Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Административные наказания и ее виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………..……………..………… 3 

Глава1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ   ………..….………………. 5
1.1 Понятие административного наказания ……….……………..……... 5 

1.2 Цели административных наказаний ………………...………...……. 10
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ …………………….…………………………………………… 12
2.1 Система административных наказаний …………………………… 12
2.2 Виды административных наказаний ………………………….…… 17
Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЕЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ …………………………………………………..…………….. 33
3.1 Принципы  назначения административных наказаний ………… 33
3.2 Обстоятельства  смягчающие и отягчающие административную  ответственность …………………………………………………………….. 36 

3.3 Давностные  сроки назначения административного  наказания и срок их погашения …………………………………………….……………. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………..……………………….…………..…………. 40
СПИСОК  ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………...……………………… 42
                                            
 
 
 
 
 

Введение 

    Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) закрепил единые для всей России принципы и общие параметры административной ответственности в целях единообразного осуществления всеми субъектами административно-юрисдикционной деятельности производства по делам об административных правонарушениях.
    По-новому была представлена и сама структура  мер административной ответственности. Предваряя содержание каждой из них, административно-деликтный закон прибегает к характеристике административного наказания как комплексного, собирательного в категориально-понятийном смысле правового явления. Сама же совокупность административных наказаний уже не может быть представлена хаотичной, но принимает качества системной категории. Для административного наказания как явления социально-правовой действительности системное представление его компонентов, элементов и взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое значение. От того, что понимается под системой административных наказаний, какие и в каком порядке включаются в нее карательные меры, как они соотносятся между собой и приводятся в действие, зависит почти все, что ассоциируется с административным наказанием.
    За  последние годы в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) было внесено немало изменений. Они коснулись также и административных наказаний. В частности, был введен но­вый вид административного наказания – административное приостановление деятельности. Следовательно, не­сколько изменилась иерархия системы административных наказаний.
    Объект  курсовой работы  является  административное наказание.
    Предмет курсовой работы являются административное наказание и ее виды.
    Целью курсовой роботы является  теоретическое изучение административной наказаний и ее видов.
    Задачи  курсовой   работы:
      изучить понятие административного наказания;
      проанализировать цели административных наказаний;
      определить систему и виды административных наказаний;
      исследовать принципы назначения административных наказаний;
      выявить обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность;
      изучить давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения.
    Степень разработанности  темы. Эти вопросы в разные временные периоды исследовали отечественные ученые: И.И. Веремеенко, Д.Н. Бахрах, И.В Максимов, Е.В. Овчарова и др. Учитывая последние изменения в законодательстве, возможности использования в административно-правовой науке системных подходов, некоторые новые особенности практики применения административных наказаний, данный вопрос нуждается в дополнительных исследованиях.
    Теоретико-методологической    основой   курсовой    работы  являются  универсальны общенаучные методы     анализа, синтеза  и  другие  методы.
    Структура  курсовой   работы  состоит  из  введения,   трёх глав, заключения и списка  использованной   литературы. 
 

Глава1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ 

      Понятие административного  наказания
 
    В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут  устанавливаться и применяться  следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.1
    Действующий КоАП РФ, как впрочем, и предыдущий, не содержит нормы, определяющей понятие  системы административных наказаний, нет и специальной нормы, которая излагала бы принципы построения системы таких наказаний. Как справедливо замечает А.С. Дугенец, «с течением времени по мере развития общественных отношений значительно изменилась ... система административных наказаний»; при этом «следует вести разговор о ее ... несовершенстве» в виду отсутствия определенной государственной позиции по вопросам применения административных наказаний. Думается, что отсутствие по данной проблеме четкого государственно-властного решения является существенным недостатком, выражающимся в неопределенности и непоследовательности всей административно-наказательной политики России. В правовой литературе также отмечается, что «в административной практике ... наблюдались периоды ее активизации и спада»: чрезмерное ужесточение принимаемых мер вело к общественному возмущению, реакция на которое выражалась в неоправданном смягчении таких мер и тем самым вела к попустительству. Все это не способствовало снижению административной деликатности, меры административной ответственности периодически пересматривались.
    По  праву научной аналогии представляется возможным также обратиться к  исследованию понятия системы административных наказаний на основе результатов  доктринального исследования категориально-понятийного аппарата системы наказаний в уголовном праве. Стремление выявить понятие системы наказаний, дав ей определение, восходит к временам, когда Н.С. Таганцев трактовал ее применительно к уголовному закону как своеобразную «лестницу наказаний, понимая под ней совокупность карательных мер данного Кодекса в их взаимном соподчинении или соотношении».
    В качестве системообразующих основ  применительно к видам административных наказаний можно считать следующие  признаки:
    Первый  признак. Административные наказания как элементы единой системы характеризуются общностью оснований их применения: юридического, фактического, процессуального.2
    Прежде  всего, они имеют единую законодательную  базу, которая состоит из Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Она предусматривает потенциальную возможность наступления административной ответственности за то или иное административно-противоправное деяние. Но само по себе юридическое основание не может быть самодостаточным, т.е. юрисдикционно жизнеспособным. Для этого необходимо фактическое основание, т.е. реальный факт административного правонарушения, за совершение которого предусмотрены меры административной ответственности, названные действующим КоАП РФ наказаниями.
    Наряду  с этим все наказания имеют  в принципе единообразное процессуальное оформление. Имеется в виду акт  компетентного органа (должностного лица), который является процессуальным выражением тесной взаимосвязи нормативного и фактического оснований. В качестве процессуальной основы при назначении административных наказаний в большинстве случаев используется постановление правоприменительного органа (должностного лица). 3
    Второй  признак – структурно-иерархическое единство. Система административных наказаний является двухуровневой, т.е. относительно простой системой, причем виды таких наказаний образуют второй уровень системы. Первый же уровень указанной системы наполняется категорией административного наказания в его собирательном (совокупном) смысле, формулируемым исходя из «сложения» признаков каждого формального вида административного наказания. Административные наказания, входящие в рассматриваемую систему, являются именно наказаниями, т.е. мерами ответственности за совершение административного правонарушения. Сама же система административных наказаний построена посредством расположения различных видов таких наказаний в определенном сравнительном порядке: в зависимости от степени их суровости. «Подобно тому, как это сделано в уголовном и трудовом праве, – пишет Д.Н. Бахрах, – в КоАП перечень дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Иными словами, законодатель сконструировал «лестницу наказаний», которая будет учитываться и законодательными органами субъектов РФ, и многочисленными органами (должностными лицами), которые будут налагать такие санкции».
    По  своим целям, основаниям, порядку  применения, а также характеру  последствий административные наказания  отличаются от других мер административного принуждения.
    1. Административное наказание - это  форма государственного реагирования  на правонарушение. Выражается в  определенном наказании виновного  лица. Основанием назначения административного  наказания является административный  проступок.
    Административные  наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые  административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное  осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).
    Назначением административного наказания выражается официальное осуждение действий правонарушителя, и создаются различные  неблагоприятные для него последствия - морального характера, денежного и имущественного порядка, обращенные на личность нарушителя или его имущество. 4
    Административные  наказания являются основной и наиболее многочисленной группой мер воздействия  на правонарушителей. В целом за год по России административные наказания налагаются на 75 млн. человек.
    Административные  наказания налагаются в особом процессуальном порядке - в ходе производства по делам  об административных правонарушениях.
    По  степени принуждения, карательного насильственного воздействия административные наказания стоят на втором месте после уголовных наказаний.
    Административные  наказания налагаются как на физических, так и на юридических лиц.
    Характеризуя  «лестницу» административных наказаний, не каждый из исследователей приходит к выводу о заложенной в ней законодателем какой-либо закономерной последовательности. Так, например, отмечается, что «по расположению административных наказаний в системе нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести (строгости) каждого из наказаний в соотношении между собой». Представляется, что данная позиция справедлива, но лишь отчасти, поскольку при определении закономерности последовательности расположения видов административных наказаний в перечне, необходимо прежде всего выявить тот критерий, который был положен законодателем в основу такой упорядоченности.
    Отметим, что административное наказание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонаруши­теля, либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут соче­тать в себе все названные элементы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Цели  административных наказаний
 
    КоАП  РФ (ч.1 ст. 3.1) содержит нормы, раскрывающие цели административного наказания:
    а) предупреждение совершения правонарушителем новых правонарушений в целях частной превенции;
    б) предупреждение совершения правонарушений другими лицами, чем достигаются  цели общей превенции.
    В определенной степени административное наказание, достигая цели частной и  общей превенции администра­тивных правонарушений, в какой-то мере реализует аналогичные функции и профилактики преступлений.
    В ч. 2 ст. 3.1 законодатель закрепил международно-правовой принцип гуманизма (ст. 5 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.), согласно которому административное наказание исключает унижение человеческого дос­тоинства и нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
    Административные  наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения  прежде всего своей функционально-целевой направленностью.5
    Только  административное наказание является установленной государством мерой  ответственности за админист­ративное  правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного  деяния нару­шителя.
    Содержание  административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируе­мых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти от­ношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невоз­можно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный характер, т.е. они содержат обязанность ви­новного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущем­ляющие ее права и блага.
    Содержание  административных наказаний состоит  в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свобо­ды, штраф и конфискация связаны с материальными потерями.
    Разумеется, административным, как и уголовным, наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.
    Добровольное  исполнение правонарушителем наложенного  наказания (например, уплата штрафа в установлен­ный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего нака­зания (например, при уплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пен­сии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).
    Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет  нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение спе­циальных прав, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о мягко­сти этих мер.  

Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ 

2.1 Система административных  наказаний 

    Статья 3.2. КоАП содержит систематизированный  перечень различных по характеру  и правовым последствиям административных наказаний, что создает правовую основу для реализации принципа индивидуализации в про­цессе назначения наказания, т.е. учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, степень его вины и имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
    КоАП  устанавливает следующие виды административных наказаний:
    1) предупреждение;
    2) административный штраф; 
    3) возмездное изъятие орудия совершения  или предмета административного правонарушения;
    4) конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;
    5) лишение специального права, предоставленного  физическому лицу;
    6) административный арест; 
    7) административное выдворение за  пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
    8) дисквалификация; 
    9) административное приостановление  деятельности.
    Все девять наказаний тесно связаны  между собой и образуют единую систему, которая включает разные по со­держанию тяжести и иным признакам карательные санкции.
    В КоАП РФ перечень наказаний дан подобно  тому, как это сделано в уголовном  и трудовом праве, в строго опре­деленной  последовательности: от менее суровых  к более суровым. Иными словами, законодатель сконструиро­вал «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их применя­ет, она должна учитываться и законодательными органами субъектов РФ, и многочисленными органами и долж­ностными лицами, которые наделены полномочиями по назначению конкретных административных санкций. В частности, ее значение велико, когда нормы содержат альтернативные санкции, что позволяет субъектам адми­нистративной юрисдикции при определении кары за правонарушение избирать ту, которая наиболее соответст­вует обстоятельствам дела и личности правонарушителя.
    Все административные наказания принято  подразделять по различным критериям  на виды. 6
    1. По содержанию  карательного воздействия  выделяют:
    а) меры морально-правовые (предупреждение);
    б) меры имущественного характера (штраф, конфискация, возмездное изъятие);
    в) меры, ограничивающие личные свободы (административный арест, административное выдворение);
    г) меры организационного характера (лишение  прав, дисквалификация, административное приостановление деятельности).
    2. В зависимости  от последствий  их применения:
    а) меры исправительно-воспитательного  воздействия (штраф, арест, дисквалификация);
    б) меры, создающие невозможность совершения других правонарушений (конфискация, возмездное изъятие).
    3. В зависимости  от длительности  состояния наказанности:
    а) единовременные (разовые) административные наказания (штраф, предупреждение, конфискация, возмезд­ное изъятие, административное выдворение);
    б) длящиеся административные наказания, т.е. растянутые во времени (административный арест, дисквалифи­кация, лишение специального права).
    4. В зависимости  от субъекта ответственности: 
    а) применяемые исключительно в  отношении физических лиц (лишение  специального права, арест, дисквалифи­кация, административное выдворение);
    б) применяемые как к физическим, так и к юридическим лицам (предупреждение, штраф, конфискация, возмезд­ное изъятие, административное приостановление  деятельности).
    5. В зависимости  от порядка применения:
    а) административные наказания, применяемые только в судебном порядке (конфискация, возмездное изъятие, арест, лишение специального права, арест, дисквалификация, административное приостановление деятельно­сти), а также те, которые могут быть назначены и судьями (судами), и исполнительными органами (должностны­ми лицами), а также иными субъектами (комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, админист­ративными комиссиями и др.);7
    б) административные наказания, применяемые  в административном порядке –  это только предупреждение, штраф и в особых случаях – административное выдворение за пределы России).
    6. В соответствии со ст. 3.3 КоАП  РФ возмездное изъятие и конфискация  предметов, административное выдворе­ние  могут применяться в качестве  как основных, так и дополнительных  наказаний, а все остальные санкции мо­гут быть только основными наказаниями. Основным Законом признаются административные наказания, назна­чаемые самостоятельно, а не в качестве дополнения к другим административным наказаниям.
    Если  статьей Особенной части КоАП РФ предусмотрена возможность применения к виновному и основной, и до­полнительной административной санкции, то на лицо, совершившее правонарушение, могут быть наложены сра­зу два наказания: одно основное и одно дополнительное.
    В санкциях ряда статей Особенной части КоАП РФ содержатся дополнительные санкции. В одних случаях при­менение дополнительного наказания допускается на альтернативной основе (например, санкция ст. 14.2 – штраф «с конфискацией... или без таковой»). Значит, по усмотрению судьи, органа (должностного лица), рассмат­ривающего дело, дополнительное наказание может либо применяться, либо не применяться. В других случаях санкции стаей Особенной части КоАП РФ предусматривают обязательное одновременное применение основно­го и дополнительного наказания (например, ст. 14.10 – штраф с конфискацией). В подобных случаях субъекты административной юрисдикции обязаны налагать на виновного наряду с основным и дополнительное админист­ративное наказание.
    7. В соответствии со ст. 72 Конституции  РФ, ч.3 ст. 3.2 КоАП РФ, все административные наказания можно поде­лить на устанавливаемые централизованно и децентрализованно. Централизованно может быть установлено любое из девяти наказаний, а децентрализованно – законами субъектов РФ об административных правонаруше­ниях: только предупреждение и штраф.
    КоАП  исключил исправительные работы из видов  административного наказания по соображениям противоре­чия данного  вида административного наказания  принципам и нормам международного права, касающихся за­прета принудительного труда, и в то же время дополнил систему административных наказаний новым видом – дисквалификацией, т.е. наказанием, согласно которому физическое лицо лишается права осуществлять в юри­дическом лице управленческие функции в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федера­ции (ст. 3. 11. КоАП РФ).
    Федеральным законом от 9 мая 2005 г. «О внесении изменений  в Кодекс Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях  и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратив­шими силу некоторых положений законодательных актов» в КоАП РФ введено новое административное наказа­ние – административное приостановление деятельности, заключающееся во временном прекращении деятель­ности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридиче­ских лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (ра­бот), оказания услуг.8
    Установление  таких видов административного  наказания, как: возмездное изъятие  орудия совершения или предмета или  предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федера­ции иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация и административное приостановле­ние деятельности входит в компетенцию Российской Федерации и может быть законодательно закреплено лишь в КоАП РФ.
    Субъекты  РФ в качестве административных наказаний  за совершение административных правонарушений мо­гут устанавливать предупреждение и административный штраф.  
 

    2.2 Виды административных  наказаний 

    За  совершение административных наказаний могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 9
    1) предупреждение;
    2) административный штраф; 
    3) возмездное изъятие орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;
    4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    5) лишение специального права, предоставленного  физическому лицу;
    6) административный арест; 
    7) административное выдворение за  пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства; 
    8) дисквалификация; 
    9) административное приостановление деятельности.
    Теперь необходимо  рассмотреть каждый из них поподробнее.
    1. Предупреждение является одним  из наиболее распространенных  видов административного наказания:  КоАП РФ содержит почти 70 норм, санкция которых предусматривает  данный вид наказания.
    КоАП  РФ впервые на законодательном уровне закрепил понятие «предупреждение» как меру административно­го наказания  в виде «официального порицания  физического или юридического лица», имеющего исключитель­но письменную форму  выражения.
    По  содержанию это мера морально-правового воздействия. На лестнице административных наказаний преду­преждение занимает первую ступеньку как самое легкое по карательному воздействию.
    Раскрывая содержание предупреждения, законодатель говорит о том, что оно является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Но это лишь одна сторона данной меры административного воздействия. Предупреждение – основное самостоятельное наказание. Как правило, оно применяется за незначительные правонарушения, а также к лицам, которые впервые совершили противоправное деяние.
    Любое административное наказание налагается на основе материалов имеющегося дела об административном правонарушении, по результатам его рассмотрения компетентным субъектом и путем  вынесения письменного акта – постановления по делу. Именно поэтому в ст. 3.4 прямо закреплено правило, что предупреждение выносится в письменной форме. Устные предупреждения о недопустимости противоправного поведения, которые должностные лица делают гражданам, организациям, конечно же, не могут рассматриваться как наказание. Так­же не являются административным наказанием и письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но не в порядке производства по делу об административном правонарушении и не оформленные постановлением по делу.
    О профилактической роли административного  воздействия свидетельствует широкое  применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении  противоправного поведения (ряд  государственных инспекций дают предписания). Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно конкретным государственным органом, одно­временно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.
    Предупреждение  о прекращении противоправного  поведения является самостоятельным  пресекательным средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальней­шего неисполнения правовой обязанности, - более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, сооружение можно, если и после сделанного ему предупреждения лицо продолжает нарушать закон.
    Предупреждение  о прекращении противоправного  поведения производится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пресечения противоправного поведения и  в установленных законодательством  случаях являет­ся обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы было бы целесообразно рассматриваемое средство воздействия назвать предостережением. В качестве санкции норм Особенной части КоАП РФ предупреждение альтернативно административному штрафу, и данное соотношение позволяет судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, реализовывать предоставленную законодателем возможность избрать тот или иной вид административного наказания с учетом личности виновного и обстоятельств административного правонарушения. 10
    2. Административный штраф является  денежным взысканием. Штраф как  мера принуждения известен ряду  отраслей права, и чтобы отличить  данный вид взыскания от уголовного  и иных его разновидностей, в  КоАП РФ его назвали административным.
    Штраф по своей природе имеет имущественный  характер и реализуется в виде денежного взыскания, налагаемого  на физических, должностных и юридических  лиц, оказывая воздействие не только на сознание, но и на имущественное  положение виновных.
    Такую имущественную санкцию, как штраф, т.е. взыскание определенной денежной суммы, в борьбе с административными  правонарушениями используют чаще всего. Административную ответственность  без всякого преувеличения можно  назвать «штрафной», так как почти  90% виновных в совершении таких деяний подвергаются штрафу. Все статьи Особенной части КоАП РФ, за исключением ч. 2 ст. 20.25, содержат такую санкцию как штраф.
    Штраф нельзя применять к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
    В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов определения размеров штрафов.
    Так, штраф может выражаться в величине, кратной:
    1) минимальному размеру оплаты  труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом  на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
    Для определения размера штрафа в  данном случае необходимо руководствоваться  нормами Федерального за­кона от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере  оплаты труда». В соответствии со ст. 5 данного Закона исчисле­ние штрафов «до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчис­ления налогов, сборов, штрафов...» производится «исходя из базовой суммы, равной 100 рублям».
    Таким образом, размер «штрафного» МРОТ равен  на сегодняшний день 100 руб.
    Интересным  представляется мнение Генеральной  прокуратуры РФ наложенное в письме от 21 ноября 2002 г. №37/1-582-02, в котором  указано, что «установленная статьей 5 базовая сумма в размере 100 рублей не является минимальным размером оплаты труда, а является временной ставкой и ее действие распространяется только на период времени до внесения изменений в соответствующие федеральные законы...»;
    2) стоимости предмета административного  правонарушения на момент окончания  или пресечения администра­тивного правонарушения.
    Данный  порядок исчисления штрафа предусмотрен только по делам о нарушении таможенных правил, в соот­ветствии с нормами  гл. 16 КоАП РФ, а также за правонарушения в области предпринимательской  деятельности;
    3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения администра­тивного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного администра­тивного штрафа.
    Размер  административного штрафа не может  быть менее 1/10 МРОТ.
    Размер  административного штрафа, налагаемого  на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных  лиц – 50, на юридических лиц – 1000.
    Административный  штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законода­тельства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной сре­ды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержа­щей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может быть установлен в размере для должностных лиц до 200, для юридических лиц – 5000 МРОТ.
    Размер  административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.
    Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    3. Возмездным изъятием орудия совершения  или предмета административного  правонарушения является их принудительное  изъятие и последующая реализация  с передачей бывшему собственнику  вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.
    Возмездное  изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
    Данная  санкция применяется только в  отношении предметов, явившихся  орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.
    Законодатель  очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения, поскольку порядок  ее реализации сложнее, чем конфискация. В КоАП РФ данное наказание предусмотрено только в ч. 2 и 3 ст. 20.8 и в ч. 3 ст. 20.12, во всех случаях в альтернативной санкции. 11
    4. Конфискацией орудия совершения  или предмета административного  правонарушения является принудительное  обращение в федеральную собственность  или в собственность субъекта  РФ, не изъятых из оборота вещей.
    Как административное наказание она  имеет ряд особенностей.
    Во-первых, конфискация назначается только судьей. Данное положение основано на ч.3 ст. 35 Основного Закона РФ, где  провозглашено: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Административная конфискация может применяться к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам. Это, во-вторых.
    В-третьих, она является специальной конфискацией, применяемой только в отношении  орудий совершения или предметов  административного правонарушения. Как правило, в санкции статьи КоАП РФ четко устанавливается, какой предмет подлежит конфискации (например, этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, произведенная продукция, фашистская атрибутика или символика и т.п.).
    Не  всякий предмет может быть конфискован. Так, не подлежат конфискации личные вещи (одежда, белье и т.п.), вещи, используемые в быту и необходимые для проживания (телевизор, холодильник и т.п.). Конфискация  не может быть обращена и на предметы, находящиеся в общей собственности лица, привлеченного к ответственности, с супругами, родителями, другими родственниками и лицами. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. 12
    В-четвертых, ранее в ст. 29 КоАП РСФСР было закреплено, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности  правонарушителя. К сожалению, новый Кодекс такого правила не содержит. Некоторые составы правонарушений предусматривают применение конфискации к должностным лицам, которые чаще всего не являются собственниками конфискуемых предметов (например, ст. 14.10, 14.16 – 14.18, 19.19). Получается, что конфискация может применяться к лицу, являющемуся субъектом административного правонарушения, но не являющемуся собственником имущества. Если конфискуется предмет, который не принадлежит виновному, то наказывается не он, а собственник, которого лишают законного права собственности навсегда, что противоречит букве и духу Конституции РФ.
    Не  является конфискацией изъятие из незаконного  владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или  предмета административного правонарушения:
        подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
        изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение (например, ранее украденную вещь), по иным причинам и на это основании подлежащих обра­щению в собственность государства или уничтожению (например, наркотических, сильнодействующих, психо­тропных веществ).
    При конфискации предмет из частной  собственности переходит в государственную  собственность Российской Федерации.
    5. Лишение физического лица, совершившего  административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.
    Данное  наказание относится к числу  длящихся, срок лишения правонарушителя специального права определяется судьей. Он не может быть менее одного месяца и более двух лет. В числе санкций КоАП РФ называет два вида лишения специального права: управления транспортными средствами и охоты. При этом установленный статьями Особенной части КоАП РФ срок лишения права управления транспортным средством не превышает одного года, а вот лишение права охоты возможно до двух лет.
    Лишение права управления транспортным средством  не может применяться к лицу, которое  пользуется им в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
    Лишение права охоты не может применяться  к лицам, для которых охота  является основным законным источником средств к существованию.
    Лишение прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права. 13
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.