Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
        Актуальность исследования. Развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации  в начальных классах. В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов со сниженным интеллектом.
   По  мнению Н. Ф. Добрынина и С. Л. Рубинштейн[49] внимание является одним из важнейших характеристик познавательной деятельности школьников. Психологи отмечают, что внимание можно охарактеризовать как избирательную направленность сознания на тот или иной предмет или явление окружающего мира, вследствие чего становится возможным приобретение детьми конкретных знаний.
   В работах И. Л. Баскаковой, И. Г. Еременко и других специалистов отмечается, что у младших школьников с  нарушением интеллекта более, чем у их нормально развивающихся сверстников, выражены недостатки произвольного внимания: малая устойчивость, трудности распределения, слабость концентрации, замедленная переключаемость и др. Отмечается, что при этом страдает и непроизвольное внимание, однако преимущественно не развито произвольное.
   Изучение  особенностей произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта представляется нам важным, как для глубокого понимания  детей этой категории, так и для  совершенствования методов педагогической дифференциальной диагностики по отношению  к ним и осуществление полноценной  коррекции.
   Таким образом, изучение внимания у детей  с нарушением интеллекта является важным, поскольку отклонения в его развитии часто квалифицируются как одно из распространенных проявлений познавательного дефекта. У учащихся с нарушением интеллекта в первую очередь страдает произвольное внимание, непосредственно связанное с логическим мышлением и речью. Это проявляется в отсутствии направленности на выполнение умственных заданий. Исследования особенностей внимания учащихся с нарушением интеллекта имеют большое значение для изучения протекания психических процессов у этих детей и, следовательно, для коррекции их познавательной деятельности.
   Таким образом, проблема исследования психологической коррекции произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта является актуальной.
   Целью нашего исследования стало изучение особенностей нарушения произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта и определение эффективности, предложенной психологической коррекцией произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.
   Объектом  исследования является произвольное внимание младших школьников с нарушением интеллекта.
   Предмет –психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
   Гипотезой исследования: 1) у младших школьников с нарушением интеллекта наблюдается низкий уровень развития произвольного внимания (снижены устойчивость, переключаемость, распределение); 2) представленный комплекс игровых упражнений будет способствовать коррекции произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.
     Задачи исследования:
    Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования психологической коррекции произвольного внимания.
    Выявить особенности произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
    Определить содержание психологической коррекции произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
    Определить эффективность представленной психологической коррекции произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о психологической коррекции произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
   Практическая  значимость исследования состоит в составление комплекса игровых упражнений по развитию произвольного внимания умственно отсталых школьников, который может быть использован педагогами, психологами СКОШ.
   Организация и этапы исследования: эксперимент проходил на базе 3 класса специальной (коррекционной) школы VII-VIII вида №65.
Исследование  проводилось в четыре этапа:
Первый  этап-(сентябрь 2010-октябрь 2010) изучение и анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования;
Второй  этап-(октябрь 2010-ноябрь 2010) проведение констатирующего эксперимента;
Третий  этап-(ноябрь 2010-декабрь 2011) проведение формирующего эксперимента;
Четвертый этап-(январь 2011-май 2011) обработка результатов исследования, уточнение выводов исследования.
   Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка изученной литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические  основы проблемы произвольного
   внимания
   1.1.   Характеристика и  виды внимания 

   Внимание - важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают  одним из главных показателей, общей, оценки уровня развития личности индивида (Н.Ф.Добрынин).
   На  человека одновременно воздействует большое  число раздражителей, но он реагирует  не на все, а только на те, которые  для него наиболее значимы. Внимание, в отличие от познавательной деятельности, не имеет свое содержание. Оно проявляется  внутри психических процессов, сопровождает их, характеризует динамику их протекания. Внимание организует всю психическую  деятельность индивида.
   С точки зрения обще психологии внимание есть направленность и сосредоточенность  сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других.
   Основными функциями внимания являются:
    Активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов.
    Целенаправленный организованный отбор поступающей информации- основная селективная функция внимания.
    Удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель.
    Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте.
    Регуляция и контроль протекания деятельности.     
 
    Виды внимания
 
 
        Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые - произвольным.
  
   Вид внимания    Условия озникновения    Основная  характеристика    Механизм
   Непроизвольное    Действие    сильного,
   контрастного
   или  значимого
   и вызывающего
   эмоциональный
   отклик
   раздражителя
   Непроизвольность, легкость              и возникновения      и  переключения    Ориентировочный рефлекс         или  доминанта, характеризующая более  или менее устойчивый интерес  личности
   Произвольное    Постановка    (принятие)
   задачи
   Направленность    в соответствии        с задачей.      Требует  волевых      усилий, утомляет    Ведущая      роль второй, сигнальной системы    (слова, речь)
   Послепроизволь-ное    Вхождение     в деятельность и возникающий  в связи   с   этим интерес    Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение    Доминанта, характеризующая возникший        в процессе   данной деятельности интерес
 
 
   Внимание  может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти  виды внимания отличаются друг от друга  только по своей сложности.
   Бывают  случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своей интенсивности.
   Факторы, определяющие непроизвольное внимание:
   -интенсивность  раздражителя;
    качество раздражителя;
    повторение;
   - внезапность появления объекта;
   - движение объекта;
   -согласие  с наличным содержанием сознания.
   Произвольность  внимания развивается вместе с формированием  его отдельных свойств. Есть еще  и третья стадия становления внимания - она заключается в возвращении  к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внимания было введено в употребление Н.Ф.Добрыниным. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.
   Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:
   - первичное внимание, вызванное разнообразными  раздражителями, которые производят  сильное воздействие на нервную  систему;
   Вторичное внимание - сосредоточенность на одном  объекта, несмотря на наличие других (дифференциация);
   -постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без специальных усилий.
   Непроизвольное  внимание. Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которые вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.
   Причины возникновения непроизвольного  внимания:
   -объективные  особенности предметов и явлений  (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность);
   -структурная  организация (объединенные объекты  воспринимаются легче, чем беспорядочно  разбросанные);
     -интенсивность объекта - более сильный звук, более яркий плакат и т.д. скорее привлекает к себе внимание;
    новизна, необычность объекта;
    резкая смена объектов;
   -субъективные  факторы, в которых проявляется  избирательное отношение человека  к окружающему;
   -отношение  раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание, прежде всего).
   Основная  функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно  меняющихся условиях, выделении тех  объектов, которые могут иметь  в данный момент наибольший жизненный  смысл.
   В зависимости от внутренних условий  выделяют три разновидности непроизвольного  внимания.
   Детерминанты  вынужденного внимания лежат предположительно в видовом опыте организма. Поскольку наущение этой форме внимания играет незначительную роль, ее называют врожденной, естественной или инстинктивной. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума или принимает автоматический характер.
   Вторая  разновидность непроизвольного  внимания зависит не, сколько от видового, сколько от индивидуального  опыта субъекта. Она также складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном  порядке, в процессе стихийного наущения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В той мере, в какой  эти процессы и условия совпадают  или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Такое внимание можно назвать  непроизвольным.
   Третью  разновидность непроизвольного  внимания можно назвать привычным вниманием. Одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие же - переходный к нему формой. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, намерением выполнить ту или иную деятельность. Как состояние более или менее устойчивое, привычное внимание характеризует повседневную трудовую деятельность.
   Вынужденное, невольное, привычное внимание как  разновидности непроизвольного  внимания объединяет то, что их побудительные  причины лежат вне сознания человека.
   Произвольное  внимание. Источниками произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективным факторами. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели.
   Показателем устойчивости внимания является высокая  продуктивность деятельности в течение  относительного длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется  его длительностью и степенью концентрации.
   Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим произвольным колебаниям. Периоды таких колебаний  составляют обычно две-три секунды  и доходят до 12 секунд.
   Если  внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие  факторы:
   - усложнение объекта (сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения);
    активность личности;
    эмоциональное состояние ( под влиянием сильных раздражителей может возникнуть отвлечение внимания на посторонние объекты);
    отношение к деятельности;
   - темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадируют (захватывают ненужные участки коры головного мозга), затрудняется сосредоточение и переключение внимания. Устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями (пунктуациями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения:
   - первоначальное вхождение в работу;
   - достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;
   - снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.
   Интенсивность. Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного
   вида  деятельности. Внимание в той или  иной деятельности может проявляться  с разной интенсивностью. Во время  любой работы проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания. Так, в состоянии утомления  человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных  процессов в коре головного мозга  и появлением сонливости как особого  акта охранительного торможения. Физиологически интенсивность внимания обусловлена  повышенной степенью возбудительных процессов  в определенных участках коры мозга  при одновременном торможении других его участков.
   Концентрация. Концентрация внимания - это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.
   Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. Физиологической  основой сосредоточенного внимания являются оптимальная интенсивность  возбудительных процессов тех участков коры головного мозга, которые связаны с данным видом деятельности при одновременном развитии сильных тормозных процессов в остальных частях коры.
   Сосредоточенное внимание характеризуется резко  выраженными внешними признаками: в  соответствующей позе, мимике, выразительном  живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние признаки не всегда не всегда соответствуют  действительному состоянию внимания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему.
   Распределение. Распределение внимания - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.
   Распределение внимания - это свойство внимания, с  которым связана возможность  одновременного успешного выполнения (совмещение) двух и более различных  видов деятельности (или нескольких действий). Рассматривая распределение  внимания, необходимо учитывать, что:
   - трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;
    легче совмещать двигательную и умственную деятельность;
    для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.
   Особое  значение распределение внимания имеет  во время учебы. Ребенок должен одновременно слушать взрослого и записывать, доставать, открывать, запоминать, манипулировать объектами и т.д. Но только в том  случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет успешно.
   Старший дошкольник и младший школьник плохо  распределяют внимание, у них еще  нет опыта. Поэтому не следует  заставлять ребенка одновременно выполнять  два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению  внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.
   Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному внимания формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков.
   Переключение. Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.
   Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение  в новую деятельность, усталость.
   Переключение  бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) - в том случае, когда  человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят:
   - от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;
   от  завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;
   - от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот);
   - от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.);
   - от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.
   Наряду  с переключением внимания выделяется его отвлечение -непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения. Ребенку трудно   начинать   новую   работу,   особенно   если   она   не   вызывает положительных    эмоций,    поэтому    не    рекомендуется    без    особой необходимости часто менять ее содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо. Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.
   Колебания. Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Периодичность колебания внимания отчетливо проявляется в опытах с двойственным изображением.
   Классическим  примером является двойной квадрат, представляющий собой одновременно две фигуры: 1) усеченную пирамиду, обращенную к зрителю своей вершиной; и 2) длинный коридор с выходом  в конце. Если смотреть на этот чертеж даже с напряженным вниманием, то через определенные промежутки времени  перед нами будет то усеченная  пирамида, то длинный коридор. Вот  такая смена объектов и есть пример колебания внимания. 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
   
   Колебание внимания объясняется тем, что деятельность определенных нервных центров не может продолжаться интенсивно без  перерыва. При напряженной работе соответствующие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в  восстановлении. Наступает их охранительное  торможение, в результате которого в тех центрах, которые до этого  были заторможены, повышается и внимание переключается на посторонние раздражители.
    Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность имеет определенную направленность. Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются. Так, например, если необходимо внимательно рассмотреть какой-либо объект, мы внимательно что-либо слушаем, то наклоняем голову, чтобы лучше слышать. Такое приспособительное движение облегчает восприятие.
   Направленность, или избирательность, внимания проявляется  в различных формах. Первоначально  выбор объектов внимания связан с  анализом огромного потока информации, непрерывно поступающего из внешнего мира. Это ориентировочно - исследовательская  деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Избирательность  протекает в значительной мере на уровне подсознания. Избирательность  внимания проявляется в бдительности, настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность). Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях  избирательность внимания может  носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой (произвольная избирательность). В других случаях (например, чтение книги, прослушивание музыки и т.д.) четкая программа необязательна. 
 

   1.2. Развитие произвольного внимания в онтогенезе 

    Необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности.
    С того времени, как умственно отсталые дети были выделены из детской популяции и стали предметом специального изучения, клиницисты, психологи, педагоги настойчиво говорят о глубоких нарушениях их внимания. В прошлом веке отклонения в развитии внимания некоторые дефектологи оценивали как сущность умственной отсталости. И в настоящее время эти отклонения рассматриваются многими отечественными и зарубежными учеными как один из важнейших показателей клинической характеристики умственно отсталых детей.
   Уровень развития внимания учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида весьма низок. Учащиеся с нарушением интеллекта смотрят на объекты или  их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они  не улавливают многое из того, о чем  им сообщает учитель. По этой же причине  учащиеся выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Для того чтобы легче исправлять эту невнимательность, следует различать, по крайней мере, два ее источника.
   Первый  и наиболее типичный источник - колебания  психической активности, являющиеся проявлением летучих, кратковременных  фазовых состояний в коре головного  мозга. На языке психологов это можно  назвать быстрой истощаемостью  психических процессов. Не следует  думать, что эта истощаемость, или, иначе, утомляемость, обнаруживается только к концу школьного дня либо к концу года. Истощаемость может наступить и на первом уроке после некоторого умственного напряжения. Это падение и колебание тонуса психической активности может иметь место у каждого школьника с ослабленной нервной системой (даже у ученика массовой школы). Однако у многих учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида колебания тонуса психической активности возникают постоянно и очень часто.
   По  данным Э.С. Мандрусовой, церебрастенические состояния наблюдаются    у    олигофренов    и    других    учащихся    коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида. Эти состояния значительно затрудняют усвоение изучаемых в школе предметов. По ее же данным, есть церебрастеничные школьники, которые настолько сообразительны, что их никак нельзя отнести к числу учащихся с нарушением интеллекта. Однако (по причине церебрастении) они оказываются не в состоянии учиться в массовой школе. Грубо выраженные и частые колебания внимания мешают им усвоить программу не только массовой, но и коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида. Длительная, травмирующая их психику школьная неуспеваемость вызывает у этих учащихся невротические и психопатоподобные синдромы.
   В исследовании М.С. Певзнер на основании  клинических и патофизиологических  данных было показано, что ведущим  нарушением высшей нервной деятельности у всех учащихся с нарушением интеллекта является патологическая инертность нервных  процессов, нарушение их подвижности. Вместе с тем М.С. Певзнер говорит  о том, что у некоторых учащихся с нарушением интеллекта наблюдается  нарушение баланса между основными  нервными процессами. Иначе говоря, речь идет о преобладании возбуждения  над торможением или, напротив, торможения над возбуждением. Специалисты отмечают, что у учащихся с нарушением интеллекта часто возникают летучие кратковременные  фазовые состояния, которые во время  учебной деятельности проявляют себя в колебаниях внимания [38].
   В фундаментальных исследованиях  А.Р. Лурия и Е.Д. Хомской также рассматриваются нейрофизиологические основы внимания. В исследовании Е.Д. Хомской особое значение придается селективному вниманию. Это внимание предполагает отбор и удержание нужной информации. При селективном внимании необходимо отвлечься от не относящейся к нужному делу, но воздействующей на анализаторы информации[30].
   Е.Д. Хомская подробно излагает литературные источники, в которых раскрывается вопрос о механизмах нарушения внимания. Далее Е.Д. Хомская
рассматривает вопрос о причинах колебания внимания и делает вывод о том, что они  недостаточно изучены, особенно применительно  к произвольной умственной деятельности человека. Неясным остается, по ее мнению, роль различных мозговых структур, в осуществлении обусловленных  речью произвольных форм внимания. Данные исследования свидетельствуют  о большой роли в осуществлении  этого процесса медиобазальных отделов коры лобных долей головного мозга.
   И.Л. Баскакова указывает, что при  изучении внимания учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида необходимо использовать систему постепенно усложняющихся экспериментальных приемов [4].
   Она изучала устойчивость внимания при  выполнении однообразной работы (корректурная проба), а затем той же работы при  так называемой смысловой помехе (школьники должны были выполнять  ту же работу -вычеркивать буквы в содержательном тексте). Далее внимание изучалось в условиях, требующих его переключения. Наконец, очень большая изобретательность была проявлена И.Л. Баскаковой в выборе экспериментальных приемов исследования внимания в разных видах интеллектуальной деятельности. Методики были подобраны так, что допускали возможность проведения не только индивидуальных, но и коллективных экспериментов. Это давало возможность собрать большой фактический материал. В целях сравнения с нормой эксперименты проводились не только с учащимися коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида, но и с их здоровыми сверстниками [4].
   П.Я. Гальпериным был предложен несколько  иной подход к недостаткам внимательности и возможности их преодоления. Он не отрицает того, что одной из причин слабости внимания является неполноценность  нервных процессов. Вместе с тем  он рассматривает внимание как формирующийся навык [16].
   Исследования  Н. С. Осиповой показали, что невнимательность учащихся с нарушением интеллекта в  процессе чтения и письма вовсе не обязательно является следствием нарушения  корковой нейродинамики. Вниманию, как действию самоконтроля, можно и нужно специально обучать. Несомненно, что это положение правильно. Работы в указанном направлении предстоит еще очень много.
   Усвоение, учащимися школьных знаний предполагает некоторую сформированность произвольного внимания. Оно у младших школьников с нарушением интеллекта характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью и т.д.. Так, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, ученики-олигофрены слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие предметы, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие [37].
   Воспитание  внимания у младших школьников с  нарушением 
интеллекта тесным образом связано с формированием их личности. 
Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств, как 
целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность,

настойчивость и др. Присущие ученикам с недостатками умственного развития нарушения  произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности поведения и деятельности, резко  снижают их работоспособность.
   Исследователи М.С. Певзнер [38], Л.И. Переслени, СЛ. Рубинштейн [50] подчеркивают тесную взаимосвязь между нарушениями познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта с дефектами их произвольного и непроизвольного внимания. Рассмотрим некоторые особенности основных свойств внимания учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида.
   Объем внимания — это количество объектов, которые человек может одновременно охватить своим вниманием. Установлено, что объем внимания у первоклассников  с нарушением интеллекта низкий, так  как ограничивается 1 — 2 объектами. У третьеклассников он несколько  выше (2 — 3 объекта). Однако при определенных благоприятных условиях он может  расширяться. К числу таких условий  относятся: предварительная инструкция, повышающая мотивацию деятельности младших школьников с нарушением интеллекта; предварительное знакомство учащихся с отобранными для предъявления объектами и активная деятельность с ними; оптимальное количество воспринимаемой одновременно зрительной информации и ее содержание (цифры, буквы, изображения предметов). При активизирующей инструкции, меняющей мотивацию выполнения задания и включающей элементы соревнования, объем внимания у школьников значительно повышается. Замечено, что нецелесообразно чрезмерно уменьшать или увеличивать количество предъявляемых объектов, так как у данной категории учащихся это может привести к сужению объема внимания. Оптимальным количеством предъявляемой зрительной информации для первоклассников является 3 — 5, а для учеников III класса — 5 — 7 объектов.
   Исследования  И.Л. Баскаковой показали зависимость  объема внимания учащихся с нарушением интеллекта от наличия смысловых  связей между предъявляемыми объектами. При восприятии изображенных предметов, логическая взаимосвязь между которыми понятна учащимся, внимание у первоклассников  повышается. У третьеклассников значительно  возрастает объем внимания при восприятии не только изображений предметов, логически связанных между собой, но и букв, образующих слова, т. е. при восприятии более абстрактного материала. Это свидетельствует о том, что к III классу у школьников с нарушением интеллекта формируется умение группировать логически взаимосвязанные объекты. Вместе с тем объем внимания учащихся младших классов коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида значительно ниже объема внимания их нормально развивающихся сверстников, особенно при выполнении заданий, в которых требуется более высокий уровень обобщения и осмысления [4].
   И.Л. Баскакова указывает, что под  устойчивостью внимания подразумевается  длительность сосредоточения внимания на объекте. Большинство младших  школьников с нарушением интеллекта могут относительно долго интенсивно выполнять несложную однообразную работу. Так, в течение 15 минут учащиеся с нарушением интеллекта в корректурных пробах достаточно успешно вычеркивают 3 изображения. Продуктивность работы при этом в среднем не снижается, а в отдельных случаях даже повышается. Вместе с тем отмечается большое число ошибок, проявляющихся  в пропуске зачеркивания предусмотренных  инструкцией изображений (знаков), в  зачеркивании не предусмотренных инструкцией  знаков. Средний уровень устойчивости внимания школьников с нарушением интеллекта ниже, чем у их нормально развивающихся  сверстников. От I к III классу наблюдается  заметное развитие устойчивости внимания, при этом меняется темп выполнения задания. Третьеклассники работают быстрее первоклассников, но количество ошибок, которое они допускают  в ходе выполнения задания, остается очень существенным. Это свидетельствует  о том, что показатели устойчивости внимания повышаются к III классу в основном за счет роста темпа работы, а  не ее качества. Для младших школьников с нарушением интеллекта периодом наиболее оптимального проявления устойчивости внимания при выполнении однообразной работы является временной промежуток в 6—10 минут [4].
   С.В. Лиепинь считает, что возникают ситуации, когда учащимся с нарушением интеллекта бывает необходимо одновременно выполнять два и более действия. Например, при написании диктанта ученики должны внимательно слушать, что произносит педагог, и писать диктуемое. Одним из условий, способствующих успешному совмещению двух видов деятельности, является умение учащихся распределять свое внимание. Известно, что
распределение внимания малодоступно ученикам с интеллектуальной недостаточностью. Когда им предлагают осуществлять какую-то деятельность одновременно с выполнением другого задания, им бывает трудно справиться с поставленной перед ними задачей. Так, первоклассники, по заданию учителя вычеркивая в  корректурной таблице определенные фигуры, должны были, кроме того, считать  звуковые сигналы, подававшиеся во время  этой работы. Однако учащиеся занимались только корректурной таблицей, т. е. из двух видов деятельности они выполняли  только одну, ту, которая была для  них более привычной [29].
   Еще одним важным качеством внимания является его переключение. Оно предполагает намеренный перенос внимания с одного вида деятельности на другой или с  одного объекта на другой внутри какой-либо деятельности, например, когда при  списывании текста следует еще подчеркивать какую-либо орфограмму.
   Особенности переключения внимания у учащихся с  нарушением интеллекта мало изучены, однако имеющиеся материалы позволяют  сделать некоторые выводы. Выявлено, что переключение внимания зависит  не только от особенностей познавательной деятельности и личности учеников с  интеллектуальной недостаточностью, но и от характера предъявляемых  объектов. Замечено, что младшие  школьники успешнее выполняют задания, требующие переключения внимания при  работе с более конкретным материалом (например, с изображением предметов), чем с абстрактным.
   Учащиеся  с нарушением интеллекта, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов  возбуждения и торможения. Чрезмерное количество разнообразных видов  деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой  утомляемости учащихся, следствием которой  является неосознанное переключение   внимания   с   выполняемого  задания   на  что-то  другое, оказавшееся в поле их зрения, т.е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи.
   В связи с полиморфностью состава учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида большой интерес для психологов представляют сведения об особенностях внимания младших школьников с нарушением интеллекта, различающихся качественным своеобразием структуры дефекта [39].
   В исследовании СВ. Лиепинь обнаружены существенные различия в свойствах внимания у школьников с нарушением интеллекта, характеризующихся разной структурой дефекта [29].
   Так, у учащихся с не осложненной формой олигофрении наблюдается наименьшее отставание от нормы в показателях  объема внимания, устойчивости и его  распределения, а также в динамике развития этих свойств. Объем внимания у учеников этой клинической группы значительно меняется по сравнению  с тем, что имеет место у  учащихся других клинических групп, в зависимости от установки к  восприятию, предварительного знакомства с объектами и от качества предъявляемой  информации. У третьеклассников с  не осложненной формой олигофрении  отмечается увеличение объема внимания при предъявлении объектов, связанных  между собой по смыслу. У многих первоклассников отмечается неспособность  к распределению внимания при  выполнении двупланового задания, однако к III классу большинство из них справляется с такого рода задачами [29].
   У учащихся с нарушением интеллекта с  преобладанием процессов возбуждения  констатировано существенное отставание в показателях качества устойчивости и распределения внимания по сравнению с учащимися, имеющими неосложненную форму олигофрении. У учеников этой клинической группы отмечается относительно быстрый темп работы, сопровождающийся самым большим числом ошибок. Не умея распределять свое внимание, учащиеся I класса часто переключаются с одного задания на другое. Общая характеристика внимания возбудимых олигофренов при создании им оптимальных условий такая же, как у школьников с нарушением интеллекта с неосложненной структурой дефекта. Вместе с тем при предъявлении им объектов, связанных между собой по смыслу, объем их внимания более узкий. У них также отмечается низкая динамика развития внимания.
   Учащиеся  с нарушением интеллекта с преобладанием  процессов торможения имеют самый  низкий показатель устойчивости внимания. Большинство учащихся этой клинической  группы не способны к распределению  внимания. По сравнению с другими  группами олигофренов у них самый узкий объем внимания.
   Таким образом, анализ теоретических источников показал, что у младших школьников с нарушением интеллекта не одно из свойств внимания не остаётся тем  или иным образом, не задетым патологическими  отклонениями в психическом развитии ребенка. Так авторы указывают на малый объем внимания олигофренов, на колебания устойчивости внимания и его концентрации, проявляющиеся  в периодических изменениях работоспособности  и в быстрой утомляемости учеников. Подчеркивают их постоянную, чрезвычайно  легкую отвлекаемость, особенно отчетливо  обнаруживающуюся при работе с относительно сложным материалом. Присущее учащимся нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида.
   Внимание - это сосредоточенность сознания на каком-либо объекте или деятельности, соответственно, внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы. Исследователи подчеркивают существенную роль внимания в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания умственно   отсталых  школьников   отмечают  нарушение   концентрации,
устойчивости, распределения, переключаемость и  объем внимания. У учащихся с нарушениями  интеллекта непроизвольное внимание несколько  сохраннее произвольного, но и оно  отличается своеобразием. Внимание умственно  отсталого ребенка находится  в прямой зависимости от особенностей его работоспособности и связано  с высшей нервной деятельностью. Так, у детей с возбудимым типом  нервной системы несколько сохраннее  темп, объем и переключаемость  внимания, у тормозных детей выше устойчивость. Может иметь место  несоответствие внешнего выражения  внимания состоянию сознания ребенка. Отмечается динамичность внимания, которая проявляется в трудности его привлечения к нужным сторонам объекта. Из-за склонности к частому охранительному торможению внимание детей с интеллектуальной недостаточностью носит «мерцательный» характер.
   Таким образом, при умственной отсталости ни одно из свойств внимания не остается тем или иным образом не задетым патологическим отклонением. Однако специалистами выявлены возможности коррекции недостатков внимания у детей в процессе обучения. 
 

   1.3. Особенности развития внимания младших школьников с
   нарушением  интеллекта 

   Как при  развитии других психических функций, в онтогенезе внимания также решающее значение имеет тот момент, когда  внимание ребенка перестает зависеть от случайно действующих раздражителей  и ребенок сам начинает направлять его. Центральным фактом в истории  развития внимания является акт зарождения произвольного, опосредствованного внимания.
   Согласно  результатам А.Н. Леонтьева, элементы произвольного внимания встречаются и в дошкольном возрасте, однако действительно произвольным оно становится лишь после овладения ребенком приемами его организации, упорядочения. А это происходит лишь в школьном возрасте, и 11-12-летние учащиеся уже достигают высокой ступени развития произвольного внимания.
   Поэтому в истории развития внимания дошкольный возраст резко отличается от всего  последующего периода жизни ребенка.
   Внимание  среди психических явлений занимает особое место. Оно представляет собой  психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или  другого явления, играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности. По мнению П.Я. Гальперина «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности». Внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное в данный момент[15].
   Внимание  необходимо человеку в его повседневной жизни: в быту, в процессе общения  с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде, так  как внимательный человек вовремя  заметит опасность и сможет ее избежать, устранит препятствия на пути. Внимание в процессе обучения может превратиться во внимательность, а умение быть внимательным имеет  значение не только в успешном обучении наукам, но и в развитии личности. К.Д. Ушинский говорил: «...внимание есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Действительно, чаще всего человек обращает внимание на то, что ему интересно, отвечает его желаниям. Внимание свойственно всем людям, но его особенности различны в зависимости от возраста.
   Внимание - это всегда характеристика какого-то другого психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать  на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание - сквозной психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других.
   Выделяют  основные свойства внимания:
   переключение - осознанный перенос внимания с  одного объекта на другой;
   объем - количество объектов, находящихся  в поле внимания одновременно небольшой  промежуток времени;
   распределение - возможность одновременного удержания  в сфере внимания нескольких объектов;
   устойчивость - достаточная длительность сосредоточения внимания на объекте;
   концентрация - степень сосредоточения сознания на определенном объекте.
   Эти свойства внимания в значительной степени  независимы друг от друга. Внимание хорошее  в одном отношении может быть не очень совершенным в другом. Зная основные свойства внимания, можно  их у себя развивать.
   Существуют  три причины возникновения внимания, они же характеризуют и три  вида внимания:
   непроизвольное, привлекаемое силой, новизной, необычайностью раздражителя. Воля, как правило, здесь не проявляется;
   произвольное (или волевое) - сосредоточенность на чем-то может быть достигнута желанием самого человека, усилием воли. Оно возникает тогда, когда человеку приходится преодолевать какие-то трудности (внешние или внутренние), чтобы быть внимательным к чему-то нужному;
   послепроизвольное, основанное на чрезвычайном интересе, на отношении человека к какому-то предмету, к своей деятельности, к поставленной задаче, которая выражается в желании узнать что-то новое, раскрыть явления более глубоко и разносторонне.
   Внимание  такое обычно поддерживается активной умственной деятельностью ученика.
   На  каком же из трех видов внимания следует строить повседневную работу с маленькими школьниками на уроке? Совершенно очевидно, что первый вид, то есть непроизвольное внимание не исключается полностью. Нельзя строить повседневную работу только на волевом произвольном внимании детей, так как оно требует большого нервного напряжения и оказывается очень трудным не только для маленьких учеников, но и для взрослых. Значит, надо ориентироваться на третий вид внимания, который поддерживается интересом на послепроизвольное. У детей надо понемногу формировать способность к волевому сосредоточению. Такое «приучение» должно совершаться постепенно, при обдуманной дозировке заданий, требующих сначала короткого, а затем все более длительного волевого сосредоточения.
   Внимание  теснейшим образом связано с  эмоционально-волевой сферой личности, что и определяет особенности  формирования этого процесса у детей  младшего школьного возраста. Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. У детей сангвинистического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезвычайной активности. Сангвиники подвижны, непоседливы, многое успевают сделать на уроке.
   Флегматики  и меланхолики пассивны, вялы, часто  кажутся невнимательными. На самом  деле они сосредоточены на изучаемом  предмете. Недостаточность внимания может быть вызвана сочетанием субъективных и объективных причин. К субъективным причинам могут быть отнесены типологические темпераментные особенности ребенка, индивидуальный темп нервной деятельности, состояние здоровья. К объективным - качество, степень новизны и  сложности нервной деятельности, являющейся содержанием процесса внимания.
   Преобладающим видом внимания младшего школьника  является непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и преобладанием наглядно-образного характера мыслительной деятельности.
   Учащиеся  все свое внимание направляют на бросающиеся  в глаза отдельные предметы. Непроизвольное внимание в период обучения ребенка  в школе развивается, но происходит и развитие произвольного внимания учащихся. Произвольное внимание в  младшем школьном возрасте развивается  вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования  внимания в младшем школьном возрасте ограничены, младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить “пятерку”, заслужить похвалу учителя).
   Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение  внимания - слабее. В работе группы психологов А.К. Марковой, А.Г. Лидере, Е.Л. Яковлевой «Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте» приведены нормативы объема внимания: 8-9 лет - объем внимания 2-5 единиц (среднее - 3) 10-11 лет- объем внимания 3-6 единиц (среднее значение - 4) 12-14 лет - объем внимания 3-7 единиц (среднее значение - 5).
   У учащихся начальных классов небольшая  устойчивость внимания, что связано  с возрастной слабостью процесса торможения. Первоклассники чаще всего  имеют рассеянное и неразвитое внимание. По нашим наблюдениям и многие учащиеся 2–4-х классов показывают низкий уровень произвольного внимания. Устойчивость внимания первоклассники, например, могут сохранять 30-35 минут, а учащиеся третьего класса могут  сохранять внимание непрерывно в  течение урока. Очень важно периодически менять виды работ, чтобы не наступило  утомление.
   Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой, такие свойства внимания, как переключение и распределение  менее развиты в младшем школьном возрасте. На протяжении школьного  возраста они интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к концентрированному и  устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности.
   При изучении внимания младших школьников необходимо опираться на возрастные особенности  детей этого возраста, подбирать  методики, предназначенные для младших  школьников. Лучше всего использовать стандартизированные методики, в  которых есть бальные оценки. Изучая внимание младших школьников, необходимо проанализировать прежде всего:
   -объем внимания;
   -сосредоточенность, концентрацию внимания;
   -длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них.
   На  основании диагностических данных охарактеризовать особенности внимания учащихся. Например: несформированность внутренней волевой регуляции внимания; сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво; при соответствующей  работе возможна достаточно эффективная  коррекция указанных качеств  внимания.
   При необходимости  разрабатывать индивидуальные программы  по развитию внимания отдельного ученика. Важно в начальной школе использовать метод наблюдения, что расширяет  реальное представление об ученике.
   Одним из непременных условий успешного  обучения является развитие произвольного  преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без  отвлечений, следовать инструкциям  и контролировать полученный результат.
   Основное  изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять данным психическим процессом, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Оно формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организовывают его внимание.
   Внимание  является одним из важнейших показателей  при оценке психического развития ребёнка, а так же имеет ряд особенностей, присущих детям старшего дошкольного возраста. Одной из специфических особенностей внимания дошкольников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует способы, которые он перенимает у взрослых.
   Спецификой  внимания данного возраста является сочетание его инертности и неустойчивости, недостаточное развитие и способность концентрации внимания на изучаемом явлении, узость объёма внимания.
   На  протяжении дошкольного возраста, в связи с усложнение умственного развития детей, внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру двадцать пять – тридцать минут, то к пяти – шести годам длительность игры возрастает до оного – полутора часов. Это объясняется тем, что игра постоянно усложняется и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.
   Исследования  психологов показывают, что развитие произвольного внимания в случае грамотного управления этим процессом в течение первого года обучения может происходить довольно интенсивно.
   Большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый. Развитие произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.
   Основные  механизмы произвольного внимания закладываются в дошкольном детстве. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства происходит по следующим направлениям:
   - принятие  постепенно усложняющихся инструкций;
   - удержание  инструкций во внимании на  протяжении всего занятия;
   - развитие  навыков самоконтроля.
   Произвольное  внимание начинает формироваться в  дошкольном возрасте, а связано это в первую очередь с возрастанием роли речи в регулировании поведения ребёнка. Развитие произвольного внимания зависит от условий и характера деятельности. Большое значение при этом имеет соотношение между тем, что интересует и тем, что он должен выполнить, то есть заданием. При наличии тесной связи между данными условиями поддерживается произвольное внимание.
   Хотя  дети четырех – шести лет и  начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
   Произвольное  внимание дошкольника обусловлено  тем, что изменяется организация  его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели.
   К концу  дошкольного возраста постепенно появляется опыт управления своим вниманием, умение более или менее самостоятельно его организовывать, сознательно направлять на определённые предметы, явления, интенсивно развивается способность к произвольному вниманию, а в дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе. 
 
 

   Выводы  к I главе:
   Младший школьник с нарушением интеллекта может  длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес но у него еще фактически не сформировалось произвольное внимание, которое обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе интересно. Учебная деятельность не может обойтись без произвольного внимания, поэтому с первых же дней учебного года учитель должен планомерно формировать этот вид внимания у детей.
   Психологу, работающему с умственно отсталыми школьниками, необходимо в своей работе непрерывно совершенствовать приемы активизации, привлечения внимания к значимым объектам, удержания внимания в необходимом русле и на должном уровне.
   Таким образом, познавательная деятельность у младшего школьника преимущественно  происходит в процессе обучения. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно  по объему. Поэтому весь процесс  обучения и воспитания ребенка начальной  школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует  от ребенка постоянных упражнений в  произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими  функциями, и, прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех в учебной деятельности.
               
 
 
 
 

Глава II. Констатирующий эксперимент  и его анализ 

2.1. Содержание и организация  исследования 
 

   Экспериментальное исследование было проведено на базе специальной (коррекционной) школы  VII-VIII вида №65. В исследовании приняли участие 10 младших школьников 3 классе названной выше школы. Все дети определены в коррекционно-образовательные учреждения VIII вида по результатам обследования в психолого-медико-педагогической комиссии, где им было поставлено заключение: олигофрения легкой степени дебильности. (Приложение 1).
   Группа  комплектовалась на основе психолого-педагогического  изучения индивидуальных карт детей, характеристик  воспитателей и специально подобранных психологических методик.
   Исследование  проводилось в течение учебной четверти. Беседы и экспериментальные методики осуществлялись в индивидуальной форме. На уроках использовались индивидуальные, групповые, фронтальные методы работы. Предпочтение отдавалось индивидуальной форме работы.
    В процессе экспериментальной работы были применены следующие методы:
    Методика №1 Корректурная проба, тест Бурдона
    Методика № 2 Треугольники
   З.Методика № 3 Оценка уровня развития произвольного внимания (Ф. Горбова)
   Методики  констатирующего эксперимента были направлены на выявление уровня развития переключения, объема и устойчивости внимания.
  Методика 1. Корректурная проба, тест Бурдона 

   Цель: определить устойчивость и переключаемость внимания.
  Материал и оборудование: стандартные бланки теста «Корректурная
проба» для  каждого учащегося, образец, секундомер.
   Описание методики и порядок работы: работа проводится со
стандартным бланком  теста « Корректурная проба» индивидуально (можно и
в группе). У испытуемого  должно быть желание выполнить задание. Перед
выполнением задания  педагог( психолог) обращается к испытуемым со
словами: « На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно
рассматривая  каждую строчку, отыскиваете буквы  «К» и «Н» и зачеркивайте
их. Букву «К»  зачеркнуть, букву «Н» обвести  кружком. Задание необходимо
выполнить быстро и точно». Работа начинается по команде  психолога. Время
работы – 5 минут.
   Обработка результатов.
Рассчитать продуктивность внимания:
1. продуктивность  внимания (количество просмотренных  букв 5
минут);
2. точность выполнения: А = ____Е___
Е + 0
где Е- количество правильно вычеркнутых букв, О - количество ошибок.
Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, этот показатель равен
единице, при  наличии ошибок он всегда меньше единицы.
0,9-1 – высокий  уровень;
0,7-0,8 – выше  среднего;
0,5-0,6 – средний;
0,3-0,4 – ниже  среднего;
0-0,2 –низкий.
Методика  № 2. Треугольники
   Цель: определение переключаемости произвольного внимания.
   Описание: по указанию взрослого ребенок рисует треугольники 2-3 строки. По количеству ошибок определяется уровень развития переключаемости произвольного внимания.
   Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, протокол.
   Инструкция: «Будь очень внимателен! Сейчас я дам тебе одно за другим два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить. Первое задание - рисовать треугольники уголком вверх: /\ /\ ^ А (показать на отдельном листке, если обследуется группа детей - на доске; после этого образец убрать)».
   Через 2-2,5 строчки рисунка предлагается второе задание - продолжать рисовать треугольники, но уголком внизу V V V      (поставить образец). Второе задание выполняется также в 2-3 строки. Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания. Нормативы: 

     
   Результат и его интерпретация    балл
   1.Ребенок  правильно выполняет второе задание,  достаточная концентрация и устойчивость  внимания, отсутствие даже легких  признаков инертности    5
   2.Ошибки  при рисовании первых трех  фигур второго задания, затем  правильно - слабо выраженные  переключаемость, врабатываемость.    4
   3. Исправленные ошибки по ходу  выполнения второго задания -нарушение переключаемости (единичные случаи «застревания» на предыдущем действии)    3
   4.Первые  три треугольника второго задания  выполнены правильно, затем ошибочно (отчетливые нарушения переключаемости  внимания)    2
 
   5. Отказ от выполнения второго  задания, сразу ошибки, 
выраженные нарушения переключаемости («застревание» на 
предыдущем действии) 
 
 
 

   Методика  № 3 Оценка уровня развития произвольного  внимания
   Цель: выявление уровня развития устойчивости, объема, переключаемости и распределения произвольного внимания ребенка.
   Описание  методики: ребенку предлагается выполнить  задание в три этапа. На первом этапе ребенок по образцу вписывает  знаки в геометрические фигуры. На втором этапе зачеркивает и обводит  два определенных предмета из четырех  по указанию взрослого. На третьем этапе  зачеркивает во всех фигурах нарисованных насекомых. Уровень развития произвольного  внимания определяется по сумме результатов  трех отдельно обработанных этапов работы.
   Оборудование: три листа: 1) изображение геометрических фигур; 2) образ реальных предметов - рыбка, воздушный шарик, яблоко и  арбуз; 3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы. В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры - это образец  работы для испытуемого; простой  карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.
   Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки  в каждой из четырех верхних фигур. Ты должен расставить такие же знаки  во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с  образцом». Первый этап.
   «На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные  шарики и арбузы. Прошу тебя зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком». Второй этап. 

   «На этой карточке нарисованы уже знакомые тебе геометрические фигуры. В квадратики забрались мухи, а в ромбах поселились гусеницы. Ты должен зачеркнуть во всех фигурах карточки и мух, и гусениц». Третий этап.
   Во  время эксперимента необходимо обратить внимание на поведение испытуемого:
    отвлекался от работы или нет;
    как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;
    часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;
    пытался ли проверять себя; если да, то как.
   Фиксируемые параметры: 1) время заполнения каждой карточки; 2) количество допущенных ошибок при заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры, ошибочный значок, лишние значки.
   Обработка результатов: Чтобы оценить уровень  развития произвольного внимания ребенка 5-7 лет необходимо подсчитать среднее  время заполнения карточки по формуле  t = (t,+t2 + t3):3,
   где t - среднее арифметическое время заполнения одной карточки, в
   секундах;
   ti - время заполнения карточки 4, и 12,з соответственно карточек пять и шесть. Аналогично необходимо подсчитать среднюю величину количества ошибок: h = (h,+h2 + h3):3,
    где h - среднее арифметическое количество ошибок; hb h2, h3 - количество ошибок по результатам соответствующих этапов экспериментов.
   Примечание.
   Чтобы получить полную картину особенностей внимания ребенка, надо особенно внимательно  проанализировать следующую информацию. Дети в возрасте около 6 лет довольно часто при выполнении задания  обращаются к образцу - это говорит  о небольшом объеме их внимания. Если ребенок часто отвлекается  и вы чувствуете, что ваше присутствие  и ваша забота ему необходима, это безусловно, свидетельствует о слабой устойчивости внимания.
   Кроме того, можно определить разность ошибок (РО) между третьим и первыми  двумя этапами: РО = П3 - (ni + п2 ).
   Если  РО окажется величиной положительной, то это говорит о снижении интеллектуальной активности ребенка к концу эксперимента, снижение активного внимания, другими  словами, снижение степени концентрации внимания и невозможности произвольно  отрегулировать этот процесс. 
 

   2.2. Результаты констатирующего эксперимента 
 

   Результаты  по методике «Корректурная проба»
   У детей, присутствуют многочисленные ошибки. В основном школьники показали результаты в пределах 0,5 балов, что говорит о низком уровне развития внимания. Эти дети не воспринимают большинство мелких деталей, часто просто не до конца выполняют задание, отвлекаются, что говорит о быстрой истощаемости.
   Таблица 1.
   Определение переключаемости и устойчивости развития произвольного внимания 

       Имя Ф.    Уровни  развития произвольно    Баллы
             внимания          
             Низкий    Средний    Высокий     
   1.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.