Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Невербальные средства общения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ 
 

Факультет: «УПРАВЛЕНИЕ И  ПРАВО» 

Кафедра: «иностранных языков» 
 

РЕФЕРАТ 

По  дисциплине: «РУССКИЙ ЯЗЫК. КУЛЬТУРА РЕЧИ» 

На  тему: «невербальные средства общения» 
 

Выполнила:
студентка 1курса
факультета  УП1
спец. 080505
Клопкова Е. С.
                                                                                                                                              
 

Проверила:
преподаватель кафедры «Иностранных языков»
Польдяева А. И 
 

Москва  – 2010 г.
 

 

Содержание.
Введение
    Невербальные средства общения
    Особенности невербальной коммуникации
    Функции невербальных сообщений
    Социальное и психологическое значение мимики
    Выражение лица (мимика)
    Позы и жесты
    Заключение
Список литературы
 


Введение.
     В социальной психологии принято рассматривать  общение как особый вид психологической  деятельности, результатом которой  являются образования и изменения  в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы), эмоциональной  сфере личности, изменения в области  ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.
     Невербальное  общение - это такой вид отношения, для которого является характерным  использование в качестве главного средства передачи информации организации  взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления  влияния на другого человека невербального  поведения и невербальных коммуникаций, следовательно, невербальные средства полифункциональны.
     Существует  ряд подходов к невербальному  общению: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный.
     Наиболее  древнее направление изучения невербального  общения - изучение его в связи  с речевым поведением человека.
     Подход  к невербальному общению формируется  на стыке проблем психологии невербального  общения, невербальной интеракции, невербального  поведения, рассматриваемых сквозь призму психологии экспрессивного поведения, взаимодействия и межличностного познания.
     Термин  «экспрессия» переводится на русский  язык как выразительность, яркое  проявление чувств, настроений. Экспрессия толкуется также как предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного  наблюдения психологических особенностей личности.
     Экспрессивность означает степень выраженности того или другого чувства, настроения, состояния, отношения и т.д. В отечественной  психологии принят термин «выразительность движения», который используется для  того, чтобы отделить от других видов  движений движения, выполняющие функции  выражения во вне психологических, личностных особенностей человека. В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть выражены наблюдателем. В класс средств, выявляющих своеобразие личности, попадают мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т.д.
     В рамках психологии экспрессивного или  невербального поведения в качестве отдельных объектов изучения выделено индивидуальное экспрессивное невербальное поведение диады, группы, лиц.
     В каждой из этих областей ставятся задачи определить степень устойчивости взаимосвязей между экспрессивным невербальным поведением и социально-психологическими характеристиками личности и группы, определить невербальные коды, способы  их фиксации, установить особенности  декодирования, толкования экспрессивных  кодов личности на примерах моделей  поведения.
Существуют две  проблемы понимания невербального  общения:
    во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;
    во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно дифференцировать эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».
 
 
 
 
 


Невербальные  средства общения.
     Общение, будучи сложным социально-психологическим  процессом взаимопонимания между  людьми, осуществляется по следующим  основным каналам: вербальному и  невербальному.
     Исследования  показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют - 7%, звуки интонации - 38%, неречевое  взаимодействие - 53%.
     Невербальные  средства общения изучают следующие  науки:
1. Кинестетика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика - движение мышц лица; жестика - жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика - моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
2.Такесика - прикосновение  в ситуации общения: рукопожатия,  поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.
3. Проксемика - расположение людей в пространстве при общении.
4. Физиогномика - учение о выражении характера  человека в чертах лица и  формах тела.
5. Просодика  - ритмико-интонационное оформление  речи 

 


Особенности невербальной коммуникации.
     Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти  не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты  во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда  не знают или не понимают, о чем  идет речь - пожимают плечами. Однако нередко  одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь  и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям.
     Жест, которым русский демонстрирует  пропажу или неудачу, у хорватов означает признак успеха и удовольствия.
     Говоря  о себе, европеец показывает рукой  на грудь, японец - на нос.
     В некоторых странах Африки смех - показатель изумления и замешательства.
     Жители  Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции  и Италии этот жест означает, что  у человека что-то болит.
     В Греции и Турции официанту ни в  коем случае нельзя показывать два  пальца (например, имея в виду две  чашечки кофе) - это считается  очень оскорбительным жестом.
     Довольно  часто один и тот же жест имеет  не только различное, но и прямо противоположное  значение.
     Образовав колечко из большого и указательного  пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела «о`кей». Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на о.Сардиния служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами.
     Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии и в Болгарии служит знаком отрицания.
     Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идей, в Англии так  выражают скептицизм.
     Иногда  даже незначительное изменение жеста  может совершенно изменить его значение. В Англии так случилось с жестом из двух пальцев, указательного и  среднего, разведенных и поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута  к собеседнику, это - оскорбление. Если ладонь повернута к себе, то это выражение радости (первая буква английского слова «victory» - победа).
     В общении мы не придаем особого  значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или  подарок левой рукой. У тех, кто  исповедует ислам, она считается  нечистой, и вы можете нанести оскорбление  собеседнику.
     В любой культуре жесты неискренности  связаны с левой рукой. Она  выдает тайные эмоции своего владельца. Поэтому, если в разговоре собеседник жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит  не то, что думает, или просто негативно  относится к происходящему. Следует  сменить тему разговора или вообще прервать его.
     Для американца отказ разговаривать  с человеком, находящимся с ним  в одном помещении, означает крайнюю  степень отрицательного к нему отношения. В Англии это общепринятое правило.
     У народов различных культур есть различия и в восприятии пространства. Так, американцы работают либо в больших  помещениях, либо - если помещений несколько - при открытых дверях. Открытый кабинет  означает, что его хозяин на месте  и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком сделаны  из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного, постоянно на виду. Это создает  у служащих определенный стереотип  поведения, вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же традиционные формы организации  рабочего пространства принципиально  иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая  настежь дверь символизирует  крайнюю степень беспорядка.
     Таким образом, не зная различий невербального  общения разных народов, можно попасть  в неловкую ситуацию, обидев или  оскорбив собеседника. Во избежание  этого каждый менеджер, особенно если он имеет дело с зарубежными партнерами, должен быть осведомлен о различиях  в трактовке жестов, мимики и телодвижений представителями делового мира в  различных странах.
  

Функции невербальных сообщений 

     Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?
     Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о:
• темпераменте человека;
• его эмоциональном  состоянии в данной ситуации;
• его «Я»-образе и самооценке;
• его личностных свойствах и качествах;
• его коммуникативной  компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него);
• его социальном статусе;
• его принадлежности к определенной группе или субкультуре.
     Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения о:
• желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность);
• характере, или типе, отношений (доминирование--зависимость, расположение--нерасположение);
• динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т. д.).
     В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая  им регулировать взаимодействие. Она  включает сведения о включенности в  данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).
     Невербальная  и вербальная коммуникация, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии.
     Выделяют  несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными. Это функции:
• дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений;
• опровержения вербальных сообщений;
• замещения вербальных сообщений;
• регулирования разговора.
     Дополнение  означает, что невербальные сообщения  делают речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержание. Если вы обнимаете друга в тот момент, да говорите ему, что очень рады его  видеть, объятие служит дополнением  к вашему речевому сообщению. Речь можно  точнее понять и лучше запомнить, если она дублируется жестами. Например, в театральной кассе человек  сопровождает просьбу о двух билетах  жестом (показывает два пальца). Невербальные знаки могут использоваться для  усиления наиболее важных моментов речи. Так, привлечь внимание слушателя можно, повышая громкость голоса, делая  перед словами паузы или жестикулируя определенным образом (например, поднятый вверх указательный палец -- знак это важно»).
     Опровержение  означает, что невербальное сообщение  противоречит вербальному, ли на вопрос «Вам интересно?» собеседник демонстрирует  замешательство, отводит глаза в  сторону, виновато улыбается и при  этом говорит: «В общем-то, да», то дает усомниться в правдивости его  ответа. Именно потому, что невербальное поведение в значительной степени  спонтанно, меньше контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если свою первую реакцию человек  контролирует, подлинное состояние  обнаружится спустя примерно 4-5 секунд. Улыбка или выражение удивления, которые длятся дольше этого времени, могут указывать на обман. Вот почему полезно наблюдать за соответствием между речевыми и неречевыми посланиями.
     Замещение означает использование невербального  сообщения вместо вербального. Например, в шумной аудитории вы жестами сообщаете находящемуся вдали от вас приятелю, что нужно выйти поговорить. Во время дискуссии ведущий может без слов, с помощью взгляда и поворота головы и тела, предложить кому-то из участников выступить.
     Регулирование означает использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. При этом часто используются описанные выше знаки, замещающие слова, -- поворот головы в сторону того, кто должен выступать; тон голоса, сообщающий о завершении фразы; прикосновение к кому-то, выражающее желание о чем-то спросить, одобрительные или неодобрительные возгласы в адрес выступающего. Эти и многие другие знаки регулируют течение коммуникации.
     Таким образом, невербальные сообщения -- необходимая составляющая межличностной коммуникации. Они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений человека к окружающему миру. В любой, даже сугубо официальной и деловой ситуации присутствует и активно ее формирует невербально выраженное отношение субъекта общения к самой ситуации, к партнеру и к себе самому  

 


Социальное  и психологическое  значение мимики 

     Задолго до того, как дети начинают произносить  отдельные слова, выражения их лиц  передают сообщения, которые являются решающими для контакта матери и  ребенка. Выражения лиц говорят  нам о том, что дети радостны или  печальны, сердиты или испуганы, удивлены или смущены. Если мы не сможем «прочитать» то, что «написано» у  ребенка на лице, мы не сможем понять его наиболее важные сообщения, не сможем почувствовать его симпатию или  продемонстрировать свою.
     По  литературе о роли мимики в социальном развитии ребенка существует ряд  подробных обзоров (например, Charlesworth, Kreutzer, 1973; Vine, 1973). Многочисленные исследования показали, что человеческое лицо - явление экстраординарных социальных стимулов. Перечисление некоторых наиболее важных факторов проиллюстрирует значимость лица в межличностных отношениях.
     К трехнедельному возрасту младенцы начинают отвечать на взгляд внимательно смотрящего на них человека Новорожденный предпочитает лицо или его схематическое изображение  любому другому стимулу, а более  естественное изображение лица зрительно  фиксируется ребенком в течение большего времени . Лицо в сравнении с некоторыми другими стимулами (фотографиями детского рожка, медведя, шахматной доски, мишени) привлекает большее внимание и ведет к некоторому двигательному успокоению, включая снижение сердечного ритма у шестимесячных младенцев.
     Другие  исследования указывают, что предпочтение лица как стимула изменяется в  зависимости от возраста и ряда других факторов.
     Некоторая противоречивость в фактах относительно роли лица как зрительного стимула, несомненно, результат сложностей измерения. С одной стороны, трудно выделить один какой-нибудь определенный показатель зрительного поведения младенца. Проблематично, что лучше измерять, - продолжительность первого взгляда, частоту взглядов, общее время рассматривания или комбинацию этих показателей с различными психофизиологическими измерениями. Тем не менее, уже на основе имеющихся данных можно сделать вывод, что человеческое лицо - мощный стимул социального развития.
     По  мере взросления детей мимические выражения  эмоций облегчают им развитие навыков  игры со сверстниками и организацию  взаимоотношений, характеризующих  их социальную жизнь. Начиная с подросткового  возраста, привязанность направляется больше на сверстников, чем на родителей, и может относиться также к группам (таким, как школа, колледж, коллеги по работе и т. д.).
     Гипотеза  о том, что привязанность возникает  на основе эмоциональной коммуникации с помощью зрительных, оральных и  кожных ощущений, противоположна точкам зрения теоретиков социального изучения и классического психоанализа, которые  рассматривают привязанность как  функцию удовлетворения матерью  «первичных» потребностей младенца. Однако младенцы не проявляют привязанности  к другим объектам (например, к детскому рожку), связанным с удовлетворением  потребностей, и такие объекты  не вызывают ни улыбки, ни речевых звуков, ни повышения внимания. Работы Кистяковской (1965), Шеффера и Эмерсона (Shaffer, Emerson, 1964) показали, что субъект, осуществляющий уход за ребенком, не обязательно является объектом сильнейшей привязанности. Есть о важности зрительного и слухового в социальной привязанности. Роль этих сенсорных модальностей в восприятии признаков выражения эмоции очевидна. Объяснить же их важность с точки зрения редукции влечения или нормы социального научения довольно трудно.
     Было  обнаружено также, что эмоционально-коммуникативные  характеристики основываются большей  частью на выразительных реакциях, морфология которых определена эволюционно-генетическими  процессами. 

 


Выражение лица (мимика) 

     Пытаясь понять и оценить человека, распознать его ещё не проявившиеся психологические  свойства, мы первостепенное внимание уделяем его лицу. При этом наше сознание опирается не столько на черты лица, сколько на выразительные  движения - мимику. Мимика играет ведущую  роль в передаче информации при общении  на близком расстоянии, и является одной из наиболее развитых каналов  невербальной коммуникации. На лице отражается информация об эмоциях, настроении, отношении  человека к происходящему, о его  характере. Люди в большей мере способны контролировать мимику, нежели жесты, позы или интонацию.
     Для успешного общения необходимо, чтобы  человек демонстрировал мимический комплекс, в который входили бы как элементы контролируемой, так  и спонтанной мимики. Способность  контролировать мимику достигается  каждым человеком в процессе социализации и в значительной мере индивидуальна. С возрастом люди учатся "надевать" на лицо необходимую маску, скрывая  под нею свои настоящие чувства. Но в большинстве случаев контролируемая мимика перемежается с неконтролируемой.
     Важную  роль в общении людей играют глаза. Причина тому - размеры зрачков  собеседника в момент общения. Человек  с расширенными зрачками (признак  возбуждения) оценивается как приветливый, эмоциональный, отзывчивый, доброжелательный. Суженные зрачки, напротив, вызывают неприязнь. Тот же человек, но с суженными  зрачками, воспринимается другими как  холодный, отстраненный, неконтактный, эгоистичный.
     Однако  размеры зрачков могут зависеть от целого ряда внешних факторов, таких  как общая освещённость места, положение  головы относительно источника света. При ярком свете зрачки будут  сужеными, а в полутёмном помещении - расширенными. Размеры зрачков  зависят и от остроты зрения. У  людей страдающих близорукостью - расширенные, а у дальнозорких - сужены.
     Взгляд  также выполняет коммуникативную  функцию. Частота и характер взгляда  может указать на характер отношений. Взгляд, обращенный на другого человека, может быть направлен на разные области  лица и тела и в зависимости  от этого несёт различную информацию о характере общения:
     Деловой взгляд - концентрируется на области  лба и глаз собеседника и создаёт  серьёзную атмосферу;
     Социальный  взгляд - сосредотачивается на уровне глаз и рта собеседника. Такой  взгляд располагает к дружелюбному общению;
     Интимный  взгляд - от уровня глаз вниз на другие части тела;
     Если  при общении человек смотрит  на собеседника менее ? времени, то это может быть признаком того, что он что-то не договаривает, пытается скрыть что-либо или что он робок по натуре.
     Есть  люди, которые никогда не смотрят  в глаза, не спешите думать, что  у такого человека не чиста совесть  или он трус. Нет, ни у кого вы не найдёте  более ясного и твёрдого взгляда, чем у закоренелого подлеца. Среди тех, кто упорно избегает смотреть в глаза, как раз довольно часто встречаются люди с повышенным чувством ответственности и твёрдой волей. Некоторые застенчивые люди, наоборот, упорно смотрят в глаза другим.
     Более того, нужно иметь в виду: если собеседник долго смотрит на вас  в упор остановившимся ("остекленевшим") взглядом, это скорее всего значит, что половину сказанного вами он пропускает мимо ушей. Напротив, когда собеседник искренне слушает, он может бессознательно вращать глазами - признак того, что он прикладывает усилия, чтобы полностью постичь смысл ваших слов.
     Если  он опускает глаза, это свидетельствует  о том, что он сильно переживает сказанное  вами. Глаза, заведённые вверх и в  сторону, означают, что слушатель  полностью поглощен содержанием  вашей речи. Открытый прямой взгляд считается признаком отсутствия вины.
     В любом общении, взгляд выполняет  функцию синхронизации, и помогает поддерживать контакт при разговоре.
     От  того, насколько умело человек  использует свой взгляд, значительно  зависит его успех. С помощью  взгляда можно улучшить отношения  с другими людьми. Для этого  при общении необходимо встречаться  взглядом с данным человеком не менее 60-70% времени.
     Наиболее  выразительными в мимической палитре  оказываются губы и брови, поэтому, когда мы стремимся понять состояние  собеседника. Нужно смотреть именно на них.
     Плотно  сжатые губы и стиснутые зубы свидетельствуют  о решительности, настойчивости; плотно закрытый рот - о целеустремленности и твёрдости. Напротив, расширение ротовой  щели выражает снижение психологической  активности. Особое значение имеют  уголки рта. Когда они опущены  к низу признак депрессивного  состояния , даже если человек шутит и кажется активным. 

    Позы  и жесты
     Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу  других присутствующих лиц. Лица с более  высоким статусом принимают более  непринужденную позу. В противном  случае могут возникать конфликтные  ситуации.
     Одним из первых на роль позы человека как  одного из невербальных средств общения  указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо и закрытости, либо о расположении к общению.
     Поза, при которой человек перекрещивает  руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные  на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек  выставляет между собой и своим  собеседником. Закрытая поза воспринимается как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть  информации, воспринятой из такой  позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения  позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.
     Открытой  считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к  партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
     Если  человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника  и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и  откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться  прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек  же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной  непринужденной позе.
Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и  жесты. 
 

 


Заключение 

     Одним из важнейших индикаторов в управлении менеджера является находящаяся  в его распоряжении информация. Используя  и передовая эту информацию, а  также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его  возможности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось  наиболее адекватное восприятие теми, кому она предназначена.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.