вайшьи. Остальное население, по-видимому, покоренное, осталось внизу сословной  лестницы, получив названием «шудры». Основными требованиями разделения были брак, дозволявшийся только внутри касты, т. е. по принципу эндогамии —  браки внутри определенной среды, и  прием пищи только с членами своей  касты.
     Со  временем добавился еще принцип  владения ремеслом или профессиональным занятием, которые делились на более  и менее чистые, и принцип религиозного исповедания, т. е. принадлежности к  той или иной общине. Если при  этом учитывать, что, вступая в брак с женщиной или мужчиной другой касты, молодожены теряли свою касту и как  бы образовывали другую, то станет ясным, что число каст постоянно возрастало. (Ольденбург С. Ф. Культура Индии. С.262). Однако при всем многообразии принципов создания каст большинство из них имеет этническое (племенное) происхождение.
     Над всеми кастами возвышается и  правит ими каста брахманов, состоящая  из множества подразделений. Причем многие из них даже не могут принимать  пищу вместе. Название брахманов связано  с понятиями «брахма» (мировая душа) и Брахма (название высшего божества) в многообразном индийском религиозном пантеоне. Первоначально брахманы были, очевидно, жрецами, посредниками между людьми и богами, владевшими тайнами общения с богами через молитвы, заклинания и жертвоприношения. Без брахмана верующий буддист не может ступить и шагу: с рождения и до смерти человек зависит от богов, а путь к богам (и жертва и молитва) ведом только брахманам.
     Источником  духовного опыта и знания брахманов  являются ВЕДЫ и многочисленные комментарии  к ним, сочинения и исследования на основе ведических текстов. Содержание понятия касты не исчерпывается  ограниченностью, замкнутостью, изоляцией. Оно включает в себя и элемент  объединительный, ибо эта общность не считается ни принадлежностью  к племени, государству, создавая нечто  такое прочное, что преодолевает условные границы племени или  страны. И брахманы, главные носители принципа кастового разделения, блистательно осуществили культурное единение разнообразных  племен, народов и языков древней  Индии.
     Массовое  стремление включиться в изучение векового духовного опыта народа способствовало стиранию кастовых различий в обществе, оживлению духовной жизни, создавшему предпосылки для возникновения  и расцвета разнообразных философско-религиозных школ. Все это подготовило почву и для религиозного (духовного) преодоления кастовости в жизни индийского народа, чему в значительной степени помог буддизм. Важной стороной духовной жизни индийского общества является глубокое, почтительное уважение к человеку, обладающему знаниями, доходящее до создания своеобразного культа учителя, что также способствовало утверждению здесь буддизма: исключительное положение его жрецов и брахманов как носителей «божественного знания делало их в глазах населения великими учителями (гуру).
2. Особенности  буддийского вероучения и культуры. Философские основы буддизма.
     Успешному распространению раннего буддизма, способствовала прежде всего, легендарная жизнь его основателя. Так же, как в христианстве и исламе, учение Будды первоначально распространялось в устной форме, и многие факты его биографии и учения обрастали различными мифологемами. Только примерно через двести лет учение его, как и биография, были зафиксированы в литературе. Ученикам, а через них и всему миру, странствующий проповедник Гаутама стал известен под именем Будды — «знающего», «просвещенного», «просветленного». Будда Шакьямуни («мудрец из племени шакьев») родился около 567 года до н. э. Его собственное имя — Сиддхартха Гаутама, то есть «Достигший своей цели», из рода Гатама. Он был наследным принцем царства Шакья и был воспитан в Капилавасту, столице царства Шакья (север Бихара, у предгорий Гималаев). Предание гласит, что уже скоро после беспечной и счастливой молодости царевич остро ощутил трагичность жизни; тяготы и тайны противоречивого непонятного мира стали сильно беспокоить его. Он испытывал ужас перед бесконечностью перевоплощений души, остро почувствовал, в каких черных пучинах гибнет человек, став жертвою темноты и греха.
     Известна  легенда, согласно которой однажды, прогуливаясь, Гаутама повстречал на дороге в Капилавасту покрытого язвами изможденного больного, затем согбенного годами убогого старика, затем похоронную процессию и, наконец, погруженного в глубокие и нелегкие раздумья аскета. Все эти встречи поразили впечатлительную натуру Будды. Одного вида этих несчастий оказалось достаточно для того, чтобы пробудить в нем сознание векового бремени, тяготеющего страшнее всего над невинными и угрожающего погубить лучшие стремления человека. Отдельные страдания стали для Будды иллюстрацией всеобщей безысходности. Все, что в нем было твердого, было потрясено, и он содрогнулся, видя, как ужасна жизнь.
     Убедившись  в пустоте чувственных страстей, он отказался от довольства, могущества и богатства во имя того, чтобы  в уединении размышлять о вечном и найти для своих собратьев-людей  спасение от низости жизни и плотских иллюзий.
     В те далекие времена искатели истины, преследуемые и одержимые духовным беспокойством, становились странствующими отшельниками, аскетами. Искатель света  должен был начать свои поиски отвержением  всех благ мира. И в соответствии с этой традицией Будда, согласно преданию, отказался от своего сана, ушел из дома и стал аскетом.
     Странствуя, в поисках света и покоя, он стал просить милостыню. Это знаменательное событие в жизни основателя мировой  религии произошло, когда Будде  исполнилось 29 лет. Пытаясь найти  духовный покой в философском  размышлении, он некоторое время  странствовал в одиночестве, но не удовлетворился этим. Другой путь ухода от жизни  — суровые лишения, которым добровольно  подвергалось тело. Гаутама с пятью верными друзьями отправился в уединенное место в джунглях, где всячески умерщвлял свою плоть и усердно постился, стремясь обрести душевный покой с помощью сурового аскетизма.
     Однако  и это не принесло ему утешения: истина была по-прежнему далека. После  шести лет сурового аскетического  послушания Будда пришел к убеждению  в совершенной бесполезности  самоистязания. Он взвесил на весах  пустоту богатства, мудрость школ и  суровость аскетизма и нашел, что все они смертному не нужны. Очистив тело воздержанием, усовершенствовав ум смирением и укрепив сердце одиночеством, он стремился раскрыть путем постоянных сосредоточенных  размышлений и молитв тайну земных страданий людей пока, наконец, его  усилия не увенчались успехом.
     Предание  гласит, что как-то, сидя под деревом  Бодхи (познания), Гаутама долго и сосредоточенно смотрел на Восток, предаваясь глубокому самопознанию. Внезапно его ум озарился новым светом и он овладел тем, что искал, и стал просветленным, т. е. Буддой. Когда он после многих лет постоянных поисков и размышлений обрел просветление, то счел своей обязанностью указать обреченным толпам путь к вечному счастью. Миру, идущему по неверному пути, Будда стал проповедовать благую весть о четырех благородных истинах и восьмеричном пути. Успеху проповеди способствовало обаяние личности вероучителя.
     Как писал индийский историк философии  С. Рад-хакришнан: «Ясность и кроткость его лика, красота и достоинство его жизни, серьезность и энтузиазм его любви, мудрость и красноречие его проповеди завоевывали сердца равно мужчин и женщин». (Радхакриш-нан С. Индийская философия. М., 1993. Т.1. С.297.). В качестве первых учеников он избрал пятерых из своих сподвижников по аскезе. Перед ними он и произнес свою первую проповедь о «жхарч акра пра варта не», или «приведении в движение Колеса Закона». Его ученики первыми были посвящены в члены буддистского ордена (Сангхи).
     В своей первой проповеди Будда  говорил о двух слабостях, которым  не должен потворствовать тот, кто удалился от мирской жизни: 1) предание себя на потворство страстям — оно низко, обыденно, пошло, неблагородно, бесцельно; 2) предание себя самоистязанию —  оно болезненно, неблагородно, бесцельно. Не впадая в эти крайности, Будда нашел средний путь, который открывает глаза, открывает разум, ведет к успокоению, познанию, просветлению, т. е. нирване.
     На  основании своего духовного опыта  Будда приобрел и поведал миру убеждение в существовании четырех  благородных истин: 1) существует страдание, 2) у страдания есть причина, 3) страдание может быть прекращено, 4) известен путь, ведущий к этому.
     Первая  истина, которую познал Будда, гласит, что жизнь есть страдание: рождение есть страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть —  страдание, соединение с нелюбимым  — страдание, расставание — страдание, не получение желаемого — страдание. Опыт жизненного пути Гаутамы не только позволил ему сформулировать идею о страдании, но и прочувствовать ее. Он увидел не просто и не только картины страданий, но и сами условия жизни людей, вызывающие несчастья; т. е. все, что порождено привязанностью к земному, есть страдание.
     Пессимистический  взгляд нового учителя оправдывается, если взглянуть на эту проблему глазами  религии, которая освобождает от греха и страданий. Если бы мир  был полон счастья, не было бы нужды  в религии, а значит, и нагромождения  различных религиозно-этических  систем, создающих иллюзию избавления людей от жизненных неурядиц и  страданий. Идея страдания была сформулирована Буддой следующим образом: «Из незнания возникают скрытые впечатления; из скрытых впечатлений возникает мыслительная субстанция; из мыслительной субстанции возникают имя и форма; из имени и формы возникают шесть органов; из шести органов возникает соприкосновение; из соприкосновения возникает ощущение; из ощущения возникает жажда; из жажды возникает  привязанность; из привязанности (к существованию) возникает образование (зачатие); из образования возникает рождение; из рождения возникают старость и смерть, боль и жалобы, страдание, скорбь и отчаяние. Таково возникновение целого царства страдания».
     Итак, повторяется, что рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние — все, порожденное привязанностью к земному,  есть страдание. Источником же страданий являются страсти — это и есть вторая истина, изложенная Буддой. Третья истина буддизма — о прекращении страданий — вытекает из второй и гласит, что вечное успокоение, т. е. достижение нирваны — это  конечная цель буддистов. Четвертая истина гласит, что существует путь, где все энергии, соединение которых и образует жизнь, постепенно угасают, а это и есть тот путь, который приведет к нирване — успокоению от всех страданий. Для дальнейшего анализа основ буддизма нам потребуется рассмотреть ряд ключевых понятий, которые в некоторой мере позволят приоткрыть завесу таинственности в построениях буддийских мыслителей.
     При этом необходимо иметь в виду, что  буддисты позаимствовали эти понятия  из предшествующих философско-религиозных  систем древней Индии, приспособив  их к особенностям своего учения. В  философско-религиозной системе  буддизма ключевыми можно считать  такие понятия, как нирвана, дхарма, карма, в основном унаследованные буддистами от предшественников.
     Дхарма
     Формула буддийского символа веры, которая  содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда  открыл элементы (дхарма) бытия, их причинную  связь и методы окончательного подавления их действенности, т. е. превращения  динамичных элементов бытия в  состояние вечного покоя. Понятие «дхарма» — центральный пункт буддийского учения. В свете этого понятия бытие (существование) является взаимодействием множественности тонких, конечных, далее недоступных анализу элементов материи, духа и сил. Сущность каждой дхармы трансцендентна, непознаваема; только «признаки», или проявления, дхарм образуют поток сознательной жизни. Таким образом, элементы, на которые разлагается поток сознания, не являются дхармами, а «проявлениями дхарм», однако ради краткости часто употребляется термин «дхарма» вместо выражения «проявление дхармы»; в таком случае понятие «дхарма» можно передавать словом «элемент». Среди элементов и их носителей упоминается один, который в метафизике и в теории спасения находится на первом месте, — это элемент  «успокоения», «покоя», т. е. нирвана. Наконец, понятие «дхарма» включает еще и значение «учение» Будды. А в таких словосочетаниях, как «проповедовать дхарму», «поклоняться дхарме», очень часто дхарма означает не само учение, а его объект, т. е. нирвану. Термин «дхарма» имеет, таким образом, следующие значения:
1) качество, атрибут;
2) субстанциальный  носитель, трансцендентальный субстрат  единичного элемента сознательной  жизни;
3) элемент  сознательной жизни;
4) нирвана,  объект учения Будды;
5) абсолютное, истинно-реальное;
6) учение, религия Будды;
7) вещь, предмет, объект, явление;
Карма.
     Следующим важным базовым понятием буддизма является «карма». В переводе с санскрита  обозначает действие, деяние, дело, поступок, жребий. Это также одно из центральных  понятий индийской философии, дополняющее  учение о перерождении и перевоплощении (сансара). Восходит к арийскому ведическому  периоду, тесно связано с религиозно-философскими исканиями не только брахманизма. Это понятие является существенной частью буддизма, джайнизма, индуизма. В мифологии и этико-религиозных воззрениях индийцев кармой называется действие, в том числе и религиозное, предполагающее последующее воздаяние. В широком смысле карма — это сумма совершенных в первой жизни поступков, последствия которых определяют вид нового рождения каждого живого существа, т. е. облик и судьбу дальнейшего существования. В узком смысле карма — это влияние совершенных действий на содержание настоящего и последующего существования. Во всех случаях карма понимается как незримая сила, ясным представляется лишь общий принцип ее действия, внутренний же механизм остается скрытым.
     Можно сказать, что теория кармы вместе с концепцией сансары представляет собой попытку заменить представление  о божественной предопределенности идеей космического миропорядка.
 Сансара
     В переводе с санскрита хапхага обозначает прохождение через что-либо, смену различных состояний, круговорот, перерождение, беспрерывное перевоплощение. Как и многие другие понятия буддизма, восходит к добрахманистсковедическим представлениям и анимистическим верованиям. Концепция сансары заключает в себе идею не только родственности всего живого и переходности, но неуничтожимое его форм. Смерть в контексте данной концепции является лишь началом последующей жизни. Перевоплощение происходит по закону кармы.
     Религиозная мифология выделяет в безначальное существующей сансаре шесть видов  существ: боги; асуры (высший класс низвергнутых с неба демонов, противостоящих богам); люди, животные, преты (духи умерших, враждебные людям, которые не могут удовлетворить своих желаний; претами рождаются те, кто в прошлой жизни были скупыми, жестокими и прожорливыми); обыватели нараки (в древнеиндийской мифологии это ад или совокупность адов; в нараку живые существа попадают за тяжкие преступления: убийства, обман, самоубийства, клевету; после отбытия определенного периода наказания возвращаются в круговорот сансары).
     Вся сансара представляет замкнутую  систему: после смерти существа перерождаются  в своей прежней сфере или  в более, или менее благоприятных  сферах в зависимости от совершенных  ими поступков (карма). Цепь перерождений является безначальной, но она может  иметь конец, которым и является нирвана (успокоение).
Нирвана
     В переводе с санскрита, означает «угасание». В буддийской религиозно-мифологической системе это одно из центральных  понятий, и обозначает умиротворенное состояние сознания, противоположное  сансаре, когда прекращаются перерождения и переходы от одной сферы сансарического существования к другой. (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. С.223). В состоянии нирваны происходит угасание дхарм, которые теперь уже не способны создавать новые комбинации перерождения; происходит остановка «колеса» сансары. По теории буддизма, о нирване нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что это состояние свободы духа, покоя, блаженства. Нирвана изображается как противоположное всему, что может быть в изменчивой жизни, и потому как нечто непостижимое разумом и невыразимое. Нирвана в философско-религиозной системе буддизма означает, прежде всего, этический идеал, который предстает как психологическое состояние законченности внутреннего бытия перед лицом бытия внешнего, абсолютной отрешенности от него. Это состояние негативно можно изобразить как отсутствие желаний, а позитивно как некое, не поддающееся расчленению, слияние интеллекта, чувств, воли. Последнее предстает с рациональной стороны как истинное понимание, с нравственно-эмоциональной как нравственное совершенство, с волевой как абсолютная несвязанность, и в целом может быть охарактеризовано как внутренняя гармония, согласованность всех наличных способностей, необязательно выражающихся во внешней деятельности.
     Итак, буддизм создал своеобразное учение о спасении, суть которого сводится к тому, что Будда, предавшись созерцанию, узрел человеческое бытие, наполненное  постоянным страданием, и познал причину  страдания. Вместе с тем он провидел и вечный покой, и путь, который  ведет к нему. Конечная цель предначертана  ясно: это покой без возвращения  в суету, покой, в котором суета  и страдания мирские исчезают навеки. Это и есть состояние нирваны, которая является целью верующего; достигнув ее, человек обретает спасение.
     Мы  уже говорили, что четвертая истина, открытая Буддой, указывает путь к  освобождению от страданий, путь, по которому следовал сам Будда и могут следовать все, кто поверил Учителю. Указанный путь к спасению состоит из восьми ступеней, или правил, и поэтому называется восьмеричным благородным путем. Учение о восьмеричном пути дает общее представление об основных нормах буддийской морали. Праведный буддист должен обладать восемью добродетелями.
1. Праведная  вера (саммадиттихи) — это вера в четыре великих истины, открытых Буддой. Эта добродетель состоит в правильном понимании истин, вере в них в согласии с учением Будды, в нравственном совершенствовании, приводящем верующего к нирване.
2. Истинная  решимость (саммасанкаппа) — это твердое намерение преобразовывать жизнь в свете истины. А для этого необходимо отказаться от дурных намерений и вражды к другим людям. Если верующий поверил Будде и стал на путь спасения, ему следует ограничить свои страсти и стремления.
3. Праведная  речь (саммавача) — это, в первую очередь, контроль человека над своей речью, т. к. праведная решимость не должна оставаться лишь религиозной установкой, а, прежде всего, должна иметь возможность направлять и контролировать речь, а это, в свою очередь, предполагает воздержание ото лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.
4. Праведные  дела (саммакамманта). Праведная решимость, не ограничиваясь выработкой правильной речи, должна воплотиться в правильное действие, достойное поведение, а это предполагает отказ от уничтожения всего живого, от воровства, от удовлетворения низменных чувств, от недобродетельных поступков и активное стремление делать добрые дела.
5. Праведная  жизнь (саммааджива). Отвергая дурную речь и недостойные поступки, следует зарабатывать средства на жизнь честным путем, и поэтому надо трудиться в соответствии с доброй решимостью, вести достойную жизнь.
6. Праведные мысли (саммаваяма) - это постоянное стремление поддерживать моральный прогресс путем устранения вредных и внедрения полезных гуманных идей. Когда человек пытается изменить свою жизнь для получения спасения, руководствуясь правильными взглядами, решимостью, речью, поведением и образом жизни, его постоянно совращают с праведного пути старые, глубоко укоренившиеся в нем, вредные идеи, а также новые. Если человек желает достичь нирваны, то его ум должен постоянно заполняться идеями добра.
7. Праведные  помыслы (саммасати) — это постоянное сохранение в памяти того факта, что вещи по своей природе преходящи, а сама жизнь наполнена скорбью. Помня это, верующий, вступивший в поток, не будет сожалеть об утрате всего тленного и не будет зависим от всего окружающего, что поможет ему освободиться от этой зависимости и сосредоточиться на истину, ведущей к спасению.
8. Истинное  созерцание (саммасамадхи) — это последняя ступень на пути к спасению, нирване. Согласно буддийскому учению, тот, кто ведет свою жизнь в соответствии с семью правилами и с их помощью освобождается от низменных страстей и злобных мыслей, достоин, пройти шаг за шагом четыре стадии все более глубокого сосредоточения, которые неуклонно приведут его к конечной цели длинного и трудного пути, к прекращению страдания.
     На  первой стадии верующий должен сосредоточить  свой чистый и невозмутимый ум на осмыслении истин. На этой стадии он наслаждается радостью свободной отрешенности и  чистого мышления. Вторая стадия сосредоточения предполагает усиленное невозмутимое размышление. Третья стадия наступает  тогда, когда ищущий испытывает совершенную  невозмутимость и освобождается  от ощущения телесности. На четвертой  стадии сосредоточения достигается  состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без  страдания и без освобождения. Таким образом, верующий достигает  желанной цели — прекращения всякого  страдания, т. е. нирваны. Следовательно, учат буддисты, совершенная мудрость, совершенная добродетель, совершенная  невозмутимость — полное избавление от страданий — все это одновременно достигается в нирване. (Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М„ 1994. С.131—142). Учение нового пророка о страдании не могло не импонировать людям, стало быстро распространяться и нашло своих приверженцев среди различных слоев населения Индии.
     Заключение.
     Подытоживая изложение основ вероучения и  культа буддизма, выделим следующие  выводы:
1. Буддизм  как мировая религия возник  в Древней Индии в качестве  оппозиционной брахманизму религиозно-философской  системы, подготовленной объективным  развитием культуры этой страны.
2. Основатель  новой религии принц Гаутама переосмыслил основные религиозно-философские положения предшествующей культуры. На основе «четырех благородных истин» он сформулировал основы (догматы) буддизма и указал путь спасения верующих. Для достижения спасения (нирваны) необходимо каждому верующему все интеллектуальные и физические усилия направить на выполнение предписаний Будды.
3. Буддизм  не является единым целостным  учением и с момента своего  возникновения разделился на  два основных течения: хинаяну  и махаяну. Хинаяна, или «малая (узкая) колесница», предполагает  достижение спасения (нирваны) путем  отказа от мирской жизни, пострижения  в монахи и неукоснительного  выполнения всех предписаний  Будды. В результате каждый, избравший  этот трудный путь, может стать  Буддой, т. е. просветленным.
4. Другое  направление в буддизме, махаяна,  предлагает обновленный взгляд  на достижение спасения верующих, не требуя монашеских обетов. На место личного спасения  верующего (по хинаяне), когда  каждый должен был стремиться  стать Буддой, махаяна выдвигает  тезис о возможности спасении  личного «Я» через спасение  другого. На вакантное место  Абсолюта (Бога) махаяна выдвигает  личность самого учителя, Гаутаму, т. е. происходит обожествление Будды. Кроме этого, махаяна вводит в религиозный обиход персону «Ботхисатвы», того, кто достиг спасения (нирваны), но осознав, что миру необходимо указать путь для спасения, остается в круговороте бытия-страдания. В терминах буддийско-философской системы картина мира представляется в таком виде: все сущее состоит из дхарм, различные комбинации которых дают все многообразие живых существ, в том числе и людей; жизнь постоянно находится в круговороте перерождения (сансаре); тот облик, который получает каждое существо, зависит от хороших или плохих поступков, совершенных в прошлых или в настоящей жизни; жизнь наполнена страданиями от жажды бытия и удовлетворения или неудовлетворения желаний; чтобы прекратить страдания, необходимо вырываться из колеса перерождения, а для этого надо стать на путь спасения, указанный Буддой; для того чтобы, достигнув нирваны, человек стал просветленным, т. е. Буддой, необходимо отречься от мирской суеты, вести монашеский образ жизни в соответствии с учением Гаутамы; есть и путь «большой колесницы, где достижение нарваны не связано с уходом от мирских дел и принятием обета монашества; в этой системе Будда обожествляется, а достигшие нарваны, но оставшиеся в миру ботхисатвы, ведут к спасению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Список используемой литературы.
filreferat.popal.r


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.